Урок развития речи в 5 классе обучение сочинению-рассуждению

Сочинение

Урок развития речи в 5 классе «Радость есть особая мудрость»

(МОУ СОШ № 3 учитель Васильева Т.А.)

Цели урока:

1.Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).

2. Расширить представления детей о таком типе речи текста, как рассуждение; способствовать отработке навыков построения сочинения-рассуждения, познакомить учащихся со словами, выражающими личное мнение.

3.Побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость, воспитывать в них стремление к красоте побудить стремление к творчеству

4. Дать возможность учащимся воплотить в словах и рисунках мечты и мысли, способствовать личностному развитию учеников, осознанию ими роли радости как психологического здоровья человека.

Форма урока: урок развития речи с элементами конструирования текста по типу речи рассуждение.

Оборудование: раздаточный материал (тексты), памятка «Как писать сочинение-рассуждение», листы для рисования, фломастеры, музыкальное оформление

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей урока.

Сегодня у нас урок развития речи, и я хотела поговорить с вами о таком понятии как радость . Кто-то бывает рад подарку, кто-то хорошей оценке. Но Радость бывает разная и у каждого она своя. Каждый из вас хоть один раз в жизни был удивлен, изумлен чем-то. Возможно, это было в стареньком деревянном бабушкином доме, когда ранним летним утром в окно заглядывало солнце; а ,может быть, это произошло весной, когда ты проснулся и услышал звон капели. Может быть, это была радость от встречи с удивительным человеком или с лесным зверьком. Главное – уметь удивиться, не пропустить эту встречу с чудом. И тема нашего урока «Радость есть особая мудрость » .Откроем тетради и запишем тему.

Мы с вами постараемся задуматься над вопросами:

Что такое радость?

Чему можно радоваться и удивляться?

Каждый ли человек умеет радоваться?

Работа с ключевыми понятиями урока.

Запишем ключевые слова нашего урока.

Учитель записывает на доске:

радость чудо диво

Подберите однокоренные слова.( 3 ученика выходят к доске и записывают слова)Остальные ученики дополняют , предлагают свои варианты.

43 стр., 21460 слов

Урока: «Административная ответственность за нарушения ПДД» Тип ...

... о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская ... услуг и эксплуатации транспортных средств. Это дает основания выделить правонарушения на транспорте в обособленную самостоятельную группу ... виновность и наказуемость деяния). А так же правонарушения на транспорте можно подразделить на виды – преступления и ...

( Запишем, чему можно радоваться. Учитель на доске:

Радоваться (кому? )

( чему?) – приведите примеры. (солнышку, цветам, дождю, друзьям, маме)

Помощь: самый дорогой человек, пришли в класс, увидели друг друга., выглянули вчера в окно, летом чему ?

Чтение примеров, приведенных учащимися.

К нашим словам мы еще вернемся, а сейчас мы поработаем с текстами.

Актуализация прежних знаний.

(На доске вопросы : что произошло? какой? почему?)

Возьмите листочек с текстами. Итак, давайте прочитаем тексты и вспомним, какие типы речи текстов существуют в русском языке.

Чтение текста № 1. (ученик читает текст)

Беседа по тексту:

Ребята, умела елочка радоваться?( Ответ)

К тексту можно задать вопрос.

Какой из этих вопросов ( учитель указывает на доску) подходит к данному тексту?

А еще к текстам можно нарисовать картинку.

Учитель показывает иллюстрацию.

Посмотрите, какие картинки нарисовал художник к этому тексту . Почему ему пришлось сделать несколько картинок ? Какой вопросы он себе задавал?

Вспоминаем, какой это тип речи? ( Ученики отвечают, что это повествование) итак, повествование у нас отвечает на вопрос :Что произошло?.

Давайте прикрепим нашу картинку на доску рядом с вопросом .

( Ученик прикрепляет)

Чтение текста № 2. Беседа по тексту № 2.

Какое впечатление производит на вас портрет героини повести?(хорошее, доброе, светлое).

Какой из наших вопросов мы выберем к данному тексту? ( какой.?)

Как называется текст такого типа речи? (описание )

(Какие еще виды описаний вы знаете? (описание природы – пейзаж, описание интерьера)

Посмотрите на иллюстрацию, которую нарисовал художник. Обратите внимание, здесь одна картинка, потому что художник , когда рисует, тоже отвечает на вопрос : Какая девочка? Прикрепляем иллюстрацию к доске.

Чтение текста № 3 . Беседа по тексту:

Какой своей радостью с вами поделился писатель К. Г. Паустовский?

Какой вопрос мы зададим к этому тексту? Как называется такой тип речи?

( вопрос почему, тип речи- рассуждение)

Ребята, а вот художник не смог нарисовать иллюстрацию, как вы думаете почему?

( Потому что рассуждение объясняет факты, понятия, явления. Нельзя изобразить ) Иллюстрация прикрепляется.

Вспомним, как мы должны строить рассуждение. Из каких 3 частей оно состоит?

  • тезис , доказательство, вывод.

Найдите в тексте № 3 тезис? ( ученики читают)

А чем это доказывает автор, какие примеры он приводит? Перечислите.

Прочитайте вывод рассуждения. Молодцы!

Конструирование элементов рассуждения.

Представьте себе, что вы работаете редакторами, и вам надо изменить текст № 4, дополнить его. Поможет нам памятка «Как писать сочинение- рассуждение».

Давайте прочитаем ,как еще можно оформить тезис.(чтение )

Задание: сформулируйте тезис в виде вопроса и запишите в пустую строку. Можно выполнять работу в паре с соседом, советоваться.

11 стр., 5178 слов

«Развитие речи учащихся на уроке литературы»

... работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ... обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. эстетический, Третий ...

(проверка 1-2 ученика)

Познакомимся со словами- помощниками. Прочитайте их.

Зачем они в доказательстве? Прочитаем об этом в памятке.

Введите текст слова – помощники на свободные места ( проверка 1 -2 работ).

3 часть вывод. Читаем. В нашем выводе есть ответ на вопрос «Почему же это увлекательное занятие — изучать строение слова»? Есть, а какое слово можно добавить?

Психологическая пауза. Прием рисования.(1-2 мин.)

Вы хорошо поработали редакторами, А теперь я хочу ,чтобы вы сами стали творцами радости. Попробуйте нарисовать радость в виде символа. Что для тебя значит радость? Может, бабочка на цветке или солнечный лучик или улыбка? ( Учитель раздает фломастеры. В ходе работы звучит музыка « В мире животных»)

Ученики и учитель рисуют.

А теперь, кто хочет поделится своей радостью, может выйти и прикрепить свой символ к доске.( Ученики выходят к доске и прикрепляют листы)

Молодцы, вы наполнили наш класс энергией света и радости.

Но все ли мы умеем удивляться, настраивать себя на доброе, ценить чудесные моменты нашей жизни? Послушайте сказку. Можно даже закрыть глаза и представить.

6. Чтение сказки. Учитель читает сказку.

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь лес свой поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя ,как в зеркало. Ни с кем ни ссорилась. Веселая, добрая речка. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула грустно, потянулась, зацепилась за корягу. Совсем расстроилась речка, помутнела вода. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказалось, маленький лосенок пришел попить и запутался в прибрежной траве, еле выбрался. Обиженная речка рассердилась, фыркнула и вышла из себя. Из берегов своих Сначала на траву, потом до кустов, растекается речка, понимает, что не то делает, а вернуться не может. Вышла из себя, сорвалась, и вперед бежать уже сил нет, и обратно не вернешься. Мутной ,грязной трясиной становится речка. Гниют ветки, листья в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится . БолотоА была речка. БылаВеселаяДобрая. Только вышла из себя.Выйти каждый может…Выйти легко Очень Не надо кричать.и дверью хлопать стоит. Спокойно Тише, пожалуйста , тишеТише

Беседа о прочитанном.

Понравилась вам сказка?

Какой мы увидели речку до того, как она рассердилась?

Чему учит сказка? Видите, как важно и как сложно бывает сохранить в душе доброе, светлое, радостное настроение! Поэтому и называется урок « Радость есть особая мудрость».

А теперь на несколько минут станем писателями. Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Что такое радость?». Помните, о чем мы говорили на уроке, используйте слова — помощники и ключевые слова на доске, ведь самое главное для вас раскрыть понятие радости. Каждый будет писать о своей. А во время работы будет звучать музыка.

Ученики пишут работы. 5-6 мин.

8. Чтение работ.(1-2 ученика)

Домашнее задание. Продолжите свою миниатюру, дополните свое рассуждение, спросите в своей семье, что для них означает радость, а на следующем уроке обязательно поделитесь с Бертой Павловной своей радостью.

9 стр., 4035 слов

По заданному тексту это -рассуждение о смысле отрывка

... сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Сочинение ... выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 7 . О чём писать в заключении? Заключение так же, как ...

9. Итоги урока. Мы с вами повторили сегодня типы речи , попробовали себя в роли редактора (конструировали текст), были художниками и даже писателями. Мне было очень приятно познакомиться с вами и очень радостно работать. Я возьму себе на память эту радость, а вам на память оставлю фломастеры и наши памятки. Пользуйтесь ими и пишите хорошие сочинения.

Памятка

Как писать сочинение-рассуждение

Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.

В доказательство лучше ввести слова и выражения «я считаю», «по моему мнению» и другие. Тогда рассуждение из общего превратится в личное.

Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен отвечать на вопрос тезиса.

Слова-помощники

Я думаю, | Может быть,

По моему мнению, | Наверное,

Я считаю, | Пожалуй,

Памятка

Как писать сочинение-рассуждение

Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.

В доказательство лучше ввести слова и выражения «я считаю», «по моему мнению» и другие. Тогда рассуждение из общего превратится в личное.

Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен отвечать на вопрос тезиса.

Слова-помощники

Я думаю, | Может быть,

По моему мнению, | Наверное,

Я считаю, | Пожалуй,

15