Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию природы. Весна (5 класс)

Сочинение

Урок развития речи, Подготовка к сочинению – описанию природы. Весна

5 класс

Цели.

Образовательные:

— создать условия для изучения терминологии, используемой при написании сочинения-описания;

— продолжить работу над формированием грамотной устной и письменной речи;

-организовать творческую деятельность для написания сочинения, используя личные наблюдения произведений признанных мастеров слова, репродукции картин художников на основе интегративного подхода к созданию художественного текста;

— создать условия для написания собственного текста.

Воспитательные:

— воспитывать способствовать к формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.

Развивающие:

— создать условия для развития мышления, внимания, эстетического вкуса;

— развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Задачи урока:

— закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием;

— научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).

— познакомиться с репродукциями русских художников;

— познакомиться с примером авторского описания природы.

Формы работы:, Оборудование:

Словарь

Описание —

Эпитет – слово или сочетание, подчеркивающее или выделяющее признак предмета, явления.

Метафора –

Клише фраза, выражение, воспроизводимое по образцу

3 стр., 1414 слов

Урок «Красота родной природы в творчестве русских художников, ...

... – сочинение , взаимосвязь элементов произведения, переходящая в какую – либо идею, сюжет. Русская пейзажная живопись - произведения русских художников-живописцев ). Художники – живописцы художников-пейзажистов вы знаете Пейзажная Рассмотрим два пейзажа «Золотая осень » В. Д. Поленова и И. И. ...

Оформление доски

Эпиграф:

Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему,

надо убедить себя, что ты видишь это впервые.

К.Г.Паустовский

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок необычный, творческий.

Актуализация опорных знаний.

  1. Прежде чем приступить к работе, посмотрите на экран. Перед вами картины известных художников.

Слайды 1- 3

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин по теме «Весна» (презентация «Весна»).

Есть просто храм

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –, С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток., Не оскверняй его святынь.

Учитель. Музыка, которую вы сейчас слышали – это отрывок из пьесы композитора П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник». Композитор очень любил русскую природу и посветил ей цикл пьес.

  • Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
  • Хочется грустить или радоваться?
  • Почему весна — одно из самых любимых времен года?

Работа с эпиграфом.

Слайд 4

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К. Паустовского: « Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые».

  • Как вы понимаете слова писателя

К.Паустовский мечтал дожить до ста двадцати лет только потому, “что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы”. Она полна поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь.

  1. Сообщение темы и целей урока.

    11 стр., 5148 слов

    Описание природы весной. Весенняя природа (описание) Описать ...

    ... но с первыми рассветными лучами она опять оживает. Весной в лесу очень хорошо, свежий воздух уже не пахнет сыростью, а благоухает ароматами зелени. Начинается новый виток природы. Категория: Сочинения на свободную тему Весной лес ...

Я сегодня часто употребляю слова «весна и природа». Так какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься? ( Описание природы. Весна )

Слайд 5

  • Как вы думаете, чтобы написать сочинение, какие цели мы должны перед собой поставить?

Слайд 6

Нам нужно передать не только звуки, но запахи, краски весны, рассказать о небе, солнце, траве и листве.

  • Так что будет результатом нашей работы?

Работа по теме урока.

  1. Выступления учащихся о картинах

Совершим небольшую виртуальную экскурсию в картинную галерею.

Ребята поработали с учителем изобразительного искусства и получили предварительное задание подготовить небольшие сообщения о художниках и картинах, посвященных теме «Весна»

Слайд 7

Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода» 1896 . Здесь показано, с какой любовью художник изобразил красоту пробуждающейся природы. Березки утопают в разлившейся реке. У берега примостилась одинокая лодка. Покой и идиллия вокруг.

Слайд 8

Бакшеев Василий Николаевич

Слайд 9

1823 году Алексей Гаврилович

  1. Работа со словарем

(описание, повествование, рассуждение)

(описание)

(Мне озвучить)

Слайд 10

— Какие художественные средства мы будем использовать в сочинении? (эпитеты, метафоры)

(Мне озвучить)

Слайд 11

(Для того чтобы научиться описывать природу, необходимо её наблюдать)

IV. Упражнение на коррекцию логического мышления на основе классификации

Работа выполняется устно.

Слайд 12

А) Март, апрель,

Б) Яркий, солнечный,

В) Зеленый, нежный,

V. Работа по подготовке к сочинению.

А) Работа над вступлением.

(вступление, основная часть и заключение)

— Всегда самое трудное начать сочинение . Как бы вы начали свой текс? О чем будем говорить во вступлении? (Во вступлении можно описать, как изменилась природа весной, 1-2предложения.)

7 стр., 3027 слов

Исследовательская работа «Роль восклицательных предложений в тексте»5 кл

... Щербаковой) Фрагмент сочинения: Одна из функций восклицательных предложений это усилений эмоционального воздействия на читателя. ... предложении 17, чтобы передать свое недовольство и возмущение плохой игрой актеров. 3. Исходный текст: (44) — Но ведь солнце ... тем лучше читающий сможет их понять. На самом деле таким способом они достигают обратного эффекта – читатель воспринимает лишние восклицательные ...

Пришла долгожданная весна., Работа над первым предложением

(Наступила весна. Весна пришла.)

— Каким должно быть начало сочинения? Веселым, грустным, печальным, задумчивым? (Радостным, взволнованным! После долгой зимы все с нетерпением ждут наступления весны. Всем хочется тепла и солнца)

  • Правильно. Поэтому весна всегда долгожданная.

(Ученик у доски

Наступила долгожданная весна. Все вокруг ожило, засияло яркими красками., Б) Работа над основным содержанием сочинения.

1) Орфографическая разминка . Работа в группах (5 мин.)

Это самостоятельная работа 5-7 минут.

Слайд 13

Ро…кий лу… со…нца, наслажда…ся тиш…ной, дли…ые сосульки, г…лубое небо, весе…яя к…пель, любова…ся пр…родой, прозрач…ный воздух, неисс…каемый источник.

Заслушать по 1 представителю групп, все проверяют.

2) Физкультминутка. Зарядка для глаз

Слайды 14 — 17

3) Работа по карточкам.

Перед вами карточки разных цветов: зеленые – сложные (составить предложения из существительных и прилагательных, предложенных вашими товарищами) , синие – упрощенные (прилагательные), желтые – простые (существительные). Возьмите карточки по тому уровню сложности, который вам по силам.

Задание: подберите существительные, прилагательные и глаголы, которые помогут вам описать весеннюю природу, а затем заполнить таблицу.

существительные

прилагательные, метафоры

предложения

небо

лазурное

Посветлело лазурное

солнце

ласковое

Ласковое солнце освещает все вокруг.

5 стр., 2314 слов

Конкурсная работа » Зелёная планета». : » Крымский лес»

... чтобы встретиться вновь. Сочинение на тему моя любимая планета земля Вы здесь: Главная На разные темы Сочинение на тему “Земля” Яндекс.Директ ... происходят из-за стремления человека постичь неизвестное? И то, и другое возможно. Еще ... а защищать свой дом и его обитателей. Надо бы, да всё не так ... печально. Невыносимо смотреть на подобные изменения, на то, как с каждым годом экологическая ситуация становится ...

цветы

первые, робкие

Появляются

деревья

в зеленой дымке

Деревья покрылись зеленой дымкой.

ветерок

теплый, робкий

Теплый ветерок играет волосами.

весна

долгожданная

Наступила

птицы

перелетные

Возвращаются домой перелетные птицы.

Это самостоятельная работа 5-7 минут., Проверка по 1 представителю от группы

3) Творческая работа по распространению текста. Задание выполняется самостоятельно. Старшие группы помогают тем, у кого не все получается

Перед вами листы — клише.

Слайд 18

Клише — фраза, выражение, воспроизводимое по образцу

— Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.

  1. Весна – половодье звуков. (Поет, дует, резвится)_____ весенний ветерок.

  2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.

  3. Зеленые травинки с шорохом поднимают __________(прошлогодние, опавшие осенью, пожухлые) листья. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).

  4. С треском ломаются___________ (зеленые, клейкие, бурые) почки.

  5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

Проверка: Прочитайте предложения, которые вы записали.

  • Молодцы! А к какому стилю можно отнести ваши предложения?
  • А вот как описывал это время года А.Толстой. Какие художественные средства использовал автор?

Слайд 19

Вы прослушали, как описал это время года признанный мастер художественного слова. Он создавал словами картину, возникшую в его душе под влиянием того, что писатель видел на улице. Дома вы будете в своих сочинениях описывать весну под влиянием впечатлений от картин, увиденных сегодня на уроке, от музыки, услышанной при просмотре слайдов, и вашего восприятия весенней природы.

2 стр., 700 слов

Презентация по литературе в 5 классе » -миниатюра «О чем ...

... предложения, состоящие из одного слова. Слайд 14 Пример сочинения. Идешь , бывало, по лесу, присядешь отдохнуть под деревом. О многом расскажет дерево. ... духовного мира человека. Слайд 9 Как написать сочинение-миниатюру Миниатюра - это сочинение небольшого объема на ... о чем говорят цветы. Слайд 6 Как вы понимаете слова бабушки : «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я ...

В) Работа над заключительной частью сочинения

(Заключение)

Какое, по вашему мнению? ( Мы рады наступлению весны! Вот такое это удивительное время года! ), Г) Работа с планом сочинения

Слайд 20

  • Вступление (описать, как изменилась природа весной);

  • Основная часть (картинный план);

  • Заключение (Чем привлекает вас природа весной).

Составьте свой план., План. (Читает ученик )

1. Весна – чудесное время года.

2. Природа весной:

а) небо;

б) воздух;

в) солнце;

д) деревья.

3. За что я люблю весну.

Проверка работ

— Напоминаю, что каждая часть пишется с красной строки

VII . Итог.

-На уроке мы постарались увидеть красоту весенней природы глазами художников, поэтов, писателей, музыкантов. Составили таблицу, которая поможет в создании собственного сочинения. Вспомнили структуру сочинения. Как вы считаете, вы справитесь с домашним заданием?

VIII . Рефлексия.

Слайд 21

— Удалось ли нам выполнить те задачи, которые мы поставили в начале урока?

— Чему мы с вами смогли научиться сегодня?

-А сейчас подберите прилагательное, которое более точно ответит на вопрос:

( Интересным. Полезным. Ярким.)

IX . Домашнее задание

Слайд 22

Дома напишите сочинение — описание весны, используя собранный на уроке материал, а также используя свои впечатления от этого времени года. Прежде чем начать работу, проникнитесь настроением радости, ожидания весны.

2 стр., 524 слов

Из простых предложений составьте сложные с м и подчинением

... похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной. 5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей. Виды предложений Номер предложения Простые Сложносочинённые Сложноподчинённые Сложные ... первое, т.е. раскрывает его содержание. В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 9. Расставьте знаки препинания в предложении: Когда мы произносим какое- либо слово то ...

Объявление отметок.

Слайд 23

Спасибо за урок.

Клише

  • Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.

Весна – половодье звуков. (Поет, дует, резвится)_____ весенний ветерок.

  • Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.

  • Зеленые травинки с шорохом поднимают __________(прошлогодние, опавшие осенью, пожухлые) листья. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).

  • С треском ломаются___________ (зеленые, клейкие, бурые) почки.

  • Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

  • Клише

    • Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.

    Весна – половодье звуков. (Поет, дует, резвится)_____ весенний ветерок.

  • Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.

  • Зеленые травинки с шорохом поднимают __________(прошлогодние, опавшие осенью, пожухлые) листья. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).

  • С треском ломаются___________ (зеленые, клейкие, бурые) почки.

  • Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

  • Клише

    • Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.

    Весна – половодье звуков. (Поет, дует, резвится)_____ весенний ветерок.

  • Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.

  • Зеленые травинки с шорохом поднимают __________(прошлогодние, опавшие осенью, пожухлые) листья. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).

  • С треском ломаются___________ (зеленые, клейкие, бурые) почки.

    12 стр., 5748 слов

    «Односоставные предложения»

    ... напоминает подлежащее или сказуемое. Поэтому нельзя отказать в правоте тем ученым, которые называют его недифференцированным главным членом односоставного предложения. С другой стороны, если это не подлежащее и не ... на глагольные и именные главный член может быть или сказуемым, или подлежащим: в глагольных - только сказуемым, в именных - как сказуемым, так и подлежащим. Зимой греет, весной ...

  • Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

  • Составить предложения на тему «Весна» из существительных и прилагательных, предложенных вашими товарищами

    Составить предложения на тему «Весна» из существительных и прилагательных, предложенных вашими товарищами

    Составить предложения на тему «Весна» из существительных и прилагательных, предложенных вашими товарищами

    Составить предложения на тему «Весна» из существительных и прилагательных, предложенных вашими товарищами

    Составить предложения на тему «Весна» из существительных и прилагательных, предложенных вашими товарищами

    Составить предложения на тему «Весна» из существительных и прилагательных, предложенных вашими товарищами