Урок развития речи в 5 классе Подготовка к сочинению-рассуждению с элементами описания по картинам русских художников «Какого цвета снег»

Сочинение

ХОД УРОКА

Сосновцева О.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области

Урок- открытие новых знаний, Тема: Сочинение – описание с элементами рассуждения по картинам русских художников

Цели:

  • овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;
  • развитие образного и логического мышления, речи, чувства языка, языковой памяти; развитие интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей;
  • формирование школьника как личности, воспитание любви к родному языку, к произведениям живописи.

Задачи:

  • подготовить к написанию сочинения;
  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
  • учить «читать» картину, осмысливать её идейный смысл.

Оборудование:

  • репродукции картин А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; раздаточный материал со стихотворениями русских поэтов;
  • тетрадь-помощница с опорными словами (записаны цвета, которые используют художники для передачи снега, краткая информация о художниках, слова для словарной работы)
  • словари
  • аудиозаписи П.И.Чайковский «Времена года» («Декабрь», «Январь»), Свиридов «Метель».

I. Самоопределение к деятельности \ Подготовка к восприятию темы. Создание положительной мотивации

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

О каком времени года идёт речь?

– Давайте закроем глаза и отправимся в зимний лес. Прислушайтесь, присмотритесь к тому, что вы там увидите.

(Звучит произведение А.Вивальди Времена года.Зима)

– Давайте закроем глаза и отправимся в зимний лес. Прислушайтесь, присмотритесь к тому, что вы там увидите.

(Звучит произведение П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»)

– Каким вы увидели зимний лес? Что услышали? Что почувствовали? Вам понравилось в зимнем лесу? Постарайтесь остаться в этом состоянии на протяжении всего урока.

21 стр., 10185 слов

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

... уроках музыки прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Глава I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА - ЭКОЛОГИЯ В ...

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности, Игра «Хорошо- плохо»

  1. Что в зиме хорошо- почему? —белая снежинка

Зимой самый любимый праздник — Новый год.

-И елку надо украшать,

-и Дед Мороз подарки дарит

— можно на санках и лыжах кататься, и в снежки играть, и крепость строить

  1. Что в зиме плохо- почему?— синяя снежинка

Зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо

— Холодно, надо много одежды надевать

На сегодняшнем уроке мы займемся рассуждением на тему «Какого цвета снег». Для начала, давайте вспомним, что снег бывает разного цвета. Для кого-то он искристый, в переливах серебристый. Для других он может быть голубым или иметь нежную белизну. Иногда снег может быть желтоватым от солнца или богатым теплой краской. Даже серый снег бывает, когда он тает весной. Все это чудеса снежного «портрета», где почти все краски цвета представлены.

Тема урока: Р.Р. Сочинение — рассуждение «Какого цвета снег»

На этом уроке мы будем рассуждать о том, какого цвета может быть снег.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Вопрос о том, какого цвета снег, волнует многих живописцев и касается не только изобразительного искусства, но и науки в целом. Нам представляется очевидным, что однозначного ответа на этот вопрос не существует. Однако благодаря исследованию и анализу работ известных русских художников и поэтов, мы сможем составить собственное представление об этом явлении природы.

Цель нашего исследования — подготовиться к написанию сочинения на тему «Какого цвета снег?» и выработать собственное видение этой проблемы на основе рассмотренных картин.

1. Моё восприятие зимы

Перед нами стоит задача описать своё восприятие зимы, чтобы подготовиться к анализу красок и оттенков на рассмотренных картинах. Зима — это для меня время, когда все вокруг становится тихим и спокойным.

На улицах появляется белый снежный покров, придающий всей природе особую красоту. Окружающие здания и деревья теряют свои очертания в этой белой глади, создавая ощущение невесомости и начала нового цикла жизни.

Каждый день зимы неповторим, каждый снежинка уникальна и кажется созданной для каждого человека лично.

5. Первичное закрепление

1. Знакомство с картинами, проведение словарной работы, Аркадий Александрович Пластов «Первый снег», Алексей Саврасов «Дворик. Зима»

Далее мы ознакомились с работами известных русских художников Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» и Алексея Саврасова «Дворик. Зима». Рассмотрим их художественную технику, чтобы понять, как создается изображение зимнего пейзажа.

Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень»

Далее мы рассмотрели работу Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Мы обратили внимание на широкий использование голубых и фиолетовых тонов в этой картине, создающих впечатление прозрачности и легкости. Было выявлено, что холодные оттенки голубых и фиолетовых оттенков помогают передать смутную тайну зимней природы и ее переменчивость.

16 стр., 7728 слов

По картине А.А. Пластова «Первый снег». 4-й класс план-конспект ...

... красивая, нежная зимняя картина великого художника. Сочинение по картине А. А. Пластова “Первый снег” , Вариант 1 Зима пришла. Детство. Ранним ... Пахнет свежестью. Чувствуется лёгкость этого снега, мороз. Рассмотрев картину как следует, я понял, что она понравилась ... цвета, поэтому картина вызывает светлые и радостные чувства. Мне очень понравилась эта картина. Я вспомнила, как я увидела первый снег ...

Опыты на определение цвета снега:

  1. Химическим путем\нагрев снег, слить воду через воронку с фильтром — грязная вода! – снег не может быть белым.
  2. Цветные пластинки: смотреть на снег.

Вывод:

От наличия примесей — загрязнение!!!, От времени суток \меньше солнечного света

Итак, мы убедились, что цвет снега может иметь разные оттенки: от белого до синеватого, от желтого до серого. Эти оттенки определяются разными факторами: загрязнениями атмосферы, временем суток и освещенностью, преломлением света.

Все эти нюансы мы увидели на рассмотренных картинах и смогли составить своё представление об этом удивительном явлении природы.

– Я упомянула слова репродукции картин. А что такое картина? (Произведение живописи в красках ) .

Полотно, произведение, холст, шедевр)

слова репродукция картины

  • Что объединяет эти картины? Что на них изображено? (Природа)

? (Пейзаж)

(Пейзажист)

2. Как приходит зима?

(Пластов «Первый снег»)

Краткая справка о художнике: Аркадий Александрович Пластов (слайд 9) родился в селе Прислониха недалеко от Симбирска. Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. После обучения вернулся в родное село и как самый образованный был избран председателем колхоза, который возглавлял долгие годы. После того. Как отошёл от колхозных дел посвятил себя полностью рисованию.

– Что убеждает нас в том, что это действительно начало зимы? (Автор показал снег только что выпавший и продолжающий падать. На картине есть ещё кусочки земли. Нет сугробов)

(Ветви деревьев наклонены, словно дует ветер)

(Девочку и мальчика, которые выбежали из дома и смотрят на первый снег)

(Их очень заинтересовал первый снегопад, они рады ему)

  • А какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег?

(Не колючий, светло-синий

(На белую пухлую вату)

(Сравнение)

Белый, чистый, свежий

(Неиспачканный, незагрязненный)

Сероватый, зеленоватый, коричневатый)

– Запишем эти слова. Выполним морфемный разбор.

Сероватый, зеленоватый, коричневатый.

Какое значение вносят суффиксы —

(Использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)

Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега?

(важно было показать белизну, чистоту первого снега, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)

11 стр., 5465 слов

Брейгель «охотники на снегу» описание картины, анализ,

... мира, изобразив на полотне единение человека с природой, гармоничность их сосуществования. История картины Питер Брейгель старший (художника называли так, чтобы отличить от сына, тоже живописца) написал цикл о временах ... на снегу», написанная в 1565 году, находится в собрании венского Музея истории искусств. Передний план Композиция построена таким образом, что взгляд зрителя плавно скользит по ...

Художник Игорь Эммануилович Грабарь, известный архитектор и реставратор, был также талантливым художником. Он увлекался рисованием с детства и получил художественное образование в Петербургской академии художеств. В начале ХХ века он стал директором Третьяковской галереи в Москве и затем Русского музея в Санкт-Петербурге.

Одним из ярких произведений Грабаря является картина «Февральская лазурь». Художник описывает зимний лес в феврале, который привлек его внимание своими красками и красотой. Грабарь видит перед собой березу с редкостным ритмическим строением ветвей и ошеломляется красотой зрелища. Он видит перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Художник хочет передать эту фантастическую красоту на своей картине.

Главным цветом, который покорил Грабаря, является голубой. Он описывает его как цвет февральской лазури, который переливается и сияет на солнце. Голубой цвет присутствует в тени деревьев, создавая особую атмосферу и настроение.

На переднем плане картины Грабарь изобразил березу. Береза — символ России, она передает любовь и уважение к родной природе. Художник видит в березе особую красоту и уникальность, именно поэтому он выбрал ее для своей картины.

Снег на картинах Грабаря изображен искрящимся и радужным. Художник хотел передать солнечное настроение февральского дня и показать красоту русской природы.

2. Снег на картинах русских художников

Мы обсудили, каким образом художники передают на своих картинах образ зимы и снега. В частности, рассмотрели две картины: “Первый снег” А.А.Пластова и “Февральский снег” И.Э.Грабаря. На обоих полотнах прекрасно видно, как с помощью красок передан теплый и уютный образ зимней природы.

3. Физминутка

В рамках физминутки провели игру в кругу “Добавлялки-вычиталки” и игру в снежки. Также обсудили, как зимой звери и люди готовятся к ней — например, заяц меняет свою шубку.

4. Отработка умения использовать в речи тропы

В ходе занятия мы обсудили, какими словами художники и поэты передают образ зимы и снега. Узнали, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают создавать яркие и выразительные образы.

Попробовали использовать данные тропы в своих высказываниях. Научились составлять предложения об зиме и снеге, используя тропы и изображательно-выразительные средства языка.

5. Подведение итогов

Мы обсудили цвет снега на картинах русских художников и пришли к выводу, что он зависит не только от состояния природы, но и от замысла художника. Цвет передает не только образ, но и отношение художника к той зиме, которую он изображает на своих полотнах.

3 стр., 1181 слов

По картине Мартовский снег Грабаря 3 класс

... и делает его еще более долгожданным. Сочинение описание по картине Грабаря Мартовский снег Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь ... и в правду передвигается по картине и идет к колодцу набрать воды. Художник не показывает зрителю ее ... детали тут так размыты. 3, 7 класс Описание настроения картины Мартовский снег Популярные сегодня темы На картине несколько «троек». Трое ...

1. Словарь чувств

Мы проработали слова и чувства, которые связаны с зимой и снегом. Узнали, как художники и поэты передают свои впечатления и чувства на своих полотнах и в стихах.

  • Можем ли мы сказать, что открыли секрет художника?
  • О чем мы будем писать в заключении? Как его озаглавим.

Определить тип речи.

3. Секрет художника (рассуждение).

Какой вид плана мы составили? Обратим внимание на знаки препинания при оформлении плана.

6. Рефлексия

Звучит вальс Свиридова «Метель».

« В зимнем лесу»

Домашнее задание: