Светлана Морозова
Урок по теме «Красота родной природы в творчестве русских художников, поэтов, композиторов. Осенний пейзаж»
осенний пейзаж
Задачи :
прекрасное
закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра;
природы в пейзажах русских художников
композицию
развивать умение выполнять рисунок пейзажа , используя законы линейной и воздушной перспективы;
- показать связь изобразительного искусства, музыки и литературы.
1. Оргмомент.
Регистрация учащихся в классном журнале. Подготовка рисовальных принадлежностей.
2. Вступительное слово учителя.
урок с замечательного стихотворения И
пейзаж влечет меня
Не краски я стремлюсь подметить,
красках светит
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…
- Ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока ? (пейзаж )
прекрасная пора — осень
- Как вы думаете, а какая цель нашего урока ? (нарисовать осенний пейзаж )
компьютера
пейзаж
композиция
русская пейзажная живопись
— Но сначала кто нам подскажет, какой жанр изобразительного искусства называется пейзажем ? (Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы . Композиция – сочинение , взаимосвязь элементов произведения, переходящая в какую – либо идею, сюжет. Русская пейзажная живопись — произведения русских художников-живописцев ).
Музыкальный пейзаж примеры. «Музыка и изобразительное искусство
... картины природы. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА Урок 26 Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов. Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; ...
Художники – живописцы
художников-пейзажистов вы знаете
Пейзажная
- Рассмотрим два пейзажа «Золотая осень » В. Д. Поленова и И. И. Левитана. Обе картины имеют одно и то же название. Что мы видим?
На пейзаже Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план – поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины , еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов . Нежарко греет осеннее солнце . Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Светла и задумчива осень над Окой . Она такая, как в стихах поэта И . А. Бунина.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между клёнами синеют.
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
- Прекрасные стихи… Кажется
Картина Левитана «Золотая осень » заключает в себе образ торжественный, радостный в своем спокойствии осени , прославляющий родную природу . Эту картину по праву можно было бы назвать «Энциклопедией русской осени » , которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах. Простым и первичным кажется нам левитановский осенний пейзаж . Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
осенние леса
Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
Художник Левитан тоже выразил в своей картине лёгкую грусть по поводу прощания с летом. Радость он передал тёплыми красками , а лёгкая грусть показана в осыпающейся с деревьев листве, увядшей траве
- Какое настроение навевают эти пейзажи ? (Радостное, как будто парад красок идет .)
- Что вы отметили для себя, рассмотрев эти пейзажи ? (Наверное, художники любили осень .
- Мне кажется, что я брожу среди этих берез и слышу, как падают листья.
художника создали картины
Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.
стихотворениях об осени у А
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…
— И невольно перед глазами возникает картина В. Д. Поленова «Ранний снег» . Что мы видим на репродукции? (Поздняя осень . Тучи темно-свинцовые закрывают холодное небо. И только красно-рыжий кустарник напоминает, что еще вчера здесь была золотая осень . Желтеет припорошенная снегом Ока. Черное, корявое дерево сиротливо торчит на косогоре. И какие необъятные просторы! Кажется, нет им конца и края)
Описать осень в художественном стиле. -описание “Как красива ...
... Сочинение об экскурсии в осенний лес glazastik.com Сочинение-описание природы осенью Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают обожженную за лето листву. Кажется, ...
- А вот такой увидел осень и запечатлел в своих работах наш земляк – художник В . Гришин (показ слайдов) .
- Осенью восхищались многие писатели, художники , музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Одни радовались осени , другие испытывали легкую грусть…
— Я предлагаю вам послушать “ осеннюю ” музыку Петра Ильича Чайковского из цикла “Времена года”. (Звучит фрагмент “Осенней песни” П . И. Чайковского.) Закройте глаза и попробуйте понять, какой увидел осень великий композитор . Какие чувства и настроение передает музыка?
- Какую осень вы представляли себе, слушая эту музыку? (Хмурую, дождливую. Осыпаются листья, дует ветер. Наступают холода.)
(Потому что музыка грустная, печальная, тихая, нежная, плавная.)
Так и хочется сказать словами поэта А . С.Пушкина :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса .
природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
осени художников
3. Физминутка
осенний лес
4. Практическая часть.
урок — выполнить осенний пейзаж
осень – это радость
- Попробуйте показать это в своём рисунке
Работа с памятками
поэтому вы знаете
- А теперь посмотрим еще одну памятку «Выполнение пейзажа » .
Беседа о строении деревьев
- Какую роль в пейзажах играют образы деревьев? (Одну из главных. В окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья.)
- Что различного в строении дерева и кустарника? (У дерева четко просматривается ствол, у кустарников несколько побегов с ветками)
(Крона и ветви)
- Обратите на особенности форм частей дерева.
Образец рисования дерева учителем
- береза — ветви певучие, нежные, нужно рисовать плавными тонкими линиями;
- дуб – ветви мощные, загадочные, будем рисовать толстыми линиями, начиная от ствола;
- рябина – ветка величественная, пышная, много мелких веточек и др. ;
Приемы работы кистью : нажим кисточки ослабевает к макушке ствола, тонкие ветки рисуем концом кисточки и т. д.
Повторим правила по линейной, воздушной перспективам.
В рисовании пейзажа есть два основных закона — линейная и воздушная перспективы. Слово «перспектива» с латинского языка означает «ясно вижу» . Кто напомнит правила? (Смотря вдаль, мы видим, что удаленные предметы кажутся маленькими, а ближние – большими. Поэтому , рисуя пейзаж , на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.
Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное по произведению ...
... времен года. Она разноцветная, но немного грустная. Осенью лес меняет свой пышный наряд и одевается в золотистые и багряные одежды. Порывистый осенний ветер срывает листья с деревьев ... ее, отдавая предпочтение музыкальной пьесе “Октябрь”. В выпускном классе я написала музыкальное сочинение по этому произведению. Я очень рада, ... 3. Звучит музыка П. Чайковского “Октябрь”. 4. Беседа по вопросам. Вы ...
пейзаж не выглядел плоским
Этому времени года соответствует своя палитра красок . Какие цвета характерны для осени ? (теплые)
Пошаговое выполнение работы
Располагаем лист бумаги горизонтально или вертикально.
«по-сырому»
Рисуя небо, пройдитесь большой кисточкой энергичными мазками. Быстро покрываем землю горизонтальными мазками. Земля может быть разнообразна по цвету.
Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как правило, используется краска теплого или холодного цвета в зависимости от колорита картины.
Не дожидаясь полного высыхания фона, тоненькой кисточкой проработайте первый план : одно или несколько деревьев, кустарники.
Если вопросов нет, приступаем к работе, а если они появятся, поднимите руку.
В течение самостоятельной работы звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”.
5. Итог урока