Музыкальный пейзаж примеры. «Музыка и изобразительное искусство

Курсовая работа

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях , а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Музыкальный пейзаж примеры. «Музыка и изобразительное искусство 1

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Вивальди времена года зима  1

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники).

Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

№ 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

24 стр., 11912 слов

Музыкальная интерпретация лирических произведений при изучении ...

... различных гуманитарных науках; -выявить различные виды интерпретации литературного произведения; -проанализировать музыкальные интерпретации отдельных лирических произведений. А.М. Славская отмечает, что такое понятие, как интерпретация, ... проанализированы ответы учащихся, разработана модель урока по теме «Музыкальные интерпретации стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»» в аспекте ...

Вивальди времена года зима  2

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Чайковский времена года март песнь жаворонка  1

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в . Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Морская стихия н а римского корсакова 1

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Римский корсаков садко вступение океан море синее  1

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

2 стр., 658 слов

Сочинение нравственные уроки образа раскольникова

... его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое. Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на ... все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «» помог мне понять: нельзя ...

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается , а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 26

Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни…»

(И. В. Гёте)

Сообщение темы урока:

Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в х? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно — можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

Работа по теме урока.

1. Природа в искусстве.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу — все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Однажды ты проснёшься в изумленье,

Услышишь птичьи трели на лугу.

И сердце затрепещет в восхищенье –

Вокруг всё в бело-розовом снегу!

Что стало в одночасье вдруг с природой?

Откуда столько света и тепла?

Преодолев мороз и непогоду,

Пушистой пеной вишня расцвела!

Собой заполонила всё пространство,

Взметнув цветов фонтаны в вышину!

Накинув ароматное убранство,

Приветствует красавицу Весну!

6 стр., 2642 слов

Ольга Раева: «Бетховен — лекарство от отчаяния…» Известный российско-германский ...

... музыку хожу, пытаясь мысленно расчищать напластования. Скажите, возможно ли вот такое чистое восприятие музыкального сочинения — вашего (ведь вам как композитору виднее, как оно должно звучать) или Бетховена? ... баховского стиля гармоническая последовательность. Бах, его искусство, оказывается в центре. И невзрачная кирха ... Баха заново открыл Мендельсон, в 1829 году исполнив «Страсти по Матфею». А уж ...

Принарядившись белыми цветами,

Невеста юная к себе манит.

И замирает сердце под ветвями.

Любовь, Надежду и Мечту хранит!

(Т. Лаврова)

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века — например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».

Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами — стала зримой.

Есть даже такое выражение — «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

2. Времена года.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый . В этих небольших пьес ах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному — к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна — и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние грёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином…

Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг — к новым чувствам, свету, солнцу.

Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)

Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

(«Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве — лирическую песнь русской души.

9 стр., 4147 слов

Статья: Взаимодействие музыки и живописи в европейском искусстве

... дьяволов, иногда же на алтаре изображался и весь евангельский "сюжет". Постепенно связь живописи и музыки модифицировалась, переходя в другую фазу. Это обуславливалось в первую очередь новым ... способствует очищению нравов. Оно проявляется в жизни природы: существуют четыре элемента, четыре времени года, четыре темперамента. В музыке это ассоциируется с четырьмя нотными линейками, означающих четырёх ...

3. Образы природы.

Если музыка Чайковского — при всей её яркой изобразительности — все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.

Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение , как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков — запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Итог урока:

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи — так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо — всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
  4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
  5. Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.

Презентация, В комплекте:

1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;

2. Звуки музыки:

  • Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: и фортепиано), mp3;
  • Чайковский. Времена года. Апрель — Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
  • Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
  • Жанекен. Пение птиц, mp3;

3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

36 стр., 17958 слов

Художественно-графический факультет Кафедра живописи «Передача ...

... искусства; любовь, интерес и потребность в общении с ним; дать школьникам начальный опыт полноценного художественного творчества. Тема дипломной работы: «Передача световоздушной среды в живописи пейзажа. ... метод опроса (беседы), эксперимент. Практическая работа по написанию пейзажных работ проводилась на пленэре, в мастерской, дома. Практическая работа с детьми проводилась в школе-интернате ...

Муниципальное

«Вороновская средняя »

636171, Томская область, Кожевниковский район, с. Вороново, ул. Пролетарская, 17

конт. тел. 31208, тел/факс 31208; mail: ИНН 7008004715

Реферат на тему:

«Музыка и изобразительное искусство»

(материалы на Конкурс ученических рефератов «Кругозор»)

Выполнила:, Турчков Александр

обучающийся 8 класса

Руководитель:, Куницына Анна Владимировна

учитель музыки

Томск – 2011 г.

1. Введение ……………………………………………………….. 2 – 3

2. Образы живописи в музыке …………………………………… 4 – 11

3. Пейзаж в музыке ……………………………………………….. 11 – 16

4. «Музыкальная живопись» сказок и былин ……………………. 16 – 18

5. Заключение ………………………………………………………. 19

6. Список используемой литературы …………………………….. 20

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/peyzaj-v-muzyike/

Введение

Музыку можно изучать по-разному.

Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием.

Можно посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая лёгкая и весёлая музыка.

Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных музыкальных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.

Перед собой я поставил цель: изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, картинами и многим – многим другим.

Задачи:

  • научиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом;
  • научиться понимать то, что мир един, и то, чему служит такое понимание;
  • научиться всему этому с помощью музыки, потому что музыка способна рассказать обо всём;
  • научиться слушать музыку.

Всё это – разные пути приобщения к музыке.

Но однажды у меня возникает вопрос: что же такое музыка?

Правда ли, что это – чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это? И да, и нет.

Да, потому что каждое искусство самоценно, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать с цветом, как скульптура не соперничает со стихом так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.

Нет, потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, — и всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.

6 стр., 2563 слов

Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...

... всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении тех или иных ... посмотрим, как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, ...

Образы живописи в музыке

Если связь музыки и литературы бесспорна и очевидна, то музыка и изобразительное искусство образуют более сложный союз. Причина заключается в их природе: ведь музыка и поэзия – искусства временные, они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса. Изобразительное искусство – явление пространственное: оно вписывает в мир природы свои линии и формы, обогащает его цветами и красками. Музыка здесь, казалось бы, вовсе не при чём: у неё своя , и встреча её с живописью если и возможна, то лишь на «нейтральной территории» — например, в опере или музыкальном спектакле , где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.

Однако, изучая обширную область , мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только названия, навеянные литературными образами – такие, как, например, «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э. Грига или «Метель» Г. Свиридова. В музыке, оказывается, давно существуют симфонические картины и этюды-картины, фрески и эстампы. Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы – «Лес» и «Море», «Облака» и «Туманы», а также «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок», «Римские фонтаны» .

Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания.

«Что завистливо разделила воля богов, соединяет богиня Фантазия, так что каждый Звук знает свой Цвет, сквозь каждый листок просвечивает сладостный Голос, зовущий собратьями Цвет, Пенье, Аромат», — писал немецкий поэт-романтик Людвиг Тик. Но если «завистливая воля богов» разделила звук и цвет, проведя границы между искусствами, то она не затронула мир природы, где всё по-прежнему живёт и дышит в единстве своих проявлений. Каждое искусство, стремясь создать свой собственный полноценный мир, способно сказать , что ему традиционно приписывают.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Так описал И. Бунин краски в своей поэме «Листопад». Приведённый отрывок – подлинный поэтический пейзаж; в нём каждый образ насыщен живописным колоритом: лес подобен нарядному терему, отделанному резьбой. Даже на этом маленьком примере видно, что у литературы достаточно изобразительных средств – её красочные эпитеты и метафоры рисуют яркий и объёмный зрительный образ.

Но ведь по-своему колористичны и музыкальные пейзажи, – какие оттенки времён года, какие цвета, каких бабочек порой можно «увидеть» в музыке!

И не подвергая сомнению временную природу музыкального искусства, попытаемся ответить на вопрос: что в музыке способно придать звучанию зримость?

1. Что такое «музыкальное пространство»?

2. Как оно выражает себя в звуках?

Вспомним эхо в лесу или в горах, эхо как природный «носитель» звукового пространства.

Вслушаемся в звучание эха и попытаемся понять, в чём состоит его пространственный эффект. Не правда ли, очертания пространства зависят от

приближённости или удалённости эха, а соответственно от степени громкости его звучания?

6 стр., 2769 слов

Педагога. Природа в музыке, музыка в природе

... сочинение-рассуждение Во-первых, стоит уделить особое внимание описанию особенностей этого времени года: Как изменяется природа и жизнь человека? Осеннее ... «Моцарт и Сальери» Сальери решительно отрицает и «пользу» Моцарта для искусства. Он воспринимает музыку по преимуществу ... и обратно вернуться. Вся природа начинает готовиться к наступлению холодных зимних дней. Постепенно день за днем небо ...

Таким образом. Один из важнейших носителей пространства в музыке – громкостная динамика. Осознание этого момента привело музыкантов к открытию огромного пласта выразительных средств, связанных с распределением в произведении уровней громкости. Примечательно, что эти уровни получили в музыке название оттенков или нюансов – а ведь это определение из области живописи! Может быть, первые создатели музыкальных определений чувствовали органическую связь двух, казалось бы, таких далёких искусств: слова нередко выдают тайны своего происхождения.

pp

Если сравнивать произведение живописи и музыки с точки зрения динамики, то и здесь очевидно, что объект, изображённый на картины, «звучит» громче, чем то, что составляет её фон. Эта своеобразная «громкость» изображения выражается и в его размерах, и в большей детализации, и в интенсивности красочного воплощения. Фон же может представлять лишь неясные очертания предметов, постепенно истаивающие на горизонте.

Рельеф и фон – эти пространственные понятия, восходящие по своей природе к изобразительному искусству, получили универсальное значение в драматургии любого художественного произведения. В музыке, помимо простого эффекта эха, они находят воплощение в сочетании солирующего голоса и инструментального или хорового сопровождения, в организации , где на фоне сквозных сцен порой возникает крупный план – арии, ариозо, ансамбли, в последовательности главной и побочной тем в сонатной форме.

В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в отношениях центральных и , действий, картин.

Однако понятие «второстепенный» в искусстве носит условный характер. В любом подлинно художественном произведении роль фона по отношению к – не механически-иллюстративная, а смысловая. Не бывает случайным выбор деталей у художника, даже если это просто обрамляющий пейзаж, подробности одежды или интерьера жилища. Вот, например, картина П. Федотова «Завтрак аристократа». Как много можно увидеть в таких, казалось бы, незначительных вещах, как надкусанный кусок хлеба – единственная еда обедневшего аристократа, соседствующая с книгой об устрицах! А прекрасный интерьер его комнаты – не просто рамка, в которую помещено изображение человеческой фигуры, а самоценный мир превосходных предметов, ярко контрастирующих с комизмом сюжета.

Ещё одно универсальное для всех искусств понятие, также берущее своё начало в живописи, — контраст.

Контраст, первоначально возникший как сопоставление цветов или масштабов, то есть явление чисто пространственное, постепенно захватил и сферу музыки. уже немыслима без контрастов: мажора и минора, быстрого и медленного темпа , громкой или тихой звучности, высоких или низких регистров. Контрасты, используемые в музыке, нередко обладают огромными изобразительными возможностями – в зависимости от содержания произведения. Ведь в искусстве важен не контраст приёмов, а контраст смыслов.

Картина Э. Дробицкого «Жизнь и смерть» — это пример прямого сопоставления двух вечных философских категорий. То, как они соотносятся между собой, нашло своё пластическое выражение во множестве деталей.

Контраст светлого и тёмного на этой картине подобен контрасту света и тени: светлая фигура Жизни обладает и подробно выраженными чертами лица – мягкого, женственного, и детальностью в изображении одежды и даже причёски. Тёмная фигура Смерти представляет только силуэт – без лица, без деталей, но этот силуэт точно соответствует силуэту светлой фигуры. Единственная подробность сосредоточена в руках тёмной фигуры – предметы, которые здесь изображены, символизируют возможный итог жизни: богатство, множество исписанных страниц. Светлая же фигура таит только возможности – в её руках лишь зародыш жизни – со всеми будущими делами и свершениями.

7 стр., 3167 слов

По искусству «Пейзаж в творчестве русских художников»

... средой для крестьянина Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются ... пейзажистов 50-х годов настолько близким наследием, что даже в классных занятиях учителя Московского Училища Живописи широко применяли венециановскую систему, основанную на тщательном изучении предмета ...

Контрасту цветов в живописи можно уподобить контраст мажорного и минорного ладов в музыке, который соответствует настроению, контраст регистров, создающий более «тёмное» и более «светлое» звучание.

В песне «Спокойно спи» (№ 1 из цикла Ф. Шуберта «») используется принцип ладового контраста – сопоставление минора и мажора. Здесь можно говорить о психологической глубине музыки, передающей двойственность эмоционального состояния героя. Первая песня в цикле – одном из самых трагических сочинений композитора – она ещё таит в себе проблески надежды на возможное преодоление несчастий.

Образы живописи в музыке 1

Контраст музыкально-изобразительного характера можно найти в многочисленных «пейзажных» пьесах.

Этот пример – начало прелюдии К. Дебюсси «Паруса». Яркая живописность прелюдии, разумеется, заключена не только в простом приёме сопоставления регистров. Однако первоначальный «эскиз» произведения – именно в контрасте светлого, надуваемого морским ветром паруса и тёмной глади воды, всего необозримого пространства моря.

Когда мы говорим о регистрах, мы употребляем слова «высокий», «низкий», «средний». Понятие «высота» применимо не только к регистрам, но ко всем . «Звуковысотность» — одно из ключевых понятий музыки – означает распределение музыкальных звуков в пространстве.

Известно, что музыка строится всего на семи нотах.

Образы живописи в музыке 2

Это – гамма до мажор, состоящая из семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты различаются между собой по высоте – каждая последующая нота гаммы выше предыдущей. Но ведь это означает, что в основе звукового различия также лежит пространственное понятие. Высокое и низкое звучание голоса, хора, оркестра – это основа выразительности музыки, и наряду с движением во времени (ритмом) существует движение музыки в пространстве: вниз – к сумрачному рокоту басов, вверх – к сияющей звонкости . Не случайно первые образцы музыки, сочетающей эти голоса в одновременности, возникли в пространстве соборов, в своей архитектуре отражающих стремление ввысь.

  • это произведения создаваемые для церковного хора;
  • в их звучании, как и в расположении хоровых исполнителей в соборе, воплотилась идея единого духовного пространства – хорового, соборного. Может быть, поэтому великий мыслитель Гёте так настаивал на родстве архитектуры и музыки: собор как символ умолкнувшей музыки, музыка как устремление линий собора.

Когда музыку называют временным искусством, имеют в виду непременность её движения во времени. Музыка ведь не постигается в одновременности всех составляющих её звуков, а слушается постепенно, от такт к такту. Но и произведение изобразительного искусства так часто невозможно охватить целиком! Не только пространственные многосюжетные композиции, но даже и отдельные картины требуют последовательного рассмотрения, требуют времени. Значит, музыка, хотя она является временным искусством, несёт в себе черты пространственности, как и пространственное по своей природе изобразительное искусство обладает качествами искусства временного. Так мы видим, что в жизни искусства всё взаимосвязано.

Если бы музыка развивалась только как временное искусство, то в ней, вероятно, культивировалось бы то, что связано с процессами движения, — метрические размеры, ритмы, длительности. Однако не в меньшей, а даже в в ней развивались и углублялись её пространственные возможности.

Изобретение новых инструментов – это непрерывный поиск тембров, способных выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков. Изобретение аккордов и аккордовых сочетаний наполнило музыку колоритом, способным выражать самые сложные зрительные ассоциации. Введение многоголосия, противопоставления регистров позволило различать в причудливой музыкальной ткани светлые и тёмные звучания …

Вслед за явлениями пришли понятия, и вот уже музыканты сделали своим достоянием слова, ранее бывшие исключительной принадлежностью художников: гамма, тон и полутон, оттенок и нюанс, , колорит, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные мелодии. Так музыкальное пространство получило не только очертания, оно обрело своих «обитателей», которые имеют свой неповторимый облик, цвет, колорит.

Музыкальное пространство дышит и пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний и истончается до одного-единственного звука. Искусство звучащего пространства – такое определение вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть хоровых и оркестровых исполнений. Но даже помимо сложных многоголосных произведений: разве одинокий поющий голос – это не звучащее пространство?

Пространственные возможности музыки, присущее ей свойство звуковой изобразительности, — в этом состоит причина того, что музыке подвластно воплощение идей изобразительного искусства. Смотрим ли мы портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом – во всех этих образах есть своя музыкальность, и всё это по-своему может быть передано в звуках.

Пейзаж в музыке

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» — это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, — цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

Тема времён года, их отражение в природе – основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние грёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином …

Как часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

Пейзаж в музыке 1

Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – всё же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек».

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Пейзаж в музыке 2

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам (импрессионизм – , сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX — начале XX века).

В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля) и так далее.

Необходимость воплощения в музыке столь сложных и тонких образов привела к возрастанию пространственных и красочных музыкальных возможностей. Более терпкими стали гармонии, более изысканными – ритмы, более утончёнными – тембры. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени – как, например, в «Игре воды» М. Равеля. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг с другу.

Пейзаж в музыке 3

Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.

Оград бесконечный ряд и дикий виноград;

  • Простор далёких синих гор; моря терпкий аромат.

Ветряк, как алый маяк, на светлой зелени дольней;

  • Бег жеребят своевольный возле прибрежных коряг.

Овцы пышные на склонах, текущие, как река, —

Белей молока на коврах они ярко – зелёных.

Кружевы пены за кормою, и парус над водою,

И там, в лазури воскресной, медный зов колоколов.

Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.

Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого, но это движение – также изобразительно, оно, как и в стихотворении Верлена, как будто запечатлено.

Начальная фигура аккомпанемента – квинтоль (ритмическая группа из пяти звуков) – напоминает узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены, но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.

Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана и В. Серова, и как , передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).

Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», — писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Причудливый, волшебный, сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения, но наряду с воплощением её содержания разрастался, становился всё более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Облик сказочных героев , лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и полёт сказочного Конька-Горбунка совсем иной, не похожий на обычный конский бег.

Вот один из примеров такой «волшебной», музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». Уже в самом названии этого ярко выразительного , созданного великим музыкальным сказочником (перу Н. Римского-Корсакова принадлежит семь опер, написанных на сказочные сюжеты), видна тонкая изобразительность и живописность музыкального замысла. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.

В этой опере немало и портретных сказочных образов. Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного, связанного с непостижимым волшебным миром.

С одной стороны, глубокая лиричность музыкальных высказываний сказочных героев, с другой – атмосфера , окутывающая их характеристики и поступки, — эта двойственность является подлинным художественным открытием композитора. Б. Асафьев, сравнивая творчество Н. Римского – Корсакова и «выдающегося поэта русской сказки» М. Врубеля, писал, что в ряде сцен «Садко» «слышатся врубелевские видения».

– Лебедь, изображённая на картине М. Врубеля, не просто иллюстрация к «сказке о царе Салтане» А. Пушкина, это – обобщённый образ женских сказочных образов. В чём-то он сродни образу Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, — и вместе с тем загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню , она вкладывает в неё очень много лирического чувства. В музыке звучат интонации народной песни , придающие Волхове тёплые, живые черты реальной девушки.

Благодаря музыке многие известные и любимые сказки дополнились и обогатились . Мы услышали, под какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала – ёлки, новогодних игрушек , снежинок за окном. П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта – и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, тёплого и глубокого чувства – и словно стала реальностью, частью нашей жизни.

Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она – воплощённая мечта человека о прекрасном? Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности.

Так в находит своё выражение главное, что определяет жизнеспособность любого народа, — его глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, поэтическое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.

Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей бесконечной веренице художественных воплощений образуют мощный поэтический поток , которые называются великим словом «традиция».

Заключение

В заключении можно отметить то, музыка – это сложная история её взаимоотношений с другими видами искусства. В содружестве с которыми она зарождалась, росла, крепла и постигала мир. Музыка стала очень самостоятельным и развитым искусством, она продолжает своё благородное содружество со словом и стихом, она полна красок и образов. Точно так же и поэзия, и живопись по-своему передают музыку окружающего мира, потому что искусство стремится к полноте каждого своего высказывания. Иногда искусство опирается только на собственные возможности, извлекает из них способность сказать больше, чем ему предназначено по природе. Поэзия, музыка, живопись остаются сами собой, но каждого из этих видов искусства многократно возрастают, им оказывается подвластна любая тема, любой образ.

Колорит и краска в музыке, ритм и тональность в живописи, напевность и мелодичность стиха – лишь малая часть словесных метафор, обнаруживающих глубокое переплетение видов искусства.

Мы будем расти и взрослеть, будем открывать для себя новые произведения, читать новые книги. И с приобретением опыта мы снова и снова будем убеждаться, как всё в жизни взаимосвязано, как тысячами незримых нитей соединяются вещи, поступки, судьбы людей. Нельзя причинять вред чему – то одному, чтобы не принести ущерб всему остальному. Люди, рождённые на одной земле, в главном похожи друг на друга. Поэтому искусство, создаваемое ими, может быть близко и понятно всем: оно рассказывает обо всём, оно общечеловечно.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/peyzaj-v-muzyike/

— www.Wikipedia.ru

— Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебник для общеобразовательных . – 3 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001

Музыкальный пейзаж.

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства 6 класс.

Пшеничная Татьяна Николаевна

учитель изобразительного искусства,

и черчения,

Трифонова Ирина Анатольевна,

учитель музыки

ГУ «Средняя школа№1»

Акмолинская обл., г.Кокшетау

Цель: Формировать у учащихся осознание взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

образовательная:

— закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства;

воспитательная:

развивающая:

— развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;

Тип: интегрированный урок.

Вид: комбинированный урок.

Форма работы:

Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, инструктаж), частично поисковый, демонстрационный, репродуктивный.

Межпредметная связь:, Оборудование и наглядность:, Инструменты и материалы:, Предварительная работа:, Звуковой ряд:, Зрительный ряд:, Ожидаемый результат:, Структура урока:

Ход урока:

Организационный момент., Учитель музыки:

(Слайд.На интерактивной доске высказывание)

Учитель ИЗО:

Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перенести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов. В. Окуджава очень ёмко выразил суть

Учитель музыки:

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить…

Учитель ИЗО:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … художник

Учитель музыки:

3. Исполнение песни:

4. Беседа., Учитель ИЗО:

Конечно, чаще всего дождь изображают в пейзажах.

Давайте вспомним что такое пейзаж?

Действительно пейзаж (от фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

(Выбрать пейзаж из репродукций на слайде).

А теперь посмотрим работы известных художников пейзажистов.

(Идут слайды с пейзажем известных художников).

Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственней явления природы, тем больше внимание привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений является смена времён года.

Учитель музыки:

(портрет композитора на доске)

1) А у какого , с которым мы не так давно с вами знакомились на уроке, есть произведение с таким же названием «Времена года»?

У Йозефа Гайдна – австрийского композитора.

Сейчас прозвучат отрывки из произведений Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского. Прослушайте внимательно музыку и ответьте на вопрос:

(Звучат отрывки из произведений композиторов.)

Верно, прозвучал концерт «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении струнного оркестра и пьеса декабрь под названием «Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

3) В исполнении, какого инструмента прозвучал концерт?

Фортепиано.

(Информацию о святках готовит один из учеников класса.)

Ученик: Святками называется двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господнего. До сохранилось много традиций весёлого празднования: колядки, игры, походы в гости. (слайд святки)

5) Как бы вы охарактеризовали эти два музыкальных произведения, посвящённых зиме? Подумайте над тем, что зима бывает разной.

6) Какая зима была в музыке Антонио Вивальди? Охарактеризуйте её прилагательными, а у П. И. Чайковского?

7) Вы обратили внимание на то, что в пьесе «Святки» звучал ритм какого танца?

Учитель ИЗО:

5. Групповая работа., Учитель музыки:, Учитель ИЗО:, Учитель музыки:, Учитель ИЗО:, Учитель музыки:, Учитель ИЗО:, Учитель музыки:

2 задание «Это интересно» (учащиеся рассказывают заранее приготовленные интересные факты из мира музыки и изобразительного искусства )

Ученик: Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди, хотя в 1833 году отказала ему в зачислении. Юному Верди было сказано, что он на 4 года старше обычного возраста принимаемых, не является гражданином Ломбардо-Венецианского королевства и лишён музыкального таланта.

Ученик: Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрёл саксофон, изначально назвал его совсем по другому – мундштучный офиклеид. Только через два года его друг композитор Берлиоз назвал в журнальной статье саксофоном, и это название прижилось гораздо охотнее.

Ученик: Считается, что Пабло Пикассо самый известный художник в мире. Его картины имеют огромную стоимость, но в ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров. Пикассо состоит из 23 слов:Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос- Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.

Ученик: Леонардо да Винчи мог рисовать одной рукой, и одновременно писать другой. Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем, и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством. Он также был защитником прав животных, покупал птиц в клетках только для того, что бы выпустить их на волю.

6. Выполнение творческой работы.

3адание: «Рисуем – изображаем». Рисуем зимний пейзаж в технике «Набрызг»

7. Просмотр и анализ работ учащихся., Учитель музыки:

Может, вы узнаете знакомую музыку, которая будет сейчас в этом видеоролике звучать.

(На доске идёт показ видеоролика).

Обратите внимание на красивый зимний пейзаж, который окружает музыкантов.

Итак, какую знакомую музыку вы услышали в этом видеоролике? ()

Идёт обсуждение видеоролика.

8. Итог урока.

Учитель музыки:, Учитель ИЗО:

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

(исполнение песни: «Гимн музыке» всем классом.)

Спасибо за работу. Урок окончен.

Цель урока:

Задачи урока:

  • повторить понятие «пейзаж»;
  • совершенствоватьречевые умения;
  • закрепить представление об описании;
  • подготовиться к описанию музыкального пейзажа;
  • учиться излагать свои наблюдения как в устной, так и в ;
  • расширить лексический запас слов.

Оборудование: аудиозапись «Времена года. Зима» А. Вивальди; рисунки учащихся; отрывки из текстов; плакаты с понятиями «пейзаж», «сравнение», «эпитет», «метафора» и т.д.; памятка » Работа в малой группе».

Ход урока

Оргмомент. Приветствие.

Добрый день, мои юные друзья!

Слово учителя. В это зимнее морозное утро мы совершим экскурсию в тайны природы, соприкоснемся с миром прекрасного.

На фоне музыки Чайковского ученица читает наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке».

Беседа с классом: ребята, как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу «мало увидеть,/Здесь нужно всмотреться», «Здесь мало услышать,/Здесь вслушаться нужно»?

(Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным)

Учитель: все краски и звуки как бы приглушены, но в них таится скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое сердце:

Сообщение темы и задачи урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться всматриваться и вслушиваться в природу. Нам предстоит подготовиться к описанию пейзажа, но не просто пейзажа, а музыкального.

«. (Запись темы на доске.)

Актуализация знаний учащихся.

Ребята, обратите внимание на выставку рисунков, выполненных вами. Они наивны, но искренни. На них природа такая, какой вы ее видите.

(на доске)

(словари в каждой группе).

Запись в тетрадь: пейзажист- это художник, рисующий пейзажи.

А что же такое пейзаж?

Пейзаж-это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Объяснение)

Какие виды пейзажей вам знакомы? Посмотрите на репродукции картин, подберите эпитеты и запишите их в тетрадь.

Работа в группах. (Запись: зимний, сельский, городской и т.д.)

Новая тема

(Индивидуальное домашнее задание)

Пейзажный жанр в отечественном искусстве удерживает популярность длительное время. Одним из наиболее ярких проявлений в русском изобразительном искусстве стало творчество художника В. А. Серова.

В.А. Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге в семье А.Н. Серова. Интерес к рисованию у него проявился очень рано. Еще ребенком он любил изображать животных, а особенно лошадей. В пейзаже «Зима» (1898г.) мотив внезапно появляющейся из-за сарая лошади с санями и седоком выражает естественность непосредственно схваченного момента.

В этюде » Зима в Абрамцево» (1886 г.) он использует чистые светлые краски, синие тени на белом снегу, на фоне которых отчетливо видны коричневые силуэты деревьев и церковка на втором плане.

Работа в группах: каждой группе предложен отрывок из стихотворений А.С. Пушкина:

1 группа-«Зимний вечер»

2 группа — «Бесы»

3 группа — «Зимнее утро»

Задание для групп:

  • найдите в отрывках изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор описывает природу.
  • запишите в тетрадь , которые помогут вам в описании музыкального пейзажа

(каждая группа дает ответ).

(Время года)

Каким настроением проникнут каждый отрывок? ( Природа, которую наблюдает поэт, разнообразн,необычна: это и темная вьюжная ночь, это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога.)

Учитель: все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может и тревоги, тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображёнными в слове, красках, и, конечно же, в мелодии.

Подготовка к слушанию музыки.

— (Индивидуальное домашнее задание).

Великий итальянский композитор А. Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение » Времена года».

Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаём в ней нашу северную природу.

А сейчас мы прослушаем один из фрагментов великого композитора и попытаемся словесно нарисовать картину, возникшую в вашем воображении.

Прослушивание записи.

Беседа о музыкальных впечатления,

Что вы представили себе, слушая музыку? (Обсуждение в группах).

1 группа — сказочный лес, ветерок, появилась позёмка и т.д.

2 группа _ незнакомый лес, снег, снежинки и т.д.

3 группа — тропинка в лесу, хрупкие снежинки и т.д.

А какие образы возникли в вашем воображении? (Вьюга, метель, пурга, позёмка).

Задание: запишите эти слова в порядке их последовательности.

Запись на доске: вьюга — снежная буря.

Метель — со снегом.

Позёмка — метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Пурга — сильная вьюга, снежная буря.

Подберите метафоры к данным образам.

Запись в тетрадях: поднялась метель, закрутилась позёмка и т.д.

Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии и т.д.).

Отбор языкового материала. Работа в группах.

Звуки: тревожные, неясные и т.д.

Музыка: притягивает, завораживает, нарастает, взрывается и т.д.

Настроение: светлая радость, печаль, восторг и т.д.

Оркестр: громко, во всю мощь и т.д.

Скрипки: трепетно, нежно, запели и т.д.

Написание сочинения-миниатюры.

Обсуждение в группах возможного начала текста.

Чтение сочинений.

1 группа — звучат первые звуки музыки, и я мысленно переношусь в сказочный лес:

2 группа — когда я слышу музыку:

3 группа — зазвучала музыка, и её чарующие звуки перенесли меня в незнакомый лес:

Обобщающее слово учителя.

Ребята, каждый из вас услышал в музыке А.Вивальди что-то своё: одни — несчастную снежинку, другие — мощь разбушевавшейся стихии, третьи — что-то своё. И каждый из вас прав. Ведь живопись, поэзия, музыка — это искусство, которое обращается к самым потаённым уголкам человеческой души. Они восхищаются красотой и величием русской природы.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение — миниатюру.

И в заключение урока давайте ещё раз окунёмся в этот звуков — музыку Антонио Вивальди.