Изобразительное искусство в развитии ребенка

Курсовая работа

изобразительный дошкольник ребенок

Актуальность темы. Основная задача воспитания дошкольников — гармоничное развитие личности ребёнка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующему поколениями. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выгодского, И.Я. Лернева, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, С.Л. Рубинштейна и других показывают, что решить задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволяют ребёнку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности. Изобразительное искусство — составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно прикладное искусство. Самым распространённым видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Иллюстрации по определению Курочкиной. Н.А, — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчинённые содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие её декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М. Сокольникова).

Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, даёт знания обокружающим мире (Это доказано в исследованиях В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, В.Я. Кионовой, Т.А Кондратович, И.О. Котовой, Т.А. Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф. Яковличевой и другие.) Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребёнка.

Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Период дошкольного детства — один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.

27 стр., 13086 слов

Использование лепки на х изобразительного искусства

... др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по изобразительному искусству для начальной школы. Цель дипломной работы: выявить возможности использования лепки из глины и ... процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания ...

Изобразительное искусство испокон веков считается одним из основных принципов воспитания гармоничного развития личности.

Цель данной работы: рассмотреть влияние изобразительно искусства на гармоничное развитие личности ребёнка — дошкольника.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Проанализировать влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка.

Научить детей правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Овладение детьми техническими приемами работы с различными материалами.

Активизировать деятельность личности и, прежде всего, познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.

1. Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка, .1 Теоретические основы изобразительной деятельности в развитии дошкольника

В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеет разнообразные виды художественной — творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятие дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у ребёнка воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам развиваться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развитие детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположение предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

13 стр., 6184 слов

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей старшего ...

... формирование изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП, изучить и апробировать ее эффективность. Объект исследования - изобразительная деятельность детей с различными формами церебрального паралича в возрасте 6-9 лет. Предмет исследования - процесс обучения изобразительной деятельности детей с ...

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребёнок, взрослый), цветов (растения в разные времена года), разные пространственные расположения предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкции могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.), с их свойствами выразительными возможностями, приобретают новые навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыплёнка (предметы имеющую круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путём, закрепляется в сознании.

На занятии по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствуют обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указываю психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Дети определяют и называют эти свойства, сравниваю предметы, находят свойства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно — образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребёнок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно — волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определёнными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладеть трудовыми навыками.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. ... знаниями своих питомцев, но и формированием умений самостоятельной деятельности талантливого ребёнка. Адресуясь к творческим способностям учеников, учитель формирует ...

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша и кисти, к следам, оставленными ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества — желание получить результат, создать определённое изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы и ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Яркость, выразительность образов в картинах, в скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепки, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

1.2 Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника

Творчество — еще один из важных видов культурно-досуговой деятельности ребенка.

Творческая деятельность — форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку, творить;
  • быть рядом с ним в этом процессе;
  • принять и понять его;
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска;
  • самому быть творцом;
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Н.П. Сакулина пишет, что развития художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка.

Развивать творческую способность детей можно средствами изобразительного искусства по-разному. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.

5 стр., 2485 слов

Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

... имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей: во-первых, ...

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует художественному творчеству. Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях.

Первый — самый простой, и поэтому именуемый часто поверхностным, уровень методик, построенных на базе использования основных приемов творческого воображения.

— Агглютинация (от греч — склеивание).

Крупные части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе, и получаются с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. На основе этого приема можно разработать много интересных творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных, «сконструировать» новое. Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все эти три этапа требуют творческого подхода.

  • Аналогия. С визуальными аналогиями мы имеем дело практически постоянно. Разнообразные объекты, не имеющие строго заданной природной формы (такие облака, падающие тени, пятна, краски).

Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками — на что они похожи. Следует фиксировать идеи каждого ребенка.

В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, узоры на ковре, или на стекле. Например, детям предлагаются другие специальные задания карточки, на которых содержится сложные по форме и цвету фигуры. Задача — найти как можно больше аналогий с реальными изображениями (на что похоже).

В определенных случаях и преувеличение, и преуменьшение выступают как приемы творческого воображения. Таким путем можно наглядно продемонстрировать детям пример рисования карикатур, сказочных персонажей, героев мультфильмов.

  • Акцентирование — умение подметить и выделить, подчеркнуть главное — еще один из приемов творческого воображения.

Задания для развития могут быть следующими:

  • рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги, Колобка, рисуя их портрет, изображают эти черты;
  • нарисовать героя своей любимой сказки.

— Типизация — самый сложный прием творческого воображения. Задача создания типичного образа — подлинно художественная задача, но работа в данном направлении с детьми рассматриваемые нами образы крайне затруднены. Однако на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей способность, можно развивать.

Задание: сложив листок цветной бумаги определенным образом, вырезать с детьми «снежинки». Конкурс — чья «снежинка» больше всех похожа на настоящую.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.

33 стр., 16052 слов

Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам ...

... детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования". Цель исследования выпускной квалификационной работы ... воспитания. Возрасту присущи характер деятельности ... значения хореографии и ... мыслительных способностей и ... детей. Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных, изобразительных ...

Главное для творческого мышления — не шаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал .

3 Изобразительная деятельность дошкольника с учетом возрастных особенностей

Работа с детьми-дошкольниками по изобразительной деятельности осуществляется по двум самостоятельным направлениям:

  • в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства;
  • на занятиях по рисованию и лепке и в свободной самостоятельной деятельности детей.

По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, «у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости». Установлено, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, цвет, строение предметов, но и красоту окружающей его действительности; учиться любоваться нежной зеленью растении, радоваться красоте цветов.

Задача педагога — управлять чувственным опытом ребенка в процессе наблюдений за природой или общения с произведениями искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться величественной красотой скульптуры и архитектуры, сопереживать героям сказок, испытывать чувство радости или огорчения при восприятии произведений живописи, которые взволновали его, и т.п. В то же время изобразительные возможности дошкольника весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов движений рук. Для того чтобы ребенок овладел необходимыми формообразующими движениями, проводятся специальные упражнения, основанные на изображении простейших предметов (ленточки, платочки, баранки, мячики, кубики и др.), которые не представляют эстетической ценности. Так в процессе обучения реализуется принцип его доступности. Воспитатель должен развить у малышей эмоциональную отзывчивость к природе, красивым предметам и материалам. Они с удовольствием рассматривают произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книжную графику. Живо реагируют на образы матери и ребенка при восприятии репродукций произведений мировой живописи (принцип опоры на чувственный опыт).

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... игровые приемы будут более эффективны в воспитании творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению изобразительной деятельности. Как следствие выше изложенного выбор темы выпускной квалификационной работы: « Игровые приемы ... успешного педагогического руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия « ...

Рисование и лепка рассматриваются не только как важное средство эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия, а также своевременного и полноценного психического развития.

«Ученые установили, что представления дошкольного возраста о предмете во многом отличаются от самого предмета и сохраняют не все его качества, а лишь отдельные стороны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом полученные от восприятия представления не остаются неизменными, а постоянно меняются и преобразуются». Кроме того, происходит процесс обобщения представлений, и дети изображают в рисунках и лепке не то, что они видели, а то, что они себе представили, вообразили сами. Поэтому рисунки детей четырех лет специалисты относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребенка. В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. «Ребенок использует возможности ритма, цвета, не имея предварительных знаний о них; он просто увлекается доступным ему в данный момент материалом.

Чтобы ребенок представлял, осознавал, что он делает, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Обучение должно быть научным. При этом крайне важно помнить: «направлять» ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний». Несмотря на то, что движения руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, они еще недостаточно скоординированы. Действия детей пятого года жизни, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения дошкольники, всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль над направлением движения часто отступает или сведен до минимума. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.

По данным Г.А. Кислюк, у детей 6-7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей пятого года жизни. Поэтому обучение должно строиться с учетом возраста и возможностей ребенка. Одним из печальных результатов является превращение художественных образов в застывшие шаблоны. Для того чтобы вместо примитивных, с точки зрения взрослого, рисунков скорее получить полноценный продукт детской деятельности, педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного ими образца. «Отвечая элементарным требованиям изображения, шаблоны находят признание у окружающих и, благодаря этому, закрепляются в индивидуальном опыте ребенка. С одной стороны, это имеет положительное значение, так как создает определенную графическую основу для изобразительной деятельности, вселяет уверенность — ребенок немедленно получает результат. Однако, с другой стороны, шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Если не руководить деятельностью детей, то они могут так и не научиться рисовать ничего, — кроме нескольких усвоенных ими застывших построений отдельных предметов, и полностью утратить личные средства выражения, адекватные их жизненному опыту». Нарушается принцип сознательности и активности в обучении.

Психофизиологические возможности детей 4-5 лет весьма ограничены, а обучение изображению по заданной схеме порождает штампы и лишает детей возможности самостоятельно изобразить что-либо. В результате при обучении дошкольников этого возраста возникают серьезные трудности. Детей можно и нужно учить. Но не технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства и обязательно с учетом их возрастных особенностей. Особое значение в работе с детьми принадлежит новым педагогическим технологиям, построенным на основе игровой мотивации, которые подробно описаны в руководстве по воспитанию, образованию и развитию детей пятого года жизни.

Если на пятом году жизни серьезные трудности у детей возникают с передачей формы и строения предметов, то, с другой стороны, проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом:

  • к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор: дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, знать названия основных цветов и некоторых оттенков;
  • в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

— дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов. Очевидно, что способность ребенка пятого года жизни воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Благодаря этому, даже самые несовершенные работы удаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения. Но отношение детей к цвету как к свойству, присущему данному предмету, неустойчиво. Поэтому, повторяя изображение какого-либо предмета, ребенок может изменить его окраску по своему вкусу. Лишь постепенно, к 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако и в старшем возрасте сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.

Кроме того, ученые считают, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке:

  • цвет как передача окраски изображаемого;
  • цвет как украшение. При этом было установлено, что преобладание того или иного отношения к цвету само по себе является показателем развития ребенка.

Поэтому для повышения эффективности изобразительной деятельности дошкольников необходимо:

  • создать в группе условия для их самостоятельных занятий рисованием с использованием палитры и побуждать к экспериментированию с цветом;
  • на занятиях рисованием научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  • помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка и научить украшать поверхность вылепленных изделий (процарапывание, печатание, и др.);

— способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей и развивать способность к изобразительному творчеству, учитывая вышеизложенные задачи, также важно помнить, что в работе с детьми пятого года жизни внимание следует уделять формированию у них интереса к цвету, желание действовать с множеством цветов и оттенков.

2. Содержание работы по изобразительной деятельности, .1 Методы и приёмы изобразительной деятельности в развитии ребёнка

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

10 стр., 4958 слов

Синтез музыкального и изобразительного искусства на учебных занятиях ...

... пятом классе по программе «Музыка» Критской. Тема четверти «Музыка и изобразительное искусство», тема урока «Импрессионизм в музыке и живописи». Во втором параграфе рассматривается конспект урока в пятом классе по программе «Музыка» Критской. Тема четверти «Музыка и изобразительное искусство», ...

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы: наглядный, словесный, практический.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: ЛернерИ.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно — рецептивный, репродуктивный, иссле д овательский, эвристический, метод проблемного изложения материала.

В информационно — рецептивный метод, Словесный метод включает в себя, Репродуктивный метод

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда — сюда», «сверху — вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе — сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно — рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровое творчество проявляется в поисках средств и способов для изображения задуманного. Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

)игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),

)позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;

)дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;

)играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

2.2 Виды изобразительной деятельности

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное, декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Для занятий с детьми применяются три вида лепки: предметную, сюжетную, декоративную. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения.

В процессе занятий аппликацией

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).

Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).

Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т.д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

3 Опыт работы в изобразительной деятельности с детьми

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно — эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Методы проведения:

позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально — положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи кружка для детей старшего дошкольного возраста:

.Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

.Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Задачи кружка для детей подготовительной к школе группе:

. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности — рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Методическая база:

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

Организация занятий кружка. Два занятия в месяц по 30-35 минут. Материал для работы: акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Заключение

На становление творческой личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, умение понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируются представления об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности.

Занятие рисованием, лепкой не призваны делать всех детей художниками и скульпторами их задача освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы, ребёнок становится мужественным, искренним, развивает фантазию.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребёнка, а следовательно и творческие способности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/hudojnik-v-kajdom-rebenke-tseli-i-metodyi-hudojestvennogo-obrazovaniya/

1 Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М., 1968.

Алехин А.Д. Изобразительное искусство. — М., Просвещение, 1984

Волков И.Н. Учимся творчеству. — М., 1982.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.

Гете В. Об искусстве. — Л.-М., 1936.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. — М.: Академия, 1999. — С. 220

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1969.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности человека. — М., 1968.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. — М., 1998. — С. 12-15

Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М., 1985.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т.С. Комаровой. — М., 1991.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1973.

Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.

Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956 г.

Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.

Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964