«Творческое развитие младших школьников» проект

Дипломная работа

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного творчески решать задачи в быстро меняющемся, динамичном мире. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на поиске и реализации пути и средства развития творческих способностей учащихся. Реформирование образования нашло свое отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 48, пункт 4, указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт обучающихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению творческого опыта, прежде всего младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится не результативной.

Изучением творческого развития личности занимались такие учёные и педагоги, как Г.В. Бороздина, Л.С. Выготский, Н.С. Ефимова, В.А. Моляко , В.С. Мухина, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие. [3: 5; 7; 12; 13; 18; 22]

Изобразительная деятельность является результативным средством развития творческих способностей. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя в отдельности, не всегда может в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную, гармонически развитую, творческую личность. Поэтому особое значение для развития творческих способностей представляет взаимодействие разных видов искусства и художественно-эстетической деятельности.

Таким образом, в педагогической практике существует противоречие: между возможностью развития творческих способностей у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе школы и недостаточной разработанностью содержания образования на основе художественно-изобразительной деятельности.

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... о создании условий для полной реализации творческого и умственного потенциала учащихся. Начальная школа играет важную роль в развитии творческого ... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... как же сделать учение интересным, как же развивать творческие способности ... Маклюэ Понятие образования - ...

Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы : «Творческое развитие младших школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.

Объектом исследования развитие творческих способностей младших школьников.

Предметом исследования являются возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и раскрыть развитие творческих способностей как психолого-педагогическую проблему.
  2. Изучить психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников:
  3. Определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.
  4. В ходе опытно-практической работы разработать и провести комплекс уроков по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.

Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический литературы по проблеме исследования:

Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-практической работы.

Опытно-практическая работа по творческому развитию младших школьников осуществлялась в три этапа.

На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников: выявлялись структурные компоненты творческих способностей, определялась характеристика уровней их развития, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей младших школьников.

На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития творческих способностей младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса уроков по изобразительной деятельности, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами компонентов творческих способностей младших школьников, осуществлялось проведение разработанного комплекса уроков изобразительного искусства.

26 стр., 12860 слов

Исследования : «Народные игры как средство воспитания творческой ...

... деятельности человека. Но направленность этой деятельности различна. В процессе труда удовлетворяются материальные потребности. В игре же, для которой характерно максимальное проявление творческих способностей, ... воспитания младших школьников, Игра, её истоки, развитие и значение ... жанр устного народного творчества являются нашим ... войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по ...

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, заключения, двух глав, шести параграфов, списка литературы.


ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

1.1.Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема

Проблема развития творческих способностей у школьников, несомненно, актуальна. В процессе организации творческой деятельности в разных образовательных областях реализуется главная задача школы — всестороннее развитие личности ребенка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности и развитию способности реализовывать свои собственные идеи, создавать что-то новое.

В образовательном стандарте для начального образования эта задача явно обозначена в следующей формулировке: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной» [25].

Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях».

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся привлекает к себе пристальное внимание многих ученых. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного производства в активных личностях, способных ставить новые проблемы и находить их решения в сложных ситуациях, постоянно совершенствовать накопленные обществом знаний в жизни и трудовой деятельности. Как отмечают исследователи, знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, быть конкурентноспособным, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, владеть мобильными трудовыми функциями, способным творчески подходить к решению производственных проблем, сохраняя при этом свою неповторимость.

С философской точки зрения рассматриваются вопросы о сущности творчества, в психологии творчество исследует как процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества, в педагогике как процесс создания чего-то нового с позиции ребенка, освоение творческой деятельности и целенаправленное развитие творческих способностей [15].

Известный русский философ Николай Бердяев писал: «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной высшей жизни, к новому бытию» [1].

Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л. Рубинштейн называл его «одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства» [22].

4 стр., 1809 слов

«Надо человеком быть» (по творчеству В.М. Шукшина). ...

... к нравственным компромиссам с самим собой. "Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. "Мне ... быть, за кино Шукшин держался не только потому, что получил профессию режиссера, а потому, что долгое время верил в способность ... него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда шумно), бывает, ссорится с женой… В ...

Психолог К.К. Платонов называет творчеством мышление, находящиеся в его высшей форме, которое, для решения возникшей задачи, выходит за пределы требуемого уже известными способами [18].

Более полное определение творчества дается психологом Я.А. Пономаревым. По его мнению, творчество «есть необходимое условие для развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из таких форм» [21].

Как видим, элемент творчества присутствует в любом трудовом процессе, совершаемом человеком, а развитие и совершенствование формы творчества зависят, прежде всего, от форм труда.

С точки зрения ряда педагогов, рассматривающих творчество как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Авторы считают, что главным его моментом является не столько вещный результат, а совершенствование человеческих способностей [7].

Раскрывая воспитательную роль творчества, в философских воззрениях также отмечается, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самого человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но развертывает свою силу и постигает самого себя.

В организации и исполнении творческой деятельности первостепенное значение имеет развитие творческих способностей. Проблема развития творческих способностей глубоко раскрыта Б.М. Тепловым. По его мнению, суть понятия «способности», заключается в следующем: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» [20].

Способности, как индивидуально-типологические свойства личности, развиваются в деятельности и определяют успешность этой деятельности. При этом способности развиваются только в той деятельности, для осуществления которой они необходимы. Нельзя, например, развить музыкальные способности, не занимаясь музыкой, математические — математикой. Данная закономерность касается и творческих способностей. Последние развиваются при занятиях творчеством, т.е. творческой деятельностью.

Кроме того, само наличие способностей и уровень их развития проявляется именно в деятельности. Поэтому решение педагогической проблемы развития творческих способностей ребенка лежит в русле организации его творческой деятельности. Только во взаимодействии с педагогом ребенок может освоить новые для себя виды деятельности. В свою очередь одним из результатов этой деятельности является развитие способностей ребенка.

В силу определяющей роли творческой деятельности (творчества) в развитии творческих способностей обратимся к рассмотрению понятий «творчество» и «творческая деятельность».

12 стр., 5651 слов

Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...

... за учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи, анализ учебно-творческих работ учащихся. Практическая значимость., Внедрение курсовой работы., Структура курсовой работы. 1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на ...

По мнению В.А. Моляко само творчество можно определить как «целенаправленную деятельность человека, в результате которого создаются новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением» [12].

Психологом С.Л. Рубинштейном творчество определяется как деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» [22].

Как деятельность творчество рассматривал и С.О. Грузенберг. По его мнению, творчество есть, в сущности, творение или созидание чего- либо нового. Если нет нового результата, полученного из тех или других данных, вообще нет творчества. А новое в творчестве есть то самое планомерное изменение той или иной ранее существовавшей комбинации раздражителей или отношений между ними, не бывшее ранее, ни в опыте личности, ни в опыте других [6].

Л. С. Николаева дает такое определение творческой деятельности — «это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства» [16].

Таким образом, человеческое существование обусловлено предметной деятельностью и направлено на творческое преобразование окружающей действительности по плану человека. Р.С Немов отмечает, что «активная деятельность человека принципиально отличается от деятельности животных потребностями. Деятельность животного связана с удовлетворением естественных потребностей. Деятельность человека связана с искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурного человеческого наследия» [15].

Проанализировав рассмотренные нами определения можно сказать, что творческая деятельность — это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, не бывшие ранее ни в опыте личности, ни в опыте других людей.

По мнению Л.С Выготского под творческой деятельностью следует понимать «такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности» [5].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, которые способствуют успешному исполнению этих видов деятельности.

12 стр., 5961 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... на отдельных этапах исследований. театрализованный педагогический творческий дошкольник 1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности ...

Американский психолог Д. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (при решении какой- либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов).

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [23].

«Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
  3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид» [7].

Исходя из этого, А.М. Руденко выделила «основные направления в развитии творческой деятельности детей:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность» [23].

Проанализировав рассмотренные нами определения можно сказать, что творческая деятельность — это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, не бывшие ранее ни в опыте личности, ни в опыте других людей. Из сказанного следует, что результатом развития творческой деятельности являются внутренние ценности и внешние. Внешние ценности результата деятельности (объекты труда) можно оценить с помощью измерительных материалов (техническая оценка, тестирование), внутренние (воображение, творческое мышление) измеряют с помощью специальных методик. Для развития творческой деятельности требуется создание специальных условий и учет возрастных особенностей.

Важнейшим результатом творческой деятельности являются творческие способности. Для более детального рассмотрения понятия «творческие способности», для начала, стоит прибегнуть к определению понятия «способности».

И.В. Дубровина дает такое определение способностям «это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием его успешного выполнения» [19].

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... видов музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы. Теоретико-методологическую основу составили: теория развития личности (Л.С. Выготский и др.); идеи всестороннего гармоничного и духовно-творческого развития личности ...

Глубоким изучением проблемы развития способностей занимался Б.М. Теплов. Он выдвинул концепцию, согласно которой «врожденными могут быть анатомо-физиологические и физиологические особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками» [20].

По мнению ученого, задатки являются предпосылками развития способностей, которые в свою очередь развиваются на их основе, но не предопределяются ими. Задатки не решающим образом, но влияют на процесс формирования и развития способностей. Способности формируются прижизненно в процессе деятельности самого человека.

Ученые выделяют два вида уровня способностей: «репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот».

Психологом М.В. Гамезо творческие способности определяются как «общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности» [17].

По мнению В.А. Крутецкого, творческие способности он связывает с воссозданием нового продукта, отличающегося своей оригинальностью, а также с нахождением новейших способов выполнения деятельности [9].

Творческие способности, по определению С.В. Опфер — «это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

Американский психолог Э. Шостром творческие способности характеризует как «универсальный характер личности, пронизывающей все его стороны» []26.

Л.Д. Столяренко поясняет, что творческие способности связаны с «успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений». По ее мнению, высшая степень способностей личности в определенной деятельности называется талантом [24].

В определении понятия «творческие способности» мы в своем исследовании будем опираться на следующее определение С.В. Опфер «Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

По мнению психологов Б.М. Теплова, Р.С. Немова, способности, в том числе и творческие, могут существовать не иначе, как в постоянном процессе развития [15].

Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, которую он не развивает, со временем теряется. И только благодаря систематическим упражнениям, связанными с регулярными занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное и техническое творчество, спорт, математика и т.п., человек поддерживает и развивает дальше свой соответствующие способности.

Таким образом, в качестве основ развития творческих способностей выступают задатки и деятельность. Задатки являются предпосылками развития способностей, в том числе и творческих. Способности, как индивидуально-типологические свойства личности, развиваются в деятельности и определяются успешность этой деятельности. Иными словами можно сказать, что творческие способности приводят к успеху в творческом проявлении личности. Развитие способностей происходит поэтапно и только в той деятельности, для осуществления которой они необходимы. Нельзя, например, развивать музыкальные способности, не занимаясь музыкой, творческие — творчеством. Иначе говоря, творческие способности развиваются при занятиях творчеством, т.е. творческой деятельностью. Кроме того, само наличие творческих способностей и уровень их развития проявляется именно в творческой деятельности. Поэтому решение педагогической проблемы развития творческих способностей ребенка лежит в русле организации его творческой деятельности.

39 стр., 19500 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. [3] Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ... как широкие понятия, в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их узкие области, предназначенные для ...

На основании изученной литературы по данной теме, для успешного решения педагогической проблемы развития творческих способностей, педагог должен подобрать оптимальные условия для организации творческой деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников

С психологической точки зрения возраст 6-10 лет является благоприятным периодом для развития творческой деятельности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Главным направлением развития творческих способностей у младших школьников является развитие воображения.

По мнению Л. С. Выготского — «Воображение — это творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий путём комбинации, творческой переработки элементов прежнего опыта» [5].

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. По мнению С. В. Кульневич, «… в этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого воображения» [2].

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [5].

7 стр., 3297 слов

Творческие способности и одаренность детей

... мире. Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Творческие способности у детей Для определения уровня творческого развития личности ребенка чаще ...

Из этого следует, что деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Следовательно, чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем продуктивнее будет его воображение.

Творческое воображение младших школьников характеризуется такими особенностями как оригинальность и многообразие продуцируемых образов, но его продукты творчества «слабы» пока в технике исполнения, так как опыт изображения и воплощения задуманного еще не большой. Одним из важнейших свойств творческого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. У младших школьников неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому, по мнению С.В. Кульневича, «важнейшая линия в развитии воображения младших школьников — это развитие направленности воображения» [2].

Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к получению новых знаний, к освоению новых приемов работы и преобразования материалов. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

А.Н. Леонтьев дает собственную характеристику особенностям младшего школьного возраста: «Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» — так характеризует младший школьный возраст [10].

К сказанному следует добавить, что этих детей отличает относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость — не только недостаток, но и достоинство — именно она обуславливает детскую впечатлительность, живость восприятия. По мнению Л.С. Выготского, творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение [5].

Творческая деятельность детей имеет отличительные особенности.

Мотивационные аспекты деятельности и их особенности у детей рассматривали Д.Б. Богоявленская, И.С. Кон, А.И. Крупнов, Н.С.Лейтес и др.

Выполнение любой деятельности А.Н. Леонтьев связывает с удовлетворением тех или иных потребностей, «…конкретизированной в предмете деятельности», в свою очередь, «предмет деятельности есть ее действительный мотив» [10].

Если рассматривать с точки зрения психологии, то под «мотивацией» понимают побуждение организма к действию с целью удовлетворения существующих у него потребностей».

Мотивация к деятельности у младших школьников может быть разной: желание самоутвердиться, получить положительную оценку взрослых, вступить в общение со взрослыми (личные мотивы), принести пользу другим, сделать что-то вместе с другими (общественные мотивы).

Мотив, по определению И.С. Кона, обозначает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую поведение. Направленность деятельности ребенка приобретает некоторый постоянный характер при осознании ее цели. Осознание цели деятельности позволяет ребенку планировать предстоящие действия, оценивать их и сопоставлять полученные результаты с задуманным [8].

По мнению В.С. Мухиной «в поведении младшего школьника наблюдаются такие качества как настойчивость в достижении поставленных целей, целеустремленность, ответственность за начатое дело и др. В тоже время, потребность в признании остается актуальной в этом возрасте, и выражается в стремлении утвердиться в своих качествах» [13].

В организационной части деятельности преобладает интеллектуальный компонент. Умение организовать свою деятельность в младшем школьном возрасте связано с развитием произвольности познавательных процессов. В этом возрасте возрастает роль речи, речевое высказывание самого ребенка способствуют осознанию им хода и результата своих действий и поиску путей решения поставленных задач, она приобретает планирующую функцию, хотя и строится не только на образном представлении, но и умении логически объединить части в единое целое. Логика построения любой деятельности предполагает использование приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации как во внешней деятельности (организация рабочего места, построение наглядных моделей, конструирование), также во внутреннем плане (анализ образца изделия, планирование деятельности, оценка действий).

Развитие знаково-символической функции позволяет усвоить теоретические знания об окружающем опосредованно через символы и знаки. Заметно повышается уровень наглядно-образного и логического мышления, за счет которого дети способны усвоить теоретический материал, использовать в учении наглядное моделирование, схемы и технические рисунки, что доказано в работах Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, И.Г. Салминой, и др. В то же время, в освоении способа исполнения деятельности ребенок либо умеет действовать только по образцу (эталону), либо нарушает последовательность выполнения действий [14].

По мнению В.С. Мухиной, «ребенку в младшем школьном возрасте часто приходится решать проблемные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями» [13].

В процессе изготовления творческих работ дети обнаруживают зависимость между свойствами сухих листьев и способами их наклеивания, между пластичностью материалов и способами их сборки, между свойствами материалов и выбором инструмента и т.д. Наблюдения свойств материалов и явлений природы позволяют детям освоить научные знания. К примеру, рассматривание сфотографированных снежинок на экскурсии и демонстрация сделанных фотографий в увеличенном виде формирует представление об их кристаллическом строении.

Самостоятельная творческая деятельность учеников строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда.

Т.А. Маркова отмечает, что особенности исполнительной части деятельности связаны с развитием у детей волевых процессов и организационного поведения [11].

Результаты педагогических исследований показывают, что возраст 6-8 лет характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий и стремится добиться ее. В этом возрасте ребенок целенаправленно подражает взрослому, пытаясь доподлинно воссоздать то или иное действие. В творческой деятельности этот механизм помогает ребенку осваивать необходимые практические приемы. Организованность и воля помогают ребенку контролировать свою позу: спокойно сидеть на уроках, правильно обустроить свои действия (операции), завершать начатое дело. Несмотря на это, организационная неготовность к труду, слабые волевые усилия некоторых детей препятствуют активности в процессе всей деятельности. Следует учитывать и тот факт, что работоспособность детей резко повышается, если заинтересовать их делом, чередовать разные виды деятельности, поощрять и одобрять их действия.

В первом классе ребенок уже начинает понимать нравственный смысл ответственности за порученное дело. Отмечено, что в совместной деятельности или в привычной обстановке ребенок может самостоятельно выбирать способы поведения, отстаивать свое мнение, брать ответственность за свою позицию, сопротивляться провоцирующим действиям сверстников, но это пока только формирующаяся линия поведения ребенка.

Особое место в развитии творческой деятельности у ребенка занимают контрольно-оценочные умения, которые необходимы как в исполнительской части деятельности, также и на завершающих ее этапах. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что определяющей чертой проявления общественного и индивидуального бытия человека выступает его способность ассимилировать явления окружающего мира с собственной жизнедеятельностью [4].

Таким образом, контрольно-оценочная деятельность на уроке напрямую зависит от уровня развития рефлексии, именно она отвечает за правильное выполнение действий в предстоящей деятельности. Это своего рода анализ, который и представляет собой рефлексию (в чистом виде), по мнению Л.С. Выготский «…когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках», т.е. осуществляет самоконтроль своих действий. Ребенок воспринимает и оценивает самого себя в процессе социализации [5].

Как основное психическое новообразование рефлексия развивается в младшем школьном возрасте. Но уже с четырех лет у ребенка «появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. И в связи с этим он способен определять границы дозволенности. Это означает направленность внимания ребенка на себя, размышление о себе, определенное отношение к себе, которое можно назвать личностно-рефлексивным» [13].

Само слово «рефлексия» означает «обращение назад, отражение». Рефлексия в деятельности обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.

Неоценимо велика роль рефлексии в творческой деятельности детей, она состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Освоение предметного мира выдвигает перед ребенком целый ряд проблем: что это такое, что с ним можно сделать и как, кого привлечь к работе и можно ли его сделать одному, что получилось в результате этих действий и др.

В младшем школьном возрасте самоконтроль выступает как осознание и оценка ребенком собственных действий, ограниченная предыдущим когнитивным опытом взаимодействия с окружающими людьми, в первую очередь, со взрослыми, фиксирующими его внимание на собственной личности.

В своих трудах М.В. Гамезо пишет, что ученые отмечают изменения в развитии самого творчества младшего школьника. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся. Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску решения творческой задачи [17].

Решение предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем у ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один из важнейших компонентов творческого развития, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности. Особенности творческого проявления выявляются в процессе отделки изделий — в одних работах учеников отмечается чрезмерная перегруженность дополнительными деталями, у других, наоборот, работы невзрачные, их отличает неудачное композиционное решение, цветовое решение, небрежность в изготовлении деталей и т.п.

Л.Д. Столяренко отмечает, что на качество работ влияет не только недостаток опыта детей, но и методическая разработка урока, опыт педагога в творческой деятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей и развитию творческой деятельности в целом [24].

В младшем школьном возрасте развитие творческих способностей происходит в таких видах деятельности как: музыка, театральное искусство, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, проектная деятельность (дизайн проекты в графической обработке на персональном компьютере, коллажи и т.д.).

Младший школьный возраст, является благоприятным в развитии творческих способностей как сохраняющий возможности нагляднообразного мышления и складывающегося мышления в понятиях. Творческие способности связаны с опытом переживания, восприятия художественных произведений, продуктов творчества других людей, с опытом собственной продуктивной деятельности, с особой впечатлительностью младшего школьника и его интеллектуальной активностью.

Образовательный процесс в начальной школе позволяет обеспечить единство учебной и внеурочной деятельности направленной на развитие творческих способностей и индивидуального подхода. На основании изученной литературы по данной теме, в нашем исследовании мы выделяем, что декоративно-прикладное творчество и художественный труд обладает особыми возможностями развития творческих способностей. В младшем школьном возрасте целесообразно для развития творческих способностей использовать предмет «Изобразительное искусство».

Предмет «Изобразительное искусство» связан с декоративно-прикладным искусством и творческой деятельностью ребенка. На этом предмете развивается мелкая моторика, складывается ручной интеллект. Дети познают через кинестетические ощущения многообразие свойств окружающего мира. У ребенка в этом возрасте критическое мышление находится в начальной стадии развития, и ребенок не страдает, от того, что продукт его творческой деятельности не является новаторским или совершенным с точки зрения других людей, что открывает свободу его творческой самореализации. Младший школьник еще не способен оценить, все ли в его личностном мире отразилось в этом продукте. Он еще стремится к творчеству и его внутренний мир еще не требует оценки соотнесения с тем, что уже достигнуто человечеством. Ребенку достаточно одобрения и внимания со стороны взрослого. Таким образом, предмет «Изобразительное искусство» на ряду, с другими предметами и факультативами, обладает особыми возможностями развития творческих способностей у младших школьников.

О возможностях развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности речь пойдёт в параграфе 1.3.

1.3. Возможности развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности

Творческие способности не имеют возможности реализоваться в полной мере без участия таких психических процессов, как эмоции, внимание, память, а также целого набора соматических свойств человека. Каждый вид деятельности имеет свою структуру [21].

Поэтому только в том случае, когда существует полное соответствие (совпадение) структуры личности и вида деятельности, можно говорить о выраженной способности. Только тогда деятельность приобретает высокое качество и по ее результатам можно судить об одаренности или способности того или иного человека. Для того чтобы выявить соответствие структуры личности данному виду деятельности, субъекту необходимо непосредственно в нее включится. Из вышесказанного следует, что пока субъект не приложит усилия к развитию своей способности, то никакая способность сама по себе не созреет и не проявится.

Формирование единой системы развития творческих способностей учащихся в рамках изобразительной деятельности с учетом самореализации личности в социуме требует следующих дополнительных подходов:

  • личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;
  • деятельностного подхода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности;
  • социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества. Таким образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования [17].

Сначала рассмотрим педагогические условия, которые обеспечивают успешное развитие творческих способностей учащихся в школе [10].

Первым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, направленной на опережающее развитие школьников, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта. Необходимо, насколько это возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Второе условие — это разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.

Третье условие эффективного развития творческих способностей — это включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятия творческой деятельности.

Пятое условие — это своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.

Таким образом, развитие творческих способностей учащихся будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

В свою очередь, для условий развития творческих способностей обучающихся предлагается использовать изобразительную деятельность как целенаправленную, организованную и упорядоченную деятельность обучающихся через творчество, включающую определенные способы, этапы, последовательность действий и операций, связанных с процессом культур сообразного изменения окружающего мира в различных областях (духовной, материальной, социальной) и базирующихся на научных знаниях, опыте, интуиции [3] .

Эффективность изобразительной деятельности будет выше, если ее организовывать в рамках внеурочной деятельности, распространенной формой организации которой является кружок.

Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем — как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внеурочной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний: приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

В организационной структуре учреждения образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Кружок — это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби) [24, с. 154].

Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степе­ни — от личных качеств и профессиональной квалификации педагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Деятельность кружков подразделяют на следующие направления:

  • техническое;
  • эколого-биологическое;
  • туристско-краеведческое;
  • профориентационное;
  • спортивное направление;
  • художественное [3].

Художественное направление ориентировано на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусств.

В современной практике внеурочной работы закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству включают в себя занятия по художественно-творческой деятельности таких как: аппликация, работа с бисером, вышивка, изонить, вышивка бисером, работа с бросовыми и нестандартными материалами и др.

Педагогическая работа по развитию художественно-творческой деятельности младших школьников во внеурочное время требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в кружке, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия — это подготовка необходимого для данной работы оборудования, с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных инструментов, материалов (различных тканей, бисера, ниток и др.), живописных произведений, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства — закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным.

Руководитель кружка во внеурочное время формирует у детей умение и навыки обращения с простейшими инструментами для ручной обработки материалов, умения изготавливать и конструировать несложные изделия, подбирать и экономно расходовать материалы, планировать свою работу, организовывать и содержать в порядке рабочее место и инструменты [23].

Начиная работу с детьми, важно иметь представление об объеме знаний, полученных ими в детском саду. Дети уже имеют определенные навыки трудолюбия. Они умеют работать с бумагой, пластилином, глиной, природными материалами, а также конструировать, ухаживать за комнатными растениями.

Выяснение знаний, умений и навыков, которыми дети владеют, помогает в дальнейшем более организовывать работу на любом уроке, а также внеурочном мероприятии. В свою очередь, стараются воспитывать у детей личную ответственность за их труд перед коллективом, стремление не только следовать в труде установившимся стандартом и шаблоном, но и вносить в него элементы творчества.

Выводы по главе 1

  1. Творческие способности — высшая психическая функция, отражающая действительность. С помощью творческих способностей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
  2. Итак, как было определено в рамках данной главы, младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития.
  3. Чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, в виду своей новизны, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.
  4. Внеурочная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

Педагогическая работа по развитию художественно-творческой деятельности младших школьников во внеурочное время требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в кружке, душевного контакта между взрослыми и детьми.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Определением уровня развития творческих способностей младших школьников

Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников была проведена на базе школы №3 г. Ленинск-Кузнецкий. Респондентами стали учащиеся 4 «В» класса в количестве 25 человек.

Цель опытно-практической работы заключается в исследовании возможности использования изобразительной деятельности для творческих способностей детей младшего школьного возраста.

В ходе опытно — экспериментальной работы были решены задачи:

— определить уровень сформированности творческих способностей младших школьников;

— разработать тематические занятия по развитию творческих способностей детей;

— оценить влияние формирующей программы на развитие творческих способностей младших школьников.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что посредством вовлечения детей в процесс изобразительной деятельности возможно повысить у них уровень развития творческих способностей.

В целом опытно-экспериментальная работа включает три этапа исследования:

1 Этап — констатирующий эксперимент.

Цель – выявление исходного уровня сформированности развития творческих способностей младших школьников.

2 Этап — формирующий эксперимент.

Цель – разработка и апробирование программы уроков по изобразительной деятельности, направленных на формирование творческих способностей младших школьников.

3 Этап — контрольный эксперимент.

Цель данного этапа заключается в с равнительно-сопоставительном анализе результатов экспериментальной работы.

Для оценки творческих способностей нами будет исследован уровень развития творческого мышления младших школьников по следующим показателям:

— конструктивность мышления;

— целесообразность;

— вариативность, гибкость;

— чувство стиля.

В соответствии с выделенными параметрами был подобран диагностический инструментарий, который позволил бы определить степень развития каждого из перечисленных компонентов творческого мышления.

Итак, для диагностики уровня творческого мышления предлагается использовать следующие методики.

1. Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления.

Диагностическое занятие «Помоги Зайчику».

Оборудование: ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Материал: картон, бумага, шаблон, карандаш, выкройка.

Инструктаж: «Посмотри, Мишка к нам приехал на тележке, а у зайки такой тележки нет. Давай поможем Зайке сделать такую же тележку». На столе лежат необходимые материалы.

Критерии уровня развития конструктивности мышления в изготовлении подвижной игрушки:

Высокий – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, надрезать по сплошным линиям, сгибает по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливает поделку, правильно скрепляет подвижные детали.

Средний – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, затрудняется точно надрезать по сплошным линиям, неаккуратно складывает поделку по пунктирным линиям. Поделку выполняет, но недостаточно аккуратно. Испытывает некоторые затруднения в правильности скрепления подвижных деталей.

Низкий – испытывает затруднения в выполнении поделки. Поделка выполнена не полностью или ребёнок отказывается от работ.

2. Тест творческого мышления Э. Торренса (в адаптации Е.Е. Туник)

Полный тест Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая — невербального творческого и третья – для словесно-звукового творческого мышления.

Поскольку под творческими способностями мы понимаем способность продуцировать новые, оригинальные идеи, то для диагностики была выбрана невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма» теста творческого мышления Торренса, «Незавершенные фигуры». Тест проводится в групповом варианте.

Задание «Незавершенные фигуры». В задании необходимо закончить незавершенные линии в цельную картинку или предмет, определяемый оригинальной идеей. Все 10 фигур различаются между собой, но провоцируют создавать определенные устойчивые образы.

По итогам данной методики можно характеризовать уровень развития творческих способностей младших школьников следующим образом:

высокий уровень творческих способностей (нарисованы 8 – 10 оригинальных рисунков);

средний уровень творческих способностей (4 – 7 оригинальных рисунков);

низкий уровень творческих способностей (0 – 3 оригинальных рисунков).

3. Диагностическая методика В. А. Ядова «Индекс удовлетворенности своей деятельностью», которая позволяет выявить уровень удовлетворенности творческой самореализацией в живописи.

В ходе диагностики учащимся был предложен ряд вопросов, направленных на удовлетворенность творческой деятельностью. Детям нужно было отметить, что для них действительно значимо. Уровни удовлетворенности занятий живописью:

Высокий (креативный) уровень выражается в наличии у младшего школьника систематических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой самореализации. Ребенок с высоким уровнем творческой самореализации отличает инициативность, изобретательность, творческий подход к поставленным задачам, адекватность самооценки, способность к самоорганизации, умение сотрудничать, высокая работоспособность.

Средний (нормативный) уровень предполагает сформированное представление о системе теоретических знаний в области профессиональной творческой деятельности. Дети могут проявлять свои творческие способности в каком-либо виде искусства. Рефлексивные способности находятся на стадии развития, младшие школьники стремятся к самореализации в творческой деятельности.

Низкий (начальный) уровень характеризуется наличием у младших школьников общих представлений о творческой деятельности, пассивным участием в учебно-воспитательном процессе. Как правило, дети, имеющие данный уровень, инертны, замкнуты, с заниженной самооценкой. Наблюдается отсутствие заинтересованности и потребности (мотивации) к творческой самореализации. Слабо развиты рефлексивные способности.

Результаты определения уровня сформированности конструктивности мышления представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты уровня развития конструктивности мышления младших школьников

Уровни

Распределение детей

Кол-во

%

Высокий

0

0

Средний

16

61,5

Низкий

10

38,5

Графически полученные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты уровня развития конструктивности мышления младших школьников, %

Как видно из данных таблицы 1 и рисунка 1 можно заключить, что высокого уровня развития конструктивности мышления не проявляется ни у одного ребенка. В большей степени преобладает средний уровень развития по исследуемому параметру:

средний уровень развития конструктивности мышления диагностирован у 16 детей (61,5 %);

низкий уровень выявлен у 10 младших школьников – 38,5%.

Исходя из этого следует, что дети со средним уровнем могут использовать в работе шаблоны. При этом есть сложно при вырезании формы по пунктирным линиям. Кроме того, при выполнении поделки, дети несколько не аккуратны: оставляли следы от клея не вытирая, оставались и следы от пальцев рук на поделке.

Дети с низким уровнем конструктивности мышления испытали затруднения в процессе выполнения поделки. Некоторые из них даже отказались ее доделать, так как у них это не получалось сделать даже при посторонней помощи.

Представим результаты методики Э. Торренса в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса

Уровни

Распределение детей

Кол-во

%

Высокий

2

7,7

Средний

16

61,5

Низкий

8

30,8

Рисунок 2. Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников по методике Э. Торренса

Таким образом, данные таблицы 2 и рисунка 2 свидетельствуют о том, что у двух младших школьников (7,7 %) был диагностирован высокий уровень развития творческих способностей. Эти дети нарисовали большое количество оригинальных рисунков: один из детей нарисовал 8 таких рисунков, другой – 10. Оригинальными рисунками у них было нарисованная медаль, башенный кран, торт. Но также были и более стандартные рисунки, такие как солнце, лицо, мяч, какой-либо фрукт.

Средний уровень развития творческих способностей был выявлен у 16 детей, что составляет 61,5 %. Для этих детей характерно выявление 4-7 оригинальных рисунков, к числу которых можно отнести машинка, компьютер, ананас и т.д.

Для низкого уровня проявления творческих способностей характерно как отсутствие оригинальных рисунков, так и наличие 1-3. Таких детей было выявлено 8 человек, что составляет 30,8 %.

Результаты диагностики по методике «Индекс удовлетворенности своей деятельностью» представлены в таблице 3, графически – на рисунке 3.

Таблица 3. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на констатирующем этапе

Уровни

Распределение детей

Кол-во

%

Высокий

9

34,6

Средний

13

50

Низкий

4

15,4

Рисунок 3. Удовлетворенность обучающихся творческой самореализацией в живописи на констатирующем этапе

Как видно из таблицы 3 и рисунка, анализ результатов констатирующего этапа показал, что высоким уровнем самореализации в творческой деятельности обладают 34,6% (9 учеников), средним – 50% (13 учеников), низким – 15,4% (4 ученика).

Младшие школьники с высоким уровнем осознают большую значимость творчества в их жизни, дети активно участвуют в мероприятиях, любят рисовать, могут заниматься творчеством длительное время и получать от этого удовольствие. У ребят большое желание самосовершенствоваться в творческой деятельности, так они раскрывают собственный потенциал, самореализовываются.

Для младших школьников со средним уровнем самореализации в творческой деятельности занятия творчеством не составляют большое значение. Дети отметили, что любят коллективную творческую работу, они желают получать хорошие оценки за свой труд, но недостаточно сформированы умения для самореализации в живописи. Двое младших школьников отметили, что активные игры им нравятся больше, чем занятия рисованием. Другие двое младших школьников ответили, что иногда занимаются рисованием, но у них не всегда получается достичь желаемых результатов.

Четверо младших школьников были отнесены в группу с низким уровнем самореализации в творческой деятельности. У ребят не достаточно сформирован интерес и нет должной мотивированности, они не считают, что творческая деятельность имеет общественно важный характер, что с помощью творчества можно раскрыть собственную индивидуальность. У детей есть другие хобби, не связанные с изобразительным искусством. Несомненно, развивая интерес к творчеству, учитель может создать необходимые условия, чтобы приобщить к творческой деятельности даже неактивных детей.

Представим среднее значение уровня развития творческих способностей младших школьников исходя из результатов всех трех методик. Обобщенные данные представлены в процентном соотношении в таблице 4.

Таблица 4. Обобщенные результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе

Уровни

Наименование методики

Среднее значение

Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления

Тест творческого мышления Э. Торренса

Методика В. А. Ядова «Индекс удовлетворенности своей деятельно-стью»

Высокий

0

7,7

34,6

14,2

Средний

61,5

61,5

50

57,6

Низкий

38,5

30,8

15,4

28,2

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о том, что большая часть младших школьников имеют средний уровень развития творческих способностей (57,6 %).

Кроме того, одна третья от общего количества младших школьников (28,2 %) имеют низкий уровень сформированности творческих способностей. И только 14,2 % опрошенных детей имеют высокий уровень сформированности творческих способностей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развивать творческие способности младших школьников, для чего предлагается использовать изобразительную деятельность.

2.2. Использование возможностей развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности

Для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста была разработана программа внеурочной деятельности по уроку изобразительной деятельности. Настоящая программа основана на программе внеурочной деятельности «Первые шаги».

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода.

Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. В этом поможет технология проектного метода.

Структура занятий с применением технологии проектного метода отражает художественно-творческую направленность деятельности детей. Ребенку предлагается не только воспроизвести необходимое действие, связанное с усвоением той или иной технологичной художественной единицы (освоить приемы рисования, лепки, познакомиться с новыми нетрадиционными способами и т.д.), но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – родителями, педагогом и своими сверстниками. Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.

Представим метод проектов во внеурочной деятельности по изобразительному искусству по теме «Театр кукол».

Для реализации учебной проектной задачи по данной теме было запланировано 2 часа урока и самостоятельная подготовка обучающихся с родителями. Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть интересна для ребёнка, принята им эмоционально и в её основе должна лежать личностно значимая для ребёнка проблема. Исходя из этого, ребятам предлагается попробовать свои силы в создании кукол для постановки кукольного спектакля по сказкам по самостоятельному выбору. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа выбирает сказку и вид куклы для изготовления. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе осуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы.

Это творческо-поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: «Каждое новое открытие делать вместе с детьми, а не за них. Не преподносить знания готовыми, а дать возможность детям узнать самим». Эффективность таких занятий заключается в формировании самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе.

В основе нашего проекта лежала главная задача: постановка кукольного спектакля для первоклассников своими силами. Отсюда ребята выдвигали задачи, которые должны были выполнить на уроках и самостоятельно. Решение проектных задач запланировали в три этапа.

I этап: погружение в проект (деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности).

Организация деятельности (разбивка на группы, выбор сказки, распределение ролей, выбор формы и способа презентации).

II этап: осуществление деятельности (поиск материала, выбор видов кукол для постановки, выбор способов изготовления и изготовление кукол, оформление декораций для постановки, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

III этап: постановка спектакля и презентация (окончательное оформление кукол и декораций для спектакля, предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Творческие группы выбрали сказки «Муха-цокотуха» К.Чуковского, русскую народную сказку «Теремок» и отрывок сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. В процессе проектной деятельности у каждого ребенка сложился определенный опыт общения: умение сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе обсуждения возникших проблем, в выборе материала и техники изготовления кукол, в исполнении роли в спектакле. Каждый участник данного проекта получил полное и глубокое удовлетворение и радость от сделанных открытий и возможности быть не только творцом, но и актером.

Разработка итогового занятия по теме «Театр кукол»

Тема урока: «Театр кукол»

Цель урока: Формировать навыки работы над учебным проектом.

Задачи урока:

  • дать возможность учащимся представить результат работы над проектом;

  • развивать творческие способности и актерское мастерство;

  • развивать навыки работы над проектом;

  • формировать умение создавать образ куклы, применяя разные способы художественного творчества: изображения, конструирования, украшения;

  • воспитывать самостоятельность в работе над проектом, чувство коллективизма и дружеской взаимопомощи.

Тип урока: урок-образ

Методы: проект, игра

Форма: индивидуальная и групповая

Особенность урока: использование аудио- и видеоматериалов (интеграция изобразительного искусства, театра, литературы и музыки), использование проектной и игровой технологий

Оборудование:

Для учителя – компьютер, медиаопроектор, экран;

Для обучающихся: цветная бумага, картон, фломастеры, клей, ножницы, ватман, ткань для ширмы, макет сцены для театра на столе, компьютер, медиаопроектор, экран.

Зрительный ряд: презентация «Учебный проект «Театр на столе»«, презентации, составленные обучающимися для защиты проекта

Литературный ряд: стихотворение В.Берестова «Театр кукол», сказка «Муха-цокотуха» К.Чуковского, русская народная сказка «Теремок», сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм

Музыкальный ряд: торжественная музыка

Ход урока: I. Организационная часть

II. Вступительное слово учителя

1) Превращается рука

И в котенка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и все в порядке.

В. Берестов

2) Повторение: Определите по изображениям виды кукол, назовите по порядку.

3) Обсуждение последовательности работы над проектом.

Сегодня подведем итоги работы над учебным проектом «Театр кукол».

Вы должны выполнить третью проектную задачу, если завершили две предыдущие: Соединить составные части куклы. Окончательно оформить, украсить кукольного героя для спектакля и декорации. Представить краткие сведения теоретической части проекта в презентации. Поставить спектакль. Ответить на основополагающий вопрос проекта: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?