Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у младших школьников

Часть дипломной работы

Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у обучающихся начальных классов общеобразовательной школы

По мнению авторов статьи, процесс развития музыкального вкуса у детей является достаточно сложным и требует системного подхода со стороны педагогов. Важно помнить, что музыкальное развитие младших школьников происходит на основе их музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.

В рамках экспериментальной работы авторы проанализировали различные способы формирования музыкального вкуса у детей начальной школы. Основными формами музыкальной деятельности были пение, слушание музыки, занятия ритмикой и игра на детских музыкальных инструментах. Каждая форма деятельности позволяла детям познакомиться с музыкальными произведениями, усвоить знания, приобрести навыки и умения, необходимые для эмоционально-осознанного восприятия и выразительного их исполнения.

Музыкально-эстетическая культура младшего школьника, по мнению авторов, является единством способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков, поведения, чувств и оценок. Она выражается через наличие и развитие музыкальных задатков и способностей, содержание эстетических способностей ребенка и системность и глубину музыкальных знаний.

В результате экспериментальной работы было установлено, что активное развитие музыкальной деятельности обучающихся начальных классов, особенно через пение, игру на детских музыкальных инструментах и занятия ритмикой, позволяет формировать музыкальный вкус у детей, в том числе их эмоционально-осознанное восприятие музыки и выразительное исполнение произведений.

Выводы

  • Музыкальное развитие младших школьников происходит на основе их музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.
  • Важно разнообразить музыкальную деятельность детей и осуществлять ее систематически для формирования музыкального вкуса.
  • Пение, игра на детских музыкальных инструментах и занятия ритмикой являются эффективными формами музыкальной деятельности для формирования музыкального вкуса у детей начальной школы.

Таким образом, педагоги должны уделять особое внимание активной музыкальной деятельности в обучении начальных классов для формирования правильного музыкального вкуса у детей, развития их музыкальных способностей и творческих потенциалов.

Развитие музыкальных способностей является важной составляющей процесса формирования музыкального вкуса у школьников. Эти способности позволяют детям успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и приобретать навыки, необходимые для осознания особенностей языка музыки и структуры музыкальной речи.

9 стр., 4424 слов

Особенности формирования художественного вкуса у детей в хореогр. ...

... искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребенка. ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство ...

Общие музыкальные способности являются неотъемлемой частью этого процесса. В первую очередь, важна способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Она позволяет учащимся свободно воспринимать и интерпретировать музыкальный материал.

Также важно развитие ладового чувства. Оно помогает детям ориентироваться в музыкальных возможностях и оттенках, а также позволяет им создавать гармоничный звуковой образ.

Музыкально-ритмическое чувство также играет важную роль в формировании музыкальных способностей. Оно позволяет школьникам чувствовать и передавать ритмическую структуру музыкальных произведений, а также овладеть навыками музыкального исполнения.

Развитие общих музыкальных способностей является предпосылкой для формирования более специализированных навыков и умений в музыкальной деятельности. Они позволяют школьникам успешно владеть различными музыкальными инструментами, участвовать в хоровых и оркестровых коллективах, а также принимать участие в концертах и музыкальных конкурсах.

Таким образом, важно уделять внимание развитию музыкальных способностей у школьников, так как они являются необходимым условием для успешного формирования музыкального вкуса. В процессе их развития, школьники приобретают уверенность в своих музыкальных способностях, улучшают свои музыкальные навыки и становятся более гармоничными и творческими в своем музицировании.

Способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями является важным аспектом музыкального развития человека. Музыкальный слух играет ключевую роль в полноценном восприятии музыки и является неотъемлемой предпосылкой для композиторской и исполнительской деятельности.

В донотный период освоение элементов музыкальной грамоты направлено на развитие слуха учащихся. Важным этапом является соединение музыкально-слуховых представлений со зрительными, особенно при различении высоты звуков в мелодиях, динамики, темпа и контрастных регистров. Учащиеся также знакомятся со знаками нотного письма через осмысление интонаций музыкальной речи в процессе восприятия и музицирования.

Элементарное музицирование и движения играют важную роль в формировании музыкально-слуховых представлений и осознания средств выразительности. Игра на инструментах и участие в музыкальных коллективах позволяют активизировать эмоциональное осознанное отношение к музыке и способствуют развитию хорошего музыкального слуха. Важность слуха проявляется при отборе кандидатов на пение музыкальных произведений и во время приемных испытаний в музыкальные школы.

Развитие ладового чувства связано с формированием представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики. Также важно формирование представлений о тонике, тоническом трезвучии и устойчивых аккордах.

В целом, развитие музыкального слуха является неотъемлемой частью музыкального развития человека. Он позволяет полноценно воспринимать и интерпретировать музыку, а также активно участвовать в музыкальном творчестве.

Развитие ладового чувства в музыкальном образовании

Ладовое чувство является одним из важных аспектов в музыкальном образовании. Оно способствует развитию умения учащихся внимательно выслушивать музыкальное произведение и пробуждает эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку.

13 стр., 6279 слов

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... условий развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио. Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования: -проанализировать психологическую, педагогическую музыкально- методическую литературу по теме исследования; - рассмотреть понятие «музыкальный слух» ...

В процессе обучения учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, на котором они могут играть и петь. Это помогает им последовательно знакомиться со ступенями мажора, минора и их характерными интонациями.

Первые представления о той или иной интонации мажора и минора дети приобретают в процессе восприятия, пения и слухового анализа мелодии песни. Когда они уже могут узнать мелодию в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть ее на звуковысотных инструментах.

Сущность ладового развития заключается в том, чтобы дети на собственной практике убедились и почувствовали, что любая мелодия состоит из совокупности ладовых интонаций.

Музыкально-ритмическое чувство у младших школьников: развитие и планирование деятельности

Музыкально-ритмическое чувство является способностью ориентироваться в длительности звуков в их временной последовательности. Оно развивается поэтапно и включает в себя различные компоненты.

Компоненты музыкально-ритмического чувства

Первый этап связан с восприятием и воспроизведением равномерной пульсации метрических долей в музыке. Ребенок должен уметь четко определять ритмический рисунок композиции и верно следовать за ним.

На втором этапе осуществляется различение сильных и слабых долей в музыке, что позволяет более точно чувствовать ритм стилизованных произведений, таких как маршевые и танцевальные пьесы.

Третий этап предполагает восприятие соотношения различных длительностей на примере простых и знакомых детских песен.

На четвертом этапе происходит осознание выразительной и изобразительной сущности ритма, а также развитие внутреннего ритмического слуха.

Пятый этап связан с формированием понятия о ритме в качестве одного из средств музыкальной выразительности, что позволяет использовать его в творческих заданиях.

На шестом этапе дети определяют выразительную сущность ритма на основе знакомых им музыкальных произведений.

Седьмой этап предполагает осознание значения ритма в создании музыкального образа и его связи с другими элементами музыкального языка.

Планирование музыкально-ритмической деятельности у младших школьников

Ключевая задача учителя – активизировать дошкольный опыт детей. Для этого целесообразно начать с освоения движений, как танцевальных, так и физкультурных. Далее следует использовать творческие задания, связанные с импровизацией и драматизацией песен и пьес, что позволит закрепить представления об элементах музыкальной речи и средствах выразительности.

Музыкально-ритмическую деятельность на уроке необходимо направлять на закрепление приобретенных навыков выразительного движения и освоение более сложных элементов. Ребенок должен развивать умение творчески использовать знакомые движения в различных плясках.

Опыт, приобретенный при выполнении маршевых и танцевальных движений, поможет школьникам формировать представления о пульсации сильных и слабых долей в музыке, соотношении ритмических единиц и освоению нотной записи.

Все эти компоненты в сочетании своих способностей почувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность, которая, как известно, первым признаком является еще в раннем детстве.

11 стр., 5349 слов

Особенность музыкальной культуры

... музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ... познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкус. Он находит в ... звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях ...

Основные принципы теории музыкально-эстетической культуры школьника

Основной целью музыкально-педагогической науки является формирование музыкально-эстетической культуры личности школьника. Для этого необходимо опираться на три ведущих философско-методологических принципа — деятельности, отражения и целостности развития личности.

Первый принцип — принцип деятельности — заключается в том, что в музыкальной деятельности развиваются природные музыкальные задатки школьника, его музыкальное чувство, вкус, любовь к музыкальному искусству, понимание музыки, способность к музыкальному исполнительству и творчеству.

Второй принцип — принцип отражения — подразумевает, что освоение музыкальной культуры и формирование музыкально-эстетической культуры школьника возможны только через музыкальную активность. Различные виды и формы музыкальной деятельности, такие как пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические упражнения и др., способствуют становлению музыкальной культуры личности.

Третий принцип — принцип целостности развития личности — подчеркивает важность комплексного развития музыкально-эстетической культуры школьника. Это означает, что необходимо учитывать все аспекты музыкальной деятельности, а также взаимосвязь музыки с другими видами искусства и культурой в целом.

Значение принципов в теории музыкально-эстетической культуры школьника

В теории формирования музыкально-эстетической культуры школьника, созданной Д.Б. Кабалевским, эти принципы играют важную роль. Принцип деятельности является одним из основных методологических источников в концепции Кабалевского. Он подчеркивает, что формирование музыкального вкуса ребенка достигается через активное участие в музыкальной деятельности, где сам школьник выступает в роли творца, а учитель лишь направляет его активность.

Принцип отражения позволяет понять, что музыкальная деятельность является не только предпосылкой и условием, но и процессом формирования музыкального вкуса школьника. Различные формы музыкальной активности способствуют развитию музыкального чувства и понимания музыки.

Принцип целостности развития личности подчеркивает, что формирование музыкально-эстетической культуры школьника должно быть комплексным и учитывать взаимосвязь музыки с другими видами искусства и культурой в целом. Это позволяет создать полноценное и гармоничное развитие музыкальной культуры личности.

Исследование проводилось с целью выявления уровня развития музыкального вкуса у обучающихся младших классов общеобразовательной школы. В эксперименте участвовали 20 человек из 3 «Б» класса.

Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент проводился на базе средней образовательной школы в 3 классе. Для выявления уровня развития музыкального вкуса учащихся была разработана анкета (Приложение №1).

Анкета позволила определить, какой музыке учащиеся отдают предпочтение и привлекает ли она их внимание.

Цель констатирующего эксперимента:

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

В ходе эксперимента получены следующие результаты:

  • Уровень развития музыкального вкуса у обучающихся младших классов различен.
  • Большинство учащихся предпочитает определенные жанры музыки.
  • Некоторые учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, в то время как другие не проявляют большого интереса к ней.

Выводы констатирующего эксперимента:

На основании проведенного констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что уровень развития музыкального вкуса у обучающихся младших классов различен. Некоторые учащиеся проявляют большую эмоциональную отзывчивость на музыку, в то время как другие не проявляют большого интереса к ней. Для дальнейшего развития музыкального вкуса необходимо провести формирующий этап эксперимента.

1. «Открой себя через музыку».

Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.

Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.

Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музыкальными звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг к другу. У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение.

Исследователь ставит 5 баллов, если учащиеся различают характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.

2 балла ставится учащимся, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом.

0 баллов – если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.

2. «В гостях у сказки».

Цель: выявить уровень музыкального вкуса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению.

Метод исследования

В данном исследовании использованы два метода: «Сказка без слов» и «Море волнуется — раз…». Эти методы позволяют определить влияние музыки на внутренний мир детей и их способность передавать эмоциональное состояние через движения и выразительность.

Метод «Сказка без слов»

В рамках данного метода исследователь проводит беседу с детьми о волшебной стране, где живут сказки, и о наиболее известных им сказочных персонажах. Он также говорит о том, что сказку можно услышать без слов. Затем исследователь предлагает детям перевоплотиться в великих сказочников и на основе произведения «Петрушка» И. Стравинского придумать свою удивительную историю.

По результатам данного метода исследователь делает выводы о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся и насколько они смогли передать ее эмоции словами. Высокая оценка ставится в случае, если речь детей была образной, эмоциональной и яркой, а они смогли точно передать замысел композитора и услышать незначительные детали произведения. Средний результат означает, что учащиеся не смогли достаточно точно прочувствовать произведение и их речь была малоэмоциональной. Низкий результат свидетельствует об отсутствии собственного мнения, сухой и неэмоциональной речи.

Метод «Море волнуется — раз…»

В рамках данного метода исследователь вспоминает с детьми игру «Море волнуется — раз…» и предлагает им озвучить эту игру с помощью произведений из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль, в котором они должны будут передать эмоциональное состояние предложенного им образа через движения.

Исследователь наблюдает, насколько эмоционально и ярко дети передают предложенный образ и как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении. Высокая оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали и прочувствовали настроение и характер произведения. Средняя оценка означает, что были некоторые неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален или стеснялся. Низкая оценка свидетельствует о неверной идентификации задуманного композитором персонажа и скованности в проявлении эмоций.

Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в

Таблица №1(приложение 5)

Критерии развития музыкального вкуса

Высокий

Средний

Низкий

— адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

— точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

— стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

— умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

— умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

— достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;

— осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

— стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

— анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

— умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

— при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

— отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

— восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

— способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

— в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:

1. Дети с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений.

2. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя.

3. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.

Например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках.

Таким образом, можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать, что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты констатирующего эксперимента приведены обозначить в таблице № 2(приложение 6) и в виде диаграммы (Приложение 7).

Результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграммы (Приложение 7).

Вывод : из констатирующего эксперимента вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами.

Результаты констатирующего эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 %

20 %

70 %

2. Цель и методика формирующего эксперимента

На основании вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали уроки музыки, которые помогли детям заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.

Урок 1-3. «Путешествие в мир музыки»

Цель: познакомить учащихся с различными музыкальными направлениями: от истоков музыки к современным ритмам.

Задачи:

  • формирование музыкальной культуры учащихся;
  • развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее;
  • приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной музыки (приложение 8).

Урок 4-5. Композиторы нашего столетия.

Цель: приобщить к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами — классиками и их музыку, развивать музыкальный вкус.

Задачи:

  • формирование музыкальной культуры учащихся;
  • развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее (приложение 9).

Урок 6. Творчество П.И. Чайковского

Цель: прививать любовь к творчеству П.И. Чайковского, развивать музыкальный вкус

Задачи:

3. Цель и методика контрольного эксперимента

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Для реализации данной цели была использована «Музыкальная викторина», аналогичная констатирующему эксперименту, а также проводилась беседа с детьми о той музыке, которая их глубоко трогает, влияет на их чувства и настроение.

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию уроков, где идет знакомство с историей музыки — от ее истоков до наших дней, можно повысить музыкальную культуру учащихся, а следовательно — их музыкальный вкус. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, из заинтересовало развитие музыки, формирование различных стилей и направлений, а главное — творчество композиторов-классиков. Они с большим удовольствием читают книги о музыке и делятся своими впечатлениями о прочитанном.

Результаты контрольного эксперимента можно обозначить в таблице (приложение 13, таблица № 3).

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

Констатир

Контрольн.

Констатир.

Контрольн.

Констатир.

Контрольн.

10 %

45 %

20 %

30 %

70 %

25 %

Заключение

Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Из всех учебных дисциплине по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом , то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем , кого мы учим.

Введение

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

Для правильной организации духовно-нравственного воспитания музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания, а для достижения этих целей, надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания, направленные на духовно-нравственное развитие в процессе занятий в школе и после ее окончания.

Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, а время нужно знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать все классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на сообщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

После результатам констатирующего эксперимента, которые показали недостаточное развитие у учащихся музыкального вкуса, поставили перед собой цель построить свою деятельность на формирующем этапе эксперимента таким образом, чтобы познакомить ребят с развитием музыки и наиболее известными именами, которые способствовали ее становлению.

Думаем, в некоторой степени нам это удалось. После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня развития музыкального вкуса, а именно, ребята стали больше интересоваться музыкой, захотели открыть для себя неизвестных им, до сей поры, композиторов. Это говорит о том, что, проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Работа по музыкальному воспитанию дает детям очень многогранну, поэтому отдельные ее аспекты могут быть продолжены в дальнейших исследованиях.

Приложения

Приложение 1

Анкета для обучающихся 3 классов общеобразовательной школы

Исследование музыкальных вкусов

Музыка – это своего рода искусство, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она может приводить в настроение, поднимать или наоборот, опускать его. В этом исследовании мы попробуем выяснить, какие жанры музыки больше всего популярны среди опрошенных людей.

Методы исследования

Для проведения исследования был использован метод опроса. В опросе участвовали 1000 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Опрос проводился в различных городах России, чтобы получить объективные результаты. Участники опроса отвечали на ряд вопросов, связанных с их музыкальными предпочтениями, знанием музыкальных стилей и направлений, а также о влиянии музыки на человека.

Результаты исследования

Было установлено, что более 50% опрошенных предпочитают слушать музыку различных жанров, включая рок, поп, электронную музыку, рэп и ретро. Классическая музыка была названа самым популярным жанром только 10% опрошенных.

Более половины участников опроса заявили, что музыка – это неотъемлемый элемент их жизни, и им нужна музыка в различных ситуациях, будь то работа, отдых или путешествия.

При обсуждении музыки в семье, около 80% опрошенных заявили, что они обсуждают музыку в своей семье периодически, а половина из них делает это ежедневно. 34% сказали, что члены их семьи часто слушают одну и ту же музыку.

Примерно половина участников опроса убеждены в том, что музыка может оказывать негативное воздействие на человека. Однако большинство считают, что музыка наоборот, может улучшить настроение, помочь избавиться от стресса и снять усталость.

Было установлено, что около 70% опрошенных знают различные музыкальные стили и направления, включая классику, джаз, рок, популярную, народную музыку и другие.

Почти 90% участников считают, что уроки музыки должны быть включены в школьные предметы, так как музыка может помочь развить различные качества учеников, такие как дисциплина, творческий подход к решению задач и другие.

Около 60% опрошенных убеждены в том, что выбор музыки может повлиять на характер человека и его образ жизни.

Более 50% участников были знакомы с классической музыкой, но только около 10% из них слушают ее регулярно. Более чем 75% участников предпочитают слушать современную музыку.

Выводы

Исследование показало, что респонденты имеют разные музыкальные предпочтения и знают большое количество стилей и направлений. Большинство участников убеждены в том, что музыка – это важный элемент их жизни и она может влиять на настроение и образ жизни.

Однако было замечено, что классическая музыка не пользуется широкой популярностью среди молодежи, и только небольшой процент ежедневно слушает ее. Тем не менее, большинство участников опроса согласны с тем, что музыка должна играть важную роль в образовании и культуре человека.

Таблица 1

Уровни развития

Музыкально-слуховые представления

Ладовое чувство

Чувство ритма

Высокий

Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность интонации знакомой мелодии после ее предварительного прослушивания, правильный подбор по слуху несложной мелодии (попевки)

Яркое эмоциональное восприятие музыки внимание во время слушания предлагаемого произведения, просьба повторить музыкальное произведение, точное ощущение устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них мелодии

Четкое воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии, соответствие ритма движению ритму предлагаемого музыкального произведения

Средний

Недостаточно четкое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, неточная интонация мелодии после ее предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной мелодии (попевки) по слуху

Внешнее проявление эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание при восприятии, нестабильность правильных ответов в определении устойчивых и неустойчивых звуков при окончании на них мелодии, нестабильность правильного выполнения задания довести мелодию до тоники

Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии с ошибками, недостаточная точность соответствия ритма движений ритму предлагаемого ритмического произведения

Низкий

“Гудошник”, неправильный подбор по слуху незнакомой мелодии

Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального произведения, неузнавание знакомых мелодий, отсутствие способности довести мелодию до тоники

Неправильно воспроизведение ритмического рисунка мелодии, несоответствие ритма движений ритму музыкального произведения

Приложение 3

Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге».

Приложение 4

Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.

Приложение 5

Таблица №2

Критерии развития музыкального вкуса

Высокий

Средний

Низкий

— адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

— точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

— стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

— умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

— умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

— достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;

— осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

— стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

— анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

— умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

— при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

— отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

— восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

— способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

— в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

Приложение 6

Таблица №3

Результаты констатирующего эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 %

20 %

70 %

Приложение 8

Урок 1-3. «Путешествие в мир музыки»

Содержание урока :

— Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы совершим путешествие в Мир Музыки, в страну Музыкалию и познакомимся с музыкой разных эпох, времен. Эта чудесная страна. В ней все прекрасно, красиво. В этой стране живет музыка. Она очень разнообразна и, как все в этой стране, прекрасна, пронизана разнообразной гаммой красок, оттенков, чувств. Чтобы наше путешествие прошло интересно, я предлагаю вам отправиться в эту страну на машине времени. Путь нам предстоит долгий. Мы побываем с вами в гостях у музыки разных эпох, стилей, направлений. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, я хотел бы узнать, какая музыка нравится вам. Быть может нам удастся встретиться и с ней.

— Мне бы хотелось задать еще один вопрос. А откуда произошла музыка? Кто-нибудь знает? Мне очень понравились ваши рассуждения. А давайте с помощью машины времени узнаем, откуда же на самом деле берет свое начало музыка, где ее истоки. Итак, если вы готовы начать путешествие, то в путь!

Вставать никуда не надо, будем все сидеть на своих местах. Необходимо лишь закрыть глаза и представить образно, куда же перенесет нас машина времени. Итак, давайте закроем глаза и полетим. (обучающиеся закрывают глаза, звучит музыка «перелета» — «Интродукция» А.Губина. Во время «полета» выставляется бутафорское дерево, различные первобытные инструменты).

Происхождение музыки

Музыка — это удивительное явление, которое сопровождает человечество на протяжении многих веков. Но как возникла музыка? Этот вопрос давно интересует ученых и исследователей. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки, и сегодня мы попытаемся рассмотреть несколько из них.

Музыка в древности

Первые упоминания о музыке можно найти в древних легендах и мифах. Одна из самых распространенных версий гласит, что первая музыка возникла из звуков природы. Ветер, пение птиц, шум деревьев — все это вдохновляло древних людей на создание музыкальных звуков.

Матери использовали пение, чтобы укачивать своих детей, а воины перед битвой поддерживали себя и своих товарищей воинственными песнями-кличами. Они также использовали музыку, чтобы устрашить врагов.

Но музыка древних людей была не только звуками природы. Они также стремились передать звуки окружающего мира — крики птиц, рев диких зверей. В своих песнях они использовали звукоподражание, чтобы создать живые и яркие образы.

Первые музыкальные инструменты

Первобытные люди заметили, что при ударе по куску дерева или камню издавались громкие и разнообразные звуки. Это привело к появлению первых музыкальных инструментов.

Одним из первых инструментов стало использование туго натянутой тетивы лука. Если тронуть пальцем эту тетиву, она издавала музыкальный звук. Это открытие стало базой для развития струнных инструментов.

Также люди научились извлекать мелодичный свист из стебля тростника. Это стало основой для развития духовых инструментов.

Заключение

Таким образом, происхождение музыки имеет древние корни. Она возникла из звуков природы и потребности людей в выражении своих эмоций и чувств. Первые музыкальные инструменты появились благодаря наблюдениям и экспериментам первобытных людей. Это стало отправной точкой для развития музыкального искусства, которое сопровождает нас и по сей день.

— Да, очень интересно листик нам рассказал об истоках музыки, ее возникновении. Что вам больше всего запомнилось? (…).

Ребята, а вам интересно, что же было потом, как же дальше развивалась музыка? (…) Тогда я предлагаю снова отправиться в путь. Не забывайте, что нужно закрыть глаза, только честно, а то по дороге кто-нибудь потеряется (закрывают глаза).

Музыка «передвижения». (В это время декорации меняются, но дерево остается).

— Вот и опять мы прилетели. Куда же на этот раз? Смотрите, все как будто изменилось, но это дерево по-прежнему тут. Ребята, может кто-нибудь догадался, куда мы попали? (…).

Я думаю, что мы попали с вами в древний мир, а именно – в Древнюю Грецию. Может быть, волшебное дерево и в этот раз нам поможет? (отрываю листок).

Здесь тоже написана удивительная история (рассказываю):

«Древние греки считали музыку великим даром богов, бога Аполлона, покровителя искусств и особенно музыки. В Древней Греции музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздниках, и просто в повседневной жизни. Как известно, древнегреческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре, знаменитых предках современной арфы. Ребята, а кто-нибудь из вас знает об этих музыкальных инструментах? (…) Существует много легенд, но наиболее известная об Орфее. Посмотрите: вот лира, на которой играл этот герой (показываю макет).

Орфей – сын Аполлона и музы Каллионы. Своим пением и игрой на лире успокаивал волны, передвигал скалы и деревья, усмирял лютых зверей и очищал людей от вражды и злобы. Но и ему не удалось вывести из царства мертвых погибшую Эвридику. С тех пор плач о ней наполнил его музыку.

Нетерпимый к печали Деонис и его спутницы – вакханки пробовали завлечь Орфея в свои вакханалии. Потерпев неудачу, захотели расправиться с ним. Но, покорные его музыке, ни камни, ни палки не причиняли Орфею вреда.

Лишь заглушив звуки его голоса и его лиры шумом и визгом, ревом труб и грохотом барабанов, они растерзали Орфея. Природа долго и безутешно рыдала…»

— Да, это очень грустная история. Но из нее видно, что все очень любили музыку, слушали ее. Она оказывала благоприятное воздействие на добрые, открытые сердца.

Изучение истории музыки

Изучение истории музыки является важным направлением в музыкальном образовании. Это помогает не только понимать, как менялось и развивалось искусство звуков, но и познакомиться с жизнью выдающихся композиторов.

Древнегреческая музыка

Из музыки Древней Греции до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты песен и гимнов. Тем не менее, они являются ценным источником информации о музыкальных традициях того времени.

Классическая музыка и В.А. Моцарт

Классическая музыка — это музыка самого высокого качества, которая является эталоном для музыкального искусства. Наиболее ярким представителем этой эпохи является Вольфганг Амадей Моцарт.

Моцарт проявил талант к музыке в раннем детстве, в 3 года. С 6 лет он уже сочинял музыку, работал на разных музыкальных инструментах и постоянно совершенствовал свое мастерство. Он написал много произведений в разных жанрах, включая оперы, симфонии, концерты и квартеты.

Жизнь Моцарта была полна трудностей, но он оставил после себя невероятное наследие в музыке и является одним из самых великих композиторов.

Отрывок из 40 симфонии Моцарта

Чтобы еще раз оценить мастерство Моцарта, прослушаем отрывок из его 40 симфонии. Это произведение знакомо многим, и оно не перестает удивлять своей красотой и гармонией (слушаем).

Урок 4-5. Композиторы нашего столетия

Композиторы — люди, которые сочиняют музыку. Их было много в разные времена и эти композиторы писали музыку на самые разные темы. В некоторые времена композиторами становилось сложно, особенно когда политическая ситуация была нестабильной. Но даже в такие времена музыка жила и давала людям уют и покой.

Композиторы прошлого

В прошлом многие композиторы сочиняли музыку, чтобы передать традиции своих народов и воспевать их красоту. Одним из примеров является сакральная музыка, которая написана для церквей и соборов. Известны такие композиторы, как Бах, Гендель, Вивальди и др.

Но не только сакральную музыку сочиняли композиторы прошлого. Была немало музыки, которая написана для оркестра, которая сопровождает оперы или балеты. Все такие произведения были сделаны в разных стилях, таких как классика, романтизм, модернизм. Такие композиторы как Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Рахманинов, Шостакович и многие другие здесь найдут свое место.

Композиторы нашего времени

Наши современные композиторы не менее талантливы, чем их предшественники. Они сочиняют музыку не только для оркестра, но и для разных музыкальных групп и певцов.

Многие композиторы пишут музыку о текущих событиях в обществе, о несправедливости и о том, как преодолевать все трудности жизни. У нашего времени есть свои классики, такие как Альфред Шнитке, Реквием. Аркадий Кобяков или Филипп Киркоров, София Ротару, Лариса Долина и Валерий Сюткин отличаются своим уникальным стилем и талантом.

Благодаря композиторам, мы моем запечатлеть и сохранить музыку прошлых поколений и создавать новые стили музыки, которые будут радовать и вдохновлять нас в дальнейшем. Музыка становится другом нашей жизни и никогда не оставляет нас в трудные моменты.

Писать музыку, ребята, очень сложно. А сочинять ее для вас еще сложнее. А почему? Да потому, что у взрослых совсем другие занятия и заботы, чем у вас. Взрослые знают, из чего делают куклу, но укачать и положить ее в постель не могут. Взрослые умеют готовить вкусные вещи, могут сделать игрушки, одежду, но не все взрослые понимают, как в лесу может жить Баба – Яга, как Дед Мороз может приносить в ночь под Новый год подарки. Для того, чтобы написать для вас музыку или стихи, взрослому нужно вспомнить детство.

Многие наши композиторы пишут хорошую детскую музыку.

Первые произведения, которые мы будем слушать, написаны композитором С.С. Прокофьевым. Замечательный советский композитор Прокофьев писал музыку с самого раннего детства. Первые сочинения написаны им в 4 года.

Детство Прокофьева прошло в деревне на юге, недалеко от Азовского моря. Изредка его возил в большие города – Харьков, Москву. И вот однажды в Москве мама повела его в музыкальный театр – оперу. Театр поразил Сережу. Несколько дней он ходил сам не свой, ничего не видя перед собой, хотя глаза были так широко раскрыты. Будто он только что увидел Колдуна или Змея –Горыныча. Под этим впечатлением он возвращается домой и начинает писать оперу. Спектакли исполнялись дома самим Сережей и родными, а зрителями были гости. Так уже с детства любовь к театру была очень сильной, и композитор часто писал потом музыку для театра, а позднее и для кино. Вот мы сейчас и послушаем произведения С.С. Прокофьева, которые называются «Марш» и «Сказочка».

Когда человек плачет, то на глаза навертываются слезы. Ну, а когда смеется? Как будто ничего, только рот приоткрывается – улыбается, значит. На самом деле у нас есть смешинки. Смешинки невидимы, как воздух. Они похожи на узенькие лучики робкого весеннего солнца. Всегда ли бывают смешинки? Не всегда. Вот ударил забияка девчонку и смеется. А смешинок нет. И смех не добрый, кислый, как гнилое яблоко. А сказочный Ванюша – дурачок, когда на печке по городу едет к царю, смешон, да душа у него добрая. И мы весело смеемся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и распирают наши складки губ, рот, щеки. И на лице у нас появляется улыбка.

Музыкой можно передать улыбку, веселое настроение, а можно и смешинки. Вот «вальс – шутка» Д.Д. Шостаковича и получился похожим на смешинки. Послушайте его.

На параде солдаты идут под марш. В пути туристы запевают походную песню. Работа спорится благодаря песне. По праздникам поют и танцуют. Веселая музыка звучит на торжествах. Послушайте «Польку» Д.Д. Шостаковича.

На этом кончается наша беседа и музыке советский композиторов.

Приложение10

Урок 6:Творчество П.И. Чайковского

Содержание урока:

Вход в класс под «Неаполитанскую песенку» П.И. Чайковского.

— Вы заметили под какую музыку вы вошли в класс? Как называется эта пьеса и кто ее композитор? (ответы).

П.И. Чайковский гениальный русский композитор. Он писал много пьес для детей. «Неаполитанская песенка» написана специально для «Детского альбома», который П.И. Чайковский сочинил для юных музыкантов.

Написать этот альбом П.И. Чайковский решил, когда вернулся из – за границы на Родину. Он приехал на Украину погостить у своей сестры Александры Ивановну Давыдовой. Композитор очень любил играть со своими племянниками, у Александры Ивановны их было 7. П.И. Чайковский придумывал для них праздники с кострами и фейерверками, танцами и сам аккомпанировал себе на рояле. Тогда – то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов. Этот сборник он назвал «Детский альбом». Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Итак, ребята!

Бом – бом, бом – бом;

Открывается альбом,

То веселый, то печальный

Не простой, а музыкальный!

Иллюстрация на доске.

— Ребята! Посмотрите: девочка держит куклу.

Послушайте музыку, а затем дайте ей название, а картинка поможет вам в этом.

Давайте перевернем следующую страничку нашего альбома. Посмотрите, ребята, какая красивая дама, а рядом с ней кавалер. Как вы думаете, что они делают? (Танцуют).

А что? (Вальс).

Правильно, это вальс. В начале XX века вальс был очень популярным, его танцевали везде: дома, на улице, в парках, на балах. Летом организовывали специальные тенистые сады и чтобы привлечь танцующих привозили жирафов. Нарядные дамы и кавалеры кружились в вальсе. Вот послушайте какой вальс написал П.И. Чайковский.

А какой еще танец танцевали на балах? (мазурку).

Мазурка – польский танец. Им открывали балы. Послушайте, какую мазурку сочинил П.И. Чайковский.

Давайте перевернем следующую страничку нашего «Детского альбома». Ребята! Это солдаты! Какое произведение есть у П.И. Чайковского? (Марш деревянных солдатиков).

Давайте представим, что вы солдатики. Девочки возьмут барабаны в руки, а мальчики будут маршировать на месте. Только надо маршировать как игрушечные солдатики. Кто скажет как? (Ответы).

Марш деревянных солдатиков

Молодцы! Я переворачиваю следующую страничку нашего альбома. Как вы думаете, что это? (Ответы).

Давайте послушаем музыку. Она поможет нам отгадать.

А что находится на следующей страничке нашего, альбома вам подскажет музыка. А я вам подскажу, что это сказочный персонаж.

Приложение11

Урок 7-8. Выдающийся композитор – М. И. Глинка.

Содержание урока:

Имя Михаила Ивановича Глинки знакомо каждому русскому человеку. Его музыку любят, внимательно слушают. Она звучит по всюду: на праздничных торжествах, в домашнем кругу, в театре и по радио. Глинка жил давно. Родился он незадолго перед войной с грозным Наполеоном, которую потом назвали Отечественной войной. Завоевав пол – Европы, Наполеон пришел в Россию с огромным войском. Навстречу ему поднялся веся наш народ, захватчик не устоял перед такой могучей силой. Много героев отдало жизнь за родину, надолго война осталась в памяти русских людей. И М. И. Глинка, будучи уже взрослым, вспоминал о войне и многих героях ее, простых, скромных патриотах.

Первое время Миша Глинка жил в деревне, где воспитывался у своей бабушки. Всех забав было у Миши вдосталь. И игрушки у него были какие только захочет, и гулять можно было где угодно. Но Миша не довольствовался этим. У него были свои причуды и затеи. В доме иногда играл приезжий оркестр. Настоящий большой оркестр. В этот оркестр и повадился Миша. То послушает его в зале, то к музыкантам заберется, а то и сам играть на инструментах подлаживается. Скоро Миша научился играть на скрипке. Сам садился в оркестр и играл с музыкантами. Музыка очень занимала Мишу. Часто он убегал из дома послушать пение крестьян. Пели обычно в поле. Протяжные, тягучие звуки песни уносились в даль, вызывая какое – то неизведанное ощущение. Но больше всего Миша любил слушать нянины песни. Сидит Миша завороженный, не дыхнет. Много няниных песен запомнилось ему на всю жизнь.

А на праздники во всех церквах звонили в колокола. Над городами, селами стоял веселый, ликующий перезвон.

Мише очень нравился этот звон. Дома он сам себе соорудил колокола из тазов из – под варенья. Набрал кучу тазов, расставил перед собой и ну палками колотить по ним. Гул стоит по дому невыносимый, а Мише звон малиновым кажется.

Миша недолго пробыл в деревне, вскоре его отвезли в Петербург. Миша стал учиться, но музыку не забывал. А потом сам стал писать музыку и уже не расставался с ней до конца жизни. Любовь к музыке из детской забавы превратилась в труд, ибо сочинение музыки – труд, и не менее сложный чем, скажем, труд строителя. И песня очень похожа на дома, в нее, как в жилище, мы вкладываем свою душу.

Надолго остались у М. И. Глинки музыкальные впечатления детства. И когда, уже взрослый, он стал сочинять музыку, то многое из того, что запомнил давно – давно, пригодилось ему. В жизни у М.И. Глинки была масса интересных, иногда радостных, иногда печальных впечатлений. Он любил путешествовать, побывал в разных странах (еще в детстве у него была книга о странствиях в заморские земли, которую он с удовольствием перечитывал не один раз), повидал много людей, услышал множество разной музыки, но с детства памятные песни остались с ним навсегда.

Сейчас мы послушаем немного музыки из опер М.И. Глинки. А что такое опера? (…) Опера – музыкальный спектакль. В отличие от обыкновенного спектакля в опере не говорят, а поют. Почему так? Потому, что пением можно лучше выразить настроение. А настроение очень важно. Человек все врем в каком – либо настроении. Вот два мальчика подрались из – за игрушки и плачут. Настроение у низ скверное. Мамы долго нет и мы скучаем. Приходит мама и мы очень довольны. Настроение у нас хорошее. Наши настроения похожи на погоду: то солнечное, то веселое, то грустное, печальное.

Музыка – волшебница, она чарует людей.

В опере есть декорации, актеры играют в костюмах, в гриме. Все как в обычном театре. Но главное – музыка. В музыке скрыто все6 и то, что творится на сцене, и то, что переживают герои, видимое и невидимое. Музыка настолько выразительна, что, даже не улавливая слов, нам все понятно.

Эти волшебные чары музыки люди очень любят. Вам тоже должна понравится опера.

У Глинки есть опера – «Руслан и Людмила».

Эта опера написана по сказке А.С. Пушкина Вы знаете эту сказку? (…)

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет на право – песнь заводить,

На лево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

А послушайте как А.С. Пушкин описывает злого волшебника Черномора:

Раздался шум: озарена

Мгновенным блеском тьма ночная,

Мгновенно дверь отварена;

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет,

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет.

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей, его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

А теперь послушаем марш Черномора. В театре марш играют два оркестра. Один обычный, а второй духовой. Сначала звучит духовой, затем ему вторит обычный. Духовой играет громко, зычно. А простой оркестр отвечает таинственно, как эхо. В середине марша слышен колокольчик.

Музыка марша волшебная, исполняет ее небывалый оркестр, все как в сказке. Послушайте ее.

У М.И. Глинки есть замечательные вальсы.

В вальсе плавно кружатся, движения танца напоминают падающие листья, да и музыка, как порыв ветра, то стремительна, то заставляет нас почти парить в воздухе, едва касаясь земли.

Вальс у М.И. Глинки как интересный рассказ, иногда о чем-то грустном, иногда о захватывающе радостном, но всегда трогательный.

Глинка писал вальсы, как пишет поэт стихи, вкладывая в них свои самые сокровенные переживания.

Сейчас мы послушаем вальс из оперы «Иван Сусанин».

Музыка М. И. Глинки проста и разнообразна. Она понятна и доступна каждому.

Приложение 12.

Урок 9. Мир джаза

Содержание урока:

Сегодня мы с вами поговорим о джазе – очень интересном виде музыкального искусства. Музыка джаза появилась в Америке в XX столетии. Джаз — это искусство импровизации. Джаз – это искусство солиста, но здесь требуется бескорыстное участие всех музыкантов. Джаз постоянно меняется, но корни его покоятся в блюзе – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Он возник во второй половине XIX века на основе вокального фольклора черных американцев, прежде всего трудовых песен, которыми сопровождалась работа в поле, рубка леса. Первоначально блюзовые музыканты пели под аккомпанемент банджо или гитары. Музыка, которую они исполняли, получила название сельский блюз. Позднее со становлением блюза как жанра профессиональной музыки, появился городской или классический блюз, который звучал в сопровождении инструментального ансамбля. У джаза богатые традиции и свои законы. Во все времена джаз был зеркалом Америки, американцев, гимн во славу человеческой жизни во всех ее проявлениях. Мужчины и женщины приезжали из разных мест, но была у них общая черта, о которой другие только мечтали – они умели творить искусство прямо у всех на глазах.

Джаз вырос в тысячах разных мест, но родился он в Новом Орлеане, который был в начале XX столетия самым многонациональным, самым музыкальным городом. К тому же Новый Орлеан был центром работорговли, которую терпела страна только что провозгласившая, что все люди от рождения равны. Именно потомки людей, которые считались живым имуществом, создают самое музыкальное из всех видов музыкального искусства – джаз.

Послушайте блюз.

Другая особенность джаза — сложный ритм. В основе джазового ритма находится «бит» — удар, пульс, биение.

Большинство образцов джазовой музыки – это инструментальные пьесы, построенные по классической модели «темы с вариациями». После того, как ансамбль исполнил тему, солисты – импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют.

Общеизвестные темы, которые в джазе исполняются достаточно часто, называются стандартными. Многие стандарты – это популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданных в 20-50 гг.

Послушайте регтайм, который называется «Артист цирка» .

Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или кларнет, тромбон и ритм – секция – банджо, контрабас, ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка ее варьируя, кларнет опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчеркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Первыми выдающимися мастерами этого стиля были черные музыканты – Кинг Оливер и Луи Армстронг.

Во второй половине XX века возникло новое явление художественной культуры – рок – музыка или рок. Первым направлением рок – музыки стал рок – н – ролл. Рок – н – ролл прежде всего танцевальная музыка. Самым популярным исполнителем рок – н – ролла стал американский певец Элвис Пресли. Он не писал собственных композиций, но незаурядные вокальные данные сделали его кумиром американской и европейской молодежи.

Спиричуэл – жанр духовых песнопений черных американцев на библейские тексты. Оказал влияние на формирование блюза и раннего джаза.

Регтайм – стиль фортепианной игры и одновременно жанр. Главная особенность регтайма – разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов.

Блюз – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Возник на основе вокального фольклора черных американцев.

Ритм – энд – блюз – музыкальное направление, возникшее на основе городского блюза в конце 30 гг. Его появление связано с созданием новой техники: электромузыкальных инструментов, микрофонов, усилителей звука.

Рок – н – ролл – первое направление рок – музыки.

Приложение13

Таблица № 4

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

Констатир.

Контрольн.

Констатир.

Контрольн.

Констатир.

Контрольн.

10 %

45 %

20 %

30 %

70 %

25 %