«Художественная литература как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста»

Дипломная работа

Проблема формирования словаря дошкольников

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших.

Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка.

В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Коммуникация» — это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе речевого.
В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.

Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить детей к нормальному психическому развитию.

В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.

Усвоение словаря при ознакомлении с произведениями художественной литературы решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

3 стр., 1160 слов

Урок развития речи по русскому языку » по картине К.Ф. Юона ...

... 2 урока). Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце». (необходимо понять замысел художника; подумать, как ... раскинувшие свои ветви 7. Устное рассказывание по плану. 8. Речевая подготовка. Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных ...

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. Именно поэтому, своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей. Кроме того, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что телевидение и компьютеризация все больше занимают время детей вне стен дошкольного учреждения, чем замедляют их всестороннее развитие.

Исследование речевого развития

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника.

Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М. М. Алексеевой, В. В. Гербовой, В. И. Логиновой, Е. М. Струниной, В. И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, А.П. Иваненко и др.

Словарная работа в современной методике

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Связь между развитием речи и трудностями обучения

На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

59 стр., 29443 слов

Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

... основы развития словаря детей дошкольного возраста; Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников; Описать состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ Дать характеристику методике работы с художественной литературой в детском саду Разработать и апробировать программу использования художественной литературы ...

Формирование словаря дошкольника

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Исследование использования художественной литературы для развития словаря и коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Введение

Художественная литература играет важную роль в развитии речи и пополнении словарного запаса детей дошкольного возраста. К выбору произведений следует подходить ответственно, учитывая возраст, интересы и уровень развития ребенка. К 6-7 годам ребенок уже обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка, что способствует его будущему обучению. Однако, необходимо изучить общие особенности использования художественной литературы для достижения указанных целей.

Объект исследования

Объектом исследования является использование художественной литературы для развития словаря и коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования

Предметом исследования являются особенности использования художественной литературы для развития словаря и коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования

Проведение занятий, при которых используются произведения художественной литературы, соответствующие возрасту детей, обеспечивает интенсивное обогащение словарного запаса и развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

В соответствии с основной гипотезой, можно выделить следующие предположения:

  • Выбор произведений художественной литературы должен соответствовать возрасту детей и включать разнообразные языковые средства выразительности, средства образности, а также многозначные слова
  • Произведения художественной литературы могут использоваться при проведении специальных занятий по развитию речи, а также в повседневной жизни детей

Цель исследования

Целью исследования является изучение особенностей использования художественной литературы для развития словаря и коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Задачи исследования

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучение теоретических основ развития словарного запаса детей дошкольного возраста
  • Анализ особенностей использования художественной литературы в целях развития словаря и коммуникативных умений детей дошкольного возраста
  • Определение эффективных методов использования художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста

Все задачи нацелены на выявление практических методов использования художественной литературы для развития словаря и коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

56 стр., 27646 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...

... науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с использованием малых форм фольклора" рассмотрено состояние исследуемой ...

2. Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников.

3.Дать характеристику методике работы с художественной литературой в детском саду.

4.Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей.

5. Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

  2. Диагностика уровня развития образной речи детей.

База исследования: (указать)

В исследовании приняли участие 10 человек старшего дошкольного возраста

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика словаря старших дошкольников

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи — решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка.

Развитие связной речи у дошкольников

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления (по Л.С. Выготскому).

Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов — мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения. При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения — это расширение объёма словаря, а качественные — закономерности усвоения детьми значения слов.

10 стр., 4532 слов

Что такое Честь? Значение слова chest, толковый словарь ушакова

... долго со мной разговаривал на тему чести, ответственности за свои слова, собственной гордости и чистоте мыслей. Я никогда не слушал его. Знал только одну фразу: «Хочешь жить – умей вертеться». Когда ... свои честь и достоинство, но также с уважением относиться к чести и достоинству других людей. Он дал мне ту внутреннюю опору, на которой строятся все основы и принципы воспитания детей. Вс ...

Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой. По словам Д.Б. Эльконина различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, то есть могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, то есть замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

Старший дошкольный возраст и развитие словаря

К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Развитие личности ребенка в этот период приводит к этому росту слов, ведь сознание растет и развивается. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений и внимание становится более устойчивым.

Дети в возрасте 5-7 лет используют более разнообразный и уместный для своего возраста словарь разговорного языка взрослых. Их интерес к словам и их значениям увеличивается, и появляется возможность играть со словами и выражениями. При недостатке слов в своем словаре, дети создают свои, с помощью словотворчества.

В старшем дошкольном возрасте необходимо улучшать лексикон ребенка и обучать его говорить наиболее подходящими словами при описании признаков предметов и действий. Учебный процесс включает в себя формирование навыков поиска контрастных и сходных между собой слов (сильный — слабый, прыгать — скакать и т.д.).

Также высокое внимание уделяется материалам, которыми изготовлены объекты (дерево, стекло, металл и т.д.), и обучению описывать образные выражения в загадках и поговорках. Слова прилагательные и глаголы, выражающие качества и действия наблюдаемых объектов, имеют особый статус в обогащении детской речи.

Методы обучения расширению лексикона в старшем дошкольном возрасте

Хотя наглядные методы (экскурсии, наблюдения, обследования предметов, рассмотрение картин и т.д.) все так же актуальны в этот период обучения, но уровень сложности возрастает. Для использования новых слов вы всегда должны быть в контексте, особенно когда это словосочетание или предложение. Например, вместо того, чтобы просто показать фруктераш, спросите ребенка “какое фруктом можешь назвать красным, яблоко или киви?”

С помощью различных методов обучения, ребенок учится категоризировать слова, узнавать порядок слов в предложениях. В этом возрасте дети могут понимать синонимы, часто используют графические средства, такие как таблицы и графики для визуального представления слов. Методы освоения словаря для старших дошкольников должны учитывать развитие моторных навыков и координации взора, так как эти навыки необходимы для написания и всестороннего изучения слов.

2 стр., 604 слов

Cочинение «Учебная литература для детей становление и развитие»

... Основные функции детской литературы как искусства слова: воспитательная; образовательная; воспитание эстетического вкуса; риторическая, ребенок начинает творить, ... и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник ... Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва - переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма ...

Прогрессивный подход к обучению лексикону в старшем дошкольном возрасте

С годами методы обучения расширению словаря речи детей немного изменились. В настоящее время применяются прогрессивные и выверенные подходы для развития словарного запаса:

  • Развитие лексикона в контексте обучения — использование слов, появляющихся в целевых контекстах литературных и информационных статей и книг, что облегчает процесс запоминания новых слов, связанных с определенной темой, которую дети изучают.
  • Использование мульти-сенсорных подходов — Выполнение заданий по расширению словаря может включать множество опытов и использование множества сенсорных практик, таких как игры, тренировки памяти и исследования.
  • Интерактивный подход — использование техники взайдейкиделев для интеграции новых слов и связанные с ними игры

Выводы

Овладение словарными навыками является критически важным для развития детской речи. Этот процесс требует терпения и фокуса, а в тоже время достаточно игровой, прикладной и интерактивный для старших дошкольников, для того чтобы замотивировать ребенка. Равномерный и последовательный подход к расширению словарного запаса позволит охранить и усилить новые выражения, научив детей соблюдать потребность в максимально возможном объеме слов на русском языке. Конечный результат компетентности иноязычного стиля речи зависит от качественного уровня развития словаря в детстве.

В данном исследовании было выяснено, что речь детей в дошкольном возрасте постепенно обогащается прилагательными, которые позволяют им выражать большее количество признаков с более тонкими различиями. Например, дети начинают использовать прилагательные, чтобы описывать оттенки цветов, состояние предметов, а также различия в размере, форме и других характеристиках. Это свидетельствует о развитии и расширении словарного запаса детей в данном возрасте.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети начинают заниматься сравнением предметов. Эти занятия помогают им научиться подбирать наиболее точные слова для описания предметов. Важно, чтобы предметы для сравнения имели достаточное количество сравниваемых признаков, таких как цвет, форма, величина, части, детали, материал и назначение. Сравнение должно быть плановым и последовательным — от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению их частей, а затем к обобщению. В процессе обучения детей необходимо использовать вопросы и указания, которые помогают им замечать особенности, формулировать ответы и выбирать нужные слова. Кроме того, дети должны проявлять максимальную речевую активность во время этих занятий.

Также в этом возрасте проводится образовательная деятельность, направленная на формирование родовых понятий. Она основана на обобщении групп предметов различных видов. Это позволяет детям развивать способность к абстрактному мышлению и усваивать общие характеристики предметов.

В дошкольном возрасте особенно интенсивно развивается устная речь. Этот период является благоприятным для развития речи и создает предпосылки для развития письменной речи, а также языкового и личностного развития ребенка. Однако, в настоящее время наблюдается увеличение числа детей и взрослых, у которых затруднены порождение высказывания, понимание текста, последовательное изложение содержания монолога и выражение своих мыслей через текстовое сообщение. Это связано с задержкой развития лексической системы языка и появлением новых форм опосредованного общения. Все это указывает на наличие культурологической депривации у этих людей.

11 стр., 5051 слов

«История развития специальной педагогики»

... в ней. Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы в учреждениях специального образования Цель коррекционно-воспитательной работы: Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. ...

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Цель этой образовательной области – формирование интереса и потребности в чтении художественных произведений. Кроме того, мы ставим перед собой задачу:

  • сформировать у детей целостную картину мира и первичные ценностные представления;
  • развить литературную речь;
  • приобщить к словесному искусству;
  • развить художественное восприятие и эстетический вкус.

Формирование интереса и потребности в чтении

  1. Продолжим развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе и научим их внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы и стихотворения. Также будем стимулировать интерес к чтению больших произведений путем разбивки текста на главы.

  2. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям сформировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

  3. Поощряем детей рассказывать о своем восприятии действий литературных персонажей, с помощью чего они смогут лучше понять скрытые мотивы их поведения.

  4. Воспитываем у детей чуткость к художественному слову и учитываем более яркие, запоминающиеся элементы такие, как описания, сравнения и эпитеты. Развиваем умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

  5. Помогаем детям выразительно и с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текстов по ролям и в инсценировках.

  6. Объясняем доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов и стихотворений.

  7. Даем возможность детям знакомиться с книгами и обращать внимание на оформление книг и на иллюстрации. Сравниваем иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Формирование словарного запаса детей

Мы рассматриваем вопрос формирования словаря детей, используя два аспекта.

  • С первой стороны, мы рассмотрим возможности расширения словарного запаса ребенка через чтение книг и самостоятельную деятельность.

  • С другой стороны, мы дадим детям возможность учитывать свои потребности в обогащении вокабуляра и предоставим специальные задания с целью развития языковых навыков.

Таким образом, мы уверены, что меры, которые мы принимаем сейчас, сыграют важную роль в развитии интереса к чтению и общего развития детей.

Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

20 стр., 9741 слов

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

... развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок. Решение проблемы является целью исследования. Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сказки как средство развития связной речи старших дошкольников. Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок ...

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2.Уточнение словаря, т.е. словарно — стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.).

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

Обучение детей языку: основные направления

Обучение языку является одним из самых важных трудовых процессов в дошкольном возрасте. Работа педагогов направлена на развитие всех аспектов языковой деятельности: речевой, понимающей, чтящей, письменной. В данной статье рассмотрены основные направления обучения детей языку.

1. Развитие языкового слуха и дикции

Развитие языкового слуха и дикции — это очень важный этап в обучении языку дошкольников. Языковой слух – это способность воспринимать и анализировать звуки речи. Дикция — это правильная произносительная сторона речи. В дошкольном возрасте дети уже могут замечать отличия между звуками, в совершенстве овладевают звуковой стороной русского языка.

  • Для развития языкового слуха и дикции можно использовать следующие задания:
    • Развитие слухового восприятия (дети слышат звуки и определяют их источник).
    • Развитие умения «слушать» — определить слова по звукам.
    • Определение звука, стесанных слов и их возможных сочетаний.
    • Занятия произношением звуков и звукосочетаний на базе фонетическеой грамматике.
    • Занятия для развития дикции, устранения речевых дефектов, коррекции произношения у звукоподражания до рифмовок.

2. Формирование устной речи

Формирование устной речи – это самый важный этап в обучении языку дошкольников. На этом этапе особенно важны: формирование навыка связной речи, обогащение словарного запаса и понимание текста.

2 стр., 502 слов

«Как привить детям любовь к чтению»

... с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ваш ребенок стал именно таким? Прививайте любовь к чтению. ... повсеместная. Очень важно прививать детям интерес к чтению с раннего детства, чтение развивает воображение. Покупая книги, выбирать яркие по оформлению ... читать. Многие вещи познаются через классические художественные произведения, которые ребёнок читает. Он начинаешь ...

  • Для формирования устной речи важно использовать следующие задания:
    • Обучение ответу на вопросы по прочитанному (в значительной мере отражает понимание смысла текста и, соответственно, развитие речевой эрудиции).
    • Развитие умения рассказывать (дети начинают рассказывать, используя слова, которые понимают).
    • Упражнения на формирование связной речи (составление рассказов и историй развивает умение говорить длинными фразами и связно-логично мыслить).
    • Развитие письменной речи на конкректном уровне, связь между письменной и устной связной речью, современная грамматика структур предложений.

3. Активизация словаря

Активизация словаря – это перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

  • Чтобы активизировать словарь, следует использовать следующие методы:
    • Уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, на усвоение оттенков значений слов и на развитие гибкости словаря.
    • Включение новых слов в предложения, словосочетания, тем самым не только запоминание слов, но и закрепление на практике.

4. Устранение нелитературных слов

Устранение нелитературных слов – это важный аспект в обучении языку дошкольников. Просторечные, диалектные, жаргонные слова переводятся в пассивный словарь. Это особенно важно, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

  • Устранение нелитературных слов можно провести с помощью следующих методов:
    • Работа над подбором слов на высоком уровне культуры среди ценностей истории и духа нашего народа, на основе открытых и легких для дошкольного возраста текстов.
    • Перевод использованных нелитературных слов в пассивный словарь, чтобы дети не запоминали их.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны, и работа педагога по развитию языковой стороны детей является сложным, но очень важным процессом, который должен проводиться в тесном взаимодействии с родителями ребенка.

Обогащение словаря является важным аспектом развития речи у детей. Это процесс, который способствует накоплению слов, необходимых для эффективного общения с окружающими. Наиболее значимую роль в лексике детей играют знаменательные слова, такие как существительные, прилагательные, глаголы, числительные и наречия. Они являются основой предложения и выражают понятия, служат названиями и выполняют различные грамматические функции.

Особое внимание при обогащении речи детей должно быть уделено знакомству с числительными, которые представляют собой наиболее абстрактную часть лексики. Числительные могут обозначать отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными осуществляется в основном на занятиях по развитию математических представлений, однако закрепление и активизация этих слов должны быть основным компонентом работы над развитием речи.

Кроме того, важную роль играет обогащение речи детей словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Эти задачи актуальны в средней и старшей группах детского сада.

Особые возможности для работы с синонимами открываются в старшем дошкольном возрасте. Синонимы — это слова, имеющие схожие или близкие по значению значения. Развитие у детей способности пользоваться синонимами может быть стимулировано играми, в которых ребенку предлагается подобрать синонимы к определенному слову. Данная работа способствует расширению словарного запаса и развитию лексической гибкости.

При работе с синонимами можно использовать различные приемы. Например, можно просить ребенка объяснить выбор того или иного слова в синонимическом ряду, составлять предложения или рассказы, используя слова из синонимического ряда. Такие упражнения помогают детям осознать разницу в значениях слов и выбирать наиболее подходящие варианты.

1.2 Роль художественной литературы в развитии словаря детей дошкольного возраста

На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными словами. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радиопередач т.п.).

Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребенок, пользуясь обобщающими существительными, способен тонко дифференцировать их, в речи детей появляются отвлеченные существительные, многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.

Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте. Анализ литературы позволил сделать следующий вывод: всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка с взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Роль художественной литературы в развитии речи и словарного запаса ребёнка

Художественная литература играет огромную роль в развитии речи и пополнении словарного запаса ребёнка. Даже если ребёнок уже научился самостоятельно читать, взрослые должны помнить о его потребности в том, чтобы ему читали. Знакомство ребёнка с художественной литературой следует начинать как можно раньше, так как оно является важным фактором его общего развития.

Как отмечает К. Д. Ушинский, художественная литература является неисчерпаемой сокровищницей языка и одним из специфических средств обучения языку в дошкольном возрасте. Языковые игры и художественная литература помогают детям улучшить свои языковые навыки и расширить свой словарный запас.

Произведения художественной литературы позволяют детям узнать и понять мир человеческих чувств. Они вызывают интерес к личности и внутреннему миру героев. Сопереживание с героями художественных произведений позволяет детям развивать гуманные чувства, такие как участие, доброта и протест против несправедливости. Это основа для формирования принципиальности, честности и настоящей гражданской позиции.

Чувства ребёнка развиваются в процессе усвоения им языка художественных произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и формирует его эстетическое и этическое восприятие окружающего мира.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества, таких как потешки и песни, а затем переходит к народным сказкам. Фольклорные произведения-миниатюры отличаются глубокой человечностью, точной моральной направленностью, живым юмором и образностью языка. После этого ребёнку начинают читать авторские сказки, стихи, рассказы, которые доступны ему.

Влияние художественной литературы на развитие ребенка

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Например, потешки и колыбельные песни – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»).

Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

«Слушаю сказки – вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин).

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на малыша. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Путешествие в мир сказки играет важную роль в развитии детского воображения и фантазии. Оно стимулирует детей к сочинительству и помогает им проявить себя справедливыми и защищать обиженных и слабых.

Ушинский описывает сказки как легко читаемые детьми произведения, благодаря постоянному повторению одних и тех же слов и оборотов. Эти повторения создают цельное, живое и интересное произведение.

Русские народные сказки характеризуются конкретностью и образностью в описании героев, внешнего облика их характера и поведения. Положительные герои изображаются необыкновенно красивыми, такими, о которых «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании также часто используются привычные выражения, такие как «утро вечера мудренее» и «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Сказки обладают богатством фразеологических оборотов, которые проникают из сказок в разговорную речь. Например, «конь вороной» или «мороз трескучий» — образные выражения, характеризующие поведение людей и явления природы.

При работе со сказкой можно использовать ряд приемов, которые помогут лучше понять образный строй и язык сказки.

  1. Повторное чтение отрывков из текста сказки. Это позволит детям лучше усвоить художественные достоинства произведения, обратить внимание на сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

Развитие образной речи дошкольников

В процессе развития образной речи дошкольников можно использовать различные методы и приемы:

1. Игры и упражнения на развитие зрительного воображения.

Например, можно предложить ребенку нарисовать свою версию какого-либо персонажа из сказки, который бы ему оставил наиболее яркое впечатление, или нарисовать картинку, которая бы отражала настроение героя в той или иной момент происходящих событий.

2. Пересказ отдельных эпизодов.

Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.

3. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

При изучении сказок можно обратить внимание на иллюстрации, на предмет того, что было показано на картинке, что было выделено, и как это соотносится с текстом.

4. Драматизация.

Как показывает практика, драматизация является одним из наиболее эффективных методов развития образной речи. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки и постепенно учится принимать на себя роль персонажа, разыгрывать сцены, описывать свои мысли и чувства.

5. Подбор определений к персонажам сказки.

Можно использовать игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса), «Придумай похожие слова». Это поможет расширить словарный запас и улучшить способность дошкольника к описанию персонажей и событий.

6. Разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях.

Этому способствует правильное ударение (мУка-мукА), а порой и различный контекст (собачий хвост — собачий характер).

7. Объяснение этимологии слова.

В сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки).

8. Придумывание сказки от фразеологизма.

Этот прием помогает развивать креативное мышление и фантазию, а также расширять словарный запас. Ребенку можно предложить придумать сказку на основе фразеологизма и описать главное действие, персонажей и их характеры.

Развитие речи дошкольников через загадки

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приёма олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»).

В загадке слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы).

«Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь).

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Вот что писал о силе слова К.Д.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

1.3 Методика работы с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста

К пяти годам дети начинают определенно интересоваться книгой, и таковая должна быть им предоставлена. С этого возраста необходимо приучать детей к обращению с книгой. Но пятилетние дети тоже еще не читают, и книга продолжает влиять на их развитие посредством представленных в ней картинок и участия взрослого, излагающего им ее содержание. И только лишь когда ребенок научится читать, книга вступает в его жизнь как фактор развития речи первостепенного значения.

Книга для детей, лишь приступающих к самостоятельному чтению, должна удовлетворять следующим требованиям:

1) должна быть привлекательна по внешности, напечатана крупным четким шрифтом, буквенный и звуковой состав слов и структура предложений должны быть методически обоснованы;

2) содержание ее должны составлять коротенькие рассказики, сказочки, причем фабула должна развертываться параллельно в тексте и в иллюстрирующих его грамотных, по возможности художественных картинках.

Методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование).

Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1.Чтение или рассказывание одного произведения.

2.Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке).

Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение).

На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

— чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

— чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

— чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними);

— настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Заяц-хвастун»);

— кукольный и теневой театр, фланелеграф;

— диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

— оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

— чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2-3 недели).

Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»(15, 61).

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации. Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

«Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность» (23, 36).

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

— игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

— досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

— частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».

— драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

— воспроизведение игровых стихов методом игры.

Использование художественной литературы вне занятий

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру.

Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее.

М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 – 4 лет не следует читать больше 10–15 мин, детям в возрасте 5 – 6 лет – больше 25 мин, детям 6 – 7 лет – 30 – 35 мин.

Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К устройству уголка предъявляется ряд требований: удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение; эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические , разного формата, с иллюстрациями и без них.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря детей в процессе ознакомления с художественной литературой

2.1 Выявление уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент

Цель:

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель методики:

Задание 1 «Подбери картинку»

Цель: изучение процесса обобщения.

Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.

Методика проведения:

  1. серия . Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.

  2. серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом. Например: транспорт – водный, наземный воздушный; одежда – весенняя, зимняя, осенняя, летняя, посуда – чайная, столовая, кухонная.

Оценка результатов:

  1. Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 балла;

  2. Допускает 3–4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки – 2 балла;

  3. Допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова – 1 балл.

Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: изучение использования детьми в речи прилагательных.

Материал: карточки с изображением предметов (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы).

Методика проведения:

1 серия. Экспериментатор показывает последовательно картинки с изображением предмета и просит назвать: «Виноград – какой?».

  1. серия. Экспериментатор называет предмет и просит определить, какой он.

За каждое названное прилагательное в 1-й и 2-й сериях ребенок получает фишку.

Оценка результатов:

Если ребенок набрал 26 и более фишек – 3 балла;

Если ребенок набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла;

Если ребенок набрал менее 16 фишек – 1 балл.

Суммарный балл по результатам заданий позволил определить уровень развития словаря детей:

12–8 баллов – высокий;

7–5 балла – средний;

до 5 баллов – низкий.

Критерии уровней развития словаря

Высокий. Употребляет разные части речи точно по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями с существительными.

Средний.

Низкий. Активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении.

В ходе обследования были получены следующие данные, представленные в Таблице 1 [Приложение 1].

Количественный анализ полученных данных показал, что в группе у 6 детей преобладает средний уровень, 1 ребёнок имеет высокий уровень , 3 детей — низкий уровень.

Качественный анализ полученных данных показал следующее:

1.В группе выявлен только один ребенок, имеющий высокий уровень.

Он легко справился с двумя первыми заданиями, третье и четвертое задание вызвало незначительные затруднения.

Ребенок (Настя Т.) данной группы употребляет в речи прилагательные, антонимы, глаголы. Умеет правильно подобрать обобщающие слова. Уровень развития словаря соответствует возрасту.

2.

Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

3.К низкому уровню было отнесено 3 детей.

Они не смогли справиться ни с одним заданием.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку полученных результатов представленную на Диаграмме 1[Приложение 2].

Как видно, к высокому уровню относится 10% детей, к среднему – 60% детей, к низкому – 30% детей.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по развитию словаря детей к школьному обучению.

2.2 Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей старшего дошкольного возраста на специально организованных занятиях.

Задачи:

1. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.

2. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.

3. Апробировать разработанную программу на дошкольниках старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач мы отобрали произведения художественной литературы рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .

В ходе разработки программы для нас было важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру :).

Книги, принесенные на занятия, не только соответствовали теме, но и привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами.

В процессе разработки программы мы делали упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на другие виды детской деятельности. Структура занятия была примерно одинаковой: вводная беседа, выразительное исполнение текста воспитателем, работа над текстом, заключение.

Для более глубокого знакомства детей с произведением проводилась предварительная работа, на которой читался текст, проводились беседы по произведениям, показывались мультфильмы по этим произведениям.

В ходе предварительной работы, которая проходила на протяжении нескольких дней, дети обогащали свой словарь новыми словами, а так же проходила активизация слов.

Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствовало обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закреплялось и активизировалось в словаре детей.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Художественные произведения обогащали, уточняли и активизировали словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивали умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществлялось благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

На примерах простых, доступных рассказов дети учились понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе своей работы мы подбирали занятия на активизацию и обогащение словаря старших дошкольников.

« Мир поэзии»

Цель: помочь детям осмысленно воспринимать поэтические тексты; устанавливать простые причинные связи между событиями; воспитывать любовь к русской природе через восприятие поэтического текста; на литературных произведениях русских поэтов прививать дошкольникам любовь к поэзии.

1. Для создания веселого настроения, для обогащения словаря детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы мы использовали стихотворение И.Белоусова «Весенняя гостья»; для лирического – стихотворение И.Сурикова «Вот моя деревня».

Для развития умения выражать положительные эмоции (интерес, радость), а также для создания благоприятных, дружеских условий познакомились со стихотворением А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…»

На протяжении всего занятия все действия были направлены на активность и заинтересованность детей, их эмоции и впечатления. Так же была реализована стратегия сотрудничества детей, их раскрепощение. В ходе занятия были использованы как индивидуальные, так и групповые виды работы детей.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».

Данное занятие было использовано с целью обучения детей умению заучивания стихотворений, развития памяти, оно способствовало развитию словаря, чувственного восприятия художественного слова, способствовало образному восприятию стихотворения, воспитывало чувство прекрасного. Организационный момент был начат с рассматривания портрета автора и березы.

Основная часть состояла с чтения стихотворения. Дети внимательно слушали, обсуждали, после чего с удовольствием приступили к заучиванию стихотворения. По окончанию, мы вместе рассказали стихотворение. Наблюдалось большое количество положительных эмоций, так как в ходе прогулок с детьми мы закрепляли знания о деревьях, цветах, растущих на территории детского сада. Детям понравилось стихотворение, они с удовольствием повторяли его после занятия.

2.Чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали ненецкую сказку (обр. К. Шаврова) «Кукушка», Н.Аросьевой «Три золотых волоска Деда-Всеведа».

3.Для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Б. Заходера «Приятная встреча», инсценировали сказку М. Булатовой «Царевна-лягушка»;

4.Для развития способности «видеть» со слов читаля, изображали движениями и рисовали стихотворение Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий».

После ознакомления с художественным произведением мы проводили в свободное время с детьми беседы по содержанию произведений.

После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.

В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.

Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.

Одним из этапов нашей работы над книгой – это игра-драматизация. С.Я.

До игры-драматизации в группе был проведен кукольный спектакль по сказке А.Н.Толстого «Хаврошечка» и игры – беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля были заранее отобраны определенные сцены, их повторяли и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно был важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

Игры разворачивались в специально созданном уголке книжек.

Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Комплексная работа была направлена на формирование лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы. Художественные произведения были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и программой обучения и воспитания старших дошкольников.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.

2.3 Динамика развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Контрольный эксперимент

Цель: проверить влияние разработанной программы занятий на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста .

Для достижения поставленной цели нами был использован тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.

В ходе обследования были получены следующие данные, представленные в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты обследования

п/п

Имя Ф.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Общий балл

Уровень

1

Артем Т.

3

1

2

1

7

средний

2

Влад Т.

3

3

2

3

11

высокий

3

Настя Л.

2

2

1

2

7

средний

4

Илья С.

2

3

3

2

10

высокий

5

Кирилл А.

2

2

1

2

7

средний

6

Соня Ф.

3

3

2

2

9

высокий

7

Арина Е.

2

2

2

1

7

средний

8

Кирилл К.

1

1

1

2

5

низкий

9

Настя Т.

3

3

3

2

11

высокий

10

Вика Р.

2

1

2

2

7

средний

Для определения эффективности работы, полученные результаты были подвергнуты количественному анализу, в результате которого было установлено, что результаты детей значительно улучшились.

Количественный анализ полученных данных показал, что в группе у 5 детей преобладает средний уровень, у 4 детей высокий уровень , 1 ребёнок -низкий уровень.

Качественный анализ полученных данных показал следующее:

1. По

2. Сравнивая результаты (второе задание) использования в речи детьми прилагательных, на контрольном эксперименте в группе увеличилось детей до 4 человек, которые набрали 26 и более фишек, т.е набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам. Уменьшилось число детей с наименьшим количеством названных прилагательных до 3 человек.

Ответы детей стали более разнообразными. Давая описание заданного предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений.

3. В третьем задании значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов произошли у 2 человек. Эти дети правильно подобрали 30 и более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые назвали менее 18 глаголов до 3 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение словаря детей глагольной группой слов.

4. Из результатов четвертого задания можно заключить, что художественная литература значительно обогатила словарь детей антонимами. Дети меньше допускали ошибок в подборе противоположных слов.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов представлены в Таблице 3.

Уровень

Результаты обследования

Констатирующий

эксперимент

Контрольный эксперимент

высокий

10%

40 %

средний

60 %

50%

низкий

30 %

10%

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

Заключение

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

(Указать учреждение)…………………….

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 20%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей старшего дошкольного возраста при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/literatura-ne-starshe-let/

1. Алексеева

2.Бородич

3.

4. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии.

М.: Просвещение, 1982 – 190

5. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении

лирических произведений // Начальная школа – 2011 – №11 -85с.

6. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1999 – 399с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов

вузов. М.: Логос, 2012 – 383с.

8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2012. – 125 с.

9. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1993. – 350с.

10. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – 192с.

11. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. – В

кн.: Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1995. -232с.

12. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. // Начальная

школа. – 2011. – №3. – 31с.

13. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1994.-240 с.

14. Нечаева Л. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

15. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия развития, 2011–143с.

16. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1996. –

463с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.

720с.

18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1998. -256 с.

19. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом.

20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999. – 671с.

21. Струнина

22. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. — М., 2009.-230с.

23. Тихеева

24.

25. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001–156с.

26. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.–

М. : ВЛАДОС, 2010.-235с.

27.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1988. – 557 c .