«Художественная литература как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста»

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Коммуникация» — это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.

Усвоение словаря при ознакомлении с произведениями художественной литературы решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

10 стр., 4694 слов

Сказка как средство развития личности ребенка

... 1. Рассмотреть сказку как средство развития личности ребенка. Охарактеризовать методы развития личности ребенка. Разработать комплекс занятий с применением сказкотерапии (Проект "Сказка - как источник творчества детей") 1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка Сказка служит для ребёнка посредником ...

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. Именно поэтому, своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей. Кроме того, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что телевидение и компьютеризация все больше занимают время детей вне стен дошкольного учреждения, чем замедляют их всестороннее развитие.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М. М. Алексеевой, В. В. Гербовой, В. И. Логиновой, Е. М. Струниной, В. И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, А.П. Иваненко и др.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

37 стр., 18074 слов

«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

... - интеграции работы по развитию речи с различными видами деятельности детей; - специально созданной развивающей предметно-пространственной среды; Задачи исследования: 1.Охарактеризовать особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста. 2. Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего ...

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка традиционно играет художественная литература. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Следовательно, необходимо изучить особенности использования художественной литературы в целях повышения уровня словаря детей и их коммуникативных умений.

Поэтому

Объект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза исследования:

1. В работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:

— наличие языковых средств выразительности;

— наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

— наличие многозначных слов.

2. Произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

Цель исследования:

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

2. Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников.

3.Дать характеристику методике работы с художественной литературой в детском саду.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... Проппа. Предмет исследования: педагогические условия обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа. В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по обучению пересказу сказок старших дошкольников ...

4.Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей .

5. Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

  2. Диагностика уровня развития образной речи детей.

База исследования: (указать)

В исследовании приняли участие 10 человек старшего дошкольного возраста

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика словаря старших дошкольников

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи — решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления (по Л.С. Выготскому).

Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов — мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения. При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения — это расширение объёма словаря, а качественные — закономерности усвоения детьми значения слов (3, 22).

3 стр., 1413 слов

Роль художественной литературы в развитии речи ребёнка

... Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки). Знакомство с художественной литературой детей разных ...

Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой. По словам Д.Б. Эльконина различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, то есть могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, то есть замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря (23, 41).

Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением — горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество — в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова.

В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением (сильный — слабый, стоять — бежать), со сходным значением (прыгать — скакать); использовать слова, обозначающие материалы (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка (26, 40).

В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы (экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др.) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в словосочетании или предложении.

Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

19 стр., 9207 слов

Развитие орфографической грамотности на х русского языка при ...

... культуры личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности как ... без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускаются ошибки. С интересом и ответственностью относятся лишь к отдельным учебным предметам. ... окружающим. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются ...

Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.).

В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий (облака плывут медленно).

Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности:

— предметы для сравнения подбираются с достаточным количеством сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение др.;

— сравнение должно быть плановым, последовательным — от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

— основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

— дети должны проявлять максимум речевой активности.

Проводится непосредственно образовательная деятельность по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее развития и закладываются предпосылки для письменной речи, последующего речевого, языкового, личностного развития ребёнка. В настоящее время увеличивается количество детей и взрослых, у которых затруднены порождение высказывания, понимание текста, последовательное изложение содержания монолога, выражение своих мыслей через текстовое сообщение, что является следствием задержки развития лексической системы языка, так как появляются новые формы опосредованного общения. Все это очевидные факторы культурологической депривации.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении, восприятии книг через решение следующих задач:

— формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

— развитие литературной речи;

— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование интереса и потребности в чтении

1.Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

14 стр., 6687 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

... и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается ...

2.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

3.Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

4.Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

5.Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

6. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

7.Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах

Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2.Уточнение словаря, т.е. словарно — стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.).

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

17 стр., 8442 слов

Педагогический проект «Речевое развитие детей дошкольного ...

... связной речи детей дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в ... грамматической, фонетической), согласовывать слова в предложениях; 4. Воспитывать у дошкольников познавательный интерес и любовь к художественному слову, произведениям детской литературы и ...

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

4.Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.

Обогащение словаря способствует количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия).

Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств).

Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Эти задачи появляются в средней группе, и большое значение приобретают в старших.

Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л.В. Успенский советовал родителям и педагогам с «малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что — нет и почему именно»(18, 113).

7 стр., 3146 слов

Анализ речи на телевидении

... Лексические ошибки связаны с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи. Распространенной ошибкой является употребление слов «роспись» вместо ... На сегодняшний день главным источником таких штампов и клише является телевидение и Интернет. Каким должен быть телеведущий Телеведущий - достаточно непростая профессия, но вместе с тем, ...

Выделяются такие приемы работы с синонимами:

-подбор синонимов к изолированному слову;

-объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

Целесообразно также использовать следующие приемы:

-составление предложений со словами синонимического ряда;

-составление рассказа со словами синонимического ряда.

На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными словами.

Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радиопередач т.п.).

Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребенок, пользуясь обобщающими существительными, способен тонко дифференцировать их, в речи детей появляются отвлеченные существительные, многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.

Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте. Анализ литературы позволил сделать следующий вывод: всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка с взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык — важнейшее средство человеческого общения.

1.2 Роль художественной литературы в развитии словаря детей дошкольного возраста

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский) (27, 25).

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г. Белинский (15, 37).

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Например, потешки и колыбельные песни – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»).

Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху» (11, 35).

Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

«Слушаю сказки – вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин).

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на малыша. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса»(27, 42).

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты – «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

При работе со сказкой можно использовать ряд приёмов, способствующих более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

1. Повторное чтение отрывков из текста сказки. Так ребёнок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. Пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.

3. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

4. Драматизация. М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, Е. М. Струнина, Т. Б. Филичева, В. И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова».

5. Подбор определений к персонажам сказки (событию, явлению, предмету).

Можно использовать игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса), «Придумай похожие слова».

6. Разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мУка–мукА), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер).

7. Объяснение этимологии слова. В сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки).

8. Придумывание сказки от фразеологизма.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приёма олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»).

В загадке слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы).

«Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь).

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Вот что писал о силе слова К.Д.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

1.3 Методика работы с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста

К пяти годам дети начинают определенно интересоваться книгой, и таковая должна быть им предоставлена. С этого возраста необходимо приучать детей к обращению с книгой. Но пятилетние дети тоже еще не читают, и книга продолжает влиять на их развитие посредством представленных в ней картинок и участия взрослого, излагающего им ее содержание. И только лишь когда ребенок научится читать, книга вступает в его жизнь как фактор развития речи первостепенного значения.

Книга для детей, лишь приступающих к самостоятельному чтению, должна удовлетворять следующим требованиям:

1) должна быть привлекательна по внешности, напечатана крупным четким шрифтом, буквенный и звуковой состав слов и структура предложений должны быть методически обоснованы;

2) содержание ее должны составлять коротенькие рассказики, сказочки, причем фабула должна развертываться параллельно в тексте и в иллюстрирующих его грамотных, по возможности художественных картинках.

Методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование).

Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1.Чтение или рассказывание одного произведения.

2.Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке).

Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение).

На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

— чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

— чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними);

— настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Заяц-хвастун»);

— кукольный и теневой театр, фланелеграф;

— диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

— оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

— чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2-3 недели).

Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»(15, 61).

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации. Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

«Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность» (23, 36).

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

— игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

— досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

— частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».

— драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

— воспроизведение игровых стихов методом игры.

Использование художественной литературы вне занятий

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру.

Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее.

М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 – 4 лет не следует читать больше 10–15 мин, детям в возрасте 5 – 6 лет – больше 25 мин, детям 6 – 7 лет – 30 – 35 мин.

Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К устройству уголка предъявляется ряд требований: удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение; эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические , разного формата, с иллюстрациями и без них.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря детей в процессе ознакомления с художественной литературой

2.1 Выявление уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент

Цель:

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель методики:

Задание 1 «Подбери картинку»

Цель: изучение процесса обобщения.

Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.

Методика проведения:

  1. серия . Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.

  2. серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом. Например: транспорт – водный, наземный воздушный; одежда – весенняя, зимняя, осенняя, летняя, посуда – чайная, столовая, кухонная.

Оценка результатов:

  1. Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 балла;

  2. Допускает 3–4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки – 2 балла;

  3. Допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова – 1 балл.

Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: изучение использования детьми в речи прилагательных.

Материал: карточки с изображением предметов (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы).

Методика проведения:

1 серия. Экспериментатор показывает последовательно картинки с изображением предмета и просит назвать: «Виноград – какой?».

  1. серия. Экспериментатор называет предмет и просит определить, какой он.

За каждое названное прилагательное в 1-й и 2-й сериях ребенок получает фишку.

Оценка результатов:

Если ребенок набрал 26 и более фишек – 3 балла;

Если ребенок набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла;

Если ребенок набрал менее 16 фишек – 1 балл.

Суммарный балл по результатам заданий позволил определить уровень развития словаря детей:

12–8 баллов – высокий;

7–5 балла – средний;

до 5 баллов – низкий.

Критерии уровней развития словаря

Высокий. Употребляет разные части речи точно по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями с существительными.

Средний.

Низкий. Активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении.

В ходе обследования были получены следующие данные, представленные в Таблице 1 [Приложение 1].

Количественный анализ полученных данных показал, что в группе у 6 детей преобладает средний уровень, 1 ребёнок имеет высокий уровень , 3 детей — низкий уровень.

Качественный анализ полученных данных показал следующее:

1.В группе выявлен только один ребенок, имеющий высокий уровень.

Он легко справился с двумя первыми заданиями, третье и четвертое задание вызвало незначительные затруднения.

Ребенок (Настя Т.) данной группы употребляет в речи прилагательные, антонимы, глаголы. Умеет правильно подобрать обобщающие слова. Уровень развития словаря соответствует возрасту.

2.

Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

3.К низкому уровню было отнесено 3 детей.

Они не смогли справиться ни с одним заданием.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку полученных результатов представленную на Диаграмме 1[Приложение 2].

Как видно, к высокому уровню относится 10% детей, к среднему – 60% детей, к низкому – 30% детей.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по развитию словаря детей к школьному обучению.

2.2 Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей старшего дошкольного возраста на специально организованных занятиях.

Задачи:

1. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.

2. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.

3. Апробировать разработанную программу на дошкольниках старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач мы отобрали произведения художественной литературы рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .

В ходе разработки программы для нас было важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру :).

Книги, принесенные на занятия, не только соответствовали теме, но и привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами.

В процессе разработки программы мы делали упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на другие виды детской деятельности. Структура занятия была примерно одинаковой: вводная беседа, выразительное исполнение текста воспитателем, работа над текстом, заключение.

Для более глубокого знакомства детей с произведением проводилась предварительная работа, на которой читался текст, проводились беседы по произведениям, показывались мультфильмы по этим произведениям.

В ходе предварительной работы, которая проходила на протяжении нескольких дней, дети обогащали свой словарь новыми словами, а так же проходила активизация слов.

Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствовало обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закреплялось и активизировалось в словаре детей.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Художественные произведения обогащали, уточняли и активизировали словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивали умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществлялось благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

На примерах простых, доступных рассказов дети учились понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе своей работы мы подбирали занятия на активизацию и обогащение словаря старших дошкольников.

« Мир поэзии»

Цель: помочь детям осмысленно воспринимать поэтические тексты; устанавливать простые причинные связи между событиями; воспитывать любовь к русской природе через восприятие поэтического текста; на литературных произведениях русских поэтов прививать дошкольникам любовь к поэзии.

1. Для создания веселого настроения, для обогащения словаря детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы мы использовали стихотворение И.Белоусова «Весенняя гостья»; для лирического – стихотворение И.Сурикова «Вот моя деревня».

Для развития умения выражать положительные эмоции (интерес, радость), а также для создания благоприятных, дружеских условий познакомились со стихотворением А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…»

На протяжении всего занятия все действия были направлены на активность и заинтересованность детей, их эмоции и впечатления. Так же была реализована стратегия сотрудничества детей, их раскрепощение. В ходе занятия были использованы как индивидуальные, так и групповые виды работы детей.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».

Данное занятие было использовано с целью обучения детей умению заучивания стихотворений, развития памяти, оно способствовало развитию словаря, чувственного восприятия художественного слова, способствовало образному восприятию стихотворения, воспитывало чувство прекрасного. Организационный момент был начат с рассматривания портрета автора и березы.

Основная часть состояла с чтения стихотворения. Дети внимательно слушали, обсуждали, после чего с удовольствием приступили к заучиванию стихотворения. По окончанию, мы вместе рассказали стихотворение. Наблюдалось большое количество положительных эмоций, так как в ходе прогулок с детьми мы закрепляли знания о деревьях, цветах, растущих на территории детского сада. Детям понравилось стихотворение, они с удовольствием повторяли его после занятия.

2.Чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали ненецкую сказку (обр. К. Шаврова) «Кукушка», Н.Аросьевой «Три золотых волоска Деда-Всеведа».

3.Для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Б. Заходера «Приятная встреча», инсценировали сказку М. Булатовой «Царевна-лягушка»;

4.Для развития способности «видеть» со слов читаля, изображали движениями и рисовали стихотворение Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий».

После ознакомления с художественным произведением мы проводили в свободное время с детьми беседы по содержанию произведений.

После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.

В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.

Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.

Одним из этапов нашей работы над книгой – это игра-драматизация. С.Я.

До игры-драматизации в группе был проведен кукольный спектакль по сказке А.Н.Толстого «Хаврошечка» и игры – беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля были заранее отобраны определенные сцены, их повторяли и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно был важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

Игры разворачивались в специально созданном уголке книжек.

Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Комплексная работа была направлена на формирование лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы. Художественные произведения были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и программой обучения и воспитания старших дошкольников.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.

2.3 Динамика развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Контрольный эксперимент

Цель: проверить влияние разработанной программы занятий на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста .

Для достижения поставленной цели нами был использован тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.

В ходе обследования были получены следующие данные, представленные в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты обследования

п/п

Имя Ф.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Общий балл

Уровень

1

Артем Т.

3

1

2

1

7

средний

2

Влад Т.

3

3

2

3

11

высокий

3

Настя Л.

2

2

1

2

7

средний

4

Илья С.

2

3

3

2

10

высокий

5

Кирилл А.

2

2

1

2

7

средний

6

Соня Ф.

3

3

2

2

9

высокий

7

Арина Е.

2

2

2

1

7

средний

8

Кирилл К.

1

1

1

2

5

низкий

9

Настя Т.

3

3

3

2

11

высокий

10

Вика Р.

2

1

2

2

7

средний

Для определения эффективности работы, полученные результаты были подвергнуты количественному анализу, в результате которого было установлено, что результаты детей значительно улучшились.

Количественный анализ полученных данных показал, что в группе у 5 детей преобладает средний уровень, у 4 детей высокий уровень , 1 ребёнок -низкий уровень.

Качественный анализ полученных данных показал следующее:

1. По

2. Сравнивая результаты (второе задание) использования в речи детьми прилагательных, на контрольном эксперименте в группе увеличилось детей до 4 человек, которые набрали 26 и более фишек, т.е набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам. Уменьшилось число детей с наименьшим количеством названных прилагательных до 3 человек.

Ответы детей стали более разнообразными. Давая описание заданного предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений.

3. В третьем задании значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов произошли у 2 человек. Эти дети правильно подобрали 30 и более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые назвали менее 18 глаголов до 3 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение словаря детей глагольной группой слов.

4. Из результатов четвертого задания можно заключить, что художественная литература значительно обогатила словарь детей антонимами. Дети меньше допускали ошибок в подборе противоположных слов.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов представлены в Таблице 3.

Уровень

Результаты обследования

Констатирующий

эксперимент

Контрольный эксперимент

высокий

10%

40 %

средний

60 %

50%

низкий

30 %

10%

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

Заключение

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

(Указать учреждение)…………………….

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 20%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей старшего дошкольного возраста при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/literatura-ne-starshe-let/

1. Алексеева

2.Бородич

3.

4. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии.

М.: Просвещение, 1982 – 190

5. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении

лирических произведений // Начальная школа – 2011 – №11 -85с.

6. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1999 – 399с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов

вузов. М.: Логос, 2012 – 383с.

8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2012. – 125 с.

9. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1993. – 350с.

10. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – 192с.

11. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. – В

кн.: Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1995. -232с.

12. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. // Начальная

школа. – 2011. – №3. – 31с.

13. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1994.-240 с.

14. Нечаева Л. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

15. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия развития, 2011–143с.

16. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1996. –

463с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.

720с.

18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1998. -256 с.

19. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом.

20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999. – 671с.

21. Струнина

22. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. — М., 2009.-230с.

23. Тихеева

24.

25. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001–156с.

26. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.–

М. : ВЛАДОС, 2010.-235с.

27.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1988. – 557 c .