Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА»

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ №

Специальность / __психолого-педагогическое образование______________/_________________________________

(название)

Студент___Григорьева Е.В.__________________________________ Курс__3___________

(фамилия, имя, отчество)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине____________________________________________

Тема:_____Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста._________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Дата выполнения «_______» _______________________20_____г.

Преподаватель-рецензент ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Результат выполнения (оценка) ______________________________________

Подпись преподавателя-рецензента __________________________________

Дошкольный период – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в этот период развитие идет более бурно и стремительно. Младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную и активную личность, так как развиваются все стороны психики ребенка; и во многом именно этот период определяет дальнейшее развитие человека.

Восприятие художественного произведения — очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

В младшем дошкольном возрасте дети более восприимчивы к сказочным произведениям. Они развивают не только память, мышление, воображение, но и способствуют нравственному воспитанию ребенка, основы которого усваиваются именно в этом возрасте.

17 стр., 8476 слов

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного

... условных рефлексов. На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности ... одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего ... глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности ...

А в старшем дошкольном возрасте дети учатся анализировать услышанное, сопереживают героям, пытаются выразить свое мнение. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.

Одной из задач ДОУ является формирование у детей правильного полноценного восприятия художественного произведения. Поэтому развитию восприятия сейчас уделяется так много времени. Во время знакомства с произведениями, развиваются чувства ребенка. Он учится сопереживать героям, радоваться их успехам.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Актуальность исследования

В настоящее время наблюдается снижение интереса детей к чтению книг. Детям трудно понять смысл и оценить отношения между персонажами. Одним из эффективных методов развития личности ребенка является чтение сказок, которое расширяет сознание, улучшает взаимодействие с миром, и дает только положительный эффект. Однако, выбирая детскую художественную литературу, мы должны действовать очень внимательно. Работа с детьми должна быть успешной, а содержание сказок должно дойти до ребенка и помочь ему противостоять негативному влиянию современных средств массовой информации.

Проблема исследования, Цель, Объект, Предмет исследования, Гипотеза исследования

Наше исследование направлено на изучение методик, направленных на развитие памяти и мышления, а также определение роли воспитателя в ДОУ в этом процессе. В ходе исследования мы планируем провести эксперимент с детьми младшего дошкольного возраста, чтобы выявить положительную динамику в развитии памяти после использования выбранных методик. Мы также предложим методы коррекционной работы по результатам исследования.

Методологическая основа исследования

Методологической основой нашего исследования являются различные методики и разработки профессора Н.Н. Светловской, Л.П. Стрелковой и Л.Б. Фесюковой. Мы также будем опираться на работы выдающихся психологов и исследователей, таких как Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконина, В.Я. Проппа и Д. Родари, а также на наш собственный опыт.

Методы исследования:

— В данной работе проводилось теоретическое изучение и анализ литературы.


— Применялась методика «Сюжетные картинки».


— Для коррекции развития мышления, памяти и эмоционального состояния дошкольников использовались специальные коррекционные занятия. Они включали в себя работу с различными видами сказочных произведений.

17 стр., 8436 слов

Проблема развития творческой личности ребенка

... формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности ...

Практическая значимость и структура выпускной работы:


Работа имеет следующую структуру:

  • Введение, включающее в себя краткое обоснование актуальности и определение проблемы. Также в нем формулируются цели, объект, предмет, гипотезы, задачи, методология, методы, элементы новизны, теоретическая значимость и структура всей работы.
  • Две главы, в которых исследовались особенности развития у дошкольников восприятия, мышления и развития памяти через использование сказочных произведений. Также в главах анализировалось влияние сказок на нравственное воспитание детей, а также подбирались методики для успешного развития памяти и мышления. Производился прогноз успешности применения данных методик в дошкольных учреждениях. Проводились исследования с группой воспитанников, и результаты анализировались для наглядной демонстрации эффективности использования художественной литературы в воспитании дошкольников.
  • Выводы по главам.
  • Заключение.
  • Список литературы.
  • Приложения.

Особенности развития детей 2 – 3 лет:


Проблема развития детей является традиционной в психолого-педагогической науке. Развитию детей педагоги и психологи всегда придавали большое значение.


В педагогике под развитием личности понимается процесс закономерного изменения личности в процессе её социализации.


Психическое развитие предполагает становление и развитие психических процессов, таких как мышление, воля, внимание, чувства и другие.


Структуру развития детей 2-3 лет можно условно разбить на три составные части:

  • Развитие физическое.

Развитие детей как стадиальный процесс

Развитие детей нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов, или периодов. Самое важное в детской психологии — понимание переходов от одного возраста (или периода) к другому. Что же такое возраст?

По мнению Д.Б. Эльконина, возраст — это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, местом на общей кривой детского развития. У каждого возраста есть свои главные показатели:

  1. Определенная социальная ситуация развития — это конкретная форма отношений детей с взрослыми на данный период их развития;
  2. Основной вид деятельности детей;
  3. Основные психические новообразования, которые приобретаются детьми на конкретном этапе развития. Этими новообразованиями могут быть как отдельные психические процессы, так и свойства личности.

Характеристика детей 2-3 лет

Опираясь на эти главные показатели, мы рассмотрим характеристику детей 2-3 лет.

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство — период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает — до 200-300, а к трём — до 1500 слов.

Изменение социального статуса и психических процессов

2. Развитие социальное — изменение социального статуса;

3. Развитие психических процессов — изменение интеллекта (памяти, внимания, мышления); развитие эмоций, интеллекта.

Изменение социального статуса и развитие психических процессов играют важную роль в формировании личности ребенка на этом этапе.

Информация о развитии детей

Важно подчеркнуть, что развитие детей — это многогранный процесс, включающий в себя физические, психические и социальные аспекты.

Таким образом, понимание стадиального развития детей и его главных показателей помогает нам лучше понимать и поддерживать их в их уникальном пути к взрослому миру.

Завершение уникальной части статьи о развитии детей.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.

Мышление у детей 2-3 лет — наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети этого возраста пользуются.

Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

П.Я. Гальперин выделяет 4 стадии предметной деятельности:

  1. 1-ая стадия — целенаправленных проб — дети варьируют свои действия исходя не из свойств орудия, которым они хотят достать нужный им предмет, а из свойств самого этого предмета.
  2. 2-ая стадия – «подстерегания» — дети пытаются повторить эффективный способ действия с орудием, при случайном нахождении его в процессе своих попыток.

Развитие детей 2-3 лет проходит через несколько стадий. На третьей стадии, которую П.Я. Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», дети активно пытаются повторить успешные действия с предметами и изучить их. На четвертой стадии, названной «объективной регуляцией», дети узнают о способах регулирования и изменения своих действий. Интересно, что Гальперин заметил, что если детям сразу показать, как правильно работать с предметом, они пропускают этап ошибок и проблем и начинают действовать сразу.

В этом возрасте развивается символическое действие, которое проявляется в том, что дети начинают рисовать объекты с большим сходством с реальными предметами. Игровая деятельность играет важную роль в развитии детей 2-3 лет, она влияет на их когнитивное, личностное и социальное развитие. В сюжетно-ролевых играх дети копируют различные обращения с предметами в различных социальных ситуациях, учатся взаимодействовать и играть роли. Это помогает им готовиться к участию в общественной жизни.

В этом возрасте дети начинают формировать полоролевое поведение через подражание взрослым, особенно родителям. Они часто разочаровываются, если не могут успешно скопировать взрослого. Общение с взрослым и совместная предметная деятельность существенно ускоряют и оптимизируют познавательное развитие детей 2-3 лет. В этом возрасте ведущим видом общения является ситуативно-деловое общение.

Важными достижениями детей 2-3 лет являются развитие предметной деятельности, общения с взрослыми, зарождение общения со сверстниками, а также появление игровой и продуктивной деятельности.

Характерные изменения в психическом развитии 2-3 летних детей включают формирование предметного восприятия, развитие наглядного мышления и воображения, появление знаково-символической функции сознания и активной речи. Ребенок начинает проявлять личное действие и желание, развивается предметное отношение к действительности, а основной новообразованием становится гордость за собственные достижения и осознание своего «Я сам».

Важнейшие изменения в психическом развитии детей происходят в возрасте 2-3 лет. Этот возраст является разделительной чертой между ранним детством и дошкольным возрастом.

1.2 Классификация устного народного творчества

Слово «фольклор», которым обозначается устное народное творчество, происходит от слов folk — «народ» и lore — «мудрость». Фольклорная традиция уходит корнями в глубокую древность и возникла из потребности людей понять мир природы и свое место в нем. Фольклор характеризуется естественной народной речью, богатством выразительных средств и напевностью. Фольклорные произведения отличаются хорошо структурированными законами композиции, включающими зачин, развитие сюжета и концовку. Стилистика фольклора предпочитает гиперболы, параллелизмы и постоянные эпитеты.

Многие жанры народного творчества понятны и доступны для маленьких детей. Через фольклор ребенок лучше понимает окружающий мир, в полной мере ощущает красоту природы, усваивает представления народа о морали и знакомится с обычаями и обрядами. Духовное наследие народа, которое передается через фольклор, является неотъемлемой частью формирования полноценной личности ребенка.

Жанры детского фольклора нередко носят бытовую функцию.

Все жанры детского фольклора можно разделить на две группы:

Детская литература и фольклор: мир детских песен и игр

Детская литература и фольклор всегда занимали важное место в жизни детей. Они позволяют малышам погрузиться в увлекательный мир рассказов, песен и игр, которые сопровождают их с самых первых дней жизни. В этом мире можно выделить несколько видов детских произведений, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию.

Пестушки: маленькие стихи для малышей

Пестушки, производные от слова «пестовать» (воспитывать), связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Они сопровождают физические процедуры, необходимые маленькому ребенку. Содержание пестушек тесно связано с конкретными физическими действиями и является лаконичным, их главная задача — успокоить и уютно устроить малыша.

Потешки: игровая форма развлечений

Потешки, более разработанная игровая форма, чем пестушки, создают у малыша веселое настроение. Они также имеют ритмичный характер и могут не только развлекать, но и наставлять, давая простейшие знания о мире. Важным элементом потешек является их настойчивая интонация и жестикуляция, которые вовлекают ребенка в процесс.

Прибаутки, Небылицы-перевертыши, нелепицы: учебные сказки для детей

Особое место среди детских произведений занимают прибаутки, небылицы-перевертыши и нелепицы. Известный писатель Чуковский посвятил этому жанру фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепицы так нравятся детям.

Перевертыши в игровой форме помогают ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, а знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок и смешным изображением жизненных несообразностей. Народная педагогика широко использовала этот развлекательный жанр, делая его полезным инструментом в обучении и развитии детей.

Таким образом, детская литература и фольклор предлагают множество интересных форм и жанров, которые играют важную роль в развитии и воспитании детей, внушая им не только знания, но и радость от открытия мира в игровой и увлекательной форме.

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Счи­талками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

Скороговорки., Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички

— Крупные (песни, былины, сказки)

Русские народные песни

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы.

Особое очарование сказок для детей

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сказка — фантазия и воображение

Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях, рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей, соответствует детской психологии.

Вера в чудеса и справедливость

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Но тем не менее после ошибки главный герой получает второй шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымыленный, вычленяет ту мысль, идею, которую несет сказка.

Разнообразие сказочных произведений

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

Знакомство детей со сказочными произведениями

Дети должны иметь возможность познакомиться со сказочными произведениями. Это помогает им развивать воображение, познавать мир и учиться отличать добро от зла. Сказки являются важным инструментом воспитания и развития ребенка.

Богатейшая сокровищница родного языка — сказка. Подчеркивая значение данного вида устного народного творчества, В. А. Сухомлинский писал: «Сказка — духовное богатство народной культуры». Сказочные образы хитрой лисы, глупого волка, злой мачехи и др. раскрывают перед детьми в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают их чувство. Ребёнок постигает поучительную и убедительную правду жизни, сказки открывают просторы для его фантазии.

Наиболее полно, на наш взгляд, возможность использования сказки в системе воспитания дошкольников раскрыта в исследованиях И. Зиминой. Автор отмечает, что при решении педагогических задач опираются на следующие особенности сказок: оптимизм, образность, забавность, дидактизм. Сказки раскрывают перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными сравнениями, меткими выражениями. Чем чаще дети слышат сказки, тем в большей степени впитывают гармонию слова.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое стройное, легко ощутимое полное движения жизни и интереса».

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи через ознакомление с художественной литературой указывали многие педагоги, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш и др. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Проблемы их восприятия детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Мы перед собой ставим следующие задачи:

  • Развивать творческое воображение детей.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  • Закреплять умение детей ориентироваться в мире книг.

Формирование нравственных критериев оценки героев произведений является одной из задач литературного образования. Чтение сказок помогает детям развивать память и эмоциональность при повторном прочтении и анализе произведений.

Мы считаем, что полноценное восприятие литературного произведения возможно только при подготовке ребенка. Для этого мы используем несколько приемов.

  1. Перед знакомством с произведением, мы предлагаем детям вспомнить и назвать другие произведения писателя-сказочника, а также рассмотрим его портрет.
  2. Совместно с детьми мы рассматриваем картины и иллюстрации, которые помогают нам представить описание природы и облик персонажей, о которых рассказано в произведении.
  3. Мы превращаем встречу со сказкой в маленький праздник для детей. Например, сказку может рассказывать не воспитатель, а бабушка Варвара, которая приходит в гости к детям с волшебным кузовком. Мы играем различные игры, где прячутся герои сказок или предметы, которые встречаются в сказке.

Важно обратить внимание на методику исполнения сказок. Умение выразительного чтения является важным качеством речи. Линии развития выразительной речи рассмотрены С. Л. Рубинштейном. Важно не просто рассказывать детям сказку, а разыгрывать её перед ними, используя разные голоса, жесты и мимику для разных персонажей.

Интонационная выразительность языка вызывает у детей большой всплеск положительных эмоций и интерес, а также способствует развитию выразительности речи у самих детей. Даже дети, которые уже знают многие сказки наизусть, всё равно с интересом слушают хорошо знакомые сказки и часто принимают участие в мини-представлении.

Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно речевой деятельности — развивать их творческие способности. Мастерство педагога в данном направлении заключается в умении быть с ребёнком рядом и не мешать ему, постигать мудрость бытия.

Важно поощрять детей к рассказыванию, пересказыванию сказок. Самостоятельно, умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение.

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры, а также в игры-драматизации. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки.

В играх-драматизациях ребёнок беспрестанно становится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от лица другого. Так ребёнок практически усваивает и нужную форму речи.

Нерешительные робкие дети, умело вовлекаемые педагогом в активные действия, раскрепощаются, обретают уверенность и личную свободу.

Большое значение для ознакомления с художественной литературой (сказками) принадлежит семье. Недаром врач и педагог Е. А. Аркин, говоря о влиянии семьи на ребенка, писал: «В семье ребенок чувствует, видит, слышит не только то, как надо жить, что надо знать, как надо вести себя, но и практически познает жизнь, то, как люди ведут себя, что они знают».

Наша работа с родителями ведётся по следующим направлениям:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Организация совместной деятельности детей и родителей в условиях детского сада.

Через индивидуальные беседы с родителями мы выясняли, насколько важной они считают проблему ознакомления детей с художественной литературой. Какие формы совместной работы они считают более приемлемыми. Мы подготовили индивидуальные консультации по теме, значение сказок для развития речи детей.

Развитие интереса детей к художественной литературе через работу со сказками


Современное воспитание детей требует инновационных подходов, направленных на разностороннее развитие личности. В данной статье мы обсудим результаты нашей работы, направленной на углубленное знакомство детей с художественной литературой, основанной на сказках.


Мы решили использовать сказку как основу для ознакомления детей с миром литературы. Поддерживая взаимодействие родителей и детей, мы предложили создать иллюстрации к любимым сказкам и готовить атрибуты для игр-драматизаций. Такие занятия не только способствуют развитию творческих навыков, но и укрепляют семейные связи.


Наши исследования подтверждают, что такой подход активизирует интерес детей к художественной литературе, в особенности к сказкам. Дети не только чаще приносят книги в детский сад, но и с удовольствием делятся содержанием прочитанных произведений. Участие в создании иллюстраций и атрибутов к играм развивает их творческие способности и воображение.


Мы планируем продолжать углубленную работу с детьми, знакомя их не только с русскими, но и с зарубежными сказками. Важно при этом помнить, что активности должны проводиться систематически и основываться на интересах детей, чтобы результаты были устойчивыми и эффективными.

Описание выборки и методики исследования


Перед началом исследования важно определить материал, с которым мы будем работать. Мы выбрали сказку в качестве основы для эксперимента.


Народные сказки отражают все особенности фольклора, зависящего от традиций. Традиционный сказочник черпает вдохновение из коллективной художественной работы предшествующих поколений, что формирует уникальный сказочный стиль. Устные сказки, передаваемые от поколения к поколению, являются результатом труда тысяч безымянных авторов, обогащая общее культурное наследие.

Классификация русских народных сказок

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется, прежде всего, в особенностях фантастического вымысла. Эти сказки восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

2. Волшебные сказки

Волшебные сказки – конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки. Персонажи волшебной сказки идеализируются. Герой – образец совершенства, доблести, героиня – воплощение молодости, красоты и душевного обаяния. Героине и герою даруются царский сан. В волшебной сказке действуют не просто Иван и Марья, а Иван-царевич и Марья-царевна. Они поселяются во дворцах. Однако в поступках, речи герои остаются простыми людьми, крестьянами.

Волшебная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

3. Бытовые сказки

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

Таким образом, русские народные сказки разделяются на три основных категории: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и важное место в национальной культуре.

Выбор методик для развития восприятия у младших дошкольников очень важен. В исследовании, проведенном в МБДОУ №28 детском саду города Сергиев Посад, была использована методика с использованием сюжетных картинок. Однако, было внесено изменение: задачей детей не было давать моральную оценку происходящему на картинке. Основной задачей было запомнить сказку и восстановить ход событий, раскладывая карточки по порядку, согласно сюжету сказки. Хорошо продуманный выбор сказок также сыграл важную роль в успешности эксперимента. В итоге, дети принимали участие в инсценировках сказок, играли в специальные игры, что давало возможность провести промежуточный контроль и оценить, насколько дети усвоили материал.

2.2 Результаты исследования

Русские народные песни 1

Диаграмма 1

На диаграмме 2 представлены результаты диагностики экспериментальной группы по методике «Сюжетные картинки»в конце исследования.

Диаграмма  1

Диаграмма 2.

Сравнив результаты диагностики в начале исследования и в конце, мы можем прийти к выводу, что методика «Сюжетные картинки», адаптированная нами для детей младшего дошкольного возраста, дает положительные результаты. У детей улучшилась память, мышление и внимание. Они стали более усидчивыми, старательными. А благодаря заданию «Сложи сказку», воспитанники стали более четко формулировать свои мысли, пытаясь составлять маленькие рассказы по картинкам.

Во второй главе нашего исследования, мы рассмотрели методику по развитию восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Методика «Сюжетные картинки», помогает развить у детей память, творческое мышление и внимание. Приобретая эти навыки, ребенок лучше понимает и воспринимает окружающий мир, учится вести себя, согласно нормам общества, в котором он живет. Также мы провели исследование, которое показало, что использование этой методики действительно помогает развить у детей память, мышление и внимание. Помимо этого, дети становятся более внимательными на занятиях и во время чтения художественной литературы, стараются не отвлекаться и быть дисциплинированными. В дальнейшем их развитии и обучении без этих навыков не обойтись.

Мы предоставили таблицы и диаграммы с данными эксперимента, чтобы наглядно продемонстрировать положительную динамику в развитии дошкольников с использованием выбранной методики. На основании полученных результатов были разработаны методические рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста для формирования восприятия сказочных произведений. Все это представляет собой комплексную программу, целью которой является развитие восприятия у воспитанников.

Таким образом, наше предположение о том, что использование выбранной методики способствует успешному развитию памяти, мышления и эмоций дошкольников, подтвердилось. Это позволяет утверждать, что устное народное творчество является замечательным средством для развития детей младшего дошкольного возраста. Через произведения фольклора дети развивают свою память, мышление, воображение, внимание и речь. Они также учатся различать плохое и хорошее, добро и зло, проявлять сопереживание героям и выражать свои эмоции.

В младшем дошкольном возрасте художественная литература играет важную роль во всестороннем развитии ребенка. Она помогает развить у него воображение, память, речь, а также формирует этническую принадлежность и любовь к чтению. Особое внимание уделяется сказкам, особенно народным, которые передаются из поколения в поколение. Русские народные сказки отличаются особенным мастерством народного творчества и с большой необходимостью должны быть знакомы детям для формирования их этнической принадлежности. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь, вводя его в мир литературы, человеческих взаимоотношений и окружающего мира в целом.

В данной исследовательской работе мы изучили теоретические аспекты восприятия сказочных произведений у детей младшего, рассмотрели его влияние на развитие памяти, мышления и эмоций. Выявили роль воспитателя ДОУ в развитии восприятия воспитанниками сказочных произведений, выяснили, почему именно сказочные произведения подходят дошкольникам, пояснили, что подбор литературы для младших дошкольников должен осуществляться очень внимательно. Помимо этого, мы предложили рекомендации по работе со сказкой с дошкольниками, пояснили, почему и как нужно работать с различными категориями детей при помощи сказки, пояснили. Почему так важна эмоциональность самого воспитателя, когда он рассказывает ту или иную сказку, почему для младших дошкольников так важен зрительный контакт с рассказывающим.

Во второй главе нашей исследовательской работы, мы рассмотрели методики, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста памяти, творческого мышления, эмоций . Мы пришли к выводу, что методика «Сюжетные картинки» работает именно на развитие памяти, мышления и речи. Мы протестировали группу воспитанников из 20 человек, результаты до и после исследования показали, что методика вполне действенны, и их можно и нужно использовать в работе ДОУ.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, применение сказочных произведений в ДОУ позволяет развить память, мышление, подтвердилась. Поставленные задачи, а именно:

— изучить методики по работе с детьми, направленными на развитие памяти, мышления;

— определить роль воспитателя ДОУ

— провести исследование с детьми младшего дошкольного возраста с целью выявление у них положительной динамики в развитии мышления, памяти, после использования выбранных методик;

  1. Кодекс психолога. Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных».

  2. Положение о психологической службе Москвы. Приказ от 14.05.2003.№553.

  3. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999.

  4. Андреев, Н.П. Русский фольклор / Н.П. Андреев.– М., 1938.

  5. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. – М., 1977.

  6. Арановская, Д.М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции: Автореф. канд. дис. / Д.М. Арановский. – М., 1944.

  7. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки: в 3-х т. / А.Н. Афанасьев. – М., 1957. – Т.1.

  8. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка / Н.М. Ведерникова. – М., 1975.

  9. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-144с.

  10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997

  11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

  12. Гриценко З.А.Детская литература. Методика приобщения детей к чтению – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2008. -320с.

  13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  14. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка: методический материал / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 6. — с.35-39.

  15. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1948. – № 9 – С. 56-57.

  16. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком литературного произведения: Тезисы докладов на Всесоюзном съезде по дошкольному воспитанию. – М., 1948.

  17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. / А.В. Запорожец. – М., 1986. – Т.1.

  18. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 5. – с.73.

  19. Мухина В.С. Возрастная психология /В.С.Мухина. – М., 2006 — 286 с.

  20. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 3. — С. 36-39.

  21. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. – М., 1976.

  22. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160с.

  23. Светлова Г. «Что за прелесть эти сказки!»: методический материал / Г. Светлова // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 6. — с.40-45.

  24. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника: методический материал/

  25. Соколов, Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. – М., 1941.

  26. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художествен­

ного произведения//Развитие социальных эмоций у детей дошкольно­

го возраста. М., 2003.

  1. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирва // Школьная библиотека. — 2004. — № 8. — С.46–51.

  2. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. – 1947. – вып. II, С. 7—26.

  3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.

  4. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.

  5. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-112с.

  6. Эткинд, А.М. Разработка медико – психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности / А.М. Эткинд. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  7. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин. – М.,1986.

  8. all-psychology.ru

Приложение 1

Диаграмма  2 Диаграмма  3Диаграмма  4Диаграмма  5Диаграмма  6Диаграмма  7Диаграмма  8Диаграмма  9Диаграмма  10

Приложение 2

Диаграмма  11 Диаграмма  12Диаграмма  13Диаграмма  14Диаграмма  15Диаграмма  16Диаграмма  17Диаграмма  18Диаграмма  19Диаграмма  20Диаграмма  21Диаграмма  22

Приложение 3

Диаграмма  23 Диаграмма  24Диаграмма  25Диаграмма  26Диаграмма  27Диаграмма  28Диаграмма  29Диаграмма  30Диаграмма  31 </p