Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА»

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ №

Специальность / __психолого-педагогическое образование______________/_________________________________

(название)

Студент___Григорьева Е.В.__________________________________ Курс__3___________

(фамилия, имя, отчество)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине____________________________________________

Тема:_____Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста._________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Дата выполнения «_______» _______________________20_____г.

Преподаватель-рецензент ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Результат выполнения (оценка) ______________________________________

Подпись преподавателя-рецензента __________________________________

Дошкольный период – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в этот период развитие идет более бурно и стремительно. Младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную и активную личность, так как развиваются все стороны психики ребенка; и во многом именно этот период определяет дальнейшее развитие человека.

Восприятие художественного произведения — очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

В младшем дошкольном возрасте дети более восприимчивы к сказочным произведениям. Они развивают не только память, мышление, воображение, но и способствуют нравственному воспитанию ребенка, основы которого усваиваются именно в этом возрасте.

52 стр., 25602 слов

По истории русской литературы : «Проза И.А. Бунина эмигрантского периода»

... всей их жизни. актуальность темы дипломной работы «Проза эмигрантского периода И.А.Бунина». Цель работы:, Задачи исследования: 1 . Установить основные события и периоды литературной деятельности И.А. Бунина в эмиграции; 2 . Определить ... Но и ее жизнь прошла без счастья и смысла. Попытка вернуться к памяти юности и весны оказалась безнадежной: ничего исправить героиня уже не успевает. В ...

А в старшем дошкольном возрасте дети учатся анализировать услышанное, сопереживают героям, пытаются выразить свое мнение. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.

Одной из задач ДОУ является формирование у детей правильного полноценного восприятия художественного произведения. Поэтому развитию восприятия сейчас уделяется так много времени. Во время знакомства с произведениями, развиваются чувства ребенка. Он учится сопереживать героям, радоваться их успехам.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Актуальность темы исследования

Как показали наблюдения последних лет в ДОУ, у детей стал пропадать интерес к книге. Детям трудно понять суть отношений героев и дать им оценку. Одним из наиболее эффективных методов развития личности является сказка, которая расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром. Все, что мы даем слушать детям, должно давать только положительный эффект. Поэтому нужно очень внимательно подходить к выбору художественной литературы. Ведь только в этом случае наша работа будет успешной, и все то, что содержится в сказках, сможет дойти до ребенка и помочь ему противостоять негативному и разрушительному влиянию, которому он постоянно подвергается, благодаря современным средствам массовой информации.

Проблема исследования, Цель исследования –, Объект исследования –, Предмет исследования –, Гипотеза исследования –

задач исследования

— изучить методики по работе с детьми, направленными на развитие памяти, мышления;

— определить роль воспитателя ДОУ

— провести исследование с детьми младшего дошкольного возраста с целью выявление у них положительной динамики в развитии памяти, после использования выбранных методик;

— предложить методы коррекционной работы по результатам исследования;

Методологическая основа исследования

Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки профессора Н.Н. Светловской «Основы науки о читателе», методика работы над выразительностью Л.П. Стрелковой; программа «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюковой; Л.С. Выготский Психология искусства, Эльконин Б.Д. — волшебная сказка, а также труды «Морфология сказки» и «Трансформация волшебных сказок» В.Я. Проппа о результатах исследования множества волшебных сказок, Д. Родари — «Волшебные сказки или Д. Родари учиться сочинять сказки», а также на наш собственный опыт.

77 стр., 38414 слов

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего ...

... к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является ...

Методы исследования:

— теоретическое изучение и анализ литературы;

— методика «Сюжетные картинки»;

— коррекционные занятия, направленные на развитие мышления, памяти и эмоционального состояния дошкольников с помощью разных видов сказочных произведений.

Практическая значимость –, Структура выпускной работы.

работа состоит из: введения (краткое обоснование актуальности, определение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методологии, методов, элементов новизны, теоретической значимости, структуры работы).

Двух глав (в которых мы попытались выявить особенности развития у дошкольников восприятия, мышления, развития памяти посредством сказочных произведений, выявить их влияние на нравственное воспитание дошкольников, подобрать методики для успешного развития памяти и мышления, спрогнозировать успешность применения данных методик в ДОУ, провести исследования с группой воспитанников ДОУ, изучить результаты, чтобы наглядно показать эффективность использования художественной литературы при воспитании дошкольников); выводов по главам; заключения; списка литературы; приложения.

1.1Особенности развития детей 2 – 3 лет

Проблема развития детей является традиционной в психолого-педагогической науке. Развитию детей педагоги и психологи всегда придавали большое значение.

В педагогике под развитием личности понимается процесс закономерного изменения личности в процессе её социализации.

Психическое развитие предполагает становление и развитие психических процессов, таких как мышления, воли, внимания, чувств и т.д .

Структуру развития детей 2-3 лет можно условно разбить на три составные части:

1. развитие физическое предполагает

2. развитие социальное — изменение социального статуса;

3. развитие психических процессов — изменение интеллекта (памяти, внимания, мышления); развитие эмоций, интеллекта.

Развитие детей нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов, или периодов. Самое важное в детской психологии — понимание переходов от одного возраста (или периода) к другому. Что же такое возраст?

12 стр., 5783 слов

Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях ...

... музыкального мышления учащихся. 2. Провести историко-теоретический анализ обращения к проблеме музыкального мышления. 3. Разработать показатели музыкального мышления, выявить уровни и динамику развития музыкального мышления на уроках сольфеджио. 4. Разработать и апробировать технологию развития музыкального мышления детей ...

По мнению Д.Б. Эльконина, возраст — это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, местом на общей кривой детского развития. У каждого возраста есть свои главные показатели:

1) определенная социальная ситуация развития — это конкретная форма отношений детей с взрослыми на данный период их развития;

2) основной вид деятельности детей;

3) основные психические новообразования, которые приобретаются детьми на конкретном этапе развития. Этими новообразованиями могут быть как отдельные психические процессы, так и свойства личности.

Опираясь на эти главные показатели, мы рассмотрим характеристику детей 2-3 лет.

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство — период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает — до 200-300, а к трём — до 1500 слов.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.

Мышление у детей 2-3 лет — наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети этого возраста пользуется.

Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

П.Я. Гальперин выделяет 4 стадии предметной деятельности:

5 стр., 2288 слов

Развитие связной речи детей через сказки и их на новый лад

... себе. Слушая эти сказки, дети светлеют душой, начинают более осознанно воспринимать окружающий мир и понимать своё место в этой жизни… Умственное развитие детей от трех до шести ... Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ...

1-ая стадия — целенаправленных проб — дети варьируют свои действия исходя не из свойств орудия, которым они хотят достать нужный им предмет, а из свойств самого этого предмета.

2-ая стадия – «подстерегания» — дети пытаются повторить эффективный способ действия с орудием, при случайном нахождении его в процессе своих попыток.

3-я стадия — «стадией навязчивого вмешательства» — дети активно стараются повторить эффективный способ действия с орудием и изучить его.

4-я стадия – «объективной регуляции», на котором дети открывают для себя способы регулирования и изменения действия. П.Я. Гальперин обосновал тот факт, что если сразу же показать ребёнку, каким образом работать, то стадия ошибок и проб проходит мимо ребёнка. В этом случае дети сразу же начинают действовать.

Развитие символического действия у детей 2-3 лет выражается в сходстве рисунков с изображаемым объектом.

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

У детей 2-3 лет через подражание взрослому одного с ним пола появляются признаки формирования полоролевого поведения. При этом дети данного возраста подражают чаще своим родителям, нежели другим взрослым. Дети сильно огорчаются, если подражание взрослым не удаётся.

У детей 2-3 лет существенно ускоряется и оптимизируется познавательное развитие, если есть общение с взрослым, совместная предметная деятельность. Для детей 2-3 лет ведущий вид общения – ситуативно-деловое.

Ведущие достижения (новообразования) детей 2-3 лет в сферах деятельности, познания и личности:

— развивается предметная деятельность, общение с взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

4 стр., 1759 слов

Мастер класс «Сказка по кругу» — коллективное ...

... мы сделали своими руками. (Дети выбирают игрушки) - Продолжи сказку. (Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей ... кто-то заколдовал). - Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал ... развивать интонационную выразительность речи; -Развивать умение взаимодействовать с партнерами; использовать дифференцированный подход в работе с детьми. Воспитательные - ...

Самые существенные изменения в психическом развитии детей происходят детей в возрасте 2-3 лет. Три года — это тот предел, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст.

1.2 Классификация устного народного творчества

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, параллелизмам, постоянным эпитетам.

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Названия жанров детского фольклора, как правило, связаны с их бытовой функцией.

Все жанры делятся на две группы:

— Малые: колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша. Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка, его первые игры. Прибаутки предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

Пестушки (от слова «пестовать» — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны.

Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность. Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок.

Прибауткой, Небылицы-перевертыши, нелепицы

Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смеш­ным изображением жизненных несообразностей. Народной педагогике этот развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала.

14 стр., 6687 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

... и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по ...

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Счи­талками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

Скороговорки., Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички

— Крупные (песни, былины, сказки)

Русские народные песни

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное зна­чение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович — являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях, рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей, соответствует детской психологии.

17 стр., 8256 слов

Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям ...

... условиях происходит успешная адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации средствами музыкальной деятельности? Степень разработанности темы. Теоретические основы адаптации детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации были проанализированы в трудах таких авторов, как: ...

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Но тем не менее после ошибки главный герой получает второй шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымыленный, вычленяет ту мысль, идею, которую несет сказка.

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

1.3 Знакомство детей со сказочными произведениями

Богатейшая сокровищница родного языка — сказка. Подчеркивая значение данного вида устного народного творчества. В. А. Сухомлинский писал «Сказка — духовное богатство народной культуры» Сказочные образы хитрой лисы, глупого волка, злой мачехи и д. р. раскрывают перед детьми в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают их чувство. Ребёнок постигает поучительную и убедительную правду жизни, сказки открывают просторы для его фантазии.

Наиболее полно, на наш, взгляд возможность использования сказки в системе воспитания дошкольников раскрыта в исследованиях И. Зиминой. Автор отмечает, что при решении педагогических задач опираются на следующие особенности сказок: оптимизм, образность, забавность, дидактизм. Сказки раскрывают перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными сравнениями, меткими выражениями. Чем чаще дети слышат сказки, тем в большей степени впитывают гармонию слова.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое стройное, легко ощутимое полное движения жизни и интереса».

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи через ознакомление с художественной литературой указывали многие педагоги, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш и д. р. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Проблемы их восприятия детьми дошкольного возраста сложна и много аспектна. Мы перед собой ставим следующие задачи:

— Развивать творческое воображение детей.

— Совершенствовать интонационную выразительность речи.

— Закреплять умение детей ориентироваться в мире книг

— Формировать нравственные критерии оценки героев произведений.

29 стр., 14418 слов

Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора

... речи детей раннего возраста. Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей раннего возраста. Целью работы является изучение фольклора как средства развития речи детей раннего возраста для разработки конспектов. Задачи исследования: 1.Выявить особенности развития речи детей раннего возраста; 2.Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста; ...

— Развивать память, эмоциональность при повторном прочтении сказок.

Мы считаем, что восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. Для этого мы используем следующие приёмы:

1. Показываем портрет писателя сказочника, с произведением которого собираемся знакомить. Предлагаем вспомнить и назвать другие его произведения(детям старшего дошкольного возраста).

2. С детьми рассматриваем картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик персонажей, о которых рассказано в произведении.

3. Встречу со сказкой мы превращаем в маленький праздник для детей. Например: сказку рассказывает не воспитатель, а бабушка Варвара, которая приходит в гости к детям с волшебным кузовком. Где прячутся герои сказок или предметы, которые в ней встречаются занятие.

Очень важно обратить внимание на методику исполнения сказок. Важным качеством речи является выразительность. Линии развития выразительной речи рассмотрены С. Л. Рубинштейном. Важно не просто рассказывать детям сказку, нужно разыграть ее перед детьми. Своим голосом, с помощью жестов мимики, используя разных персонажей.

Ещё А. М. Горький, вспоминая сказки своей бабушки, писал: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невообразимо приятно». Интонационная выразительность языка вызывает у детей большой всплеск положительных эмоций, интерес и способствует развитию выразительности речи самих детей. Даже те дети в группе, которые многие сказки знают почти наизусть (Катя Г., Влада С., Лев И., Егор А.) слушают хорошо знакомую сказку, затаив дыхание, а часто и сами принимают участие в мини представлении.

Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно речевой деятельности — развивать их творческие способности. Мастерство педагога в данном направлении заключается в умении быть с ребёнком рядом и не мешать ему, постигать мудрость бытия. Важно поощрять детей к рассказыванию, пересказыванию сказок. Самостоятельно, умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того, как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, мы переходим в роль заинтересованного слушателя. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры, а так же в игры — драматизации. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки.

В играх — драматизациях ребёнок беспрестанно становится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от лица другого. Так ребёнок практически усваивает и нужную форму речи. Нерешительные робкие дети, умело вовлекаемые педагогом в активные действия раскрепощаются, обретают уверенность и личную свободу.

Большое значение для ознакомления с художественной литературой (сказками) принадлежит семье. Недаром врач и педагог Е. А. Аркин, говоря о влиянии семьи на ребенка, писал: «В семье ребенок чувствует, видит, слышит не только то, как надо жить, что надо знать, как надо вести себя, но и практически познает жизнь, то, как люди ведут себя, что они знают».

Наша работа с родителями ведётся по следующим направлениям:

1 .Повышение педагогической культуры родителей.

2. Организация совместной деятельности детей и родителей в условиях детского сада.

Через индивидуальные беседы с родителями мы выясняли, насколько важной они считают проблему ознакомления детей с художественной литературой. Какие формы совместной работы они считают более приемлемыми. Мы подготовили индивидуальные консультации по теме, значение сказок для развития речи детей.

Сделали подборку сказок, которые родители могут читать детям дома. Предложили детям совместно с родителями нарисовать картины, иллюстрации по любимым сказкам. А так же подготовить атрибуты для игр- драматизации. Предлагаем родителям активно участвовать в развлечениях, праздниках. Самим сочинять сказки.

Таким образом, организуя более углублённую работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой, мы отмечаем, что дети стали проявлять больший интерес к художественной литературе, а особенно к сказкам. Приносят чаще книги в детский сад, делятся содержанием тех произведений, которые читают им дома, с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, рисунков, поделок по сказкам. Имеют больший объём знаний и представлений о различных художественных произведениях их авторов. Чаще используют в своих играх сюжеты сказок, разыгрывают мини-спектакли.

Мы и дальше будем продолжать углубленную работу по ознакомлению детей с художественной литературой в том числе и со сказками как народными, так и авторскими, причем не только русских, но и зарубежных авторов. Помня о том, что вся работа должна быть, основана на интересе детей, вестись систематически, а не носить эпизодический характер.

2.1 Описание выборки и методик исследования

Перед началом любого исследования следует определиться с используемым в эксперименте материалом. Мы решили работать со сказкой.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера – сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, — творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров. Это труд тысяч безымянных авторов, каждый из которых вносил свою лепту в общее дело.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Волшебные сказки – конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки. Персонажи волшебной сказки идеализируются. Герой – образец совершенства, доблести, героиня – воплощение молодости, красоты и душевного обаяния. Героине и герою даруются царский сан. В волшебной сказке действуют не просто Иван и Марья, а Иван-царевич и Марья-царевна. Они поселяются во дворцах. Однако в поступках, речи герои остаются простыми людьми, крестьянами [4].

Волшебная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Бытовые сказки

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется, прежде всего, в особенностях фантастического вымысла. Эти сказки восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать [5].

Именно поэтому, для нашего эксперимента мы выбрали сказки о животных.

Исследование проводилось в МБДОУ №28 детский сад общеразвивающего вида «Берёзонька» город Сергиев Посад в первой младшей группе.

Одной из ключевых методик, выбранных нами для развития восприятия у младших дошкольников, стала методика с использованием сюжетных картинок.

В идеале ее часто используют для работы с детьми более старшего возраста, при развитии нравственных качеств воспитанников. В этом случае ребенок должен дать моральную оценку происходящему на той или иной картинке. Мы же немного изменили данную методику и упростили ее для детей младшего дошкольного возраста.

Задачей детей не являлось дать моральную оценку происходящему на картинке. В первую очередь они должны были запомнить, какую сказку иллюстрирует та или иная картинка, кто на ней изображен, как зовут персонажей. А затем, поскольку карточек, относящихся к одной сказке, было несколько, им следовало запомнить сказку и научиться восстанавливать ход событий, раскладывая карточки по порядку, согласно сюжету сказки.

Перед началом исследования мы выбрали сказки, наиболее подходящие для возраста воспитанников. Это были русские народные сказки «Колобок», «Теремок» и «Заюшкина избушка». Сначала мы познакомили детей с одной сказкой. Стараясь как можно эмоциональнее рассказывать ее. Ведь, как мы уже упоминали в теоретической части, младшим дошкольникам сказки лучше рассказывать, а не читать. Тогда привлечь их внимание получается лучше. Во время рассказа мы показывали детям картинки, иллюстрирующие сказку, и особое внимание уделяли именам персонажей. Первую сказку мы рассказали несколько раз, затем приступили ко второй, точно так же работая с ней, затем с третьей. Во время изучения сказок дети инсценировали сказку, был показан настольный театр, театр на фланелеграфе, играли в игру «Угадай сказку по картинке», что давало возможность провести промежуточный контроль и посмотреть, насколько дети усвоили тот или иной материал.

2.2 Результаты исследования

Русские народные песни 1

Диаграмма 1

На диаграмме 2 представлены результаты диагностики экспериментальной группы по методике «Сюжетные картинки»в конце исследования.

Диаграмма  1

Диаграмма 2.

Сравнив результаты диагностики в начале исследования и в конце, мы можем прийти к выводу, что методика «Сюжетные картинки», адаптированная нами для детей младшего дошкольного возраста, дает положительные результаты. У детей улучшилась память, мышление и внимание. Они стали более усидчивыми, старательными. А благодаря заданию «Сложи сказку», воспитанники стали более четко формулировать свои мысли, пытаясь составлять маленькие рассказы по картинкам.

Во второй главе нашего исследования, мы рассмотрели методику по развитию восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Методика «Сюжетные картинки», помогает развить у детей память, творческое мышление и внимание. Приобретая эти навыки, ребенок лучше понимает и воспринимает окружающий мир, учится вести себя, согласно нормам общества, в котором он живет. Также мы провели исследование, которое показало, что использование этой методики действительно помогает развить у детей память, мышление и внимание. Помимо этого, дети становятся более внимательными на занятиях и во время чтения художественной литературы, стараются не отвлекаться и быть дисциплинированными. В дальнейшем их развитии и обучении без этих навыков не обойтись.

Мы предоставили таблицы и диаграммы с данными эксперимента для того, чтобы лучше показать положительную динамику в развитии дошкольников с применением вышеуказанной методики. Кроме того, нами были разработаны методические рекомендации по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками по формированию восприятия сказочных произведений детьми младшего дошкольного возраста. Все это – целая программа по развитию восприятия, использование которой благоприятно скажется на воспитанниках.

Таким образом, мы пришли к выводу, что наше предположение о том, что использование выбранной нами методики способствует успешному развитию памяти, мышлению и эмоций дошкольников, подтвердилось.

Устное народное творчество– замечательное средство для развития дошкольников. С помощью произведений фольклора дети младшего дошкольного возраста развивают память, мышление, воображение, внимание и речь, учатся различать плохое и хорошее, добро и зло, сопереживать героям, проявлять эмоции.

В младшем дошкольном возрасте художественная литература помогает всесторонне развить ребенка, научить его проявлять эмоции, развить воображение, память, речь, сформировать этническую принадлежность, привить любовь к чтению, развить внимание.

Самым интересным для детей видом художественной литературы считались и считаются сказки. Особенно народные, которые с незапамятных времен передавались из уст в уста и, на которых, выросло не одно поколение наших с Вами сограждан. Русские народные сказки – прекрасный образец народного творчества, с которым так необходимо знакомить детей, с целью формирования этнической принадлежности. Так как осознание ребенком представителем себя той или иной нации является необходимым. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

В данной исследовательской работе мы изучили теоретические аспекты восприятия сказочных произведений у детей младшего, рассмотрели его влияние на развитие памяти, мышления и эмоций. Выявили роль воспитателя ДОУ в развитии восприятия воспитанниками сказочных произведений, выяснили, почему именно сказочные произведения подходят дошкольникам, пояснили, что подбор литературы для младших дошкольников должен осуществляться очень внимательно. Помимо этого, мы предложили рекомендации по работе со сказкой с дошкольниками, пояснили, почему и как нужно работать с различными категориями детей при помощи сказки, пояснили. Почему так важна эмоциональность самого воспитателя, когда он рассказывает ту или иную сказку, почему для младших дошкольников так важен зрительный контакт с рассказывающим.

Во второй главе нашей исследовательской работы, мы рассмотрели методики, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста памяти, творческого мышления, эмоций . Мы пришли к выводу, что методика «Сюжетные картинки» работает именно на развитие памяти, мышления и речи. Мы протестировали группу воспитанников из 20 человек, результаты до и после исследования показали, что методика вполне действенны, и их можно и нужно использовать в работе ДОУ.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, применение сказочных произведений в ДОУ позволяет развить память, мышление, подтвердилась. Поставленные задачи, а именно:

— изучить методики по работе с детьми, направленными на развитие памяти, мышления;

— определить роль воспитателя ДОУ

— провести исследование с детьми младшего дошкольного возраста с целью выявление у них положительной динамики в развитии мышления, памяти, после использования выбранных методик;

  1. Кодекс психолога. Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных».

  2. Положение о психологической службе Москвы. Приказ от 14.05.2003.№553.

  3. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999.

  4. Андреев, Н.П. Русский фольклор / Н.П. Андреев.– М., 1938.

  5. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. – М., 1977.

  6. Арановская, Д.М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции: Автореф. канд. дис. / Д.М. Арановский. – М., 1944.

  7. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки: в 3-х т. / А.Н. Афанасьев. – М., 1957. – Т.1.

  8. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка / Н.М. Ведерникова. – М., 1975.

  9. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-144с.

  10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997

  11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

  12. Гриценко З.А.Детская литература. Методика приобщения детей к чтению – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2008. -320с.

  13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  14. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка: методический материал / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 6. — с.35-39.

  15. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1948. – № 9 – С. 56-57.

  16. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком литературного произведения: Тезисы докладов на Всесоюзном съезде по дошкольному воспитанию. – М., 1948.

  17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. / А.В. Запорожец. – М., 1986. – Т.1.

  18. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 5. – с.73.

  19. Мухина В.С. Возрастная психология /В.С.Мухина. – М., 2006 — 286 с.

  20. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 3. — С. 36-39.

  21. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. – М., 1976.

  22. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160с.

  23. Светлова Г. «Что за прелесть эти сказки!»: методический материал / Г. Светлова // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 6. — с.40-45.

  24. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника: методический материал/

  25. Соколов, Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. – М., 1941.

  26. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художествен­

ного произведения//Развитие социальных эмоций у детей дошкольно­

го возраста. М., 2003.

  1. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирва // Школьная библиотека. — 2004. — № 8. — С.46–51.

  2. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. – 1947. – вып. II, С. 7—26.

  3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.

  4. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.

  5. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-112с.

  6. Эткинд, А.М. Разработка медико – психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности / А.М. Эткинд. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  7. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин. – М.,1986.

  8. all-psychology.ru

Приложение 1

Диаграмма  2 Диаграмма  3Диаграмма  4Диаграмма  5Диаграмма  6Диаграмма  7Диаграмма  8Диаграмма  9Диаграмма  10

Приложение 2

Диаграмма  11 Диаграмма  12Диаграмма  13Диаграмма  14Диаграмма  15Диаграмма  16Диаграмма  17Диаграмма  18Диаграмма  19Диаграмма  20Диаграмма  21Диаграмма  22

Приложение 3

Диаграмма  23 Диаграмма  24Диаграмма  25Диаграмма  26Диаграмма  27Диаграмма  28Диаграмма  29Диаграмма  30Диаграмма  31