Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Дипломная работа

Роль сказки в психическом развитии ребенка

Актуальность темы, связанной с ролью сказки в психическом развитии ребенка, подтверждается множеством исследований в области психологии и педагогики. Сказка давно стала неотъемлемой частью детской литературы и педагогической практики, и это не случайно. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для формирования личности ребенка и раскрытия его творческого потенциала остается одним из ключевых вопросов, обсуждаемых в данной области.

Важно отметить, что восприятие сказки у маленького ребенка существенно отличается от восприятия взрослого человека. Для детей это не просто прочтение истории, а развернутая деятельность, которая требует внешних опор. Исследователи, такие как А.В. Запорожец, Д.М. Дубовис-Арановская, выделяют специфическое действие в процессе восприятия сказки, а именно сопереживание, при котором ребенок становится на позицию героя произведения и пытается преодолеть стоящие перед ним препятствия.

Бергсоновская концепция художественного восприятия также находит свое отражение в исследованиях, подчеркивая важность мысленного содействия герою сказки. Это сопереживание и внутреннее вживание в мир героя являются основой художественного восприятия и способствуют развитию творческого мышления ребенка.

Ш. Бюлер, изучая роль сказок в развитии детей, отмечает, что герои сказок, несмотря на их типичность и отсутствие индивидуальности, обладают ярко выраженными качествами, которые понятны детскому восприятию. Небывалая доброта, храбрость и находчивость героев сказок способствуют лучшему пониманию и восприятию сказочных произведений ребенком.

Значение сказки как формы духовного опыта

Сказка, таким образом, не только культурологический феномен, но и психологический. Она представляет собой форму духовного опыта человечества, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения и ценностных ориентаций ребенка. Восприятие сказки способствует развитию моральных норм и социокультурных навыков, а также способствует развитию воображения и творческой активности.

Исследования работ таких ученых, как В.А. Бахтина, А.Д. Кошелевой и Е. Трубецкова, подчеркивают важность сказки в формировании коммуникативных навыков и способности к эмпатии у детей. Сказочные персонажи и сюжеты могут стать образцами для моделирования социальных отношений и поведения.

Вывод

Итак, сказка играет ключевую роль в психическом развитии ребенка, предоставляя ему возможность не только воспринимать мир, но и активно участвовать в его интерпретации и пересказе. Важно понимать, что сказка несет в себе богатый духовный опыт и способствует формированию личности ребенка, его эмоционального и интеллектуального развития.

17 стр., 8387 слов

Методика работы над русскими народными сказками

... возможности развития восприятия и эмоциональной сферы школьника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка. Глава.1 Сказка как жанр устного народного творчества 1.1 Особенности сказки Веселые и грустные, страшные и ...

Бетельхейм о значении сказок в жизни детей

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений — потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, по крайней мере, в будущем.

По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Сказка — произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. Как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Он приходит к выводу, сказка может завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, сказка должна задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем.

Развитие интереса к книгам у детей

Интерес к книге у ребенка проявляется рано. Вначале ему интересно слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появления интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Слушая литературные произведения, дети, прежде всего, устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом.

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находиться главный персонаж. Детей 3-4 лет интересует его внешность, действия, поступки. После 4 лет дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами. В этом возрасте формируются первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица).

У детей 4 лет развивается воссоздающее воображение.

Введение

В современном образовательном процессе нередко возникают противоречия между теоретическими знаниями и их практической реализацией. Это противоречие особенно заметно в контексте восприятия сказки детьми дошкольного возраста. Несмотря на обширное теоретическое наследие, посвященное этой проблеме, практические аспекты формирования восприятия сказки остаются недостаточно исследованными и применяемыми.

Проблема

В настоящее время существуют ошибки при выборе сказок для детей, что не учитывает их возрастных особенностей. Рассказчики часто не используют эмоциональные приемы, что влияет на эстетическую ценность восприятия. Кроме того, важен способ представления сказки, и здесь есть потенциал для развития воображения, мышления и связной речи у детей дошкольного возраста. Сказки могут стать инструментом воспитания добрых чувств.

Цель исследования

Цель данного исследования заключается в изучении особенностей восприятия сказки детьми дошкольного возраста и определении ее влияния на развитие их воображения.

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок ... связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста ...

Объект исследования

Объектом исследования является восприятие сказки детьми.

Предмет исследования

Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.

Гипотеза

Гипотеза данного исследования заключается в том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования

  1. Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотрение особенностей сказки как литературного жанра, ее классификация и функции.
  3. Изучение особенностей восприятия сказки детьми дошкольного возраста и определение ее влияния на развитие детей.

Исследование данных задач поможет нам более глубоко понять, как сказка может быть эффективным средством для развития воображения детей дошкольного возраста.

Глава І. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы

1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации

Сказка является повествовательным фольклорным жанром, который передается из поколения в поколение устно.

Сказка относится к повествовательным жанрам и отличается от других жанров, таких как былина или баллада. Само слово «сказка» означает рассказываемое. Народ воспринимает сказку прежде всего как повествовательный жанр.

А.И. Никифоров, известный исследователь и собиратель сказок, провел много работ по методике сбора сказок. Он определил сказку как «устные рассказы, целью которых является развлечение, содержащие необычные события и обладающие особым композиционно-стилистическим построением». Это определение содержит основные характеристики сказки.

Уникальная часть учебной работы может быть посвящена изучению основных признаков сказки и их связи с развлекательной функцией этого жанра. Одним из признаков, выдвигаемых Никифоровым, является развлекательность сказки. Он указывает на то, что сказка рассказывается с целью развлечения и принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка отличается от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение, и имеет преимущественно эстетические функции [19, с. 28].

В связи с развлекательностью сказки, Никифоров отмечает еще один признак — необычайность события, составляющего содержание сказки. Под необычайностью он понимает не только фантастическую, но и житейскую необычайность, что позволяет включить в это определение и новеллистические сказки [19, с. 28].

Следующий признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение сказки. Сказка отличается специфической поэтикой, которая объединяет в себе стиль и композицию [19, с. 28].

Однако Никифоров не раскрывает достаточно признак, состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Сказку понимают как вымысел, что видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка — складка, песня — быль» [19, с. 28].

11 стр., 5327 слов

«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»

... 2. Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения Сказка – популярный жанр устного народного творчества, ... и стиля. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных сказках требует ... и динамичностью. Положительный герой преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый ...

Сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка — творчество народа, а литературная сказка — плод авторского гения. Литературная сказка объединяет в себе сказочное и волшебное, реальное и обыденное, что делает ее интересной как для детей, так и для взрослых. Детей привлекают невероятность событий, вымысел, победа добра над злом и быстрая смена событий [19, с. 28].

Литературная сказка является целым направлением в художественной литературе. Она выросла на основе народной сказки, которая стала известна благодаря записям ученых-фольклористов [19, с. 28].

Эпоха романтизма сыграла важную роль в развитии сказки, создав промежуточную стадию между народной и литературной сказкой. Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера [19, с. 28].

Литературная сказка — это жанр, который обогащается элементами других литературных жанров, включая роман, драму и поэзию. Она включает в себя драматизм, лиризм, и эпичность, что придает ей разнообразие и глубину. Литературная сказка может быть основана на народных сказках, преданиях, легендах и даже детских песенках.

Профессор В.Я. Пропп отмечал, что сказка удивительна своей универсальностью и бессмертием. Она легко пересекает языковые границы и сохраняет свою актуальность на протяжении тысячелетий. Это происходит благодаря тому, что сказка содержит вечные ценности, сочетая в себе поэзию, истинность и остроумие.

Чтобы лучше понять сказку, давайте рассмотрим несколько определений этого жанра. Согласно И.В. Вачкову, сказка — это вымышленный рассказ о небывалых событиях с участием волшебных и фантастических элементов. Толковый словарь живого великорусского языка добавляет, что сказка — это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях.

Важно отметить, что сказка — это не только художественное произведение, но и жанр устного народного творчества. Она может быть эпической, прозаической, волшебной или бытовой, но всегда наполняется вымыслом и фантазией.

Сказка: ее определение и значение

Сказка — это особый жанр литературы, который имеет большое значение и множество определений. Согласно Л.С. Выготскому, сказка помогает нам понять сложные жизненные отношения, используя образы и эмоциональный язык [6].

В России исследованием сказки занимался В.Я. Пропп, который отметил, что все сказки имеют однотипную структуру, но в то же время различаются по содержанию [23].

Существуют разные виды сказок, которые отличаются не только характером сюжета, героями и идеологией, но и своим происхождением. Правильная классификация сказок имеет большое научное значение, однако до сих пор не существует общепринятой системы классификации [24].

А.Н. Афанасьев предпринял попытку разделить сказки на несколько категорий, включая сказки о животных и сказки о людях (волшебные и новеллистические) [2]. К этим категориям могут относиться также и более мелкие подкатегории, а в последние годы был выделен еще один разряд — сказки кумулятивные или цепевидные [24].

Волшебные сказки

Особое место среди сказок занимают волшебные сказки. В.Я. Пропп выделял некоторые закономерности в структуре волшебных сказок. Эти сказки отличаются повторяемостью и единообразием, несмотря на свое разнообразие [6].

12 стр., 5553 слов

Сказки волшебные – Волшебные сказки собственного сочинения – ...

... пуговицами, где она жила долго и счастливо. Короткая волшебная сказка собственного сочинения 5 класс (зимняя). Была зима. Медленно падал ... было. Детские мини сказки для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 класса Сказки собственного сочинения Сейчас читают: Сочинение на тему ... предков,совершал путешествие во времени, встречался с необычными героями. Через сказку передается от родителей к детямжизненный опыт, моральные ...

Таким образом, сказка — это жанр литературы, который помогает нам понять сложные отношения. Она имеет разнообразные виды и характеризуется повторяемостью и единообразием, особенно в случае волшебных сказок.

Начальная или вводная ситуация

Иногда начальная или вводная ситуация в сказке обставляется подчеркнутым благополучием. Все кажется прекрасным: дети «такие дородные, такие хорошие». Однако, часто начальная ситуация может быть эпически распространенной, где старики бездетны и молятся о рождении сына. Иногда герои рождаются чудесным образом.

Но действие сказки начинается с несчастья. Кто-то из персонажей, перечисленных в начальной ситуации, временно уезжает, и это вызывает отлучку. Отлучка часто сопровождается запретами, которые являются важным и интересным культурно-историческим элементом. Из того, что запрещается, можно определить эпоху и ее характер.

Нарушение запрета и начальная беда

Нарушение запрета вызывает начальную беду, которая в дальнейшем приводит к противодействию и запускает ход сказки. Формы начальной беды очень разнообразны: изгнание из дома, подмена, убийство или угроза его, околдование, вампиризм — вот некоторые из форм первоначальной беды.

Недостача

Не все волшебные сказки начинаются с беды. Иногда беде соответствует какая-нибудь ситуация, при которой чего-то не хватает. Эффект получается тот же, что и при похищении.

Завязка сказки

В типичной волшебной сказке завязка сводится к отправке героя из дома. Завязка состоит из элементов, подготавливающих беду (временная отлучка, запрет или нарушение), самой беды или соответствующей ей недостачи, просьбы о помощи или отсылке героя, и желания самого героя оказать противодействие. Герой может просить отпустить его, просить благословения и т.д. И, наконец, герой отправляется из дома.

Типы героев

Начальная ситуация включает лица старшего и младшего поколения. Беда может произойти как с теми, так и с другими. На ход развития сюжета это не влияет, но на характере, на типе героя отражается. В одном случае герой отправляется избыть чужую беду, ищет похищенных царевен или царицу, идет на борьбу со змеем и т.д. Такой герой называется героем-искателем. В другом случае герой изгнан из дома, как падчерица или ребенок, похищенный ведьмой. Такой герой может быть назван героем-жертвой.

Дарители

Дарители в сказке

В сказке встречаются дарители. Это всякого рода старухи или старики, случайно встреченные, которые также указывают путь и если не непосредственно дарят волшебное средство или помощника, то подсказывают как его найти. Есть дарители иного типа. К ним можно отнести благодарных животных. Животные или дарят герою детеныша, или предоставляют себя в распоряжение, сообщая формулу вызова. Во всех случаях волшебное средство или волшебный помощник даются в награду.

Волшебные помощники и волшебные предметы

Передачей волшебного средства вводится новый персонаж. К зооморфным помощникам относятся благодарные животные. Они представляют собой как бы одну категорию.

Другую группу представляют собой антропоморфные помощники фантастического характера. Это всякого рода искусники, обладающие необычайным умением или искусством.

8 стр., 3505 слов

Любимый герой Древней Греции

... https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-moy-lyubimyiy-mifologicheskiy-geroy-gerakl/ #5 Сочинение на тему «Мой любимый мифологический герой» Герои мифологии привлекают нас своими необычайными способностями, силой, красотой ... соединилось в образе моего любимого мифологического героя Древней Греции – Геракла. Легендарные двенадцать подвигов этого персонажа поразили мой разум и воображение на всю жизнь. Но ...

Третью группу помощников составляют невидимые духи, иногда с очень своеобразными названиями («Невидим», «Шмат-Разум»).

В одну категорию с волшебными помощниками могут быть объединены и волшебные предметы. Предметы действуют в сказке как живые существа и с этой точки зрения условно могут быть названы «персонажами».

Развязка

В развязке герою предстоит выдержать бой со своим противником. Наиболее яркая форма его — это змееборство. Победой над змеем определяется и освобождение похищенной или плененной им девушки.

Похищение — не единственная, но ведущая, основная форма развязки. Обладая волшебными средствами, герой избывает начальную беду в формах, которые соответствуют завязке. Похищенный или искомый похищается, заколдованный расколдовывается и т.д.

Осложнения

Добыв предмет своих поисков, герой возвращается. Мы фиксируем функцию возвращения. Возвращение может привести к прибытию домой, и на этом сказка кончается. Но это далеко не всегда так: возвращение иногда принимает характер бегства, что стоит в прямой связи с похищением как формой добычи. На обратном пути герой может подвергнуться преследованию, от которого он всегда благополучно спасается.

Сказка, по существу, начинается сначала. Беда, которая происходит с героем теперь, — такая же завязка, как и вначале.

Трудная задача

Волшебные сказки являются особым жанром литературы, который имеет свои уникальные черты и композиционные особенности. Одной из важных особенностей волшебной сказки является наличие трудной задачи, которая не только служит средством отпугивания ложного героя, но и имеет целью обнаружить настоящего героя.

Мотив трудной задачи является одним из наиболее популярных и разнообразных мотивов волшебной сказки. Однако следует заметить, что задача найти настоящего героя — только одна из возможных мотиваций. Также волшебные сказки могут быть развивающимися через мотив боя или соответствующие ему формы. Таким образом, можно выделить два типа сказок — те, которые развиваются через мотив боя, и те, которые развиваются через мотив трудной задачи.

Трудные задачи, с которыми сталкиваются герои волшебных сказок, могут быть разнообразными по своему содержанию. Однако, у них есть одно существенное общее свойство — они могут быть выполнены только героем, обладающим определенным волшебным средством или помощником, соответствующим задаче.

Выполнение трудной задачи имеет свои последствия для героя. Он становится узнаваемым, например, по клейму на лбу, платочку и другим признакам. Ложный герой, в свою очередь, обличается и наказывается. Успешное выполнение задачи также часто сопровождается браком и воцарением героя. Брак волшебного героя и воцарение неразрывно связаны между собой.

Волшебные сказки обладают единством композиции, которая всегда остается одинаковой. Это дает им единообразие и закономерность. Сказочный стиль также имеет свои особенности, включая использование постоянных формул, особенно вводных и заключительных. Вводная формула позволяет вывести сказку из сферы реального времени и пространства. Также волшебные сказки обладают тончайшим юмором, пронизанным легкой и добродушной иронией.

Новеллистические сказки существуют в едином мире, который является аналогом реального мира. Описание окружающей обстановки может быть только неявным или задаваемым как фон. Действующие лица новеллистических сказок всегда принадлежат к определенной социальной категории, таким как молодой парень, крестьянин, солдат, батрак, мужик. Антагонистами героя часто являются барины, помещики, священники, судьи или богачи. Это позволяет сказкам часто иметь классовый характер.

2 стр., 735 слов

Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми

... методы – чтение сказок с их дальнейшим обсуждением, анализ сказок, дописывание готовых сюжетов и сочинение новых сказок. Все это оказывает положительное влияние на общее развитие детей, речевое развитие, ... единый сюжет и таким образом сочиняя сказку или рассказ; 2. Перед сочинением используется соответствующий настрой – включается спокойная музыка, детей просят закрыть глаза и представить себе ...

Сказки как отражение крестьянского мировоззрения

Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения и крестьянской житейской философии. Как и волшебные, они насквозь оптимистичны. Герой всегда побеждает своих противников. Но характер борьбы здесь иной, как иная и мораль этих сказок. В бытовой сказке носители зла земные люди. Это чаще всего враги крестьянина. Противник героя силен социально, но ничтожен по существу. Герой обездолен, беден, угнетен. В его облике как будто нет ничего красивого, подчеркнуто героического. Но в то же время он воплощение смелости, решительности, находчивости, неугасимой силы духа и воли к борьбе. Поэтому он всегда побеждает.

Отсутствие сверхъестественности в сказках

Один из основных признаков этих сказок — отсутствие сверхъестественности. В них, как правило, не нарушаются законы природы, волшебного средства никогда нет. Все бытовые сказки ярко юмористичны. Они отвечают здоровому стремлению, смеху, хохоту. Бытовая сказка тяготеет к анекдоту.

В бытовой сказке не бывает утроений, типичных для волшебной сказки. Бытовая сказка чужда так называемой формульности волшебной сказки, в ней нет вступительных и заключительных формул, нет общих мест и общих формул.

Кумулятивные сказки и их особенности

Основной композиционный прием кумулятивных сказок состоит в каком-либо многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем порядке. Простейшим примером может служить сказка «Репка».

В этом нагромождении и состоит весь интерес и все содержание сказок. В них нет никаких интересных «событий», сюжетного порядка. Наоборот, самое событие ничтожно, и ничтожность этого события иногда находится в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из него последствий и с конечной катастрофой (разбилось яичко — сгорает вся деревня).

Кумулятивные сказки

Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репу, баба печет колобок, разбивается яичко и т.д. Эта экспозиция даже не может быть названа завязкой, так как совершенно не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно и в этой неожиданности один из главных художественных эффектов сказки. Искусство таких сказок не требует никакой логики.

Сказки построены на ряде обменов, причем мена может происходить в убывающем порядке — от лучшего к худшему или наоборот.

Целый ряд кумулятивных сказок построен на последовательном появлении каких-нибудь непрошеных гостей. Особый вид представляют собой сказки, построенные на создании цепи из человеческих тел или тел животных. В сказке «Репка» все падают, вытащив репку. К кумулятивным сказкам можно причислить и такие, в которых все действие основывается на различных видах комических бесконечных диалогов.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации ...

Сказки о животных

Сказки о животных мы выделяем по тому принципу, что главными действующими лицами в них являются животные. Сказки о животных, за некоторым исключением, все же составляют естественную группу, несмотря на то, что при ближайшем рассмотрении обнаруживают большое жанровое разнообразие.

Сказки о животных подчинены закону переносимости действий с одних персонажей на другие. Первично действие, сюжет, вторичны действующие лица, а, следовательно, то или иное животное или даже человек не могут служить основным признаком для определения жанра. Животные и человек взаимозаменяемы. Кроме сказок, где действующими лицами являются одни только животные, есть такие, где действуют и животные, и люди.

Есть сказки, в которых люди и животные выступают на равных правах.

В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с ее страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т.е. широкая гамма человеческих чувств и характеров, равно как и реалистическое изображение человеческого быта.

1.2 Функции сказки

Не во всех сказках есть все функции. Выбор функции и ее формы определяет сюжет, т.е. данная композиционная схема вмещает огромное количество разнообразных сюжетов. Рассмотрим основные функции сказки [4]:

Сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Искусство в целом, в частности сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта.

Вариативная природа сказки пробуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета и т.д.

Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», невыявленные творческие способности.

В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трех основных формах.

Прежде всего, голографичность образных построений сказки проявляется в ее способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном и временном измерениях.

Голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова. Имеется в виду потенциальная способность сказки не только актуализировать все органы чувств (синестезия), но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их ... учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной ... фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей; детям свойственно особое восприятие ...

Развивающе-терапевтическая функция сказки

В-четвертых, вполне естественно выделить развивающе-терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Эта катарсическая функция искусства послужила основанием для формирования целого направления — эстетотерапии, т.е. лечения людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца. Сказка активно взаимодействует на эмоционально-образный потенциал личности ребенка.

Культурно-этническая функция сказки

В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Через сказку любой слушатель, особенно, дети могут усвоить все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.

Лексико-образная функция сказки

В-шестых, в исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру ребенка, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью.

Важность сказок для развития детей дошкольного возраста

Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Влияние сказок на формирование личности

Сказка влияет на формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. [27].

Выводы по главе

Сказка характеризуется как рассказ, она принадлежит к повествовательным жанрам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое.

Все сказки, как народные, так и авторские, всегда содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, особенностях места действия и т.д.

В сказках сюжет, фабула развития событий, атрибутивные характеристики персонажей, зачины и концовки и т.д. могут быть схожими, а повороты сюжета, названия персонажей и т.п. всегда вариативны. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности. Сказка выполняет функцию социализации, то есть приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение

Восприятие человека — необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира.

Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций — памяти, мышления, воображения. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом.

Восприятие как акт отражения действительности

Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Однако, по мере развития, восприятие может приобретать новые формы и становиться специфической «теоретической деятельностью». Наблюдение позволяет глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений. Также восприятие может превратиться в процесс создания художественного образа и эстетическое созерцание мира.

Сложность восприятия

Восприятие является сложной познавательной деятельностью, включающей целую систему действий. Эти действия позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить и оценить. Состав этих действий зависит от степени осмысленности восприятия, то есть от понимания того, что воспринимается, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Мотивационная сторона восприятия

Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. Результаты восприятия, такие как скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д., будут различны в зависимости от наличия у ребенка потребности воспринимать материал, желания и интереса к предмету.

Роль установки в восприятии

Установка является важным регулятором процесса восприятия. В данном случае она означает готовность к восприятию нужного материала.

Восприятие художественного произведения

Восприятие художественного произведения представляет собой сложную внутреннюю деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Восприятие и понимание сказок детьми дошкольного возраста

В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка [12, с.93]. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.

Помимо общих закономерностей восприятия художественного произведения существуют специфические, отражающие особенности познавательного и личностного развития на каждом возрастном этапе. Выше мы рассмотрели основные показатели психического развития детей раннего возраста. Теперь попытаемся рассмотреть, как эти особенности влияют на процесс восприятия сказки.

Сказка как литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия сказки детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие сказки рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях [30].

Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка [15].

Заключение

Исследование восприятия сказок детьми дошкольного возраста выявляет его активный и многогранный характер. Дети на этом этапе не только воспринимают текст, но и вовлекаются в процесс сопереживания, интеллектуального осмысления и эмоционального переживания событий сказок. Этот процесс оказывает сильное влияние на развитие различных аспектов их личности, включая интеллектуальное, эмоциональное и эстетическое развитие.

Литература

  • Запорожец А.В., Славина Л.С., Карпинская Н.С. и др.
  • Флерина Е.А.

Данные исследования помогают лучше понять процессы восприятия сказок детьми дошкольного возраста и способствуют разработке эффективных методик и педагогических подходов к работе с этой возрастной группой.

Восприятие сказки в психологии

В классической психологии восприятие сказки выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн).

Также сказка рассматривается как способ символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ) и воображаемой реализации нереализуемых тенденций.

В современной психологии восприятие сказки рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля и поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм).

Сказка, как художественно-литературная форма, имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), которые организуют процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки. Особенности сказки, такие как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений и формируя внутренний план сознания ребенка.

Развитие восприятия сказки

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия сказки три стадии:

  1. Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов, основанное на работе воображения.
  2. Понимание идейного содержания произведения, которое основано на мышлении.
  3. Влияние художественной литературы на личность читателя через чувства и сознание.

Эти стадии развития восприятия сказки имеют свою основу в различных аспектах психологии.

Интерес к книге у ребенка

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого и рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Исследования показывают, что уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом событий и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия сказки детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам. Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным [25].

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие особенности восприятия [1,c. 353-356]:

  • зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
  • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; восприятие сказка дошкольный воображение

в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;

  • эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
  • наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок — золотой гребешок», «козлятушки — ребятушки», «коза — дереза» и др. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К.И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В средней группе продолжается ознакомление детей со сказками. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание сказки, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь [1].

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Умение воспринимать сказку, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Л.М. Гурович отмечала, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев сказки. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки).

Восприятие сказки дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые для характеристики изображаемой действительности [1].

Таким образом, умение воспринимать сказку как художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка

Сказка играет большую роль в жизни дошкольника в его психическом развитии. По мнению А.В. Запорожца, подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, — в его играх, рисовании, лепке, — все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, так и детской личности в целом. Вместе с тем слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребенка с важнейшей областью духовной культуры народа — с литературным творчеством [13, с. 260-275.].

Рассмотрим то влияние, которое оказывает сказка на познавательные процессы ребенка и, в первую очередь, на его воображение.

Понятие «воображение» в психологии представлено разнообразно.

По мнению Л.С. Выготского, воображение — это вид мыслительной деятельности человека, проявляющийся у всех людей в зависимости от социальных и культурных факторов. Оно не повторяет тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека, создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу воображения [7, с.82.].

Р.С. Немов считает, что воображение — это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним [16].

Л.А. Венгер, В.С. Мухина под воображением понимают процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [5].

Г.А. Урунтаева называет воображением психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте [29].

Как мы видим, все авторы рассматривают понятие воображения с разных сторон.

Несмотря на неоднозначность мнений, можно сказать, что воображение — это один из психических процессов, определяющих индивидуальность человека; это возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять реальные вещи, ситуации, события воображаемыми образами, строить из материала накопленных представлений новые образы.

На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок замещает реальные предметы воображаемыми предметами. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал, в его психике происходит постоянно комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной, формируясь в игре, переходит и в другие виды деятельности дошкольника.

Воображение, включаясь в мыслительную деятельность человека, позволяет в наблюдаемых явлениях увидеть характерное, общее, помогает представить явления в виде обобщенного образа.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол).

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Развитие способности воображения и организации действия в дошкольном возрасте одни из важнейших задач современного образования. Очень часто воображение отожествляют с фантазированием или с визуализацией образа, иногда воображение приписывают детям склонным к общению, хорошо рисующим, обожающим играть разные роли и выступать на концертах. Но воображение отличается от фантазирования, так как фантазия не предполагает реализации и может не относиться к будущему.

Одним из основных средств формирования познавательных способностей, в частности способности воображения является сказка. Потому, что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. [20, с. 16-19].

С особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что «по правде», а что «понарошку», легче установить границу между выдумкой и действительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика.

Воображение — это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения: подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры «понарошку», то есть воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения. Иначе говоря, предмет с весьма ограниченным реальным содержанием служит трамплином для безграничного полета детской фантазии и образного мышления. Все, что ребенок узнает, тут же ложится в основу его игр или рассказов, которые в свою очередь, помогают усвоить вновь узнанное.

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.