«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»

Курсовая работа

Художественная система русского фольклора является своеобразной и выделяется не только идейной глубиной, но и высочайшими художественными качествами. Фольклор соединяет в себе элементы различных видов искусства, таких как словесное, музыкальное и театральное искусство. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражая особенности различных периодов истории.

Русский фольклор выработал особые жанровые формы произведений, такие как былины, сказки, пословицы и песни. Он имеет свои уникальные приемы и способы композиции, такие как цепочная связь и ступенчатое сужение образов, градация, лейтмотивы и троекратные повторения. В особенности сказок фольклор пронизан фантастическими и чудесными сюжетами.

Отличительной чертой фольклорных произведений является использование живого народного языка, имеющего свои лексические и звуковые особенности, включая ударения и местные говоры. Символика образов в фольклоре играет большую роль, например, «Молодец» может быть символизирован как «сокол ясный», «сизый селезень» или «лебедь белая». Также произведения фольклора часто используют параллелизмы, постоянные эпитеты, тавтологию и синонимы для достижения выразительности.

Фольклорные произведения также характеризуются широким использованием уменьшительных форм слов, ласкательных суффиксов, кратких прилагательных и повторений предлогов. Повторения слов и словосочетаний различных типов также встречаются в фольклоре.

Рифма в русском фольклоре

Рифма используется в фольклоре лишь в особых случаях и имеет отличный от литературной формы характер. Это чаще всего рифма глагольная, парная.

Русские писатели и критики высоко оценивая художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа. В связи с этим Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые непрерывно связаны между собой.

Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения

Сказка – популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется как песня, а рассказывается. Предметом повествованием в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это определяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, четкостью и динамичностью. Положительный герой преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

16 стр., 7584 слов

Отражение русского национального характера в языке

... психологических особенностей у различных социальных групп, слоев и классов общества, а также наций и народов» [цит. по 17, 140]. Из аналогичного взгляда исходит и Н. Джандильдин, который определяет национальный характер как ...

Сказка отличается строгой формой. В ней почти не дается картин природы и быта, действие как бы обнажено. Сказке присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовка, повторение эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.

«Красна песня ладом, а сказка – складом».

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на увлекательность, которая сочетается с поучительностью. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраске событий.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были популярны в народе. В известных сборниках русских сказок помещено значительное число произведений этой жанровой разновидности. Правда, иногда к волшебным сказкам относят произведения другой жанровой разновидности или даже другого жанра, например сказки-легенды, которые выделяют Ю. М. Соколов и В. И. Чичеров. Порой в волшебные сказки не включают произведения, явно относящиеся к этой разновидности. Это расширение или сужение рамок жанровой разновидности происходит потому, что обычно за критерий классификации принимается только так называемая «установка на вымысел». Но сказки нельзя определить как жанр или как жанровые разновидности лишь по одному признаку.

Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках; в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных сказках требует рассмотрения ее характера, происхождения, жизненных основ и отношения к мифу.

Волшебно-фантастические сказки в фольклоре

Характер фантастики в волшебных сказках далеко не всегда был определен точно, чаще говорили о «вымысле», хотя вымысел присутствует во многих жанрах фольклора. В периоде с XIX по XX век на разные сказки накладывались разные термины, было принято говорить о «мифологических сказках», но Н. В. Новиков предложил называть эту разновидность волшебно-фантастическими.

Для обоснования такого названия, он указывал на наличие двух начал в сказках – волшебного и фантастического, которые, на самом деле, поддерживают ее поэтический вымысел. Начало волшебное базируется на так называемых пережиточных моментах. Прежде всего мы имеем в виду религиозные и мифологические особенности первобытных людей которые сводили мир явлений и предметов природы к мироздающей и могущественной высшей власти. Они дарили вещам и явлениям природы магические свойства и раскладывали веру в существование потустороннего мира и возможность пересечь его границы. Кроме того, легенды полны мотивов, содержащих в себе культовые активы, обычаи, ритуалы и, конечно же, веру в их влияние на будущее.

20 стр., 9521 слов

Исследование сказок А.Н. Толстого и К.И. Чуковского

... задачи реализуются в исследовании материалов сказок Чуковского и Толстого в тесной связи с исследуемыми теоретическими аспектами рассматриваемого вопроса. Дипломная работа основывается на достаточно разработанной теоретической ... о выдающихся людях, интересных событиях или поразительных случаях. В сказке же, независимо от того, волшебная она или бытовая, вопрос о достоверности повествования начисто ...

Фантастическое начало же базируется на стихийно-материализованной основе и представляет собой впечатляющую способность «человеческой мысли заглянуть вперед факта». Благодаря этим началам сказки, в нашем сознании, создается чувство волшебства и фантастического путешествия в иное, но всё равно неизведанное пространство.

Мифологические сказки

Русские исследователи часто используют термин «мифологические сказки» вместо «волшебно-фантастических». Истоки этого термина берут начало в работах фольклористов первой половины XIX века, таких как И. П. Сахаров. Вплоть до наших времен, к этому термину придерживались П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романов и другие.

Несмотря на то, что в разные исторические периоды к волшебно-фантастическим сказкам применялись разные термины. От них никак не изменился поэтический вымысел, который позволяет сказкам оставаться на протяжении веков источником вдохновения у многих поколений людей разных национальностей, исполнителей искусства и почитателей прекрасного.

Волшебные сказки в русской мифологии

Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как баба-Яга, кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, в образе морозко, одушевление деревьев (говорящие деревья); в-четвертых, антропоморфизм—наделение животных человеческими качествами — разумом и речью (говорящие конь, серый волк).

Спорным остается вопрос о прямом происхождении волшебной сказки из мифа. Е. М. Мелетинский считает, что происходила трансформация мифа в сказку. На такой точке зрения стоят многие фольклористы. Но она требует еще достаточного обоснования. Правильно лишь мнение о том, что мифологическое мировоззрение дало основу поэтической форме сказки, создалась поэтическая мифология сказки. Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции.

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания. Это, во-первых, отражение особенностей груда и быта людей родового строя, их отношения к природе, часто их бессилие перед ней; во-вторых, отражение особенностей феодального строя, прежде всего раннего феодализма (царь — противник героя, борьба за наследство, получение царства и руки царевны за победу над злыми силами).

Характерно, что капиталистические отношения не нашли отражения в волшебных сказках. Очевидно, ее развитие остановилось до формирования капиталистической формации.

Жизненной основой волшебных сказок была и та мечта о власти над природой, которая, по мнению М. Горького, так характерна для них.

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... если: планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; определить ... русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно ...

Особенности волшебных сказок

Сюжетный состав русских волшебных сказок исключительно богат. Из 192 сюжетов, включенных А. Аарне в указатель, Н. II. Андреев обнаружил в русских сказках 144, сверх этого 38 сюжетов неизвестны фольклору других народов.

Введение

Волшебные сказки России имеют свою богатую историю. Они отражают мировоззрение народа, его верования и традиции. Сказки раскрывают для нас не только мир духовных ценностей, но и отражают нравственные и этические ценности общества, его воспитательные идеалы.

Цели и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разбор классификации русских волшебных сказок по В.Я. Проппу. Решение следующих задач помогут достичь этой цели:

  • Обзор теории функций действующих лиц цикла сказок народов Востока Владимира Проппа
  • Анализ структуры русских волшебных сказок на основе классификации В. Я. Проппа

Теоретические основы исследования

Классификация В. Я. Проппа основывается на его теории функций действующих лиц. Он утверждает, что все персонажи, участвующие в действии в сказках, играют определенные роли. У каждого персонажа есть своя функция и характеристика.

В. Я Пропп выделяет 31 основную функцию действующих лиц, разделенную на 7 категорий. Основные категории функций действующих лиц включают в себя действующих героев, лиц, препятствующих достижению цели, помощников, героев, которые избавляются от бедствий, трансформируются и так далее.

Результаты исследования

В исследовании была проверена китаическая классификация волшебных сказок России по В. Я. Проппу. В результате эксперимента было выявлено, что классификация Пруппа является важным инструментом для анализа и категоризации структуры сказок России и помогает установить связь между их элементами. Кроме того, обнаружено было, что каждая сказка имеет свою уникальную структуру, характеризующуюся наличием всех или некоторых элементов функционализма, предложенных Проппом.

Заключение

Таким образом, волшебные сказки России содержат в себе большое количество элементов, которые помогают понять мировоззрение и традиции народа. Классификация В. Я. Проппа является одним из важных инструментов для понимания структуры сказок России и помогает их анализу. Проведенное исследование подтверждает это.

Волшебные сказки: особенности структуры и сюжета

Волшебные сказки отличаются специфической структурой и сюжетом. Они включают ряд элементов, таких как присказки, зачин и концовки, которые служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец.

Сюжетные элементы волшебных сказок

Волшебные сказки имеют определенную сюжетную схему, которая включает следующие элементы:

  • причина, заставляющая героя действовать;
  • появление цели действия;
  • выполнение поручения;
  • обнаружение предмета поисков;
  • стремление победить или перехитрить врага;
  • бегство от врага и погоня;
  • содействие чудесных помощников и использование чудесных предметов;
  • битва с врагом, победа и наказание его;
  • торжество героя, который получает невесту и царство.

Сюжетные мотивы волшебных сказок могут сочетаться между собой и включать элементы других сюжетов, что создает интерес и разнообразие в произведении.

35 стр., 17397 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... исследования заключается в необходимости совершенствования логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с ... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ...

Особенности структуры волшебных сказок

Волшебные сказки имеют структуру, которая отличается от структуры других разновидностей сказок, таких как сказки о животных или социально-бытовые сказки. Каждая сказка имеет свое особое оформление в виде присказок, зачинов и концовок.

Присказки в волшебных сказках являются шутливыми прибаутками, которые не связаны с сюжетом. Они ритмичные и рифмованные и служат для привлечения внимания аудитории к произведению. Например, в сказке «Иван Сученко и белый Полянин» присказка звучит так: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки…»

Зачин и концовка в волшебных сказках также имеют свою специфическую форму. Зачин обычно начинается со слов «жили-были» или «было время», а заканчивается словами «и кто слушал, тому сказка получилась». Концовка же обычно описывает торжество героя и завершается словами «и они жили долго и счастливо».

Выводы

Таким образом, волшебные сказки имеют свои особенности структуры и сюжета. Каждая сказка содержит уникальный набор элементов, включающий в себя присказки, зачин и концовку. Такая структура привлекает внимание читателей и делает сказку более интересной и запоминающейся.

Введение

Зачин, присказка и концовка — это важные элементы сказки, которые помогают создать особую атмосферу и перенести слушателя в сказочный мир. Зачин является началом повествования и содержит информацию о времени, месте действия, обстановке и действующих лицах. Он создает предпосылки для развития событий, подготавливая слушателей к необычным происшествиям.

В данной работе мы рассмотрим различные типы зачинов, которые встречаются в волшебных сказках. Особое внимание будет уделено зачинам «жили-были» и «в некотором царстве, в некотором государстве». Мы также изучим различные виды концовок, которые завершают сказку и переключают внимание слушателей от сказочного мира к реальности.

Типы зачинов

Волшебные сказки содержат различные типы зачинов, которые отличаются от присказок своей универсальностью и использованием во многих сказках. Одним из наиболее употребительных зачинов является «жили-были». Он описывает, кто жил (например, «старик со старухой») и каковы были обстоятельства (например, «у них было три сына»).

Этот тип зачина часто сочетается с другим типом — «в некотором царстве, в некотором государстве…».

Типы концовок

Сказка часто имеет шуточную и ритмичную концовку, которая переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальности. Существует несколько типов концовок. Наиболее простой из них — «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Она заключает сказку и сообщает о благополучной жизни главного героя. Концовка также может содержать заключение или вывод, описывающий благополучную жизнь всех персонажей.

9 стр., 4158 слов

Русская бытовая сказка в детской литературе

... к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, "низкого героя". Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что ... чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». Понятие о сказке Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. ...

Кроме того, в сказке может присутствовать конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой. Она добавляет юмористический элемент и завершает сказку. Некоторые типы концовок и конечных присказок свидетельствуют о профессиональных рассказчиках или рассказываниях сказок для детей.

Заключение

Присказки, зачины и концовки имеют устойчивый текст и являются формулами, которые помогают создать особую атмосферу в сказке. Зачин переносит слушателя в сказочный мир, а концовка переключает его внимание к реальности. Изучение различных типов зачинов и концовок помогает лучше понять структуру и особенности волшебных сказок.

В сказках мы можем наблюдать использование различных устойчивых формул, которые играют важную роль в определении особенностей персонажей, смене ситуаций и содержат замечания по ходу действия. Волшебные обращения, такие как «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!» и «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», создают магическую атмосферу и влияют на развитие сюжета.

Особенности персонажей также описываются через устойчивые формулы. Например, «Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает» и «Конь хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает» — такие выражения подчеркивают характер героев и помогают нам сформировать представление о них.

Внешность также описывается посредством устойчивых формул. «Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды» и «По локоть в красном золоте, по колени в чистом серебре» — эти описания помогают нам визуализировать героев и окружающий мир.

Сказки развиваются последовательно, с сюжетом, наполненным динамикой. В них происходят напряженные и иногда страшные события, которые зачастую происходят неожиданно. Сюжет сказок часто повторяется, например, герои повторно сталкиваются с теми же препятствиями или волшебными предметами, что создает драматическую напряженность в сюжете и позволяет герою раскрыть свои удивительные качества.

Анализ структуры сказки позволяет нам увидеть, как важно создание драматических ситуаций и преодоление препятствий для развития героя. Волшебные сказки отличаются тем, что в них все возможно, и они способны описывать удивительные события и качества персонажей, что делает их уникальными и привлекательными для читателей.

Состав и расстановка действующих лиц в волшебных сказках не случайны. Они мотивируются идейным заданием сказок, состоящим в борьбе добрых и злых сил и в победе добра. Поэтому основой состава и расстановки персонажей служит антитеза. Персонажи волшебных сказок делятся на две группы: к одной относятся положительные, к другой — отрицательные. «Эти персонажи в своей совокупности составляют определенную систему образов, — пишет Н. В. Новиков. — Центральное место в ней занимают положительные герои, наделяемые силой, мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и многими другими идеальными физическими и моральными качествами, представляющими в глазах трудового народа наивысшую ценность в человеке. Это как бы персонажи первого ряда. Они в свою очередь разделяются на две большие группы — герои-богатыри (Покати-горошек, Медвежье Ушко, Иван Сучич и т. п.) и «иронические удачники» (Незнайка, Иванушка-дурачок, Емеля-дурачок).

17 стр., 8387 слов

Методика работы над русскими народными сказками

... видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка - произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной ... и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление ...

Во втором ряду располагаются помощники героя. Без них не обходится ни одна волшебно-фантастическая сказка. В числе помощников его могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы (волшебный конь, Невидимка, дубинка).

Наконец, в третьем ряду находятся противники героя — коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (змей, кощей бессмертный, царские зятья и т. п.)».

Персонаж в волшебной сказке всегда носитель определенных моральных качеств. Комплекс основных черт его всегда устойчив. Могут меняться сюжетные ситуации, в которые он попадает, могут меняться второстепенные его черты, но основные сохраняются. Устойчивость особенностей характеров — первая отличительная черта персонажей этого рода сказок. Вторая — постоянство оценки персонажей: положительные действующие лица всегда положительны, отрицательные — отрицательны.

В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным.

Иван-царевич и Иванушка-дурачок: два образа героев в волшебных сказках

Волшебные сказки являются популярным жанром, который привлекает внимание читателей всех возрастов. В них часто встречаются различные герои, которые представляют разные типы личности и характера. Два самых известных героя волшебных сказок — Иван-царевич и Иванушка-дурачок — представляют собой два разных образа героев с противоположными характеристиками.

Иван-царевич

Иван-царевич является героем самых популярных волшебных сказок. Он совершает различные подвиги, побеждает злых врагов и помогает другим. В сказках он представлен как народный герой, воплощение высших моральных качеств: смелости, честности и доброты. Он молод, красив, умен и силен, и он всегда преодолевает все трудности и препятствия.

Иван-царевич помогает животным и птицам, которые благодарны ему и помогают ему взамен. Он также помогает своим братьям, несмотря на то, что они часто пытаются погубить его. В своих приключениях Иван-царевич побеждает злых врагов, таких как кощей, змей и баба-яга, и завоевывает сердце прекрасной царевны. Он является символом смелого и сильного богатыря.

Иванушка-дурачок

Иванушка-дурачок — это другой тип героя, представленный в волшебных сказках. Он обычно является третьим сыном в семье и поэтому не получает наследства. Его всегда унижают и над ним смеются, но он остается добрым и доверчивым. В отличие от своих старших братьев, Иванушка-дурачок трудолюбив и честен.

Иванушка-дурачок действует в сказках «Сивко-бурко» и «Конек-горбунок». В первой сказке он проводит три ночи на могиле своего отца и получает в награду чудесного коня Сивку-бурку. Во второй сказке он добывает Жар-птицу, которая причиняет вред саду и полю. Иванушка-дурачок становится удачливым и получает награды, включая царевну.

6 стр., 2829 слов

Жанр бытовой сказки в корейском фольклоре

... особенности корейских бытовых сказок. Цель работы: выявить жанровую особенность корейской бытовой сказки. Задачи: Дать определение понятиям «сказка», «фольклорная сказка», «бытовая сказка»; )Дать характеристику бытовой сказке; )Исследовать и проанализировать корейские народные бытовые сказки; )Выявить основные черты, определяющие жанр бытовой сказки в корейском фольклоре. ...

Герой Иванушка-дурачок, по словам М. Горького, представляет тип «иронического удачника». Он презираем отцом и братьями, но всегда оказывается умнее их и побеждает все житейские трудности. Этот образ вероятно возник из бытовых ситуаций и отражает характер и действия этого героя в сказках.

Волшебные помощники и предметы в русских народных сказках

В русских народных сказках волшебные помощники и предметы играют важную роль в достижении героем цели. Чудесные помощники — это лица и животные, которые обладают способностями совершать чудеса. Они помогают Ивану-царевичу, Иванушке-дурачку, богатырям и другим героям справляться с непреодолимыми препятствиями.

Нередко женами или невестами героев выступают Василиса Премудрая и Елена Премудрая. Вместе с ними помогают и богатыри-великаны: Дубыня, Вернидуб, Объедало, и Опивало. Некоторыми герои помогают также животные, например, сивка-бурка, конек-горбунок, серый волк, собака, кот и другие.

Кроме помощников, волшебные предметы также играют важную роль в сказках. Это могут быть ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, дубина-самобойка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Герои часто используют эти предметы при бегстве, например, гребешок превращается в лес, который закрывает героя от погони, полотенце или платок превращаются в реку или озеро. Для отображения происходящего вдалеке, герои используют волшебное зеркальце.

Важную роль в волшебных сказках играют героини-женщины. Воплощающие идеал красоты, ума, доброты и смелости, среди них Василиса Прекрасная, Премудрая, Елена Прекрасная и Премудрая, царь-девица и царевна. Типы положительных героинь включают в себя богатырш, мудрых дев и добрых или страдающих сирот.

В сказках также присутствуют персонажи, враждебные положительным героям, наиболее часто выступают они в роли бабы-яги, змея и Кощея Бессмертного.

Изучение сказок как источника культурной и социальной информации

Сказки не только живут в нашем детстве, но и продолжают оставаться важным источником культурной и социальной информации для всех возрастов.

В ходе исследования было установлено, что народные сказки рассказывают о многих аспектах жизни древних народов — их мифах, легендах, религиозных верованиях и истории.

Мифологические и легендарные образы

Главными персонажами сказок являются различные мифологические и легендарные образы. Например, Баба-яга — это колдунья, живущая в лесу в избушке на курьих ножках и имеющая детей-змей. В то же время, Кощей Бессмертный предстает в образе жестокого и глубоко корыстного человека, чья гибель обычно находится в яйце.

Герои сказок побеждают эти образы, которые являются воплощением злой силы, что символизирует торжество добра и справедливости в обществе.

Отражение социальных и бытовых отношений

Сказки также отражают социальные и бытовые отношения в обществе. Например, сказка «Колобок» показывает отношения между различными социальными классами — между одной стороны — бедным мельником и его женой, и, с другой стороны – беззаботными зверьками, которые пытаются съесть Колобка.

Бытовые сказки также критикуют стереотипы социальных ролей, присущих в том или ином обществе. Например, сказка «Медведь на войне» показывает, как одинокая женщина побеждает силу мужского военного авторитета.

8 стр., 3556 слов

Русские народные сказки

... и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие. Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация ... уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака ...

Юмористический и сатирический характер

Бытовые сказки по своей природе могут быть забавными и фантастическими. Они часто поднимают вопросы, связанные с человеческими слабостями, при этом не переставая удивлять читателей. В то же время, они могут иметь сатирический характер и критиковать определенные недостатки в обществе.

В целом, исследование показало, что народные сказки остаются важным источником культуры и социальной информации. Они являются выразителем глубокого народного опыта и мудрости, содержат множество уроков для современного человека и провоцируют к размышлению об окружающем мире.

Социально-бытовые сказки очень кратки; в центре сюжета, как правило, — один эпизод, действие развивается быстро, без замедлений, присущих волшебным сказкам, нет повторений эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как нелепые, смешные, странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Повествование очень простое, лишенное так называемой обрядности, свойственной волшебным сказкам. Развит диалог, изложение от лица условного рассказчика выполняет роль пояснений или ремарок. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость; темой другой служат людские «пороки», Э них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности: в одной превалируют социальные конфликты, в другой — бытовые.

Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывалй недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок — социально активный, критически настроенный человек.

Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян.

Вторая тема, реализуемая в сказках, связана с тем, как умный и хитрый мужчина находит способ наказать своих угнетателей за долгое безправие и выставляет их в смешном свете. Примером такой сказки является «Барин и плотник», где барин приказывает своим слугам избить встречного плотника только потому, что он ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Однако плотник узнает, где живет барин, и нанимается к нему строить дом, не раскрывая своей истинной личности. Затем он приглашает барина в лес выбирать бревна и там наказывает его.

Такая сюжетная линия, где мужчина одурачивает барина, встречается в различных формах и вариациях во многих сказках. Например, в одной из них Горшеня заставляет барина нести его на спине, а в другой мужчина обманывает глупую барыню.

В сказках барин изображается как глупый и невежественный человек, неспособный понять жизнь, жадный, жестокий и высокомерный. В то же время мужчина представлен как более умный, разумный и честный. Поэтому такие сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное осуждение баринов и отрицание их права распоряжаться жизнью крепостных. В некоторых сказках барин, а чаще барыня, попадает в совершенно иной жизненный контекст. Например, барыня во сне оказывается в избе сапожника и пытается там командовать, но получает урок.

Другой остро сатирический образ, встречающийся в сказках, — это образ попа. В сказках поп изображается как жадный, сластолюбивый и невежественный лицемер, который не следует тому, чему учит других. Обличение попа одновременно является критикой религиозных догм и морали, проповедуемой церковью. Поп обычно нарушает все заповеди, но остается безнаказанным, что приводит к мысли о ложности религиозного учения. Кроме того, в сказках часто пародируется церковная служба. Например, поп может за деньги похоронить козла по церковному обряду. В сказке «Похороны козла» архиерей хотел наказать попа за кощунство, но, получив взятку, только обругал его за то, что поп не собрал достаточно денег. Поп также выступает как лентяй и невежда в сказках «Безграмотная деревня» и «О попе в мешке».

Очень популярны сказки о любовных похождениях попа. Поп ходит как к купчихе, так и к барыне. Однако, если все заканчивается благополучно для него, то попытки ухаживать за женой мужчины или плотника приводят к множеству неприятностей. Сатирический образ попадьи также часто встречается в сказках.

Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит не только в том, что в них критикуются жизненные «порядки», угнетатели и обиратели народа, но и в том, что в них гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социальной справедливости, счастливой и спокойной жизни. В ряде сказок этого типа мужик побеждает барина, купца и попа, но в мечтах. Тем не менее подобные сюжеты рождали веру в победу, в освобождение от гнета; человек труда добивается торжества справедливости и обретает некоторую независимость. В отличие от волшебных сказок, где борьба добра и зла, а затем и победа добра происходит в сказочном мире, здесь все совершается в реальной жизненной обстановке, в определенных социальных и бытовых условиях.

Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой ее служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому («Марко Богатый и Василий Бесчастный»).

Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к богачам, находила положительный отклик у слушателей.

Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется и в оценке действительности, и в оценке поведения персонажей. Два вида этих сказок — сказки с более развитыми социальными и бытовыми мотивами — разнятся между собой в том, что в первых ярче проявляется сатира, а во вторых — юмор. Несправедливые социальные порядки обличаются с едкостью и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются в тоне незлобливой и остроумной шутки.

Две названные разновидности сказок различаются и тем, что в первых обычно нет моралистических выводов — сатира их не требует, для нее необходим не морализм, а разоблачение; для бытовых сказок характерна поучительность, особенно для сказок на семейные темы.

Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата.

Бытовые сказки можно разделить на две группы: сказки, осмеивающие общечеловеческие пороки, и сказки, изображающие семейные конфликты. Первая группа сказок посвящена героям, которые являются глупцами, лгунами, лентяями, хитрецами и ворами. Вторая группа сказок рассказывает о глупых и ленивых мужьях, злых и строптивых женах, бывалых солдатах и доверчивых стариках.

В сказках часто используется гиперболизация для обличения общечеловеческих пороков. Особенно преувеличивается глупость. Некоторые сказки осмеивают глупость жителей разных областей, сел и отдельных персонажей. Например, известны сказки о пошехонцах, которые тащили корову на крышу, чтобы она могла съесть траву, выросшую там; или о тех, кто носил кислое молоко из погреба ложкой, вместо того чтобы принести горшок; или о тех, кто плыл по реке в дырявой лодке и, чтобы не замочить ноги, выпрыгнул в реку. Один из наиболее популярных образов — это Иванушка-дурачок, третий сын в семье, который совершает нелепые поступки, например, накрывает горшками пни или столбы, чтобы тем не было холодно, или кормит свою тень галушками.

Также популярны сказки, в которых герои дураки невпопад говорят, за что их бьют. Очень широко распространены сказки и песни о Фоме и Ереме, которые неумело пахали, торговали, охотились и ловили рыбу. Есть также сказки о Лутонюшке, который отправился по свету, чтобы найти глупых людей в других местах, и нашел их, например, растягивающих деревья, носящих свет решетом, доящих кур, надевающих кафтаны с разбегу.

Темы лжи и хитрости также развиты в сказках. Известны сказки с названием «Лгала и Полыгала», где герои дурачат людей, рассказывая им небылицы, например, о петухе, склевавшем половину месяца.

Существует также серия сказок, которые называются новеллистическими и рассказывают о споре между мужем и женой, испытании верности жены, лености жены и глупости мужа, а также о спрятанном и наказанном любовнике. Обычно муж, при содействии кума, отучает жену командовать собой. Комизм особенно ярок в рассказах о старике и старухе, которые ревнуют друг друга. Популярен также сюжет о Николе Дуплен-ском, где муж с помощью хитроумных уловок изобличает любовника, избивает его и наказывает жену.

Во многих типах социально-бытовых сказок важную роль играет солдат. Его образ весьма оригинален. Это «бывалый» солдат, который умеет и мастерить, и рассказывать сказку, и перехитрить, когда надо. Образ его важен тем, что солдат часто как бы выносит приговор в спорах, дает оценку поведению людей, обличает пороки, потешается над суевериями («Суп из топора»).

Солдат способен обмануть чертей, барина и глупую старуху. Оригинальна сказка о том, как солдат продал барину шинель, расхвалив ее за то, что ее можно под себя подстелить, «в голова положить» и укрыться ею. Когда барин пожаловался командиру; тот наградил солдата за то, что ловко показал, как это надо делать. Сказка заканчивается моралью: «Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет».

Социально-бытовые сказки лишены ужасов. Они веселы, остроумны, иногда кончаются присказкой. В. Г. Белинский говорил, что в них видны «быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». Все в них сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев; но в этом типе сказок есть и особые средства краткого выражения душевных состояний персонажей в отдельные моменты, что передается в прямом определении, в действии и речи героев. Это оживляет их образы, которые представляют собой «готовые», т.е. неизменяющиеся, характеры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская сказка – художественное творение, в котором отложилась тысячелетняя история народа, это красочный наряд его памятливой души.

Раздельность национального бытия, сложившаяся в прошлом, еще не скоро уступит место всечеловеческому единству. Но и там, в отдаленном будущем, сохранится что-то, что свяжет, в силу закона общих традиций, культуру будущего со всем ценным, что исторически ей предшествовало. Вместе с русским языком русские сказки, как и сказки и языки других народов, выявят свою принадлежность к общечеловеческой культуре.

Причастность сказочного фольклора к социальной педагогике неоспорима. Люди всегда будут озабочены, чтобы лучшие жизненные свершения нашли тех, кто их продолжит. Сказочному вымыслу открыта даль времени, куда устремлен всемирный прогресс. Огненный свет, сыплющийся с крыльев жар-птицы, еще не раз ударит в глаза ребенку, а взрослый – услышит стук копыт коня, на котором Иван-царевич в который раз проскачет по широкому простору тридевятого царства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/skaz-skazitel-stil-russkih-narodnyih-skazok/

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка – М.: Худож. Лит., 1984. – 176 с.

  2. В.П. Аникин, В.Е. Гусев, Н.И. Толстой. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Москва. Худож. Лит., 1994 г.

  3. В. Погудолинский. «Рассказать тебе сказку?». Издательство «Детская литература». Москва 1979 г.

  4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1983, 448 с.