Жанр бытовой сказки в корейском фольклоре

Курсовая работа

Сказка привлекала людей тем, что в ней человек легко или нелегко достигал невозможного. Поэтому часто сказки выражают вековые чаяния людей, их веру в торжество добра и справедливости. Главное в сказке — вымысел. Чтобы настроить слушателя на сказку, действие ее сразу переносится в иные земли, в иное время. Герои сказки живут и действуют в особом сказочном времени. Поэтому в корейских народных сказках часто встречаются такие зачины: «Это было в те далекие времена, когда…», или «Давным-давно…», или «Случилось это давным-давно…», «Случилось это в давние времена…».

А бытовые же сказки возникли сравнительно поздно. Герои бытовых сказок, как правило, действуют в обыденной привычной обстановке, героями чаще бывают представители из низших сословий — крестьяне или ремесленники. Им не спешат на выручку сверхъестественные силы, как в волшебных сказках. Герою сказки приходится полагаться на самого себя, свою смекалку и сообразительность. Помогают герою бытовой сказки также недогадливость и тупость его противника. Жадность, скупость, лживость и лень — обычные пороки богача в представлении сказочника.

Литература каждого народа уходит своими корнями в устное народное творчество и на всех этапах своего развития, литература сохраняет связь с фольклором.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов. Что насчет бытовой сказки, то в их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, купец, барин, поп. Их близость народу именно придают обыденность и простота, что делает их более популярным для обычного читателя. Это и привлекло нас, чтобы начать работу с этим жанром сказки — бытовой сказки.

В нашей работе, мы рассмотрели особенности корейских бытовых сказок.

Цель работы: выявить жанровую особенность корейской бытовой сказки.

Задачи:

Дать определение понятиям «сказка», «фольклорная сказка», «бытовая сказка»;

)Дать характеристику бытовой сказке;

)Исследовать и проанализировать корейские народные бытовые сказки;

)Выявить основные черты, определяющие жанр бытовой сказки в корейском фольклоре.

57 стр., 28273 слов

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

... исследования: влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников. Цель исследования: определить влияние сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Гипотеза: мы полагаем, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно ...

Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. БЫТОВАЯ СКАЗКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И БЫТОВОГО УКЛАДА

1.1СКАЗКА

1.1.1ФОЛЬКЛОРНАЯ СКАЗКА — ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ПИСЬМЕННОГО И УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Любой человек, будь он взрослым или ребенком, в своей жизни не раз встречается с этими волшебными полными ярких красок рассказами, а если и не волшебными, то обязательно поучительными текстами, которые передают мудрость народа из поколения в поколение. Примерно вот так можно дать определение столь удивительному жанру литературного творчества — сказке. Ниже дано более подробное определение сказки:

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора <#»justify»>1.Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

·«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

·«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

·«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;

2.«Общие места <#»justify»>·Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

·Общефольклорные эпитеты <#»justify»>бытовой сказка корейский жанр

1.1.2 ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СКАЗКИ

Сказка о животных — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию <#»justify»>1.2БЫТОВАЯ СКАЗКА

1.2.1БЫТОВАЯ СКАЗКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ РУССКИХ ФИЛОЛОГОВ-ФОЛЬКЛОРИСТОВ

Одна группа сказок, традиционно выделяемая в исследовательских классификациях — бытовые. Эти сказки отражают не чудеса и перевоплощения, а реальную действительность, повседневный народный быт. По своему строению они близки к анекдоту и обычно пронизаны острой социальной направленностью. Обычно сказочник представляет крестьянина, работника или солдата в хорошо известной ему обстановке. Для русского сказочного репертуара самыми характерными являются сатирические сказки, высмеивающие бытовое поведение барина или попа. Герой бытовой сказки всегда выходит победителем в непримиримой борьбе со своими врагами.

3 стр., 1230 слов

Сказка в моей жизни!

09.2013 Острогожский район, 3-е отделение с-за Победа, ул Пролетарская, д.8, кв.1 «Сказка в моей жизни!» Злищева Елена Анатольевна 2013 622564 Отделение УФМС России по Воронежской области ... муниципального района Номинация конкурсной работы: «Рождение мастера» Название конкурсной работы: «Сказка в моей жизни!» Выполнил: Чумаков Роман Александрович, ученик 8 класса МКОУ Побединская ООШ Острогожский ...

В истории изучения бытовой сказки исследователи заостряли внимание прежде всего на идейной, классовой направленности этих произведений. Так, Ю.М. Соколов[8,с.335], называя бытовые сказки реалистическими, писал, что внутренними темами, основными идейными проблемами этих сказок являются вопросы социального неравенства. Подобной точки зрения придерживается В.Е. Гусев, который отмечал следующее: «Особенностью реалистической сатирической сказки является ее критический пафос. Художественная сила ее — в обличении зла, в типизации отрицательного персонажа»[1,с.255]. Собиратель и исследователь бытовой сказки Д.М. Молдавский так характеризовал сказку: «Проблема социальной сущности русской сатирической сказки, несомненно, проблема центральная, тесно связанная и с генезисом, и со средой, где она бытовала»[3,с.185].

Ю.И. Юдин[13,с.2] по поводу такого подхода к бытовой сказке замечает, что исходным основанием подобных представлений о бытовой сказке является взгляд на бытовую сказку как отражение исключительно современных социальных отношений и бытового уклада. Н.И. Савушкина[5,с.39] считает, что бытовая сатирическая сказка опирается на явления действительности, сказочник черпает материал для художественного осмысления жизни и общественного устройства в самых обыденных, иногда «низменных» сферах человеческого существования.

В.Я. Пропп так определял время появления бытовой сказки: «Бытовая сказка появляется тогда, когда земледелие выходит из примитивной стадии, а родовой строй сменяется рабовладельческим государством»[4,с.251]. Е.Ф. Тарасенкова[9,с.66] отмечает, что положительный герой сатирической сказки по сравнению с положительным героем волшебной сказки является новым этапом в развитии художественного мышления народа.

Вторая точка зрения: и бытовые, и волшебные сказки возникли в период разложения родового строя как самостоятельные сказочные жанры и развивались независимо и параллельно.

1.2.2 БЫТОВАЯ СКАЗКА В КОРЕЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Богатейшее представление о жизни и чаяниях, о радостях и горестях корейского народа, о его быте и традициях дают сказки бытовые.

Герои бытовых сказок, как правило, обыкновенные люди. Они добиваются успеха не с помощью мудрецов или небесных фей, а благодаря трудолюбию, уму, смекалке, ловкости. Чаще всего это крестьяне или батраки — мосымкун или простолюдины — чхонмин. Сказки этого цикла искрятся юмором, в них высмеиваются такие человеческие пороки, как глупость, жадность и зависть. Сюжет обычно строится на несогласии между героем и его недоброжелателями. Забитый и притесняемый в жизни бедняк в сказке совершенно преображается и выходит победителем в своеобразном поединке.

7 стр., 3197 слов

Жанр бытовой сказки в корейском фольклоре (2)

... мы рассмотрели особенности корейских бытовых сказок. Цель работы: выявить жанровую особенность корейской бытовой сказки. Задачи: 1) Дать определение понятиям «сказка», «фольклорная сказка», «бытовая сказка»; 2) Дать характеристику бытовой сказке; 3) Исследовать и проанализировать корейские народные бытовые сказки; 4) Выявить ...

Героем многих бытовых сказок выступает янбан-дворянин. Но необходимо подчеркнуть своеобразие корейского янбана. Если в европейских сказках самый «бедный» помещик имел землю, поместье, прислугу, то янбан в старой Корее зачастую был гол как сокол. Многие представители янбанского сословия прозябали в нужде и даже нищенствовали. Янбаны часто кормились за счет своих богатых родственников, живя в их доме. Прогнать янбана не разрешали строгие законы родственных отношений. Таких обедневших янбанов в Корее называли мунгэками — приживалами или прихлебателями. В ряде сказок едко высмеивается спесь и чванливость мунгэков-янбанов.

Любопытной чертой корейских сказок о женихах является то, что герой желает жениться не на юной девушке, а на молодой вдове. Конфуцианская мораль проповедовала безоглядную верность жены памяти умершего мужа. Даже невесте не полагалось выходить замуж за другого, если выбранный ей родителями жених умер. И вот сказочный герой, вопреки конфуцианским запретам, ухаживает за вдовой. В этом, вероятно, выразился своеобразный протест против бесправного положения женщин в старой Корее.

ГЛАВА II. ЖАНР БЫТОВОЙ СКАЗКИ В КОРЕЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

.1 АНАЛИЗ КОРЕЙСКОЙ БЫТОВОЙ СКАЗКИ

У корейцев широким распространением и любовью пользуются сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне, о глупцах, дураках, о монахах, о несчастной доле, о счастье и т.д. Герои бытовых сказок добиваются победы при помощи ловкости, хитрости и плутовства. Противники оказываются недогадливыми и недалекими и легко попадаются на их уловки.

Иногда в качестве героев сказок выступают ловкачи, нередко воры и разбойники. Таковым был герой сказки «Хитрый батрак Тольсве». «Хитрый батрак Тольсве» — корейская народная сказка из серии «Сказки народов мира». Классическая бытовая сказка, в которой герой действует в привычной обстановке. Сам герой — из низших сословий. Полагаться ему приходится на свою сметку, изворотливость, а помощники его — не волшебные предметы, а тупость и жадность хозяина. В сказке два раза упоминается прием пищи, который носит в Корее важный смысл (из-за особенностей традиций: при встрече чаще из вежливости спрашивают друг друга «хорошо ли Вы поели»), из-за чего и происходят ключевые повороты сюжета: во время первого приема пищи, когда богач едет сдавать экзамены взял с собой батрака Тольсве, чтобы он прислуживал его в пути, но из-за жары богач приказал своему батраку сходить в ближайшую харчевню купить куксу (лапша в холодном бульоне).

В такую жару и Тольсве хотелось кушать да охладиться и решил он проучить богача, засунул палец в чашу с куксу и сказал разьяренному хозяину, что туда муха упала, тогда богач сам отправился за куксу и приказал Тольсве остаться присматривать за ослом и быть на чеку, если придут разбойники, которые заколют ему глаза. Так и здесь хитрый Тольсве проучил хозяина, отдал осла крестьянам, работающим на поле в солнцепек, и остался с обрубками ткани. Когда вернулся богач, тот стоял с закрытыми глазами и объяснил хозяину, что закрыл глаза, побоявшись разбойников. Тут богач разъярился и написал что-то на спине Тольсве и приказал вернуться в деревню, но умный батрак догадался, что богач, что-то замыслил и попросил одного человека прочитать иероглифы, а там было написано, наказать этого батрака, как только он вернется обратно. Тольсве попросил этого человека переписать послание, написали, чтобы по его прибытию женить его на дочери богача и дать землю. Вернулся батрак в деревню и взял в жены дочь богача. Вернулся богач спустя пять месяцев и узнал об обмане Тольсве и сразу же приказал выбросить его в мешке в море. Когда слуги несли его в море, те проголодались по дороге и зашли в харчевню оставив мешок под деревом. Тольсве выбрался из мешка с помощью тех крестьян, которым помог, а те засунули в мешок кабана. Слуги ничего не подозревая бросили мешок с кабаном в море, а Тольсве вернулся обратно в деревню через два месяца и обманул богача, что в море его спасли морские жители, что морской царь Дракон зовет его хозяина в свое царство и приготовил для него дорогие подарки, а в замен просил толбко жернов с собой захватить. Так богач был обманут простым батраком Тольсве и был наказан за свою жадность, прыгнув с тяжелыми жерновами в море, а сам Тольсве возвратился в деревню и зажил там счастливо со своей женой.

11 стр., 5327 слов

«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»

... непрерывно связаны между собой. 2. Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения Сказка – популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. ... предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных ...

Конечно, герои таких сказок не являются выразителями народных идеалов о борце с социальной несправедливостью. Но ловкачи и воры обычно обманывают только богатых, тем самым как бы выступают против эксплуататоров народа. Они очень смелы, находчивы, не считаются с стеснительными нормами старинного быта. Смелостью и независимостью своего характера и поступков они нравятся угнетенным и забитым людям. Сюжеты таких сказок достаточно занимательны, полны приключениями, чем и объясняется их популярность.

В основе композиции и обрисовки героев сказок на социальные темы лежит контрастность, противопоставление положительных героев отрицательным. Отрицательные персонажи, патриархальные богачи, купцы, образованные люди, изображаются в сатирическом плане. Они гибнут из-за своей жадности, глупости и невежества. Многие бытовые сказки носят ярко выраженный сатирический характер, в них народ побеждает своих врагов смехом и сарказмом. Подобное содержание носит корейская народная бытовая сказка-притча «Ядовитая хурма».

«Жили — были в одном монастыре два монаха — старый и молодой. Старый монах был очень скуп и жаден: он прятал в шкафу сушеную хурму и никогда не давал ее молодому. Даже пробовать не разрешал, а сам ел и ел — всегда один. И всякий раз приговаривал: «Не вздумай когда-нибудь съесть то, что у меня в шкафу! Сразу умрешь!»… Однажды монашек, оставшись один, съел всю сушеную хурму, разбил любимую тушечницу старого монаха и лег в постель. Вернувшись старый монах спрашивает: «Что случилось, почему лежишь?» …«Молодой монах еле слышным голосом отвечает: — Учитель! Я совершил смертный грех: нечаянно разбил вашу любимую тушечницу. Пусть, думаю, покарает меня судьба: вот я и съел все, что было у вас в шкафу… Лютая злоба искривила лицо старого скупца, а что сделаешь?». [6,с.209]

13 стр., 6435 слов

«Сказка в русской музыке»

... сказка – это сказка, изложенная средствами музыкального искусства [8]. Раскроем роль музыкальной сказки в воспитании детей. В музыкальных сказках ... 2. Волшебные сказки. 3. Легендарные сказки. 4. Новеллистические (бытовые) сказки. 5. Бытовые сказки: - Сказки об ... братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки ...

Так же широко распространены сказки-анекдоты, небольшие шуточные рассказы о человеческих недостатках и пороках: глупости, скупости, хитрости и т. п. Высмеивая глупость, сказка утверждает разум человека, осуждая скупость, поощряет щедрость и гостеприимство. Например, много сказок-анекдотов про глупцов и примером для этого послужит корейская народная бытовая сказка «О глупце»:

«Как-то один человек пошел на базар. Проголодался он и купил рисовую лепешку. Но бедняга был так голоден, что одной лепешки ему показалось мало. Что ел, что не ел — все едино. …Решил он тогда купить еще вареной картошки. Но и этим не насытился. И тогда на оставшиеся деньги купил он ёс — конфету, которую делают из риса и сахара. Съел и вдруг почувствовал, что наконец наелся. Стукнул он с досады себя по лбу и говорит: — Какой же я недогадливый! Надо бы мне сразу купить ёс, а я то лепешку покупал, то картошку. Так гогревал глупец, не понимая, что насытился не оттого, что съел ёс, а оттого, что до этого съел и лепешку и картошку». [6,с.212]

Эта сказка, скорее всего, похожа на басню, но все же чувствуется юмор, когда заголовок сказки оправдывается в том же глупце. Большинство бытовых анекдотов невелики по размеру, без каких-либо подробных описаний. Часто в них встречаются диалоги. Анекдоты отличаются иронией и юмором.

Так же не можем не выделить бытовую сказку, которая носит чисто поучительный характер и описывает семейные взаимоотношения. Такова сказка «Три брата». Эта сказка о жадности, которая порождает жестокость и о расплате за свои дела «той же монетой».

«Жили три брата на свете, и захотели они нарыть женьшеню, чтобы стать богатыми. Счастье улыбнулось им, и вырыли они корень ценой в сто тысяч кеш. Тогда два брата сказали: — Убьем нашего третьего брата и возьмем его долю. Так и сделали они. А потом каждый из них, оставшихся в живых, стал думать, как бы ему убить своего другого брата. Вот подошли они к селу. — Пойди, — сказал один брат другому, — купи сули (водки), а я подожду тебя. А когда брат пошел в село, купил сули и шел с ней к ожидавшему его брату, тот сказал: — Если я теперь убью своего брата, мне останется и вся суля и весь корень. Он так и сделал: брата застрелил, а сулю выпил. Но суля была отравлена, потому что ею хотел убитый отравить брата. И все трое они умерли, а дорогой корень женьшень сгнил. С тех пор корейцы не ищут больше ни корня, ни денег, а ищут побольше братьев». [6,с.217]

Как видим, во многих бытовых сказках и анекдотах сильно развит критический подход к действительности — критика консервативных порядков патриархального быта. Образы угнетателей народа показываются в сатирическом плане. В сказках выражены настроения и мечты трудящихся о лучшей жизни, об установлении справедливости на земле.

Вместе с тем в сказках выявляется ограниченность крестьянского мировоззрения, мечта о заступнике за бедных и обездоленных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка — один из интереснейших жанров корейского устного творчества. Борьба добра со злом, любовь к родному краю, вера в торжество справедливости, светлое будущее — все это нашло свое отражение в корейских сказках.

55 стр., 27278 слов

Педагогический аспект сказки

... воспитания. В ряду этих средств особое место занимает именно сказка. Ее значимость и незаменимость неоспоримы. Данная дипломная работа состоит из двух глав. В первой раскрываются вопросы ... истории исследований педагогического аспекта сказки, понятие народной педагогики, а также роль сказки в народной ...

Корейским бытовым сказкам присуще подробное, реалистическое описание общества, одежды героев, обычаев страны. В сказках народ разоблачал паразитов-помещиков, порочных монахов, тупых и хищных чиновников. Народная смекалка, наблюдательность и остроумие нашли свое выражение в многочисленных пословицах и поговорках.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/koreyskie-skazki/

)Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.

)Молдавский Д. М. Русская сатирическая сказка // Русская сатирическая сказка. М.-Л., 1958.

)Пропп В.Я. Русская сказка.

)Савушкина Н.И. Гиперболизация в социально-бытовых сатирических сказках // Фольклор как искусство слова. Вып. 3. М., 1975.

)Сказки народов Азии/ Сост., вступит. ст. и примеч. Н. И. Никулина; Ил. М. Ромадина.-М.: Дет. лит., 1988.-718 с.: ил.- (Сказки народов мира в 10 томах, т. III ).

)Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005.

)Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.

)Тарасенкова Е.Ф. Жанровое своеобразие русской сатирической сказки // Русский фольклор. Т. 2. М. Л., 1957.

)Феи с Алмазных гор: Корейские нар. сказки — М.: Худож. лит., 1991

)Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. — М.: Наука, 1974. — 404 с.

)Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки).

— Москва, 2006.

)Юдин Ю. И. Русская народная бытовая сказка: Автореф. дисс. докт. филол. наук Л., 1979.