Один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика

Сочинение

1. Значение сочинения.

2. Умения обучающихся.

3. Текст.

4. Абзац.

5. Описание.

6. Повествование.

7. Рассуждение.

Сочинение — один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.

Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникаций. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

Что же я понимаю под системой обучения сочинением?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, я имею в виду не порядок работы над сочинением, а такую последовательность обучения сочинениям в целом, в которой предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи.

Какими же умениями должен овладеть ученик, чтобы связно излагать свои мысли в устной и письменной форме?

^

Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли

Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случает умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему. Тема сочинения «Наступила осень» не подсказывает, с какой точки зрения ученик должен написать об определенных изменениях природы. В данном случае он должен сам определить основную мысль своего сочинения. Дети так формулируют основную мысль данного сочинения: «Наступила моя любимая пора» (и тогда ученик показывает те признаки наступления осени, которые вызывают в нем эту оценку); «Наступила неприятная мне осень, время, когда природа умирает» (в данном случае требуется совсем другой отбор фактов и средств выражения).

умение собрать материал для сочинения

Умения отбирать и собирать материал к сочинению, теснейшим образом связаны между собой. Правда, такие темы, которые предполагают рассказ о прошедших, хорошо известных событиях (например, «Как мы ходили на прогулку в лес», «Как я провел каникулы»), не требуют умения собирать материал. Но значительно больше в школьной практике тем, которые требуют от учащихся этого умения.

7 стр., 3076 слов

Структура сочинения 15.3.Основные понятия

... возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо ... 125 слов) Определения понятий для сочинения 15.3, Внутренний мир человека Выбор ... к тому, что душа её «ослепла и оглохла». Ученики нашей школы ... дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто. Доброта ... запечатлённая в произведениях искусства. 3. это отражение действительности в ...

Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или ее отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

Умение систематизировать материал

Как же научить детей всем этим умениям — умение писать на тему, раскрывать основную мысль сочинения?

Итак, я начинаю свою работу над формированием понятия о тексте. Одним из основных понятий, на которое я опираюсь, ведя работу по развитию речи, является понятие «текст». При ознакомлении с текстом, учащимся необходимо исходить из следующих его признаков.

Сейчас я вам их перечислю:

1. Наличие группы предложений.

2. Смысловая связность:

  • а) единство темы, предмета речи;
  • б) наличие основной мысли и ее развитие.

3. Структурная связность.

Для знакомства с первым признаком я использую прием сопоставления предложения и текста

При сопоставлении акцент должен быть сделан на том, что предложение позволяет только выразить мысль, а текст — обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее добавляет к сказанному что-то новое.

^

Шла лиса по лесу. Вдруг она А капкан цап лису за лапу!

почуяла запах мяса. Побежала лиса Шла лиса по лесу.

на запах. А капкан цап лису за лапу! Неудача.

Побежала лиса на запах.

Вдруг она почуяла запах мяса

Лиса была голодна

Сравните группы предложений:

1. В какой группе есть общая мысль, связывающая предложения в единое целое, в каком — нет?

2. В какой группе предложения связаны между собой, а в какой нет?, Сделайте вывод.

Закрепить понимание этих признаков как основных отличительных черт текста можно на любом отрывке.

Предложив задание, доказать, что данный отрывок является текстом. На этом же этапе целесообразно ввести понятие «тема» и «основная мысль».

Выявление признаков текста и есть первая часть работы над данным понятием, цель ее — помочь учащимся осознать понятие.

Второй ступенью будет овладение или формирование соответствующих умений, понимать основную мысль, обеспечивать развитие мысли, осуществлять связь предложений, располагать их в определенной последовательности.

После этого я знакомлю детей с типами речи (описанием, повествованием, рассуждением).

Приступая к знакомству с основными типами речи, важно раскрыть мысль о том, что наши высказывания связаны с окружающей действительностью, отражают ее.

Вокруг нас бесчисленное множество различных предметов и явлений. Они имеют свои признаки, свойства, они совершают действия. Мы все это видим (что это? кто это? какие они? что сделают? оцениваем какое? объясняем, почему они такие? почему это произошло?).

Все это и составляет содержание наших высказываний.

Непосредственное знакомство с повествованием, описанием, рассуждением я начинаю с сопоставления трех текстов, предложив ученикам сравнить их и решить.

1. Об одном ли предмете в них идет речь, о каком именно?

2. В каком из текстов говорится о признаках этого предмета, в каком — о действиях, в каком — о причинах?

29 стр., 14218 слов

Как средство развития речи у младших школьников

... является процесс развития речи у учащихся младших классов. Предмет исследования: сочинение, как средство развития речи у младших школьников. Нами выделена цель исследования: определить возможностисочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших ...

Эти вопросы написаны на доске:

а) На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был, как будто, приклеен клюв с кожаным красным мешком.

б) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уж» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой.

в) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков.

Чтобы помочь детям определить значение текста, можно воспользоваться приемом «фотографирования». Познавательная задача может быть сформулирована так:

Представьте, что вам нужно рассказать о пеликанах не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?

В ходе решения задачи учащиеся должны сделать следующие выводы. Признаки предмета, о которых говорится в первом тексте, можно увидеть сразу, все вместе – это одновременные признаки. Действия предмета, о которых говорится во втором тексте, сразу, все вместе, увидеть нельзя — это сменяющие друг друга, последовательные действия. Причины свойств и явлений, о которых говорится в третьем тексте, увидеть вообще нельзя, их можно только понять.

Проведенные наблюдения подготовили учащихся к следующему обобщению. В зависимости от содержания наши высказывания могут представлять собой разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств и явлений.

В ходе закрепления изученного ученики должны будут не только устанавливать тип речи, к которому относится текст, но и доказывать правильность своего решения.

Вот образцы ответов:

1) – Я думаю, что это высказывание является описанием, так как в нем названы признаки… Содержание можно передать на одном снимке, следовательно, эти признаки одновременные.

2) – Я считаю, что это высказывание – повествование; в нем говорится о нескольких действиях одного предмета. Все эти действия нельзя передать на одной фотографии, потому что они совершаются в разное время, одно за другим. Значит, это последовательные действия.

3) – Мне кажется, что это высказывание – рассуждение. В нем объясняется… То, о чем в нем говорится, нельзя передать на фотографии.

Приведем тренировочные упражнения, которые можно использовать для закрепления изученного о типах речи.

1. Послушайте тексты. К каким типам речи они относятся.

а) Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,

потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…

(По А.Н. Толстому.)

б) На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (По А. Куприну.)

32 стр., 15792 слов

Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической ...

... его сознание. Важная роль в развитии ребенка, по мысли Л.С.Выготского, принадлежит кризисам, которые ребенок испытывает при переходе ... в наборе правил преобразования некоторого исходного состояния (текста или речевого механизма) в конечное состояние. Только у ... межфункциональных связей (между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении систем главная роль придавалась первоначально знаку, ...

в) Игры — это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека

2. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по-вашему, правильно выполнил задание? Какие средства языка помогли этому автору ярко «нарисовать» предмет?

а) В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зеленые ягоды. С каждым днем они становились все крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды

б) Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У нее дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода не круглая, а вытянутая. А другая клубничка, словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зеленый воротничок. Очень красиво!

3. Я предложила ученикам написать об их любимом животном. Тип речи они должны были выбрать сами. Каким типом речи воспользовался автор каждой работы?

а) Моего щенка назвали Мудрый, потому что он очень умный. Скажешь: «Сиди!» — сидит. Скажешь: «Вперед!» — бежит. «Неси!» — приносит. А с каким пониманием он смотрит на меня, когда мне плохо! Он совсем не мешает, когда я делаю уроки. Он защищает меня от всех, кто пытается меня обидеть.

б) Наш Бобка — маленький щенок. У него шерсть длинная, прямая, белая. Очень выразительны круглые, как пуговки, черные глаза. На белом фоне выделяется черненький носик-кнопочка.

4. Определите, повествованием или описанием является каждый из текстов. Чтобы не ошибиться, не забудьте воспользоваться приемом фотографирования.

а) Что в комнате творится! На полу под елкой игрушки: звезды, шары, половина из них побита. Вокруг елки носится Джек, наверх поглядывает. А по веткам прыгает белка (По Г. Скребицкому.)

б) Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым спинным плавником. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом. (По К. Паустовскому.)

Смысл этого упражнения в том, чтобы предостеречь учащихся от формального подхода к определению типа речи: если много прилагательных, значит, описание, если глаголов — повествование. В данном случае первый текст, несмотря на наличие выразительных глаголов, является описанием, а второй — повествованием.

При сопоставлении акцент должен быть сделан на том, что предложение позволяет только выразить мысль, а текст — обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее добавляет к сказанному что-то новое.

Например. I. Человек, впервые встретивший павлина, был поражен его красотой. II. Человек, впервые встретивший павлина, был поражен его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост, расцвеченный огромными «глазами», тащился по земле как длинный шлейф. Птица была такой величественной, что ее сразу объявили священной, (По М. Хаверстоку.)

текст — это группа предложений

Выявление признаков текста и есть первая часть работы над данным понятием, цель ее — помочь учащимся осознать понятие. Второй ступенью будет

овла­дение им — формирование соответствующих умений понимать и проводить

2 стр., 656 слов

Напишите — определяя основную мысль текста. Чемодану позавидовал ...

... бабушки". Вы находитесь на странице вопроса " Напишите сочинение-эссе определяя основную мысль текста. Чемодану позавидовал диван. Чемодану позавидовал Диван: Всё по свету ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится ... Но кругом было надо определить основную мысль текста,.определить тип речи, и найти односоставные и неполные предложения. Вот текст:Лермонтов( бывшие Тарханы), старинное ...

основную мысль, обеспечивать развитие мысли, осуществлять связь предложений, располагать их в определенной последовательности.

Вдумайтесь в формулировки тем сочинений. Тексты какого стиля они предполагают? Объясните.

а) Приметы весны. — Весна пришла!

б) Как развести костер. — Как мы однажды разводили костер.

Работая над признаками текста, я показываю учащимся, что значимым признаком является не какой-нибудь, один-два из них, а весь комплекс. Чтобы получился хороший текст, необходимо соблюдать все требования к нему.

Как показывает анализ детских сочинений, в специальной отработке нуждается умение обеспечивать развитие мысли в тексте.

Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкивается от того, что уже было сказано, от данного , и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. те сведения, ради которых создается предложение.

Обратив внимание учащихся на эту отличительную черту построения текста, я предлагаю им такие тренировочные упражнения.

Проводя наблюдение, я показываю учащимся, что «новое», те основные сведения, ради которых предложение включается в текст, в спокойной монологической речи обычно находится в конце предложения и при произнесении выделяется голосом. Кроме того, целесообразно привлечь внимание учеников к повторяющимся словам, выделить те средства, которыми автор подчеркивает, что он повторяет слова сознательно.

Прочитайте текст. Как развивается мысль в нем: от чего «отталкивается» автор, что является шагом вперед в развитии мысли? Укажите место «нового» в каждом из предложений.

Недавно Московский зоопарк пополнился тремя, новоселами. Это индийские журавли. Их называют антигонами. Антигоны — огромные, красивые, голенастые птицы (По И. Сосновскому.)

Проведенной работой учащиеся подготовлены к тому, чтобы решать вопрос о порядке слов в предложении. Им можно предложить такие задания.

Прочитайте отрывки из сочинений учеников. Удачен ли в них порядок слов? Почему?

а) Под березой, в тени, отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик.

б) Передо мной картина И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». Главное здесь клубника. На простой сероватой скатерти разложена клубника.

^

Восстановите текст. Для этого из двух предложений в скобках выберите одно, более удачное в данном тексте. Выбор объясните.

Вечером в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи. (Васютка снабжал орехами рыбаков. Орехами рыбаков снабжал Васютка.) (По В. Астафьеву).

Обучая развитию мысли в тексте, я провожу предупреждение такого распространенного недочета, как повтор мысли («топтание на месте»).

Вот пример одного из заданий.

Во всех ли предложениях текста сообщаются новые сведения, т.е. везде ли есть развитие мысли? Если найдете повтор мысли, устраните.

Передо мной березки с прошлогодними листьями. На них еще лежит снег. Одни березки молоденькие, другие старые, могучие. На них лежит снег. За березами поляна, а за ней лес…

4 стр., 1794 слов

Конспект «Определение проблемы текста как составная часть ...

... ходу чтения учащиеся выделяют круг проблем ПОРАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ (1)Бывает так, что вроде и семье у подростка все в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. (2)А вот связался ... критериями проверки и оценки выполнения части С.( стр.116-119)Ваше сочинение – рассуждение может строиться по стандартной трехчастной схеме: ВСТУПЛЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ваше сочинение должно ...

При работе с данным отрывком важно, чтобы учащиеся не просто устранили липшие фразы, но и осознали: предложение, в котором нет «нового», т.е. информации, дополняющей сказанное, тормозит развитие мысли, мешает построению текста. Однако нужно иметь в виду, что появление подобных недочетов — это чаще всего следствие недостаточного владения материалом: ученик не знает, что написать, какую мысль провести, поэтому «перепевает» сказанное. Иначе говоря, предупреждение данной разновидности речевых погрешностей должно быть тесно связано с работой над фактическим содержанием высказывания.

Еще одно умение, которое нуждается в отработке, — это умение правильно устанавливать последовательность предложении.

Обратимся к одному из распространенных упражнений по развитию речи — восстановление деформированного текста. Имеется в виду превращение набора предложений в связный текст путем изменения последовательности предложении. А как определить эту последовательность? Какие действия необходимо осуществить, чтобы выполнить подобное задание? Прежде всего, нужно найти в заданном наборе предложения, связанные друг с другом по смыслу. Этими связями и определится порядок предложений. Следовательно, для формирования у учащихся умения последовательно излагать свои мысли важно учить их устанавливать смысловые связи между предложениями.

Я организую наблюдения над смысловыми связями между предложениями. Покажу на таком тексте.

Является ли данная группа предложений текстом? Докажите. Можно ли превратить их в текст? Решите: на одну ли тему предложения, возможно ли с их помощью передать определенную мысль? Чего недостает этим, предложениям, чтобы стать текстом? Чем будет определяться последовательность предложений? Как следует действовать, чтобы превратить эту группу предложений в текст?

1. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка! 2. Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было. 3. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка. 4. Мальчик послушался отца. 5. — Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик. (По К. Д. Ушинскому.)

^

Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, перехода от одной ее части к другой.

микротемой

Абзац имеет определенное строение: зачин или начало, разработку или развитие мысли, концовку или конец. Структура абзаца хорошо видна на таком примере:

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Темная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как никто нас не навещал. (По К. Паустовскому.)

Первое предложение – это зачин, в котором заключена основная мысль отрывка; второе, третье и четвертое – разработка мысли, высказанной в зачине; последнее – концовка, оно отчетливо свидетельствует о том, что микротема исчерпана

Работу над абзацем я веду с учащимися на основе приведенных выше сведений. Ученикам необходимо освоить , во-первых, выделение микротем и членение текста на абзацы; во-вторых, обозначение их при письме красной строкой. Одновременно с этим обучаю озаглавливать части текста, исходя из подтемы или главной мысли. Такая работа — это основа обучения составлению плана высказывания. Кроме того, тренирую учащихся развитию мысли, выраженной в зачине, в связи частей текста. Это помогает предупредить такие речевые недочеты, как отсутствие второй части абзаца, разработки (заявка на мысль сделана, а раскрытия нет); несоответствие зачина и основной части абзаца; отсутствие связи между абзацами или неудачное ее оформление.

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

... назвать тот или иной предмет, действие, так и назовет, какое слово ему больше подходит из синонимического ряда, то и выберет. Обратимся к тексту. ... подтвердить верность слов В.Г.Короленко, приведенных в начале сочинения. Воистину велик ... девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. ... сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать ...

Приведу несколько упражнений, направленных на решение поставленных задач.

^

Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы.

(По К. Паустовскому.)

Проанализируйте план сочинения на тему «Краски золотой осени». Все ли указанные подтемы соответствуют общей теме сочинения? Исключите пункты плана, раскрытие которых «уведет» от заданной темы.

1. Осенние березы

2. Яркая рябина

3. Осины

4. Зеленые ёлочки,

5. Осенние работы в полях.

6. Сборы птиц в дорогу.

Подумайте, какие зарисовки вы хотели бы включить в сочинение на одну из тем: «Зимним вечером», «Зимой в лесу», «Летом в деревне», «День в школе», Составьте план этого сочинения.

Перед вами отрывок из сочинения ученика. Найдите начало абзаца. Проследите, развивается ли в основной части мысль, выраженная в зачине. Исправьте текст двумя способами:

1) придумайте продолжение имеющегося начала;

2) придумайте начало, соответствующее содержанию основной части.

Наш сад очень красивый. Слева от сада темный старый колодец. За ним плещется и журчит веселая речка. На крутом ее берегу поставлен памятник героям Великой Отечественной войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.

^

Описание предмета (понятие «предмет» трактуется как «всякое материальное явление» (С. И. Ожегов) создается для того, чтобы охарактеризовать его, т.е. сообщить о признаках. В текстовых фрагментах этого типового содержания признаки предмета являются новой информацией, ради которой создается высказывание.

9 стр., 4303 слов

Предмет речи (о чем писать в сочинении по прочитанному тексту и рецензии?)

... предметом речи при написании сочинения по прочитанному тексту и что – при написании рецензии на него. …Россия не только государство. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не ... признак, качество) ... часть Земли С названьем кратким «Русь». (С.А.Есенин) Аршином общим не измерить. У ней особенная стать, В Россию можно только ...

Работу над описанием предмета как типом речи целесообразно начать с беседы о том, в каких жизненных ситуациях нам приходится создавать, слышать такие тексты. Далее, демонстрируя учащимся, как строится описание предмета, важно показать: отправным моментом в предложениях, т.е. «данным», является название самого предмета или его частей, а «новым» — указание на признаки; развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. Так строится описание как одушевленного, так и неодушевленного предмета.

^

Среди двух текстов найдите тот, который представляет собой описание предмета. Докажите. Назовите предмет, который описывает, а также те его «части», на которые обращает наше внимание автор; укажите признаки. Понаблюдайте, как развивается мысль в тексте, для этого выделите в предложениях «данное» (предмет или его части) и «новое» (признаки).

а) В один из неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на радиоприемник! Лег и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и открывал свои прекрасные громадные глаза, и вся его морда с точеным носом и пышными бакенбардами выражала углубленность. (По Р. Достян.)

б) Есть у меня кот — серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые. (По Е. Чарушину.)

Сопоставляя предложенные тексты, я обращаю внимание учащихся на то, что в первом — повествовательном — тоже сообщаются признаки предмета, но они не являются целью сообщения, они лишь дополнительная информация, помогающая создать образ предмета, о действия которого идет речь. Не случайно сообщения о них не выделены в отдельные предложения.

Какой у меня замечательный щенок! Просто чудо! Я его очень люблю.

Наводящим может быть вопрос: сообщено ли в тексте о признаках предмета или только дана его оценка?

Специальную работу я предусматриваю для предупреждения тех погрешностей, которые возникают у учеников при создании описаний предмета. Обычно недочеты бывают связаны с тем, что ученики не умеют, во-первых, рассматривать предмет,

выделять в нем те детали, части, из описания которых сложится общая картина;

  • во-вторых, отбирать признаки с учетом требований стиля (точные, объективные характеристики для научного и художественного);
  • в-третьих, выбирать соответствующие средства языка.

Помогая учащимся преодолевать эти трудности, я учитываю следующее. В научном и художественном стилях различен сам подход к выделению в предмете сторон, деталей, подлежащих описанию. В научном стиле характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном стиле акцент делается только на самых ярких деталях, позволяющих тем самым создать образ предмета

В художественном стиле языковые средства для обозначения признаков значительно разнообразнее, чем в научном. В научном описании признаки выражаются преимущественно прилагательными и существительными, причем книжными, с прямым, часто отвлеченным значением. В художественном же описании используются прилагательные с более конкретным значением, существительные, глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов и т.п. От удачного выбора этих средств во многом зависит качество описания.

2 стр., 865 слов

Конспект «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему»

... Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)? Ш. Анализ текстов . Прочитайте тексты ... тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему? Чем отличаются эти тексты? ... часть. Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том … По каким признакам ...

Приведу несколько текстов, которые можно использовать для наблюдения над построением описаний предмета художественного и научного стилей — за тем, какие автор выбирает детали предмета, признаки, какие средства языка использует для их обозначения.

а) Волк узкотелый, остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с темной полосой по хребту. Посредине спины легкая поперечина. (По В. Колчину.)

б) У нашего пастуха есть помощник — небольшая собака. Она вся черная, будто из печной трубы вылезла. Одно ухо вверх, другое вниз. Хвост бубликом. (Э. Шим.)

в) И вдруг… стойка! Корпус — словно струна. Голова вытянута, хвост — стрелой. Согнутая передняя лапа чуть приподнята. На глазах собака становится длиннее вдвое.

(По А. Старостину.)

г) Яблоня – ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 – 3 см. Вес плода 17 – 23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

д) Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Ели посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину.)

Закрепление провожу при помощи таких заданий.

^

В кустах расцвел красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чем-то думал. (Ю. Куранов.)

Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая вещь»? Прежде чем ответить на вопрос, решите, какой стиль предполагает данном тема.

а) Моя любимая вещь – лыжи. Они коричневые. Их длина 2 метра.

б) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

Вы знаете породы собак? Выберите какую-то одну из них и решите, о каких внешних особенностях, и каких признаках нужно сообщить в деловом описании данной породы. Составьте рабочие материалы.

Как уже говорилось, во всех предложениях, составляющих описание предмета, называется сам предмет или его части. Этим объективно обусловлена возможность появления такого речевого недочета, как повторение слова, обозначающего предмет. Вот почему нужно предусмотреть специальную работу по предупреждению этого недочета.

Другим «опасным местом» в описании предмета является слово-связка между названием предмета и его признаками. В детской речи в роли такой связки чаще всего используется глагол «был» .

Вот несколько упражнений для предупреждения этих недочетов.

Выделите в тексте описание предмета. В чем особенность этого описания? Чего достигает автор употреблением предложений с опущенными «данными»? Чтобы лучше почувствовать это, проведите эксперимент: восстановите «данные». Сравните авторский вариант с полученным. Какой из них вы считаете удачнее? Почему такие признаки собаки, как большая, огненно-рыжая передаются отдельными предложениями?

В солнечном проеме двери вдруг появилась собака Немецкая овчарка Большая. Огненно-рыжая. Она вбежала в помещение и превратилась в крупного черного щенка со светло-смуглой подпалиной. Таков был его настоящий цвет.

Володя тихо и вкрадчиво свистнул. Собака рывком оторвала от пола нос, и все увидели, какая красивая у нее голова Великолепный нос с горбинкой, раскосые карие глаза, обведенные черным, острые уши. (По Р. Достян.)

Найдите речевой, недочет в тексте. В чем он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведенного перечня: а) замена местоимением; 6) замена синонимичным для данного текста словом; в) исключение слова.

Мое любимое дерево — береза. У березы стройный ствол. Кора у березы тонкая, белая, с темными линиями. Ветви березы свисают вниз.

Удачно ли, по-вашему, выполнил предыдущее задание ученик, если отредактированный им текст выглядит так:

Мое любимое дерево — береза. У нее стройный ствол. Кора у нее тонкая, белая, с темными линиями. Ветви у нее свисают вниз.

Отредактируйте текст.

а) Сани у Деда Мороза были красивые, легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

б) Васька был черный, пушистый, а лапки у Васьки были белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него были зеленые, а зрачки узкие-узкие.

Все приведенные упражнения готовят учащихся к выполнению заданий продуктивного типа. Перед сочинениями — описаниями предмета целесообразно сначала провести изложения.

Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Какой тип речи создал автор? Какие средства языка помогли ему нарисовать своего «героя»? Перескажите текст, постарайтесь сохранить при этом образность и эмоциональность отрывка; озаглавьте текст, передав основную мысль.

а) Посреди двора стоял петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира. Блестели зеленые и голубые отливы его доспехов. Развевались атласные ленты красные, черные и белые. (По А. Куприну.)

б) Выросла всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами. На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш. (По А. Куприну.)

Чтобы помочь ученикам развивать наблюдательность, научиться видеть признаки предметов, можно предложить такие задания:

Помогите героям из рассказа Ю. Яковлева, назовите цветок, которого они не знают:

  • Мама, мы нашли странный цветок! Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок? (Ю. Яковлев.)

Подготовьте материалы для игры с малышами: «Угадай, что это или кто это». Сначала решите, текстами, какого типа речи должны быть ваши материалы. Почему? Составьте небольшие художественные зарисовки для такой игры.

Задания для других сочинений.

Продолжите один из зачинов текста, сначала представив себе рисуемый предмет. Зачины могут быть такими:

а) Это не автомобиль, а чудо!..

б) Я открыл глаза. Около меня на стуле стояла новая машина (лежала новая кукла и т.п.)…

в) Вышел я на балкон. А там — попугай! И какой!

^

Повествование.

Предусмотренные программой сочинения на тему «Как я однажды…» предполагают обучение учащихся построению повествования.

Приступая к работе, я, прежде всего, вспоминаю с учащимися, что особенность повествования как типа речи заключается в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Сообщение о сменяющихся действиях и есть «новое» в предложениях такого текста, т.е. та главная информация, ради которой создается высказывание. «Данным» в предложениях повествования является указание на лицо, совершающее действия, на время.

Я с учащимися провожу такую беседу.

Познакомьтесь с двумя текстами; один из них — повествование. Какой? Докажите. Назовите, к какому типу речи относится другой текст. Проверьте себя, воспользовавшись приемом фотографирования. В каждом из предложений повествования выделите «новое». Что оно обозначает? Какими средствами языка обозначены действия? Во всех ли предложениях назван предмет, совершающий действия, — почему это возможно? Какими словами автор подчеркивает последовательность действий.

а) На помощь Артемону шло семейство ежей. Летели, гудели толстые черно-бархатные шмели в золотых плащах, шипели крыльями свирепые шершни. Ползли жужелицы и кусачие жуки с длинными усами. (По А.Н. Толстому.)

б) Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства — прыг прямо в варенье, да и завяз. (По Г. Скребицкому.)

Обучая построению повествования, я учитываю те трудности, которые испытывают ученики в своей речевой практике. В большинстве случаев эти трудности объективно обусловлены – они скрыты в самой структуре повествования. Сам факт, что в «данном» должен называться один: и тот же предмет, совершающий действия, предрасполагает к появлению повтора-недочета. Вероятен повтор и при использовании в «данном» слов, подчеркивающих последовательность действии (потом, затем), а также глаголов со значением начала действий (начали, стали), Языковая бедность детских повествовании обычно обусловлена тем, что учащиеся не умеют детализировать действия, не умеют «расчленять» их на составные части, — этому нужно специально учить.

Таким образом, обучение повествованию в 4 классе включает:

  • работу над правильным построением текстов этого типа: «данное» — указание на лицо, совершающее действия, на время;
  • «новое» — сообщение о сменяющих друг друга действиях;
  • предупреждение неоправданных повторов в «данном»;
  • обучение детализации тех действий, о которых идет речь, и выбору нужных средств языка.

Приведу упражнения, позволяющие решать эти задачи:

Прочитайте отрывок из сочинения ученика. Найдите речевой недочет. Чего не учел ученик? Улучшите текст, объяснив правку.

Взяв лыжи, мы отправились за город. На электричке мы доехали до станции Ильинская. Затем мы очень долго шли по лесу на лыжах. И вот мы попали на большую поляну.

Перед вами два текста на близкую тему. Какой из них является повествованием? В каком тексте действия мальчика передаются подробнее? Чего достигает этим автор? Какими средствами названы действия, какие слова помогают нам лучше представить картину?

а) Я пошел на горку. Горка была ледяная, крутая и длинная. Я нашел картонку и начал кататься. Трудно только забираться на горку.

б) Никита спустил скамейку на снег, сел на нее верхом, крепко взялся за веревку, оттолкнулся ногами раза два, и… Вниз, все вниз. Скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лед. Пошла тише, тише и стала. Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил ее в гору, увязая по колено. (А.Н. Толстой.)

Познакомьтесь с текстом, определите, к какому типу речи он относится, укажите в предложениях «данное» и «новое». Обратите внимание на слова, которые обозначают начало действий, а также их последовательность. Выделите эти слова.

Белка уселась рядом, начала брать с ладони орешек за орешком и тут же ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась умывать мордочку передними лапами. Потом она обнюхала мою пустую ладонь, и вдруг стала вылизывать ее своим влажным крохотным язычком. Затем белочка напилась воды и улеглась в углу клетки.

(По Г. Скребицкому.)

Чтобы подчеркнуть последовательность действий, в повествовании часто используют слова и выражения, обозначающие время: сначала, затем, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут, тогда, наконец

и др.

Вставьте в текст нужные обозначения последовательности действий.

Я запомнил день рождения, когда мне исполнилось десять лет. Ко мне пришли мои друзья. …я угостил ребят чаем с конфетами и пирожными. …показал товарищам свои игры хоккей, футбол, железную дорогу, охоту. Мы немного поиграли. …была викторина Мы задавали друг другу разные вопросы серьезные и смешные, …все, кто хотел играть, играли в разные игры, а кто не хотел, смотрел книжки. …мама позвала еще раз попить чай.

Какой недочет есть в приведённом ниже сочинении? Исправьте его, воспользовавшись не только заменой синонимом, но и перестройкой предложения.

В воскресенье я пошел в лес. Там полазил по деревьям, посмотрел дятла, покормил белку. В лесу я встретил друга. Вместе с ним мы пошли на пруд покататься на лодке. А потом мы пошли на пруд покататься на лодке. А потом мы пошли в школу поиграть в настольный теннис. К вечеру мы в хорошем настроении пошли домой.

Использование в повествовании различных глагольных форм иногда приводит к появлению речевых недочетов — к смешению видовременных форм. Примеры таких ошибок даны ниже. Объясните их и исправьте. Для этого измените в каждом из предложения вид или время глагола; попробуйте разные варианты замен.

1) Люба собирает ромашки, а потом сплела венок. 2) Саша собирает на поляне ягоды, а потом угощал домашних. 3) Враги узнали, где скрываются партизаны, и направляли карателей. 4) Он быстро поднимался, отряхнул одежду и побежал дальше. 5) В школьной мастерской ребята делают домики для птиц. Эти домики они повесили в парке.

О каком зверьке идет речь в отрывке, — по каким признакам вы его узнали? Однако является ли этот текст описанием предмета? Докажите. Вставьте вместо точек слова и выражения со значением времени. Назовите действия, с помощью которых автор рисует происходящее. Устно перескажите отрывок близко к тексту.

  • ..из-под комода выставилась мордочка, хорошенькая, серенькая, с черными глазками, с ушками-торчушками. …мордочка зашевелилась, высунулась вперед. Показалась серая спинка и длинный хвостик. …я пошевелился, чудный зверек пропал.

(Но только, вдруг, немного погодя.) (По М. Богданову.)

Рассуждение.

Начиная работу над строением рассуждения, надо еще раз рассмотреть принципиальное отличие этого типа речи от описания и повествования. Ученики должны понимать, что содержанием описания и повествования является окружающая нас действительность, а рассуждения – связи между предметами и явлениями, устанавливаемые человеком.

Для повторения этих сведений я предлагаю такие задания.

Вы, конечно, читали сказку «Царевна-лягушка» и хорошо ее помните. Представьте себе, что вы рассказали эту сказку малышам, а они не поняли, почему Василису назвали Премудрой. Как вы им это объясните? Составьте ответ на вопрос: «За что Василису назвали Премудрой?» Каким типом речи вы воспользовались? Почему именно этим?

Познакомьтесь с текстами, определите типы речи, к которым они относятся. Установите, в каком из них отражается действительность,

в каком – устанавливаемые человеком связи между предметами, причины свойств и явлений, выявленные людьми, и т.п.

а) Лев — царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а все куда-то гордо вдаль. Словно вас не замечает. И ревет так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный. (И. Акимушкин.)

б) С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями «барсом». Этот великолепный представитель кошачьих был из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-желтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрыта черными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте — крупные. (В. Арсеньев.)

Сведения о строении рассуждения могут быть сформулированы следующим образом.

В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Например:

Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она все умела делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры).

В рассуждении бывает иногда и третья часть — вывод. Наше рассуждение можно было закончить, например, такими словами: «Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище». Эти слова и были выводом.

потому что

Для выработки умения видеть основные части рассуждения я предлагаю учащимся такое упражнение.

Разберите рассуждения по предложенной схеме. Найдите в них тезис, аргумент, примеры.

а) Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев — смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

б) Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! — думает Царевич. — Очень уж есть хочется…» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом: «Не губи меня, Иван-царевич! Будет время, я тебе пригожусь».

Работая над строением рассуждения, я показываю учащимся, что оно может быть полным и сокращенным. В сокращенном рассуждении могут отсутствовать выводы, примеры. Полное рассуждение, части которого связаны союзами, особенно распространено в научно-деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, а союзы опускаются. Подвести учеников к этому выводу помогут тексты предыдущего упражнения.

Внимательно прочитайте тексты. Что общего в этих рассуждениях и чем они различаются? Сопоставьте вторые части этих рассуждении (обоснования).

В каком случае о поведении животного лить сообщается, а в каком — поведение животного изображается (рисуется картина)? Почему?

а) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

б) Говорят еще: глуп, как гусь… А умнее этой птицы нет на свете. Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору — гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор — сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?»

(А. И. Куприн.)

Составьте (устно или письменно) ответ на вопрос: почему мы пишем на площадке, но на площади? Какой тип речи вы используете? Какого стиля будет текст? Построив высказывание, проанализируйте: были ли в нем тезис, аргумент, примеры? Отвечало ли ваше высказывание требованиям стиля?

Сочинение по пейзажной картине — работа новая для учащихся, поэтому, начиная ее, я должна продумать методику. Мне важно не только помочь учащимся составить и записать сочинение по картине, но и позаботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать ее содержание. Чтобы решить эти задачи, всю работу над сочинением по художественной картине я провожу в таком порядке:

1. Подготовка учащихся к восприятию картины

Приведу пример работы над сочинением по картине «Март» И. И. Левитана

Картиной «Март» И. Левитан воспел красоту пробуждения природы, радость первых весенних дней. Картина пронизана лиризмом, полна воздуха и весеннего солнца, мягких красок и неуловимого движения. Чтобы учащиеся почувствовали это, работу начинаю с беседы о тех наблюдениях, которые дети сделали во время коллективной прогулки в парк или лес. Я спрашиваю: «Какие изменения в природе дают почувствовать приближение весны? Каким стал снег? Везде ли он одинаков? Как тает снег? Каков цвет неба? Каков весенний воздух? Что можно сказать о солнце?» В ходе беседы наблюдения обсуждаются и уточняются.

2. Рассматривание картины.

Я даю возможность детям высказать свои суждения, а затем приступаю к анализу картины

3. Анализ картины.

Учитывая то, что с пейзажными картинами учащиеся еще только начинают работать, я заменяю беседу кратким эмоциональным рассказом по содержанию картины Живое слово учителя, поддержанное зрительным впечатлением, увлекает, вызывает интерес. Важно, чтобы своим рассказом я не только помогла детям разобраться в содержании картины, но и вызвала желание подражать моей речи,

говорить проникновенно, убежденно, образно, красиво. Вот каким может быть рассказ учителя по содержанию той же картины И. Левитана.

  • На картине «Март» художник изобразил раннюю весну, время весеннего пробуждения природы. Всмотритесь в картину.

Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца. И люди ездят еще на санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел, стал плотным. На крыше крыльца он подтаял, и снежная глыба вот-вот соскользнет вниз. И цвет снега уже не такой, как зимой. Он стал черным, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой.

Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой.

Небо высокое, голубое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берез. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Вдали виднеются темно-зеленые ели. От них ложатся на снег синие тени. Картина полна воздуха, солнца, движения.

4. Составление плана сочинения

1. Первый месяц весны 2. Снег в марте. 3. Небо, солнце, воздух. 4. Деревья. 5. Настроение, вызванное картиной.

5. Устное рассказывание по плану и словарная работа.

Снег – плотный, серый, грязный, потемнел, осел, подтаял. Небо – голубое, ясное, высокое. Воздух – теплый, прозрачный. Радостное чувство.

6. Сочинение и проверка написанной работы., Примерное сочинение., Март – первый месяц весны. Еще лежит снег. Еще не журчат ручьи. Но в природе многое изменилось., Снег уже осел, стал серым. На дорогах он смешался с землей и потемнел. На крыше крыльца подтаял.

^

У дома растут березы. Каждой веткой они тянутся к теплу и свету. Вдали виднеется хвойный лес. От деревьев ложатся на снег синие тени.

^

Изучение стилей речи.

В 3 — 4 классах я начинаю ознакомление школьников с элементами стилистики. Здесь вводится для практического использования понятие «стиль речи». Однако, учитывая, что в основе разграничения стилей лежит выделение различных типов ситуации общения, работу по стилистике начинаю с освоения понятия «речевая ситуация».

Для работы может быть использовано такое упражнение.

Прочитайте тексты. О чем говорится в них – об одном и том же или о разном? Как говорится – одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

а) С самого начала перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15-17°.

в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Выполнение упражнения позволит сделать общий вывод: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. от речевой ситуации. Признаки речевой ситуации могут быть представлены в виде схемы.

^

В ходе работы с текстами о разговорном стиле речи учащиеся узнают следующее:

1) Он обычно используется в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке;

2) Задача речи – обменяться впечатлениями (общение);

3) Высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику;

  • очк-, -енък-, -ик-, -к-,
  • оват-, -еват-;

расчленение книжной речи

художественный, научный, деловой

Обобщенно эти сведения можно представить так:

Первое разделение зависит от условий общения, второе — от задач речи.

^

1) Он используется в художественных произведениях;

2) Его задача – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства (эмоции) автора,

3) Высказывание обычно бывает конкретным (описывается именно эта береза, а не береза вообще), образным, наглядно представляемым, эмоциональным.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/prochitayte-otryivki-iz-sochineniy-uchaschihsya-otredaktiruyte-tekstyi/

Н. И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов».

В. И. Яковлева «Сборник текстов для изложений в начальных классах».

Н. С. Черноусова «Сочинения в начальных классах».

В. И. Капинос «Развитие речи».

И. Д. Морозова «Виды изложений и методика их проведения».

Т. А. Ладыженская «Система обучения сочинениям».

Сочиняем

волшебную

сказку

Из опыта работы учителя

начальных классов Мелеховской

средней школы №1 Ковровского

района Владимирской области

Уроки, на которых мои ученики пишут сочинения, самые радостные. Именно на этих уроках создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в детях духовную окрыленность. Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по литературе и русскому языку, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

Большое значение я придаю выполнению трех условий на любом уроке в начальных классах.

1. Обеспечение правильной речевой среды;

2. Создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний;

3. Активизация словаря учащихся.

На уроках речевого развития предлагаю самые разнообразные виды сочинений:

— описание,

— рассуждение,

— повествование.

Стараюсь использовать богатый языковый материал, опираясь на художественные произведения, наблюдения детей. Большим интересом пользуются уроки по сочинениям сказок. Сказочный жанр многолик и разнообразен. Традиционно выделяют такие типы сказок, как литературные и народные; внутрижанровые разновидности, как сказки о животных, волшебные и бытовые.

Особенно дети любят слушать и читать волшебные сказки. В процессе чтения — поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном» мире, то есть у них необходимо заложить основу для постепенного овладения таким оптимальным объемом умений как:

1. умение видеть специфическое начало сказки — зачин и благополучный конец для хороших героев,

2. умение определять сказочное место и время действия.

3. умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия, дающий возможность проследить изменение героя,

4. умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей,

5. умение находить и называть волшебные (чудесные) предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений, чтение сказок я организую так, что дети от начала и до конца работы находятся в состоянии поисковой ситуации: читают сказки по абзацам, осмысливают сказочные действия, поступки героев по элементам сюжета, обобщенным в схеме — таблице (приложение 1, 2).

Эта работа продолжается и на уроках русского языка, где мы сами становимся авторами сказок. Используя данную схему — таблицу, вспоминаем.

1. Что такое зачин и каким он бывает. (Жили-были… В тридевятом царстве…).

2. Далее говорим о том, каков герой в волшебной сказке, который смело отправляется на поиски счастья? (чаще всего это бедняк: портной, подмастерье, солдат, младший сын в семье, которому нечего рассчитывать на наследство, если он и принц, то тоже младший, обижаемый старшими братьями. Во многих сказках он бывает хитер, находчив, догадлив, может разгадать любые загадки, перехитрить всех королей, все предусмотреть и всех обвести вокруг пальца).

А счастье он всегда ищет в «чужом» мире.

3. Что же является «чужим» миром? (чистое поле, темный лес, подземное

царство…).

4. Что же ожидает героя в чужом мире? (препятствия, встреча с добрыми помощниками, преследования героя…).

5. Таблица помогает нам выделить следующий этап сказки: возвращение героя домой — залезает в ухо коня, превращается в кого-то, помогают магические силы, становится красивым, умным, богатым…

6. Завершается сказка концовкой (Я там был, мед-пиво пил…).

После такого анализа дается задание:

1. Продумай схему развития действий волшебной сказки (можешь пользоваться предложенной подсказкой).

2. Оформи свою сказку (на выбор):

— как книжку с иллюстрациями.

— как диафильм с подписями под кадрами,

— как карту-схему с обозначением мест действия и основных событий.

Указанный анализ сказки помогает обогатить нравственный и эмоциональный опыт учащихся, о чем свидетельствуют детские сочинения.

^

Жили — были, в тридевятом царстве,

в тридесятом государстве.

Рисунок.

Герой? Героиня? С кем они живут?

Как относятся друг к другу?

Рисунок.

В доме? В избе? Во дворце?

Есть ли что-то необычное в этом мире: чудесное дерево, конь и т.д.?

Отъезд или смерть родителей (старших); Похищение каких-либо предметов, невесты, детей… Приказ царя, отца.

Кого-то освободить, что-то найти и т.п.

Шапка-невидимка, сапоги-скороходы.

Коня. Чудесное оружие. Железную палку.

Заоблачное царство, подземное царство, летучий корабль, ковер-самолет…

Чтобы попасть «туда», «на ту сторону» бывают нужны: волшебные помощники, заклинания и др.

Рисунок.

Кто ему служит?

Диковинные, удивительные предметы, животные и др. существа.

Сады, реки, дворцы.

Сокровища, чудесные вещи,

чудесные существа, конь, змей,

мертвые тела, черепа, кости…

Помогают — волшебные вещи, животные, условные жесты, заклинания.

Вредят — слуги, вещи «хозяина», существа «чужого» мира, звери, растения.

Троекратное повторение.

Преследование героя.

Бой. Решение трудной задачи и т.п.

Сила, смекалка героя, помощь друзей и т.п.

Победа! Радость!

Смотри п.IV (1, 3) Залезает в ухо коня, превращается в кого-то, становится невидимым… Помощь магических сил.

Что произошло с героем

после путешествия?

Стал красивым, умным, богатым и т.д.

Я там был, мед, пиво пил…

Задание

1. Продумай (составь) схему развития действия своей волшебной сказки.

Можешь пользоваться предложенной подсказкой (см. схему).

2. Оформи свою сказку (на выбор).

— как книжку с иллюстрациями;

— как диафильм с подписями под кадрами;

— как карту-схему с обозначением мест действия и основных событий.

^

В тридевятом царстве.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него дочка Василисушка. Царица умерла давно, и остался царь с маленькой дочкой один-одинешенек. В своей принцессе он души не чаял, дарил ей наряды цветные, камни дорогие. Выросла она девушкой умной, доброй и красивой.

Пришло время, и поехали к ней женихи свататься, цари и ца­ревичи со всего света. Был среди них и злой колдун — царь Черной Горы, который очень хотел взять царевну в жены. Но царь-отец был против.

Гуляла однажды царевна в саду, как вдруг поднялся сильный ветер. Закрутил, завертел и подхватил Василису, понес через земли, через реки, через три царства в четвертое на Черную Гору. Опечалился царь и издал приказ:

— Кто вызволит мою доченьку из плена злого колдуна, за того и выдам Василису.

Поехал первый царевич за царевной, да напала на него стая воронов у Черной Горы. Побитый вернулся он домой. Отправился второй жених к злому колдуну, да на середине дороги обвалилась гора перед ним. И Он вернулся домой ни с чем. В третий раз отправляется в дальнюю дорогу Иван-царевич. Присел он на пенек перед дорогой, призадумался: как бы ему перехитрить злого вол­шебника и его слуг, которые охраняют дорогу в замок. Вдруг он услышал рядом с собой шорох, оглянулся и увидел перед собой Старичка-Лесовичка. Он ему и говорит:

— Не печалься, Иван-царевич, я помогу тебе. Злой колдун много жителей моего Лесного царства погубил. Вот тебе в помощь ковер-самолет.

Сел Иван-царевич на ковер-самолет и полетел на Черную Гору,

Злой колдун в это время отправился в заморские страны за подарками принцессе. Иван-царевич подлетел к замку, увидел в окне прекрасную Василису и забрал ее с собой. На ковре-само­лете они счастливые отправились к родному дому.

Злой колдун, возвратившись в замок, не нашел Василису. Он переполнявшей его злобы он лопнул, и все его чары рухнули.

Иван-Царевич с Василисой сыграли свадьбу и устроили пир на весь мир.

Тут и сказке конец.

^

Жил на свете злой колдун, который умел предсказывать буду­щее.

Вот как-то раз, когда его сыну исполнилось 18 лет, загля­нул он в свою Книгу Судеб и прочел в ней, что его сын женится на простой девушке, которая живет в маленьком домике на берегу реки.

— Не бывать этому! — грозно произнес колдун, и в ярости превратил своего сына в перстень, с которым потом никогда не расставался.

Старик с гневом захлопнул черную книгу, велел падать коня и отправился на поиски несчастной девушки. Волшебный клубок, который подарила ему сестра-колдунья, быстро привел в домик бедного рыбака. Силой заманил злой старик бедную девушку на скалистый берег и решил столкнуть в море.

— Пощадите меня! — взмолилась девушка. — Я ни в чем не виновата. Отпустите меня, я сделаю все, что вы пожелаете.

— Хорошо! Я подарю тебе жизнь. Но без этого перстня не свершится предсказание, — сказав эти слова, колдун бросил кольцо в море и исчез.

Перепуганная девушка никому ничего не рассказала.

Прошел ровно год с того дня, когда появился в доме не­званный гость. Никто не вспоминал о его появлении.

Стоял солнечный день, когда счастливый отец возвращался с рыбалки. Все были довольны, что этот день был удачным — ведь огромная рыба, которую привез старик, была редким уловом. Дочь стала потрошить ее и что же — в желудке она обнаружила перстень старого колдуна. Когда девушка увидела свою находку, то от страха выронила перстень из рук. Загремел гром, блеснула мол­ния. И возник образ злого колдуна, который продолжал твердить: «Все-таки это свершилось!»

Девушка без чувств от ужаса упала на землю.

Чары колдуна нарушены.

Через несколько минут, когда девушка открыла глаза, то увидела прекрасного юношу. С первого взгляда они полюбили друг друга и никогда больше не расставались. И сыграли они свадьбу славную и прекрасную, подобно которой до тех пор свет не видывал.

И прожили долго и счастливо.

^

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое чис­ло действующих лиц.

^

— повествовательность;

— небольшой объем;

— небольшое число героев;

— описание одного эпизода.

Стихотворение

^

— небольшие размеры произведения;

— изображение переживания или чувства;

— стихотворная форма.

Жанры фольклора.

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеивают человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

^

— небольшие размеры произведения;

— иносказательность;

— высмеивание недостатков;

— поучительность.

Былина – это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

^

— сказание о богатырях и исторических событиях;

— сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;

— неторопливое повествование.

Дразнилка – это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель: поддразнить («Анрей-воробей, не клюй песок, не тупи носок!»; «Рыжий, рыжий, конопатый убил дедушку лопа­той!»)

^

— короткие рифмованные фразы;

— цель: поддразнить;

— обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

Загадка – это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом, подчеркивая их важные признаки: «два конца, два кольца — посередине гвоздик»; «скатерть бела весь свет одела».

^

— известный загадывающему предмет или явление не назва­ны, специально скрыты (например, как во второй загадке – снег);

— названы важные признаки скрытого предмета или явления («белый», «скатерть», т.е. «закрывающий большое пространст­во», «весь свет»).

Поговорка – это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать»; «после дождичка в четверг»; «свалился как снег на голову».

^

— краткость;

— образность;

— незаконченность предложения.

Пословица – это краткое, меткое, глубокое и точ­ное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суж­дения (т.е. пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «жизнь прожить — не поле перейти»; «цыплят по осени считают»; «без труда не вытащишь рыбку из пруда».

^

— краткость;

— меткость и точность мысли;

— законченность предложения.

Прибаутка – это забавное сочетание слов, повест­вующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

— Я медведя поймал.

— Так веди сюда!

— Не идет.

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

^

— очень короткий эпизод;

— форма диалога;

— забавное сочетание слов.

Сказка – это вид занимательного устного повествова­ния с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне закончен­ным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

^

— наличие законченного сюжета;

— занимательность;

— необычность;

— наличие вымысла;

— воспитательная направленность.

^

Сказки о животных

^

^

Считалка – это небольшой стишок со строгим соблю­дением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить.

Все равно тебе водить!

Признаки считалки:

— краткость;

— стихотворная форма;

— цель – упорядочить игру.

Виды пересказа.

а) Прямое воспроизведение текста, зависящее от поставленной задачи:

— краткий пересказ;

— подробный пересказ;

— выборочный пересказ;

б) Творческий пересказ:

— с изменением места действия;

— с изменением сюжета;

— с изменением окончания;

— с изменением позиций героев и т.д.