«Что такое человечность?» Выделите в тексте сочинения абзацы в соответствии с данной ниже схемой.

СОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ С ОПОРОЙ НА ПИРАМИДУ

1.

Имя героя истории (человек, животное, растение, предмет)

2.

Два слова, описывающие героя

3.

Три слова, описывающие место события

4.

Четыре слова с описанием проблемы (что произошло)

5.

Пять слов о первом событии

6.

Шесть слов о втором событии

7.

Семь слов о развязке

Алгоритм работы: сочинение по прочитанному тексту

Пример работы над заданием открытого типа – сочинение по прочитанному тексту.(15.2)

Напишите сжатое сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина « Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла ».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

1.

Толкование значения слова

Учащийся в той или иной форме в любой из частей работы дал определение и прокомментировал его

2

2.

Наличие примеров-аргументов

Учащийся привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного, а второй – из жизненного опыта.

4

3.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа учащегося характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

4

4.

Композиционная стройность

Работа характеризуется смысловой цельностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

Общее количество

12

Что требуется от ученика

истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;

найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;

аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;

логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Алгоритм работы с текстом

внимательно читаем высказывание

выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой

определяем, какие языковые средства следует искать в тексте

находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль

Композиция сочинения

Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

Первый пример и его роль в тексте

Второй пример и его роль в тексте

Вывод

Речевые клише

Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.

Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Речевые клише. Вступление

Автор пишет о…

В высказывании … говорится о… Действительно…

Как отмечает…

Бесспорно мнение автора о том, что…

Я полностью согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я поддерживаю мнение…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Речевые клише. Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише. Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Как использовать клише

Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Правило шести шагов

Шаг 1. Внимательно читаю высказывание

Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с лингвистикой

Шаг 3. Перечитываю текст

Шаг 4. Пишу вступление

Шаг 5. Пишу основную часть

Шаг 6. Пишу заключение

Готовимся к сочинению

1. Заполните пропуски в сочинении.

Текст посвящён описанию природы. Автор пишет очень эмоционально, используя различные средства выразительности. Прежде всего, нельзя не обратить внимания на яркие эпитеты: _____________________________________________________, с помощью которых ________________________________________________________.

В тексте также использовано сравнение (____________________), для того чтобы_______________________________________________________.

Таким образом, использованные языковые средства помогают автору создать неповторимый образ весны с её буйством растительности и многообразием красок.

2. Прочитайте текст. Найдите в справочной литературе или в Интернете материал, чтобы восстановить пропущенные части текстов.

Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему, скажем… килограмм воздуха? Чудак наверно этот человек или шутник. Разве можно взвешивать воздух, если он ничего не весит?

А вот знаменитый учёный Галилео Галилей более 300 лет назад, к всеобщему изумлению, взял… да и взвесил воздух.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позже высчитали, что невидимый воздух не такой уж лёгкий – в бутылке кефира помещается больше чем полграмма воздуха.

3. Прочитайте текст и дополните его элементами рассуждения.

У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. (…)

Бывает так и среди людей. Одни стараются помогать окружающим…________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте рассказ лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина «Лапти», а затем напишите сочинение на тему «Что такое человечность?» Выделите в тексте сочинения абзацы в соответствии с данной ниже схемой.

Вступление. Толкование значения слова