И определение типа вступления: внезапное, естественное и искусственное начало

Современное глобальное информационное пространство требует от человека высокой языковой подготовленности, развитой речи, умения осмыслять услышанное и прочитанное. В этой связи особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом – его анализ позволяет развивать речь, совершенствовать мышление. Множество видов анализа текста, имеющих место на уроках русского языка (анализы по разделам изучения русского языка (фонетический, грамматический, морфологический, синтаксический, стилистический), анализ текста в зависимости от аспекта рассмотрения объекта (культурологический, литературоведческий, лингвистический, риторический, комплексный) и др.) позволяют достичь поставленной ФГОС цели, контроль полученных знаний закреплен за ЕГЭ, где проверяются умения учащихся работать с текстовым материалом.

Единый государственный экзамен по русскому языку — один из наиболее важных для ученика современной российской школы. Его сдают все без исключения выпускники, а результаты учитываются при поступлении на все специальности, в том числе и сугубо технические. Каждому необходимы высокие баллы по данному основному предмету, однако на пути к желаемому результату во время освоения структуры и содержательной стороны экзамена, многие школьники сталкиваются с непростыми препятствиями, основное проявление которых связано с текстами, составляющими некую опору экзамена по русскому языку.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит успешность обучающихся на экзамене.

Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ становится написание сочинения – рассуждения на основе своего читательского опыта. В связи с этим все большую актуальность приобретает работа с текстовыми анализами, что способствует формулированию собственных мыслей.

Цель данной работы – обобщить виды анализа текста и разработать рекомендации, которые помогут создать систему упражнений для успешной подготовки школьников к выполнению текстовой части ЕГЭ.

Реализация цели исследования предполагает реализацию следующих задач:

  •  анализ структуры экзаменационной работы по русскому языку;
  •  обобщение видов анализа текста, используемых в ЕГЭ;
  •  характеристика компетенций (умений и навыков) необходимых для эффективной работы с текстом;
  •  разработать рекомендации по выполнению заданий части 2 ЕГЭ.

Предметом исследования являются экзаменационные работы прошлых лет, демонстрационные варианты.

4 стр., 1549 слов

Виды творческих письменных работ на х русского языка. статья

... стенной газеты и т.д. Это далеко не все виды творческих письменных упражнений, которые может использовать учитель при обучении русскому языку. На уроке можно выделить 5—7 минут для ... употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов! Работа с пословицами. Задача: ...

Объектом исследования являются виды анализа текста и способы подготовки обучающихся к выполнению текстовой части ЕГЭ.

Практическая значимость исследования задания в части 2 ЕГЭ по русскому языку состоит в том, что материалы данной работы могут стать основой для разработки методического пособия для учителей русского языка с рекомендациями по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, а также учитель практик основываясь на эту работу может составить авторскую программу факультатива по подготовке к экзамену по русскому языку.

Методы: анализ, синтез, обобщение.

Методологическая основа работы:

1. Цыбулько, И. П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ).

– М.: ФИПИ, 2014.

2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ 2016. Русский язык. Тематические тренировочные задания/ Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 110 с.

3. Нарушевич, А.Г. Видеоуроки ЕГЭ по русскому языку [https://4ege.ru/video-russkiy/57120-gotovimsya-k-sochineniyu-v-novomformate.html ]

Структура работы:

1. Введение.

2. Глава 1. Единый государственный экзамен как форма итогового

контроля знаний по русскому языку.

3. Глава 2. Комплексный анализ текста.

4. Глава 3. Организация подготовки к обучению сочинению.

5. Заключение.

6. Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/urok-podgotovki-k-napisaniyu-sochineniya-ege-analiz-teksta/

ГЛАВА 1. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА

ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1.1. История ЕГЭ. Общие требования к выпускнику

Новые формы итогового контроля знаний выпускников внедрены в образование еще с 2000-х гг. Однако все новое всегда проходит стадии апробирования, затем совершенствования с учетом новых реалий, требований, изменений.

Поскольку система образования в нашей стране предполагала возможность вариативного обучения, самостоятельного выбора учебных пособий, систем обучения, то сдача единообразного экзамена стала сложной ситуацией для всех сторон образовательного процесса: учителя, ученика и родителей. Так, А.В.Бессонова в своей статье, основанной на изучении российских учебников по РЯ и сопоставлении целей обучения, которые предъявляются выпускникам делает следующие выводы:

1) на данный момент нет учебника, который отвечал бы всем целям образования, поэтому учитель должен самостоятельно подбирать задания;

2) нужно ввести блочную систему повторения вскго курса пунктуации и орфографии, составление таблиц и схем;

3) для анализа важен правильный подбор текстов – это должен быть текст культуроведческого, нравственного или лингвистического характера;

5 стр., 2223 слов

Дифференцированный подход в обучении. Урок русского языка, 3-й ...

... зимой! Положите перед собой карточку № 3. Прочитайте внимательно свое задание. Кто хочет поменять его на более трудное или легкое? Еще раз прочитайте задание. Начинаем работать. Число Сочинение Зимушка – зима ... наступило? 2. Какая погода зимой? 3. Какие стоят деревья? 4. Как живут зимой звери и птицы? 5. ... итог всему сказанному, выразить ваше отношение к зиме. Это может быть 1-2 предложения. Составьте ...

4) для того, чтобы сформировался навык выполнения задания в тестовой форме, необходимо регулярно обучать учащихся работать с тестовыми заданиями;

5) на уроках РЯ нужно регулярно предлагать задания, которые ориентированы на реальное значение. [Бессонова,2010, с. 69]

Итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации дает возможность установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Характеристиками единой формы выпускных экзаменов являются:

  •  единые требования к уровню подготовки учащихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса (самих учащихся, их родителей, педагогов, специалистов, общественности);
  •  единая система оценки достижения требований образовательных стандартов;
  •  возможность применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.

«Формирование у выпускников коммуникативных умений – основная цель обучения русскому языку в старших классах, а это означает свободное изложение на письме своих мыслей. Следовательно, возникает необходимость навыков анализа текстов-рассуждений, аргументирования, обоснования своей позиции, создания текстов-рассуждений, что способствует совершенствованию мировоззренческой компетенции, когнитивных качеств, связанных с познанием мира: умение задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить свое высказывание по законам логики»[Бессонова,2010, с. 69]. Проверку этих навыков осуществляет ЕГЭ.

«Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.»

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рособрнадзором разработаны методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1) Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

2) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

3) Приказ Минобрнауки России от 5 февраля 2016 г. N 72 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания»;

4) Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. N 35 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания»;

5) Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. N 34 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету»;

3 стр., 1052 слов

Образцы заданий ГВЭ-11 по русскому языку

... материала: изложение с творческим заданием № И-11- 1 Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск… Русский язык открывается до конца ... слово «честь»? Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 150 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов ...

6) от 07 июля 2015 года №692 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N1394»;

7) от 24 марта 2016 года №306 «О внесение изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013г №1400»;

8) от 26.12.2013 года №1400 Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;

— Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ был разработан и запущен на сайте ФИПИ (http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=AF0ED3F2557F8FF C4C06F80B6803FD26, http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA4 0B06BF61A015416) с целью помочь выпускникам подготовиться к экзаменам. Задания, представленные на этом ресурсе, считаются наиболее качественными, наиболее достоверными и действительно, способствующими полному овладению учащимися необходимыми навыками и умениями.

Информация, содержащаяся в КИМ, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа — содержащиеся в КИМ сведения разглашать нельзя.

Для выпускников 11го класса предлагаются задания по разделам: «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Грамматика», «Морфология», «Грамматика», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация», «Речь», «Языковые нормы», «Выразительность русской речи», «Информационная обработка текстов различных стилей и жанров»[Егораева,2016, с. 13]. Умения, соотношения с данными разделами приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Также на сайте ФИПИ можно ознакомиться с предварительными вариантами (демоверсиями) будущих экзаменов. Это позволяет учащимся увереннее себя чувствовать как в процессе подготовки к ЕГЭ, так и непосредственно во время экзаменационных испытаний.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку является обязательным письменным экзаменом. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ) – стандартизированные комплексные задания на специальных бланках. По всей стране он проводится в один день в определенное время (с учетом часового пояса).

ЕГЭ имеют право сдать учащиеся, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (т.е. имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

В ЕГЭ имеют право участвовать и выпускники прошлых лет, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также, обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

Продолжительность экзамена 210 минут.

ЕГЭ организуется в опорных пунктах (причем учащиеся не сдают в своем учебном заведении), в классе каждый занимает отдельную парту, как правило, в одной аудитории находится 15 человек учащихся из разных классов и школ, и 2 педагога-наблюдателя (не филолога).

3 стр., 1418 слов

Задание №1. Работа с текстом (задание ( )

... о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется». 3 . Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связ­ный текст. ... звонит по каждому из нас»! Разные языки, разный цвет кожи Д. В ... мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении. (По Д. Лихачёву ) СОЧИНЕНИЕ ...

При проведении ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку используется стобалльная система оценки.

По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов. Преодоление этого барьера подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования.

В случае несогласия с выставленными баллами, учащийся может подать апелляцию, но не позже 2 дней после объявления результатов.

Если учащийся не набрал установленного минимального количества баллов, то может повторно сдать в дополнительные сроки, которые обзначены в едином расписании. Если не удалось сдать и во второй раз, то пересдача переносится на следующий год.

Срок действия результатов – 4 года[ http://ege.edu.ru/ru/main/main_item/].

1.2. Типы заданий по русскому языку в системе ЕГЭ

Экзаменационные задания ЕГЭ (КИМ) – это комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. Данная форма итогового контроля знаний по русскому языку предполагает, что каждый учащийся должен будет ответить на вопросы по основным разделам курса, изучаемого с V по XI класс. Задания, которые входят в ЕГЭ по русскому языку разные по способам предъявления языкового материала: языковой материал представлен в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создание собственного письменного монологического высказывания.

Экзаменационная работа проверяет:

  •  знания по лексике и фразеологии; словообразованию, морфологии, синтаксису.

 умение работать с текстом (смысловая цельность и формальная связанность предложений в тексте, средства связи предложений, типы речи повествование, описание, рассуждение).

 знания по орфографии и пунктуации.

 владение нормами литературного языка (орфоэпическими правильно произносить слова; лексическими — правильно толковать значение слов, правильно употреблять слова; морфологическими — правильно образовывать формы слов; синтаксическими — правильно строить словосочетания и предложения).

 умение создавать письменное монологическое высказывание (сочинение по предложенному тексту).

Задания разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

КИМ включают в себя задания с кратким и развернутым ответами.

В 2014 году КИМ по русскому языку имели следующее содержание:

Часть 1 — 30 заданий (А1 — А30) с выбором ответа. Эти задания проверяют усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности. К каждому из заданий даны 4 варианта ответа, один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 — В8).

Ответы к этим заданиям учащиеся должны сформулировать самостоятельно. Эти задания относятся к высокому уровню сложности.

Часть 3 состоит из одного задания (С1), которое является заданием повышенного уровня сложности и представляет собой письменную работу по тексту (сочинение).

Оно создается на основе предложенного в КИМ исходного текста.

11 стр., 5082 слов

Прочитайте текст и выполните задания

... Ответ: ____________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания 10-17. (1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. (2)Я уже кое-что ... из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. ... Северо-Западного округа «Союза казаков» (Санкт-Петербург), автор нескольких детских книг и сценариев для ...

В 2015 году КИМ включает в себя 2 части:

1 часть, состоящую из 24 заданий с кратким ответом: открытого типа – самостоятельно сформулированный ответ, задания на выбор одного и несколько ответов из предложенного перечня;

  • Часть 2, состоящая из 1 задания с подробным ответом (эссе), проверяющим возможность создания собственного утверждения на основе прочитанного текста.

Причем сочинение должно содержать не менее 70 слов, иначе оно не будет оцениваться, и иметь объем 150-300 слов. Высший балл за сочинение объемом 70-150 слов не ставится.

Все основные характеристики экзаменационной работы в КИМ ЕГЭ 2016 года по сравнению с 2015 годом в целом были сохранены. Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8. Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25.

В 2019 году произошли следующие изменения в КИМах: увеличилось количество заданий с 26 до 27, появилось новое задание (21), связанное с пунктуационным анализом текста. Изменен формат заданий 2. 9-12. Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.

Таким образом, в работе используются 3 типа заданий: с выбором ответа, кратким ответом и развернутым ответом. Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковые компетенции выпускников, большинство из них на базовом уровне. Задания открытого типа с коротким ответом имеют более сложный материал по тексту. В целом, текстовые задачи представляют собой многомерный анализ текста (семантический, композиционный, типологический, стилистический, лингвистический).

Часть 2 экзаменационной работы осталась неизменной на протяжении 6 лет и направлена на создание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить уровень сформированности разнообразных речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции обучающихся, например умения: адекватно воспринимать информацию, развивать мысль автора, аргументировать свою позицию, последовательно и связно излагать свою мысль, выбирать нужные для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать письменные нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочинение-рассуждение еще долгое время будет одним из этапов проверки эффективности учебной деятельности учащихся. 16

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

2.1. Текст как явление языка и речи. Признаки организации текста

В широком понимании текст является произведением словесности. Возникает он в результат употребления языка, и характеризуется он этим обстоятельством. Л. В. Щерба определил текст так: «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы». [Щерба,1969, с. 256]

Основные признаки текста:

1) Выраженность. Не выраженного текста не может быть, он всегда написан, произнесен или напечатан. Выраженность является одним из главных признаков текста. Поэтому текст принадлежит области языкового употребления. В соответствии с требованиями языкового общения в тексте происходит реализация выбора и организации языковых средств. По словам С.С. Аверинцева: «текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей выступает как исходная реальность филологии». [Аверинцев,1996, с. 324]

4 стр., 1908 слов

Автор произведения евгений онегин. Отношение к Татьяне. Чему учит произведение

... тексте, но также в очередной раз подчеркивает, что в произведении «Евгений Онегин» жанр характеризуется как роман. Темы Основная тема романа «Евгений Онегин» ... Анализ жанровой специфики текста Итак, как, собственно, определить в произведении «Евгений Онегин» жанр? О сюжете можно сказать, что ... поднял автор: Главная проблема, которая поднимается во всем реализме в целом, и Пушкиным в «Евгении Онегине» ...

2) Связность. Все языковые средства, которые образуют текст, связаны между собой.

3) Ограниченность. У каждого текста есть четкие границы: начало и конец. Он отграничен от других текстов и от всего материала словесности, который остается за его пределами.

4) Упорядоченность. Все части текста, смысловые и содержательные стороны, языковые единицы – все, что образует текст, всегда организовано и упорядочено.

5) Цельность. Текст представляет собой единое целое в отношении содержания. Любой текст отвечает требованиям цельности: он должен быть посвящен одной теме, а информация, которая находится в нем должна раскрывать эту тему. Г. О. Винокур: «предмет стилистики состоит из соединения отдельных членов языковой структуры в одно и качественно новое целое». [Винокур,1990, с. 407]

Для учителя при подготовке школьника к сочинению-рассуждению важны три признака: выраженность, ограниченность и упорядоченность. Любой текст всегда должен включать в себя информацию. Как правильно писал В.В. Одинцов «текст создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания». [Одинцов,1988, с. 53]

«Грамматическая категория информативности, представляющая собой обязательный признак текста, может проявиться в разных формах — от нулевой, когда содержание текста не дает ничего нового, а лишь повторяет уже известное, до концептуальной, когда для ее выявления необходимо подвергнуть текст скрупулезному анализу. Между этими полюсами располагаются информации различной степени насыщенности (меры новизны)». [Гальперин,2006, с. 9]. Гальперин в своей работе «Текст как объект лингвистического исследования» пишет о том, что информация является грамматической категорией текста. И что, любой текст можно классифицировать как по функциональным стилям, так и по характеру информации. «Так, дипломатические документы, объединенные общим функциональным стилем языка официальных документов, по характеру информации могут быть представлены в виде пакта, договора, меморандума, ноты, заявления, протеста, ультиматума и проч. Стиль языка художественной литературы реализуется во множестве жанров и форм — в рассказе, басне, романе, стихотворении, драме, поэме, повести. Стиль языка газеты воплощается в тексте коротких сообщений, газетных заголовков, передовых статей, коммюнике и проч.» [Гальперин, 2006, с. 31].

Все эти признаки принадлежат любому тексту и проявляются в нем. Помимо них, существуют еще признаки, без которых текст может существовать, но в определенных случаях они очень важны.

Например, можно выделить интертекстуальность литературных текстов, то есть связь с другими произведениями, выраженную различными способами и техниками общения с другими работами.

Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее определение. Текст – это выраженная в устной или письменной форме упорядоченная определенным образом последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных языковых единиц, заключающая в себе информацию.

14 стр., 6578 слов

«Тихий Дон» анализ произведения Шолохова – проблематика, история ...

... вековые обычаи и традиции. Сочинение Изображение гражданской войны в романе Тихий дон Основной темой произведения является изучение и анализ трагического влияния военных событий ... Анализ 3 Роман «Тихий Дон» входит в число выдающихся произведений не только советского, но и мирового масштаба. Автором данного романа является М.А. Шолохов. Данная работа автора относится к жанру роман, но произведение ...

2.2. Риторический анализ текста

«Изучение риторического анализа в школе способствует развитию следующих навыков: способность к восприятию информации, обобщение, способность логично выстраивать устную и письменную речь, анализ, умение поставить цель и выбрать средство для ее достижения, умение редактировать текст профессионального и социального содержания». [Кораблева, 2013, с. 154]

На данный момент риторика занимает важное место в культуре современного человека и охватывает множество областей общественной жизнедеятельности: педагогику, административную деятельность, медицину, дипломатию и другие.

Все элементы риторического текста имеют свое содержание, они взаимозависимы и взаимосвязаны. С.А. Минеева определяет такие элементы риторического текста, как «автор, тема, аудитория (адресат), постановка цели (задача и важнейшая задача), риторическая ситуация, аргументация и тезис, речь, язык, психологические, педагогические и логические способы средства и композиции. [Минаева, 2009, с. 114]

В риторическом анализе важна не формальная идентификация компонентов риторического канона, а адекватное понимание намерений автора и вступление в диалог с автором, «диалогический контекст» [Минеева, 2009, с. 222].

Если какой-либо авторский текст рассматривается как диалогическое единство, субъектно-субъектные отношения автора и читателя рассчитывают на активную обратную связь, то главное — адекватное понимание мысли автора и оформление его отношения к мысли автора: полное принятие диссертации, частичное принятие, отклонение, включение разработки в ваш контекст и т. д.

Используя риторический анализ, как отметила С. А. Минеева, можно преодолеть искажения в понимании и толковании текстов, характерные для большинства [4, с. 223].

Анализ области намерений автора должен включать анализ контекста, экстралингвистической ситуации, концепции автора, проблемы, тезиса (позиция автора), целевого набора (цель, задача, сверхзадача).

Анализируя журналистский текст СМК, целесообразно учитывать при анализе социальнополитическую позицию издания, поскольку автор выступает не только как частное лицо, но и как социальная личность.

Другим важным аспектом риторического анализа должна быть оценка аргумента мышления автора: как доказывается тезис, какие аргументы представлены (рациональные и эмоциональные), какова степень их убедительности, какой фактический материал используется и как доказана авторская точка зрения.

Риторический анализ публицистического или художественного текста мы встречаем при подготовке учащихся написанию сочинения-рассуждения. в ЕГЭ по русскому языку.

Это задание представляет собой риторический анализ в его пассивной и активной форме. Во-первых, необходимо выделить в тексте автора одну из проблем и тезис по ней (позицию автора), а также рассмотреть аргументы автора и прокомментировать их. Во-вторых, вступив в диалогические отношения с автором теста, сформулируйте свой тезис (принятие или отклонение автора) и представьте свои аргументы в его защиту.

Следует отметить, что коммуникативные компетенции, сформированные в образовательном процессе с помощью риторического анализа (адекватного восприятия и развития убедительного текста), существуют и востребованы в современной речевой практике.

7 стр., 3026 слов

Анализ речей ораторов

... Анализ. Автор. Владимир Ильич Ленин. Аудитория. Тема выступления. В своей речи он остановился на основных показателях развития страны и определил важнейшие направления деятельности. Цель текста. Общая цель текста - торжественная речь. ... отношений говорящего и адресанта. 2. Анализ речи Геббельс, Пауль Йозеф «Речь о тотальной войне» риторика красноречие ораторский искусство «Всего лишь три недели тому ...

Анализируемый текст должен обладать тремя свойствами: правдой, мыслью и красотой. Все это не должно быть выдумкой. Если текст полон мыслей и имеет смысл, то он имеет моральное содержание. Прелесть текста заключается в его глубине содержания, способности привлекать внимание аудитории и пробуждать в них определенные эмоции и чувства, а также гармонию изложения.

Композиция текста:

1) Введение.

Обсуждение основных вопросов и задач. Введение включает в себя несколько вступительных замечаний. И эффективность восприятия основной части зависит от них. Исследуя вступление, необходимо обозначить задачи, поставленные автором, формулировка вопроса по теме и определение типа вступления: внезапное, естественное и искусственное начало.

2) Основная часть.

Изложены основные материалы, выдвинуты и аргументированы тезисы. Способ выражения материала определяется следующим образом: шаг за шагом — представление одной задачи за другой; концентрические описание основных проблем, поставленных докладчиком; исторический материал представлен в хронологическом порядке, метод аналогий включает сравнение различных фактов, явлений и событий; дедуктивный факты изложены в общих положениях для доказательств; индуктивные факты от частного к общему.

3) Вывод.

Завершая анализ, вы должны дать оценку тексту. Критериями этой оценки являются доступность, достоверность и значимость. «Представленные в тексте сведения должны быть точными, обоснованными, должны соответствовать действительному положению дел, не иметь искажений и фактических ошибок. Доступность изложенного автором текста проявляется по степени ясности употребляемых им выражений и слов. Не нужно считать понятным тот текст, в котором есть злоупотребления иноязычной лексики, терминологии. Автору следует избегать двояких выражений, подтверждать основную идею доказательствами и конкретными данными». [Кораблева, 2013, с. 152-156].

Пример риторического анализа (см. приложение №1)

Текст Н.Михайлова относится к публицистическому типу. Н.Михайлов рассуждает на актуальную для образования (да и для самих учеников) тему о том, что такое гениальность и как успешное развитие ребенка взаимосвязано с окружающей его средой: стал бы Пушкин Пушкиным, родись он не в дворянской семье? Свое рассуждение Михайлов начинает с провокативного вопроса, который сразу же интригует читателя: «Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребенок вырос талантливым?» Это риторический вопрос. Ответ очевиден: конечно, каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и талантливым человеком.

Главная идея Н. Михайлова, которую он хочет донести до читателей в том, что в каждом человеке, в каждом ребенке есть потенциал для успешного развития. Главным фактором, который благоприятствует раскрытию потенциала, Н.Михайлов называет среду, в которой растет и живет ребенок. Таким образом, для учеников назидательный посыл сводится к тому, что гениями, конечно, рождаются, но все-таки окружение играет определяющую роль в раскрытии и формировании личности. Для подтверждения свой точки зрения, автор цитирует авторитетных личностей (Л.Н. Толстого, Гиппократа и др.).

Чтобы оживить речь, «включить» читателя в скрытый диалог, автор использует разные типы предложений: восклицательные, вопросительные.

2.3. Литературоведческий анализ текста

Литературоведческим анализом называют изучение разделов и компонентов произведения, а также взаимосвязей между ними; это анализ интерпретация произведения как единицы литературы. Анализ является важнейшим способом научного постижения литературного произведения.

Литературоведы-исследователи предлагают всевозможные алгоритмы и методы анализа в зависимости от их научных убеждений. В настоящее время разработано множество методик анализа произведения. Есть как абсолютно схожие, так и совершенно противоположные. Несмотря на разные подходы изучения, литературоведческий анализ почти всегда включает в себя:

  • анализ художественных деталей и используемых приемов,
  • анализ других образов в произведении,
  • анализ образов главных героев,
  • анализ названия произведения,
  • изучение контекста,
  • определение конфликта в произведении,
  • анализ структуры, сюжета и композиции произведения,
  • определение основной идеи произведения,
  • определение жанра произведения,
  • определение тематики и проблематики произведения,
  • анализ образа автора и определение его роли в произведении.

Методика и методология анализа зависит от структурирования текста. Самым теоретически универсальным считается анализ, который из категории «содержательной формы» и выявляет функциональность формы по отношению к содержанию. Такой анализ способствует понимание того, как содержательная характеристика выражается в конкретных особенностях формы, и наоборот — какое содержание кроется за разными формальными приемами. Этот метод помогает определить внутренние существенные связи в нем и закономерности его построения, при это, не разрушая художественной целостности произведения.

При изучении литературоведческого анализа рассматривается проблема состава и структуры литературного произведения, а также отнесение компонента (образа автора, коллизии, сюжета) к содержанию или форме.

Компоненты анализа:

1) Содержание: «проблематика, тематика, содержащие в себе некоторый конфликт; отдельных персонажей (трагическое, романтическое, сатира, ирония и др.) и эмоционально ценностные ориентации всего произведения» [Поспелов, 1988, с. 127].

2) Форма: изображенный мир, включающий в себя элементы пейзажа, предметного мира, портрета, особенности организации художественной речи (полифония, монолог, образ повествователя и специфика повествования).

«Композиция, которая включает в себя сюжет, все сюжетные компоненты, организацию художественного пространства и времени, соотнесенность отдельных образов, такие приемы, как градация, повтор, антитеза и другие». [Бахтин, 1975, с. 301]

Композиция организует целый художественный мир и выявляет его подчиненность единому идейно эстетическому принципу. Для глубокого и живого анализа необходимо обращать внимание не столько на компоненты, сколько на свойства художественного целого, на пути организации художественного текста. Особенно данный факт касается художественной формы, в котором такие свойства (иначе — доминанты стиля) найти проще и с которых, как правило, следует начинать анализ.

К типологическим свойствам художественной формы относятся психологизм, описательность, сюжетность; монологизм и полифония (разноречие), проза и стих, риторичность и номинативность; сложная и простая композиция. Определяющими свойством содержания становится чаще всего типологическая разновидность эмоционально ценностных ориентаций и проблематики. В зависимости от определенного случая именно они должны анализироваться в первую очередь. На результатах анализа строится синтез, т.е. наиболее верное и полное понимание как содержательного, так и формально — художественного своеобразия и их единства. Литературоведческий синтез в сфере содержания характеризуется термином «интерпретация», в сфере формы — термином «стиль». Их взаимодействие и дает максимально возможное по глубине переживание и понимание произведения как духовного явления.

Литературоведческий анализ (см. приложение №2)

Данный текст дает представление, о «деревенской прозе». В.А. Солоухин – один из наиболее ярких представителей этого направления в советской литературе. Разговорные интенции в речи, разговорная, просторечная лексика подчеркивают социальный статус героев и повествователя (деревенские парни).

Автор ставит общественно важную задачу: показать, что в трудное время нужно делиться и помогать своим ближним, т.е. он говорит о гуманности и нравственности в военное время.

Композиция системно-логическая, линейная: автор описывает последовательно разворачивающееся во времени событие прошлого.

Главный пафос – чувство справедливости, торжество справедливости (герой проявляет характер, и уверенный в правоте собственной мысли о том, что в трудное время нет места эгоизму, забирает у скряги Елисеева еду, отдает ее своим товарищам).

События разворачиваются в конкретном пространстве – пространство дороги, затем пространство комнаты.

Стилистической особенностью автора является ироничность: например, говоря о запасах еды Елисеева, который ни с кем не хотел делиться, повествователь использует книжную, официальную лексику: «Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции». Повествователь использует метафоры и сравнения, чтобы описать свое состояние: «всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча».

Главной особенностью речи автора можно назвать точные эпитеты, которые передают эмоционально-ценностное отношение: драгоценный каравай, сокровенное нутро «амбара»… Речь повествователя представляет собой смесь сухого, формального языка (поставил себе задачу, исчезновение каравая, болезнь вошла в полную силу, получилось два входных дня и др.) и разговорной лексики (валялся, захворал, студеный и др.).

2.4. Лингвистический анализ текста

Лингвистическим анализом текста называется исследование, нацеленное на анализ языковых средств различных уровней текста с функционально-эстетической точки зрения, с точки зрения их соответствия индивидуальной манере письма автора и авторскому замыслу. Данный метод предусматривает рассмотрение текста как искусной организации языковых средств, которые отражают идейно-тематическое определенное и образное содержание, которое вызывает у читателя эстетический эффект.

При лингвистическом анализе основной характеристикой текста является его связность.

Связность обусловлена организацией всех уровней текста. Она реализуется и формируется посредством различных средств, которые выполняют текстообразующую функцию. Связи могут быть дистантными (между единицами, которые разделены отрезком текста) и контактными (между соседними единицами).

На различных уровнях исследования связности текста главными исследуемыми элементами являются разнообразные понятия: логический — смысловые отношения между высказываниями в самой структуре текста и особенность развития мысли; семантический — отражение единой картины мира, реализация мотивов и последовательность развития сюжета; грамматический — законы сочетаемости, правилами построения развернутых высказываний с использованием морфологических и синтаксических средств языка; прагматический — коммуникативность текста, реализуемая в субъектной организации текста, в системе пространственных, временных, оценочных точек зрения, пронизывающих текст на всем протяжении его развертывания.

На прагматическом уровне лингвистического анализа рассматриваются изобразительно-выразительные средства текста и функционально-смысловые типы речи:

1. Описание — это функционально-семантический тип речи, который изображает предметы и их признаки, одновременно сосуществующие в восприятии человека.

Описание предполагает в первую очередь перечисление наблюдаемых объектов, сообщение их признаков.

Главный смысл описания выражается словами, которые обозначают состояния, признаки, предметы. Глаголы в описании либо семантически ослаблены (торчали, мелькали, сидят), либо передают характеристику, свойство предмета, а не обозначают активное действие. Они выполняют качественно-изобразительную функцию. Большей статичностью обладают действия, которые выражены глаголами в форме настоящего времени.

2. Повествование — это функционально-семантический тип речи, предназначенный для изображения последовательных событий или перехода из одного состояния в другое. События, действия, выраженные в повествовании, последовательно сменяют друг друга, представляют стадии, этапы в развитии сюжета. [Жеребило, 2010. с. 261]

Повествование отличается от описания рядом признаков:

1) использованием видовременных форм глаголов – описание строится главным образом на употреблении форм несовершенного вида, повествование – совершенного;

2) преобладание цепной связи предложений в повествовании — для описания параллельная связь является более свойственной;

3) употреблением односоставных предложений – для повествования нетипичны безличные предложения, номинативные предложения, широко представленные в описательных контекстах.

Эти свойства не обязательны для всех повествовательных текстов, поэтому некоторые исследователи относят формально-грамматические свойства описания и повествования к неважным признакам. Более существенным оказывается характер смыслового развертывания текста противопоставление динамики и статики.

3. Рассуждение – это функционально-семантический тип речи, который соответствует форме абстрактного мышления — умозаключению, которое выполняет определенную коммуникативную задачу — придает речи доказательство (аргументы приводятся или становятся логически оправданными для нового суждения) и оформляется посредством лексикограмматических средств причинно-следственной семантики.

Рассуждение формирует рациональный, логический тип мышления, поэтому основной областью его использования является научная речь, где рассуждение используется в своей основной форме. В текстах иных стилей рассуждение представлено всегда в измененном виде, который приспособлен к задачам другого плана.

В художественном тексте собственно рассуждение как строгая логическая структура, содержащая умозаключение — аргументированный вывод из сопоставляемых тезисов, обычно не встречается, оно представлено в виде непринужденного, свободного размышления.

Лингвистический анализ художественного текста включает в себя идейно-тематическое содержание. Цель лингвистического анализа заключается в том, чтобы выявить систему языковых средств, с помощью которых передается эстетическое и идейно-тематическое содержание текста, а также, его языковую организацию.

Лингвистический анализ изучает тип речи, композицию текста, характер связи предложения, средства связи, стиль речи, тему и идею текста. Изучение данного анализа позволяет выявить уровень понимания смысла текста и его языковых особенностей. Учащиеся приобретают навыки владения терминологией и терминологический материалом, а также, умение излагать собственные наблюдения.

Лингвистический анализ текста (см. приложение №3)

Текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Этот эпизод можно назвать «Радость познания», так как в нём идёт речь о том, как главный герой изучает на себе возможности управления в полёте на большой скорости. Тип речи – повествование, стиль художественный.

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

Первая часть фрагмента – когда главный герой принял решение быть как все – неторопливая и спокойная. Словосочетания «почувствовал облегчение», «приятно перестать думать», «жить, как живёт Стая», «мирно и спокойно» создают впечатление правильности принятого решения, «распались цепи» – он свободен… От чего? «Не будет борьбы, не будет и поражений». Но это значит, не будет и жизни?

Эта мысль не озвучена, но она напрашивается, а в тексте возникает тревожный глухой голос. Его речь – восклицательные предложения, в которых напоминание Джонатану: «Чайки никогда не летают в темноте! Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!» Здесь автор использует глаголы в условном наклонении, причём в одном случае форма повелительного наклонения в значении условного – родись ты, то есть если бы ты родился. Но упоминание о крыльях сокола приводит главного героя к догадке – и скорость повествования резко меняется.

Бессоюзное сложное предложение «Его боль, его решение – от них не осталось и следа» рисует мгновенную смену событий. Оба простых предложения в составе этого сложного являются односоставными: первое – назывное, второе – безличное. От статичности, неподвижности принятого решения – к молниеносному движению, которое происходит как будто без участия главного героя, помимо его воли, само по себе – поэтому и предложение безличное.

В этой микротеме трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти; семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Это – момент наивысшего напряжения в тексте, которое заканчивается победой главного героя: «едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны».

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность произведению: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней». Крылатое выражение «благие намерения» вызовет множество ассоциаций у внимательного читателя и заставит задуматься над тем, что главный герой не предавался намерениям – он действовал! Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина».

Особую роль в рассматриваемом фрагменте играют восклицательные предложения. Если их выписать и прочитать отдельно от текста, мы получим сжатое и очень эмоциональное содержание всего эпизода: «Темнота! Чайки никогда не летают в темноте! Спустись! Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола! Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! Какой же я дурак! Короткие крылья! Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сто сорок миль в час! Не теряя управления!»

Автор сумел передать в эпизоде основную идею всей повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке, как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Комплексный анализ текста является эффективным средством подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена как по русскому языку, так и по литературе.

Таким образом, значение данного метода обучения трудно переоценить. Анализируя текст, учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной научной деятельности и интеллектуальные умения, развивают свои творческие способности, учатся создавать собственное речевое произведение, осуществляют целенаправленную подготовку к выпускному экзамену.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ

СОЧИНЕНИЮ

3.1. Сочинение-рассуждение в ЕГЭ по русскому языку

Уровень подготовки выпускников заключается в сравнении реального уровня с зафиксированном в стандарте. Это осуществляется с помощью разных форм контроля: анализ текста, изложение, диктант, устный опрос, комплексный анализ текста, сочинение и др. В данной работе речь пойдет о сочинении-рассуждении в ЕГЭ по русскому языку.

«Рассуждение — функционально-смысловой тип речи, логической основой которого являются «каузальные (причинно-следственные) отношения между явлениями (на основе умозаключения)», с функцией обоснования признака, действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости». [Басистов, с. 15]

Работа над тексами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления. Подобные тексты развивают коммуникативные умения и навыки тексты, а также, умения и навыки логического мышления. Так как основой рассуждения является умозаключение в форме предложения, которое построено в соответствии с законами логики.

Одна из самых важных задач современной школы – это развитие логического мышления учащихся, которое формируется в процессе изучения школьных предметов. Русский язык как учебный предмет играет в этом отношении особенную роль. Русский ученый-педагог К.Д. Ушинский указывал, что развивать язык отдельно от мысли невозможно, развивать в детях дар слова – значит, почти то же самое, что развивать в них логичность мышления.

Сочинение-рассуждение в ЕГЭ по русскому языку проверяет уровень речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся:

1. Понимание прочитанного (способность адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

2. Умение формулировать основную мысль любого высказывания;

3. Правильное определение темы текста и позиции автора;

4. Развитие навыка аргументирования своей точки зрения;

5. Умение развивать высказанную мысль;

6. Грамотный отбор языковых средств, которые обеспечивают точность и выразительность речи;

7. Выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая последовательность и связность изложения;

8. Соблюдение при письме орфографический и пунктуационных норм литературного языка.

Часть С в ЕГЭ дает возможность проверить реальное состояние практических речевых умений выпускником, а также, увидеть, как выпускники школ владеют монологической речью и как умеют аргументировать свою точку зрения.

Благодаря ранней подготовке школьников к итоговому сочинению, учащиеся уже в основной школе приобретают навыки осмысления текста. Смысловое чтение включает в себя способность понимать смысл читаемого текста и интерпретировать его; позволяет самостоятельно вычленять заложенные в нем глубинные смыслы и смысловую роль его структуры и композиции. В литературном образовании смысловое чтение включает в себя понимание смысловой стороны информации: смысла всего высказывания и отдельных слов. А также, перевод скрытого автором смысла высказывания, определенного авторского кода на свой собственный смысловой код: понимание подтекста.

Для того, чтобы можно было понять и воспринять тест, в сознании читателя должны пройти следующие этапы:

Первый этап, первичное восприятие информации, т.е. восприятие значений слов, которые встречаются в тексте, в эмоциональном и непосредственном ключе, а также улавливание значения его фрагментов и всего высказывания в целом.

На втором этапе должно происходить понимание и осмысление информации с помощью анализа значений выражений и слов, актуализированных контекстом. Текст не может быть понятым, если будет не понята авторская позиция.

Третий этап – это интерпретация информации, которую читатель понял в тексте. активный анализ и сопоставление выраженной в нем авторской позиции с читательской оценкой фактов и размышлений; переход от внешнего содержания текста к его внутреннему смыслу, который постигается только с учетом контекста и мотивации читателя; (читательскую рефлексию, выраженную во вторичном тексте-размышлении по поводу прочитанного, то есть сочинении, также называют интерпретацией).

Очевидно, что один и тот же текст может восприниматься по-разному, разными людьми. На глубину понимания текста влияют личностные качества читателя, его кругозор жизненный опыт, языковое чутье и мндивиуальные особенности восприятия. А. А. Леонтьева считает, что «содержание текста принципиально полифонично, оно имеет множество степеней свободы, о чем прекрасно писал М. М. Бахтин. Оно многоаспектно, стоящий за ним мир может быть увиден и осмыслен реципиентом по-разному в зависимости от того, что ему нужно увидеть, с какой целью и с какой установкой он в текст. В частности, нельзя забывать, что мы не просто понимаем текст, а, как правило, используем его в качестве ориентировочной основы для иной деятельности, которая качественно отлична от восприятия текста и включает в себя это восприятие в качестве своего структурного компонента». [Леонтьев, 1997, с. 9]

Таким образом, процесс подготовки учащихся к итоговому сочинению должен начинаться в основной школе для того, чтобы в 10 классе уже были сформированы основные умения, связанные с созданием и написанием письменного высказывания. понимание текста, постижение скрытой информации

Ряд заданий, зафиксированных в ЕГЭ по русскому языку, построен на умении работать с различными аспектами текста и его составляющими. Для того, чтобы школьник успешно справился с каждым заданием (определение правдивости высказывания, поиск средств связи предложений в тексте, анализ средств выразительности и т.д.), ему необходимо на базовом уровне в течение школьных лет обучения давать представление о том, с каких сторон и позиций может быть рассмотрен и проанализирован текст. Часто методических указаний по работе с текстом недостаточно, преподаватель не успевает предложить ученикам подробный и детально изученный материал, вследствие чего наблюдается низкий процент выполнения заданий по тексту, то есть наибольшее число ошибок встречается именно здесь, если брать во внимание статистические данные ФИПИ.

Для этого на уроках русского языка и литературы в основной школе необходимо обратить внимание на два вида обучающих работ:

1) Создание собственных письменных высказываний на публицистические темы, формулирование темы, вычленение в формулировке темы ключевых слов и уточнение их смысла и взаимосвязей, а также, продумывание логико-композиционной структуры работы и словесного воплощения своего рассуждения на предложенную тему.

2) Риторический анализ фрагментов художественных и публицистических текстов. Учителю стоит обратить внимание на задания, связанные с выявлением коммуникативной задачи высказывания; определением темы и микротем текста; вычленением главной информации из текста, подбором аргументов и анализом лексики.

Чтение, понимание, умение интерпретировать текст — это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка. По этим умениям и проводится анализ результатов экзамена по предмету.

В связи с этим необходимо:

1. На уроках русского языка уделять больше внимание текстам различных стилей и типов речи;

2. Развивать у учащихся способности к рассуждению на предложенную тему, определению тезиса, подбору аргументации и формулированию вывода.

3. Развитие творческих способностей учеников должно происходит на двух уровнях: содержания и языковых средств.

Таким образом, комплексная работа с текстом заключает в себе элементы речеведческого, лингвистческого анализа, а также, проведение разных видов разбора. В процессе подготовки учеников к единому государственному экзамену комплексный анализ текста дает им возможность определить выразительные возможности единиц языка, показав, как они передают содержание и смысл текста.

Изучая на уроках комплексный анализ текста, ученики способны применить свои знания на практике при написании сочинения-рассуждения, проявив умение выразить свое понимание текста. Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

3.2. Требования к ЕГЭ по русскому языку за 2019 год. Рекомендации при

написании сочинения-рассуждения

В сравнении с прошлыми годами, требования к сочинению значительно изменились. Изменения на примере требований за 2018 и 2019год.

Требования к сочинению 2018 год:

1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2. Прокомментируйте сформулированную проблему.

 Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

4. Напишите, согласны или нет Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.

 Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (пример из литературы).

 А также на знания и жизненные наблюдения (пример из жизни).

5. Вывод.

Объем сочинения – не менее 150слов.

Требования к сочинению 2019год:

1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2. Прокомментируйте сформулированную проблему.

 Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

 Поясните значение каждого примера.

 Укажите смысловую связь между ними.

3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

4. Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

5. Вывод.

Объем сочинения – не менее 150 слов.

На основе требований к сочинению 2019 года, попробуем разработать рекомендации по выполнению заданий части 2 ЕГЭ по русскому языку.

Проблема и позиция автора.

Для того, чтобы у школьника сформировались устойчивые навыки по определению проблемы и позиции автора, необходимо проанализировать множество текстов. Начинать эту работу необходимо уже с 10 класса и проводить ее на материале небольших мини-текстов. Небольшой объем текстов позволит школьнику проанализировать много материала и не затратит большое количество времени.

В этой главе представлены примеры упражнений, которые могут помочь учащимся научиться определять и формулировать проблему, поставленную автором в тексте.

Начинать работу по нахождению проблемы лучше в определения главной мысли текста, т.е. авторской позиции. Затем школьник может задать вопрос к этой главной мысли, тем самым сформулировав проблему, ведь авторская позиция и есть ответ на вопрос, поставленный автором. Таким образом, выстраивается логика рассуждения и пара «ответ — вопрос»/«вопрос — ответ» помогает верно определить проблему текста.

Пример упражнения №1:

1) «Люди по-разному представляют себе Родину. Одни — как дом, в котором они родились, или двор, улицу, где прошло детство. Другие — как берёзку над рекой в родном краю. Или морской берег с шуршащей галькой и откос скалы, откуда так удобно прыгать в воду…

А я вот ничего конкретного себе не представляю. Для меня Родина — это щемящее чувство, когда хочется плакать от тоски и счастья, молиться и радоваться.

Родина…» [По Кравцовой]

*Кравцова Наталья Фёдоровна (1922—2005) — военная лётчица во время Великой Отечественной войны, гвардии лейтенант, Герой Советского Союза. После войны — писательница, автор большого количества очерков и рассказов.

1. Определите главную мысль текста (позицию автора) – Люди представляют Родину по-разному, и любовь к ней – сложное чувство, которое трудно объяснить однозначно.

2. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора – Что такое Родина? Как человек представляет себе Родину? Можно ли однозначно ответить на вопрос, что такое Родина? (проблема патриотизма).

Пример упражнение №2. Выбрать проблему, которая относится к данному отрывку:

1. «Большая музыка позволяет не только прислушаться к внутреннему голосу народа, но и услышать самого себя. Настоящая музыка способна выражать только общие гуманистические чувства, только передовые, гуманные идеи. Если музыка бесцветна и бессодержательна, она не выражает ничего, но, если она содержательна и глубока, она зовет к движению вперед. Происходит это оттого, что сама музыка – это опоэтизированный, обобщенный мир человеческих чувств и стремлений. Именно человеческих, а не бесчеловечных». [По Шостаковичу]

1) Человек и музыка

2) Главное содержание музыки — гуманизм

3) На что способна настоящая музыка?

4) Музыка помогает услышать самого себя

Ниже приводится примерный список проблем, которые могут быть представлены в текстах. На основе этого списка можно создавать подобные упражнения:

Взаимоотношения человека и природы

1) Как деятельность человека влияет на природу?

2) Как нужно относиться природе? 3) Почему природа важна для человека? 4) Должен ли человек беречь природу? 5) Как природа влияет на человека? 6) Чем плохо потребительское отношение к природе? 7) Зависит ли человек от природы? 8) Почему человек часто не видит в природе прекрасного? 9) Как природа может вдохновить человека? 10) Почему нужно жить в гармонии с природой? 11) В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных 1) Почему человек должен заботиться о животных? 2) Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания? 3) Как люди должны относиться к своим питомцам? 4) Все ли люди любят животных? 5) Почему человек так часто жесток по отношению к животным? 6) Что заставляет человека убивать животных? 7) Может ли животное быть полезно человеку? 8) Всегда ли человек разумнее животного? 9) Проявление сострадания к животным

Отношения в семье, детство 1) Как семья влияет на формирование личности ребенка? 2) Есть ли что-то сильнее материнской любви? 3) Как проявляется забота родителей о своих детях? 4) Почему родители строги с детьми? 5) Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения? 6) Как воспитание отражается на будущем человека? 7) Влияют ли отношения в семье на характер ребенка? 8) Почему родители должны быть честны с детьми? 9) Почему случаются конфликты «отцов» и «детей»? 10) Что значат для человека детские воспоминания?

11) Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

1) Что значит для человека родной язык?

2) Почему нужно беречь русский язык?

3) К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

4) Как сохранить красоту русского языка?

5) Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

6) В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

1) Почему человеку важно получить хорошее образование?

2) Как школа участвует в формировании личности ребенка?

3) Чем важны школьные уроки?

4) Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

5) Каким должен быть настоящий учитель?

6) Почему человек должен стремиться к знаниям?

7) Чем плохо нежелание учиться?

8) Почему человек должен читать книги?

9) Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

10) Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?

Внутренний мир, нравственные качества человека

1) О чем может сказать внешность человека?

2) Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

3) В каких ситуациях проявляется характер человека?

4) Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

5) Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

6) Почему люди совершают безнравственные поступки?

7) Можно ли чем-то оправдать предательство?

8) Как проявляется малодушие?

9) Какого человека можно назвать черствым, бессердечным? 10) К чему приводит человеческая жестокость? 11) Милосердие по отношению к преступникам

Дружба 1) Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? 2) Почему происходят ссоры между друзьями? 3) Почему дружба не терпит предательства? 4) Какого человека можно назвать настоящим другом? 5) Могут ли друзья быть соперниками? 6) Преданность людям

Любовь 1) Какова настоящая любовь? 2) Как нужно относиться к человеку, которого любишь? 3) Всегда ли любовь бывает счастливой? 4) Что может совершить человек во имя любви? 5) Чем опасна безответная любовь? 6) Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы 1) Как нужно относиться к бедным? 2) Почему следует помогать бездомным? 3) Почему процветает преступность? 4) Можно ли чем-то оправдать воровство? 5) Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении? 6) Что составляет нашу национальную гордость? 7) Забота о людях

Воспитание 1) Какого человека можно назвать воспитанным? 2) Будет ли воспитанный человек грубить или хамить? 3) Почему человек должен быть отзывчивым? 4) Кто дает человеку воспитание? 5) Почему важно уважать окружающих?

6) Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

1) Всегда ли талантливого человека замечают?

2) Что дает человеку искусство?

3) Как музыка влияет на человека?

4) Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

5) Что значила для людей музыка в военное время?

6) Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

7) За что люди любят искусство?

8) Как искусство помогает человеку?

Военное время

1) Почему в военное время героизм был обычным делом?

2) На что готовы люди, любящие свою Родину?

3) Какого человека можно назвать патриотом?

4) Как проявляется ложный патриотизм?

5) Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

6) Почему война — горе для каждой семьи?

7) Почему мы должны помнить героев войны?

8) Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

9) Какова роль воспоминаний в годы войны?

10) Врачебный долг в условиях войны

Ученикам можно предложить клише для формулировки проблемы исходного текста:

1) «В предложенном тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…»

2) «В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…»

3) «Данный текст посвящён теме (проблеме) …»

4) «В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…»

5) «Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…»

6) «Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…»

7) «Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…»

8) «Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, — это…»

9) «Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}».