Урок русского языка. Развитие речи. 3 класс. -описание животного (кошки) на основе личных впечатлений. “Мой ласковый и нежный зверь”

Урок русского языка. Развитие речи. 3 класс.

Тема: Сочинение-описание животного (кошки) на основе личных впечатлений.

“Мой ласковый и нежный зверь”

Цель: учить описывать животных, раскрыть особенности сочинения – описания с элементами повествования.

Задачи:

развивать способность наблюдать живое.

воспитывать внимательное отношение к домашнему животному;

  • работать над формированием умения понимать детьми, что такое художественный текст, учить использовать сравнения и эпитеты в речи.

На протяжении нескольких дней дети собирали материал о кошках, приносили фото своих питомцев, вырезки из журналов, наблюдали за их поведением и повадками, делали записи. Поэтому дети знали о предстоящей работе.

На уроке используется мультимедиа.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИНТРИГА.

  • Ребята! Прочтите слово, записанное на доске (зверь).

Подберите ассоциации к этому слову.

Зверь какой?…

А о ком пойдёт речь

на сегодняшнем уроке? Слайд №1

Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.

слайд №2

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Такая ли она – кошка? А какая?

Конечно, люди так и называют кошку:

Мой ласковый и нежный зверь

Итак, речь пойдёт о кошках.

Предки её появились на земле довольно давно, более 20 млн. лет назад и постепенно распространились по свету. Но вернёмся к загадке Слайд №5

Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.

Как догадались, что это кошка?

А что это за два яхонта под шапкой?

Действительно, Я

·хонт одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов корундов. Соответственно красным яхонтом называли рубин, а «яхонтом лазоревым» или синим сапфир.

Слайд №6

Что сравнивается в загадке с яхонтами? Почему?

Какое ещё сравнение имеется в загадке?

Загадка загадана в виде — описания или повествования? Докажите.

Пород домашних кошек очень много, ознакомимся с ними и определим , как рекламируют породу владельцы животных. Пользуясь приёмами описания или повествования.Слайд №7

Русские голубые кошки необычайно красивы. Сочетание серебристо-голубой шерсти с изумрудно-зелеными глазами и мудрым взглядом создает изумительный имидж милым ласковым кошкам.

5 стр., 2176 слов

Урок русского языка » загадок»

... брать в букет не стоит Украшение лесное – Ландыш, – он красив на вид. Но, представьте, – ядовит! Сочинение загадок про ландыш. Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На ... признаков этого растения. Ребята, как же устроена загадка? Слайд 4, "Как устроена загадка". III. Упражнения в сочинении загадок. Слайд 5, картинка ландыша. Редактирование текста (текст у детей на листках). ...

Слайд №8

Абиссинская кошка

Абиссинская кошка — верный и преданный друг, помошник во всех делах. Что бы Вы не делали, кошка обязательно будет находиться рядом, стараясь принять участие в происходящем.

Слайд «№9

Сиамская кошка на вид стройная и изящная во всех отношениях. Она умна и ласкова. Она постоянно будет забавлять вас своими проделками.

Слайд «№10

Персидский кот

Экзотическая шубка уникальна в этой породе и придает им мягкий, округленный, плюшевый облик.

Персы спокойно и настойчиво просят обратить ваше внимание на них: они сидят около вас и пристально глядят в ваши глаза, в которых отражена их преданность.

2. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

  • Что прежде всего рекламируют нам хозяева этих кошек? Для чего они это делают?

На сегодняшнем уроке мы заканчиваем подготовку и напишем сочинение — описание кошки на основе личных впечатлений (Тема урока на слайде № 10).

слайде № 11).

Проблемы:

Что значит- на основе личных впечатлений?

Что значит- с элементами описания?

На предыдущих уроках вы рассказывали о своих питомцах, в течение некоторого времени более внимательно наблюдали за их жизнью, изучали повадки, подбирали словосочетания, помогающие передать внешний вид животного и его характер.

Какой стиль сочинения- научный или художественный поможет передать ваше отношение к животному?

  • Кроме того, не надо забывать, что сочинение должно быть выполнено в художественном стиле. Какова задача художественного стиля? (Изобразить словами предмет и передать своё отношение)
  • Текст живой, яркий, эмоциональный, его интересно читать.

Вспомним некоторые приёмы-средства художественной выразительности, которые нам помогут выразить своё отношение к домашнему любимцу и красочно, художественно его описать. слайде № 12

Кот Кошка———— Котик котёнок

  • кошечка

Что помогло отразить добрые чувства?

слайде № 13

Сравнения

  • похож на.
  • , как.
  • , словно.

Физ. минутка для глаз

3. РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Работа в группах

Класс поделен на 4 группы. Каждой группе одновременно даётся задание. При проверке на экране появляется слайд с заданием, и весь класс принимает участие в обсуждении выполненной работы.

1 группа (слайд № 14)

  • Какую ошибку допустил ученик в построении текста. Исправьте её.

У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный котёнок. У Рыжика рыжая мордочка, розовый носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный котик. слайд № 15)

2 группа (слайд № 16)

  • Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть кот Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его не потому что пожалел, а для того, чтобы он ловил мышей, которые развелись уже до того, что норовят залезть на стол. Но не тут-то было. Мурзик оказался трусишкой. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот.

3 стр., 1319 слов

Кошка мое любимое животное с описанием

... 5 класс Также читают: Картинка к сочинению Кошка мое любимое животное Популярные сегодня темы Во всем мире существует огромное количество ... поляне в лесу, охотится на мух. Однажды Маруся поймала майского жука. Наша кошка настоящий охотник. Как-то раз ... тем же. Я принес ее домой маленьким голодным котенком, кормил из бутылочки молоком и сейчас она выросла и превратилась в красивую и ласковую кошку. ...

3 группа (слайд № 17)

Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть котёнок Васька. У него красивые глазки, носик, ушки. У него длинная шерсть. Я люблю своего Ваську.

Общая работа (слайд № 18)

Оживи текст, используя сравнения.

У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как Шерсть мягкая, мягкая, словно Носик розовый и похож на На лапках будто надеты Сам он напоминает , поэтому его так назвали.

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

И чтобы не сделать орфографических ошибок, необходимо быть очень внимательным к словам.

Орфографическая подготовка: На доске

Определите вид орфограммы и подберите проверочное слово

Котёнок

Хвост

Пушистый

Глазки

Какие ещё орфограммы могут встретится?

ИТОГ.

Подведём итог.

Какова цель сегодняшней работы?

  • Определим план сочинения.
  • С чего начнёте работу? (интересное эмоциональное начало)

слайд № 20

Примерный план сочинения

5. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.

(ответы детей: страшный, хищный, злой, свирепый).Учитель записывает их на доске в ряд

Это кошка.

Ласковая, красивая, пушистая.

По описанию- мохнатенька , четыре лапки..

Варианты ответов

Глаза, потому что сверкают в темноте..

Голова- шапка

В загадке описывается внешний вид кошки.-значит это описание.

Это текст-описание

Много эпитетов- красивы. серебристо-голубой изумрудно-зелеными глазами

В тексте рассказывается о её повадках.

Это описание и повадок и внешнего вида.

Это описание.

Это описание повадок животного.

Хозяева этих кошек описывают их внешний вид.

Чтобы мы их представили.

Каждый напишет о своей кошке, о своих впечатлениях

Суффиксы

Дети подбирают подходящие конструкции

Выполняют физминутку

Работают в группах

Ошибка –повтор

Ошибка –не описание, а повествование

Нет средств выразительности

Дети предлагают свои варианты сравнений.

Слайд 19

Дети определяют тип орфограммы и при необходимости подбирают проверочное слово

Заглавная буква в начале предложения, в кличках животных.

(Посредством слова передать красоту, индивидуальность кошки, свою любовь к животному.)

Кличка кошки, порода.

Внешний вид:

общий вид, окрас

голова, мордочка (глаза, уши, нос)

туловище (размер, шерсть)

5 стр., 2087 слов

-описание натюрморта «Сирень в корзине

... и подумайте, в какой последовательности мы будем описывать натюрморт. план написания сочинения Слайд 11-12 Беседа по картине. Словарно-стилистическая В ходе ... замечательная. Учитель обраща­ет внимание на значения слов и орфограммы, которые есть в слове. - Не правда ли, ... познакомимся подробнее. Слайд 10 Давайте рассмотрим репродукцию картины и вспомним, с чего мы начинаем работу по описанию картины. В ...

хвост, лапы

Особые приметы. Повадки, характер.

Моё отношение к кошке.

  • НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.