Урок русского языка » загадок»

Разделы: ,

Цели урока:

1. Обучающие:

  • Познакомить учащихся с загадкой – разновидностью художественного описания.
  • Учить отбору признаков для загадки, сочинению загадок.
  • Совершенствовать навык каллиграфического письма.

2. Развивающие:

  • Способствовать речевому развитию младших школьников, развитию внимания, наблюдательности, памяти, мышления.
  • Расширять кругозор младших школьников.
  • Работать над развитием орфографической зоркости.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к уроку, самостоятельность.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока;
  • Видеофрагмент;
  • Картинка с изображением ландыша;
  • Листы с заданиями (редактирование текста, составление загадок).

I. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

  • Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Чему мы уже учились на уроках развития речи?

Д.: Мы учились составлять из слов предложения, из предложений тексты, писать изложения.

  • Ребята, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

  • Кто это?

Д.: Весна.

  • Какое сейчас время года? Весной пробуждается природа ото сна, появляются первые весенние цветы.

Чтение стихотворения учителем С. Маршака «Ландыш».

  • Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Ландыш – в переводе с греческого – «цветущий в мае».

Картинка ландыша.

  • Ребята, давайте сочиним загадку про ландыш. Почему у вас ничего не получается?

Д.: Мы не знаем как это делается.

Д.: Сочинение загадок.

37 стр., 18074 слов

«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

... интеграции работы по развитию речи с различными видами деятельности детей; - специально созданной развивающей предметно-пространственной среды; Задачи исследования: 1.Охарактеризовать особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста. 2. Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего ...

  • Чему бы будем сегодня учиться на уроке?

Д.: Сочинять загадки.

  • Правильно, чтобы потом вставлять эти загадки в художественные тексты и сочинения.

Слайд 1, тема урока.

  • Загадка – это замысловатый вопрос, требующий разрешения. И у каждой загадки есть разгадка.
  • Какие стили речи вы знаете?

Д.: Деловой, разговорный, художественный.

  • К какому стилю относится загадка? Почему? Как вы думаете, легко ли сочинять загадки?

II. Знакомство с устройством загадки.

а) – Ребята, отгадайте загадку: «Я шарик пушистый, белею в поле чистом,

А дунул ветерок, остался стебелёк». Что это?

Д.: Одуванчик.

  • Как вы догадались? В загадке называется предмет, о котором идет речь? Называется другой, похожий на него. Что еще помогает нам отгадать загадку?

Д.: Признаки данного предмета.

  • Как звучат последние слова строк?

Д.: В рифму.

Слайд 2, картинка одуванчика.

б) – Ребята, давайте проверим наш вывод и отгадаем еще одну загадку: «Выросло из зернышка золотое солнышко.

Голова его крупна, черных семечек полна».

  • Что это такое?

Д.: Подсолнух (далее проводится та же работа).

Слайд 3, картинка подсолнуха.

в) – Отгадайте эту загадку: «Много цветов в лесу, но этот цветок я люблю. Он песню нам поёт и в лес за собой ведёт».

  • Что это за цветок? Почему трудно отгадать эту загадку?

Д.: Нет главных признаков этого растения.

  • Ребята, как же устроена загадка?

Слайд 4, «Как устроена загадка».

III. Упражнения в сочинении загадок.

Слайд 5, картинка ландыша.

  • Редактирование текста (текст у детей на листках).

Цветёт ландыш майскою порой

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

  • Ребята, это загадка?

Д.: Нет.

  • Почему? Как сделать из этого стихотворения загадку? Зачеркнем слово ландыш, напишем слово он.
  • Ребята, подчеркните основные признаки ландыша.
  • Чтение стихотворений детьми о ландыше.
  • Слушайте внимательно стихи, запоминайте все детали: с чем сравниваются цветки ландыша, на чем они растут. Это нам пригодится при сочинении своих загадок.

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Колокольчиками белыми

Усыпан стебелёк.

Среди яркой зелени

Тайны островок.

Возле леса, на опушке,

Листья, как у зайца ушки.

Очень гладкие, большие

И блестящие такие.

Стебелёк довольно тонкий,

А на нём бубенчик звонкий,

Как жемчужные горошки –

Белые цветочки-крошки.

Запах нежный, ароматный,

И душистый, и приятный…

Только брать в букет не стоит

Украшение лесное –

Ландыш, – он красив на вид.

Но, представьте, – ядовит!

  • Сочинение загадок про ландыш.
  • Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На что похожи цветочки?

Д.: На горошки, шарики, фонарики, чашечки и т.д

  • Какие они?

Д.: Белые, душистые, нежные, ароматные.

  • Что они делают?

Д.: Висят, растут, сидят, звенят, качаются.

  • На чем они растут?

Д.: На ножке, на верёвочке, на ниточке, на стебельке, на палочке, на шнурочке.

Опорная таблица на доске.

Прилагательные Существительные Глаголы Существительные
Белые горошки висят на ножке
Душистые фонарики растут на верёвочке
Ароматные шарики сидят на ниточке
Нежные бубенчики качаются на стебельке
чашечки звенят на палочке
колокольчики на шнурочке
звоночки на веточке
бусинки
  • Ребята, давайте поиграем в рифму: горошки – … (на ножке), шарики – … (фонарики), звоночки – … (на шнурочке).

  • Ребята, давайте соберем загадки из слов и запишем их в тетрадь.

Белые душистые горошки

Висят на зелёной ножке.

  • Белые ароматные шарики

    Растут на стебельке, как фонарики.

  • Белые бубенчики на веточке висят

    И от ветерка дрожат.

  • Нежные колокольчики на ножке сидят

    Тихо радостно звенят.»

  • (две загадки ребята записывают в тетрадь)

    Слайд 6, загадки., Физминутка.

    • Самостоятельное составление и запись загадки.

    – Ребята, составьте загадки из двух частей, а понравившуюся запишите в тетрадь (ребята работают на листах).

    На зелёном шнурочке… Белые бусинки он надевает.
    Белые звоночки Сидят белые звоночки.
    Растут в лесочке…
    Этот цветок На зелёном стебельке прячутся в тенечке.
    Распускается в мае…

    Чтение трех загадок, объяснение пропущенных орфограмм.

    • Итог основной части урока.
    • Ребята, чему мы учились сегодня уроке? Как устроена загадка? Кому сегодня было интересно работать на уроке? Почему?

    IV Закрепление знаний.

    • О ландыше люди сочинили не только стихи, но и написали песни. Послушайте известную песню «Ландыши», которую поёт Нина Дорда, и полюбуйтесь красотой этих маленьких, но гордых цветов.

    Видеофрагмент.

    • Понравилась ли вам песня?
    • В 1974 году в СССР была создана Красная книга. Чем она интересна?

    Д.: В неё занесены исчезающие растения и животные.

    – Ландыши тоже занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Эти растение с корнем вырывают люди для своих букетов, а так же это растение заготавливают в больших количествах для фармакологической промышленности, как лекарственное растение. Из ландыша готовят разные лекарственные препараты, а так же известные всем ландышевые капли или капли Зеленина – нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями. Это растение нужно беречь и охранять!

    Послушайте стихотворение, которое сочинила одна девочка.

    Д.:

    Тебя я рвать не буду,

    Не надо мне букета.

    Ведь ты – лесное чудо!

    С тобой приходит лето.

    Тебя не унесу я,

    Расти себе под елью.

    Тебя я нарисую

    В альбоме акварелью.

    – Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

    Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы <sup>1</sup>

    Опустеют все поляны и не будет красоты!

    • Ребята, давайте эти строчки сделаем законом нашей жизни. К следующему уроку дома попробуйте сочинить загадку про ромашку. Оценки за работу я поставлю вам, проверив тетради. Спасибо за урок.