Загадки в работе с дошкольниками (ТРИЗ)

Сочинение
  • 10 февраля 2013

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.

I этап начинаем со знакомства с помощниками – это «Волшебники» (анализаторы) «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу».

У человека пять органов чувств. Уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.

II этап: составление загадок.

Для составления загадок предлагается три основных модели. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. Какой? Что бывает таким же?

  • Для составления загадки выбран объект (самовар).

    Детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам (по цвету, по действиям, по форме).

  • Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

    – Что бывает таким же?

  • ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

  • После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

    3 стр., 1313 слов

    Свобода оценки доказательств: проблемы законодательной модели принципа

    ... Г.В. Методы и управление процессом установления истины в уголовном судопроизводстве: дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2008. 8. Яцишина О.Г. Внутреннее убеждение как основание свободы оценки доказательств в российском уголовном процессе: Монография. Челябинск, 2006. ...

  • Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения):

  • Летает, но не бумажный самолет,

  • Роет норки, но не слепой крот,

  • Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)

  • Быстро летает, но не реактивный самолет,

  • Звонко поет, но не веселый ребенок,

  • Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)

Модель 3. На что похоже? Чем отличается?

Загадки детей группы c нарушением речи (первый год обучения):

  • Похожа на облако, но никуда не плывет

  • Похожа на море, но нет волн,

  • Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)

  • Похожа на жука, но нет лапок,

  • Похожа на улитку, но быстро движется

  • Как дом, но нельзя побегать. (Легковая машина)

Cамостоятельная работа дошкольника.

Для составления загадки выбран объект (помидор).

Далее, ребенок выбирает с помощью какого (или каких) «волшебника (ов)» он будет составлять загадку. Выбрав «волшебника», ребенок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает определение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам.

Волшебник «Я вижу»: признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).

Сравнения по цвету – красный; по рельефу (поверхности объекта) – гладкий; по форме – круглый. Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.

Загадка: Красный, как сигнал светофора, гладкий, как оконное стекло, круглый, но не воздушный шарик.

Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/zagadok-metodika-a-a-nesterenko/

56 стр., 27646 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...

... проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с использованием ... сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится ...

  1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук . Ульяновск, 2001. 52 с.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.; 2006.
  3. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. Журнал практического психолога. 1996. №3.
  4. Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. Школа, М., 1997, № 2., с. 49 – 53.
  5. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000 г. 97с.
  6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. Педагогика, 1981.
  7. Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. С.-Пб.,ТРИЗ — ШАНС, 1995. 39с.
  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, РГУ, 1995.

Загадки в работе с дошкольниками (ТРИЗ)

Автор: Чепурнова Надежда Викторовна, учитель-логопед высшей категории, МБДОУ ДСКВ № 45 «Искорка», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.