Смысл занятий на свободную тему заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Однако, уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников.
При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок — в стихах, музыке и т.п.).
Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода. Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно — потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности).
Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и
наиболее успешно развивается творчество.
Изобразительная деятельность наряду с игрой — одна из наиболее предпочитаемых занятий детьми в свободное время. Однако , анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, — непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Другое необходимое условие — обогащение детей впечатлениями и, как результат, наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.).
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...
... изучить и проанализировать специфику детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и средства его развития; Подобрать ...
Самостоятельная художественная деятельность детей включает в себя занятия различными видами изобразительной деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, художественным ручным трудом.
5. Развитие творческих способностей у дошкольников
На современном уровне в развитии дошкольной педагогики назрела необходимость, наряду с общедидактическими формами организации изобразительной деятельности, развивать инновационные программы, отвечающие современным требованиям.
Программа « Волшебники кисти и карандаша » направлена на развитие творческих способностей. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) планируются и проводятся с учетом особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:
— учет ведущей деятельности дошкольников;
— связь изобразительной деятельности с игрой. Осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному
игровому персонажу;
— любви детей к сказкам, и, прежде всего, к сказкам с продолжением. В течение всего года дети 4-летнего возраста путешествуют в сказку со своими друзьями — зайчатами (братьями-шалунами Крутем и Вертем, сестрёнкой Грустинкой, их родителями и дядей Моряком).
С детьми пяти-шести лет постоянно находятся радом зайчик Ушастик и медвежонок Топтыжка;
— противоречия между выразительной и изобразительной тенденцией, между желанием что-либо нарисовать (слепить и т.д.) и реальными возможностями самого ребенка. Для разрешения этого противоречия необходимо отрабатывать технические приемы работы с разными изобразительными материалами (смешение красок, работа с кистью, стекой и т.д.);
— учета изменения мотивации деятельности: к старшему дошкольному возрасту деятельность становится более целенаправленной. Ребёнок удерживает поставленную цель и получает соответствующий результат (рисунок и т.д.);
— способности детей старшего дошкольного возраста к предварительному замысливанию образа, планированию своей деятельности;
— появления рефлексивных способностей в старшем дошкольном возрасте.
5.Характеристика современных форм детской изобразительной деятельности.
Для детей младшего возраста программой предусмотрено знакомство с Королевой Кисточкой, которая в сказочной форме знакомит детей с правилами работы с кистью и красками; способами смешения красок. На занятиях у детей формируются практические умения и навыки. Они осваивают на занятиях нетрадиционную технику: монотипия — («Бабочка»); пальцевая и ладонная
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...
... исследование по выявлению уровня творческого развития у детей. Гипотеза – является ли организованная изобразительная деятельность дошкольников эффективным средством развития творческого воображения Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного исследования ...
живопись — («Цыплёнок», «Осьминожки и ракушки»); по — сырому — (фон: «Осеннее небо», «Наше предпраздничное настроение», «Морское дно»,
«Весеннее небо»); тычок — («Цветы для Грустинки»); фотокопия — («Морозные
узоры»); набивка — («Портрет котёнка»); кляксография — («Проказы Ветерка»); волшебные нитки — («Как Ниточка рисовать училась»); примакивание — («Петушок», «Весенние цветы»).
Программой предусмотрено: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование. Запланировано НОД на передачу эмоционального состояния природы и человека («Осеннее небо», «Наше новогоднее настроение», «Весеннее небо»).
Для детей 5-летнего возраста первое занятие посвящено организации рабочего места, знакомству детей с различными изобразительными материалами, демонстрации различных способов работы кистью, красками. Дети выполняют задание на самую красивую палитру — смешение красок. Детям этого возраста доступно использовать простой (графитный) карандаш для создания подготовительного рисунка (наброска).
Этому отведены следующие темы: « Ежик», «Необыкновенный дом», «Неваляшка», «Мой любимый клоун», «Натюрморт с пасхальными яйцами», «Шнурок-узелок». Несколько занятий посвящено формированию у детей умения рассматривать предметы, видеть отдельные детали: темы занятий – «Неваляшка», «Натюрморт», «Мой любимый клоун». Серия занятий направлена на развитие творческого воображения, фантазии: «Необыкновенный дом», «Сказочный ковер», «Конфетный кактус», «Узоры на окне», «Музыкальная фантазия» и др.
Дети старшего возраста осваивают законы перспективы по теме «Осенний лес»: деревья, находящиеся на переднем плане, изображаются большими по размеру и располагаются в центре листа; деревья, находящиеся вдалеке, изображаются небольшими по размеру и располагаются внизу листа. А так же
рисование с натуры («Натюрморт», «Неваляшка»), рисование отгадок на предложенные загадки. Дети продолжают осваивать нетрадиционные
техники: примакивание, тычок, по-сырому, фотокопия.
Занятия у детей 6-7-летнего возраста направлены на практическое знакомство с тёплой и холодной палитрой; смешение красок; работу с белилами, выполнение заданий типа: «Как светлеет небо на рассвете» (синий и белый); работу с оттенками, различающихся не по светлоте, а по цветовому тону, задания типа «Как заходит солнце» (переход от оранжевого к красному цвету), «Как желтеют листья осенью» (переход от зеленого к желтому).
Выполняя лепные работы, дети знакомятся с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у них формируются навыки работы двумя руками, развивается скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.
Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании
... детского творчества, наблюдение, эксперимент, изучение продуктов детской деятельности. Исследовательская работа проводилась на базе я/с № 3. 1. Теоретическ о е исследование проблемы развития детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества Способность к творчеству ...
Материал, используемый для работы: пластилин, солёное тесто, фольга, бумажная масса (папье-маше).
Для украшения изделий используется дополнительный материал: бусинки, «пульки» для детского пистолета, цветная бумага и др.
Дети осваивают приёмы работы со стекой, а также различные техники лепки последовательно: от скатывания («Колобок», «Гусеница» и др.), раскатывания («Колобок», «Котик-коток») до оттягивания (клюв птицы — «Веснянка»), примазывания, сглаживания и прищипывания (ушки — «Котик-коток»).
Дети осваивают и совершенствуют пластический («Ёжик») и конструктивный («Котик-коток») способы лепки; приёмы работы со стекой.
Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований Симоненко В.Д., Матяш Н.В. и других, разработавших
методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и
апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста.
Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда. Программой предусмотрено выполнение кратковременных и долгосрочных творческих проектов.
На протяжении всего учебного года дети усваивают элементы проектной деятельности через выполнения разных заданий.
Модель проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1.Целеполагание: выделение и постановка проблемы; предложение вариантов решения проблемы; самодиагностика возможностей; «хочу» и «могу»; принятие решения.
2. Планирование процесса: выделение этапов работы; определение последовательности выполнения работы; подбор инструментов и материалов.
3.Конструирование: реализация предусмотренных процессом этапов, действий, операций; пошаговый самоконтроль; коррекция.
4.Рефлексия работы: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной изначально целью; само — и взаимооценка; педагогический анализ.
5. Коррекция работы.
Так творческий проект «Новогодняя маска» предусматривает следующую последовательность выполнения: история появления маски. Составление звездочки обдумывания; создание эскиза будущей маски; лепка маски из пластилина; работа в технике папье-маше на пластилиновой основе; грунтовка работы; роспись маски.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий 3
раза в год: в начале – сентябре, в середине – январе , и в конце — мае учебного года. (Приложение 2)
Целью диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для построения коррекционной работы, которую необходимо осуществлять в дальнейшем.
Заключение
Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
... во времени посредством изобразительной деятельности в школе может внести большой вклад в коррекцию личности и всей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Помимо вышеперечисленного, ... проявляется в ходе развития изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью. Многие исследователи (Боровик О.В., Гаврилушкина О.П., Умственно отсталые дети не подчиняют рисунок определенному ...
Итак, изобразительная деятельность — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т.д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т.д.).
Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Занятия рисованием способствуют эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии.
Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований ученых и методистов, разработавших методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
- формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности);
- развитие основных психических процессов;
- удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
- формирование и совершенствование технических умений и навыков;
- развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.
7.Список литературы :
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1991г.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М.,2000г.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности .- М.,1995г.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996г
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.,1996г.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников – М. ,1980г.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.,1990г.
- Методика обучения изобразительной деятельностью и конструированию/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.,1991
- Сакулина Н.П. ,Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.,1982г
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2001г.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ Под редакцией В. Б .Косминской. – М.,1997г.
Приложение 1
Сценарий
интегрированного занятия по музыкальному
фольклору и изодеятельности (лепка)
« Осенняя ярмарка »
подготовительная группа.
Педагогические технологии:
— технология музыкального воздействия
— технология эстетической направленности
— коммуникативные игры
Составила: Алферова Светлана Юрьевна
учитель изодеятельности
Пронина Людмила Владимировна
музыкальный руководитель
Цели и задачи :
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, вызывать эмоциональный отклик на песни, танцы, игры; развивать умение играть на музыкальных инструментах; закреплять умение использовать знакомые движения в плясках; развивать актерские способности в русских народных играх.
Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Закреплять знания о пластической выразительности форм, приемах стилизации, особенности образа (игрушки) в декоративном искусстве.
Музыкальный репертуар :
- Хоровод «Белолица — круглолица» (русская народная музыка)
- Шуточная песня «Жил я у пана» (русская народная музыка)
- Попевка детская «Ай, тари- тари- тари» (играют на ложках русская народная песня)
- Парная пляска «Выйду ль я на реченьку» (русская народная музыка)
- Хороводная игра с движениями «Шел козел по лесу» (русская народная музыка)
- Частушки.
Материалы :
Образцы: посуда, ложки хохломские, деревянные матрешки, дымковские игрушки , иллюстрации с изображением последовательности лепки дымковских игрушек, на столах глина, стеки (палочки с заостренными концами), шликер, тряпочка.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I часть.
Дети входят в зал под русскую народную музыку «Ах вы сени мои сени». Рассматривают интерьер в виде ярмарки.
Хоровод «Белолица — круглолица русская народная музыка.
Ведущая (учитель рисования):
Мы на ярмарку идем,
Звонко песенки поем,
Ярмарка открывается,
Праздник начинается!
1-й зазывала: Проходите, примечайте,
Все, что надо покупайте.
2-й зазывала: Самовары золотые.
Сарафаны расписные.
Ведущая:
Вот ниточки, вот катушечки
Вот для малых детей — игрушечки!
Ложки хохломские!
Удалые, расписные!
Ложки разбирайте,
Песню запевайте!
Песня «Ах, тари- тари- тари играют и поют.»
Ведущая:
А вот идет на ярмарку Назар (мальчик).
Девочка: Ты Назар, ты Назар,
Купи мне сарафан. Ни долог, ни короток,
Ни в лес ходить,
Ни печку топить,
Песни петь, да плясать,
Людей забавлять.
Песня «Жил я у пана» русская народная музыка.
Ведущая:
А вот на ярмарку идут систрицы
Сестрицы – белолицы
Девочки – беляночки,
Где вы набелилися?
Дети: Мы вчера коров доили,
Молоком умылись.
Ведущая:
Эй, девчонки, хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте веселей
Чтоб порадовать детей!
«Частушки» исполняют девочки.
Ведущая:
Мы по ярмарке ходили? – Да!
Всем подарки накупили? – Да!
А теперь хотите стать мастерами
и что-то сделать сами, своими руками? – Да!
Ну, тогда проходите, садитесь за рабочие столы.
II часть .
Ведущая:
Сегодня на занятии вы слепите игрушки из глины, которые украсят нашу ярмарку. Какие русские глиняные игрушки вы знаете?
— Дымковские фигурки, Дымковские игрушки, пожалуй, «самые богатые»
веселые, радостные.
Дети рассматривают игрушки. У коня крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конских ножки – фигурка обобщенная, компактна.
Другие животные: корова, баран, козел, отличаются друг от друга только формой рогов, они похожи между собой общими силуэтами.
Предлагается, детям, прежде чем приниматься за работу — подумать с чего начинать, чтобы выполнять работу и вылепить красивую игрушку. Когда дети закончили лепить предлагается поставить игрушки на праздничный стол и рассмотреть их.
Ведущая:
Вот какие умелые у нас ручки!
Теперь можно и повеселиться
III часть.
1-я девочка: Кто с платочком гуляет,
Тому скучно не бывает.
2-я девочка: Мы в ладоши звонко хлопнем,
Каблучками все притопнем,
Потанцуем и попляшем,
И платочками помашем.
Русская народная парная пляска «Вый ду ль на реченьку»
Ведущая:
Как здорово вы танцевали, мне очень понравилось, молодцы.
А вы знаете, что ни одна ярмарка не обходится без веселых игр?
А вы хотите поиграть?
Хороводная игра «Шел козел дорогою».
Ведущая:
Понравилось вам на ярмарке?
Тогда приглашаем вас на весеннюю ярмарку.
А пока прощаемся.
Рекомендуемая и используемая литература:
- Колчин Б. А. «Новгородские древности». Москва 1995 год.
- Сборник «Пестрый хоровод». Москва «Музыка» 2006 год.
3. Сборник «Радуга — дуга». Москва «Музыка» 2007 год.
4. Баранов В.Г. Энциклопедия христианской жизни в книге
«От фольклора до фольклора» 1983 год.
5. Розова Л. К. «Дымковская игрушка» Москва 1972 год.
Приложение 2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 3 раза в год. Вводный – в сентябре, промежуточный – в январе, итоговый – в мае. За основу взята диагностика разработанная
доктором педагогических наук профессором Т.С.Комаровой.
Диагностика проводится по критериям, которые представлены в таблице:
Анализ продукта деятельности ребенка. |
|||
Критерии |
3 балла высокий уровень |
2 балла средний уровень |
1 балл низкий уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
Передача формы |
Форма передана точно. |
Есть незначительные искажения. |
Искажения значительные, форма не удалась. |
Строение предмета |
Части расположены верно. |
Есть незначительные искажения. |
Части предмета расположены неверно. |
Передача пропорции предмета в изображении |
Пропорции предмета соблюдены. |
Есть незначительные искажения. |
Пропорции предмета переданы неверно. |
Композиция |
Предметы расположены по всей плоскости листа. Соблюдается пропорциональность. |
Предметы расположены на плоскости листа. При передачи пропорций есть незначительные искажения. |
Не продумана, носит случайный характер. Пропорции переданы неверно. |
Передача движения |
Движение есть, передано достаточно точно. |
Движение передано неопределенно. |
Изображение статичное. |
Цвет |
Многоцветная или ограниченная гамма. Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого. |
Преобладание нескольких цветов в большей степени выбранных случайно. |
Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами. |
Навыки |
Анализ процесса деятельности ребенка |
||
Характер линий |
Слитная, |
Прерывистая |
Дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая. |
Нажим |
Средний, уверенный. Регулирует силу нажима. |
Сильный, энергичный (иногда подавляющий бумагу). Регуляции удаются не всегда. |
Слабый (иногда еле видный). Не регулирует силу нажима. |
Раскрашивание (штрих) |
Мелкие штрихи, не выходящие за пределы контура. |
Крупные размашистые движения, иногда выходящий за пределы контура |
Беспорядочные линии не умещающиеся в пределы контура. |
Смешивание красок |
Смешивает три и более краски в палитре. Подбирает цвет в зависимости от замысла. Использует гармоничные сочетания цветов. |
Смешивает 2 краски, используя в работе не только по замыслу, но и просто как понравившийся цвет. |
Смешивает краски только по требованию воспитателя. |
Деятельность ребенка |
|||
Эмоциональное восприятие деятельности. |
Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки; адекватно оценивает свою работу. |
Эмоционально реагирует на оценку взрослого ( радуется, огорчается); самооценка завышенная или заниженная. |
Безразличен к оценке взрослого, самооценка своей работы отсутствует. |
Самостоятельность |
Выполняет задание сам, в случае необходимости обращается с вопросами. |
Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко. |
Необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. |
Творчество |
Работает с энтузиазмом, самостоятельно придумывает сюжет, Оригинально решает построение изображения, используя все средства художественного выражения. |
Работает с удовольствием, спокойно. Отталкивается от предложенных сюжетов. Использует художественный материал для достижения замысла. |
Работает без энтузиазма, выполняет только предложенные задания. |
Аккуратность |
Правильно организовывает и поддерживает в чистоте своё рабочее место в течение всей деятельности. |
Правильно организовывает и наводит порядок на своём рабочем месте после выполнения работы. |
Не может самостоятельно организовать рабочее место. |
По каждому ребёнку все оценки показателей по каждому критерию суммируются, что позволяет увидеть уровень развития каждого ребёнка.
Шкала уровней: Категория 1: анализ вводный –в сентябре, категория 2:
анализ промежуточный – в январе, категория 3: анализ итоговый – в мае
Младший возраст: 39-32 – высокий уровень, 31-25– средний уровень,
24-13 – низкий уровень
Средний возраст: 42-34 – высокий уровень, 33-27– средний уровень,
26-14 – низкий уровень
Старший возраст: 45-37 – высокий уровень, 36-29– средний уровень,
28-15 – низкий уровень