«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности». учебно-методический материал по рисованию

Дипломная работа

Смысл занятий на свободную тему заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Однако, уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников.

При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок — в стихах, музыке и т.п.).

Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода. Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности).

Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество.

Изобразительная деятельность детей в свободное время

Изобразительная деятельность наряду с игрой — одна из наиболее предпочитаемых занятий детьми в свободное время. Однако, анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, — непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Другое необходимое условие — обогащение детей впечатлениями и, как результат, наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.).

29 стр., 14281 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... изучить и проанализировать специфику детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и средства его развития; Подобрать ...

Самостоятельная художественная деятельность детей включает в себя занятия различными видами изобразительной деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, художественным ручным трудом.

Развитие творческих способностей у дошкольников

На современном уровне в развитии дошкольной педагогики назрела необходимость, наряду с общедидактическими формами организации изобразительной деятельности, развивать инновационные программы, отвечающие современным требованиям.

Программа «Волшебники кисти и карандаша» направлена на развитие творческих способностей. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) планируются и проводятся с учетом особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:

  • учет ведущей деятельности дошкольников;
  • связь изобразительной деятельности с игрой. Осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному игровому персонажу;

Детская изобразительная деятельность имеет свои особенности, которые зависят от возраста детей. В данном исследовании обращается внимание на несколько аспектов:

1. Влияние сказок на любовь детей к изобразительной деятельности

Одной из главных причин интереса детей к изобразительной деятельности является их любовь к сказкам. В течение года, в сказку путешествуют вместе с друзьями — зайчатами Крутем и Вертем, Грустинкой, их родителями и дядей Моряком. Они создают воображаемый мир, где дети взаимодействуют и воплощают свои фантазии.

2. Противоречия между выразительной и изобразительной тенденцией

У детей возникает противоречие между желанием что-либо нарисовать (слепить и т.д.) и реальными возможностями. Они сталкиваются с техническими сложностями работы с разными изобразительными материалами, которые требуют навыков и умений. Поэтому важно отрабатывать технические приемы, такие как смешение красок, работа с кистью, стекой и т.д.

3. Изменение мотивации деятельности со временем

У детей старшего дошкольного возраста деятельность становится более целенаправленной. Они удерживают поставленную цель и получают соответствующий результат, например, рисунок. Это свидетельствует о развитии и изменении их мотивации к изобразительной деятельности.

4. Способности к предварительному планированию деятельности

У детей старшего дошкольного возраста развиваются способности к предварительному замысливанию образа и планированию своей деятельности. Они осознают, что для достижения определенного результата необходимо принять определенные шаги в своей творческой работе.

5. Современные формы детской изобразительной деятельности

Современные формы детской изобразительной деятельности включают в себя различные техники и методы работы с разными материалами. Для детей младшего возраста программой предусмотрено знакомство с Королевой Кисточкой и правилами работы с кистью и красками. На занятиях дети осваивают нетрадиционные техники, такие как монотипия, пальцевая и ладонная живопись, рисование по-сырому, тычок, фотокопия, набивка, кляксография, использование волшебных ниток и примакивание.

27 стр., 13500 слов

Народная сказка , как средство развития художественных способностей ...

... работа заключается в разработке конспектов занятий по развитию творческих способностей детей посредством народных сказок. База исследования: Глава 1. Художественные способности детей дошкольного возраста. 1.1. Художественные способности, сущность понятия, структура Успешная изобразительная деятельность ...

Программа занятий по изобразительному искусству для детей предусматривает различные виды рисования, включая предметное, сюжетное и декоративное рисование. Основной целью программы является передача эмоционального состояния природы и человека через изображение.

Для детей 5-летнего возраста первое занятие посвящено организации рабочего места и знакомству с различными изобразительными материалами. Дети узнают о различных способах работы с кистью и красками. В ходе этого занятия дети выполняют задание на создание самой красивой палитры путем смешения красок. Для создания подготовительного рисунка (наброска) детям этого возраста доступен простой графитный карандаш. На следующих занятиях дети рисуют различные предметы и персонажей, такие как «Ежик», «Необыкновенный дом», «Неваляшка», «Мой любимый клоун», «Натюрморт с пасхальными яйцами» и «Шнурок-узелок». Некоторые занятия направлены на развитие навыка рассматривать предметы и видеть их отдельные детали.

Для детей старшего возраста предусмотрено изучение законов перспективы на примере темы «Осенний лес». Деревья, находящиеся на переднем плане, изображаются большими по размеру и располагаются в центре листа, в то время как деревья, находящиеся вдалеке, изображаются меньшими по размеру и располагаются внизу листа. Также проводятся занятия по рисованию с натуры, выполнению отгадок на предложенные загадки и освоению нетрадиционных техник, таких как примакивание, тычок, по-сырому и фотокопия.

Дети 6-7-летнего возраста знакомятся с теплой и холодной палитрой, учатся смешивать краски и работать с белилами. Они выполняют задания, связанные с оттенками цветов, например, изображают, как светлеет небо на рассвете с помощью синего и белого цветов, создают переход от оранжевого к красному цвету, чтобы показать, как заходит солнце, и переход от зеленого к желтому цвету, чтобы показать, как желтеют листья осенью.

Выполнение лепных работ и его влияние на развитие детей

Выполняя лепные работы, дети знакомятся с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у них формируются навыки работы двумя руками, развивается скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Материал, используемый для работы: пластилин, солёное тесто, фольга, бумажная масса (папье-маше).

Для украшения изделий используется дополнительный материал: бусинки, «пульки» для детского пистолета, цветная бумага и др.

Дети осваивают приёмы работы со стекой, а также различные техники лепки последовательно: от скатывания («Колобок», «Гусеница» и др.), раскатывания («Колобок», «Котик-коток») до оттягивания (клюв птицы — «Веснянка»), примазывания, сглаживания и прищипывания (ушки — «Котик-коток»).

Дети осваивают и совершенствуют пластический («Ёжик») и конструктивный («Котик-коток») способы лепки; приёмы работы со стекой.

Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований Симоненко В.Д., Матяш Н.В. и других, разработавших методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста.

17 стр., 8062 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... средством развития творческого воображения. Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного исследования Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности Творческой деятельностью мы ...

Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда. Программой предусмотрено выполнение кратковременных и долгосрочных творческих проектов.

На протяжении всего учебного года дети усваивают элементы проектной деятельности через выполнения разных заданий.

Модель проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста:

  1. Целеполагание: выделение и постановка проблемы; предложение вариантов решения проблемы; самодиагностика возможностей; «хочу» и «могу»; принятие решения.
  2. Планирование процесса: выделение этапов работы; определение последовательности выполнения работы; подбор инструментов и материалов.

Введение

Рисование является одной из важнейших и любимых видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок может изобразить все, что его интересует, используя различные выразительные средства (цвет, форму, размеры и т.д.).

К тому же, занятия рисованием позитивно влияют на эмоциональное развитие детей, развивают воображение и фантазию.

Цели и задачи изучения рисования в дошкольном образовании

Основная цель изучения рисования в дошкольном образовании заключается в развитии творческих способностей, эмоционального и эстетического восприятия. Для достижения данной цели к ребенку ставятся следующие задачи:

  • ознакомление с различными материалами и инструментами для рисования;
  • освоение различных техник и приемов рисования;
  • формирование навыков цветового восприятия;
  • развитие творческого потенциала и самостоятельности;
  • направление эмоций и чувств через изобразительную деятельность.

Методы и формы изучения рисования

Основными методами изучения рисования являются:

  • метод наблюдения;
  • метод проб и ошибок;
  • метод опыта.

Одна из важнейших форм изучения рисования — это творческие проекты. Они позволяют ребенку проявить свою креативность, а также развить навыки проектирования, конструирования и реализации задуманного.

Планирование творческого проекта

В процессе планирования творческого проекта необходимо учитывать следующие этапы:

  • формулирование цели и основных задач проекта;
  • составление плана работ с учетом возрастных особенностей детей и их интересов;
  • подбор педагогических материалов и ресурсов;
  • оценка результатов проекта и коррекция дальнейшей работы.

Творческий проект «Новогодняя маска»

Для проведения творческого проекта «Новогодняя маска» предложены следующие этапы:

  • рассказ об истории масок и их использовании в традиционных праздниках;
  • составление звездочки обдумывания и создание эскиза будущей маски;
  • лепка маски из пластилина;
  • работа в технике папье-маше на пластилиновой основе;
  • грунтовка работы и окраска маски.

Педагогическая диагностика

Для реализации коррекционной работы проводится педагогическая диагностика в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий три раза в год: в начале, в середине и в конце учебного года.

17 стр., 8141 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста ... функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный ...

Основной целью диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для последующей коррекции работы.

Заключение

Рисование – это одно из самых важных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования дети развивают свои творческие способности и эмоциональное восприятие. Творческие проекты являются отличной формой изучения рисования, позволяющей детям проявить свою креативность и развить навыки проектирования и реализации. Для эффективного проведения коррекционной работы необходима регулярная педагогическая диагностика.

Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике

Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований ученых и методистов, разработавших методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленное на развитие творческих способностей, решает следующие задачи:

  • формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности);
  • развитие основных психических процессов;
  • удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
  • формирование и совершенствование технических умений и навыков;
  • развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.

7. Список литературы: :

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1991г.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М.,2000г.
  3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности .- М.,1995г.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996г
  5. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.,1996г.
  6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников – М. ,1980г.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.,1990г.
  8. Методика обучения изобразительной деятельностью и конструированию/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.,1991
  9. Сакулина Н.П. ,Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.,1982г
  10. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2001г.
  11. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ Под редакцией В. Б .Косминской. – М.,1997г.

Приложение 1

Сценарий

Интегрированного занятия по музыкальному фольклору и изодеятельности (лепка)

«Осенняя ярмарка»
Подготовительная группа

Педагогические технологии:

— технология музыкального воздействия

— технология эстетической направленности

— коммуникативные игры

Цели и задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, вызывать эмоциональный отклик на песни, танцы, игры; развивать умение играть на музыкальных инструментах; закреплять умение использовать знакомые движения в плясках; развивать актерские способности в русских народных играх.
  2. Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Закреплять знания о пластической выразительности форм, приемах стилизации, особенности образа (игрушки) в декоративном искусстве.

Музыкальный репертуар:

  1. Хоровод «Белолица — круглолица» (русская народная музыка)
  2. Шуточная песня «Жил я у пана» (русская народная музыка)
  3. Попевка детская «Ай, тари- тари- тари» (играют на ложках русская народная песня)
  4. Парная пляска «Выйду ль я на реченьку» (русская народная музыка)
  5. Хороводная игра с движениями «Шел козел по лесу» (русская народная музыка)
  6. Частушки.

Материалы:

Образцы: посуда, ложки хохломские, деревянные матрешки, дымковские игрушки, иллюстрации с изображением последовательности лепки дымковских игрушек, на столах глина, стеки (палочки с заостренными концами), шликер, тряпочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I часть.

Дети входят в зал под русскую народную музыку «Ах вы сени мои сени». Рассматривают интерьер в виде ярмарки.

Анализ хоровода «Белолица — круглолица русская народная музыка»

Хоровод «Белолица — круглолица русская народная музыка.

Ведущая (учитель рисования):

Мы на ярмарку идем,

Звонко песенки поем,

Ярмарка открывается,

Праздник начинается!

1-й зазывала: Проходите, примечайте,

Все, что надо покупайте.

2-й зазывала: Самовары золотые.

Сарафаны расписные.

Ведущая:

Вот ниточки, вот катушечки

Вот для малых детей — игрушечки!

Ложки хохломские!

Удалые, расписные!

Ложки разбирайте,

Песню запевайте!

Песня «Ах, тари- тари- тари играют и поют.»

Ведущая:

А вот идет на ярмарку Назар (мальчик).

Девочка: Ты Назар, ты Назар,

Купи мне сарафан. Ни долог, ни короток,

Ни в лес ходить,

Ни печку топить,

Песни петь, да плясать,

Людей забавлять.

Песня «Жил я у пана» русская народная музыка.

Ведущая:

А вот на ярмарку идут систрицы

Сестрицы – белолицы

Девочки – беляночки,

Где вы набелилися?

Дети: Мы вчера коров доили,

Молоком умылись.

Ведущая:

Эй, девчонки, хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте веселей

Чтоб порадовать детей!

«Частушки» исполняют девочки.

Ведущая:

Мы по ярмарке ходили? – Да!

Всем подарки накупили? – Да!

А теперь хотите стать мастерами

и что-то сделать сами, своими руками? – Да!

Ну, тогда проходите, садитесь за рабочие столы.

II часть .

Ведущая:

Сегодня на занятии вы слепите игрушки из глины, которые украсят нашу ярмарку. Какие русские глиняные игрушки вы знаете?

— Дымковские фигурки, Дымковские игрушки, пожалуй, «самые богатые»

веселые, радостные.

Дети рассматривают игрушки. У коня крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конских ножки – фигурка обобщенная, компактна.

Другие животные: корова, баран, козел, отличаются друг от друга только формой рогов, они похожи между собой общими силуэтами.

Предлагается, детям, прежде чем приниматься за работу — подумать с чего начинать, чтобы выполнять работу и вылепить красивую игрушку. Когда дети закончили лепить предлагается поставить игрушки на праздничный стол и рассмотреть их.

Ведущая:

Вот какие умелые у нас ручки!

Теперь можно и повеселиться

III часть.

1-я девочка: Кто с платочком гуляет,

Тому скучно не бывает.

2-я девочка: Мы в ладоши звонко хлопнем,

Каблучками все притопнем,

Потанцуем и попляшем,

И платочками помашем.

Русская народная парная пляска «Вый ду ль на реченьку»

Ведущая:

Как здорово вы танцевали, мне очень понравилось, молодцы.

А вы знаете, что ни одна ярмарка не обходится без веселых игр?

А вы хотите поиграть?

Хороводная игра «Шел козел дорогою».

Ведущая:

Понравилось вам на ярмарке?

Тогда приглашаем вас на весеннюю ярмарку.

А пока прощаемся.

Рекомендуемая и используемая литература:

  1. Колчин Б. А. «Новгородские древности». Москва 1995 год.
  2. Сборник «Пестрый хоровод». Москва «Музыка» 2006 год.

3. Сборник «Радуга — дуга». Москва «Музыка» 2007 год.

4. Баранов В.Г. Энциклопедия христианской жизни в книге

«От фольклора до фольклора» 1983 год.

5. Розова Л. К. «Дымковская игрушка» Москва 1972 год.

Приложение 2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 3 раза в год. Вводный – в сентябре, промежуточный – в январе, итоговый – в мае. За основу взята диагностика разработанная

доктором педагогических наук профессором Т.С.Комаровой.

Диагностика проводится по критериям, которые представлены в таблице:

Анализ продукта деятельности ребенка.

Критерии

3 балла

высокий уровень

2 балла

средний уровень

1 балл

низкий уровень

1

2

3

4

Передача формы

Форма передана точно.

Есть незначительные искажения.

Искажения значительные, форма не удалась.

Строение предмета

Части расположены верно.

Есть незначительные искажения.

Части предмета расположены неверно.

Передача пропорции предмета в изображении

Пропорции предмета соблюдены.

Есть незначительные искажения.

Пропорции предмета переданы неверно.

Композиция

Предметы расположены по всей плоскости листа.

Соблюдается пропорциональность.

Предметы расположены на плоскости листа.

При передачи пропорций есть незначительные искажения.

Не продумана, носит случайный характер.

Пропорции переданы неверно.

Передача движения

Движение есть, передано достаточно точно.

Движение передано неопределенно.

Изображение статичное.

Цвет

Многоцветная или ограниченная гамма. Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.

Преобладание нескольких цветов в большей степени выбранных случайно.

Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами.

Навыки

Анализ процесса деятельности ребенка

Характер линий

Слитная,

Прерывистая

Дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая.

Нажим

Средний, уверенный.

Регулирует силу нажима.

Сильный, энергичный (иногда подавляющий бумагу).

Регуляции удаются не всегда.

Слабый (иногда еле видный).

Не регулирует силу нажима.

Раскрашивание (штрих)

Мелкие штрихи, не выходящие за пределы контура.

Крупные размашистые движения, иногда выходящий за пределы контура

Беспорядочные линии не умещающиеся в пределы контура.

Смешивание красок

Смешивает три и более краски в палитре. Подбирает цвет в зависимости от замысла. Использует гармоничные сочетания цветов.

Смешивает 2 краски, используя в работе не только по замыслу, но и просто как понравившийся цвет.

Смешивает краски только по требованию воспитателя.

Деятельность ребенка

Эмоциональное восприятие деятельности.

Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки; адекватно оценивает свою работу.

Эмоционально реагирует на оценку взрослого ( радуется, огорчается); самооценка завышенная или заниженная.

Безразличен к оценке взрослого, самооценка своей работы отсутствует.

Самостоятельность

Выполняет задание сам, в случае необходимости обращается с вопросами.

Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко.

Необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Творчество

Работает с энтузиазмом, самостоятельно придумывает сюжет,

Оригинально решает построение изображения, используя все средства художественного выражения.

Работает с удовольствием, спокойно. Отталкивается от предложенных сюжетов. Использует художественный материал для достижения замысла.

Работает без энтузиазма, выполняет только предложенные задания.

Аккуратность

Правильно организовывает и поддерживает в чистоте своё рабочее место в течение всей деятельности.

Правильно организовывает и наводит порядок на своём рабочем месте после выполнения работы.

Не может самостоятельно организовать рабочее место.

По каждому ребёнку все оценки показателей по каждому критерию суммируются, что позволяет увидеть уровень развития каждого ребёнка.

Шкала уровней: Категория 1: анализ вводный –в сентябре, категория 2:

анализ промежуточный – в январе, категория 3: анализ итоговый – в мае

Младший возраст: 39-32 – высокий уровень, 31-25– средний уровень,

24-13 – низкий уровень

Средний возраст: 42-34 – высокий уровень, 33-27– средний уровень,

26-14 – низкий уровень

Старший возраст: 45-37 – высокий уровень, 36-29– средний уровень,

28-15 – низкий уровень