Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества детей 6 7 лет на основании восприятия гжельской народной росписи

Курсовая работа

Орнаментальные композиции гжельской народной росписи придают предметам посуды нарядность, узорчатость, необычность. Показ декоративных элементов гжельской народной росписи обогащает сюжетные рисунки старших дошкольников. Кроме того, произведения искусства, выполненные в сине-белой манере дают детям возможность увидеть разнообразие оттенков синего цвета.

В научной литературе много работ, посвященных изобразительной деятельности дошкольников: работы Е. М. Буровкиной, А. С. Галанова, Г. Г. Григорьевой, Т. Дороновой, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, В. Ф. Котляр, Н. П. Саккулиной и др. А вот исследований по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством гораздо меньше: труды А. А. Грибовской, О. Л. Князевой, Т. Королевой, О. А. Соломенниковой, М. В. Тихоновой, А. П. Усовой. Работ по ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы Н. Алексахина, Ю. Г. Дорожина, В. М. Логинова.

актуальности

^

^

Предмет исследования:

^

2) дать характеристику гжельской народной росписи и методике обучения составлению орнаментальной композиции детьми 6 – 7 лет по мотивам гжельской народной росписи;

3) выявить уровень развития умения рисовать орнамент у старших дошкольников;

4) провести серию занятий по формированию знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у детей 6 – 7 лет;

5) выявить динамику уровня сформированности знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у детей 6 – 7 лет.

гипотеза:

  • будет сопровождаться демонстрацией образцов;
  • будет содержать игровые элементы;
  • будет сопровождаться рассказом педагога о данном народном промысле.

^

^

^

1.1 Влияние народного искусства на развитие творческой активности у детей 6 – 7 лет

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. «Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам вырази­тельности, и это воздействие носит естественный, нена­сильственный характер» [5,64]. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает вни­мание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

14 стр., 6599 слов

«Теоретические основы развития навыков свободной кистевой ...

... народном искусстве, Т. Я. Шпикалова отмечает: «Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее: 1) народное искусство ... приемах декоративной композиции, технологических навыках. Тема росписи по дереву ... творческих способностей освещаются в работах Н.С. Боголюбова, Е.И. ... НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ) 1.1 П сихолого-педагогические основы развития навыков свободной кистевой росписи в технике ...

Период дошкольного детства является, как показали иссле­дования педагогов и психологов и наши исследования, наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности [7], [12], [18], [30].

Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

  • воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности

программы детского сада и возрастных и индиви­дуальных психологических особенностей детей;

  • сотрудничество педагога и ребенка;
  • использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка.

«Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществля­ется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музы­кальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям» [26, 13].

В центре внимания эстетического воспитания детей стар­шего дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстети­ческой оценки. Исследования показали, что целесо­образно строить эту работу поэтапно.

На первом этапе необходимо отобрать произведения музы­кального и изобразительного народного творчества, учитывая:

  • доступность по содержанию и форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной твор­ческой деятельности;
  • привлекательность, яркость образов и элементов, что обес­печивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызывает положительные эмоции и интерес;
  • наглядность;
  • возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятель­ности;
  • единство содержания и формы;
  • коллективность эстетических переживаний и творчества;
  • индивидуальный подход;
  • учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность.

4 стр., 1763 слов

Искусство русской народной вышивки

... древнего орнамента, зная лишь то, что в них заключена сила добра. Язык русской народной вышивки Раскидистое древо, часто с большими плодами, увенчанное солнцем и окруженное птицами. Узоры, ... Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни Искусство народной вышивки оформилось в народный художественный промысел уже в XIX в., в связи с развитием промышленного ...

В ряде случаев возможна взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Знакомить с изделиями народных мастеров можно как на специальных занятиях, так и вне занятий со всей группой, с подгруппами детей и индивидуально, используя такие методы и приемы:

  • ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства с целью дать детям общие представления о связи искусства с жизнью и бытом народа, о народных промыслах;
  • рассматривание образцов народного декоративного ис­кусства с целью ознакомления детей с народным орна­ментом, колористическими решениями народных узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента,

компо­зиции;

  • рассматривание изображений на открытках, в альбомах, иллюстрациях, диапозитивах;
  • рассказ о художественном наследии русского народа в традиционных изделиях народных мастеров;
  • экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства с целью закрепления знаний детей о разнообразии видов и жанров народного искусства;
  • беседа о том или ином виде народного искусства;
  • прослушивание русской народной музыки;
  • использование потешек, народных сказок, стихов, загадок;
  • лепка, рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование;
  • игра или танец с оформленными народными атрибутами (ободок на голову, поясок, фартук и т.п.), в изготовлении которых принимали участие дети;
  • организация в детском саду выставок народного деко­ративного искусства и детских работ по его мотивам.

«В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, важно развивать и психические процессы, необхо­димые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, позна­вательной и эмоционально-волевой сферы), а также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине» [36, 53].

Работу по развитию восприятия предметов декоративно-прикладного искусства рекомендуется проводить на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи по методике, разработанной Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, А. А. Грибовской, используя подлинные народные образцы в синтезе с ярким поэтическим словом, пробуждающим у детей интерес: рассказы о творчестве мастеров хохломской, городецкой, жос­товской росписи, дымковской игрушки, гжельской керамики, а также о материалах, инструментах, красках, которыми поль­зовались мастерам [30], [19], [7].

Детям демонстрируется иллюстрированный материал: альбомы, наборы художественных открыток, на­пример «Искусство жостовских мастеров», «Хохлома», книги о ремеслах на Руси; диапозитивы с изображениями образцов народных росписей, цветные фотографии. Воспитатели объяс­няют, что главная задача умельцев — передать радостное ви­дение реального мира, создание красивых вещей, делающих жизнь ярче, разнообразнее, прекраснее. В народном творчестве художников золотой хохломы выражены мечты о красивой и счастливой жизни — отсюда радостная приподнятость настрое­ния, праздничность. Внимание детей обращается на широкое использование мотивов природы, растительного и животного мира.

12 стр., 5913 слов

Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов

... быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении. Есть существенные различия в проявлении традиций в искусстве вообще и в народном в особенности. Художник-профессионал в ... мастерами Гжели. В наши дни идеи и мысли А. Б. Салтыкова повторяются и развиваются в ... "передается" от отцов к детям, но претерпевает жизненный процесс: рождается, ...

Остановимся подробнее на том, как можно проводить с детьми отдельные части или виды работ, составляющие целостную систему эстетического воспитания средствами народ­ного искусства.

Включать декоративно-прикладное искусство в работу с детьми целесообразно в двух формах:

1) знакомство с определенным видом искусства (рассмат­ривание предметов, иллюстраций, рассказ воспитателя, беседы);

2) практические занятия, позволяющие детям овладеть прие­мами воссоздания в изобразительной деятельности мотивов народного орнамента.

«Сначала внимание детей необходимо обратить на предметы, имеющиеся в группе в уголке народного искусства: украшенные дымковской росписью игрушки, хохломской росписью — чаши, деревянные ложки, стаканчики, столы и стулья, жостовские подносы и т.д.» [26, 16].

Большую радость вызывают у детей встречи с яркими народными игрушками: индюком-свистулькой, фигурками людей, петухом и другими. Они вводят ребенка в красочный мир сказки и фантазии. Дети сами лепят фигурки барышень, баранов, раскрашивают их яркими красками по мотивам народных росписей.

На занятиях по изобразительной деятельности дети осва­ивают сначала дымковскую, филимоновскую росписи, а затем растительный орнамент городецкой росписи, изображение птиц, животных и далее — хохломскую, гжельскую и т.д.

Освоение растительного орнамента вызывает у детей затруднения: элементы узора сливаются для ребенка в единую композицию, из которой они не могут вычленить основные, повторяющиеся компоненты, поэтому, чтобы облегчить детям восприятие элементов узора и узор в целом, необходимо учить их расчленять узор на составные элементы, находить их сочетания. Сначала следует учить находить один элемент, затем — два (проводить рукой по полосе, обводить кольцо, дотрагиваться до точки), выделять мотив, затем группу мотивов, их расположение.

По мере овладения детьми умением анализировать один вид росписи необходимо учить их переносить это умение на другой вид народного орнамента, выделять в нем существенные признаки. Знакомство с одним из видов народного искусства должно заканчиваться серией занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации. Все дети проявляют интерес к этим занятиям, но уровень овладения навыками и умениями не одинаков.

«Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять узоры, например хохломской узор в квадрате, состоящий из большого «завитка», украшенного травинками, ягодками, листочками» [21, 105].

40 стр., 19596 слов

Народные ремесла и промыслы России и Донского края

... русского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты. Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ... промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение. Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов ...

Поначалу дети, как правило, оставляют много свободного места на бумаге, узор занимает лишь середину листа. Воспи­татель вновь обращает внимание детей на роспись предметов, предлагает прорисовать элементы узора в свободное от занятий время. После этого композиции узоров, выполненных детьми, становятся более содержательными, дети рисуют узор, за-

полняя всю форму изделия.

На занятиях по созданию декоративных композиций по мотивам народного декоративного искусства надо чаще исполь­зовать народную музыку. Это вводит детей в атмосферу народного искусства, создает определенное настроение, оказы­вает более глубокое воздействие, способствует формированию положительного эмоционального отношения к таким занятиям. Знакомя детей с народным декоративно-прикладным и музыкальным искусством во взаимосвязи, необходимо опи­раться на художественные эталоны, средства выразительности, характерные для каждого вида искусства. Так, в изобра­зительном искусстве детей учат определять по отдельным характерным признакам филимоновские, дымковские игрушки, предметы с хохломской, жостовской, городецкой росписью, различать по росписи семеновские, калининские, загорские, полохов-майданские матрешки.

«Детей знакомят с русскими национальными костюмами. Они видят одетых кукол, рассматривают части национальной одежды, знакомятся с элементами русского костюма: сарафан, кокошник, косоворотка — и сами одевают кукол. Обращается внимание на использование мастерицами в вышивках белого цвета, многоцветного узора с преобладанием красного цвета. Рассматривается вышивка на салфетках, полотенцах, в которых искусно сочетается свободный растительный орнамент с сетками и мережками, акцентирующими лепестки и сердце­вины цветков» [26, 17].

Полученные представления дают детям возможность вклю­чаться в активную самостоятельную деятельность: они прини­мают участие в подготовке деталей костюмов (кокошников, де­талей украшения сарафанов и т.п.).

Так, к празднику «Здрав­ствуй, Зимушка-зима» они вместе с педагогами украшают ап­пликацией кокошники, совместно с родителями готовят рус­ские костюмы для народного танца «Сударушка», сарафаны — для праздника народной песни. В процессе такой работы звучит народная музыка.

Детей следует активно включать в анализ выполненных изображений и музыкальных движений.

Итак, важным средством эстетического воспитания и форми­рования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музы­кальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о пре­красном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искус­ство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

^

Дивные, диковинные синие цветы, травы и ли­стья мы наблюдаем на изделиях мастеров из Гже­ли. Так называлась деревня, расположенная в 60 км от Москвы, давшая имя знаменитому на весь мир фарфоровому производст-

венному объедине­нию «Гжель».

«Изделия гжельских умельцев отличаются изящ­ной формой. Узоры, выполненные легко кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз» [27, 15]. Но прошло много лет, прежде чем Гжель стала та­кой, какой мы полюбили ее.

Давным-давно, еще в XIV веке, на гжель­ской земле (бывшие Бронницкий и Бого­родский уезды) была найдена особая глина, при­годная для изготовления керамических изделий.

Гораздо позже, в XVIII веке, в России появи­лись первые керамические фабрики, на которых делали разнообразную посуду, декоративные на­стенные тарелки, маленькие скульптурки людей и животных. В те времена посуду и скульптуру ук­рашали желтой, зеленой, коричневой, синей и вишневой красками. Слава об этих изделиях раз­неслась по всей Руси.

Работы старых мастеров сохранились и дошли до наших дней, а увидеть их теперь можно только в музеях.

«Сегодня Гжель в новом, бело-синем наряде. Со­временные художники переняли у старых масте­ров роспись широкими мазками, заполняют всю поверхность изделия цветами, птицами, сценка­ми. Гжель отражает национальные черты, ярко выражен самобытный, народный характер» [1, 120].

Чего только не делают в Гжели! Чайные и сто­ловые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки, часы, даже шахматы. Все изделия, как правило необычайной причудливой формы, расписаны витиеватым сказочным узором. Можно только удивляться богатой фанта­зии художников. Сколько художни­ков, столько и разных по форме ча­шек. Только в одном они одинако­вы — все в бело-синем цвете. Худож­ники дают своим произведениям, образные названия: масленка «Рыба-кит», «Колокол», «Лужок». Любую вещь, выполненную в Гжели можно подолгу рассматривать, о каждой можно сочинить сказку, осо­бенно интересны маленькие скуль­птуры. Бело-синее фарфоровое чудо приносит в наши дома сине­ву гжельского неба и свежесть цве­тов.

«Любое изделие сначала зарож­дается в мастерской художника. Например, кружка. Какая она бу­дет? Невысокая и круглая, прямая, напоминаю­щая бочонок; ручка фигурная, затейливая. При­думал художник и все нарисовал на бумаге, за­тем вылепил кружку из пластилина, выполнил эскиз росписи на бумаге. Теперь можно отправить ее на завод. Здесь одни мастера делают по образ­цу художника форму кружки, другие — расписы­вают ее, ведут по белому фону кисточкой с синей краской — кобальтом. Сначала весь рисунок ка­жется блеклым, а синим, ярким становится после обжига в специальной печи. Вот тогда кружка готова» [27, 16].

Детям очень нравятся яркие, сказочные, не­жные гжельские узоры на посуде, фарфоровые фигурки. У детей развивается художественный вкус, создание собственных композиций дарит детям радость творчества, развивается «уме­лость», координация рук.

Методика обучения составлению орнаментальной композиции по мотивам гжельской народной росписи старших дошкольников включает в себя следующее.

Педагог предлагает детям вспомнить какие изделия они знают, и пригла­шает их в новое увлекательное путешествие в Страну синей гжели. Можно рассказать о гжельском промысле или прочитать рассказ Н. С. Сурьянино-вой «Синие цветы гжели»: «Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечни­ки, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, — назы­вают «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжель­ском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом

фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-си­нее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кис­точку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!

Самый излюбленный узор — гжельская роза. Иногда она изображе­на крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточ­кой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепест­ки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жиз­ни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные — веселые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любо­ваться ею.

Гжельские мастера — большие фантазеры. Одни чашки — стройные и вы­сокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейли­вые. И ручки у всех разные.

При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

А этот совсем необычный, невиданный. Его словно составили из двух чайников.

Фарфоровая масленка «Рыба-кит»… На спине кита вылеплен сказоч­ный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита — фонтан с завитушками, а глаз ры­бы — точно роза. Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбочени-

лась. Гордится своей работой.

Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину, и гордый конь.

Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

А эта скульптурка – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две бары­ни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.

Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нари­сована роза, а по другой важно разгуливает сказочная синяя птица.

Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Распи­саны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» [33, 3 — 7].

После чтения книги педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации.

Педагог приглашает детей посетить выставку «Эта звонкая сказка — Гжель». Звучит народная музыка. Педагог рассказывает: «Сказки… Они бы­вают разные: веселые, грустные, оптимистические и не очень, но всегда по­учительные и добрые. Искусство мастеров Гжели — словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть Кощея Бес­смертного, Ивана-царевича, Конька-Горбунка и других сказочных героев».

Детям предлагается внимательно рассмотреть выставку, а затем — от­ветить на вопросы: почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие элементы гжельской рос­писи можно выделить? Какие изделия тебе понравились и почему? Как ты думаешь, для чего нужны гжельские изделия?

Перед детьми выставка изделий народного искусства. Педагог загады­вает загадку:

Синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая…

(Гжель)

Педагог предлагает детям найти на выставке изделия из Гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?

Педагог рассказывает: «Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенность и цельность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть дает возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом» [32, 77].

Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек и роз. показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка; способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.

Педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.

Педагог показывает способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок, узор. Дети самосто­ятельно придумывают различные узоры с капелькой и продолжают укра­шать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организует выставку работ.

Педагог показывает детям на гжельских изделиях розу и рассказывает: «Синяя роза — один из главных мотивов гжельской росписи. Мазок с теня­ми — это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хоро­шего мазка правильное распределение краски по кисти — к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цветка необходимо начи­нать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При ра­боте можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки» [23, 48].

Педагог показывает детям особенности рисования мазка с тенями и способ рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем — гжельскую розу. Гжельские цветы, изображенные детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.

Педагог вместе с детьми рассматривает выставку гжельских игрушек; об­ращает их внимание на глиняные скульптуры малых форм: котика, собач­ку, козлика, мишку и предлагает выбрать наиболее понравившуюся игрушку в качестве образца для лепки. Педагог уточняет последовательность и способ лепки игрушек, по мере необходимости оказывает детям помощь.

После того как изделие просохнет, педагог предлагает детям покрыть его белой гуашью.

Педагог предлагает детям придумать гжельский узор и расписать игрушки. В случае затруднения дети могут воспользоваться подлинными об­разцами гжельских игрушек. По окончании работы педагог организует выставку работ. Дети любуются вылепленными и расписанными игрушками.

Таким образом, гжельская народная роспись выполняется в сине-голубой цветовой гамме. Сосуды украшаются лепными орнаментами и скульптурой. Имеют место мотивы цветочной росписи. Для гжельского письма характерны легкий, прозрачный мазок, тонкая линия рисунка, контрастное сочетание белой поверхности со сплошной заливкой. При обучении старших дошкольников гжельской росписи педагог прежде всего учит детей выделять характерные особенности гжельского промысла, затем закрепляет навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом; наконец, закрепляет умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами.

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у детей 6 – 7 лет

^

Исследование проходило на базе ДОУ №24 г. Саранска. В нем участвовало 20 детей в возрасте 6 – 7 лет (12 мальчиков и 8 девочек).

В ходе исследования было проведено три эксперимента – констатирующий, формирующий и контрольный. Дети были разделены на две группы по 10 человек. Дети экспериментальной группы (6 мальчиков и 4 девочки) участвовали в констатирующем, формирующем и контрольном экспериментах. Дети контрольной группы (6 мальчиков и 4 девочки) участвовали только в контрольном эксперименте.

Была поставлена следующая цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития умения рисовать орнамент у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе эксперимента была использована методика «Нарисуй орнамент», разработанная О. А. Соломенниковой [31, 43].

Цель. Определить уровень развития умения развития умения рисовать орнамент из растительных и геометрических эле­ментов в различных геометрических фигурах.

Материал.

^

Педагог предлагает ребенку вы­брать две геометрические фигуры, за­тем задает вопросы.

  • Как называются эти геометричес­кие формы?
  • Если их украсить узором, на что они станут похожими?

Затем педагог предлагает ребенку украсить одну фигуру геометрическим орнаментом, а другую — растительным.

В конце можно спросить ребенка, что у него получилось.

^

^

тельным и геометрическим орнамен­том представленных фигур. Испытывает незначительные затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыка­

ми кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них (тонкие линии, капельки, листики и за­

витки).

Для украшения использует печатку-тычок.

^

Полученные результаты детей экспериментальной группы по методике мы оформили в таблицу (Таблица 1).

Таблица 1 – Уровень развития умения рисовать орнамент у старших дошкольников экспериментальной группы

п/п

Ф.И.О.

Уровень развития умения рисовать орнамент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инна З.

Влад С.

Вика У.

Денис Б.

Коля С.

Стас М.

Юля В.

Алеша О.

Люда В.

Артем А.

средний

низкий

низкий

средний

высокий

низкий

низкий

низкий

средний

низкий

Анализ данных таблицы показал, что лишь 1 ребенок (10 %) обладает высоким уровнем развития умения рисовать орнамент, у 3 дошкольников (30 %) зафиксирован средний уровень, у 6 испытуемых (60 %) – низкий.

Коля С. назвал все предложенные геометрические фигуры правильно, смог самостоятельно составить узор из геометрических и растительных форм. Он умеет смешивать краски для получения нужного оттенка, владеет навыками кистевой росписи.

Инна З, Денис Б., Люда В. не всегда правильно называют геометрические фигуры, при составлении узора иногда обращаются за помощью к педагогу. При украшении фигур орнаментом эти дети допускают незначительные ошибки, а также при смешивании красок. В целом навыки кистевой росписи сформированы.

Влад С., Вика У., Стас м., Юля В., Алеша О., Артем А. затруднились назвать основные геометрические фигуры, при составлении узора постоянно обращались за помощью к педагогу. При украшении фигур эти дошкольники допускают значительные ошибки, испытывают затруднения при смешивании красок. Показывают слабые навыки кистевой росписи.

Итак, 60 % детей обладают низким уровнем развития умения рисовать орнаментальные композиции. Довольно большой процент испытуемых, не обладающих умением создавать орнаментальные композиции, настораживает. Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по улучшению данной ситуации.

^

Целью второго этапа экспериментальной работы было формирование знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у старших дошкольников.

В эксперименте принимали участие дети только экспериментальной группы. В ходе эксперимента было проведено 7 занятий, на которых детям рассказывалось о гжельской народной росписи, давались навыки выполнения орнамента в стиле гжели.

Занятие 1., Тема: Искусство гжельс­ких мастеров.

Цель. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров, с историей промысла, характер­ными особенностями Гжели.

Развивать эстетическое вос­приятие, интерес к художествен­ному творчеству.

Материал:

^

Воспитатель в сарафане украшенном элементами гжельской росписи приглашает детей в зал на выставку мастеров Гжели.

«России чудо голубое,

Равных нет тебе, поверь,

И я восхищаюсь тобою,

Искусство великое – Гжель».

^

В некотором царстве, в нашем Российском государстве, недалеко от Москвы на берегах реки Гжель жили-поживали люди. Сеяли рожь, пшени­цу, гречиху, но урожаи были плохие. И нашли люди в земле глину белую-пребелую. Стали ле­пить из нее разные изделия: кувшины, кумганы, квасники, вазы, чайники, тарелки и еще много чего, необходимого русскому человеку в быту, ук­рашали свои изделия лепными фигурками зверей, птиц, людей, деревьев и зданий, известных ска­зочных персонажей, даже целых сценок из быта.

А как расписывали?

По белому фону наносят художники рисунок синей краской. Потом изделие ставят в специальную печь для обжига. И там, где художник нажимал на кисть посильнее, цвет получился тёмно-синий, а где слабо — светло-голубой. Рисовали листья, цветы: ромашки, колокольчики, розы, птиц, людей. Украшали рамочками, сеточками, завиточками Наносили рисунки мазками, линиями, отводками.

Эту роспись не спутаешь ни с какой другой. Называют ее «нежно-голубое чудо». Мастера гжели ли говорят: «Не землей мы кормимся: глина -золото!».

И сейчас в старинном городке Гжели растут внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продол­жают славную традицию — лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, радуют своим мастерством.

Рассматривание репродукций, и раций

Вопросы:

1. Что слепил мастер?

2. Как украсил свое изделие?

3. Какое изделие больше всего понравилось?

4. Что бы вы хотели слепить? Как бы украсили?

Занятие 2., Тема: Рисование элементов гжельской росписи.

Цель. Учить рисовать элемен­ты гжельской росписи (завиток, цветы, листья).

Сочетать дугооб­разные, петельные линии с мазка­ми. Закреплять навык рисования всей кистью, ее концом. Воспиты­вать интерес к изображению эле­ментов узоров гжельской роспи­си.

Материал:

^

  • О какой росписи мы говорили в прошлый раз?
  • Что расписывают гжельской росписью?
  • Какими красками?

Рассматривание иллюстраций, открыток, выделить основные элементы орнамента Гжели. Это завиток, листья, цветы.

Обратить внимание детей на таблицы с элемента­ми росписи. Показ способов изображения цветы — маз­ками, листья — примачиванием, завиток –

концом ки­сти. Прорисовка форм в воздухе.

В конце отметить наиболее удачные элементы рос­писи. Использовать работы для украшения игрово­го уголка.

Занятие 3., Тема: Коврик для куклы.

Цель. Учить детей составлять композицию по мотивам гжельс­кой росписи на широкой полосе бумаги способом по сухому.

Развивать чувство композиции, способности к ритмичному и сим­метричному построению узора, по знакомить с техникой использования тра­фарета.

Развивать художественно-творческие спо­собности детей.

Материал:

^

Предложить самостоятельно как художники Гжели придумать узор на коврик для куклы из знакомых элементов. Рассматривание таблиц, обратить внимание детей на ритмичное и симмет­ричное расположение элементов узора в полосе. Сначала объяснить как с помощью трафарета можно украсить края коврика каймой. В середи­не дети самостоятельно выполняют узор.

Привлекать детей к самоанализу:

  • качество отпечатывания трафарета;
  • ритмичное выполнение узора;
  • качество выполнения цветов по сухому.

А что еще можно украсить та­ким узором?

Занятие 4., Тема: Роспись тарелок для трех медведей.

Цель. Учить детей рисовать гжельскую росу способом по-сы­рому в круге. Учить составлять оттенки синего цвета путем заливки, рисовать концом кисти и всем ворсом. Делать набросок розы простым карандашом в сере­дине круга. Поддерживать инте­рес к народному творчеству.

Материал:

рель, круги белого цвета трех размеров.

^

  • Три медведя из сказки любят красивую посу­ду, особенно им нравятся тарелки расписанные розами. Маленький Мишутка нечаянно разбил все тарелки и мишки очень рассердились.

Предложить помочь мишкам и расписать та­релки гжельской розой.

Рассматривание цветка на таблице. Показ и объяснение рисования розы способом по-сырому путем заливки после того, как сделан набросок карандашом в середине круга.

Сначала дети пробуют на палитре, после рас­писывают тарелочки, добавляя знакомые эле­менты: листья, завитки.

В конце занятия дети самостоятельно опре­деляют, получились или нет оттенки сине­го цвета путем заливки.

Занятие 5., Тема: Роспись чайника (плос­костное изображение).

Цель. Учить составлять ком­позицию по мотивам гжельской росписи способом по-сырому на бу­мажных контурах чайников разной формы (круглой, квадратной, шести­гранной), Развивать умения подбирать элементы узора и располагать их в соответствии с расписываемой формой.

Закрепить умение составлять оттенки синего цвета путем заливки. Воспитывать интерес к ко­лориту и изображению элементов.

Материал:

^

Загадать загадку:

«В брюхе-баня,

В носу — решето,

На голове — пупок,

Всего одна рука,

И та — на спине» (чайник)

Гжельские мастера любят ле­пить и расписывать чайники. Рас­смотреть иллюстрации, обратить внимание на то, что на боках чай­ников нарисованы крупные цве­ты, а низ и верх чайников украше­ны сеточками, рамочками, на руч­ке и рожке — мелкие узоры.

Предложить детям рассказать как рисовать гжельскую розу. Этот цветок мы расположим на боку чайника.

Сеточки рисуют концом кисти очень аккуратно. Они состоят из прямых линий, которые могут идти слева-направо, сверху-вниз, наискосок и пересекаться (показ).

Рамки состоят из узких и ши­роких линий, дуг, точек, веточек, могут чередоваться (показ).

В ходе самостоятельной рабо­ты помочь подобрать узор для рамок и сеточек, посоветовать побыстрее рисовать розу, чтобы не высохла вода и краска. В конце спросить:

  • удалось ли получить оттенки синего цвета;
  • отметить тонкие, ровные сеточки;
  • аккуратность, ритмичность рамок.

Занятие 6., Тема: Учебная мастерская художников.

Цель. Познакомить детей с новым способом рисования акварелью — мазковым способом.

Учить детей оттеночному мазку при работе ак­варелью.

Воспитывать интерес к колориту.

Материал:

^

Художники, прежде чем зани­маться росписями, много учатся в специальных художественных мае терских. Давайте и мы, ребята, побы­ваем в их роли, устроим учебную мастерскую художников гжельской росписи.

Рассмотреть рисунки гжельской росписи оттеночным мазком.

Чем они отличаются от других? (рассказ об этом способе рисования).

Показ и объяснения способа рисования оттеночным мазком.

Обратить внимание на то, как набираем краску на ворс плоской кисточки. Смочить кисть водой, и с одной стороны ворса набираем синюю

краску, после прикладываем весь ворс к бумаге и проводим прямую линию. Получилась полоска с одной стороны синяя, в середине полоски темно-

голубой цвет, с другой стороны полоска бледно-голубая.

Занятие 7., Тема: Роспись посуды.

Цель. Закреплять умения составлять компо­зиции по мотивам гжельской росписи на бумаж­ных контурах посуды (вазы, кувшины, квасники, кумганы, самовары) акварелью и гуашью.

Подбирать элементы узора и располагать их в соответствии с расписываемой формой, полу­чать цветовые тона.

Закреплять умения работать кистью и дополнительными сред­ствами: трафаретом, печатками, лягушачьим пальчиком.

Воспитывать устойчивый интерес к рисованию.

Материал:

^

Ребята, мы умеем рисовать гжельскую роспись тремя спосо­бами. Сегодня попробуем как на­стоящие художники Гжели приду­мать свой узор и нарисовать его на бумажное контуре любым из трех способов, пользоваться трафаретами, печатями, лягушками.

Как располагать узор на предмете? (в центре крупный узор или цветок, по краям — мелкие узоры).

С чего начинать роспись? (с наброска простым карандашом).

Как можно получить голубую краску?

В ходе работы индивидуальная помощь, напо­минания, похвала, пояснение.

Анализ:

  • качество выполнения способа рисования;
  • заполнение украшаемой поверхности;
  • использование дополнительных средств рисования;
  • аккуратность.

Таким образом, анализ продуктов деятельности и наблюдение за проведением детей показали, что во время занятий почти никто не подглядывал друг у друга. Каждому хотелось удивить педагога и сверстников красотой и оригинальностью своей работы. В деятельности Влада С., Вики У., Стаса М., Юли В. появились старательность, желание завершить начатое, воплотить задуманное в росписи. Больших успехов в технике гжельской росписи достигли Коля С., Инна З., Денис Б., Люда В., Артем А.

^

Целью контрольного эксперимента было выявление степени эффективности экспериментальной работы по формированию знаний и умений создать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у старших дошкольников.

В эксперименте принимали участие дети экспериментальной и контрольной групп.

В эксперименте использовалась модифицированная методика «Расскажи и укрась бумажный силуэт», разработанная О. А. Соломенниковой [31, 42 — 44].

^

Материал.

^

Педагог. Продавец должен знать о своем товаре все, должен уметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел приобрести эти предметы народного искусства. Как называется эта посуда? Что ты можешь рассказать о ней?

Для определения уровня знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи у старших дошкольников нами были выдвинуты следующие критерии.

^

^

^

Полученные результаты детей экспериментальной группы по методике мы оформили в таблицу (Таблица 2).

Таблица 2 – Уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи у старших дошкольников экспериментальной группы

п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инна З.

Влад С.

Вика У.

Денис Б.

Коля С.

Стас М.

Юля В.

Алеша О.

Люда В.

Артем А.

низкий

высокий

низкий

средний

высокий

средний

низкий

низкий

средний

низкий

Анализ данных таблицы показал, что у 5 дошкольников (50 %) зафиксирован высокий уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умении создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, у 4 детей (40 %) – средний уровень, у 1 ребенка (10 %) – низкий.

Результаты детей контрольной группы отражены в следующей таблице (Таблица 3).

Таблица 3 – Уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи у старших дошкольников контрольной группы

п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Марат С.

Лена М.

Боря И.

Илья Р.

Никита П.

Маша П.

Максим Г.

Катя Г.

Кирилл М.

Лиза Ч.

высокий

средний

средний

высокий

высокий

средний

высокий

низкий

высокий

средний

Анализ данных таблицы показал, что лишь 2 ребенка (20 %) обладают высоким уровнем сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, 3 дошкольника (30 %) – средним уровнем, 5 детей (50 %) – низким.

Инна З., Денис Б., Коля С., Юля В., Люда В. проявили интерес к

гжельской посуде и с удовольствием вступили в игру. Эти дети с легкостью смогли назвать характерные особенности гжельского фарфора, а также украсить предложенные бумажные силуэты в соответствии с гжельским народным промыслом. Эти дошкольники верно использовали оттенки темно-синего и голубого цветов.

Влад С., Вика У., Стас М., Артем А. проявили незначительный интерес к гжельской посуде, однако с удовольствием вступили в игру. Эти дети не смогли правильно назвать все характерные особенности гжельского фарфора, бумажные силуэты украсили в соответствии с гжельским народным промыслом, однако не без помощи взрослого, не всегда верно использовали нужные оттенки.

Алеша О. проявил слабый интерес к гжельской посуде, не захотел вступать в игру, с трудом назвал 2 – 3 характерных особенности гжельского фарфора, украсил бумажные силуэты не в соответствии с гжельским народным промыслом.

Результаты детей контрольной группы схожи с результатами экспериментальной на этапе констатирующего эксперимента.

Итак, сравнивая результаты экспериментальных данных детей контрольной и экспериментальных групп, можно сделать следующие выводы. Показатели детей экспериментальной группы заметно улучшились с момента констатирующего эксперимента и значительно превосходят показатели детей контрольной группы. Этому способствовали педагогические условия, созданные на этапе формирующего эксперимента.

Заключение

Народное искусство несет в себе конкретные образы, доступно и интересно дошкольнику. Оно воздействует на чувства ребенка естественно и ненавязчиво, воспитывает эстетический вкус дошкольника. Одним из видов народного промысла, доступным освоению старшими дошкольниками, является гжельская народная роспись.

Дети учатся наносить мазки с растяжением синего цвета, рисовать крупные цветы, с помощью капельки воды отмечают середину цветка, рисуют концом кисти синей краской середину цветка и несколько округлых лепестков. Рассматривая расписанные гжелью предметы, дошкольники любуются сочными синими оттенками, определяют принцип чередования ритмов.

В результате экспериментального исследования были получены следующие данные.

В ходе констатирующего эксперимента была использована методика «Нарисуй орнамент», разработанная О. А. Соломенниковой. Было выявлено, что лишь 10 % детей экспериментальной группы обладают высоким уровнем развития умения рисовать орнамент, 30 % дошкольников – средний уровень, 60 % детей – низким.

В ходе формирующего эксперимента было проведено 7 занятий, включавших в себя знакомство с историей народного художественного промысла Гжели, анализ произведений Гжели, обогащение словаря названиями элементов узора, названиями предметов быта. Обращалось внимание детей на характерные особенности творчества гжельских мастеров, происходило освоение элементов узоров, техники рисования (по сухому, по сырому, оттеночным мазком), составление узоров, орнаментов в прямоугольнике, круге, овале, квадрате, многоугольнике, на плоскостных изображениях предметов (посуды).

Имело место на занятиях и составление декоративных композиций на плоскостных и объемных изображениях.

В ходе контрольного эксперимента использовалась модифицированная методика «Расскажи и укрась бумажный силуэт», разработанная О. А. Соломенниковой. Были получены следующие результаты. 50 % детей экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, 40 % дошкольников – средний уровень, 10 % — низкий.

20 % детей контрольной группы обладают высоким уровнем сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, 30 % дошкольников – средним уровнем, 50 % — низким.

Таким образом, проведенная работа дала ощутимые положительные результаты. Занятия по созданию орнаментальных композиций гжельской народной росписи способствовали эффективному формированию знаний и умений по данному народному промыслу. Поставленные задачи были решены. Нашла свое подтверждение и выдвинутая гипотеза: процесс формирования умения составления старшими дошкольниками орнаментальных композиций гжельской народной росписи в декоративном рисовании будет более успешным, если:

  • будет сопровождаться демонстрацией образцов;
  • будет содержать игровые элементы;
  • будет сопровождаться рассказом педагога о данном народном промысле.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/oznakomlenie-doshkolnikov-s-gjelskoy-rospisyu/

  1. Алексахин, Н. О кистевой росписи Гжели / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 10. – С. 119 – 126.

  2. Борисова, Е. Развиваем творческие способности / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. — № 2. – С. 2 – 6.

  3. Буровкина, Е. М. Опыт развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности / Е. М. Буровкина // Детство. – 2003. – С. 24 – 27.

  4. Буровкина, Е. М. Художественно-творческое развитие детей / Е. М. Буровкина // Детство. – 2002. — № 2. – С. 2 – 6.

  5. Возвращение к истокам : народное искусство и детское творчество : учеб.- метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : Владос, 2000. – 272 с.

  6. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. – М. : Сфера, 2000. – 80 с.

  7. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве : учеб. – нагляд. пособие для детей дошк. возр. / А. А. Грибовская. – М. : Просвещение, 2002. – 31 с.

  8. Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности : кн. для восп. дет. сада / Г. Г. Григорьева. – М. : Просвещение, 1995. – 64 с.

  9. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. для студ. вузов / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 272 с.

  10. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Г. Григорьева. – М. : Кафедра – М, 2000. – 344 с.

  11. Дорожин, Ю. Г. Сказочная Гжель : рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М. : Мозаика – Синтез, 2000. – 42 с.

  12. Доронова, Т. Изобразительная деятельность с детьми / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 2 – 8.

  13. Дрезнина, М. Г. Каждый ребенок – художник : обучение дошкольников рисованию / М. Г. Дрезина. – М. : Ювента, 2002. – 199 с.

  14. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы : разработки занятий / сост. Н. Ф. Штейнле. – Волгоград : Корифей, 2004. – 128 с.

  15. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе : преемственность в работе детского сада и начальной школы / науч. ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 150 с.

  16. Казакова, Т. Искусство, которое мы называем изобразительным / Т. Казакова // Дошкольное образование. – 2006. — № 10. – С. 90 – 96.

  17. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа : учеб. – метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб. : Детство – Пресс, 2002. – 300 с.

  18. Комарова, Т. Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет / Т. Комарова // Обруч. – 2007. — № 1. – С. 24 – 27.

  19. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 143 с.

  20. Королева, Т. Учим детей декоративному рисованию : ознакомление с декоративно-прикладным искусством и на его основе обучение декоративному рисованию / Т. Королева, В. Дмитриева // Ребенок в детском саду. – 2001. — № 3. – С. 57 – 65.

  21. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : учеб. пособие / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1987. – 124 с.

  22. Котляр, В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Ф. Котляр. – Киев : Радянська школа, 1986. – 95 с.

  23. Логинов, В. М. Эта звонкая сказка – Гжель / В. М. Логинов, Ю. П. Скальский. – М. : Сварог, 1994. – 92 с.

  24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : учеб. пособие / под ред. Н. П. Саккулиной. Т. С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1979. – 272 с.

  25. Народное искусство в воспитании детей : для пед. дошк. учр. / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 208 с.

  26. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Г. П. Новикова. – М. : Аркти, 2002. – 215 с.

  27. Обучение детей 5 – 7 лет гжельской росписи // Детство. – 2000. — № 4. – С. 15 – 18.

  28. Пахомова, А. О методике преподавания ИЗО / А. Пахомова // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 2. – С. 17 – 23.

  29. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : Сфера, 2004. – 126 с.

  30. Саккулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для восп. / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.

  31. Соломенникова, О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 9. – С. 42 – 45.

  32. Соломенникова, О. А. Радость творчества : ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика — Синтез, 2005. – 167 с.

  33. Сурьянинова, Н. С. Синие цветы Гжели : книжка – картинка / Н. С. Сурьянинова. – М. : Малыш, 1986. – 35 с.

  34. Тихонова, М. В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : Детство – Пресс, 2000. – 208 с.

  35. Тихонова, О. Декоративное рисование в детском саду / О. Тихонова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 11. – С. 36 – 40.

  36. Усова, А. П. Русское народное творчество детскому саду : кн. для восп. дет. сада / А. П. Усова. – М. : Просвещение, 1972. – 78 с.

  37. Щербакова, И. В. План углубленной работы по изодеятельности в подготовительной к школе группе / И. В. Щербакова // Дошкольная педагогика. – 2007. — № 6. – С. 24 – 30.

Дата конвертации 31.10.2012
Размер 406,4 Kb.
Тип