Декоративно- прикладное искусство как средство формирования эстетической культуры младших школьников

Курсовая работа

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию и повышению уровня эстетической культуры младших школьников средствами искусства, необходимо разработать программу направленную на воспитание чувств человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, при этом учитывать те условия, которые должны выполняться для повышения уровня эстетической культуры во внеклассных занятиях. Такую возможность нам предоставляет Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) согласно ФГОС НОО. Эстетическое воспитание детей является очень важным этапом на пути формирования общества и личности в целом [2, с. 45]. В процессе совершенствования эстетическое начало возвышает самого человека, украшает его обыденность и повседневность. На развитие эстетического начала большое влияние оказывает характер общественных отношений, а также уровень развития и духовное состояние общества, а главное развитие его культуры. Эстетическая культура является главной частью культуры, которая в свою очередь является многогранной. В ее основе лежат: эстетическое сознание и эстетические ценности людей, определенные эстетические моменты в различных видах деятельности, и конечно, эстетическое воспитание. Народное искусство занимает особое место в эстетической культуре и эстетическом воспитании. Эстетическая культура человека — это в первую очередь чувственное понимание и осознание мира культуры.

Формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте[21, с. 119]. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Объект исследования, Предмет исследования

Цель : рассмотреть и проанализировать влияние декоративно-прикладного искусства на формирование эстетической культуры младших школьников.

21 стр., 10137 слов

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

... проблемам художественно-эстетического развития дошкольников. Создать условия, способствующие реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. Использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей. Что содержит в себе эстетическое воспитание. Направление «Художественно-эстетическое развитие» основывается ...

Гипотеза: процесс формирования у младших школьников эстетической культуры будет эффективным, если:

Задачи:

  1. Изучить понятие и выделить структурные компоненты эстетической культуры младших школьников

  2. Определить роль декоративно-прикладного искусства в процессе формировании эстетической культуры младших школьников.

  3. Раскрыть особенности урока Изобразительное искусство в контексте формирования эстетической культуры младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования – анализ психолого-педагогической, методической литературы.

Теоретическая значимость, Структура курсовой работы: введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников., Глава 1. Теоретическое обоснование понятия эстетическая культура

1.1 Эстетическое воспитание в современной начальной школе

Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости [22, с. 51] .

Эстетическое воспитание — одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании.

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э. А. Верба, А.Н. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного и др. выявляются специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы.

Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста Н. А. Ветлугиной, Э. Н. Горюновой, Д.Б, Кабалевским, А.А. Мелик-Пашаевым, Б.М. Неменским, О.С. Нечаевой, М.В. Петровой и др. выступают как прием, помогающий освоению конкретного вопроса или темы, что способствует привнесению в образовательный процесс эмоциональной окраски, а так же глубокому выявлению специфических особенностей изучаемого материала и разных видов искусств.

7 стр., 3068 слов

Воспитание культуры поведения у дошкольников

... в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения». Культура поведения , в отличие от нравственных норм, не ... сострадание → Сочинения по русскому языку и литературе Сочинение на тему «Культура поведения». 3.40/5 (68.00%) 5 votes Культура поведения. Каждый из нас ... не хватали руками лучшие куски пищи. Сейчас вопросами воспитания никто не занимается – ни школа, ни ...

Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности [22 с 790-792]. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного. Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности.

В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить… трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда…, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике.

Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность. Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса.

18 стр., 8606 слов

Формирование эстетической культуры учащихся на х изобразительного искусства

... Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования Задачи: выявить сущность, содержание, структуру эстетической культуры обучающихся; выявить основные средства формирования эстетической культуры на уроках изобразительного искусства; исследовать уровень сформированности эстетической культуры обучающихся; ...

Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим. Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка младшего школьного возраста. Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом[22, с 790-792].

1.2 Понятие эстетическая культура: сущность, структурные компоненты, уровни сформированности.

Эстетическая культура как понятие носит неоднозначный характер. В научных трудах по философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии существует большое количество определений эстетической культуры. Для того чтобы объективно подойти к теоретическому обоснованию проблемы формирования эстетической культуры младших школьников необходим анализ подходов к пониманию феномена эстетической культуры.

Проблемы развития художественно-эстетического воспитания, корректировки его концепций в условиях научно-технической революции, в связи, например, с развитием компьютерной техники и компьютеризацией процесса эстетического воспитания, необходимостью развития визуальной и колористической грамотности, с утилитарно-прагматическими целями материальной культуры современного западного общества, иными обстоятельствами, особенно усиленно обсуждаются и разрабатываются в современной западной эстетике. В работах многочисленной группы авторов (А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, В.А. Разумный, С.Х. Раппопорт, Е.М. Торшилова) анализируются проблемы эстетического воспитания как средства и инструмента эстетической культуры.

В связи с разработкой программ духовного и эстетического воспитания на государственном уровне в последние годы усилился интерес исследователей к программно-целевому методу в эстетическом воспитании, к теоретическим и практическим аспектам разработки таких программ. Наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетического воспитания, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, а также проблема соотношения теории и практики эстетического воспитания в связи с задачами формирования эстетических качеств личности человека.

Знаменательным является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры[11, с. 45]. Интересным и новым направлением исследований стало рассмотрение проблем эстетической культуры и эстетического воспитания через категорию эстетического опыта. Однако нельзя не заметить узкой интерпретации проблемы развития эстетической культуры и эстетического воспитания. Авторы обычно выделяют какие-то отдельные, может быть достаточно существенные стороны эстетической культуры, например, культуру художественную или культуру чувств, по существу сводят все многообразие эстетической культуры лишь к ним. Например, основываясь на чувствах, на том, что все начинается с чувства и что поэтому эстетическая культура приобретает особое значение как культура чувств и эстетика как наука о преобразовании мира по законам красоты, можно сделать вывод о том, что эстетическая культура — это культура чувств, которая помогает воспринимать и осваивать мир по законам красоты. Такое определение является односторонним и не раскрывает всей полноты эстетической культуры и эстетического воспитания.

2 стр., 698 слов

По экологии «Экологическая культура воспитания»

... и укутывание. Воспитание заботливого, внимательного отношения к животным способствует эмоциональному и духовному развитию детей. Для этого ... эстетические чувства. Так, прежде чем организовать уход за комнатными растениями, домашними животными или оказать помощь птицам, необходимо познакомить детей ... дети – будущее страны. И каким оно будет, во многом зависит от их культуры, и экологической культуры ...

Недостаток подобных определений состоит также в том, что при этом не учитываются существенные различия между воспитанием чувств (так называемым сенсорным воспитанием) и эстетическим воспитанием. Проанализировав те общие условия и причини, при которых зарождается эстетический процесс как компонент и аспект целостной человеческой культуры, он показал, что в основе возникновения той своеобразной человеческой эстетической по своей природе потребности, развитие и совершенствование которой привели затем к появлению особой, специфической, относительно самостоятельной формы духовного производства — искусства, лежит прежде всего процесс развития специфически человеческой чувственности.

Таким образом, чувственность, чувственная культура играет очень большую роль в эстетической культуре, вообще в эстетическом отношении человека к миру. Однако это отнюдь не означает, что эстетическая культура сводится к чувственности. Понятие эстетического неверно толковать только как «чувственное» причем, последнее понимать как ощущаемое, воспринимаемое. Подобное толкование означало бы, что весь мир является эстетическим, так как весь окружающий нас мир чувственно воспринимаем. Надо иметь в виду, что чувственное это не только отношение человека к вещи, но и отношение к самому себе, к цели, смыслу своего бытия.

Вообще при определении эстетической культуры, соответственно формулирования затем целей и задач эстетического воспитания, очевидно было бы неправомерно преувеличивать или тем более ограничиваться выделением какой-либо стороны элемента, будь то чувств, знаний и т.д. Вследствие абсолютизации одной из сторон, в особенности, абсолютизации роли знания и научной информации при дефиците развитой человеческой чувственности, происходит разрыв между культурой интеллектуально-рациональной и культурой эмоционально-гуманитарной. Действительно, в эстетической культуре, в эстетическом воспитании все элементы важны — и эстетические чувства и эмоции, и знания, и потребности, и способности к творческой деятельности. Развитое эстетическое чувство является предпосылкой человеческих представлений о мире как о целесообразном совершенстве.

Хочется особо отметить, что развивается более широкий и более точный взгляд на эстетическую культуру. В самом общем виде эстетическая культура человека — это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты. Эстетическая культура здесь не сводится уже только к эстетическим чувствам. Эстетическая культура — это целое, включающее в себя эстетические объекты и явления, эстетические стороны материальных и духовных ценностей, эстетическое сознание людей, эстетические стороны их материальной и духовной деятельности, эстетическое воспитание.

11 стр., 5282 слов

Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования ...

... эстетического воспитания и образования относятся: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физической культуры. ...

Интересно, что в тех случаях, когда эстетическая культура рассматривается как совокупность эстетических сторон других областей социального (производства, быта, окружающей среды, искусства, человеческих взаимоотношений и т.д.), вопрос о ее строении, структуре почти снимается. Достаточно, полагают, взять эти эстетические стороны, объединить их в некое единство, в некую сумму и проблема решена. Вопрос о структуре эстетической культуры снимается в тех случаях, когда она по существу невольно ограничивается некоторыми составляющими ее компонентами, как это имеет место при узком толковании эстетической культуры [17, с. 33].

Предполагается, что по своему содержанию и строению эстетическая культура действительно есть многомерное образование, не сводимое ни к отдельным составляющим ее компонентам, ни к какому-то абстрактному единству, простой совокупности эстетических сторон. Основываясь на уже достигнутом в этом вопросе другими авторами стремясь продвинуть его решение далее, придать ему большую ясность и определенную системность, можно в структуре эстетической культуры выделить ряд основных структурных компонентов. В самом общем приближении можно сказать, что эстетическая культура человека есть единство по крайней мере трех составных частей:

1) эстетических чувств и эмоций как исходных компонентов и основы эстетического сознания, всей эстетической культуры человека, эстетических оценок, вкусов идеалов как высших компонентов эстетического сознания;

2) знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека;

3) умений, развитых способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических моментов, аспектов во всех видах и формах деятельности.

Состоящая из этих основных частей эстетическая культура находит свое конкретное выражение, воплощение, материализацию во всех сферах человеческой жизнедеятельности, каждая из которых также имеет свои эстетические моменты, аспекты.

Так же рассмотрим уровни сформированности эстетической культуры.

Высокий. Дети обладают достаточным объемом эстетических впечатлений, опытом. Характерно наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений. Учащиеся способны давать оценку тому или иному эстетическому явлению. Стремятся добиваться запланированных результатов; преодолевают на этом пути затруднения. Эстетические умения и навыки сформированы. Эмоционально отзывчивы, артистичны. Проявляют творческое отношение к занятиям. При организации работы с учащимися данного уровня необходимо сохранить стимулировать их творческую активность.

Средний. Эстетические представления и понятия сформированы частично, оперируют ими неумело. Проявляют эмоциональную отзывчивость к прекрасному, но у них недостаточно развита избирательность эстетического восприятия. Эстетические чувства развиты недостаточно. Понимают взаимосвязь связь усилий и успехов, но часто ленятся. Дают относительно адекватную оценку эстетическим явлениям в действительности и искусстве, но при непосредственном руководстве взрослых. Недостаточно эмоционально отзывчивы, выразительны, артистичны. Компоненты эстетической воспитанности неустойчивы. С этими учащимися необходимо проводить работу по уточнению эстетических представлений и понятий, дополнительного восприятия материала с помощью более сильного ученика.

8 стр., 3832 слов

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...

... обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для образования и воспитания [9]. В процессе изобразительной деятельности создаются условия дл развития эстетического ... и основу системы эстетического воспитания [4]. В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема ...

Низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых стремление к прекрасному отсутствует. Эстетические представления и понятия не сформированы, интерес не проявляется. Эмоциональная отзывчивость либо отсутствует, либо проявляется очень редко. Отсутствует интерес к эстетической деятельности. Эстетические умения и навыки не сформированы. Дети безвольны, поведение зависит от интереса к объекту; часто сопротивляются установкам педагога; импульсивны. Компоненты эстетической воспитанности неустойчивы [20, с. 53].

1.3

В педагогической науке получила распространение точка зрения, что не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития и формирования эстетической культуры личности. Так, в частности, особое значение классики педагогики и современные специалисты традиционно придавали младшему школьному возрасту. Сензитивность указанного периода доказана в работах психологов В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, педагогов Ю.К.Бабанского, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского и др[12, с. 15]. По-видимому, этим объясняется тот факт, что в советский период подавляющее большинство исследований по данной проблематике было выполнено применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. На современном этапе в странах СНГ наблюдается тенденция расширения диапазона диссертационных исследований, посвященных изучению особенностей формирования эстетической культуры у учащейся молодежи разных возрастных групп на разных уровнях образования (Н.Н.Румянцева, Н.Р.Макарова, Т.М.Малыгина, С.В.Масловская, Г.А.Петрова, С.Д.Якушева и др.) В научной литературе прошлых лет предпринимались попытки разграничения и характеристики этапов эстетического развития личности и формирования ее эстетической культуры. Так, российский исследователь Л. П. Печко выделил этапы (эмоционально- стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, сотворческий, личностно — рефлексивный, творческий, аналитико-интегративный), основываясь на преобладающем характере эстетического сознания и отношения в каждом из них. Первые три этапа, по его мнению, отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до младшего подросткового возраста, последующие представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эстетического развития[18, с. 13]. А.В.Пирадов в работе «Эстетическая культура личности» [18, с. 54] выявил и охарактеризовал пять этапов становления и развития данного личностного качества: с дошкольного по студенческий возраст. Характерно, что, выделяя этапы развития эстетической культуры личности, исследователи тесно связывают их с возрастной периодизацией. Мы не будем отступать от этой традиции и попытаемся охарактеризовать динамику эстетического развития личности, основываясь на возрастных особенностях. Дошкольный возраст (пропедевтический этап)– сензитивный период формирования ценностных ориентиров личности, ее эстетического развития, выявления способностей и создания условий для их развития. В дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с духовными ценностями общества, культурой и искусством. Духовное развитие человека, включающее эстетическое воспитание и образование, начинается с раннего возраста и продолжается в течение всей жизни. К концу второго года у ребенка возникают образы- представления, затем простейшие общие понятия. Восприятие постепенно переходит в наблюдение, которое становится все более целенаправленным. Привлечение ребенка к рисованию, лепке формирует его способность различать гаммы цветов, формы, линии, контуры, узнавать и воспроизводить мелодию. Ребенок впечатлителен, эмоционален и вместе с тем пластичен, сензитивен к воздействию слова, красок, музыки. Дошкольник еще не связывает цель со способом действия, он обращается к эстетической стороне предметов главным образом из-за любопытства, познавательного интереса. К концу дошкольного возраста отмечается способность ребенка воспринимать форму в единстве с содержанием. Систематические занятия чтением, рисованием, лепкой, музыкой закладывают прочную основу его дальнейшего эстетического воспитания. Сформированные в начальный период эстетического воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Младший школьный возраст (базовый этап).

6 стр., 2539 слов

Определение культуры, роль личности в ее развитии

... роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. Генетические определения примыкают к историческим и утверждают, что культура является результатом исторического развития. В ... этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мир ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и др. ...

Многие специалисты (Б.Т. Лихачев, Т.В.Карнажицкая, О.П.Котикова, В.Г.Кухаронок и др.) считают, что период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте, по мнению Б.Т.Лихачѐва, должен быть заложен фундамент дальнейшего развития эстетической культуры личности. Пробелы в эстетическом воспитании, допущенные в это время, практически трудно устранить в последующем [18].

Сензитивность младшего школьного возраста в плане формирования эстетической культуры объясняется особенностями мыслительной и эмоциональной сфер личности ребѐнка: высокой эмоциональной восприимчивостью, гибкостью и раскованностью воображения, преобладанием наглядно-образного мышления, действием инстинкта подражания, максимально способствующими освоению мира эстетически значимых предметов и явлений. Новая для ребенка школьная ситуация побуждает его к осмыслению и целенаправленности художественной деятельности на уроках. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание еще неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Младшего школьника увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией. Значительная роль в процессе эстетического развития личности школьника традиционно принадлежит учителю. Пользуясь этим, опытные педагоги способны не только заложить прочный фундамент эстетического развития личности, но и посредством эстетического воспитания сформировать мировоззрение, так как именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Подростковый возраст (поисковый этап).

13 стр., 6088 слов

Искусство и культура в конце XIX и начале XX веков: футуризм, ...

... развитии мирового культуры в целом. Задача работы: Рассмотрение общей характеристики искусства и культуры в конце XIX ? начале ХХ веков;, Рассмотреть развитие футуризма;, Рассмотреть развитие дадаизма;, Рассмотреть развитие сюрреализма;, Рассмотреть развитие абстрактного искусства., Сравнить направления в искусстве ... Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с ...

Подростковый возраст — начало самовоспитания. Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10-12 лет. Школьник становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. При восприятии сюжета произведения искусства он успешнее, чем младший школьник, пытается проникнуть в содержание художественных произведений с точки зрения уже известных ему общественных критериев. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит,— избирательно. Кардинальная перестройка всех сфер жизнедеятельности личности в отрочестве позволяет говорить об этом периоде как о сензитивном для формирования эстетической культуры. Причѐм природа этой сензитивности связана, главным образом, с изменениями в психофизиологии и социальном статусе подростка. Процесс эстетического воспитания в школьные годы находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретении умений, навыков их оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идѐт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому, но у них еще мал запас знаний по теории искусства и художественного творчества. Старший школьный возраст (личностно-формирующий этап).

Старшие школьники отличаются достаточно высоким уровнем умственных возможностей, эмоциональностью, впечатлительностью. Им свойственны поиски жизненного пути, стремление к расширению и углублению социальных контактов с окружающими, развитие потребности в сознательной саморегуляции и самовоспитании, развитие нравственно-волевой сферы. Всѐ это вместе взятое создаѐт внутренние условия для развития эстетических качеств, формирования эстетической культуры личности старшеклассника. Старший школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника более избирательно, чем у подростка. Другой особенностью учащихся этого возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Ее реализация в занятиях искусством, художественном творчестве формирует эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, создает условия для освоения многообразных способов образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. Центральное место в эмоционально- чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Знание возрастных особенностей эстетического развития дает учителю возможность более целенаправленно обогащать чувственный опыт и развивать эстетический вкус учащихся, формировать эстетическую культуру. Формирование способности различать гаммы цветов, формы, линии, контуры, узнавать и воспроизводить мелодию. Обращение к эстетической стороне предметов из любопытства, познавательного интереса. У младших школьников наблюдается неустойчивость внимания, кратковременность, поверхностность и разбросанность интересов. Примитивность эмоциональных переживаний. Любознательность, эмоциональность, восприимчивость, преобладание наглядно-образного мышления как основа развития эстетических интересов и склонностей. Увлеченность не результатом, а процессом художественного творчества (процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства).

Знакомство с общественными критериями эстетической оценки. Оценка эстетических явлений в зависимости от конкретной ситуации. Приобретение эмоционально-эстетического опыта, накопление знаний о художественно-эстетических явлениях. Средний школьный возраст: — развитие самосознания, потребности в самоутверждении и самовыражении. Наличие определенного эмоционально-эстетического опыта, знаний, способности к обобщению явлений окружающего мира, способность к постановке целей, самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства. Поиск возможностей самовыражения и самореализации в художественном творчестве. При восприятии предметов и произведений искусства осмысление их содержание с точки зрения уже известных общественных критериев. Стремление к самостоятельной оценке явлений жизни и искусства. Избирательность эстетических предпочтений. Развитие мотивов общения с эстетическими и художественными объектами. Развитие умений и навыков эстетической оценки. Чуткость к возвышенному и героическому поведению. Старшие школьники: — Система мировоззренческих взглядов и убеждений как основа эстетических оценок. Обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Избирательное восприятие эстетических сторон жизни. Занятия по искусству, художественное творчество как средство самовыражения. Ориентация эмоционально-чувственной сферы на эстетику человека и его поведения. Формирование эстетических идеалов и вкусов. Заключение. Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Эстетическое развитие и формирование эстетической культуры носят этапный характер. В научной литературе этапы формирования связываются с возрастными периодами развития личности.

2. Дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными периодами для формирования основ будущей эстетической культуры личности. Эстетическое развитие детей этого возраста имеет основополагающее значение для формирования эстетической культуры личности. Это обстоятельство объясняет внимание специалистов к этому возрасту, а также численное преобладание работ, выполненных на материале данной возрастной группы.

3. Существуют возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки — к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Уровень развития эстетической культуры школьников не однороден даже в пределах одной возрастной группы. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся решается путем целенаправленного эстетического восприятия. Современная педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоническое развитие всех этих сторон — важное условие подлинного расцвета личности.

4. Основываясь на материалах можно выделить пять этапов эстетического развития и формирования эстетической культуры личности: пропедевтический (дошкольный возраст), базовый (младший школьный возраст), поисковый (подростковый возраст), личностно-формирующий (старший школьный возраст), творческий (студенческий возраст).

Определение межкультурной коммуникации («межкультурный диалог») представленной на известном сайте «Википедия» неоднозначно:

— «межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам».

Согласно определению Т. Б. Фрик: «Межкультурная коммуникация – это общение людей, которые представляют разные культуры». И.В. Денисова и А.П. Еременко дают похожее определение, выделяя при этом “межэтническую коммуникацию” как «общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы)».

, говоря о межкультурной коммуникации, отмечает, что она как бы порождает «новый всеобщий социум культуры», особую социальность, точнее форму свободного общения людей в силовом поле диалога культур. В этой связи всё более актуальным становится вопрос о барьерах на пути такого общения и способах их преодоления или устранения.

Т. Н. Персикова понимает межкультурную коммуникацию как «культурно обусловленный процесс, все составляющие которого находятся в тесной связи с культурной (национальной) принадлежностью участников процесса коммуникации».

1. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет наибольшие трудности для интерпретации членами иной культуры.

2. Для достижения понимания при общении необходимо обучать участников межкультурного взаимодействия активному слушанию.

3. Необходимо уметь предвидеть и предотвратить возможные ошибки при коммуникациями с представителями разных культур, иначе намечавшийся межкультурный контакт может сорваться за счет произведенного негативного впечатления.

Роль эстетической культуры в процессе возникновения межкультурного диалога между младшими школьниками необъятна. Прежде всего, чтобы ребенок мог грамотно и по теме объясняться с собеседником, он должен быть грамотно обучен и всесторонне развит, что бы стать еще и интересным собеседником, а что бы этого достичь, необходимо заниматься многогранным развитием школьников и в этом бесспорный помощник декоративно-прикладное искусство.

Младший школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека когда, согласно Э. Эриксону, происходит идентификация личности, результатом которой выступает этническое самосознание [2, с. 45].

«Этническое самосознание – наиболее устойчивая сторона самосознания личности, которая формируется в процессе социального общения личности через отталкивание от этнического другого и представляет собой осознание личностью своих связей с данным этносом, утверждение своего «Я» в этих связях».

Сегодня проводится крайне мало теоретических и эмпирических исследований по этнической идентичности или этнического самосознания для личности младшего школьника. Описываемые в работах Ж. Пиаже этапы становления идентичности нуждаются в пересмотре. Так, в соответствии с этапами психического развития ребёнка предлагается выделять следующие этапы становления этнической идентичности:

1. В 6–7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Эти знания он получает от семьи и непосредственного социального окружения, а не от этнической группы.

2. В 8–9 лет ребёнок уже идентифицирует себя со своей этнической группой. Основанием для идентификации являются национальность родителей, место проживания, родной язык. В этом возрасте у ребёнка просыпаются национальные чувства.

3. В 10–11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Такой подход к формированию этнической идентификации основывается на уровне развития мыслительной деятельности. Практически все психологи согласны с Ж. Пиаже в том, что реализованной этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение [17, с. 29]

И.А. Снежкова, анализируя развитие этнической идентичности у детей выявила, что первые представления об этнической принадлежности появляются на первом этапе (6-10 лет).

Этому периоду свойственна нечеткая осознанность общности с людьми, своей этнической принадлежности, слабые этнические знания, но складывается общее эмоциональное отношение к тем или иным этносам, которое зависит от семьи ближайшего окружения.

Следующий этап формирования самосознания (11-15 лет) характеризуется осознанием своей этнической принадлежности, проявлением интереса к истории и культуре своей и другой национальности. В этом возрасте происходит интенсивное развитие такого компонента самосознания как стереотипы различной оценочной модальности.

На третьем этапе (16-17 лет) укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется мотивация выбора национальности, становятся более прочными отношения к своей этнической группе. Эмоциональное отношение к другим этносам переходит в рациональное, а такие новообразования, как высокая чувствительность к окружающим социальным влияниям, максимализм, импульсивность, делают молодежь в ситуациях межэтнической напряженности агрессивными, неуправляемыми. На этом этапе развитие этнического самосознания не прекращается, оно продолжается на протяжении всей жизни, приобретая все новые краски.

Формирование этнической идентичности младшего школьника завершается том случае, когда его знания, убеждения и взгляды находят воплощение в соответствующих поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам, речь идет о культурной компетентности.

Этническая идентичность более чётко осознается, а знания о различиях между группами приобретаются раньше, если социализация ребёнка проходит в полиэтнической среде. Однако, попадая в другую культурную среду, младший школьник может растеряться, так как он ориентирован на свою культуру и на соответствующую модель поведения[12, с. 54].

К. Мок считает, что для маленьких детей поликультурность должна быть частью всего ранневозрастного обучения. Установлено, что уже к шести годам у ребенка вырабатывается не только первоначальное представление о расовой принадлежности, но и о причинно-следственной связи фактора национальности с положением в обществе. С другой стороны, дети, вынужденные жить в ситуации этнической напряженности, в районах межнациональных и межрелигиозных конфликтов, очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как позитивных, так и негативных национальных стереотипов. По данным Ф. Уэссти, младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы. Не вмешиваться в формирование детской личности в этот период – означает позволить «осесть» негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению еще не сформирована. Это несет большую опасность для становления детской личности. Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, по мнению Г. Люсиера и С. Чайклина, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если же детям навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может сложиться атмосфера скрытой вражды. Ребенок – мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Дети младшего школьного возраста как субъекты одной культуры вступают в диалог с другой, сравнивая и противопоставляя ее собственной. Знакомство представителей двух разных культур осуществляется успешно тогда, когда они видят друг в друге не только общее, но и различное. Овладение иной культурой принципиально важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, но и могли бы понять соотношение родной и иноязычной культур. Для выстраивания гармоничных отношений между представителями различных этносов важно знать, как срабатывают механизмы межэтнического восприятия в межгрупповых отношениях.

Что касается младшего школьника, «из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства самыми ясными для него являются правила взаимодействия с другими людьми. В регионах совместного проживания представителей разных этносов ребёнок очень рано присваивает стиль межэтнических отношений: у него формируется глубинно присущая ему эмоциональная позиция по отношению к своему и другому этносу, проживающему в едином геоисторическом пространстве»

Поликультурное образование в начальной школе требует пристального внимания, так как именно в это время у ребёнка складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения со сверстниками. Нам представляется важным формировать межкультурную компетентность, что предполагает введение младшего школьника сначала в родную для него культуру, а затем в иные культуры. При этом вначале у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать межкультурные различия как что-то позитивное, затем эта готовность должна развиться в способность к межэтническому взаимопониманию и диалогу. Другими словами, межкультурная компетенция — это способность и готовность принимать участие в диалоге культур, то есть в условиях межкультурной коммуникации на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодоления культурных барьеров. В психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего «личного багажа» — своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему «чужого мира» (чужого образа сознания) создает «диалогичность» личности. Именно диалогичность личности является важным фактором ее (личности) развития и делает ее, в результате, способной к участию в диалоге культур [18, с.112].

Таким образом, в основе формирования межкультурной компетентности лежит этническая идентичность, становление которой происходит, по мнению Снежковой, И.А. в три этапа: первый (6-10 лет), второй (11-15 лет), третий (16-17 лет).

В начальной школе формирование межкультурной компетентности предполагает введение учащегося сначала в родную для него культуру, а затем в иные культуры. При этом вначале у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать межкультурные различия как что-то позитивное, затем эта готовность должна развиться в способность к межэтническому взаимопониманию и диалогу, который будет основой для формирования межкультурной компетентности в среднем и старшем звене.

2.1 Понятие традиционное и народное декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство — (от лат. — украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.) [11, с. 33]. При обработке материалов (металл, дерево, стекло, керамика, текстиль и др.) используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.д. Произведения ДПИ составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ — декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно — прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

  • Резьба по дереву — Богородская, Абрамцево-кудринская;
  • Роспись по дереву — Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
  • Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;
  • Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;
  • Резьба по кости — Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

— Художественная обработка металла — Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

— Народная керамика — Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

  • Плетение из лозы и рогоза

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народное искусство — это создание изделий или других объектов для практического применения с обязательным украшением их не рабочей части.

Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.

Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.

Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.

В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.

«Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».

Под изделием народного художественного промысла понимается «…художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла».

Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера:

«Мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями».

В свою очередь традиции — устоявшаяся форма изготовления народного искусства, передаваемая из поколения в поколение. Для того чтобы традиция устоялась, нужно определенное количество лет.

Сделаем вывод, что произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения. Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Касаясь истории развития декоративно-прикладного искусства, можно сказать, что оно существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества[19, с. 125]. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

В мире существует огромное количество материалов, которые принято называть «природные». Из самого названия становиться ясно, что к природным материалам относятся все то, что обильно преподносит нам сама природа. На протяжении всей истории развития, человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивым пространство, в котором он живет.

Еще первобытные человек, используя самые простые материалы, делал первые попытки украсить свое жилище. Художественным образом для него служила природа. Природа и по сей день является источником вдохновения и созидания. На любом этапе развития человечества природные элементы являются неотъемлемой частью декора, они лишь видоизменяются под влиянием той или иной эпохи.

Современная жизнь уводит нас от использования природных материалов, пытаясь навязать нам однотипные штампованные изделия. Но кому не хотелось бы иметь у себя дома или на работе красивую вещь ручной работы, которая может быть не просто красивым дополнением интерьера, но и полезной, функциональной вещью. Общественные здания часто страдают от недостатка организации пространства и одинаковости решений по оформлению интерьера. Большую выразительность и неповторимость придают интерьеру произведения выполненные ручным трудом, которые имеют свою неповторимую особенность и главное экологически безопасные.

2.2 Основные виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов России

В структуру народной художественной культуры входят две основные части: народное художественное творчество (произведения народной музыки, пения, хореографии, устного народного творчества) и народное искусство, под которым принято понимать произведения традиционного декоративно-прикладного творчества.

Народное декоративно-прикладное искусство – это искусство, пришедшее из глубины веков, преимущественно коллективное, сформировавшееся в крестьянской среде, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников. Народное декоративно-прикладное искусство является традиционным.

Традиции в области народных художественных промыслов включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте – художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура, а также накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов.

Народное декоративно-прикладное искусство, является неотъемлемой частью традиционной народной культуры, и потому оно несёт в себе не только эстетические закономерности и воззрения предыдущих поколений, но и богатое духовное содержание, отражающее мировоззрение наших предков. [2, с. 45]

Содержание народного искусства нужно понимать в целом, в его мировоззренческой сущности. Оно, наравне с фольклором, танцами, музыкой, отражает представления народа о мироздании, природе, красоте и гармонии, круговороте жизни природы и человека. Человек делал первые попытки разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Привлечь к себе силы добра и защититься от зла человек пытался с помощью своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:

  • прямая горизонтальная линия – земля,

  • волнистая горизонтальная — вода и бесконечность,

  • вертикальная линия – дождь;

  • крестом или кругом с крестом – огонь, солнце

  • Солнце в древних орнаментах – свастика, конь, утка, спираль

  • Мировое дерево

  • Олени – Малая и Большая Медведецы и т.д.

Ощущая себя частью мироздания, человек издревле воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира. Примером этого может служить старинная народная одежда: подол женской одежды и панёва часто украшен узором, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля (квадратики с точками посередине), выше пояса присутствуют растительные сюжеты (веточки, цветы), а головной убор всегда связан с небом – сорока, кичка (утка), кокошник (от слова «кокошь» — курица).

На челе головного убора часто изображается солнце. Пушки из птичьего пуха, прикреплённые к головному убору, тоже символизируют птиц. А вертикальные украшения, свисающие с головного убора, могут символизировать идею дождя. Пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисавших до колен), головами ящеров, символизирующих нижний подземно-подводный мир. Таким образом, древнерусская женщина в народном костюме представляла как бы модель вселенной.

  • Виды декоративно-прикладного народного искусства следующие:

    Вышивка

  • Кружевоплетение

  • Узорное ткачество

  • Пуховязание

  • Резьба и роспись по дереву

  • Художественная обработка металлов

  • Керамика

  • Плетение из лозы, соломы

  • Художественная обработка бересты

  • Художественная обработка камня, кожи

  • Бисероплетение и бисероткачество

  • Ковроткачество

  • Техника лоскутного шитья и др.

Возникновение народных промыслов.

Из общности людей, занимавшихся изготовлением предметов быта, выделялись люди, изделия которых были наилучшими. Секреты своего мастерства они передавали из поколения в поколение, создавалась традиция, которая отсекала всё лишнее.

Другой круг вещей производился в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины и т.д. Произведения художественных промыслов шли на продажу. На них больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания.

Однако, между народным декоративно-прикладным творчеством и народным промыслом есть существенная разница.

Про́мысел (или про́мысл) — в общем смысле — совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения , Промыслы, по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой . Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами , а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название. Ремёсла — это такой вид производства , при котором не требуется очень сложного и энергоёмкого оборудования, Такое производство нередко называется кустарным .

Народный промысел, в том числе и художественный – это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определённого вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу. Промыслы складывались с развитием торговых отношений, а затем промышленного капитализма.

Резьба и роспись по дереву наиболее популярный вид ДПИ

Резьба бывает геометрическая, скобчатая, плоскорельефная (глухая и ажурная) Наиболее сложный вид представляет скульп­турная резьба. художественная обра­ботка дерева наряду с резьбой постепенно стала обо­гащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусст­ва, в которых роспись стала главным направлением их деятельности.

Богородская резьба. Один из наиболее старых по времени возникнове­ния подмосковный промысел резьбы по дереву нахо­дится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергие-вой лавре (нынешний город Загорск) Здесь на рубеже XVI—XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку из липы, ольхи, осины Инструмент богородского резчика – то­пор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отто­ченный и законченный треугольным срезом.

Художественные изделия из бересты.

Хохломская роспись. Промысел возник в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмар­ки по продаже деревянной посуды

Городецкая роспись. Украшение деревянных изделий росписью еще в одном центре Нижегородской области — г. Городце — связано с более простой технологией. Это роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону[21, с. 115].

Росписи Полхов-Майдана и Крутца. В этих двух селах Нижегородской области, изготовляют веселые расписные игрушки. Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птич­ки-свистульки, составленные из токарных деталей, Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками, звучность которых повышает черный кон­тур рисунка, выполненного тушью.

Художественная керамика, посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического производства. В декорировании керамических изделии чаще все­го используют роспись.

Гжельская керамика. Название промысла связано райо­ном Подмосковья, где уже более 8 столетий делается гончарную посуду, черепицу, израз­цы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне золотые отводки

Дымковская игрушка – промысел в селе Дымково, близ г. Кирова. Игрушки здесь изготовлялись в виде свистулек, и продавались к празднику «Свистунья». Дымковская игрушка имеет характерные особенности в рос­писи. Вылепленная из красной глины, она после об­жига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись темперными красками.

Каргопольская игрушка. Из села Гринево Каргопольского района Архангельской области. В тематике фигуры медведей, ко­ней, оленей, собак. Фигуры людей приземи­стые, по-деревенски крепкие.

Филимоновская игрушка из деревни Филимоново Тульской области.

Декоративная роспись на металле металлические подно­сы с яркой декоративной росписью конец XVIII — начало XIX в., а для некоторых центров — даже XX в. Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Жостовские подносы. В начале XIX в. Подносы изготовляли в селах и деревнях — Жостове, Троицком, Новосильцеве (Подмосковье)и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской ла­ковой живописи, а также росписи по фарфору.

Ручная набойка — один из видов искусства худо­жественного оформления тканей. В России набойка была в основном одноцветная с четким графическим рисунком.

Художественная обработки кожи и меха относит­ся к старинным видам ремесла Крайнего Севера, где обрабатывали оленьих шкур, камусов, меха пушных зверей, шкур морского зверя (нерпы, тюленя), оленьей или лосевой замши — ровдуги. пошивом одежды, обуви, голов­ных уборов, сумок, рукавиц,Древним способом украшения одежды и предме­тов быта была меховая мозаика. Многие женщины этих районов и сейчас в совершенстве владеют этим искусством.

На Южном Урале: 1) Каслинское литьё, 2)златоустовская гравюра на стали, 3) камнерезный промысел, 4) пуховязание, 5) художественная обработка растительных материалов (лоза, камыш)

Развитие народного ДПИ на сегодняшний день

М.А. Некрасова определяет четыре формы развития народного искусства.

В первой форме народное искусство предстаёт невычленненым из свое этнографической среды бытования. Оно связано с породившими его этническими и социальными бытовыми укладами. Это народное творчество сёл Севера и Центра России, Приамурья, народов Камчатки, Средней Азии, некоторых районов Прибалтики, Белоруссии, Украины, Кавказа, где народный мастер – носитель традиций,

Во второй форме творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиций. Эта форма функционирует больше в силу потребности индивида в художественном выражении и в стремлении продолжить традиции и навыки ремесла.

Третья форма представляет стихийное развитие художественного промысла. Новый вид промысла сам возникает как бы случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины. Таковым является народный промысел Полхова Майдана, зародившегося в 30-е годы, и достигшего своего расцвета в 60-70-е годы ХХ столетия. Здесь художественная идея, технический навык быстро перенимаются у соседа, дополняются и развиваются в творчестве коллектива.

В четвёртой форме – деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ. Народный мастер в своей творческой деятельности здесь значительно связан тиражированием образцов и принципами промышленного планирования.

2.3 Роль декоративно-прикладного искусства в процессе формировании эстетической культуры

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие).

Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в школе.

Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и

Какую же пользу может извлечь ребенок, занимаясь данным видом творчества?

Во-первых, декоративно-прикладное искусство усиливает творческие стремления ребятишек преобразовывать и украшать мир, развивает нестандартность детского мышления. Уже после нескольких занятий можно заметить, что ребенок чувствует себя более свободным, раскрепощенным, приобретает способность всматриваться и наблюдать, а в предметах декоративно-прикладного творчества видит новизну и элементы сказочности.

Во-вторых, в процессе творчества и самостоятельного создания предметов декоративно-прикладного искусства у школьников происходит процесс закрепления знаний эталонов формы и гармонии цвета. В его подсознании формируются четкие и полные представления о предметах искусства в жизни и в быту.

Опытные творческие педагоги дополнительного образования отмечают, что декоративно-прикладное творчество помогает школьнику в его развитии и формирует многие мыслительные операции. Ребята самостоятельно начинают анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

На занятиях декоративно-прикладным искусством у детей развивается кругозор.

В будущем можно заметить, что благодаря занятиям декоративным творчеством у детей появляются волевые качества:

доводить начатое дело до конца;

  • умение преодолевать трудности;
  • ценить и уважать собственный и чужой труд.

Участие в различных конкурсах, выставках декоративно-прикладного искусства помогает детям самореализоваться в жизни, повысить собственную самооценку, достичь определенных успехов.

Кроме того, занятия декоративно-прикладным творчеством приносит и практическую пользу.

Ребенка можно приучать к творчеству уже дома, поверьте, он будет этому только рад. Совместные занятия объединяют детей и родителей, повышают их совместную культуру.

Способность к творчеству – это отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве и гармонии с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, при этом не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

Творчество – источник чистый и вечный. Оно благотворно влияет на детей, развивает их, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. На таких занятиях дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

В соответствии с вышесказанным можно сделать следующий вывод: для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания младших школьников. Поэтому активизация внимания к традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Эта особая роль ДПИ в формировании эстетической воспитанности в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить.

2.4 Урок изобразительного искусства как средство формирования эстетической культуры младших школьников

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником[2, с. 45].

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе — духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

В настоящее время актуальной проблемой является низкий уровень развития эстетической культуры школьников, будущего России. Учащиеся начальных классов недостаточно знают о произведениях искусства и не осознают всего величия шедевров культуры. Эстетическая культура является частью мировоззрения человека, без её развития мировоззрение нельзя считать целостным. В связи с этим, очень важно сформировать у учащихся представления о видах искусства, культурных ценностях, формировать любовь к прекрасному, умение видеть истинную красоту. В своё время важность формирования эстетической культуры отмечали многие известные педагоги (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и др.).

В процессе формирования эстетической культуры они придавали особое значение младшему школьному возрасту. Однако данная проблема разработана достаточно слабо. Тогда как её решение может положительно повлиять на многие стороны практики. Мы поставили перед собой задачу – обосновать эффективность использования изобразительного искусства как средства формирования эстетической культуры младших школьников. В. В. Бычков пишет, что эстетическая культура – это «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе связанных с актуализацией, реализацией, фиксацией эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека». К методам эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства относят: беседы на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в рисовании, декоративно-прикладном творчестве, рассказы о произведениях искусства, занятия в художественных кружках[2, с. 45]. Итак, эстетическая культура младших школьников развивается в процессе бесед на эстетические темы, рассказов о произведениях искусства, их анализе, на занятиях по изобразительной деятельности, занятиях в художественных кружках, на уроках по изобразительному искусству. Научить видеть прекрасное — призвана система эстетического воспитания, основой которой является искусство и его виды, в том числе живопись. Художественное творчество в высокой степени влияет на формирование эстетических взглядов, культуру и мировоззрение человека. Знакомя младших школьников с изобразительным искусством, можно воспитать достойного представителя будущего общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплен такой предмет как изобразительное искусство, в рамках которого происходит знакомство младших школьников с народным декоративно-прикладным искусством. Анализируя литературу, результаты проведенного нами урока, мы сделали вывод, что народное декоративно-прикладное искусство является важным средством эстетического воспитания.

Средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Действительно, эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» действительно зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства. Опытные педагоги, зная это, способны посредством народного декоративно-прикладного искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, что касается проведения уроков изобразительного искусства, где происходит знакомство с декоративно-прикладной деятельностью, мы бы рекомендовали формировать умения и навыки декоративно-прикладной деятельности, используя разнообразные творческие задания, так как это способствует большей заинтересованности школьников и лучшему закреплению материала. На наш взгляд, при планировании уроков изобразительного искусства также следует учитывать интересы, склонности и предпочтения учащихся (мальчиков, девочек) к определенным видам народного декоративно-прикладного искусства.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-nachalnoy-shkole/

1.Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя / Ю.Б.Алиев; – музыканта.- М.: ВЛАДОС, 2013.- 336с.

2.Анисимов, В.П., Сметанина А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности / В.П.Анисимов, А.Ю Сметанина: Монография. – Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-т, 2011. – 280с.

3. Барадулин, В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. Пособие для учителя / В.А.Барадулин.- М.: Просвещение, 2013. 112 с.

4.Борев, Ю. В «Эстетика» / Ю.В.Борев.-М., изд-во Просвещение, 2010.-68 с.

5.Большаков,В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие / В.П. Большоков — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2013.- 92 с

6.Бычков,В.В. Эстетика: Учебник, 2-е издание / В.В.Бычков — М: Гардарики, 2010-573с.

7.Варкки, И.Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / И.Н. Варкки // Школьное воспитание. – 2015. — №6. — С.57-67.

8.Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. — 272 с.

9.Воронов, В.А. Энциклопедия прикладного творчества/ В.А.Воронов.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012. — 448 с.

10.Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. -4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2013. — 288

11.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильи.-Питер:Спб:, 2014 – 434с.

12.Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника// Начальная школа. – 2009. — №1. – с.20-25

13. Ильинская, И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников : эстетическое воспитание / И. П. Ильинская // Начальная школа . — 2012. — № 2. — С. 3-9.

14. Каирова, И.А., Богдановой О.С.. Азбука нравственного воспитания / И.А.Каирова , О.С. Богдановой.-М; Просвещение , 2009.-480с.

15. Котикова, О.П. Эстетическая культура младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение /О.П. Котикова.– Минск: Просвещение, 2011.-234 с.

16. Конников, Н.М. Эстетическая культура/ Н.М.Конников.-М. Педагогическое общество России., 2014.-122с.

17. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 340с.

18. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. — М.: Просвещение, 1983. — 304 с.

19. Лопаткина А.К. Эстетическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103с.

20.Любимова, Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников/ Ю.С. Любимова. — Минск: Пачатковая школа, — 2012- 114 с.

21.Маймин, Е.А. Эстетика – наука о прекрасном. / Е.А. Маймин.- М.: Вентана

22. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792.

23 .Пирадов, А.В. Эстетическая культура личности/А.В.Пирадов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.- 176с.

Графф, 2013.-111с.

24. Печерский, М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах / М. С. Печерский. — М.: Просвещение, 1969. – 208 с.

25. Рансьер Жак Эстетическое бессознательное / сост. пер. с франц. и послесл. В.Е. Лепицкого. – СПб.: Москва: Machina, 2004. – 128с.

26. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В.Г.Панов [и др.]. – М.: Большая рос. энцикл. 1993. – Т. 2.

27 . Самохвалова, В.И. Творчество как выбор, самоопределение и оправдание человека. Философия и культура //.В.И.Самохвалова- М., Педагогические общество России,2013.-98 с.

28. Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. – Лениздат, 1961.- 128 с.

29.Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура: Материалы научной конференции / Под ред. П.Д. Шабанова, О.В. Защиринской. СПб., 2014. — 220 с.

30. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 175с.

31.Хорунжая, И.О.Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. — 2011.-56с.

32. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Педагогика, 2012. – 184с.

33.