Искусство орнамента

Курсовая работа

Орнамент в искусстве

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, нельзя оставить без внимания еще одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Исполняя роль украшения того или иного предмета, орнамент (лат. оrпатепtuт — украшение) не может существовать отдельно, вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличие от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранить ее даже во фрагментах или при перерисовке. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени на различных предметах, в разных материалах, не лишая его при этом логики орнаментальной формы.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности, ибо стремление человека украшать родилось уже на первых ступенях развития культуры и встречается в примитивном виде у древнейших народов нашей планеты.

В последующие эпохи орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности. Можно считать, что внесение орнамента в предмет становится одной из форм проявления синтеза в искусстве. Примером такого синтеза могут служить любой предмет прикладного искусства с орнаментированной поверхностью, различные виды одежды из тканей с орнаментированным рисунком и т. д.

Творческий процесс создания любого произведения искусства невозможен без использования знаний и опыта предшествующих поколений. То же происходит и при создании орнамента. Новые поколения художников всегда использовали в своем творчестве широко распространенные орнаментальные мотивы прошлого, но всякий раз под влиянием определенных общественно-исторических условий им удавалось сообщать этим мотивам те специфические черты, которые впоследствии становились неотъемлемой составляющей нового стиля.

9 стр., 4345 слов

В. Я. Береснева, И. М. Яглом Симметрия и искусство орнамента

... на значение биологических ритмов (“симметрии”) в человеческом организме и склонен был считать определяющей их роль в восприятия человеком произведений искусства; согласно Маркелову, понятия “искусство” и “ритм” даже в известном смысле отождествляются. Однако в ...

Орнаменты Возрождения, барокко и рококо, ампира и модерна объединяет способность четко выразить принадлежность стиля независимо от того, на каких произведениях архитектуры или декоративно-прикладного искусства они оказываются, будь то мебель, одежда или фасады и интерьеры новых построек.

При рождении нового стиля, под влиянием иного понимания красоты, изменениям в первую очередь подвергаются форма, конструкции, силуэт, цвет и ритм произведения, а потом уже орнамент, украшающий его. Однако при определении стилистической принадлежности того или иного художественного произведения именно орнаменту, находящемуся, как говорится, «на поверхности предмета», суждено стать главным выразителем стиля.

В момент создания новой орнаментики значение имеет не только умелое использование художественного опыта прошлого. Одновременно это всегда и эмоциональное выражение чувственных личных впечатлений художника или архитектора, связанных с декоративным украшением интерьера, с отображением явлений природы, мотивов народного творчества, с созданием графических композиций.

Орнамент — часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека. Творческое освоение декоративно-орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Орнаментальное наследие является важной частью изобразительного творчества, исследование которого представляет интерес для многих искусствоведов и исследователей. Однако большинство изданий, посвященных орнаменту, представляют собой альбомы с краткой характеристикой стилей или освещением определенных периодов его развития. В данном исследовании автор ставит перед собой более широкую задачу — охватить временной диапазон орнаментального творчества, начиная от первобытных времен и заканчивая XX веком.

Автор также стремится показать место орнамента в искусстве народов и его связь с социальной средой. Он рассматривает художественную ценность сохранившихся произведений декоративно-орнаментального искусства, а также их формально-стилистические признаки. Важной задачей исследования является выявление закономерностей художественного развития орнамента, родство его элементов у различных народов и эпох, а также представление способов конструирования и моделирования орнамента.

Классификация орнаментов

В искусстве встречается огромное разнообразие орнамента. Каждая народность, а иногда и географическая область, имеет свой уникальный круг орнаментики. Определение формы орнамента может происходить не только на основе формы декорируемого предмета, но и на основе материала, цвета и фактуры. Художник сам выбирает декор и подчиняет его определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является неотъемлемой чертой.

Орнамент может черпать свои мотивы из геометрии, фауны, флоры, а также из очертаний человеческого тела и окружающих предметов. Мотив в орнаменте является его основным элементом и может состоять из одного или нескольких элементов, объединенных в единое орнаментальное целое.

10 стр., 4577 слов

Музыка как стиль искусства

Искусство сопровождало человечество на всех ступенях его развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка – вид творчества, зародившийся в древние времена, претерпевший огромные перемены средств ... записанного нотным языком. Тут начинают обращать внимание на наличие у музыкантов собственного стиля, манеры игры и в целом представления о том, как должна звучать та ...

Введение

Орнаментальное искусство неотъемлемая часть культурных традиций разных народов и эпох. Оно присутствует в архитектуре, предметах обихода и декоративно-прикладном искусстве. Задача данного исследования — классифицировать орнаментальные формы и определить их роль в формировании стиля.

Орнамент в искусстве

Орнамент в искусстве бывает графическим, живописным, скульптурным, по форме — геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы. Он может быть включен в изображение, например, на картине, или использоваться как самостоятельный элемент декора. Кроме того, орнамент может служить символом и выражать широкие понятия.

Роль орнамента в формировании стиля

Орнамент входит в число наиболее важных составляющих элементов нового стиля в искусстве. Он помогает определить принадлежность какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно-прикладного искусства к данному стилю. В процессе формирования стиля появляются новые орнаментальные мотивы, создаются новые декоративные решения. Поэтому, классификация орнаментальных форм помогает лучше понимать характеристики данного стиля.

Классификация орнамента

Основные классификационные признаки орнамента — его происхождение, назначение и содержание.

  • Технический орнамент. Он обусловлен особенностями изготовления предмета, на котором он нанесен. Это могут быть гравировка, резьба, пробивка и т.д.
  • Символический орнамент. Он выражает определенную символическую идею или понятие. Символический орнамент начал использоваться в Древнем Египте и до сих пор не утратил своей значимости.
  • Геометрический орнамент. Он состоит из геометрических фигур, наложенных одна на другую.
  • Растительный орнамент. Этот вид орнамента насчитывает больше всех различных форм. Наиболее распространенным является орнамент, который имитирует формы и линии растений.

Заключение

Таким образом, орнаментальное искусство играет важную роль в формировании идейных и методологических общностей, возникающих в определенных социальных и экономических условиях. Классификация орнаментальных форм позволяет лучше понять историю и развитие стиля в искусстве и предметах обихода.

Искусство орнаментации имеет долгую историю и является неотъемлемой частью различных культурных традиций. В данном исследовании рассматривается разнообразие геометрического, растительного, эпиграфического и предметного орнамента.

Геометрический орнамент включает в себя основные геометрические формы, которые сочетаются и преображаются в художественных произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства. Этот вид орнамента характеризуется особым разнообразием и изяществом форм.

Растительный орнамент, в свою очередь, использует формы растений, такие как листья, цветы и плоды. Художник-орнаменталист создает переработку этих форм, изменяя их масштабы, цвета и соподчиняя их по законам симметрии. При стилизации растительного орнамента удаляются или ослабляются частные или случайные особенности растений, а типичные черты подчеркиваются.

10 стр., 4544 слов

Искусство как форма культуры

... само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник ... исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными ... «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа ...

Эпиграфический орнамент, также известный как каллиграфический орнамент, использует письменные символы и знаки для создания узоров и орнаментальных элементов. Фантастический орнамент, астральный орнамент и пейзажный орнамент являются разновидностями эпиграфического орнамента и представляют собой художественные интерпретации абстрактных или природных мотивов.

Предметный орнамент, или вещный орнамент, возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Он включает изображения предметов быта, военной геральдики, атрибутов музыкального и театрального искусства. Этот вид орнамента отражает культурные и исторические значения и представляет собой важный элемент визуального искусства и декора.

Орнаментальные рисунки могут быть изобразительными, неизобразительными или комбинированными. Изобразительный орнамент включает в себя изображения конкретных объектов или сцен, неизобразительный орнамент представляет собой абстрактные узоры и геометрические формы, а комбинированный орнамент сочетает в себе оба подхода.

В данном исследовании будут проанализированы различные формы орнамента и орнаментальных мотивов, их характеристики и значение в контексте культурных и художественных традиций. Исследование позволит более глубоко понять и оценить эстетические и культурные аспекты орнаментации в разных эпохах и культурах.

Орнамент и его элементы

Орнамент является неотъемлемой частью декоративного искусства в разных культурах мира. Он характеризуется абстрактностью и геометризмом в его проявлениях. Самый сложный неизобразительный орнаментальный узор, или мотив, по-существу состоит из простейших геометрических элементов правильной или неправильной формы.

Элементы орнамента

Начнем с точки, которая мало что значит сама по себе, но при ее умелом ритмическом повторении можно добиться интересного декоративного эффекта. Примером могут служить произведения Саса-нидского Ирана или китайские изделия танского периода. Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она является основным формообразующим элементом. И если число абстрактных неизобразительных форм весьма велико, то линий, которые резко отличаются одна от другой, только три:

  • прямые — вертикальные, горизонтальные, наклонные;
  • кривые — с постоянным радиусом кривизны — окружности и их дуги;
  • кривые — с переменным радиусом кривизны — параболы, гиперболы и их отрезки.

Эти линии являются первичными элементами для всех орнаментальных образований. Все три вида линий обладают определенной зрительной выразительностью и не похожи одна на другую.

Прямые и кривые линии в орнаменте

Сами по себе прямые и кривые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут «обнаружить» скрытый в них эмоциональный заряд.

Так, прямые и кривые с постоянным радиусом кривизны способны выразить плавное, спокойное движение. В природе этих линий лежат постоянство, статика, уравновешенность; при этом считается, что горизонтальные линии в орнаменте символизируют стройность, строгость, определенную стабильность, наклонные же прямые линии создают впечатление постоянного движения.

11 стр., 5429 слов

Якутский орнамент

... отражение в археологическом материале. С развитием якутского этноса менялся, обогащаясь новыми мотивами, орнаментальный строй предметов якутского народного искусства, усложнялась структура якутского орнамента. Вместе с тем, на протяжении веков якутская орнаментика упорно сохраняла, как гены ...

Линия, или лента, широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.

Ломаная линия и ее применение в орнаментах

Зигзаг, или ломаная линия, в Древнем Египте служила знаком воды. Она находила применение в орнаментах многих народов в разные времена и используется в современных интерьерах.

Шевроны — ломаная лента с ритмическим чередованием узора. Встречаются в декоративном искусстве Китая периода Шан и в романском искусстве. Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран: дальневосточном и греческом, в западноевропейской средневековой книжной миниатюре и на ирландских резных крестах, в мусульманском искусстве.

Элементы орнамента поражают своим богатством и красотой. Они описывают яркие образы, которые актуальны не только в древней среде, но и в современном дизайне.

Исследование орнаментальных мотивов в искусстве

Орнаментальные мотивы являются важным элементом визуального искусства, поскольку они способны подчеркнуть красоту изделия и придать ему индивидуальность. В ходе исследования были рассмотрены наиболее распространенные орнаментальные мотивы и их использование в различных культурах и эпохах.

Квадрат и прямоугольник

Квадрат и прямоугольник являются основными формами, используемыми в орнаменте. Они служат для ограничения поверхности, заполненной орнаментальными мотивами. Ярким примером использования этого мотива в искусстве могут служить Родосские греческие вазы; в архитектуре — кессонированные потолки эпохи Возрождения. Шашечный орнамент широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до наших дней.

Меандр и его разновидности

Меандр — ломаная под прямым углом линия. Самые первые образцы этого орнаментального мотива относятся к эпохе палеолита. Позже меандр использовался в греческой керамике, в искусстве древних жителей Мексики, на японских тканях и в декоративном искусстве многих других народов мира. Было выделяется различные разновидности меандра, такие как зигзаг и волнообразная линия.

Ромб, шестиугольник и восьмиугольник

Ромб, так же как и квадрат, служит для ограничения декорируемой поверхности. Особенно широкое применение этот мотив имел в гончарных изделиях доисторического периода. Шестиугольник и восьмиугольник самостоятельно и в сочетании были очень распространены в декоративном искусстве мусульманских стран.

Крест, свастика и другие прямолинейные мотивы

К прямолинейным мотивам, широко использовавшимся с доисторических времен, следует отнести крест и свастику, которые служили преимущественно в качестве религиозных символов: крест — на Западе, свастика — в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Крестообразные мотивы можно встретить также в античном искусстве.

Окружность

Окружность считается одной из самых совершенных и законченных форм. Она используется и как собственно орнаментальный элемент, например, на кипрской керамике, и для ограничения поверхности, включающей в себя другие мотивы, как на японских гербах. Важную роль играли окружности в средневековых орнаментах (так называемые готические «розы»).

Распространение и символика мотива спирали

Мотив спирали имеет древние истоки, которые восходят к эпохе неолита. Найденные археологами артефакты, такие как фриз с рельефом в форме спирали на острове Мальта и межевой камень с рельефным спиральным орнаментом в Ирландии, подтверждают его присутствие в искусстве тех времен. С течением времени, мотив спирали получил широкое применение в различных древних цивилизациях, таких как критская, минойская и микенская, а также в искусстве Египта, Ассирии и Греции. Этот мотив стал символическим изображением истории развития мира.

8 стр., 3615 слов

Орнамент — часть общей материальной культуры общества

... ярким краскам. Мотивы орнамента заимствованы из архитектурных. Готический орнамент В период готики наступает расцвет книжного искусства. XIII-XV ... скульпторов...», «Различные орнаменты, пригодные для архитектуры, живописи, столярного и слесарного ремесел и других искусств», «Многочисленные ... орнаментике. Одним из популярных мотивов Ренессанса становится раковина - символ дальних странствий и морских ...

Динамичность и символика линий с переменным радиусом кривизны

Линии с переменным радиусом кривизны, такие как спираль, несут в себе динамичность, напряженность, неравномерность и активное движение. Они могут быть нарастающими или убывающими. Эти линии являются важными элементами в создании орнамента и могут выражать различные символические значения. Например, мотив «бегущая волна» использовался в древности как символ непостоянства жизни. Истоки этого мотива можно проследить до меандровой (ломаной) линии, которая постепенно переходит в кривую форму.

Сетчатый орнамент и его построение

Схемы построения сетчатого орнамента позволяют создавать орнаменты с выраженной динамичностью. Особенно эффективно передают динамичность ломаные линии с острыми углами, которые называются молниеобразными. Эти линии могут быть использованы для создания различных орнаментов, включая мотив «бегущая волна».

Архитектурные элементы в орнаменте

В орнаментальных композициях также могут присутствовать элементы архитектурного декора, которые обычно используются для украшения зданий и иногда мебели. Некоторые из таких элементов включают «витой шнур» — линию, спирально закрученную вокруг собственной оси, а также выкружку, валик, скоцию, двойной зубчатый орнамент и другие.

Комбинация линий и фигур в орнаментах

Любой неизобразительный орнаментальный мотив состоит из комбинации различных линий или замкнутых фигур. В некоторых случаях это могут быть только прямые или кривые линии, а в других случаях — сочетание различных линий и фигурных элементов. Ритмическая организация элементов в мотиве создает условия, стимулирующие проявление цветопластических свойств этих элементов.

Растительный орнамент и его источники

Один из самых распространенных видов изобразительного орнамента — растительный орнамент. При создании такого узора народы всегда вдохновлялись местной флорой и заимствовали из нее относительно немногочисленные мотивы. Растительный орнамент является важной частью культурного наследия различных народов и имеет свои уникальные особенности в разных культурах и эпохах.

В итоге, орнамент является неотъемлемой частью искусства и культуры различных народов. Он не только украшает предметы и сооружения, но и несет в себе символическое значение, отражая историю и мировоззрение общества. Изучение орнамента позволяет лучше понять исторические и культурные особенности разных эпох и народов.

Исследование орнаментальных форм на Древнем Востоке и в Древней Греции

Орнаментальные формы имеют долгую историю и значимость в различных культурах мира. В данном исследовании рассмотрим орнаментальные формы на Древнем Востоке и в Древней Греции.

Лотос

Лотос на Древнем Востоке имел культовое значение. Он был посвящен богу Осирису и богине Исиде, а также служил символом плодородия. Цветение лотоса совпадало с разливом Нила, что придавало ему особое значение. В высшем смысле лотос был символом бессмертия и неотъемлемым атрибутом фараона.

14 стр., 6990 слов

Японские мотивы в искусстве модерна

... это: национальный орнамент, своеобразная композиция. Одна из наиболее интересных разновидностей закладок - японская, которая имеет свои особенности построения. Цель курсовой работы - создать серию живописно - графических закладок по японским мотивам, определить ...

Лотос был широко использован в египетском искусстве. Он часто встречался в орнаментальных формах, украшая различные предметы и архитектурные элементы. Форма лотоса использовалась в декорировании различных предметов прикладного искусства, а также в архитектуре в виде капители и базы колонны.

Мотив лотоса также получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока, включая Китай, Японию, Индию и другие страны.

Пальметта

Пальметта использовалась у древних евреев и египтян как символ мира и победы. Эта орнаментальная форма представляет собой веерообразные и перистые листья пальмы. Пальметты обрамляются дугообразными линиями и редко располагаются рядом друг с другом.

Акантовый лист и завиток

Акантовый лист и завиток были особенно популярны у художников, привлекая их своей красотой. Этот мотив стал декоративным основополагающим элементом в различных культурах. В Древней Греции акантовый лист украшал капители и стал основой для формирования коринфского и композитного ордеров. В Древнем Риме акантовый лист также пользовался популярностью и использовался в архитектурных ордерах.

В эпоху Возрождения акантовый лист и завиток достигли наибольшего изящества и разнообразия. Они использовались в украшении различных предметов декоративного искусства, включая мебель, рельефы и росписи.

Лавр

Лавр был священным растением в Древней Греции и был посвящен богу Аполлону. Он служил символом очищения от грехов, и священной лавровой ветвью обмахивали тех, кто нуждался в очищении. Венки из лавра вручались победителям в различных состязаниях, а также служили символом славы.

Исследование орнаментальных форм на Древнем Востоке и в Древней Греции показывает их культовое и символическое значение. Орнаментальные формы, такие как лотос, пальметта, акантовый лист и лавр, использовались для украшения различных предметов и архитектурных элементов, отражая культурные и религиозные традиции тех времен.

В данном исследовании мы рассмотрим несколько культурных растений, которые имеют большое значение в орнаментике и декоративном искусстве. Речь пойдет о хмеле, виноградной лозе, плюще, дубе, а также о цветах и розетках.

Хмель

Хмель – это культурное растение, которое привлекает внимание своим живописным видом. Его формы и изображения широко используются в орнаментике. Например, изображение хмеля в сочетании с колосьями часто используется в качестве украшения на предметах домашней утвари.

Виноградная лоза

Виноградная лоза также является важным растением в орнаментике. Гроздья и ветви виноградной лозы пользовались особым почитанием в античности и средние века. В древнегреческой мифологии они были атрибутом бога Вакха, а для христиан в сочетании с колосьями (хлеб и вино, символизирующие таинство причастия) стали символом страданий Христа.

Плющ

Плющ – это вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево. Он также был посвящен богу Вакху, подобно виноградной лозе. Листья плюща имеют разнообразную форму, часто сердцевидную или с заостренными лопастями. В античном искусстве они широко использовались для украшения ваз и сосудов для вина.

Дуб

Дуб – это царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были популярны в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах, капителях, церковной утвари и других произведениях искусства готики. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

9 стр., 4415 слов

Анализ орнаментов декоративных изделий

... предложенную тему и изучить семантику орнамента; Проанализировать историю развития мотива орнамента; Анализ орнамента; Выполнить копию орнаментальной композиции. В данной курсовой работе рассматриваются три направления декоративно-прикладного искусства: филигрань, ... в странах Передней и Малой Азии, в Египте, а также на территории СССР - на Кавказе, где в курганах по реке Цалке при археологических ...

Цветы

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.

Розетки

Розетка – это стилизованная роза, которая является орнаментальным мотивом в виде распустившегося цветка, чаще всего круглой формы. Розетки часто используются в растительных узорах, а иногда и в геометрических или фигурных узорах. Они находят применение в живописи, скульптуре, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Розетки обычно делятся на разное количество частей, например, на 3, 4, 6, 8, 10, 12 и 16 частей. Реже встречаются розетки, разделенные на 7, 9, 11 частей, а также свыше 16 частей.

Орнамент является одним из наиболее распространенных элементов в изобразительном искусстве. Он может быть представлен различными формами, такими как растительные или животные узоры. Однако, по сравнению с растительным орнаментом, использование животных мотивов в орнаментальном творчестве оказывается значительно меньше. Это объясняется не только особенностями материала, который сложнее подвергается художественной переработке, но и запретами религий на фигурные изображения.

Среди животных, которые чаще всего встречаются в орнаментальных композициях, можно выделить льва, тигра, быка, слона, лошадь, грифа, орла, дельфина и других. Эти животные обычно несут символическое значение, которое может быть связано с различными аспектами жизни и культуры.

Кроме животных, в орнаменте также используются другие формы, такие как раковины, гротески, трофеи, вазы и другие. Эти элементы орнамента могут добавлять разнообразие и интерес к композиции.

Однако, необходимо отметить, что орнамент несет не только эстетическую функцию, но и символическую. В истории орнамента его рисунки имели глубокий символический и магический смысл. Для древних людей каждый рисунок был графическим выражением всеобщего закона Вселенной, который они открыли для себя. Простые знаки, такие как кружки, волнистые линии, крестики и другие, объединенные в орнаментальные композиции, были не просто рисунками, но и знаками, отражающими восприятие окружающего мира и миропонимание человека.

Таким образом, орнамент, составленный из символических знаков, придавал вещам особый смысл и символическое содержание. Например, извилистая линия символизировала воду, кружок — солнце, а крест был оберегом от темных сил зла.

Исследование орнамента и его символического значения имеет большое значение для понимания культурных и исторических аспектов различных обществ и эпох. Орнамент является не только элементом декора, но и отражением мировоззрения и символической системы различных культур.

Введение

Символ в искусстве является образом, который выражает широкое понятие или абстрактную идею. Символ может быть связан с выражаемым им понятием произвольно или по сходству с изображенным предметом. В изобразительном искусстве символ используется для лаконичного выражения обширного понятия.

Термин «символ» был закреплен в конце античности философом Ямвлихом, который утверждал, что символы происходят из тайного египетского учения. Он также сообщает о том, что египетские жрецы получили указание от бога мудрости Гермеса — Тота о смысле всех символов.

37 стр., 18280 слов

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...

... разных формах; спланировать серию творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа; придать творческим заданиям игровой характер. Задачами исследования мы ... треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры (геометрические). Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, зверей, крыльях птиц и ...

Символическое искусство Древнего Востока

Искусство Древнего Востока, включая египетское искусство, имеет духовный и символический характер, особенно отраженный в орнаментальных композициях. Значение символов в орнаментике этих стран сохранялось без изменений в течение многих тысячелетий.

Например, в древней японской мифологии символы играли важную роль в выражении миропонимания японцев. Они использовались в цвете одежды и орнаментах, которые несли в себе тайный смысл и символическую ценность. Древние орнаменты рассматриваются как знаки, которые можно использовать для «прочтения» магических текстов.

Изменение семантики декоративных узоров

Со временем символическое значение орнаментальных знаков утратило свою первоначальную значимость. Орнамент, как искусство, легко теряет свой символический смысл, становясь объектом эстетического восхищения. В настоящее время семантика декоративных узоров практически забыта, и их функция сводится к украшению предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты нового времени

В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX — начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.

Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета.

Тогда же А. Белый — теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А. Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».

В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.

К примеру, птица в древности была образом, связанным с небесной, воздушной стихией, прислужницей солнца, образом, соединившим небо и землю. У скифов этот символ перевоплотился в культ небесного оленя, у которого подогнутые ноги изображают журавлей. Эти элементы летающих птиц являются символом древней веры в оленя, живущего на небесах, и одним из главных стилистических приемов декоративного скифского творчества: в немногом сказать о многом.

«Термин «символ» только тогда и получил свою общезначимую семантику, когда уже никто не верил в языческие символы, и когда всю эту вековую символику стало возможным изучать как законченный и продуманный до конца предмет мысли».

Орнаментальная композиция и особенности ее построения

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.

Характеристика орнамента

Орнамент является неотъемлемой частью декоративного искусства и имеет неразрывную связь с материалом, а также со всеми общими тенденциями развития искусства на определенном временном отрезке. Он не только органично соединяется с оформляемым изделием, но и отражает его назначение через композиционное построение.

При обсуждении принципов орнаментации декоративных изделий, в первую очередь обращается внимание на эстетическую сторону рисунка и особенности его композиционного решения.

Композиция и орнаментальная композиция

Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени и стиля эпохи. Для понимания логики развития художественной формы в современном контексте необходимо изучить теоретический и практический опыт предыдущих поколений. Возможно, есть мнение, что композиция является субъективной и зависит от интуиции художника, и не может быть предметом учебной дисциплины, как рисунок или живопись. Однако, при более глубоком рассмотрении, становится ясно, что композиция имеет более четкие правила и закономерности, чем живопись, и основана на устойчивых принципах.

Многие считают, что композиция не требует научно-методического обоснования, несмотря на то, что она заранее обдумывается в любом виде изобразительного искусства. Некоторые правила композиции являются обязательными для всех видов творчества, такие как правила симметрии, которые определяют гармонию пропорций, частей и целого; правила статики и динамики, которые определяют покой и движение в пластическом решении композиции; правила ритма, которые определяют чередование больших и малых форм, и другие.

Композиция является языком художественного произведения.

Орнаментальное искусство может передаваться на условном символическом языке или представлять собой сами символы, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.

К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет и фактура. Они являются элементами композиции.

Творческий метод создания орнаментальной композиции

Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-либо отдельных его особенностей, которые по какой-то причине стали для мастера главными, решающими.

В процесс создания орнамента входят и такие элементы, как ассоциация и ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия. Главными в ряду этих составляющих являются ассоциация и ассоциативное мышление, поскольку любое произведение искусства — это всегда результат ассоциации. Вследствие восприятия какого-то объекта часто возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия с ним.

Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти.

Художественную сущность орнамента составляет такая система мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая не требует от зрителя вхождения в другую пространственную, временную и духовную среду — в мир изображения. Поэтому орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых «формальных» «математизированных» принципов ритмической организации над собственно изобразительными, и тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов.

Для декоративной композиции, в отличие от станковой, где четыре единства — места, времени, действия и масштаба — обязательны, главными характерными чертами являются множественность места и перспективы; множественность времени и действия; плоскостность, локальность цвета; отсутствие или условность освещения.

Существует два основных источника творчества художника-орнаменталиста. Первый — внешний мир природы, мир, существующий вне человеческого сознания. Второй источник — народное творчество.

Виды орнаментальных

Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив)

Среди многообразия орнаментальных композиций

Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).

В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.

Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива.

Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.

Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т. п.), где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт.

Последний может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде по другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.

Ленточный раппорт

Орнаментальная композиция может быть выполнена в различных формах, включая раппортную и монокомпозицию. Раппортная композиция представляет собой повторение одинаковых мотивов через равные интервалы. Она является наиболее распространенной формой орнамента. Однако существует и другой тип композиции — монокомпозиция. В этом случае раппортное повторение заменяется более сложной ритмической организацией элементов, расположенных на разных расстояниях друг от друга. Примерами монокомпозиции могут быть головные платки, панно, гобелены и другие изделия.

Форма раппорта

Раппорт может иметь различную форму, включая и сложные варианты. Для построения такого раппорта необходимо нарисовать квадрат и добавить кривую к каждой его стороне, так чтобы дуги справа и сверху находились вне квадрата, а слева и снизу — внутри него. Таким образом, получится раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой будет равна первоначальному квадрату. Такая форма раппорта может быть полезна при размещении множества мотивов в сложных композициях, позволяя обеспечить плавный переход мотивов на стыках с другими раппортами.

Мотив — это основной элемент орнамента. Он может состоять из одного элемента (простой мотив) или из нескольких элементов, объединенных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.

Правила построения орнаментальной композиции. Орнамент и законы симметрии

Орнаментальная композиция строится на основе повторения абстрактных или изобразительных мотивов с использованием законов симметрии. Симметрия — это порядок, позволяющий форме совмещаться с самой собой при определенных поворотах, сдвигах или отражениях. Существуют различные виды симметрии, которые изучаются в математике.

В науке о симметрии выделяют два типа симметрии: конечную и бесконечную. Конечная симметрия представляет собой структуру, которая может быть совмещена с самой собой в одном или нескольких направлениях. Бесконечная симметрия имеет структуру, которая может быть продолжена в одном, двух или трех направлениях. В орнаменте используются оба типа симметрии.

Зеркальная симметрия является одним из видов симметрии, которая часто применяется в орнаментальной композиции.

Осевая симметрия является одним из видов симметрии, при которой фигуры совмещаются путем поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Порядок оси — это количество совмещений фигуры на протяжении полного кругового оборота. Осевая симметрия может иметь различные порядки — от второго до бесконечности.

Фигуры с осевой симметрией могут образовывать бесконечное множество. Они характеризуются четкой организацией, когда равные части фигуры распределены вокруг единого центра, через который проходит ось симметрии. Эти равные части распределены равномерно и в одинаковом отношении к центру. Для достижения полного совпадения фигуры с самой собой, все углы поворота должны быть равны. Кроме того, расстояние от характерных точек фигуры до центра также должно быть одинаковым.

Осевая симметрия часто встречается в природе и широко применяется в орнаментах, таких как симметрия цветка и орнаментального аналога — розетки.

Фигуры с орнаментами, основанными только на осевой симметрии, создают впечатление бесконечной подвижности и выражают вращательное движение в определенном направлении.

Часто встречаются розетки, объединяющие в себе осевую и зеркальную симметрии. В этом случае плоскости зеркальной симметрии проходят через ось и пересекаются в ней. Количество этих плоскостей соответствует порядку осевой симметрии фигуры. Такие формы являются более уравновешенными и спокойными. Зеркальное отражение такой фигуры не отличается от оригинала и может быть с ним совмещено не только зеркальным способом. Такие розетки воспринимаются глазом как наиболее завершенные и ясные, поскольку все элементы равновесны и взаимно уравновешивают друг друга. Благодаря отсутствию асимметрии, как в целом, так и в каждом элементе структуры, эти розетки являются статичными.

Изучение осевой симметрии и ее применение в орнаментах имеет большое значение для морфологического и художественного стиля. Примером такого орнамента может служить изразцовый фриз, созданный в России во второй половине XVII века.

Поэтому мотивы, обладающие симметрией такого рода, получили в орнаментальном искусстве особенное распространение и значение. Завершенность их формы создает образ гармоничного покоя. Цельность и замкнутость формы позволяет организовать любую поверхность, отметив ее центр, противопоставленный периферии.

параллельным переносом

Если вдоль оси равномерно расположить декоративные одинаковые мотивы, то таким образом образуется ленточный орнамент, бордюр, который может быть бесконечно продолжен в обе стороны. Такому орнаменту присуща особая симметрия: если его сдвинуть вдоль оси на одно звено, то каждая из фигур узора наложится на среднюю фигуру, совместится с ней.

Ленточный (линейный) бордюр — один из наиболее распространенных и важных видов орнамента. Он постоянно используется для ограничения какой-либо поверхности, отличающейся разнообразными художественными качествами. На практике линейный орнамент может строиться не только вдоль прямой оси, но и по ломаной или различным образом изогнутой линии. В любом случае эта линия остается для орнамента осью, т. е. перенос мыслится совершаемым вдоль нее, вслед за любыми ее изгибами и переломами.

Бордюр кроме симметрии переноса может также обладать и другими элементами симметрии. Они возникают тогда, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента. Всего разных видов симметрии бордюров насчитывается семь, и впечатление от них, художественные возможности каждого примененного в орнаменте вида оказываются различными.

Ритмичное движение бордюра с асимметричным исходным мотивом, не создающим дополнительных симметрии, односторонне. Если перевернуть такой узор зеркально, то он «потянет» в обратную сторону. Кроме того, подобный орнамент по-разному обращен к тем частям, которые он разделяет. Тем самым он характеризует эти поверхности не одинаково и может создать ощущение их различной плотности и глубины.

Орнаментальный мотив, обладающий зеркальной симметрией, сообщит такую симметрию и бордюру, если только плоскости отражения будут расположены перпендикулярно или параллельно его оси.

Случается, что в подобном орнаменте взаимно отражающие друг друга мотивы сдвинуты вдоль оси переносов. Чтобы восстановить зеркальную симметрию, нужно несколько сместить по оси одну из половинок бордюра. Этот вид симметрии называется «скользящим отражением». Обычно в таком бордюре используется парный мотив, например, отражение листа, а лист занимает место отраженного цветка. Ритм орнамента оказывается, при всей его четкости, богаче и сложнее, чем в узорах без скользящего отражения.

Бордюрам также может быть свойственна и осевая симметрия, наряду с плоскостями отражения или без них. Это значит, что весь бордюр может совпадать с самим собой при повороте на 180° вокруг любой из бесконечного множества осей, расположенных на равных расстояниях между собой и проходящих через продольную осевую линию узора. Можно выделить три вида таких орнаментов: бордюр без зеркальных плоскостей, тогда оба края одинаковы по характеру рисунка, их ритм ведет глаз в противоположные стороны. Такой орнамент выглядит беспокойным и напряженным (например, классический меандр).

Если же к поворотным осям добавляются также и плоскости отражения, ритмическое напряжение узора ослабевает, он выглядит более спокойным. Вместе с поперечными плоскостями такой узор обогащается и скользящим отражением.

Другой вид бордюра сочетает в себе поперечные плоскости отражения с продольной и обладает, наряду с зеркальной, также осевой симметрией. Он строго статичен, на все стороны уравновешен. В нем имеют одинаковый характер и оба края, и оба направления оси переносов.

Основой сетчатых орнаментов (раппортов) является простая сетка. Ячейки такой сетки могут быть квадратами, ромбами, прямоугольниками, параллелограммами или равносторонними треугольниками. В зависимости от этого меняется характер симметрии самой сетки, а значит, и построенного на ней орнамента. Кроме того, на симметрию узора влияют, как и в бордюрах, элементы симметрии самого повторяемого мотива.

Всего математики насчитывают 17 видов симметрии сетчатых орнаментов. Здесь могут осуществляться в разных сочетаниях уже известные нам виды симметрии: поворотная — второго, третьего, четвертого и шестого порядка, зеркальная, скользящее отражение. И в каждом случае определенный набор возможных отражений и поворотов влияет на ритмику узора, создает свою меру уравновешенности и подвижности, свои направления.

Если плоскости отражения, придающие обычному узору равновесие и устойчивость, повернуть вкось, весь орнамент станет казаться далеко не таким спокойным и конструктивным.

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости прямолинейными одинаковыми фигурами. Такой рисунок придает поверхности четкую ритмическую организацию. Только два рода фигур — различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты, ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами — заполняют плоскость сплошь, без припусков и наложений, с помощью одних только переносов сохраняя ту же самую ориентацию.

Симметрия подобия встречается в орнаменте достаточно часто. В этом случае одинаковые или сходные по форме элементы узора не равны по размеру. Они могут образовывать нарастающие или убывающие ряды или заполнять поверхность расходящимися из одной точки и увеличивающимися по мере удаления от нее подобными фигурами.

Орнаменты, построенные на принципе подобия, всегда чрезвычайно динамичны, активно овладевают поверхностью и создают ощущение движения.

Законы построения орнаментальной

Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика — первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом эти двум состояниям.

Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т. п. определяют выразительность композиции.

Вопросы соразмерности величин могут быть решены только двумя способами: делением на равные части и делением на неравные части.

Статические композиции и орнаментальные мотивы основываются на принципе симметрии, одинаковости, динамические — на принципе асимметрии, неодинаковости, противопоставления различных характеристик мотивов в пределах одного раппорта. Динамические раппортные рисунки, в сравнении со статическими рисунками, значительно более разнообразны по композиционному решению.

Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит от знания им законов построения орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Познакомимся с основными из них.

Закон пропорциональности, Закон соподчинения

закон доминанты

Закон трехкомпонентности,

Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.

Закон контраста, Правило группирования, Закон орнаментального контрапункта, Закон простоты

Ткань шелковая с узором из цветных нитей. Франция. Лион. Середина XVIII в. Государственный Эрмитаж

Графическое решение орнаментальной композиции

В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения:

  • линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины;
  • пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов;
  • линеарно-пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно.

Художнику необходимо четко решать вопрос приоритета линеарной или пятно-вой трактовки мотивов. Равнозначность их всегда приводит к запутанности и маловыразительности композиции.

Что касается цветового решения мотивов орнаментальной композиции, то здесь немаловажную роль играет как характер самого орнамента, так и назначение и материал из которого выполнен украшаемый им предмет. В колористическом решении может использоваться как контрастная, так и нюансная цветовая гармония.

Монокомпозиция. Трансформация предметных форм в орнаментальные мотивы

Штучными изделиями называют такие, которые не имеют раппортного повторения. Это ковры, гобелены, панно, головные и сувенирные платки, скатерти, эмблемы, ткани с купонным рисунком и т. п.

В этой группе изделий используется так называемая монокомпозиция. Это наиболее сложный по своей структуре вид орнаментальной композиции, при построении которой необходимо учитывать ряд особенностей.

Монокомпозиция всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами. Она в обязательном порядке должна обладать жесткой компоновкой всех ее элементов.

Кроме того, в монокомпозиции расположение всех элементов и мотивов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. Причем эта замкнутость может быть или четко выражена, или только подразумеваться, зрительно угадываться.

Простейшая традиционная монокомпозиция — это рисунок, ограниченный по краям орнаментальной каймой (русские шали, скатерти, ковры).

С середины XX в. для оформления штучных изделий все больше используется иной вариант композиционного решения, основанный на асимметричной композиции. Этот принцип нашел место в европейских коврах, гобеленах, в головных платках с остромодным рисунком и заключается в полном отказе от традиционной каймы.

При создании орнаментальной монокомпозиции необходимо помнить, что очень близко расположенные мотивы узора к границам плоскости нарушают впечатление замкнутой структуры композиции, поэтому в первую очередь следует определить минимальные расстояния и площади фона по краям плоскости, которые должны оставаться свободными от орнаментальных мотивов.

Кроме того, в создании замкнутой структуры большую роль играет силуэт орнаментальных мотивов, его общий характер. Для легкого восприятия глазом такой силуэт должен иметь простую, лаконичную форму в виде геометрических фигур (круга, квадрата, овала и т. п.) или форму, близкую к ним.

Монокомпозиция чаще состоит из значительного количества орнаментальных мотивов, которые следует группировать и располагать так, чтобы зрительно выделить ее центральную часть. Глаз человека на композиционной плоскости выделяет активную и пассивную зоны восприятия. Активная — это та часть плоскости, которая располагается на некотором отдалении от границ. Элементы орнамента, расположенные на ней, воспринимаются нашим глазом в первую очередь. По этой причине композиционный центр лучше всего размещать либо в центральной части, либо поблизости от нее.

К выразительным средствам и условиям решения монокомпозиции относятся:

  • компоновка орнаментальной структуры в заданной плоскости;
  • членение плоскости на части;
  • ритмическая организация элементов на плоскости;
  • создание композиционного центра — доминанты.
  • Особенно важно для монокомпозиции — обеспечение в общей ее структуре устойчивого зрительного равновесия всех ее элементов. В этом случае все элементы художественного произведения должны быть распределены так, чтобы в результате создавался эффект равновесия. Форма элементов, направление их движения, их организация, месторасположение и цвет должны взаимно обусловливать друг друга, визуально уравновешивать.
  • К простейшим видам равновесия относятся:
  • статическое равновесие, возникающее при условии симметричного расположения фигур на плоскости (относительно вертикальной и горизонтальной оси) и симметричной форме фигур;

динамическое равновесие, которое появляется при асимметричном расположении фигур на плоскости, т. е. при их сдвиге в правую или левую и одновременно верхнюю и нижнюю части плоскости.

Ворсовый ковер «Пирябедиль». Куба, 1883. Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства. Баку

Поскольку глаз как бы переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть композиционной плоскости, любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, необходимо хоть немного, но сместить вверх (явление оптической иллюзии, связанное с психофизиологическими законами восприятия вертикальных характеристик формы).

Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному центру тяжести.

Равновесие фигуры на плоскости зависит от соотношения размеров самой фигуры и площади фона.

Немалое значение в организации равновесия фигуры принадлежит цвету и фактуре (легкие и тяжелые, теплые и холодные цвета и т. д.).

В этой связи интересны наблюдения, что «вес» фигуры зрительно возрастает при ее активной изоляции от фона (луна на чистом небе кажется более тяжелой, чем на облачном).

Из чего можно сделать вывод, что чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньшего размера следует изображать фигуру, для достижения устойчивого ее равновесия на плоскости.

При создании более сложных композиционных решений все вышесказанное остается в силе.

Активным выразительным средством монокомпозиции является ритмическая организация ее мотивов, определяющая такие их параметры, как форма, размеры, повороты, расстояния между ними.

При работе над динамической монокомпозицией рекомендуется использовать следующие правила:

все элементы имеют одинаковую форму и один размер, находятся в одинаковых

поворотах. Только разные расстояния между мотивами привносят в композицию остроту движения. Для обеспечения динамической напряженности композиции необходимо создать впечатление сгущения элементов на одних участках плоскости и разрежения их на других;

  • орнаментальные мотивы имеют разные размеры, располагаются на разных расстояниях один от другого. В этом случае динамичность композиции достигается благодаря контрасту.

Особое значение при построении монокомпозиции приобретает организация композиционного центра или доминанты. В орнаменте доминантой может служить один или несколько орнаментальных мотивов, одна точка или значительный по площади элемент. Иногда для выполнения функции доминанты используется даже свободное пространство плоскости, так называемая композиционная пауза.

При организации доминанты необходимо учитывать законы визуального восприятия плоскости, по которым доминанта должна располагаться в активной центральной части плоскости.

В композициях с сюжетным содержанием композиционный центр, помимо декоративного звучания, приобретает определенное смысловое значение, что способствует дополнительному его акцентированию.

Несколько слов о цвете в орнаментальной композиции

Различные цвета всегда являлись символами жизни и смерти, выразителями радости и горя. У разных народов один и тот же цвет нес эмоциональную неодинаковую нагрузку.

В настоящее время любая канонизация цвета, имевшая достаточно оснований в прошлые века, будет выглядеть спорной и неубедительной в силу неоднозначности ощущений, вызываемых ими у человека (теплые и холодные цвета, легкие и тяжелые и т. д.).

Соотношение теплых и холодных, контрастных и нюансных цветов, сочетание тонов по светлоте и насыщенности — все эти законы цветовой гармонии, хорошо известные художникам-живописцам, используются в своей практической деятельности и ху-дожниками-орнаменталиетами. Поэтому следует ограничиться только основными вопросами, касающимися цветового решения орнаментальной композиции.

В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное — их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в определенную историческую эпоху, поскольку от этих взглядов и вкусов зависит эстетический критерий гармонических сочетаний. Нельзя понимать гармонию цвета как категорию незыблемую. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных.

При определении цветовой гаммы орнаментальной композиции очень важно помнить также об отношениях цветовых тонов, которые являются одним из главных

элементов характеристики гармоничного сочетания цветов. Сочетание цветовых тонов по светлоте можно по-настоящему оценить только с учетом их тональных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и светлоты. Вначале следует установить, что светлее и темнее, а уже потом, что какого цвета.

Гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщенности цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармоничных сочетаний цветов является визуальная оценка. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.

Тональный контраст более активен по сравнению с цветовым контрастом. Это свойство контраста имеет особое значение в сложных многоцветных композициях. «Агрессивность» тонального контраста требует осторожного с ним обращения и ограничивает диапазон его применения, в первую очередь, в композиции, где преобладает тонкий колорит слабонасыщенных цветов. Активность тонального контраста неизбежно ведет к ослаблению звучания цветовых отношений.

Употреблять одновременно чистые, основные цвета необходимо только в небольшом количестве; все остальные должны быть составными.

Если в композиции используется несколько достаточно звучных цветов, сближенных по насыщенности, то для достижения цельности колорита их следует соподчинить по насыщенности, отдав в этом смысле предпочтение одному из цветов.

Полихромный орнамент, расположенный на цветном фоне, должен быть изображен ярче или бледнее фона. Большинство орна-менталистов в работе над декоративными композициями склонны придерживаться правила использования не чистых, а смешанных цветов.

Для гармоничного сочетания цветов очень важно также, чтобы каждый из них выступал в нескольких переходных оттенках (т. е. маленькими интервалами различной светлоты и насыщенности).

Заключение

Мы говорили, что орнамент является ярким выразителем стиля в искусстве и архитектуре, но стилей намного меньше, чем разновидностей орнаментов. Чтобы разобраться в строении сложной системы изобразительных искусств, необходимо знать не только историю архитектуры и искусства, но и историю орнамента, в той степени, в какой необходимы знания социального и общекультурного материала.

Орнаментальное наследие многочисленно и многообразно. Оно многообразно так же, как и создававшая его культура народов. История искусства орнамента дает нам возможность четко проследить, как в творчестве человека соединились социальная, эстетическая и познавательная форма жизни.

Процесс образования и развития орнаментальных форм непрерывен и постоянен. Для того чтобы участвовать в эволюции архитектуры и искусств, в том числе и связанного с ними орнамента, необходимо знать особенности развития исторического пути, пройденного этим искусством.

В исследовании искусства орнамента, как и в историко-теоретическом изучении любого вида искусства, методологически важно соединение двух подходов — генетически-исторического и системно-структурного анализа.

Принципы изучения и систематизации при этом многообразны. В то же время принципы научной и философской систематизации не играют решающей роли в оценке культурного наследия.

На примерах истории орнамента разных народов прослеживается история проявленных ценностей и особого рода связь между знанием и творчеством, философией и эстетикой, религией и наукой.

Выделение «Истории орнамента» в самостоятельный курс при подготовке специалистов и, как следствие, потребность в специальном пособии не означает обособленности и изолированности в изучении данного вида искусства. Более того, это позволяет глубже осмыслить целый ряд важных закономерностей современного этапа истории мировой художественной культуры.

Автор надеется, что настоящее учебное пособие в новой и дополненной редакции вызовет интерес не только студентов архитектурных и художественных учебных заведений, специалистов-профессионалов, но и многочисленных почитателей изобразительного искусства.

список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-ornament-simvolika-v-ornamente/

1. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 1-5.

  • Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.
  • Окладников А.П.

Утро искусства. Л.: Искусство, 1967.

  • Приемышев Н. Методика элементарного курса рисования с приложением статей об орнаменте. Одесса, 1900.
  • Соколова Т.М.

Орнамент — почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972.

  • Филиппов А.В. Построение орнамента с большим числом вариантов. М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1937.
  • Фокина Л.В.

Орнамент. Ростов н/Д: Феникс, 2000.