Японские мотивы в искусстве модерна

Курсовая работа

Изучение книжных закладок и их роль в книжной культуре является актуальной темой, однако научные исследования на эту тему оказываются довольно редкими. В данном исследовании мы обратим внимание на значение книжных закладок, их исторический контекст и современное использование.

Книжная закладка – это небольшой предмет, используемый для отметки страницы в книге, когда читатель прерывает чтение. Она является неотъемлемой частью книжной культуры и символизирует приверженность книгам и чтению. В прошлом использование книжных закладок было обязательным при чтении книг, а многие старинные книги до сих пор содержат сохранившиеся закладки, выполненные из различных материалов.

Сегодня книжная закладка используется не только для своей основной функции, но и как элемент оформления книги. Множество художественных и оригинальных закладок разрабатываются для привлечения внимания читателей, особенно детей. Они могут быть связаны с темой книги, представлять известные музеи или библиотеки, а также служить рекламным материалом.

Однако актуальность книжных закладок заключается не только в их визуальном оформлении, но и в их важной роли в развитии интереса к чтению. В наше время многие дети предпочитают телевизор и компьютер книгам, что является серьезной проблемой. Книги предоставляют нам огромный опыт жизни, развивают интеллект и понимание мира. Использование книжных закладок и других элементов оформления книг может быть эффективным средством привлечения детей к чтению и культуре.

В заключение, изучение книжных закладок и их роль в книжной культуре является важным направлением исследования. Книжная закладка является не только функциональным предметом, но и символом приверженности книгам и чтению. Ее использование в современном мире может способствовать развитию интереса к чтению и воспитанию культурного человека.

В данной работе рассматривается актуальность и значимость книжных закладок. Закладки выполняют не только функцию оригинального познавательного элемента оформления книги, но и служат средством ее защиты. Без закладок огромные объемы листов были бы опасны, так как загибание страниц приводит к их порче и сокращению срока службы книги. Также оставление страниц открытыми вниз может повредить переплет и страницы книги.

Книжные закладки также являются важным элементом культуры. Каждая нация имеет свою оригинальную закладку, которая отражает культуру и национальный орнамент страны. Одной из наиболее интересных разновидностей закладок являются японские закладки, которые имеют свои особенности построения и оформления.

32 стр., 15882 слов

Литературное образование дошкольников с использованием метода проектов

... дошкольников. Однако в современном быстро меняющемся мире, вездесущей компьютеризации книга уходит в прошлое. Это значительно осложняет работу по литературному образованию в условиях детского сада при использовании ... проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий ...

Целью данной курсовой работы является создание серии живописно-графических закладок по японским мотивам и определение их специфики композиционного решения.

Объектом исследования выступает процесс создания серии живописно-графических книжных закладок по японским мотивам и их особенности композиционного решения.

Предметом исследования являются условия создания закладок на тему «Японские мотивы».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю возникновения книжных закладок;
  • Выявить особенности японской гравюры;
  • Проанализировать художественную и методическую литературу;
  • Использовать труды по изобразительному искусству, эстетике, искусствоведению и другие в качестве методической основы.

Гипотеза исследования заключается в том, что книжная закладка является не только элементом украшения книги, но и может быть самостоятельной композицией. С использованием изученных теоретических трудов и практической работы можно выявить эффективный творческий подход к созданию закладок и определить особенности их композиционного решения.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении специфики книжных закладок и возможности использования полученного материала в качестве методических рекомендаций.

Практическая значимость работы заключается в том, что созданные закладки на японскую тематику могут рассматриваться как показательные работы, демонстрирующие творческий подход и умение применять композиционное решение.

Раздел 1. История возникновения закладок

Потребность в некотором устройстве, необходимом, чтобы отметить место в книге была выявлена в ранние времена. Самая ранняя дата появления закладок неизвестна, очевидно, что даже в древних временах — когда свитки папируса были основой для рукописей — закладки использовались, чтобы отметить место читателя на свитках, которые могли быть более 40 м в длине. Так как одними из самых старых закладок были прикрепляющиеся закладки из пергамента, легко представить, что этот тип также использовался, чтобы отметить место на свитках папируса в древнем Египте. Например, для каждой сувои прикрепляли специальный пергаментный ярлык — титул от лат. Titulus — надпись с названием произведения и фамилии автора.

В XIII столетии некоторые из самых ранних закладок монашеского происхождения были найдены в печатных книгах. Они были сделаны из пергамента или кожи, используя остаточную часть материала, который использовался, чтобы сделать книжную обложку. Эти закладки имели разнообразные формы — простая полоска, прикрепляющийся треугольник и сложный диск вращения, который указывал колонку на странице.

Такая закладка присоединялась к нити, вдоль которой ее можно было двигать вверх и вниз, чтобы отметить точный уровень на странице. На закладке был помещен вращающийся диск, который указывал колонку (обычно нумеровали один — четыре).

1.1 Особенности японской гравюры

С появлением печати в XV столетии, когда книги издавались в ограниченных количествах и были весьма ценными, потребность защищать эти драгоценные предметы потребления, была очевидна. Одним из самых ранних упоминаний об использовании закладок является год 1584, когда Кристофер Баркер представил Королеве Елизавете I рукопись с шелковой закладкой.

16 стр., 7510 слов

Компьютерное моделирование и анимация персонажей в 3Ds Max: Создание ...

... созданию и визуализации короткометражного мультфильма с помощью программного комплекса 3D Studio MAX 9. Короткометражный мультфильм может использоваться в киноиндустрии, отдельно взятые персонажи ... рассматривается создание трехмерных моделей персонажей. Описываются все стадии работы — от подготовки материала, до текстурирования и финальной визуализации. Дипломная работа состоит из реферата, ...

Обычные, в нашем понимании, закладки появились только в 18-тых и 19-тых столетиях.

История закладки тесно связана с развитием книги. Праславянское слово «книга» происходит из китайского языка — «свиток».

История создания книг: от папируса до печати

С самых древних времен люди ищут способы фиксации информации. В Древнем Египте для записи использовались папирусные свитки, сделанные из стеблей папирусного растения. Отдельные листы склеивались в свитки и использовались для документации, бухгалтерии и заметок.

Свитки папируса получили широкое распространение в Эллинском и Римском мире. Однако помимо папируса, в качестве записной поверхности использовались также древесная кора и другие материалы.

В школах, бухгалтерии и для заметок обычно использовались восковые таблички. Они имели преимущество в многократной перезаписи информации. Возможно, связывание таких табличек стало предшественником современных книг.

С развитием рукописей в первом столетии нашей эры, появилась возможность более удобного хранения информации. Старинные рукописи использовались для ведения бухгалтерии, но с появлением пергамента в третьем столетии нашей эры, постепенно начали вытеснять папирусы. Переписанные вручную книги, изготовленные на пергаменте или из кожи теленка, стали дорогими и редкими объектами.

В старинных книгах для страниц использовались пергамент и велень. Обложки были сделаны из древесины и покрыты кожей. Книги были оснащены зажимами или обвязкой ввиду плохой формовки пергамента.

В позднее Средневековье появились общественные библиотеки, и книги стали приковываться к полке или столу для предотвращения краж. Эта практика использовалась до XVIII века.

Первые книги переписывались в основном в монастырях, что занимало много времени. В XIII веке с появлением университетов возрос спрос на книги, и появился новый способ копирования. Книги делились на отдельные листы, которые выдавались копировщикам. Таким образом, значительно увеличивалась скорость производства книг. Гильдии торговцев стали производить как религиозный, так и не религиозный материал.

Ксилография и инкунабулы

В начале XIV века в Западной Европе была разработана ксилография, хотя ее технология уже была известна на Востоке. Ксилография представляла собой процесс создания матрицы с изображением страницы, вырезанной из древесины. Эта матрица могла быть окунута в чернила и использоваться для создания нескольких копий страницы. Ксилография стала применяться не только для печати книг, но и для производства игральных карт и религиозных изображений.

В XV веке Иоганн Гутенберг изобрел печатную машину с металлическими наборными элементами, что сделало книги относительно доступными (хотя все еще дорогими для большинства людей).

Печатные книги, отдельные листы и иллюстрации, созданные в Европе до 1501 года, известны как инкунабулы (от латинского слова «колыбель»).

Современный мир

В пятнадцатом столетии, несмотря на увеличение объемов книгопечати, книги все еще издавались в ограниченных тиражах и имели высокую стоимость. Поэтому была необходимость бережного отношения к ним.

15 стр., 7017 слов

История возникновения гравюры и книгопечатания в Западной Европе

... форма гравюры — гравюра на дереве, или ксилография, известная на востоке уже более тысячи лет, в Европе появилась в ... римским копиям, изготовленным приблизительно через пятьсот лет после создания оригиналов. В средние века рядом с переписчиками рукописей ... миниатюры, инициалы и другие элементы художественного оформления рукописных книг. И в наши дни продолжает практиковаться ручное изготовление ...

Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584 году, когда Королевский Печатник Кристофер Баркер подарил королеве Елизавете I шелковую закладку с каймой. Шелковые ленты стали популярными закладками в XVII-XIX веках, их закрепляли на обложке и делали длиннее высоты страницы.

Первые съемные закладки начали появляться в 1850-х годах, их изготавливали, как правило, из шелка или вышивки. С историей закладок связано возникновение вставок, экслибрисов, миниатюр и обложек книг. Вставки и миниатюры появились одновременно с закладками. На вставках обычно изображали орнаменты, а на миниатюрах — конкретные изображения, характеризующие текст.

Миниатюра в искусстве рукописной книги

Миниатюра – это искусство создания маленьких иллюстраций, которые украшают рукописные книги. Ее история насчитывает множество веков, начиная с древних времен. В древнем Египте, Древней Греции и Риме уже были известны миниатюры. Однако, она достигла своего расцвета в средние века.

Особое место среди миниатюр занимает Византийская рукописная книга. В рукописях IV-V веков, которые сохранились до наших дней, миниатюры характеризовались компилятивностью. Пейзажи копировались из произведений, а сцены с изображением людей и животных перерисовывались с античных рельефов. Ранние художники-миниатюристы часто перегружали иллюстрации множественными библейскими сценами.

В начале IX века в рукописях появились фронтисписные миниатюры, но вместо изображения Иисуса Христа или святых, рисовались декоративные кресты. Основное внимание уделялось декоративным украшениям, таким как орнаментальные заставки и декоративные инициалы.

В X веке во многих миниатюрах присутствовали образцы-персонификации, которые были характерны для античного искусства. В готическом стиле разрабатывались новые эстетические принципы художественного украшения, основанные на идеях реализма. Художники изучали окружающие предметы и формы, чтобы создать более реалистичные изображения.

После готики миниатюра продолжила свое развитие в эпоху Возрождения. В этот период особенно отличились искусство оформления книг. Вставки в рукописях делались различной ширины, некоторые занимали два текстовых столба, другие — один. Вставки имели вид иконостасов, состоящих из нескольких ярусов, в которых помещались множественные изображения эпизодов жизни святых или страстей Господних.

Иллюстрации в миниатюрах были выполнены в реалистическом иллюстративно-повествовательном стиле. Они отражали сцены из библейских историй и жизни святых. Миниатюра в рукописной книге являлась не только иллюстрацией, но и важной частью художественного оформления и передачи смысла текста.

История искусства японской школы ксилографии

В истории искусства японской школе ксилографии принадлежит место особое, в чем-то даже исключительное. Японская гравюра в период расцвета не только значительное явление само по себе, но своего рода связующее звено между искусством Востока и Запада, между творчеством средневековья и Нового времени, необходимая грань в эволюции художественного сознания современности. Искусство гравюры в Японии, так же как в Европе и России, появляется на исходе средних веков, в ту переломную эпоху, когда в недрах средневековья складывается новая демократическая культура, когда растет самосознание человека и искусство постепенно приближается к людям, обращается к современности, увлекается естественными закономерностями окружающего[9].

23 стр., 11497 слов

Японская гравюра Укиё-э

... укиё-э и его мастера Первые картинки в стиле укиё-э появились еще в начале века в лавках Киото; сначала это были не гравюры, ... видом искусства. Середина 1820-х — начало 1830-х Японская гравюра на дереве - это обрезная ксилография. Клише для нее ... различных буддийских святых и при иллюстрировании текста сутр. ЯПОНСКАЯ ЦВЕТНАЯ КСИЛОГРАФИЯ (гравюра на дереве) - унциальное явление в истории мирового ...

Техника ксилографии, или печать с деревянных досок, появилась в Японии еще в период Хэйан (794-1185) вместе с приходом буддизма. Начало ХVII в. характеризуется появлением иллюстрированных ксилографических книг, издававшихся массовыми тиражами. В этих изданиях текст и иллюстрации печатались черным цветом. Первые станковые гравюры были также черно-белыми, потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью (тан-э), позднее гравюры подкрашивались тёмно-красной краской (бэни-э) или оттенялись черной плотной краской, что создавало эффект покрытия черным лаком (уруси-э).

Первые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури-э) появились в середине XVIII в. Постепенно число досок для цветной печати увеличивалось, и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившие название «парчовые картины»(нисики-э)[5].

Укиё-э

Укиё-э (что в буквальном переводе с японского обозначает «картины бренного мира») вобрало в себя философскую созерцательность и эмоциональную полноту любования полнотой бренного существования.

Технические особенности

В техническом отношении искусство укиё-э — сложный процесс, требующий высочайшего профессионализма на всех стадиях исполнения. Конечный результат работы зависел не только от мастерства художников, рисовавших эскизы, но и от виртуозного умения граверов и печатников.

Для создания многоцветного изображения требовалось награвировать от двух-трех до восьми досок. Печать выполнялась вручную, что позволяло создать живописный эффект полутонов. Доски раскрашивали от руки, лощили, задували золотым или серебряным порошком.

Укиё-э: японская гравюра эпохи Эдо

Укиё-э – это японская гравюра, которая стала символом изысканности и хорошего вкуса. В конце XIX века гравюры укиё-э приобрели популярность во всем мире, и их коллекционировали такие известные художники, как Уистлер, Мане, Дега, Гонкур и Золя. В 1898 году в Петербурге прошла первая выставка гравюр укиё-э, а сейчас богатые коллекции этих гравюр можно найти в Государственном Эрмитаже и Кунсткамере.

Слово «укиё» в древности обозначало одну из буддийских категорий и имело значение «бренный изменчивый мир». В конце XVII века «укиё» стало указывать на мир земных радостей и наслаждений. Гравюры укиё-э изображали повседневную жизнь городского сословия периода Эдо.

Эти гравюры возникли в XVII веке среди набиравшего силу третьего сословия. Они были менее скованы канонами, чем живопись, и стали наиболее массовым и доступным видом искусства для горожан. Темами для гравюр укиё-э часто служили сюжеты жанровых рассказов «укиё-дзоси», пьес театра Кабуки, а также классической и современной поэзии.

Процесс создания гравюры укиё-э включал участие художника, резчика и печатника. Важную роль играл издатель, который определял тему гравюры и влиял на характер издания, исследуя спрос. Художник делал контурный рисунок на тонкой, прозрачной бумаге. Затем резчик вырезал печатную форму на доске из вишни, груши или самшита, используя рисунок художника.

Далее делались черно-белые оттиски, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял несколько печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обсудив с художником цветовую гамму, наносил краску на влажную рисовую бумагу и вручную печатал гравюру. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, а также специализация мастеров и цеховая организация процесса определили особенности японской ксилографии.

Моронобу Хисикава, известный как Китибэ, считается основателем укиё-э. Он был японским художником и графиком, жившим в Эдо в XVII веке. Одним из крупнейших представителей укиё-э был Кацусика Хокусай, также известный как основатель пейзажного жанра в японской гравюре. Андо Хиросигэ, японский график, также является одним из выдающихся представителей укиё-э.

Творчество Хиросигэ

Хиросигэ, настоящее имя которого было Токутаро, родился в Эдо в семье мелкого самурая Андо Гэнэмона. С самого раннего возраста он проявлял интерес к иероглифической письменности и изучал свойства бумаги, кисти и туши, которые являлись основными материалами восточной живописи.

Первая сохранившаяся картина Хиросигэ, «Гора Фудзи в снегу», была написана им в десятилетнем возрасте. В четырнадцать лет он стал учеником Тоёхиро, основателя школы Утагава. В своих ранних работах художник изображал реальные события и сценки, которые наблюдал на улицах.

Второй этап творчества Хиросигэ связан с появлением пейзажных гравюр. Он создал серию «Восемь видов Оми», посвященную красоте озера Бива, не покидая свой родной город Эдо. Затем последовала серия «Десять видов Восточной столицы», посвященная Эдо.

Художник посвятил много времени пейзажам и сериям жанра катёга, изображая цветы и птицы. Одной из наиболее известных серий стал лист «Воробьи над покрытой снегом камелией» из серии в 25 гравюр.

В 1832 году Хиросигэ прошел всю восточно-приморскую дорогу Токайдо. В результате этого путешествия он создал серию пейзажных гравюр «Пятьдесят три станции дороги Токайдо», которая стала одним из важнейших достижений в его творчестве.

Следующий период творчества Хиросигэ отличался от предыдущего. Он часто менял место жительства и совершал путешествия по стране, но не создавал больших пейзажных серий. Большую часть времени он посвящал иллюстрированию книг с сатирическими стихами.

В последние десятилетия своей жизни художник продолжал изображать пейзажи Токайдо и Эдо на отдельных гравюрах, веерах и книгах. Он создал серию «Тридцать шесть видов горы Фудзи» и обратился к изображению причудливых скал, пещер, водопадов и ущелий. Своей последней пейзажной серией, состоящей из трех триптихов, Хиросигэ дал старое поэтическое название «Снег, луна, цветы». В последние годы своей жизни он выпустил серию «Сто видов Эдо».

Пейзажи Хиросигэ, наряду с произведениями Хокусая, сделали гравюру укиё-э ведущим видом искусства первой половины XIX века.

1.2 Специфика орнаментально-декоративного оформления рукописей

Орнаментально-стилевые особенности восточнославянских рукописей в течение многих веков, начиная с XI века и до XVI века, постоянно трансформировались. В. Щепкин обозначил шесть орнаментальных стилей: византийский, тератологический, балканский, нововизантийский, старопечатный и развитый растительный.

Орнамент византийского стиля (первая половина XI-XIII веков).

Этот орнамент базировался на декоративных мотивах растительного и геометрического орнамента.

В основу византийского растительного орнамента положен рисунок византийского трилистника — лилии, мотив которого появился в IX веке в греческих рукописях[15].

Не менее выразительным было книжное оформление, исполненное из элементов византийского геометрического орнамента, который состоял из ромбов, треугольников, других геометрических фигур, различных знаков, парных скобок, узоров и плетенок.

Орнамент тератологического стиля (вторая половина XIII-XIV века).

Этот орнамент стал главным в книжном искусстве с XIII века, хотя его элементы появились в восточнославянских рукописях еще в XI веке.

Украшения тератологического характера строились на основе слияния изображении чудовищ и декоративных мотивов плетенного и растительного орнамента. Эти элементы, соединены в целостную композицию вставок, инициальных букв и разнообразных обрамлений, создавали фантастические образы.

В XIV веке орнаментовка тератологического характера достигла своего развития. К лучшим искусственно оформленных тератологией рукописей следует отнести Оршинскую Евангелию и Пандекты Антиоха Черноризца, тератологические вставки к которым хорошо раскрашены темно-голубым, зеленым, желтым и вишневым цветами.

Орнамент балканского стиля (конец XIV-первая половина XVI века).

Для этого орнамента характерно геометрическое ленточное плетение с элементами стилизованных украшений растительного характера. В XV веке он стал главным в украшении украинских книг.

Исследование орнаментов в украинском искусстве

В середине XV века в украинском искусстве начали занимать ведущее место вставки в плетеном стиле, выполненные в округлых геометрических формах. Эти вставки, известные как циркульный или концентрический орнамент, напоминали круг или цифру «8». В рукописях XV века, которые сохранились до наших дней, можно встретить высококачественные плетеные вставки из концентрических кругов.

Орнамент нововизантийского стиля, созданный в конце XIV — начале XV века, основан на вставках византийских манускриптов X-XII веков. Геометрический орнамент сочетается с растительно-цветочными мотивами. Яркие декоративные элементы во вставках сочетаются с перегородками, напоминая технику киевской с перегородками эмали XI века.

Орнамент старопечатного стиля, созданный в первой половине XVI — начале XVII века, основан на орнаментально-декоративных украшениях печатей Ивана Федорова, выполненных в ксилографической технике.

Орнамент развитого растительного стиля, преобладающий в конце XV — XVII веков, появился в украинских рукописях XIV-XV веков. Растительный орнамент использовался для дополнения тератологических и плетеных вставок, а также для оформления инициальных букв. Со временем растительные украшения стали более сложными и приближались к природным формам. Они начали появляться на книжных полях и обрамлять текстовые столбцы на страницах. Отечественные мастера книг заимствовали этот прием оформления книжных разворотов у западноевропейских, чешских и польских искусств.

Орнамент представляет собой узор, основанный на повторении и чередовании элементов. Он может изображать как конкретные формы, такие как листочки, цветы, насекомые и птицы, так и более абстрактные формы, такие как прямоугольники, треугольники, круги и ромбы.

Орнамент в искусстве и дизайне

Орнамент является важной составляющей в искусстве и дизайне. Он может быть создан из одного или нескольких декоративных элементов или фигур, которые повторяются и компонуются в различные узоры. Орнаменты могут быть геометрическими, растительными, зооморфными, символическими или комбинированными.

Одна из основных характеристик орнамента — его форма. Орнаменты могут иметь замкнутую, ленточную или сетчатую форму. Замкнутый орнамент представляет собой узор, в котором декоративные элементы сгруппированы таким образом, что создается замкнутое движение. Он может быть построен с помощью плоскости или оси симметрии, а также с использованием нескольких осей и плоскостей симметрии. Замкнутый орнамент выделяет поверхность предмета и выражает динамическое напряжение формы или ее покой.

Ленточный орнамент представляет собой узор, в котором декоративные элементы создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует несколько видов построения ленточных симметричных орнаментов, включая движение элементов вдоль оси переноса, с использованием поперечной или продольной плоскости симметрии.

Декоративные элементы и звенья орнамента могут быть асимметричными, что придает ему динамичность. Орнаменты могут также содержать сюжетные и символические изображения, которые повышают эмоциональную выразительность и красоту формы предметов.

Символические изображения, такие как эмблемы, гербы и знаки, строятся по принципам замкнутого орнамента. Они имеют особое значение и символизируют определенные идеи или ценности.

Орнаменты наиболее часто украшают поверхности предметов, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Они создают компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создает орнамент и придает вещам единство внешнего вида и содержания.

В искусстве и дизайне орнамент играет важную роль, обогащая визуальный опыт и создавая уникальные и привлекательные образы. Он может быть использован на различных поверхностях, включая текстиль, керамику, металл и многое другое.

2. Последовательность выполнения серии закладок по японским мотивам

Для создания серии закладок по японским мотивам необходимо следовать определенной последовательности действий. Каждая закладка должна быть тщательно продумана и выполнена с учетом основных принципов композиции и орнамента.

2.1. Выбор мотива

Первым шагом является выбор японского мотива, который будет использован в серии закладок. Мотив может быть связан с японской природой, культурой, искусством или традициями. Важно выбрать мотив, который будет интересен и привлекателен для потенциальных пользователей закладок.

2.2. Гравюра

После выбора мотива необходимо создать гравюру, которая будет использоваться в качестве основного изображения на закладке. Гравюра может быть выполнена вручную или с использованием компьютерных программ. Она должна передавать основные черты выбранного мотива и быть эстетически привлекательной.

2.3. Зарисовка

Зарисовка является предварительным наброском изображения, который помогает художнику зафиксировать первоначальное впечатление от мотива. Зарисовка может быть выполнена карандашом или ручкой. Она помогает определить композицию и основные детали изображения.

2.4. Композиция

После создания зарисовки необходимо разработать композицию закладки. Композиция должна быть гармоничной и уравновешенной, чтобы привлекать внимание и вызывать эстетическое удовлетворение. В композицию могут быть включены дополнительные элементы, такие как ленточный орнамент, чтобы придать закладке дополнительную изящность.

2.5. Изготовление

После разработки композиции можно приступить к изготовлению закладки. Изготовление может быть выполнено различными способами, включая ручную работу или использование специализированных инструментов и материалов. Важно следовать выбранной композиции и обеспечить высокое качество исполнения.

2.6. Оформление

По завершении изготовления закладок необходимо их оформить на отдельном листе. Оформление может включать размещение каждой закладки на отдельной ячейке таблицы, добавление названия мотива и автора, а также дополнительных декоративных элементов. Важно создать привлекательное и эстетически приятное представление серии закладок.

Таким образом, последовательность выполнения серии закладок по японским мотивам включает выбор мотива, создание гравюры и зарисовки, разработку композиции, изготовление и оформление закладок. Каждый этап требует внимательного подхода и творческого мышления, чтобы создать уникальные и привлекательные изделия.

О роли и значении последовательного обучения в общеобразовательных школах подчёркивал в своих трудах Н.Н. Ростовцев и другие методисты изобразительного искусства.

2.1 Зарисовки и наброски живописно — графических композиций по воображению. Критерии оценивания

Отличительной чертой зарисовок от набросков является то, что набросок бегло выполненное произведение, а зарисовка предусматривает собой детальную проработку изображения.

Существуют различные способы выполнения набросков и зарисовок: линиями, линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения, тоном, пятном и т.п.

Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века Рембрандта (1606 — 1669).

Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем чем угодно, начиная от серебренного карандаша и кончая тростниковым пером.

Некоторые исследователи рембрантовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растёрты по бумаге просто пальце.

Художественная наблюдательность, постановка глаза и руки целостность восприятия — важнейшие компоненты изобразительной деятельности, формирование которых осуществляется лишь с помощью системного подхода Наброски по воображению требуют определённого опыта. Чтобы достоверно изобразить тот или иной образ необходимо умение и навык в прорисовке. Многие художники-иллюстраторы вводили японские мотивы изображая разнообразные сюжеты, так как это придавало композиционному решению загадочность и таинственность. Так и в данной серии присутствуют герои японских сюжетов, а также окружающая их атрибутика. Последовательность работы по тематике включает в себя следующие этапы:

1. Поисковая работа: наброски, зарисовки.

2. Разработка эскизов: работа в тоне и в цвете.

3. Выполнение закладок в установленном размере.

4. Работа над оригиналом.

5. Дополнительные декоративные детали.

Таблица 2.1

Организация работы над закладками по тематике японские мотивы

Тематическое содержание

Базисные задачи

Задачи технико- технологического исполнения

Задача живописно-колористической

Закладки по японским мотивам

Выделение главного, сюжетного замысла, центра композиции. Образная выразительность линии (в графике), цветовые пятна (в живописи)

Смешанная техника: тушь, перо, акварель.

Передача образного состояния посредством выразительности живописи, графики

Особенностью выполнения серии закладок является использование смешанной техники. При использовании смешанной технике, мы пятно выполненное акварелью обводим пером, используя тушь. Графика имеет свои особенности. Слово «графика» происходит от греческого „грапхо” — пишу, рисую, где художественными средствами являются линия, тон, светотень, цвет [5].

В изобразительном искусстве равновесие равнозначно понятию „зрительная устойчивость пластической формы”, устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса всех ее слагаемых. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия, как, например, в ковровой орнаментации. Жизненность и красота предмета или рисунка в большой степени зависят от равновесия.

Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между, предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета — на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

2.2 Закладки как элемент оформления книги

Книжная закладка — это листовое издание удлиненного формата, служащее для того, чтобы отметить нужную страницу в издании, напечатанное на плотной бумаге и содержащее разнообразные изображения и рекламные соединения.

Как элемент оформления книги, закладка относится к декоративно-прикладному искусству и художественному конструированию. Основными функциями книжной закладки являются: защитная функция; удобство, то есть с помощью закладки можно найти нужную вам страницу в книге; служит как украшение для книги. Существует множество разных видов закладок. Они изготовляются из разных материалов: из бумаги, из ткани, из дерева и другие. В своем исследовании мы рассмотрим закладки, изготовленные из бумаги: плоскостные (нарисованные закладки), выполненные по японским мотивам.

Плетение — ремесло довольно высокой сложности. О людях, не доводящих дело до конца, говорят: „Это тебе не лапти плести” [9].

Без терпения в этой работе не обойтись. Выполнять поделки плетением можно из различных материалов: лыка, лозы, ниток, синтетической пленки, камыша, соломы.

Закладка. Для поделки используют глянцевую бумагу. Отрезают полоску цветной бумаги нужного размера в зависимости от формата книги и складывают ее пополам окрашенной стороной внутрь. Сверху отступают 1 см и провопят тонкую линию.

При изготовлении плетеных закладок используется специальная техника, которая позволяет создавать различные узоры. Для этого необходимо нанести точки для прорезей на линии сгиба через 1 см. Если навыки работы с ножницами хорошие, то можно сразу выполнить надрезы глубиной также 1 см по этим точкам. После этого заготовку разворачивают.

Далее подготавливаются две полоски бумаги разного цвета шириной 1 см и длиной, равной закладке. Эти полоски будут введены в прорези в шахматном порядке. Концы полосок подклеиваются, чтобы они не выходили из прорезей.

Важно отметить, что получаемые узоры зависят от угла разреза, цветовых сочетаний и количества полосок, а также способа их переплетения. Таким образом, каждая плетеная закладка получается уникальной и оригинальной.

Композиция, как система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое, играет важную роль в изобразительном искусстве. Она помогает создавать целостность и выразительность произведения.

Термин «композиция» используется в различных сферах искусства, таких как кино, музыка, театральные постановки, литература, изобразительное искусство и архитектура. В художественном творчестве композиция является общим художественным замыслом, структурой произведения искусства, которая наиболее полно выражает его идею.

В учебном рисунке композиция означает правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата. Она помогает создавать гармоничное взаимодействие элементов и придает работе эстетическую привлекательность.

В изобразительном искусстве существует несколько типов композиций, таких как станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные и объемно-пространственные. Они применяются в различных сферах искусства и дизайна.

Композиция в искусстве: виды и значение

Композиция является одним из важнейших аспектов визуального искусства. В рамках графического, скульптурного и живописного исполнения выделяются станковые композиции. Они включают в себя портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции.

В отличие от станковых, декоративные и декоративно-прикладные композиции используются в различных видах искусства, включая росписи по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбу по дереву и многое другое.

Монументально-декоративные композиции включают такие элементы, как мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и другие.

Театрально-декоративные композиции относятся к эскизам и панно, созданным для спектаклей и постановок, а также к эскизам декораций и костюмов.

Объемно-пространственные композиции включают в себя архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции.

Композиции предметов прикладного искусства включают такие области, как дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и другие.

Роль композиции в творческой деятельности

Хотя композиция как отдельный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах, она играет важную роль в представлении о композиции вообще и в будущей творческой деятельности. Умение решать сложные композиционные задачи является признаком профессиональной зрелости, мастерства и творчества, а также способствует развитию образного мышления.

Задачи композиции в учебном рисунке

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части таким образом, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. При решении композиционных задач необходимо учитывать такие понятия, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм и динамика.

Выводы

Композиция является неотъемлемой частью визуального искусства. Различные виды композиций используются в графическом, скульптурном и живописном исполнении, декоративном и декоративно-прикладном искусстве, монументально-декоративном и театрально-декоративном искусстве, а также в архитектуре и предметах прикладного искусства. Умение решать композиционные задачи является важным навыком для творческой деятельности и развития образного мышления.

Развертывание исследования

Существует природное таинство, благодаря которому человеческий глаз способен видеть и воспринимать мир в пропорциях и соразмерностях. Природа сама заложила в основу нашего зрения удивительные качества, позволяющие нам определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции художественных произведений характеризуются наличием гармоничности, то есть такого качества, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз.

Гармония обязывает художников компоновать изображенные предметы и их части таким образом, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Леон Батиста Альберти, выдающийся теоретик Возрождения, писал о гармонии следующее: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей — числа, ограничения и размещения — нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей».

Из слов Альберти становится понятно, что основа прекрасного — это гармония. Благодаря чутью художников и архитекторов создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В область композиционной работы входит выявление эстетических качеств изображаемых предметов, их внутреннего содержания, а также выделение главного и характерного с помощью различных выразительных композиционных средств. Среди них можно выделить такие как ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс.

Рассмотрим каждое из этих средств более подробно.

Развитие композиции в изобразительном искусстве

Композиция в изобразительном искусстве представляет собой неразрывную и закономерную связь между изображаемыми людьми, предметами, формами, массами, контурами и цветовыми пятнами. Все эти элементы совместно создают сложное художественное целое, которое замкнуто в себе и подчинено общему порядку. Композиция не только передает конкретный сюжет, будь то историческое событие или группа бытовых предметов, но и отражает восприятие и понимание мира автором произведения.

Важно отметить, что в композиции каждый элемент имеет свое значение. Она может быть недвижимо-застылой, утверждать нерушимый покой и порядок, либо стремительной, бурной, где все элементы строго уравновешены, связаны в единую цепь. Достаточно сдвинуть один элемент, и равновесие будет нарушено, цепь оборвется. Таким образом, смысл произведения может измениться, движение может потерять стремительность, а покой — устойчивость.

Но как остановленное изображение может передать ощущение движения и покоя? Что делает статичное изображение живым, подвижным, а застывшее изображение — неподвижным?

Ответ кроется в ритме. Ритм — это система повторений, регулярное чередование однородных элементов, будь то звуки в музыке или стихах, или зрительные элементы, такие как формы, интервалы и т.д.

Различные формы жизни проявляют себя в движении, в перемещении тела в пространстве. Глаза, следя за движущимся телом, воспринимают его фазы движения и одновременно воспринимают протяженность пространства, которое тело преодолевает. Благодаря многократным наблюдениям, в наших представлениях устанавливается связь между движением и протяженностью. При восприятии ряда изображенных фигур эта связь оживляется и вызывает мысль о движении. Такая особенность зрительного восприятия повторяющихся фигур широко используется в изобразительном искусстве для передачи движения и жизни. Этот повтор и чередование фигур называется ритмом.

Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов акцентов и интервалов. Акцент это повторяющаяся фигура, цветовое пятно или пластическая форма. Интервал это пространственный промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга. Акцент, чередуясь с инициалом, создает ритмический ряд. Характер ритма, возникающего в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала. Например, два акцента и интервал не составляют ритмического ряда и выражают не движение, а покой; три акцента и два равных интервала также образуют статичную композицию, поскольку средний акцент выступает в роли цемента симметрии. Большее число акцентов и интервалов образует ритмический ряд, в котором движение, заключенное в форме акцента, перетекает через интервал к другому акцепту и от него последовательно передается всем остальным акцентам, вызывая пульсацию всего ритмического ряда. Асимметрия формы акцента и небольшая протяженность интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляет это движение. Ритмичность, характер ритма проявляются по-разному: и одном случае через строго равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов; в другом — через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов, но с постоянным убыванием или нарастанием их массы, светлоты, цвета, а в третьем — через приблизительно одинаковый повтор разных акцентов и интервалов.

Первый вид ритмичности применяется там, где надо показать неодолимость движения или строгость, монументальность и завершенность формы. Здесь ритмичность проявляется в математически точном повторе геометрически и физически повторе частей, например: колонн в колоннадах архитектурного сооружения, балясин в лестничном ограждении, декоративных фигур в узоре ковровой дорожки.

Второй вид ритмичности имеет место там, где нужно выявить главное ослаблением или усилением движения либо создать впечатление его затухания или оживления. В архитектурном сооружении для выделения середины как главного элемента усиливают движение. К декоративно-прикладном искусстве пользуются увеличением номеров и усилением яркости узора главной части, а также уменьшением размеров второстепенных элементов с погашением их цветовой насыщенности. С этой же целью второй вид ритмичности широко применяют в живописи и скульптуре.

Третий вид ритмичности чаще всего находит свое применение и различных видах и жанрах изобразительного искусства и качестве средства правдивой передачи «жизни в формах самой жизни”. Поскольку в жизни не бывает абсолютно одинаковых вещей, то изобразительное искусство преимущественно пользуется третьим видом ритма, позволяющим организовать композицию с помощью свободного чередования приблизительно одинаковых или разнородных фигур. В декоративно-прикладном искусстве этот вид ритмичности наблюдается в конкретных, сюжетных изображениях или в узорах, оживляющих геометрически строгую форму изделия.

Таким образом, ритм членит форму, выделяет главное, ослабляет значение второстепенного, делает предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческим замыслом композиции.

Симметрия: греческое слово, означает „гармонию”, „соразмерность”. Представление о симметрии как выражении определенных закономерностей дает великое множество природных форм и организмов. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамического обогащения поверхностей и пространства.

Асимметрия: если в предмете (или фигуре) отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь. Скрытые „динамичные” возможности данного композиционного средства объясняются тем, что возникающее в асимметричной фигуре сильное движение не может замкнуться в себе — оно перетекает на соседние предметы и среду. Получая в них логическое продолжение, оно замыкается и делает фигуру устойчивой, эстетически привлекательной. В этом случае асимметрия рассматривается как промежуточная фаза, как переход от одного вида симметрии к другому.

Равновесие: глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении целостно, то есть, прежде всего, его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы: предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелым кажется предмет большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями.

Нюанс: контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете — содержание, а форма, внешний вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.

Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения. Хорошим советом для студентов может служить выражение Леона Батиста Альберта: „Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует, не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины” [5,с 52].

Вторым важным элементом в оформлении закладки является орнамент.

ВЫВОДЫ

Книжная закладка как элемент книжного искусства играет большую роль в изобразительной деятельности. По словам В.А.Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды, с посуды на обеденном столе. У каждой нации есть свой национальный орнамент, эмблемы, своеобразный колорит, композиция и даже книжная закладка. В закладке можно увидеть мудрость народа, его характер, уклад жизни. В нее вложена душа народа, его чувства и его представление о лучшей жизни. Вещь становится чувственной говорил Маркс К. Поэтому она имеет такое огромное значение.

Как элемент оформления книги закладка является украшением книги и в то же время защищает ее от порчи. Ведь часто некоторые ученики обращаются с книгой небрежно: перегибают их, пачкают, делают всевозможные пометки, загибают углы страниц. При таком обращении книги быстро приходят в негодность, пропадает труд многих людей, которые писали книгу, изготовляли для нее бумагу, печатали книгу, переплетали, украшали рисунками. Для того, чтобы сразу найти в учебнике заданный урок, а в художественной литературе то место, где прервано чтение, между страницами закладывают закладки.

Также закладка как украшение может применяться в педагогических целях. Например на занятиях в школах или гимназиях по художественному труду. Такой курс может способствовать творческому развитию детей, а в частности мелкой моторики, изучению законов композиции, умению создавать орнамент. При создании закладки у юного художника развивается эстетический вкус, образное мышление, творческие способности, воображение.

В исследовании мы рассмотрели все элементы оформления книги, в том числе и закладки.

В результате были определены все функции и роль книжного искусства закладок.

Был найден эффективный путь, творческий подход в композиционном решении, как каждой так и всей серии закладок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/yaponskie-motivyi-v-iskusstve-moderna/

1. Барышников А. П. Перспектива / А. П. Барышников. — М. : Искусство, 1955. — 198 с.

2. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека / Л. Гордон. — М. : Эксмо, 2005. — 120 с.

3. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека / Л. Гордон. — М. : Эксмо, 2004. — 144 с. — (Классическая библиотека художника).

4. Вибер Ж. Живопись и её средства / Ж. Вибер. — М. : Искусство, 2000. — 232с.

5. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я. Герчук. — М. : Просвещение, 1998. — 204 с.

6. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека / Л. Гордон. — М. : Эксмо, 2004. — 144 с. — (Классическая библиотека художника).

7. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -3-е изд., испр. — М. : Академия, 2006. — 208 с.

8. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись : учеб. пособие / Ю. М. Кирцер. — М. : Искусство, 2000. — 112 с.

9. Костин В. Язык изобразительного искусства / В. Костин, В. Юматов. — М. : Искусство, 1978. — 108 с

10 Ломов С. П. Живопись : учебник / С. П. Ломов. — [2-е изд., перераб. и доп.] М. : АГАР, 1999. — 232 с.

11. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка : учебник / Н. Г. Ли. — М. : Эксмо, 2007. — 480 с., ил.