«Романтические мотивы в творчестве Лермонтова»

Курсовая работа

Развертывание работы

  • Биография Пушкина периода южной ссылки

    Для более глубокого понимания темы нашего исследования, необходимо подробно изучить биографию Александра Сергеевича Пушкина в период его южной ссылки. Этот период, который начался в 1820 году, оказал огромное влияние на его творчество, а также на его отношение к романтизму.

  • Анализ стихотворений Пушкина

    Для более глубокого понимания, как в произведениях Пушкина отражаются романтические мотивы и как со временем меняется его отношение к романтизму, мы проанализируем следующие стихотворения:

    1. «Узник»
    2. «Погасло дневное светило»
    3. «Монастырь на Казбеке»
    4. «Редеет облаков летучая гряда»
    5. «Желание славы»
    6. «Ненастный день потух»
    7. «Черная шаль»

    В ходе анализа этих стихотворений мы сможем выявить развитие и изменение взглядов Пушкина на романтизм.

  • Анализ поэмы «Цыганы»

    Также важным этапом нашего исследования будет анализ поэмы «Цыганы». В ней мы сможем найти дополнительные подтверждения и установить особенности Пушкинского романтизма.

  • Установление своеобразия Пушкинского романтизма

    В конечном итоге, наша работа будет направлена на определение в чем заключается своеобразие романтизма, представленного в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Начиная изучение романа в стихах «Евгений Онегин», мы уже можем заметить романтические мотивы в тексте. Во второй главе описывается помещик Ленский, который представлен как красавец и страстный поэт. Это является первым примером романтизма, с которым мы столкнулись в произведении. Эти романтические мотивы увлекут нас дальше по пути нашего исследования, где мы более подробно исследуем их влияние на творчество Пушкина.

Введение

Романтизм – период в истории культуры, который занимает особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В работе будут рассмотрены творческие особенности пушкинского романтизма, а также мотивы, которые нашли свое выражение в произведениях писателя.

Цели и задачи исследования

Целью данной работы является исследование особенностей романтического мировоззрения Пушкина и его выражение в произведениях писателя.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть особенности романтического мировоззрения Пушкина;
  • Выявить мотивы, связанные с романтизмом, которые нашли свое отражение в произведениях Пушкина;
  • Описать роли, которые играют персонажи в творчестве писателя в контексте романтизма;
  • Исследовать стиль и лексику, которые характерны для творчества Пушкина в период романтизма.

Особенности романтического мировоззрения Пушкина

Романтизм в творчестве Пушкина проявляется во многих аспектах: это культ стихии, стремление к свободе и идеалам, разочарования и конфликты с действительностью, исключительность чувств. В произведениях Пушкина в этот период можно найти отражение различных сторон романтического мировоззрения: веры в идеал и его последующего крушения, страсти к мистике и мистическим явлениям, горящей любви и разбитых сердец, идеалам национальной свободы и борьбе с тиранией властью.

15 стр., 7433 слов

Романтизм в русском искусстве XIX века

... периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Явление романтизма рассматривается в этом труде очень подробно и доступно. Структура исследования: курсовая работа ... протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое ...

Пушкин был не только талантливым поэтом, но и стремился к теоретическому обоснованию своих литературных взглядов. В его письмах и заметках можно найти обращения к театру, прозе и поэзии романтизма, а также к самым ярким представителям этого направления, например, к академику Б.П. Давидову, автору eseai Istoricheskie i kriticheskie (Из истории и критики).

Одним из наиболее ярких произведений Пушкина, написанных в период романтизма, является «Евгений Онегин». В нем мы можем увидеть все те мотивы, которые свойственны романтическому мировоззрению, и которые нашли отражение в творчестве Пушкина. Описание персонажей, их действия и речь, а также языковые средства, которые использовал Пушкин, позволяют узнать о многом из того, что для писателя было важно и ценно.

Вывод

Таким образом, романтизм в творчестве Пушкина занимает особое место, и потому важно понимать особенности и мотивы, связанные с этой эпохой в истории культуры. В произведениях Пушкина мы увидим те характерные черты, которые отражают главные идеи романтического мировоззрения, и все это позволяет нам лучше понять литературную деятельность писателя и ее значение для развития отечественной литературы.

Теоретическое обоснование

Теоретическое обоснование романтизма в творчестве Пушкина связано с его периодом южной ссылки. В начале 19 века романтизм стал популярным художественным методом, который нашел отражение в искусстве и литературе Европы, включая Россию и США. Творчество романтиков имеет свою специфику в каждой стране, обусловленную национальным историческим развитием.

Европейский романтизм возник в период Великой французской революции, которая стала переломным моментом в истории. Романтики приняли идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно осознали беззащитность человека в обществе, где преобладали денежные интересы. Многие романтики испытывали смятение и растерянность перед окружающим миром, а также трагизм судьбы личности.

В России главными событиями начала 19 века стали Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Эти события оказали огромное влияние на художественное развитие страны и определили тематику и вопросы, которые волновали русских романтиков.

Однако, русский романтизм нельзя рассматривать отдельно от европейского романтического движения. Политические и социалистические идеи декабристов были связаны с основными принципами, выдвинутыми русской французской революцией.

Несмотря на общую тенденцию отрицания окружающего мира, романтизм не представлял единого социально-политического взгляда. Взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе и борьбу со своим временем были разнообразными — от революционных до консервативных и реакционных.

9 стр., 4472 слов

Пушкин в творчестве Цветаевой, Ахматовой, Блока

... творчества А.С. Пушкина на творчество М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Блока. 1. Пушкин в творчестве М. Цветаевой Осмысление судьбы русской поэзии и своего места в ней закономерно приводит Цветаеву к теме А.С. Пушкина. ... мучительных сомнений, слишком поздних прозрений. Очерки Цветаевой замечательны глубоким проникновением в самую суть Пушкинского творчества, в «тайны» его художественного мышления. Так ...

2. Особенности метода

Метод романтизма имеет свои особенности, которые привлекают особый интерес к личности и её взаимоотношениям с окружающим миром. С одной стороны, романтизм противопоставляет идеальное (внебуржуазное, антибуржуазное) к реальному миру, что определяет уникальность художественного метода этого направления. Художник-романтик не ориентируется на точное воспроизведение реальности. Для него важнее выразить своё отношение к миру. Более того, он стремится создать свою вымышленную реальность, которая часто контрастирует с реальностью, с целью донести до читателя свои идеалы и своё несогласие с существующим миром. Это личностное начало активно влияет на структуру художественного произведения, делая его субъективным. События, происходящие в романтических произведениях, несут значение лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

3. Характер героя

В литературе романтизма появляется новый тип героя, которым автор выражает своё отношение к действительности. Такой герой обладает очень сильными чувствами и необычайно сильной реакцией на окружающий мир, который отвергает его. Поэтому он всегда ставится выше других людей.

Такой герой всегда одинок, а тема одиночества повторяется в различных литературных жанрах, особенно в лирике. Герои романтизма беспокойны, страстны и неуправляемы.

Интерес к личности и душевному миру человека привел к процветанию лирических и лиро-эпических жанров в романтизме. Эпоха романтизма также отличалась развитием искусства перевода. Отклоняясь от строгих норм классицизма, романтики провозгласили право поэта на многообразие художественных форм, созданных различными народами.

ОБРАЩЕНИЕ ПУШКИНА К РОМАНТИЗМУ

Романтизм в творчестве А.С. Пушкина

Романтизм живо интересовал Пушкина, поскольку в начале 20-х годов был ведущим литературным течением, а мимо сколько-нибудь значительных эстетических явлений поэт никогда не проходил. Действовали и причины личного порядка: высылка из Петербурга, разочарование в любви, отчасти и в дружбе, постепенное охлаждение к революционным идеям — всё это приняло в период южной ссылки столь острый, столь контрастный характер, что, казалось, только байронический герой с его противоречивым миросозерцанием, с его отверженной душой способен выразить всю гамму переживаний поэта.

Постепенно, Пушкин уходит от канонов написания романтизма. Романтизм постепенно в сознании Пушкина превращается в зло. В первую очередь, злом для поэта стал байронизм, в который он погрузился, попав в ссылку. Отчетливо это видно в стихотворение «Демон». Пушкин сравнивает байронизм с ядом, а Байрона со «злобным гением». Он больше не видит в байронизме спасения.

Новаторство романтизма Пушкина

Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», в октябре того же года были закончены «Цыганы»).

7 стр., 3017 слов

Государственный музей А. С. Пушкина – память о великом поэте

... лет. В музее собраны свидетельства современников Пушкина и бесценные рукописные страницы романа. Переходя в следующий зал, туристы могут увидеть экспонаты, касающиеся возвращения поэта в московское ... ЛЕКСИКА ХАРАКТЕРНА ДЛЯ ЭТОГО СТИЛЯ? Назовите языковые средства. Собирание материалов к сочинению. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. Подготовительные упражнения. Подберите синонимы к слову ХУДОЖНИК. (Федот Васильевич ...

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то».

В шестой главе «Евгения Онегина», Пушкин, цитируя предсмертные стихи Ленского замечал:

Так он писал темно и вяло:
(«Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?»)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление: нельзя относить к романтической литературе «все произведения, носящие на себе печать уныния или мечтательности».

Исследование о взглядах Александра Пушкина на романтизм

Александр Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет «по всем правилам парнасского православия» и относился к романтизму антиклассическим образом. Более того, он утверждал, что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства». Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы и говорил о «перевороте» в словесности, который должны произвести романтики (Катенину).

Теоретические позиции Пушкина, определяющие его взгляды на конкретную историю романтизма, включали произведения Данте, Шекспира, Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей в романтическую литературу. Согласно Пушкину, самая привлекательная черта поэта-романтика заключается в художественной смелости разрыва с общепринятыми нормами, что делает его отличным от классики.

Романтизм в теории Пушкина определялся как отказ от старых классических литературных форм. При этом в его переписке можно найти высказывания о романтических героях в жизни, которые ярко раскрывают его понимание содержания романтизма. Пушкин не считал, что романтических героев можно найти только среди разочарованных молодых людей, читающих Байрона, но видел романтизм как присущий людям, совершенно чуждых унынию и разочарованности, и обладающих бурными страстями, переживающими необыкновенные приключения и поднимающими человека над повседневностью.

Пушкин стремился воплотить образ современного героя в своих романтических произведениях. Он видел в равнодушии к жизни, преждевременной старости души романтического героя отличительные черты молодежи 19-го века. В своих произведениях Пушкин хотел изобразить интересы и волнения своего времени, что было впервые для русской романтической литературы.

Южная ссылка Пушкина: биографическая сводка

Во время своей северной ссылки, в 1826 году, А. С. Пушкин получил южную ссылку. Он отправился в город Екатеринослав (ныне Днепр), где простудился, купаясь в Днепре, и заболел. В это время через Екатеринослав проезжал, направляясь в Крым, генерал Раевский с младшим сыном и двумя дочерьми. С сыном генерала Н. Н. Раевским Пушкин дружил. По просьбе Раевских Инзов отпустил с ними поэта, нуждавшегося в лечении.

В обществе Раевских Пушкин поехал сначала на Кавказ. Два месяца он лечился на Минеральных Водах (в нынешнем Пятигорске), а затем переехал в Крым, где три недели провёл в Гурзуфе. Говоря об этом времени в письме к брату, Пушкин писал уже из Кишинева: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался — счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, — горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда — увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских».

Новые друзья и вдохновение

На Кавказе Пушкин сдружился со старшим сыном генерала Раевского А. Н. Раевским. В Гурзуфе он вместе с Н. Н. Раевским-сыном переводил английского поэта Байрона, вольнолюбивая поэзия которого привлекала к нему умы и сердца свободолюбивых людей в России и на Западе.

Беседы на политические темы, чтение Байрона, богатые впечатления южной природы Кавказа и Крыма, настроения политического изгнанника — всё это волновало поэтическую натуру Пушкина и требовало воплощения в художественных произведениях. Уже в Гурзуфе, кроме небольших стихотворений, Пушкин начал писать поэму нового типа «Кавказский пленник», отразившую волновавшие его тогда мысли и настроения. В начале сентября Пушкин уехал из Крыма, посетив по дороге из Гурзуфа Бахчисарай, который дал ему тему для новой поэмы — «Бахчисарайский фонтан».

Анализ пребывания А.С. Пушкина в Кишинёве

В период сентября 1820 года по июль 1823 года Александр Сергеевич Пушкин проживал в городе Кишинёв, где Пушкин был привязан к делам являющегося наместником Бессарабии генерала Инзова.

Не смотря на множество развлечений, которые имели место в городе, знаменитый поэт посвящал своему творчеству большую часть времени. Он активно читал, изучал основные издания того времени, следил за событиями в стране и за пределами, и, конечно же, писал свои знаменитые поэмы и стихотворения.

Внутри письма «Чаадаеву», какое Пушкин написал в 1821 году, он описывал свое пребывание в Кишинёве и свою деятельность там:

В уединении мой самобытный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений.

Днем мой времени соблюдаю порядок;

Настойчиво поддерживаю протяжный размышлений;

Пытаюсь возместить в объятиях свободы

Мятежной младость, потерянные годы.

И по пробуждение ума на исходи,

Щупаю недостатки истории

И делаюсь мудрее современного строением

В городе Кишинёве Пушкин был окружен большим количеством друзей и знакомых, многие из которых были связаны с южными политическими организациями. Один из этих знакомых – это майор Владимир Федорович Раевский, который в 1822 году был арестован за революционные идеи, которые он пропагандировал среди солдат. Раевский был умным и образованным человеком, и у него были долгие беседы с Пушкиным на политические и литературные темы.

Помимо этого, Пушкин неоднократно посещал имение Давыдовых в Каменке, что находится в Киевской губернии, где он встречался с другими активными участниками южных революционных организаций. Весной и осенью 1821 года Пушкин встречался и обсуждал с П. И. Пестелем, главой одной из таких организаций. Это укрепляло его революционные взгляды, особенно в отношении двух основных проблем того времени: самодержавия и крепостного права.

В Кишинёве Пушкин завершает написание поэмы «Кавказский пленник» и «Братья-разбойники» и начинает работу над романом «Евгений Онегин».

Поэмы Александра Пушкина, такие как «Кавказский пленник», «Братья-разбойники» и «Бахчисарайский фонтан», были с восторгом встречены публикой и принесли поэту широкую известность. Они стали настоящей школой для Пушкина и сыграли большую роль в его творческом развитии.

По словам Белинского, эти поэмы читались всей грамотной Россией. Они были распространены в тетрадках, переписывались девушками, учениками, сидельцами за прилавками магазинов и лавок. Даже в уездных захолустьях они вызывали огромный интерес.

Поэмы Пушкина были первыми в русской поэзии, которые воспроизвели грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями. Картины природы в поэме поражают своей художественностью и верностью изображения. Белинский отмечал также реализм картин быта, обычаев и нравов горцев.

Особое внимание Белинский уделял образу героя в поэме «Кавказский пленник». Он считал, что герой важен не меньше ярких картин Кавказа. Герой поэмы был типичным представителем своего времени, разочарованным в жизни и стремящимся к свободе. Пушкин хотел изобразить в нем равнодушие к жизни, преждевременную старость души, которые стали чертами молодежи 19-го века.

Таким образом, поэмы Пушкина не только принесли ему широкую известность, но и сыграли важную роль в его творческом развитии. Они стали школой для поэта, где он учился создавать образы-характеры, строить большие произведения с интересным сюжетом, а также рисовать природу и жизнь разных племен.

Жить в Кишинёве, особенно после ареста Вл. Ф. Раевского, поэту стало тяжело. Пушкин благодаря помощи друзей в июле 1823 года перебрался на службу в Одессу — чиновником канцелярии генерал-губернатора М. С. Воронцова.

Несмотря на знакомства, чтение и работу над произведениями, чувство тоски одолевало его. Положение ссыльного тяготило Пушкина. Он все яснее сознавал, что литература — его основная и любимая профессия. Он мечтал бросить службу и целиком отдаться литературе, основать свой журнал.

Усугубляли его тяжелое настроение и отношения с Воронцовым. Надменный и высокомерный, Воронцов видел в Пушкине только чиновника, человека неблагонадежного в политическом отношении. Он не ценил Пушкина как поэта. Гордый и независимый, сознававший себя народным поэтом, Пушкин не мог сносить оскорбительного отношения к нему Воронцова. Отношения ещё более обострились, когда Воронцову стала известна меткая и острая эпиграмма на него Пушкина:

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, по есть надежда, Что будет полным наконец.

Воронцов решил освободиться от Пушкина, удалив его из Одессы. Он написал министру иностранных дел, что Пушкин оказывает вредное в политическом отношении влияние на общество, особенно на «восторженных поклонников его поэзии». Воронцов командировал его на борьбу с саранчой, чтобы оскорбить и унизить Пушкина. Положение его ещё ухудшилось, когда полицией было перехвачено его письмо, в котором он объявлял себя атеистом. Это рассматривалось как преступление, и царь уволил Пушкина и выслал его в Михайловское под надзор местных властей.

Анализы лирических текстов

Период южной ссылки Александра Пушкина существенно повлиял на его творчество, отразившее душевные терзания и стремление к свободе. Одним из ярких примеров стало стихотворение «Узник», написанное в 1822 году. Несмотря на свой небольшой объем, оно передает всю глубину и тяжесть пушкинских переживаний.

Автор в стихотворении использует образ самозванца во власти, сравнивая себя с взращенным в неволе орлом. Этот образ символизирует его жажду свободы, скованность и неудовлетворенность границами, установленными царским режимом.

Пушкин через стихотворение выражает свою неприятие ограничений и желание улететь в место, где никакая власть не сможет указывать, что делать и куда идти. Он мечтает о свободе, о том, чтобы лететь вдали от ограничений и обрести гармонию с природой:

«Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Поэт отправляет свое прошение градоначальнику портового города и уезжает в Одессу, надеясь изменить свою жизнь и доказать себе, что никто, кроме него самого, не может распоряжаться его судьбой.

Еще одно стихотворение, написанное ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф, называется «Погасло дневное светило». В нем Пушкин через образ ночного моря и скоротечности плавания на корабле передает свои воспоминания о минувшей жизни.

Пушкин не видит себя как изгнанника, а как человека, добровольно покинувшего прежнюю жизнь и стремящегося избежать ошибок и краха. Он хочет отправиться к пределам дальним, но не к печальным берегам Туманной родины, от которых он убежал:

«Лети, корабль, неси меня к пределам дальным…
Но только не к брегам печальным,
Туманной родины моей,…
Я вас бежал, отечески края;»

Стихотворение, написанное на корабле, отражает ощущение бегства от прошлого и стремление к новым горизонтам. Пушкин использует рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан», который выступает как вступление, разделяющее стихотворение на две части, и завершение.

Оба стихотворения отражают переживания и эмоции Пушкина во время его южной ссылки и олицетворяют его стремление к свободе и самоутверждению.

Земли полуденной волшебные края

Вторая часть стихотворения переносит нас в прошлое поэта, от которого он так пытается сбежать:

«Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья»

Рефрен «Шуми, шуми…» изображает течение времени. Судьбу, с которой поэт смирился и позволяет ей и дальше нести его по жизни.

«Ненастный день потух»

Прочитав это стихотворение, я почувствовала ассоциативную связь со стихотворением Байрона «Душа моя мрачна» и «Хочу я быть ребенком вольным». Двоемирие – часть романтического мироощущения. «Здесь» и «там» противопоставляется в стихотворении.

«Здесь»: «ненастный день», «ненастная ночь», «мгла, стелется одеждою свинцовой». Эпитет, метафора, сравнение, инверсия в 1 строфе создают определенный эмоциональный фон. Герой разочарован в жизни, которую приходится вести «здесь».

«Там»: «голубые небеса», «роскошная пелена», «заветные скалы». «Там» — «она». Мечта, реальный образ наделённый мистическим ореолом?

В двоемирие я вижу проявление романтизма. Образ «её» встретим у Блока в «Незнакомке», т.е. в своих романтических произведениях Пушкин предвосхищает появление символизма. Образы луны, далеких миров, женственности станут атрибутами символизма.

Черная шаль

Мотив опустошающей страсти ведущей к преступлению представлен в стихотворении «Черная шаль». Стихотворение создано в этническом духе. Стихотворению присущ характер баллады: страсть, измена, смерть как расплата за измену в любви. 3 – сложный размер также подчеркивает балладный напев. «Охладелость души» здесь связана с изменой «молодой гречанки». В стихотворении 2 временных пласта: 1 и последнее двустишие составляет 1 временной план. В центре повествования – история трагической любви. Романтический мотив я наблюдаю именно в т обращении к жанру баллады, с которой, как известно, связано распространение романтизма в России (в некоторых источниках основоположником романтизма является Жуковский, творчество которого ассоциируется именно с балладами).

Тот же мотив – убийство за измену будет звучать и в «Цыганах». Но в поэме будет четко указана причина – эгоизм романтического героя, разочарованного во всех и во всем, кроме себя, и признающего право только за собой.

Это стихотворение поразило меня авторским умением писать обо всем виртуозно, вживаться в образы. Неужели поэт, говорящий о такой роковой страсти выдвинет «принцип соразмерности и сообразности»

Анализ поэмы «Цыгане»

Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение». Она ведет человека не вперед, а назад: это измена высшему предназначению, к которому зовет нас морская стихия голосом Творца, заключенным в ней.

Пушкин на собственном опыте испробовал возможность возврата человека в природу. Будучи в Кишиневе, он несколько недель провел в цыганском таборе. В «Цыганах» Пушкин осудил эту прихоть как слабость, как самодовольство и эгоизм. Алеко, утверждающий свободу для себя среди нетронутых цивилизацией «естественных» людей в цыганском таборе, не терпит никаких ограничений этой свободы и тем самым становится деспотом по отношению к Земфире и молодому цыгану, ее любовнику. Двойное убийство, совершенное Алеко, вызывает осуждение старого цыгана:

  • Оставь нас, гордый человек!
  • Мы дики, нет у нас законов,
  • Мы не терзаем, не казним,
  • Не нужно крови нам и стонов;

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли…

Пушкин, через рассуждения Д. Д. Благого, развенчивает иллюзию руссоистско-байроновской концепции о возможности возвращения человека к «природе», к неокованной «просвещением» первобытной почве. Романтическая идея «золотого века» чистоты, мира и истинности оказывается пустой и несостоятельной. Даже жизнь в лагере цыган сопровождается «судьбоносными страстями» и связанными с ними бедами, которые существовали и до прихода Алеко. И даже у старика цыгана, носителя простоты и истины, нет счастья, так как уход Мариулы, охваченной страстью к другому, разрушил его личную жизнь. Здесь Пушкин разрушает иллюзию о беспорочном счастье идеализированного диких людей, о котором мечтают руссоисты.

В своем творчестве зрелый Пушкин опережал восторги своих современников, которые видели в нем «русского Байрона», и смог преодолеть влияние байронизма, направленности на искусство. Постепенно он пришел к новому, трезвому и реалистическому взгляду на жизнь.

В ходе своей Южной ссылки Пушкин обратился к романтизму и байронизму, так как его личные переживания совпадали с видением лирических героев этого направления. Изначально для Пушкина романтизм был спасением, он полностью погрузился в этот стиль, сложившийся в Европейской литературе. Однако постепенно он начал осознавать негативные стороны романтизма и понимать, что Байрон оказал сильное влияние на его творчество.

Стихотворение «Демон» стало проявлением разочарования Пушкина в романтизме и его идеалах. В нем автор сопоставляет диковинный и «чудовищный» образ демона с источниками его негодования и гнева. Он воспевает свободу духа, отвергает религию и самопожертвование, предпочитая собственное существование вне канонов общественной морали.

Таким образом, личные переживания Пушкина заставили его обратиться к романтизму, но одновременно и разочароваться в нем, признавая его зло и токсичность. Творчество Пушкина стало отличаться от классических романтических произведений, и он пошел своим путем, к новому трезвому и реалистическому видению жизни.

Краткий литературоведческий материал

В заключение вспомним слова Достоевского о Пушкине как «некоторой великой тайне». Тайна пушкинского гения и в том, что столь великую миссию — историческую, культурную, духовную и в известном смысле религиозную — исполнил писатель, имели бы дело более с литературным проповедником — удалось ли бы ему сделать для России то, что сделал Пушкин, чей художественный мир, при всех сложностях личной духовной биографии автора, сам по себе пронизан светом божественной Правды? Как раз драматизм личного пути Пушкина особенно ясно показывает, что он делал свое дело, исполнясь не своей волей, повинуясь «веленью Божию»; в этом смысле миссия, совершаемая через Пушкина,- дело Промысла, который — говорит Гоголь — «лучше печется о человеке», нежели сам человек.

Краткий литературоведческий материал, Ходасевич В.Ф «Статьи о Пушкине», Почему в своей работе я уделяю большое место биографическим сведениям?

«. Поэзия есть проекция человеческого пути. Всякий, кто хоть немного работал над Пушкиным, знает, с какой правдивостью, даже точностью пушкинская лирика воспроизводит «впечатления» и переживания автора. Известно и то, что конкретные события, отражаясь в большей или меньшей степени, играя то первенствующую, то второстепенную роль, преломляясь под разными углами, так или иначе вписаны в большинство и эпических его творений. С полной уверенностью можно говорить о той или иной дозе автобиографии в «Кавказском Пленнике», в «Цыганах», в «Евгении Онегине», «Скупом Рыцаре», «Каменном Госте», «Русалке» и т. д. и т. д. Пушкин автобиографичен насквозь. Автобиография проступает иногда в общей концепции пьесы, иногда — в частностях, в мельчайших деталях. Не касаясь сложного вопроса о том, с кого «обрисованы» герои «Онегина», укажу для примера, что Пушкин сам признавался, что в IV главе изобразил свою жизнь; исследование показывает, что няня Лариных и няня Пушкина — одно лицо, что Ленский погребен у знаменитых трех сосен между Михайловским и Тригорским, что даже Татьяна отчасти оказывается автопортретом Пушкина.

Если принято вообще говорить (и вполне справедливо), что для понимания писателя должно знать его эпоху и жизнь, то в отношении Пушкина это знание должно быть доведено до наибольшей точности. Только в этом случае понимание Пушкина может претендовать на полноту. Только в этом случае Пушкин может быть действительно «прочитан». Как бы ни были совершенны и значительны творения Пушкина, взятые в отвлечении от биографии, — их глубина и значительность удесятеряются, когда мы знаем те «впечатления», которые лежали в основе его вдохновений. Творческий акт Пушкина лежит между «впечатлением» и художественным созданием. Сопоставляя то и другое, слышим его живое дыхание, видим ходы его мысли и чувства.

Биографов Пушкина упрекают в том, что его поэзию они делают лишь источником для биографии. Это, конечно, демагогические упреки, рассчитанные на читательскую леность. Самый кропотливый, самый мелочный биограф делает важнейшее дело: он помогает читать Пушкина, вскрывая единственный путь к его пониманию.

Только вскрывая психологические ходы в творчестве Пушкина, только умея отделять в нем «правду» от «вымысла», только вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии, мы получаем возможность проникать в его духовную жизнь. Потому-то биография Пушкина так всегда и привлекала внимание исследователей, что, порою сознательно, порою по инстинкту, они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества, в котором человек и автор слиты с такою же прочностью, как в дневнике.

В.Непомнящий «Пушкин.Русская картина мира»

«Можно формулировать два связанных между собой фундаментальных принципа изображения человека у Пушкина: человек есть тайна, на которую не следует посягать; изобразить человека можно только опосредованно — через его поведение, притом прежде всего в чертах, доступных нам во внешнем (в том числе словесном) выражении. Разумеется, эти принципы также выдуманы не Пушкиным, они — в природе искусства и в той или иной мере действуют в нем всегда, но у Пушкина они играют принципиально главную роль, являются не только натуральным свойством его искусства, но и целенаправленно используемым орудием автора.

Введение

Искусство литературы имеет разные методы и подходы к достижению сопереживания читателя. У Александра Пушкина эти методы также различны, но в основе его творчества лежит наличие «пустоты», где другие писатели используют психологический анализ, детальные описания и нюансы. Пушкин, касаясь тайн личности, которая проявляется в языке поступков, входит в напряженную «поле», где сосуществуют прекрасное и ужасное, причастное и «краса вселенной», а также «квинтэссенция праха». Автор оставляет нам возможность собственного вживания в обстоятельства героя, где мы обнаруживаем детали и нюансы, возникшие у нас самих.

Развитие

Сопереживая герою, мы также его постигаем и погружаемся в «потемки» нашей собственной души. Это позволяет нам познать себя, не в мелких и случайных обстоятельствах, а в заданном гением масштабе проблем человека. Каждый из нас акцентирует разные варианты и оттенки в пределах заданной темы или ситуации, представленной Пушкиным. Это проявляет неисчерпаемую многозначность его творчества, где отражается жизнь во всей ее полноте, включая нашу собственную жизнь и личность.

Заключение

Из-за этой многозначности возникают разногласия относительно того, что Пушкин хотел сказать в своих произведениях или через своих героев. Однако Пушкин не стремится «сказать» что-то определенное, он предъявляет нам тайну бытия, мира и человека. Каждый сюжет и образ в его творчестве представляют не только художественную, но прежде всего человеческую проблему, которую мы должны решить сами. Каждый читатель смотрит в это «волшебное зеркало» по-своему, судит, размышляет и выносит собственные оценки в соответствии с его понятиями и опытом.

В самих произведениях Пушкина можно найти множество примеров того, как происходит переход от слова к делу. В поэме «Цыганы» герой по имени Алеко, горожанин ищущий свободы, присоединяется к цыганскому табору, где старый мудрый цыган объясняет ему, что свобода не всегда хороша для тех, кто не привык к ней. Он приводит горький пример Овидия, который был выслан из Рима в свободные, но неприятные и дикие земли. Алеко, услышав рассказ, горестно восклицает о судьбе сынов Рима и задает вопрос о значении славы.

Интересно, что Алеко, которому необходима свобода и который, как он сам говорит, жаждет ее, после рассказа старика не думает о свободе, а о славе. Это свидетельствует о его истинном стремлении — стремлении к славе и превосходству, а не к свободе. Его главной страстью является не свободолюбие, а себялюбие, и это подтверждается впоследствии его убийством Земфиры. Простая история становится зеркалом его души: его реакция на рассказ выражается в слове и затем в поступке.

В заключение можно отметить, что для Пушкина разрыв между словом и делом очень мал. Он говорил, что «слова поэта суть уже его дела». Наше восприятие пушкинского слова и его мира тесно связано с нашим внутренним миром. Восприятие его произведений является духовным актом, основанным на наших представлениях о человеческих ценностях и нашем отношении к себе как человеку.

В заключение вспомним слова Достоевского о Пушкине как «некоторой великой тайне». Тайна пушкинского гения и в том, что столь великую миссию — историческую, культурную, духовную и в известном смысле религиозную — исполнил писатель, имели бы дело более с литературным проповедником — удалось ли бы ему сделать для России то, что сделал Пушкин, чей художественный мир, при всех сложностях личной духовной биографии автора, сам по себе пронизан светом божественной Правды? Как раз драматизм личного пути Пушкина особенно ясно показывает, что он делал свое дело, исполнясь не своей волей, повинуясь «веленью Божию»; в этом смысле миссия, совершаемая через Пушкина,- дело Промысла, который — говорит Гоголь — «лучше печется о человеке», нежели сам человек.»

Гуковский Пушкин и поэтика русского романтизма

«Начиная с 1820 г. наступает новый этап пушкинского романтизма. Поэмы Байрона с их Востоком раскрываются перед Пушкиным как новый мир. Не менее важно было то, что новые миры раскрыла перед ним сама жизнь на Кавказе, в Крыму, затем — отчасти — в Бессарабии. Воочию он убедился в том, что есть люди, обладающие по-своему высокой культурой и мысли и гражданской морали, мужественно сражающиеся за родину и свободу на Кавказе, имеющие свои древние обычаи, свои нормы красоты и т. д., но не подозревающие о существовании ни Мольера, ни Вольтера, ни Ломоносова.

Перед Пушкиным стояла уже с 1820 г., вероятно в это время неосознанная, но творчески настоятельная задача, — не намекнуть на чужую культуру, а, так сказать, влезть в душу человека чужой культуры, изобразить его внутренний мир таким, какой он есть, и понять его в окружении объективной реальности природы, быта, склада всей жизни, породившей этот внутренний мир. В последнем и заключалось прежде всего гениальное новаторство Пушкина. Он искал объективных обоснований субъективных переживаний. Для романтиков, которые влияли на него еще и в это время, наоборот, объективные детали служили лишь воссозданию личного или коллективного субъективного переживания, которое для них само себе довлело. Пушкин ищет, — и он найдет его, — объяснения душевного переживания в объективном бытии. Почему кавказский горец мыслит, чувствует, верит, любит иначе, чем он, Пушкин, а древний грек — опять иначе? Этот вопрос не ставил романтизм, отвечая на него метафизической тавтологией: потому, что он — человек восточного склада, или грек, причем древний грек, сражающийся против персов, и новый грек, восстающий против турецкого порабощения, для него равны, одинаковы, ибо и тот и другой — греки. Пушкин не мирится с этим. Он хочет изнутри понять чужую культуру и находит это понимание во внешних фактах, — сначала в фактах условий жизни данного народа, а потом и исторических изменений этой жизни. Тем самым и самый склад «души» народа отрывается от сознания изображающего его поэта-европейца, и снимается возможность говорить о России времени Александра I образами Библии или Гомера. Тем самым само субъективное содержание чужой душевной жизни становится объективным фактом.

Потом Пушкин научится даже свою собственную субъективность, свое лирическое состояние понимать как факт и результат объективной социальной действительности; это будет в пору завершений его реализма. Теперь же, в начале 1820-х годов, он работает над проблемой понимания чужой культуры как объективного факта вне субъективности декабристских эмоций, над проблемой изображения этой культуры, такого изображения, чтобы слова называли вещи, чтобы текст реально вбирал в себя изображаемое, а не соотносился с ним в качестве знака и символа.23 Пушкин хочет изобразить чужую культуру в ее реальности — и в то же время оценить ее судом современного ему европейского ученого, хочет понять душу человека Востока — и в то же время объяснить эту душу на методологическом уровне европейского мыслителя XIX в. Путь этого объяснения был таков: сначала явилось объяснение этнографическое, еще связанное с романтизмом, затем — историческое, и здесь уже формировался реализм, затем к историзму прибавился анализ социальной дифференциации и ситуации, и тогда пушкинский реализм созрел. Но движение к реализму было предопределено с самого начала, так как все три этапа этого движения имеют задачей выведение субъективного начала из объективного реального бытия.

Намеченное только что движение осуществлялось трудно, постепенно вызревая внутри романтических навыков Пушкина, перекликаясь с повторениями романтических мотивов и методов стиля. Как уже было сказано, это движение началось в 1820 г., когда в «Кавказском пленнике» субъективистская система Байрона уже взрывалась изнутри объективным изображением этнографического материала, описанием жизни кавказских горцев и объективным пейзажем. А ведь у Байрона — весь «внешний» материал дан как лирический, весь внешний мир погружен в душе

героя. Если же рядом с душой героя и вне ее появляется материал быта и природы (его много в «Кавказском пленнике»), единство субъективного мировосприятия рушится. Так в первой же байронической поэме Пушкина сам принцип байроновского романтизма нарушен, хотя поэма имеет еще очень много байронических черт и, в основном, написана в духе романтизма. Но трещина внутри этого романтизма уже есть, и значение ее определяется тем, что это — начало, пусть еще не оформившееся окончательно, того процесса, который приведет Пушкина к преодолению романтизма в целом.

В 1820 г. Пушкин занят проблемой романтизма и местного колорита. Он пишет «Кавказского пленника». Его лирика за этот год включает всего около дюжины стихотворений. Из них два — «Дочери Карагеоргия» и «Мне бой знаком» — гражданские романтические стихотворения декабристского стиля. Сюда же примыкает послание Чаадаеву («К чему холодные сомненья»).

«Погасло дневное светило» — байроническое стихотворение. И вот рядом с ним — экзотическая стилизация «Черная шаль», три стихотворения в восточном стиле — «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград» и «О дева-роза, я в оковах», и, наконец, четыре стихотворения в духе А. Шенье: «Дориде», «Редеет облаков», «Нереида», «Дорида». Последнее наиболее замечательно. Казалось бы, что общего между Шенье и Байроном и как они могут одновременно занимать творческую мысль поэта? Между тем они совмещались в творческой работе Пушкина. Дело в том, что Шенье был для Пушкина одним из мостов к проблеме нового воссоздания уже не только чужой культуры, а целостного, объективного исторического мира — античной Греции. Пушкин воспринимал Шенье именно как поэта, воссоздавшего подлинную Грецию в противоположность неподлинной античности Расина. Пример Шенье вдохновил его. Совершенно справедливо пишет Б. В. Томашевский: «Под несомненным влиянием Шенье написаны крымские стихотворения, объединенные в издании 1826 г. под рубрикой «Подражание древним». Это род антологических фрагментов, проникнутых острым восприятием южной природы. Крым с его средиземноморским пейзажем воспринимается как уголок древней Греции».

Краткая биография Байрона

Эпитет –

Метафора –

Элегия –

Антитеза –