Маленький человек в поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин)

Сочинение

Главный герой

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» раскрывается с помощью детального описания ее главного персонажа – Евгения. Согласно сложившейся традиции, поэма является произведением, которое имеет повествовательный характер. И если когда-то она считалась скорее историческим произведением, то со временем стала носить романтический характер. В поэме начали прорисовываться центральные действующие лица, которые являются самостоятельными действующими лицами, а не просто расплывчатые образы, выхваченные из исторического потока.

Правители и маленький человек

Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.

Главные герои «Бежин луг» характеристика персонажей рассказа Тургенева

Интересы Евгения

Главный персонаж произведения — это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека». Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения. Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую – в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Взгляд Петра и Евгения

2 стр., 712 слов

Сочинение чем больше человек дает людям и меньше требует себе тем он лучше

... На тему общения, человека и общества писатель много рассуждал, во всех его произведениях присутствуют важные актуальные социальные проблемы. Более точно и подробно описывает позицию Льва Николаевича Толстого его высказывание: “Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше”. Давайте ...

Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении. Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи. Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме «Медный всадник», смотрит на дом своей любимой.

Противопоставление личности и власти

Проблема маленького человека в поэме «Медный всадник» — это вопрос противостояния беспомощной единицы всесилию самодержавия. И в этом сравнении Медного всадника с главным героем и определяется главное отличие. Евгений обладает душой, и он может мучиться, печалиться, о чем-то мечтать. Император заботится о судьбах людей, в том числе и о Евгении, который когда-то будет жить в столице. А мысли главного героя витают вокруг собственной жизни. Однако, несмотря на это, именно он вызывает наибольшую симпатию читателя, его образ вызывает живое участие.

Сочинение на тему бунт маленького человека в поэме медный всадник кратко

Поэма «Медный всадник» (1833) — одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место. В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета. По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос. К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое. Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения — мечты о тихих радостях семейной жизни. Мир государства, у истоков которого стоял Петр, — великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»).

5 стр., 2408 слов

А. С. Пушкин. «Медный всадник

... поэмы «Медный всадник» — начало первой части поэмы — отделен Пушкиным от следующего отрывка абзацем. Эпизод представляет собой самостоятельное целое, входящее в состав первой части на ... Тема великой личности и маленького человека начинает сильнее развиваться в первой части. Ее продолжение и окончание находится во второй части «Медного всадника». ... жизни в Петербурге Евгений, который всегда жил только ...

Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение. Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира». В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан. Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет: Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга.

Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека. Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, — бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника». Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных. Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим.

Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Ло, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву — это прямая обязанность поэта. Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта — открывать миру правду. В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу. Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.

14 стр., 6642 слов

«Символика и фантастика в творчестве А. С. Пушкина («Каменный ...

... просматривается уже в заголовках: «Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник». ______________________________________________________________ 1.С. И. Ожегов «Словарь русского языка». Москва « ... молодой чиновник Евгений. Пушкин рисует в его образе маленького человека. Он живёт в Коломне, где – то служит, ... Причём как в прозе, так и в стихотворных поэмах, и, само собой разумеется, в сказках. Но ...

Бунт в душе

Наводнение, которое обрушилось на жизнь Евгения, делает из него настоящего героя. Он сходит с ума (как известно, это один из частых атрибутов главного персонажа романтического произведения).

Главный герой бродит по улицам города, который стал для него враждебным, и слышит шум реки. Он отражает и бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», который наполнял душу главного героя. Природная стихия пробуждает в его сердце то, что Пушкин считал главным для человека – память. Именно воспоминания о пережитом наводнении толкают его на Сенатскую площадь. Там он встречается уже во второй раз с памятником.

Он, наконец, понимает, в чем же заключается причина всех его страданий и несчастий. Евгений узнает виновника и начинает ему грозить – теперь он испытывает только лишь ненависть к «державцу полумира» и хочет ему отомстить.

Бунт маленького человека и бунт стихии

В «Медном всаднике» бунт человека сопоставляется с бунтом стихии. Ее усмирили, заковали в гранитные оковы, Нева течет в них долгие годы, смирившись с судьбой. Но в один прекрасный момент она начинает «метаться, как больной», а потом и вовсе выходит из берегов, бунтуя против сложившейся системы. Так и множество маленьких людей, объединившись, могут стать стихией, неся в государство настоящий бунт. Пушкин во многом описал историю страны, описывая в «Медном всаднике» бунт Невы и размышления Евгения.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», описать образы, символы и суть сопоставления бунта природы и бунта маленького человека в произведении.

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

И когда Евгений, наконец, «прозревает», он становится Человеком в подлинном смысле этого слова. Нужно отметить, что ни разу в этом отрывке поэт не называет главного героя по имени – он снова становится безликим, таким, как все. Здесь читатель видит противостояние грозного царя и Человека, у которого есть сердце и память. В бунте Евгения отображается угроза для всего самодержавия, обещание народного возмездия. Но ожившая статуя наказывает «безумца бедного». В этом заключается трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник».

Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник»

План урока

Тема урока: Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник»

7 стр., 3017 слов

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

... поэмы. Жанровая характеристика «Мёртвых душ» (что такое ПОЭМА, почему «Мёртвые души» - поэма). Смысл названия произведения. Истоки поэмы (на какие произведения ориентировался Гоголь при создании «Мёртвых душ») 2 урок. История создания поэмы «Мёртвые души» Эпиграф к уроку: ... поэмы. Образ автора в поэме. 8 урок. Второй том «Мёртвых душ». 9 урок. Сочинение по поэме «Мёртвые души». Темы сочинений. ...

Цель урока: провести художественный анализ произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;

Задачи урока:

  • Образовательная:, определить идейное и художественное своеобразие поэмы, выявить особенности композиции, проанализировать образ героя поэмы, раскрыть сущность «маленького человека»;
  • Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст, развивать навыки выразительного чтения, комментированного чтения;
  • Воспитательная: воспитывать в обучающихся любовь к прекрасному, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;

Тип урока: урок изучения нового материала, практическое занятие

Методы проведения: урок-беседа, работа с художественным текстом;

  • Межпредметные связи: мировая художественная культура, история;
  • Оснащение урока: тексты поэмы А.С.

Пушкина «Медный всадник», иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация познавательной деятельности

  • Что включает в себя понятие «маленький человек»?

Ученики отвечают: Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права.

Учитель: Для кого «маленький»? Для других людей? Для себя? Для общества? Кто, что сделало его «маленьким»?

Над этим вопросом мы будем размышлять в ходе урока и в конце сделаем вывод. (Запись вопроса на доске)

  • Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей

»?

Учитель: — Герои этих произведений?

Ученики отвечают: — Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин. Учитель: — Правильно. Каковы приемы создания образа «маленького человека»?

Ученики отвечают — Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж… если затрудняются – наводящие вопросы – например – является ли портрет таким средством/Как отражается этот образ в портрете героя? (5 мин)

Учитель: Мы выяснили основные понятия, а теперь давайте рассмотрим поэму «Медный всадник» и будем размышлять о судьбе города Петербурга, о судьбе его основателя и о судьбах тех простых людей, которые жили и живут в этом противоречивом городе;

  • Запишите тему сегодняшнего урока.

Вступление преподавателя: 5 мин.

Обратимся к художественному тексту. Все обратили внимание, что вступление к поэме занимает четверть всей поэмы.

Какой подзаголовок имеет поэма?

Ученики отвечают : петербургская повесть

Что такое повесть? Какой дополнительный смысл дает нам такой подзаголовок?

Ученики отвечают: Повесть – это жанр эпического произведения, в котором ведется повествование о судьбе одного человека. Определение «петербургская» указывает на место происходящих событий.

Данный подзаголовок подсказывает нам, что главным героем повествования все-таки является Евгений, а не Петр I, и именно о его судьбе будет повествование.

Учитель: Какая роль отводится Петру в поэме?

Ученики отвечают: Петр I – это образ правителя, образ власти, которая вступает в конфликт с «маленьким человеком»

Учитель: верно, вот мы и подошли к теме нашего урока. Давайте проанализируем особенности конфликта между властью и маленьким человеком. Начнем с образа Петра. Назовем и запишем в тетрадь все наименования Петра

13 стр., 6006 слов

«Медный всадник» А.С. Пушкина

... человек, и как государь. Он восхищается им в поэме «Полтава». А что мы видим в «Медном всаднике»? Противопоставление отдельной личности в лице Евгения государю Петру Первому. В начале произведения Пушкин ... и в поэме, памятник Петра первого преследующий героя в его воображении. Этим героем является Евгений, представляющий лицо народа. А.С. Пушкин обезличил героя своей поэмы. «Маленький» коломенский ...

  • (ученики работают с текстом, ищут разные названия правителя) (Запись в тетрадь) (5 мин)

Ученики отвечают: — кумир на бронзовом коне — кумир с простертою рукой — строитель чудотворный — мощный властелин судьбы — державец полумира — горделивый истукан — грозный царь — Всадник Медный)

Учитель: посмотрите внимательно на найденные нами определения. Каким представляется нам император в поэме «Медный всадник?»

Ответ учащихся: Петр представляется нам грозным властителем, в руках которого судьба России и каждого отдельного человека. Большинство определений содержат негативную оценку.

Учитель: как вы думаете, почему именно таким Пушкин изображает Петра I?

Ученики отвечают: Потому что образ этого правителя – один из самых противоречивых образов русской истории. С одной стороны, он «прорубил окно в Европу», построил Петербург, наладил торговые связи с Европой, но с другой стороны, все эти достижения стоили жизней многих людей.

что Петр I – олицетворение неограниченной власти, перед которой бессилен «маленький человек».

Это одна из проблем, которую поднимает Пушкин в своей поэме. Но эта проблема не единственная, давайте выделим основные конфликты поэмы.

конфликт власти и «маленького человека»

конфликт стихии и человека

конфликт города и деревни. (Запись в тетради

Все эти конфликты важны в произведении, но особенно нас интересует первый конфликт. Давайте приступим к его подробному рассмотрению.

Обратимся к образу героя поэмы – Евгению. Давайте дадим характеристику герою, какой человек предстает перед читателем.

Работа с текстом: «Пришел Евгений молодой…», «Живет в Коломне; где-то служит…», «Что был он беден, что трудом// Он должен был себе доставить//

И независимость и честь;//Что мог бы бог ему прибавить//Ума и денег. Что служит он всего два года…»;

Перед нами возникает образ мелкого чиновника. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Но этот «маленький человек» тоже может мечтать, о чем?

Работа с текстом: «Приют смиренный и простой// И в нем Парашу успокою.

Пройдет, быть может, год-другой// Местечко получу, Параше// Препоручу семейство наше// И воспитание ребят…»;

(Слайд «Евгений»)

Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Евгений решил сосредоточиться на поисках личного счастья в семье. Однако герой вынужден переосмыслить свою жизнь и свои отношения с миром.

Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его.

Найдите описание наводнения.

Что напоминает вам наводнение, описанное Пушкиным в поэме, и его последствия? Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?

Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?

Работа с текстом: «Обломки хижин, бревны, кровли// Товар запасливой торговли// Пожитки бледной нищеты// Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища// Плывут по улицам! Увы! всё гибнет: кров и пища!»

2 стр., 924 слов

СЕСТРЫ ЛАРИНЫ В РОМАНЕ ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН А. С. ПУШКИНА

... в баню по субботам, Служанок била осердясь... А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» ... в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ... в чувствах Ольги. И на самом деле «не долго плакала она», очень быстро образ человека, ... сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени. Пушкин, ...

Начался бунт беспощадной стихии, город захвачен. Гибнет все, даже ни в чем не виноватое, ибо природное, стихийное разливается по всем пространству Петербургу.

Что происходит в это время с Евгением, что происходит с его мечтой о личном счастье?

Найдите в тексте цитаты о состоянии героя во время наводнения?

Работа с текстом: Сидел недвижный, страшно бледный// Евгений. Он страшился, бедный// Не за себя. Он не слыхал// Как подымался жадный вал// Ему подошвы подмывая// Как дождь ему в лицо хлестал…

Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Почему Евгений лишается рассудка, что с ним происходит, как происходит переосмысление жизни?

Работа с текстом: Но бедный, бедный мой Евгений …// Увы! его смятенный ум// Против ужасных потрясений// Не устоял. Мятежный шум// Невы и ветров раздавался //В его ушах. Ужасных дум// Безмолвно полон, он скитался// Его терзал какой-то сон…

Давайте подумаем, к каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части?, Что для стихии человеческая жизнь

Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Евгений вдруг становится отрешенным от всего меркантильного и обращается к высшим интересам мировой справедливости:

«иль вся наша// И жизнь ничто, как сон пустой// Насмешка неба над землей…»! Поиск ответа на этот вопрос посылает безумного Евгения к подножию кумира и вызывает в его душе огненную и черную волну бунтарства.

Работа с текстом: Кругом подножия кумира// Безумец бедный обошел// И взоры дикие навел// На лик державца полумира// Стеснилась грудь его…

Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему. Давайте обозначим этот диалог с бронзовым кумиром. К чему приводит бунт Евгения? Обратите внимание на вторую иллюстрацию А.Бенуа (Слайд).

Работа с текстом: Бежит и слышит за собой// Как будто грома грохотанье// Тяжело-звонкое скаканье// По потрясенной мостовой…

Евгений наконец понял, кто виноват в его бедах; повинно в них то самое государственное устройство, при котором существуют бунты, и достается больше всех как раз тому, кто к это не причастен, к таким простым людям как Евгений.

Работа с текстом: 40 мин.

Микровывод: Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.

«Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них — Петра — сколько возможно более «великим», а другого — Евгения — сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».

9 стр., 4150 слов

«Медный всадник» Пушкин А.С

... площади, где Евгений, „полон ужасных дум", узнает в Медном всаднике истинного виновника своего личного несчастья и обращает к нему слова, полные дерзкой угрозы. Эта противоречивость устремлений Пушкина, кстати ... склонность к историческому образу мыслей. Его, видимо, подкупало, что бунт этого маленького человека был не слепым и неосознанным актом возмущения, но вырос из желания осмыслить, ...

4. Закрепление материала

Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос:

1) В чем, по-вашему мнению, своеобразие художественного решения конфликта поэмы?

Выполнение задания: 1 мин.

5. Подведение итогов урока

Сегодня мы провели художественный анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», выявили ее идейное и художественное своеобразие. Давайте подведем итоги

: завязка и конфликт «Медного всадника» классицистичны: идея личного счастья, носителем которой является Евгений, сталкивается с идеей государственности Петра. Всё решается не в пользу той или иной стороны, а ставится вопрос о нахождении согласованности современности и истории, личности и государства, счастья и законности. Эта идея – ядро концепции поэмы, определяющее ее поэтику и стиль. Маленький человек, которого не брал в расчет в своих державных деяниях царь, вдруг удостаивается внимания, осознается им, и окружающими, и самим повествователем как историческая сила, достойная соперничества и даже равная «державцу».

Подведение итогов: 3 мин.

ответ письменно:

Можно ли считать создание образа Евгения в поэме одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

Святое безумие

Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла. Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель. Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений – это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору – при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие – попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.

Наводнение в судьбе Евгения

Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие — популярная Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина — память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении. Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города. Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт. Он грозит Петру, подойдя к нему: «Ужо тебе!» Проведем краткий анализ сцены бунта в поэме «Медный всадник», что позволит нам открыть новые черты в образе Евгения.

2 стр., 929 слов

Сочинения | . «Следовать за мыслями великого человека — ...

... нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь ... поэме — это возмездие человеку за причиненное ей насилие. Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» императором, представляющим собой государство, и «маленьким» Евгением, обыкновенным человеком, ... на просторе». Время оправдало ожидания и мысли Великого человека: ...

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» — это противостояние человека беспощадной государственной системе. Ведь выходит так, что если бы самодержец не основал город именно в этом месте, то и главный герой произведения остался бы в живых. Эту глубокую и одновременно парадоксальную идею Александр Сергеевич воплощает с помощью системы образов, описанных в поэме. Ведь совершенно не случайно, помешавшись умом, Евгений видит своего врага в образе медного всадника, и не случайно этот всадник гонится за ним по улицам города и в конце концов его убивает. С помощью образа маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкин делает совершенно очевидной мысль о невозможности противостояния интересов отдельно взятого человека интересам того государства, в котором он живет. Правители всегда мыслят масштабно и не учитывают, какая же участь ждет жителей их стран.

«Маленький человек» в поэме “Медный всадник”

Медный всадник

На чьей же стороне сам Пушкин?

Нельзя однозначно и ответить на вопрос, на чьей стороне сам автор поэмы «Медный всадник». Бунт маленького человека – это лейтмотив произведения, однако не меньшую важность имеет для великого русского поэта и историческая оправданность действий императора. Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Своим великолепием Петербург воплощал идею о великом русском государстве (а сделали его таковым именно дела Петра).

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие. Ведь образ маленького человека в поэме «Медный всадник» все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна – это также важная ценность. И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.

Сочинение: Маленький человек в поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин)

(335 слов) А. С. Пушкин очень чутко описывал в своих произведениях разные типажи персонажей, среди которых был и «маленький человек». Такие люди отличались отсутствием амбиций и хитрости, обычно они были слабыми, тихими и довольствовались малым, но часто становились жертвами обстоятельств и властных людей, так как были беззащитными.

В поэме «Медный всадник» «маленьким человеком» является Евгений. Он был бедным, ничем не отличающимся жителем столицы. Автор сам о и заурядность персонажа, единственной мечтой которого было создание семьи с любимой девушкой. Читатель из текста не узнает о внешности и характере Евгения, что делает его безликим. Пушкин даже не указывает его фамилию. На место Евгения можно поставить любого другого человека, он является отражением того общества, которое было далеко от великолепных петербургских дворцов.

В размеренную жизнь героя врывается наводнение 1824 года, которое убивает его невесту Парашу. Смысл жизни Евгения тонет вместе с ней. Молодой человек не способен пережить это горе и перестроить свою жизнь на новый лад. Это типично для «маленького человека» — сильное потрясение уничтожает его, он не способен пережить трудности. Петербург оживает после наводнения, но герой – нет. Он сходит с ума, проводит дни, бесцельно бродя по городу в ветхой, истрёпанной одежде, безразлично глядя на кипящую жизнь столицы, и лишь его душу наполняет «шум внутренней тревоги».

Как только в Евгении появились сильные чувства (гнев, ярость, негодование) при виде статуи Петра I, он сразу же пугается этого, и ему видится, что Медный всадник оживает, чтобы наказать его. Евгений не может противостоять даже каменному изваянию и попросту сбегает. Тем не менее, Пушкин подчеркивает, что бунт «маленького человека» пугает, казалось бы, всемогущего императора, и для подавления этого бунта оживает гранитная статуя, не терпящая неповиновения. Возможно, Николай I чувствовал то же самое, поэтому не сразу позволил опубликовать поэму полностью.

Поэт не осуждает героя. Он понимает, что мелкому чиновнику никак не противостоять власти. Однако автор отмечает, что такие люди не становятся личностями, они в принципе не способны на какие-либо свершения. Но Пушкину важнее показать, что даже они достойны жизни и нельзя ими распоряжаться, как вещью. Он осуждает пренебрежение и жестокость власть имущих по отношению к человеческой жизни.

Автор: Альбина Исмаилова

Протест

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно. Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием. Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих. Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя. За них ожившая статуя, «возгоря» гневом, наказывает этого «безумца бедного».