Человек и природа в произведениях лермонтова

Сочинение

Тема Родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова

Если бы М.Ю.Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие. Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову. В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд. В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.).

В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества. Лермонтов настойчиво ищет путей единения человека и врачующей природы, слияния личности с окружающей его гармонией. Мы видим это на примере концовки-мечты в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.): Чтоб всю жизнь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. Это стихотворение поражает странным сочетанием восторга перед красотой природы – и горечи, усталости – и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же время наполнен жизни. «Кремнистый путь блестит» не мертвенно, а «сквозь туман». «Пустыня», которой свойственно быть равнодушной, «внемлет Богу». И самое великое чудо ночи – молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих друг другу: «И звезда с звездою говорит». В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс – мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы. Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам: Что же мне так больно и так трудно. Жду ль чего? жалею ли о чем? ……. Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Это желание гармонии, стремление преодолеть неволю и зло мира. Картиной мироздания стихотворение начато, слиянием с природой оно завершено. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» отличается исключительной музыкальностью. С.Я.Маршак говорил: «Оно все поет». Не случайно многие композиторы создали романсы на эти стихи. И в их числе – наиболее популярный, сочиненный Е.С.Шашиной. «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.).

38 стр., 18732 слов

Художественный мир М.Ю. Лермонтова на х литературы в 8 классе

... Лермонтова. Итак, основная задача нашей работы - создать модель художественного мира писателя, выявить типологию его творчества, скомпоновать все в единое целое и изложить все это в основу методики изучения творчества Лермонтова в ...

Стихотворение написано в необычных условиях пребывания под арестом, на клочках бумаги с помощью печной сажи, вина и спички. Такие исключительные обстоятельства, в условиях которых у поэта возникла потребность нарисовать пейзаж, подчеркивает особую значимость последнего в творчестве Лермонтова. Это стихотворение не следствие созерцания природы, а результат раздумья о ней. Обилие глаголов, глагольных форм, а значит, и действий: нива «волнуется», лес «шумит», слива «прячется». Конкретны и признаки: желтеющая (нива), свежий (лес), малиновая (слива), сладостная (тень), зеленый (листок).

Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное. Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол. В стихотворении «Монолог» (1829 г.) Лермонтов прибегает к гневным выпадам против николаевской России: И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Стихотворение «Бородино» (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения.

«Бородино» — стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои – простые солдаты. Один из них и рассказывает о «дне Бородина». «Схватки боевые», когда «нашли большое поле, есть разгуляться где на воле» показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь. Не желая словословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает внимание на России народной, родившей поколение богатырей, не похожих на «нынешнее племя». В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов с горечью говорит о том, что Россия – «страна рабов, страна господ», голубых мундиров жандармов и красных воротников полицейских. Он надеется, что «за хребтом Кавказа» укроется от ее «пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей». Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России. Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине. России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них – к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез». В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

4 стр., 1679 слов

Доклад : Русская природа в изображении поэтов XIX века

... безум­ства, хаотичность юности. Стихотворение «Вечер» (1855) относится к пейзажной ли­рике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные ... Лермонтова (1841) является вольным переводом стихотворения Г. Гей­не — немецкого поэта — «Сосна стоит одиноко». Главная те­ма произведения Гейне — разлука двух влюбленных. Основ­ная тема стихотворения Лермонтова ...

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему: «Человек и природа в лирике М. Лермонтова» 3.00/5 (60.00%) 2 votes

Выхожу один я на дорогу;, Сквозь туман кремнистый путь блестит;, Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,, И звезда с звездою говорит.

Великий русский поэт М. Лермонтов безгранично любил свою Родину, свой народ и очень тонко чувствовал красоту русской природы. Поэтому неудивительно, что неотъемлемой частью его прозаических и лирических произведений являются пейзажные зарисовки. Описание природы в произведениях М. Лермонтова довольно часто выступают своеобразным фоном, на котором разворачиваются все действия произведения, а иногда они служат в качестве метафор для того, чтобы наиболее полно раскрыть образ того или иного героя, выявить скрытые оттенки его переживаний. Особенно ярко это проявляется в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.

При всем при этом мир природы в произведениях М. Лермонтова абсолютно самостоятельный и дисгармоничный – он почти всегда расколот на небо и землю, верх и низ. А своеобразной связью между небом и землей у Лермонтова являются горы. Они не подвластны разрушениям, незыблемы. Только при таких условиях можно достичь полной гармонии. Именно такие идеи наиболее характерны для раннего творчества М. Лермонтова.

«Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толляся, волны меж собой».

В более поздней лирике описание природы уже очищено от преувеличений и словесных эмоциональных украшений. В этих пейзажах все точно, правдиво и просто. М. Лермонтов реже использует метафоры, сравнения и эпитеты.

Так же безгранично, как и сам автор, любят русскую природу и персонажи его произведений. В поэме «Измаил-Бей» герой «как невесту в час свиданья, душой природу обнимал», а в поэме «Мцыри» «как брат, обняться с бурей был бы рад».

В своих произведениях М. Лермонтов утверждает не только любовь к природе, но и любовь к земле, возделанной трудом простого русского народа. Это прямая связь с любовью к Родине, которая передается через отношение к природе. М. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому вместо конкретного образа России в его произведениях часто появляется символический образ Родины.

2 стр., 676 слов

М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии ( )

... В стихотворении Лермонтова «шумный град» встречает поэта и пророка насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. Иа-за непонимания и неверия людей его жизнь превращается и череду страданий. Призванный просвещать и ... поэзии идеалы не утратили своей ценности. Стихотворение «Поэт» интересно тем, что в нём впервые в творчестве Лермонтова возникает образ поэта-пророка. Эту тему он развивает в ...

Любовь к Родине означает у поэта любовь к природе. Например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» природу автор называет «царством дивным»:

«Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами».

В своем стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» для создания идеальной по красоте картины М. Лермонтов использует эмоциональные эпитеты: «мирный край», «таинственная сага», «душистая роса», «сладостный листок». Все эти средства направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека и вместе с тем ее поэтичность. По своему настроению это стихотворение схоже с описанием «голосов природы» в поэме «Мцыри»:

  • «Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…»

Природа в произведениях М. Лермонтова всегда наделена душой, полна таинственной, неизведанной жизни. Но осознавая трагичность своего одиночества, он не может добиться полного слияния с природой. Особенно выразительно это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», которое можно отнести к числу наиболее чувственных произведений лирики М. Лермонтова. Блаженству умиротворения, царствующему в природе, спокойному сну земли «в сиянье голубом», тихой беседе звезд поэт противопоставляет муку неустанных вопросов, которые входят в противоречие с гармонией вселенной, и взволнованный мир человеческих чувств:

«Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть».

Слова, на первый взгляд, звучащие безнадежно, вовсе не означают отказа автора от жизни. При всех ударах судьбы, при всей тяжести своего существования поэт не согласен на сон в холодной могиле, который ему словно предлагает природа.

Особенно четко мысль разобщенности человека и природы видна в стихотворении «Три пальмы», в котором человек выступает как разрушитель, несущий в мир страдания и смерть:

«По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий».

Завершается стихотворение апокалипсической картиной:

«И ныне все дико и пусто кругом…».

Это вполне закономерный результат противостояние человека и природы. Причем М. Лермонтов в этом противостоянии на стороне природы, а не человека, которого он осуждает:

«Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет! небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?”

Так неповторимо и многообразно раскрывается в лирике М. Лермонтова тема природы.