«М.Ю. Лермонтов» Творческий путь поэта.Размышления о роли личности в творчестве русских классиков

Эссе

М.Ю. Лермонтов

Эссе

Автор: Котлова Александра Ивановна,

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

МКОУ Верхурюмской СОШ

Здвинского района

Новосибирской области

2019

М.Ю. Лермонтов

Имя Михаила Юрьевича Лермонтова — великого русского поэта следует сразу после имени Александра Сергеевича Пушкина, но это не умаляет уникальности его творческого наследия, а лишь подчеркивает его значимость в поэтическом пространстве русской литературы. Мир русской поэзии велик как космос, каждый поэт как светило, звезда на небосклоне, и если о Пушкине мы говорим как о солнце русской поэзии, то Лермонтова называют «ночным светилом», миссия которого на земле остается и ныне загадочной и непознанной. Его творчество вырастало под сенью пушкинских стихов, но он явил миру иные поэтические идеалы. Поэт обращался к вечным тайнам бытия и веры, к философским смыслам человеческой жизни независимо от суждений других людей. Пушкинские мироощущения радостей земного счастья, дружбы, служения Отечеству отражаются у Лермонтова, словно в зеркале с особым преломлением света, а жизненные воплощения добра и зла высвечиваются в каждой его поэтической строчке и прозаическом отрывке в ином ключе. Д. Мережковский пишет о поэте: «У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание — к действию».

Духовные искания юного поэта можно проследить по его стихам.

Кто он, лирический герой лермонтовской поэзии? В лермонтовском поэтическом мире, расколотом на два космоса, живут ангелы и демоны, герои и трусы, поэт и толпа. Мир Востока, открывшийся поэту с юных лет, противопоставляется миру западной культуры, лирический герой предстает пред нами как вечный странник в поисках истинного пути к счастью. Новизна поэтических идей юного поэта была для времен девятнадцатого века несомненна. Лермонтов интуитивно и пророчески ощущал удивительную неповторимость России, как страны особенной своими сложными духовными поисками и нравственными противоречиями. А где же место русского человека, с его неповторимой уникальной культурой? Как он может реализовать себя, создать что-то доброе, великое? Есть ли в нем такие силы?

28 стр., 13653 слов

Природа в творчестве русских поэтов

... знает, но и делает, оберегая и приближая природу к людям, так как глубоко уверен, что бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, ... мучаюсь? Почему? Зачем?» - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни ... Выдержит ли испытание переменами не только сибирская природа, но и возросший на ее лоне простодушный северный человек? Вопрос этот ...

Герои Лермонтова находятся в поиске своего пути, но не способны изменить, ни мир вокруг, ни самих себя.

Оценки светского общества, в котором жил поэт, резки и нелицеприятны, но они искренни и правдивы. «Образы бездушные людей, приличьем стянутые маски» раздражают поэта, огорчают и злят его. А жесткая оценка российской действительности как «страны рабов и господ» не радует и поныне, так как рабское начало было неприемлемым злом для великого художника, но оно и сейчас живо в душах людей равнодушных к себе, стране и миру. Насколько эти идеи созвучны нашему времени, когда место России в мире оспаривается как друзьями, так и недругами? Прошли века со времени рождения поэта, но Запад и Восток так и не сошлись, а Север и Юг враждуют, словно сошли миры в реальную жизнь с экранов популярного сериала об игре великих за влияние и власть.

Многие мотивы в творчестве Лермонтова загадочны, необычны, и предопределены настроением поэта. Судьба и рок, жизнь и смерть, любовь и ненависть — о чем еще может думать и писать поэт? Темы творчества Лермонтова глубоки и волнительны. Что же радовало его, что несло отраду его сердцу? Возможно, сама жизнь со всеми её тревогами и надеждами. Грусть и печаль сопровождали его с детства: мать поэта рано ушла из жизни, с отцом он был в разлуке. Лишь бабушка холила его, любила и заботилась о дорогом своем внуке. Неброская нежная прелесть родной земли взрастила в нем особенный мир, воссозданный позднее в творчестве юного и зрелого Лермонтова. Картины родной природы с раннего детства вошли в сердце поэта, но образ Кавказа казался ему особым миром, неожиданным, но желанным, со сверкающими снегами горными вершинами, стремительными водами быстрых рек, это был особый мир необузданных стихий, неподвластных человеку. Пестрая картина кавказского быта, увиденная в раннем детстве, поразила его, вошла в творчество навсегда. Живая природа словно противостояла однообразию светской жизни на водах, которую наблюдал повзрослевший поэт, служивший на Кавказе. Военные будни требовали от поэта храбрости и отваги воина.

В его стихах, прозе рождались неожиданные картины, с описанием романтических встреч в чудесных гротах, поездок по горным тропинкам со светской красавицей; и, вдруг, поэт погружает нас в мир горячей и яростной схватки с горцами, жизнь и смерть разделены мгновением полета пули. В минуту опасности, в пылу сражения , человек забывает обо всем, что так ценит: о любви, о счастии, о хрупкости жизни. Воинский долг давал возможность молодому человеку проверить и проявить себя в бою, тем приятней должен быть для него мирный отдых. Особая атмосфера Кавказа рождала у поэта ощущение свободы жизни, но слова его часто звучали резко, насмешливо, это горячило кровь юного мужчины, но досаждало окружающим, его стремление к правде было для света и толпы поводом для раздражения.

6 стр., 2830 слов

Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. ...

... Сочинение (изложение) 2 часа Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. (По статье Д.С Мережковского) М.Ю. Лермонтов ... нам сделать с писаниями Лермонтова. Эта глухая ненависть, которая преследовала Лермонтова всю жизнь. (Заполните таблицу, используйте страницу ... повторяет почти теми же словами от лица Демона: Забыть? Забвенья не дал Бог. Да ...

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэзия М.Ю. Лермонтова уникальна своим языком, каждая поэма, каждый стих его поражают читателя мощной энергией образа и поэтического смысла. Поэмы Лермонтова — несомненное свидетельство безграничности творческого таланта поэта, в них воплощены идеи добра и зла, человечности и жестокости, любви и верности, свободы и правды. От легкой грусти и светлой печали его герой восходит к одиночеству и тоске непонятой души. Его поэзия и проза поднимаются на высоту философского миропонимания, поэт проходит путь от личных переживаний до осмысления судьбы своего поколения.

Лермонтов уже в юности чувствовал свою духовную зрелость «Я счет своих лет потерял» — напишет он в возрасте пятнадцати лет. И это не было ложью или выдумкой: юноша понял жизненные смыслы, постиг её ценности и тайны, в нем не было более страха ни перед жизнью, ни перед смертью. Он обращается к высщим смыслам человеческого бытия в своей поэме «Демон».

Лермонтовский Демон предстает перед нами как мятежный дух, не творец зла, но восставщий против Бога «дух изгнанья», в вечном поиске свободы и недостижимой гармонии. Однако Демон лишен созидательной силы, он не способен творить добро, и в этом его трагедия.

«Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста»- писала А.А. Ахматова о прозаических произведениях М.Ю. Лермонтова.

В Печорине и в Арбенине, в самых ярких образах творчества Лермонтова, мы видим борение двух сил, но их стремление к добру обречено на провал, дух разрушения овладел ими, и они не способны справиться с ним. Печорин ни одного юного сердца не оставляет равнодушным в описании его устремлений к сердечному счастью, его удивительное высокомерие и эгоизм поражают читателя демонстрацией независимости. Одиночество этого героя, его необычное понимание смысла жизни сделали его скорее антигероем своего времени. Многие поступки Печорина непостижимы и в наши дни, его жестокосердие, его ранимость, его проницательность и искренность, идут от автора, который, как и его герой, опередил свое время, но не искал признания, а был верен себе, поискам правды. Мы понимаем, что Печорин, безжалостнен к другим и к себе, действительно, носит в себе огромные нереализованные возможности, но он разрушает себя бездействием навсегда.

Творчество Лермонтова привлекало внимание русских критиков, известных писателей. Не заменить уникальности этого таланта было невозможно ни для писателей девятнадцатого века, ни для творцов века двадцатого, да и в наше время можно найти интересные суждения о его произведениях. «Какой великий и могучий дух, какая нежная душа в нем»,- говорил о поэте В.Г. Белинский. «Лермонтов- прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству» — писал А.Н. Толстой. Уникальные исследования жизни и творчества М.Ю. Лермонтова принадлежат И.Л. Андронникову. Отмечая гениальность поэта, он восторгался глубиной и разносторонностью его талантов: М.Ю. Лермонтов прекрасно рисовал, решал сложнейшие математические задачи, играл на музыкальных инструментах.

3 стр., 1050 слов

Реферат родословная лермонтова поэта биология

... 1817 году умерла их единственная дочь — Мария Михайловна Лермонтова, мать будущего великого рус­ского поэта. Всю свою любовь, всю жизнь бабушка, Елизавета Алексеевна, отдала внуку, - «он один ... ). Эти мысли М.Ю. Лермонтова, его колебания относи­тельно своего происхождения и родословной нашли отражение в его стихотворениях «Баллада» («Берегись! Берегись!»), «Гроб Оссиана», «Желание»: .. На ...

Д. Мережковский, пытаясь понять философские смыслы творчества поэта, проникал в самую глубину лермонтовской поэзии, чуткой душой художника чувствовал тончайшие движения души русского гения: «Трагедия Лермонтова в том, что он христианства преодолеть не мог. Он борется с христианством не только в любви к женщине, но и в любви к природе, и в этой последней борьбе, трагедия личная расширяется до вселенской, из глубины сердечной — восходит до звездных глубин». И. Д. Бродский написал о творчестве Лермонтова труд, о его родных и близких, о людях, с которыми сталкивался Лермонтов на своем земном пути. «Мундир он носил не для маскарада — он был бойцом во многих смыслах. Главным противником была для него собственная душа»,- пишет И. Бродский, постигая тайны творчества поэта. Д. Быков, рассуждая о поэзии великих гениев русской литературы, прослеживает, как соотносится творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Автор пишет: «Если эллинский мир Пушкина, в общем, един, в нем все – человеческое, и добро, и зло, то, к сожалению, мир Лермонтова уже бескомпромиссно расколот, как мир раннего христианства, расколот на грубый, ненавистный, презираемый мир и горные недосягаемые выси».

В раннем детстве знакомимся мы с творчеством М.Ю. Лермонтова и вдохновенно произносим:

«Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была»?

Или читаем его удивительную балладу:

«По

Лишь

Корабль

Несется на всех парусах».

Стихи поэта стали для меня откровением и открытием, четырехтомник его произведений был для меня настольной книгой, его стихи отложились в памяти навсегда, а их эмоциональное восприятие живо для меня и поныне. И как только я беру томик Лермонтова в руки, ощущения печали, тревоги наплывают на меня, как воспоминания о прежних грустных и острых переживаниях и разочарованиях ранней юности, через которые проходит любой человек в период взросления. Мы все, словно живем в мире лермонтовских стихов, неспешно шагая по тропинке жизни в сопровождении противоречивых человеческих чувств, следим за тем, как проходит жизнь человеческая.

Время не властно над гением, и спустя столетия нас влечет к его поэтическим строкам, мы зачарованы волшебной магией русского слова, удивительно понятного русскому человеку силой мысли и чувства, слитых в гармоничные картины мироощущения жизни.

2 стр., 846 слов

Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь

... с Богом. Этот уклад почти исчез из городской жизни, где так мало настоящих людей, умеющих работать и радоваться жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов передает эпитетами: … Но я люблю – за что, ... раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве. Любовь Лермонтова к Родине можно выразить одной строкой: «Но я люблю – за что, не знаю сам». Да, его любовь и глубокая привязанность к отчизне «странная». ...

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/tvorcheskiy-put-lermontova/

  1. И. Л. Андронников «Слово о Лермонтове»

  2. Бродский И.Д. «Лермонтов»

  3. Быков Д. « Ангелы и демоны Михаила Лермонтова»

  4. Мережковский Д.С. «М.Ю. Лермонтов — поэт сверхчеловечества»