Смысл названия стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок»

Сочинение

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

История создания, Тема стихотворения, Композиция

Жанр – послание.

Стихотворный размер

Метафоры – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

Жанр стихотворения и средства выразительности

По жанру стихотворение «Листок» является элегией. В нем присутствуют грусть, переживания лирического героя, одиночество, безысходность. Стихотворение певуче и выразительно. В нем автор применил стихотворный размер — пятистопный амфибрахий. Рифмы парные, женские, они и придают стиху элегическую певучесть.

Само стихотворение аллегорично. Поэтому образы дубового листка и чинары это тоже аллегория. Рассмотрим, какие еще средства поэтической выразительности применил поэт в этом произведении.

  • Эпитеты: родимый, молодая, зеленые, райские.
  • Олицетворения: жестокая (буря), суровая (отчизна); свежие (сыны).

  • Метонимия: ветер шепчется, ласкает, чинара блистает, море умывает.

В заключение анализа этого стихотворения необходимо сказать о том, что оно как зеркало отражает настроение Лермонтова в последние месяцы жизни. Изгнанник пытается найти пристанище у Кавказских гор, которые он успел полюбить еще в детстве, но не находит.

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

7 стр., 3242 слов

Письмо матери история создания. Анализ стихотворения С. Есенина Письмо матери

... …», анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение «Белая береза», анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина «Чёрный человек», анализ ...

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Урок литературы в 6 классе «Лермонтов Листок»

Урок литературы в 6 классе № 28. Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. «Листок». Приём антитезы.

Цели:

Ожидаемые результаты:, Предметные:

Ученик научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные:, Познавательные:

уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Ход урока.

Организационный момент., Проверка домашнего задания., Работа по теме урока., Мотивационно-целевой этап., Равнодушие – самая страшная болезнь души.

Алексис де Токвиль (фр. Полит. Деятель 19 века, министр иностранных дел Франции (1849 г.)

Ход урока

Ребята, к сегодняшнему разговору меня подтолкнула ситуация, свидетелями которой стали мы с одной из моих коллег, оказавшись на одной из улиц нашего города. Наше внимание привлекла одинокая, очень бедно одетая старушка с большими голубыми глазами. Она стояла, переминаясь с ноги на ногу у входа в торговый центр. В ее руке — несколько букетиков простеньких полевых цветов. Старушка ничего не говорила, лишь робко протягивала букет в сторону бурлящего потока граждан, который, казалось, вот-вот снесёт её. Никто из прохожих не спешил купить дары полей. И тут раздался громкий неприятный голос: «Господи! Ну достала уже! Опять стоит, путается под ногами. И откуда ты только берёшь их каждый день?!» Высокая брюнетка бросила эти слова в лицо беззащитной старушки и тут же умчалась. Она растворилась в толпе, а слова её глубоким шрамом остались в душе неудачливой продавщицы. Чтобы как-то смягчить ситуацию, кто-то стал успокаивать старушку словами, мы с коллегой купили по букетику, какой-то молодой человек тоже достал деньги взамен на цветы… А из глаз старушки медленно стекали слезы – крупные, обжигающие, старушечьи слёзы. «Спасибо, спасибо!», — говорила она, пытаясь улыбаться в ответ на человеческую доброту, которая, как мне кажется, должна жить среди людей.

К сожалению, можно отметить огромный дефицит внимания друг к другу, нехватку, а порой и полное отсутствие простого человеческого участия. Мы видим, с какой радостью наблюдает ребёнок за мучениями котёнка, к хвосту которого кто-то прицепил консервную банку, — и спокойно проходим мимо. Мы видим, как мальчишки ломают ветви деревьев, чтобы изготовить свою любимую игрушку-рогатку, — и снова молчим… Преступно мало мы говорим об уважении, сострадании, совести. И в этом, наверное, одна из причин того, что в мире есть место подлости, эгоизму, равнодушию, душевной глухоте. Однако нельзя сказать, что эти проблемы не волнуют умы человечества. Одним из активных обличителей перечисленных пороков общества был и остаётся М. Ю. Лермонтов. Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над его стихотворением «Листок». Это стихотворение многоплановое. В нем поднимается сразу несколько проблем.

15 стр., 7456 слов

По стихотворению лермонтова листок 6 класс

... своей жизни, Лермонтов написал стихотворение «Листок». Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету ... погадить. Жанр стихотворения и средства выразительности По жанру стихотворение «Листок» является элегией. В нем присутствуют грусть, переживания лирического героя, одиночество, безысходность. Стихотворение певуче и ...

Чтение стихотворения. Фонохрестоматия.Работа со схемой «Компоненты анализа поэтического произведения».

Анализ стихотворения.

— Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение? (жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…) — Все наши ответы складываются вокруг двух образов. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что это центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникли определенные противоречия. Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой? (Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.) — Каким термином называется в литературе столкновение взглядов, идей, поведения?

(Конфликт)

-Наличие конфликта предполагает, как правило, деление героев на 2 группы. На какие? (Положительные и отрицательные) — Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным? — Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир. Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность?

Внешность чинары великолепна

: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами, тянутся до самого неба.

Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял., Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру

– пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства, брезглива, надменна, равнодушна.

Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир

«Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других., Вывод: С чем ассоциируются образы листка и чинары? Запись в тетрадь.

Чинара –олицетворение молодости, красоты и радости. Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски.

Физкультминутка.

— Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что образы листка и чинары получились очень выразительными, выпуклыми, живыми. Достичь этого может только настоящий мастер слова, в совершенстве владеющий секретами использования художественных средств изобразительности. Давайте понаблюдаем, какими

художественными приемами

пользуется в своем стихотворении Лермонтов.

Записи в тетрадь.

Прием антитезы.

Антитеза – противопоставление- антонимы.

2 стр., 873 слов

По стихотворению Лермонтова Листок 6 класс

... протяжении всего произведения. И очень сильно переплетается с темой одиночества. ` По стихотворению Листок Популярные сочинения В своем произведении Бедная Лиза Н. М. Карамзин затрагивает множество тем, ... произведения можно назвать развязкой. Чинара говорит свое решение: она прогоняет листок из райской земли. Надежда листка на успокоение рушится, а жизнь чинары продолжается. В конце произведения ...

Подведение итогов.

Вспоминается ещё одно стихотворение Лермонтова — «Нищий»:

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Строки, не требующие комментария!..

(Обращение к эпиграфу

Равнодушие – злейший враг всего живого. Всё на свете нуждается в добром отношении, во внимании и заботе. Иначе …

— Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?!Задавание домашнего задания.

1.

Написать миниатюру на тему

«Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок? «Какова дальнейшая жизнь листка?» «Можно ли листок назвать сильным?» 2.

Выучить стихотворение наизусть

Тема

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам».

Краткий анализ стиха «Листок» Лермонтов , Вариант 1

Это произведение относят к последнему периоду жизни и творчества автора. Оно было написано за несколько месяцев до гибели поэта в 1841 году. И эту работу в некотором смысле можно отнести к автобиографичной.

Стихотворение “Листок” наполнено метафорами, взять пример того, как Лермонтов сравнивает себя с листом дуба, которая была оторвана от родной ветки и брошена в странствия. В сюжете главную роль занимает человек, который одинок и не может обрести покой.

2 стр., 769 слов

«Сердце в будущем живет;» (по стихотворению Пушкина «Если жизнь тебя обманет;»)

... И получить совет, найти поддержку, увидеть правильный путь. Вот и теперь, прочитав стихотворение «Если жизнь тебя обманет…», я удивляюсь и восхищаюсь одновременно: сколько великой мудрости заложено в этих нескольких ... бесконечно. И всего, что бы мы о нем ни сказали, будет мало. Пушкин — это целый мир, огромный, уникальный, неповторимый. Его творчество настолько велико и многогранно, ...

Это произведение можно отнести к философской лирике, а главной темой выделить поиск самого себя, тепла, свободы и спокойствия. Автор пишет о том, что листок держит свой путь на юг, этим же подчеркивает то, что сам он был с Кавказа.

Лист в стихотворении играет роль одинокого человека, который не может обрести спокойствие в реальном мире. В итоге мы видим, что все надежды на покой и счастье были разрушены. Последние слова в произведении подчеркивают трагичность жизни листка. Итог печален, главного героя в любом случае ждет смерть и одиночные скитания.

Вариант 2

Стихотворение «Листок» Лермонтова – об одиночестве и непонимании. Его главный герой, сорвавшийся с дуба листок, мучимый ветром и жарой, не найдёт нигде покоя. Уже давно он гоним мучительной бурей. И вот, наконец, его прибило к другому дереву – чинаре, растущей у самого Чёрного моря.

Её листья ветер ласкает. На ветвях – райские птицы, поющие свои сказки. Казалось бы, дубовый листок обрёл покой, пусть и временный. Листок молит чинару о пристанище. Он рассказывает ей о своей нелёгкой судьбе, судьбе странника. Всё, чего он просит – места рядом с её листьями. В благодарность листок будет рассказывать ей истории мудрёные и чудные, которых он знает много.

Но чинара глуха к мольбам. Она пресыщена негой жизни. Её слух утомили даже песни райских птиц. Чинара говорит листку: ты не чета моим сынам, моим листьям, зелёным и свежим. Истории твои мне тоже не нужны. Иди прочь, я тебя не знаю! И чинара услаждается своим выгодным положением. Она раскинула ветви, она для солнца цветёт и блистает, а корни её умываются холодным морем. Вот оно счастье. Но оно не дубовому листку.

Финал стихотворения остаётся открытым. Что сказал листок надменной чинаре, читателю не показывается. Что с ним будет дальше, неизвестно. Возможно, его ждёт гибель, а может быть, скитания продолжатся. Но в любом случае не будет ничего хорошего.

В «Листке» использованы различные художественные приёмы. Например, ассонанс – повторение гласных «о» и «а», использование парной женской рифмы. Размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка – смежная и перекрёстная.

«Листок» носит автобиографический характер. Дубовый лист принесло к югу, как Лермонтова сослали на Кавказ. Написано это стихотворение было после двухмесячного отпуска в Петербурге. А опубликовано оно было в «Отечественных записках» в 1843 году уже после смерти поэта.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Ключевую роль играет метафора : «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара». Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные». Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

7 стр., 3051 слов

По стихотворению Лермонтова Листок 6 класс

... жизни листка. Итог печален, главного героя в любом случае ждет смерть и одиночные скитания. Анализ Стихотворения Лермонтова «Листок» Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым ... четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о ...

Анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)

О чем расскажет нам анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)? Пожалуй, о многом и, в первую очередь, при внимательном разборе можно увидеть между строк биографию самого автора, а также его личную трагедию, которая сопровождала поэта до конца его дней.

«Листок» родилось в 1841 году, незадолго до смерти Лермонтова, поэтому его наряду с другими похожими произведениями можно считать своеобразным поэтическим завещанием, жизненным итогом. В стихотворении есть и факты из жизни писателя. Так, мы читаем о море, а ведь именно после посещения Кавказа, родились эти прекрасные, но грустные строки.

Тема стихотворения «Листок» – это излюбленная Лермонтовым тема одиночества. Всю свою жизнь поэт скитался так же, как и дубовый листок, в поисках родственной души. Но, увы, как листок не приняла горделивая чинара, так и автор при жизни был не понят и не принят обществом. Наверное, поэтому основной мыслью стихотворения можно считать невозможность человека быть счастливым на земле.

«Листок» – стихотворение зрелого периода творчества Лермонтова. Это можно утверждать, даже не зная даты создания, ведь в стихах молодого поэта читался бунтарский дух, непризнание покоя как оплота счастья. Совсем о другом читаем мы в стихотворении «Листок». Лирический герой, дубовый листок, ищет пристанища, а значит, покоя. И хотя напрямую об этом в стихотворении и не написано, мы можем понять это благодаря композиции, которую можно разделить на две части.

Первая часть повествует нам об истории дубового листочка, оторвавшегося от ветки и вынужденного скитаться по свету. Одинокий, без защиты родного дерева, он преодолел нелегкий и долгий путь, полный холода, зноя и горя. В первых двух четверостишиях узнает читатель о глубокой душеной ране дубового листка. Это понятно из того, как пишет автор об этом. «Оторвался от ветки родимой» – сколько горя в этих словах! Это все равно что отнять у человека семью, самых близких, выгнать из дома, где было хорошо и спокойно. И на смену родимой ветке пришла «жестокая буря», которая гнала прочь от дома листок.

И вот после долгих скитаний листок, уже пожелтевший и засохший от непогод и горя, долетает до Черного моря, где ему встречается молодая чинара. Листочку кажется это место настоящим раем, ведь ласковое солнце и сочная зелень чинары так сильно отличаются от его «суровой отчизны», прогнавшей его из дома. Но оказалось, что счастливой чинаре не нужен жалкий странник. «Ты пылен и желт…», – говорит она страннику. И в этом коротком предложении узнает читатель жестокость человеческого общества. А ведь и правда, довольному и сытому человеку часто не хочется брать на себя заботу о слабом и страдающем. И наверное, в этом заключается трагедия самого автора, которого больно ранило непонимание людей вокруг. Поэтому и Лермонтов так и не смог найти приют для своей страдающей души.

Последние строки стихотворения – это пренебрежительные слова заносчивой чинары. Финал его выглядит незаконченным, но читателю несложно догадаться, что ждет впереди главного героя. Бесконечное одиночество – вот удел пожелтевшего от тоски листка. Открытая концовка позволяет нам самим домыслить и пофилософствовать о жизни.

5 стр., 2368 слов

План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова

... красот живой природы, исключительно в единстве с ней. План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; литературно-критическая статья. Содержание — творческая работа логического плана на литературную ...

Тему стихотворения автору помогают раскрыть многочисленные средства художественной выразительности. Яркие эпитеты «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» делают образы стихотворения более выразительными, а метафоры «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» помогают нам более эмоционально воспринимать идею поэта.

Есть в стихотворении и ассонанс «о», «а», который вместе с пятистопным амфибрахием создают нужное грустное настроение.

«Листок», как и некоторые другие поздние стихотворения Лермонтова, были напечатаны только после его смерти. Судьбу главного героя можно считать отражением судьбы самого автора. Он так же всю жизнь был чужим среди людей, одиноким в толпе. И даже многое из его творчества при жизни писателя так и не было принято современниками. «Листок» – это бессмертный шедевр Лермонтова, из которого даже спустя столетия читатель может понять и прочувствовать душевное состояние одного из самых великих и талантливых русских поэтов.