Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. 9-й класс

Кол-во минут на уроке

Вводная часть

1-2 урока

Знакомство со структурой модуля.

Определение целей и задач, стоящих пред каждым учеником

Проблемная лекция на основе опорной схемы-конспекта.

10 мин.

110 мин.

Диалогическая часть

3 урок

Люди и страсти (инсценирование отдельных сцен).

Мистическое в творчестве Лермонтова (Демон, Вадим, Штос) Семинар.

20 мин.

25 мин.

4 урок

Гражданская и вольнолюбивая лирика Лермонтова.

Обучающая игра «Генерация идей» («Что, где, когда?»).

45 мин.

5 урок

Тема любви в лирике Лермонтова. Тема поэта и поэзии.

Обучающая игра «Дотошный ученик»

45 мин.

6 урок

Печорин в системе художественных образов романа.

Обучающая игра «Путешествие»

45 мин.

7 урок

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

Урок взаимообучения.

45 мин.

8 урок

Своеобразие раскрытия образа Печерина.

Индивидуально-групповая форма работы

45 мин.

9 урок

Нравственная проблематика романа.

Обучающая игра «Аукцион»

45 мин.

10 урок

Урок-концерт

45 мин.

Итоговая часть

11-12 урок

Сочинение (изложение)

2 часа

Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова.

(По статье Д.С Мережковского)

М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841 гг) – великий поэт, прозаик, драматург, талантливый живописец и скульптор, спортсмен, шахматист, способный музыкант. Его творчество – высшая точка развития русской поэзии после пушкинского периода. Творчество Лермонтова отразило новый этап эволюции общественного сознания. Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до «Героя нашего времени» – продолжалась неполных тринадцать лет (1828 – 1840 г), за которые им было написано более 400 стихотворений, 6 драм, около 30 поэм, 3 романа. В.Г. Белинский дал такую оценку М.Ю. Лермонтову: «Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни ; он глубоко знаком и с внутреннем миром души…»

Ребята, хочу обратить ваше внимание на слова «…отразило новый этап эволюции общественного сознания», а также «…прошедшее и настоящее русской жизни;…». Старое и новое, прошедшее и настоящее – это уже противоречия как в творчестве так и в жизни. Вся недолгая жизнь М.Ю. Лермонтова состояла из противоречий между внешней и внутренней его жизнью. Эта раздвоенность его души постоянно прослеживается в воспоминаниях его современников, в этом вы убедились, работая с учебником. Сегодня мы с вами рассмотрим два взгляда на жизнь и творчество Лермонтова – Д.С. Мережковского и В. Соловьева. Статья Д.С. Мережковского была ответом на статью В Соловьева, где Соловьев пишет, что зло окончательно победило добро в душе Лермонтова. И так, статья Д.С Мережковского «М.Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества» состоит из восьми частей…

Часть I.

1. Почему детская любовь к М.Ю. Лермонтову у Д.С. Мережковского сильнее, за что любит маленький Мережковский М.Ю. Лермонтова?

Основная мысль I части: почему пушкинское влияние в русской литературе кажется почти всем, лермонтовское – почти ничем?

«По небу, по луночи», «Из пламя и света».

Сравнительная таблица творчества поэтов

2. Лермонтов – такой же ребенок, как я.

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог.

3. Я вспомню детские молитвы М.Ю. Лермонтова

4. Лермонтов – ночное светило русской поэзии.

Лермонтов – действие.

5. Лермонтов – пророк.

2. Пушкин – взрослый. Трезв, точен, верен действительности.

Последняя туча рассеянной бури,

Одна ты несешься по ясной лазури.

3. И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять, – это примирение холодное, жестокое.

4. Пушкин – дневное светило русской поэзии.

Пушкин – созерцание.

5. Пушкин – поэт-жрец

Глаголом жги сердца людей.

В жизни один, в творчестве к людям, пусть не доходит, но идет, путь ненавидит, но не бесстрастен.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы. Поэт – кинжал, «спутник героев». Для Лермонтова – гибель поэта, ржавчина клинка.

6. У Лермонтова поэзия к жизни, созерцание к действию.

Подите прочь! Какое дело Поэту мирному до вас?

Жертва Богу – жизнь людей. Ты – царь, живи один. (В жизни на людях, но в творчестве один.

Не для битв мы рождены.

Созерцание, отречение от действия для Пушкина спасение.

6. У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию.

7. Пушкинская чара усыпляет буйную стихию Лермонтова

И на бунтующие волны, льет усмирительный елей.

Вывод: лермонтовская действенность вечно борется с пушкинской созерцательностью, вечно ею побеждается.

Вот одна из причин того, что пушкинское влияние в русской литературе кажется почти всем, лермонтовское – почти ничем.

Часть II.

Как к данной проблеме относится В Соловьев?

1. Сверхчеловечество – ложно понятое, превратное богочеловечество. М.Ю. Лермонтов не понял своего призвания «быть могучим вождем людей на пути к сверхчеловечеству» истинному, т.е. к богочеловечеству, к христианству, и потому погиб. Христианство же не понял, потому что не захотел смириться. А «кто не может подняться и не хочет смириться, тот сам себя обрекает на неизбежную гибель».

Вывод: В. Соловьев считает, что вся сущность поэзии М.Ю. Лермонтова есть не что иное как демонизм. О. Матвей советовал Гоголю сжечь свои писания, Соловьев почти то же советует нам сделать с писаниями Лермонтова.

Эта глухая ненависть, которая преследовала Лермонтова всю жизнь. (Заполните таблицу, используйте страницу 8, дидактического материала)

Часть III.

Откуда же такая ненависть? «Смирись, гордый человек!» – Достоевский. Если кто-то из русских писателей начинал бунтовать, то разве только для того, чтобы тотчас же покаяться (приведите примеры, страница 9 дидактический материал).

И вот один-единственный человек в русской литературе, до конца не смирившийся – Лермонтов.

Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в мир отвлеченных мечтаний «И нет в душе довольно власти – люблю мучения земли». (16 мая 1830 год).

«Выхожу один я на дорогу».

Творческая индивидуальность М.Ю. Лермонтова не ограничивается поэтическим гением. Лермонтов был незаурядным художником. Несомненно ему было свойственно именно живописное видение мира. В своих литературных произведениях он нередко прибегает к законам композиции пространственных искусств. С большим мастерством передает Лермонтов движение. Яркий, уверенный, темпераментный штрих и экспрессия, создающая впечатление живого трепета натуры, усиливают динамичность изображения и свидетельствуют о подлинной одаренности Лермонтова.

Часть IV , посвящена следующим вопросам:

  • Какой великий и могучий дух! В.Г. Белинский.
  • «Я на деле заготавливаю материалы для моих сочинений», – сказал Лермонтов однажды самой жертве.
  • Как же это соединялось с пошлостью? Скот Чурбанов с «великим и могучим духом?» Хулиган с Ангелом?
  • «В Лермонтове было два человека,» – говорит близко знавшее его лицо. «…одна половина души моей высохла, умерла, я ее отрезал и бросил, …» – говорит Печорин.

Задание для учащихся.

Вопрос: откуда же это раздвоение.

Часть V.

1. Произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против Дракона; и Дракон и Ангелы его воевали против них; но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий Дракон.

2. Гностическая легенда об отношении земного мира к этой небесной войне, упоминается Данте в «Божественной комедии».

3. Пересказ легенды (дидактический материал).

4. «Я счет своих лет потерял», – говорит пятнадцатилетний мальчик. «Веков бесплодных ряд унылый» воспоминания земного прошлого сливается у Лермонтова с воспоминанием о прошлой вечности: «И я счет своих лет потерял, И крылья забвенья ловлю. Как я сердце унесть бы им дал, Как бы вечность им бросил мою!»

Так же просто, как другие люди говорят: моя жизнь, – Лермонтов говорит: моя вечность. Воспоминания, забвения – таковы две главные стихии в творчестве Лермонтова. «О, когда я мог забыть, что незабвенно!…», – говорит пятнадцатилетний мальчик и в последствии повторяет почти теми же словами от лица Демона:

Забыть? Забвенья не дал Бог.

Да он и не взял бы забвенья.

Он мучается от своего прошлого опыта и хочет забыть то вечное, о чем он знает: «Спастись от думы неизбежной И незабвенное забыть!…»

«Незабвенное» – прошлое – вечное.

5. Как пример, можно привести зарубежный фильм «Падший ангел 3».

6. Песня матери – песня Ангела:

И голос той песни в душе молодой

Остался без слов, но живой…

Вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности.

Другие художники, глядя на свое создание, чувствуют: это прекрасно, потому что этого еще никогда не было. – Лермонтов чувствует: это прекрасно, потому что это было всегда.

Часть VI.

1. Согласны ли вы с утверждением Д.С. Мережковского, что Лермонтов мстит миру за то, что сам не от мира сего; мстит людям за то, что сам «не совсем человек»?

2. Заполните таблицу, используя текст дидактического материала, страница 18-20.

Кажется, Лермонтов сам, если не осознавал ясно, то более или менее смутно чувствовал в себе это «не совсем человеческое», чудесное или чудовищное, что надо скрывать от людей, потому что люди этого не прощают. Отсюда бесконечная замкнутость, отчужденность от людей. Мстит людям за то, что сам «не совсем человек».

Все пошлости Лермонтова, ни что иное как желание, что бы о нем думали «да это вовсе не великий, а самый обыкновенный человек». Самое тяжелое, «роковое» в судьбе Лермонтова не окончательное торжество зла над добром, как думает В. Соловьев, а бесконечное раздвоение, колебание воли, смешение добра и зла, света и тьмы.