Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума

Сочинение

Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.

Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема — раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одним из самых ярких является стихотворение «Дума» (1838).

Оно обращено к современности поэта. В образе лирического героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.

Можно сказать, «Дума» — сгусток мыслей и чувств Лермонтова, развитых в его поздней лирике, поэмах и романе «Герой нашего времени». В стихотворении говорится обо всех важных сторонах жизни современников: об их месте в обществе, о нравственном облике и психологии. Но лирический герой «Думы» — не равнодушный и бесстрастный судья. Важная особенность стихотворения заключается в том, что размышления о современниках — это и процесс осознания лирическим героем своего истинного положения в мире. Его мысль движется от элегических интонаций печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Лирический герой осознает, что его личная судьба такова же, как и судьба всего поколения. Получается, что поэт судит свое поколение, но одновременно и о самом себе говорит в тоне сурового самоосуждения и самоиронии:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтов не только оценивает свое поколение, но и вспоминает о предшествующем — «отцах», которые не смогли ничего оставить своим детям, отказавшись от своих прежних убеждений, посчитав их «ошибками». Поэт говорит и о будущем поколении — «потомках», которые с горечью и презрением будут вспоминать об «отцах»:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

4 стр., 1575 слов

Автор и герой в лирическом тексте Шарля Бодлера ‘Альбатрос’

... героя. . Автор и герой в лирическом тексте И действительно: в стихотворении «Альбатрос» автор говорил о поэте в мире людей. В ... стихотворение «Альбатрос» [3,2], которое также входит в сборник «Цветы зла». Мне помогли работы исследователей о Шарле Бодлере, великом поэте и критике. Произведение было написано ... творческим человеком. В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца, но год спустя его мать вышла ...

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Но главное внимание Лермонтов уделил, как мне кажется, духовному облику современников. Он подчеркнул бесцельность и бессмысленность существования людей, чья жизнь — «ровный путь без цели», «пир на празднике чужом». Это люди без будущего, которые пройдут над миром без «шума и следа»: после них не останется ни новых идей, ни новых дел. Грядущее для этих людей «иль пусто, иль темно». Лермонтов говорит о своем поколении как о «толпе угрюмой и скоро позабытой», не способной радоваться жизни, смеющейся над прошлым и не верящей в будущее.

Главное, на мой взгляд, в общественной характеристике этого поколения — отчужденность людей друг от друга. Каждый человек одинок, замкнут, равнодушен к тому, что происходит в обществе:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Эти люди не могут открыто протестовать, а тем более бороться с существующим миропорядком. Лермонтов показывает равнодушие своих современников к нравственности. Они не различают добра и зла, что сам поэт считает «позорным». Отбросив фальшивую мораль большинства, они полагают, что нравственности вообще не существует.

В «Думе» дана замечательная характеристика психологии современного поколения. Прежде всего, Лермонтов пишет о том, что это поколение рационалистов. Тяга к знаниям и сомнение — двигатель познания — всегда были благом для людей, но поэт подчеркивает, что для его современников это уже не благо, а зло. Ведь практического значения их размышления о мире и людях не имеют. Ум современников иссушен «наукою бесплодной». Они не доверяют своим чувствам, видя в них только «зарытый скупостью и бесполезный клад», изнемогают «под бременем познанья и сомненья».

Лермонтовское поколение не способно на глубокие чувства. Ни ненависть, ни любовь не могут по-настоящему овладеть душой этих людей. В их крови «огонь кипит», но в душах — «холод тайный «, так как истинные чувства для них закрыты. Поэтому ни поэзия, ни искусство не в состоянии расшевелить их ум «восторгом сладостным».

Но, что особенно важно, в «Думе» поэт не ограничился беспощадными и горькими оценками современников. Он показал, что не только они виноваты в бесцельности их жизни. «Дума» — это обвинительный акт обществу, превратившему умных людей, интеллектуальную элиту страны в подобие манекенов, которым скучно в жизни, скучно с самими собой.