Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы в духовной жизни человека (литература, )?​. Роль литературы в жизни человека: аргументы

Сочинение

Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:

  • каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
  • богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
  • богословская литература (теологические трактаты);
  • учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
  • религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
  • религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.

Самые популярные книги на духовную тематику

Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,

Духовно-художественная литература — именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: «Война и мир» Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, из зарубежной литературы — романы Эрнеста Хэмингуэя («По ком звонит колокол», «Старик и море»), а также Данте («Божественная Комедия»), Эрих Мария Ремарк и др.

Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?

Роль художественной литературы в жизни человека

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/

Именно благодаря художественным произведениям человек, прежде всего, начинает свое становление как личность: мы начинаем понимать, в чем состоит разница между добром и злом, как происходят взаимоотношения в обществе, что собой представляет внутренний мир людей.

2 стр., 898 слов

Роль литературы в жизни человека итоговое

... и холодным. 11 класс. Итоговое декабрьское Также читают: Картинка к сочинению Роль литературы в жизни человека Популярные сегодня темы Тыбурций и судья – два персонажа одного ... Книги учат доброму и заставляют человека пересмотреть свои нравственные устои и взгляды. Для некоторых герои из книг становятся идеалами для подражания. Поэтому важно в период становления личности увлекаться той литературой, ...

Благодаря таким художественным произведениям, как былины, эпос и мифы, мы знакомимся с историческим прошлым народа, его вековыми традициями. Трогательный мир поэтической лирики учит нас полноценно раскрывать свои чувства, не бояться выражать любовь к своей Отчизне.

Читая произведения с мотивами мистицизма, мы отправляемся в увлекательное путешествие вместе с таинственными героями, в котором вместе с ними раскрываем загадки окружающего мира.

Но не следует считать, что для сформировавшейся личности художественная литература теряет свою актуальность. На жизненном пути человек встречает множество препятствий, преодоление которых зачастую происходит благодаря руководству истинами, которые заложены авторами в художественной литературе. Такие произведения сопровождают человека всю жизнь – от младенчества до глубокой старости.

Роль духовной литературы в жизни современного человека

Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными — каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.

Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», — вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.

Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.

Значение духовной литературы в жизни человека, Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим.

(Евангелие от Луки; 4,4)

Значение книги в жизни каждого человека и всего общества в целом невозможно переоценить. Книга как источник знаний и опыта может серьёзно повлиять на мировоззрение человека, порождая глубокие чувства в душе человеческой и побуждая его к серьёзным размышлениям.

Но сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Любая книга – это не просто пассивный набор информации, но прежде всего определенный взгляд на действительность, принадлежащий автору книги: он формирует в своем уме некие представления о мире, знания, умения и, передавая эти знания и умения, делится своими мыслями, своим опытом с другими. И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

3 стр., 1001 слов

Что читают наши дети? Отчет о региональном этапе конкурса «С книгой по жизни»

... общеобразовательная школа». Информация о конкурсе «С книгой по жизни» размещалась на сайте ПОИПКРО: Работы победителей Конкурса отправлены на всероссийский уровень. Итоги Межрегионального конкурса сочинений «С книгой по жизни» буду подведены и объявлены только в ...

Мостиком к духовной литературе, безусловно, может стать классическая, и в первую очередь русская, литература. Здесь уместно вспомнить о том, что Православие и вообще христианство сыграло в становлении русской литературы одну из главных, если не основную роль.

Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность).

Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа и государства. Составленный византийскими монахами – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием — кириллический алфавит быстро распространился по всей территории восточных славян. Но святые Кирилл и Мефодий дали России не только письменный язык, но и перевели на церковно-славянский язык книги, необходимые для богослужения: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Эти книги сыграли большую роль в воспитании характера русского человека.

Вследствие данных исторических событий вся русская классическая литература напитана светом высоких истин Православия. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. В произведениях великих русских писателей и поэтов перед читателем часто ставятся вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая мощнейшей силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Для многих людей актуальность богословских вопросов стала очевидной благодаря русской классической литературе.

Однако для того, чтобы человек мог понять правду о самом себе, ему необходимо чтение именно духовной литературы – и прежде всего Святого Евангелия и святоотеческих трудов. Именно в этих книгах, по вдохновенному признанию православного духовного писателя и философа Н.Е. Пестова «как в драгоценном сосуде, более всего собрана истина. Кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною»

(Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», том второй).

«Без чтения душно и душа голодает»

  • Ему же принадлежит замечание:

«Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись»

(Завет святителя Феофана Затворника о чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг).

Духовные книги — это лучшие друзья человека, его руководители, воспитатели и наставники. Их необходимо читать, перечитывать, изучать. В таких книгах нам открывается бесценный опыт святых — носителей Святого Духа Божия, героев духа, совести и стойкости.

Перед человеком, изучающим духовную литературу и применяющим ее истины в своей личной жизни, открывается как бы третье измерение мира. Он начинает смотреть на окружающий его мир с точки зрения добра и зла и таким образом видит другую, до этого смутно различаемую сторону жизни. Все яснее становится понимание причин поступков – как своих собственных, так и других людей — и влияние их последствий на жизнь человека и на его окружение. Поэтому хорошая духовная библиотека во все времена являлась наиболее ценным на земле сокровищем, на приобретение которого думающие люди не жалели ни средств, ни времени.

5 стр., 2494 слов

Материальная культура раннего периода. Начало русской литературы: ...

... исследователи, были реальные люди, входившие в состав княжеских дружин и воспевавшие походы князей, подвиги их воинов. С возникновением письменной литературы фольклор не иссяк и не исчез из русской культуры, скорее ... с различными захватчиками. Древнерусский фольклор и летописи сохранили не только тексты, но и имена первых сказителей, чьи рассказы передавались из уст в уста. В “Слове о полку Игореве” ...

Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней. Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых Православной Церкви.

«поскольку знание об истине — это не то, что знание истины»

В завершение вновь приведем слова Н.Е. Пестова, написанные им о сокровище истины, содержащемся в духовных книгах:

«Истина — благая и радостная — есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодрящие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее.

Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения.

Вместе с тем глубоко воспринятая истина не может оставаться бездейственной: она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить».

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

2 стр., 593 слов

«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)

... него была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери - Татьяна и Наталья. Желание писать у ... рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений - отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к поэту ... политехнический институт по специальности "Радиотехника", затем работал на почтовом ящике в отделе микроэлектроники начальником комплексной лаборатории. ...

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Чтение — важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание — написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

Вариант 2

Проходят года, столетия и тысячелетия, исчезают целые цивилизации, одно за другим делаются научные открытия и совершаются гениальные технические изобретения, но даже в век интенсивного развития новейших информационных технологий литература продолжает играть важную роль в жизни людей. Она не только является частичкой культуры, то есть искусством слова, но и уникальным средством преодоления временных границ и огромных расстояний, терпеливым наставником, который учит различать добро и зло, правду и ложь, верность и предательство, настоящую любовь и банального увлечение.

7 стр., 3119 слов

По зарубежной литературе Человек и природа

... Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами. Человек и природа в современной литературе ... человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не ... человека с природой. Эссе Человек и природа в русской литературе ... роман, написанный ...

Родилась же литература очень давно. Ведь когда-то, чтобы увидеть какое-то чудо или испытать определённые эмоции, необходимо было очутиться непосредственно на месте событий. И человечество создало книги. Благодаря им у каждого появилась возможность познакомиться с различными героями, экзотическими странами и традициями народов, перенестись в сказочные дали и времена, существующие лишь в воображении авторов.

Именно через литературу из поколения в поколение начали передаваться моральные и духовные ценности, разнообразные знания. Она способствовала и способствует сближению людей. Ведь сколько конфликтов и войн вспыхнуло из-за обычных недоразумений или пустяковых разногласий. А литературные источники помогают формированию толерантного отношения к взглядам и утверждениям представителей разных народностей и религий. Они прививают эстетический вкус, позволяющий изменять окружающую действительность за законами гармонии и красоты, подсказывают, как любить и быть любимыми.

Литература дарит особое гедонистическое наслаждение, испытываемое от процесса чтения и осознания прочитанного. Ещё великий Аристотель считал, что читая высокохудожественные произведения, человек становиться лучше, словно очищает собственную душу. Он впитывает в себя по каплям мудрость, которую они дарят.

Мы обращаемся к книгам не только тогда, когда хотим с пользой провести свой досуг или узнать о чём-нибудь интересном, расширить словарный запас или блеснуть эрудицией, но и в те минуты, когда требуется совет или нужно принять правильное решение, когда ощущаем себя одинокой песчинкой в большом житейском море, переполненном проблемами. В них скрыта неисчерпаемая энергия, которая делает человека смелым, стойким, сильным, благородным, милосердным. Без литературы мир был бы угрюмым и серым, чужим и холодным.

11 класс. Итоговое декабрьское

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека — это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное — та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

Статья «Роль классической литературы в жизни современного общества»

Роль классической литературы в жизни современного общества

Роль литературы в жизни современного общества трудно оценить. Она сопровождает нас с рождения до глубокой старости, испокон веков являясь величайшим источником мудрости, силы, вдохновения. В поисках совета или ответа на мучающий вопрос, люди всегда обращались к книге, как к самому надежному другу и помощнику. Художественная литература живет не только в школе, на уроках литературы, — она в гуще каждодневных событий, она значительная, притом яркая частица самой жизни. Разверните газетный лист, откройте журнал – и вы увидите, что наиболее выразительные, впечатляющие слова и выражения в них взяты из литературы.

3 стр., 1122 слов

Проблема влияния массовой литературы на людей

... хочу сказать, что можно читать массовую литературу для удовольствия, когда хочется отдохнуть от мира, проблем, но забывать и полностью убирать из своей жизни высокое искусство Р - не стоит. ... И не только в отпуск, а на моральную пенсию, что еще страшнее. Автор считает, что массовая литература, которую создают люди, далекие от настоящего искусства, может привести к тому, что ...

Как же происходит наше знакомство с литературой? Через сказки. С самого раннего детства веселый колобок и курочка Ряба – наши лучшие друзья. Взрослея, мы начинаем больше понимать в окружающем нас мире, и тогда к нам приходит Андерсен, мудрый человек, сумевший пронести сквозь трудную, полную унижений жизнь детски чистую душу. Как мы плачем над судьбой Русалочки! Как жаль нам благородного Оловянного солдатика! Как любим мы маленькую, но очень сильную Герду! У Андерсена сказки – это сама жизнь, немного переделанная для того, чтобы могли понять дети.

Через Андерсена многие и переходят во взрослую литературу. К ней отношение у всех разное. Да это и понятно. Мы начинаем её читать в самый сложный возраст, когда нам одиннадцать-двенадцать лет. В этот период все почти увлекаются приключенческой литературой. Герои этих книг привлекают нас честностью, смелостью, благородством, умением по-настоящему дружить, следовать данному слову. Неудивительно, что у многих из нас это увлечение остается на всю жизнь.

Однако есть и те, кто считает, что литература изжила себя, утратила былую актуальность. Все чаще они обращаются к телевидению и интернет -ресурсам, как к самому достоверному источнику информации, все реже читают книги.

Конечно, классическая литература многое дает: она вселяет в нас веру в настоящих людей, заставляет преклоняться перед мужеством и благородством, чего не скажешь о многих современных книгах («однодневной» литературе), в частности современные детективы с огромным количеством убийств, по-моему, ничего не дают, и чтение их – напрасная трата времени. Литература настоящая, классическая, должна нас заставлять думать, размышлять о жизни, о взаимоотношениях людей, о нашем месте в жизни. Она воспитывает в нас такие важные качества, как: решимость, настойчивость, смелость, веру в любовь и в невозможное. Я за ту литературу, которая добрая, богатая мыслями и чувствами. Всеми этими качествами обладает классическая литература: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой, Некрасов. Произведения этих авторов будоражат ум, не оставляют никого равнодушным, заставляют думать и размышлять, воспринимать и оценивать.

Ещё выше подняли её писатели и поэты 20 века: Горький, Блок, Маяковский, Шолохов, Солженицын, Распутин, Астафьев. Всегда с большим удовольствием читаешь их произведения и притом получаешь очень многое, учишься. Такая глубина мыслей и чувств, такое все настоящее и живое!

Увлечение литературой у меня самое сильное. И сейчас особенно остро замечаешь, что без литературы плохо: мысли какие-то неинтересные, да и соображаешь как-то медленнее. Очень многое в жизни зависит от нас самих, а для того чтобы не опуститься, мы должны многое знать и уметь, а чтобы что-то знать и уметь, нужно учиться, и учиться на примерах классической литературы, потому что она – зеркало жизни, а жизнь – самый мудрый учитель.

2 стр., 957 слов

«Кино в жизни человека» — роль и значение в современном мире

... «Войны и мира» в 1966 году посмотрело 58 миллионов человек. Фильм стал лидером проката в СССР. Киноиндустрия сейчас Трудно переоценить роль кино в жизни человека, особенно сейчас, когда в эпоху интернета можно посмотреть ...

Что же я считаю главным в классической литературе? Она живая! Не застывшая, а все время меняющаяся. Это сама жизнь, положенная чудесными словами на бумагу.

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далекая и близкая.

Разве можно оставаться равнодушным, читая строчки Есенина? Нет, нельзя! Я не знаю, что нужно человеку для счастья, но в счастье обязательно должна быть литература, настоящая, большая, светлая.

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения — они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии — читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

Несколько интересных сочинений

  • Тропинин В.А.

    19-го марта 1776 г. в семье крепостного графа А. С. Минина родился Василий Андреевич Тропинин. Отец мальчика вольный человеком, управляющим поместья, а вот семья была крепостными селянами.В 1823 г. парень получил свободу.

  • Анализ рассказа Продкомиссар Шолохова

    Действия произведения «Продкомиссар» происходит в одной деревне, где находится огромное количество полей. И все их каждый год засеивают хлебом, потом его пропалывают, а потом время приходит его собирать и вот тут начинаются настоящие проблемы.

  • Анализ поэмы Василий Теркин Твардовского

    Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

  • Сочинение по картине (рисунок) Войско фараона в походе (описание)

    Передо мной иллюстрация одного из многих исторических сюжетов – поход войска фараона.

  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс

    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях

Художественная литература открывает перед нами неизведанный мир человеческих взаимоотношений, даёт более осознанно понять сущность человеческой личности, уяснить, как разрешится та или иная ситуация, кажущаяся тупиковой задачей. Это особый вид искусства, который отображает и подчёркивает суть всех эпох, дарит нам приятные часы во время чтения, учит нравственности, делает нас более морально устойчивыми, и, конечно же, повышает наш культурный уровень.

3 стр., 1368 слов

Роль телевидения в моей жизни. Роль телевидения в жизни современных людей

... языку: Телевидение в нашей жизни Топик по английскому языку: Телевидение в нашей жизни (TV in our life). Данный текст может быть использован в качестве презентации, проекта, рассказа, эссе, сочинения или сообщения на тему. Телевидение в современном ...

По-настоящему образованный человек непременно должен быть ознакомлен с главными произведениями в литературе, делая свои собственные выводы из прочитанных книг, которые несут большую ценность в формировании и развитии личности.

Литература призвана служить народу, она раскрывает проблемы прошлых лет, описывает события и людей, живших в прошлое время, повествует, какими мыслями и поступками они были наделены. Большое значение имеет, с какой точностью и правдивостью переданы нынешние времена, даря человеку возможность в своём воображении нарисовать картину будущей жизни.

Мы всем сердцем проникаемся к судьбе литературных героев, наблюдаем с искренним переживанием за ходом событий, и очень огорчаемся, узнав окончание, не совсем такое, как нам бы хотелось. Затем разум принимается рассуждать, почему именно так разрешилась ситуация, отчего герой поступили так, а не иначе? Имел ли он другой выход?

Из поколения в поколения с помощью литературных произведений бережно сохранялись знания, открывалась истина. Книги предназначены быть источником мудрости, верным ориентиром в жизни человека, а также выполнять воспитательную роль, являясь нашими наставниками и учителями.

Благодаря изучению литературы, я понял множество вещей, которые недоступны без чтения великих творений. Я обязательно делаю собственные выводы, прочитав произведение. А также всегда задаюсь вопросами, какую мораль удалось извлечь из прочитанной книги, и что она сумела во мне изменить в лучшую сторону.

Литература самым честным способом расширяет наш кругозор, одаривает большим словарным запасом, что важно при общении с людьми для того, чтобы сложить о себе оправданно и заслуженно достойное впечатление человека, умеющего грамотно, чётко, в некоторых случаях красноречиво изъясняться, правильно формируя мысли в слова.

Одни писатели учат нас посредством юмора, смешно описывая казусы, оголяя человеческую душу, и раскрывая пороки. Другие прививают нам любовь к окружающему миру, красотам природы, и призывают бережно к ней относиться. Третьи описывают страшные события, военные действия, перемежёванные с историями из человеческой жизни, четвёртые в присущей им манере пытаются дать ответ на вопрос о смысле земного существования.

Вполне вероятно, что писатель когда-то пережил серьёзные душевные терзания и посредством рассказа, новеллы, пьесы или романа стремился передать нам свои эмоции и опыт. Также дело обстоит и с поэзией, изучая которую к нам приходит понимание, что в момент написания испытывал автор, как он смотрел на мир, и каково было его внутреннее состояние. Мы подсознательно проникаемся болью, радостью, тревогами и переживаниями великих классиков литературы.

Я бы очень хотел, чтобы появлялись как можно больше новых авторов, которые имеют качественный взгляд на жизнь, являются талантливыми, имеющими авангардное мышление и достойную манеру изложения. Всё чаще на полках книжных магазинов можно встретить произведения современных писателей, книги которых только лишь пролистнув, понимаешь, что они написаны не на должном уровне, трудночитаемые и засоряющие литературу в высоком её понимании.

Каждый человек соприкасается с миром художественной литературы еще в период раннего детства. Не обладая навыками чтения, мы слушали сказки из уст наших родителей. Именно сказка играет роль перовой ступеньки на пути становления читателя. Затем, ознакомившись с азбукой, ребенок самостоятельно начинает воспроизводить текст любимых произведений, запомнившихся с раннего детства.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал — скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип — «все должно быть в меру».

Литература художественная и нехудожественная

Художественная литература приставляет собой один из разновидностей искусства. Она тесно взаимосвязана с другими видами искусства – театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Именно художественные произведения являются почвой для развития этих искусств.

Художественная литература охватывает такие жанровые виды как эпос, лирика, драма, лирический эпос.

Как мы уже поняли, рядом с художественной литературой существует и нехудожественная. Что представляет собой нехудожественная литература? Для этого достаточно вспомнить первую самостоятельно прочитанную вами книгу – букварь. Именно букварь является первым представителем нехудожественной литературы в жизни человека.

Нехудожественная литература – это учебная литература, с помощью которой мы познаем азы науки. В школьном возрасте – это учебники математики, грамматики, биологии, физики, в более взрослом – научные статьи, труды известных ученных, опираясь на которые мы приобретаем себе профессию.

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы — это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы — это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.

100 р

бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «…литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном. Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции. Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой» .

Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в. Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

«Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры русской литературы»

Тема:

«Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры русской литературы»

Цель:

познакомить учащихся с курсом литературы 9 класса, побудить к продолжению изучения литературы, показывая её роль в духовной жизни каждого человека, показать величие русской литературы как вида искусства; воспитание грамотного читателя.

ХОД УРОКА

I. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

9 класс, ребята, для многих из вас, видимо, будет завершающим школьным годом Начиная с 5 класса, вы приобщались к высокому нравственному и духовному миру литературы. Наверное, каждый из вас уже понял, что чтение художественных произведений — это неоценимый источник познания жизни, это часы большого наслаждения.

В 9 классе вы продолжите чтение и изучение шедевров родной литературы, которая раскроет вам героический подвиг художников слова, их самоотверженную борьбу за народ, за свободу человека.

Откроет нашу первую встречу величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Вы увидите перед собою русскую землю, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов кочевников, вы услышите повесть об Игоре-князе, ум которого ясен, а сердце отвагой горит, вы увидите, как лучшие сыны Руси великой бьются за землю свою. Вы задумаетесь над суровой действительностью далекого времени и поймете, почему автор «Слова», мудрый Боян, затеял эту песнь про поход князя Игоря на половцев.

От страниц древней литературы мы пойдем к литературе ХVIII века. На небосклоне этого периода зажгутся яркие звезды: Михаил Васильевич Ломоносов, ученый, поэт, «первый русский университет», по выражению А.С. Пушкина. Вы ощутите главное, что через Ломоносова проходит вся история государства Российского, в которой запечатлелись радости и горести, сила и щедрость народа нашего. Читая его оды, вы поймете, что они не только славят деяния Императрицы, но поют гимн наукам, призывают отроков дерзать во славу Российской земли. И вам обязательно захочется выучить эти слова.

Встреча с Гавриилом Романовичем Державиным будет краткой, но запоминающейся. Он пытался подсказать императрице Екатерине II, как надо править по законам и справедливости, борясь со злом, не унижая подданных.

Он прорвется к вам своими пронзительными, сердечными строками, и я думаю, что вы захотите открыть томик стихов ХVIII века, где на первых страницах — поэзия Державина.

А затем на литературном небосклоне ХVIII века вспыхнет особая звезда — «сатиры смелый властелин», «друг свободы» — Д. И. Фонвизин. Всей душой любивший родину, он свой девиз определит так:

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный, человек.

Образованный, смелый, живой человек, он восхитит вас своим остроумием. Вы побываете на премьере его комедии «Недоросль», которая в действительности состоялась в сентябре 1782 года. Успех был невиданный: публика забросала сцену кошельками с деньгами. Вы войдете в художественный мир Фонвизина. Может быть, герои его вам покажутся несколько архаичными, но мысли автора о воспитании, о чести, о любви к Отчизне заставят вас задуматься о дне сегодняшнем.

Вам, ребята, будет интересно узнать, что творчество Ломоносова, Державина и Фонвизина относится к литературному направлению — классицизму, родиной которого явилась Франция. Вы познакомитесь с особенностями этого направления, с великим французским писателем-классицистом Ж.Б. Мольером и его комедией “Мещанин во дворянстве”.

В середине ХVIII века в европейской литературе возникает новое направление — сентиментализм. Если в классицизме правил рассудок, то в сентиментализме высшей ценностью станет добродетель.

А этого писателя знали все, потому что он был автором величайшего труда — «Истории государства Российского». Вокруг его имени кипели страсти. В жизни его было немало трагических страниц. Но как мужественно переносил он все невзгоды! Вся его жизнь — это творческий труд. Свидетельство тому — 12 томов истории Россия.

Вы узнаете, что писатель Карамзин утверждал идеалы добра и человечности. Вы убедитесь в этом, прочитан ею повесть «Бедная Лиза».

На смену сентиментальной чувствительности придет нечто загадочное, странное, таинственное. В начале ХIХ века в России утвердится новое направление в литературе — романтизм. Он будет подготовлен Великой Французской революцией и движением декабристов в России.

А вот встречу с другим романтиком — ВА. Жуковским мы так и назовём:

Что за прелесть его небесная душа!

Что за пленительная сладость его стихов!…

(Читаю отрывок из баллады «Светлана»).

По словам Ф.М. Достоевского, русская литература всегда была проникнута духом «всемирной отзывчивости». Ярчайший пример тому — писатели, поэты ХIХ века.

(Звучит музыка — вальс Грибоедова)

Имя композитора, автора этого чудесного вальса, вам, вероятно, неизвестно. Но он был еще и писателем, автором единственного произведения — пьесы «Горе от ума». Имя его прекрасно, потому что прекрасен носивший его человек. Вас ждет увлекательное путешествие по страницам комедии «Горе от ума». Вы побываете в барской Москве первой четверти ХIХ века, познакомитесь с ее «тузами», их идеалами. Грибоедов даст вам возможность поприсутствовать на поединках благородства и низости, искренности и притворства, понять, в чем основной конфликт его комедия. А еще вас ждет встреча с удивительной грибоедовской речью. И незаметно в вашу речь войдут выражения Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара», «Свежо предание, а верится с трудом» и другие. Вас, наверное, удивит и тот факт, что «Горе от ума» еще в рукописи было выучено наизусть целою Россией! Я, пожалуй, тоже приглашу вас на аукцион крылатых выражений комедии. Вы навсегда запомните это прекрасное имя — Александр Сергеевич Грибоедов.

Имена следующих поэтов вам открывать не надо. Их вы помните и знаете с детства. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Правда, настоящим открытием будет роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Думается, что вас удивит и то, что Пушкин в 26 лет напишет трагедию «Борис Годунов» и выступит в качестве судьи над Годуновым-царем и скажет, что народ движущая сила истории. В 26 лет подняться в понимании проблемы «царь и народ» выше знаменитого историка Н.М. Карамзина!

Читая трагедию «Борис Годунов», вы погрузитесь в трагический мир, в бездонную глубину пушкинской мысли. И тогда вы поймете, как точно сказал Н.В. Гоголь: «Пушкин — явление чрезвычайное и, может быть, единственное».

Да, вам нужен Пушкин, нужен, как Россия.

А потом к вам на урок придут стихи, в которых есть своя тайна. Вы узнаете в них поэта М.Ю. Лермонтова. Вы будете постигать его творчество и увидите, что оно все пронизано мотивом странствий. Странствие — во имя открытия себя в единстве с огромным распахнутым миром! Будь то спокойное или бурное море, «кремнистый путь» посреди Вселенной, реальная дорога на Кавказ, или в снах и мечтах — обратная дорога в Россию, или же космическая — от земля к небу.

Вы будете открывать Лермонтова, заново постигать его поразительный мир, исповедь сердца поэта. Каждой своей строкой он потянется к вам, вашим душам. Кажется: только читай, вслушивайся в прочитанное.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Учитель подходит к портретной галерее героев поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Вы знакомы с сатириком Гоголем по комедии «Ревизор». Помните, как были смешны чиновники уездного городишка, ожидающие в страхе приезд ревизора? Прочитав же поэму «Мертвые души», вы увидите всю Русь «с одного бока» и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна ваша Россия!»

Внимательное чтение приведет вас к серьезным выводам: исчезновение человеческого в человеке. К веселому смеху примешивается горечь печали. Вы сможете обосновать знанием текста, почему Гоголь смеется «сквозь слезы».

читается стихотворение «О, как убийственно мы любим»…):

Вы поймете, что мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности, что мысль поэта неизменно слита с образом, с точными и смелыми, необычайно выразительными красками.

Совсем другим придет к вам поэт Н.А. Некрасов, который назовет свою лиру «Музой мести и печали».

И.С. Тургенев вновь порадует вас чудесными повестями «Первая любовь».

Очень интересными будут встречи с Л. Н. Толстым. Вы по-прежнему будете следить за главным героем трилогии писателя — Николенькой, вы узнаете, что в молодости близким другом ему станет Дмитрий Нехлюдов, который откроет Николеньке новое понимание смысла и цели человеческого бытия.

С А.П. Чеховым войдут в вашу жизнь новые его произведения, сюжеты, герои и вы еще раз убедитесь, какой это мастер прозы.

На смену литературе ХIХ века придет классика ХХ века и ее корифеи: А.М. Горький, И. А. Бунин, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, М. Булгаков, М. Шолохов, А. Твардовский и другие. Перед вами пройдут их нелегкие судьбы, вы поймете, что значило для них слово «жизнь». Тема Родины для них будет ведущей.

Завершать курс 9 класса будет современная литература. Вы откроете для себя славные имена тех, кто, как и Пушкин, «глаголом» жжет сердца.

2. Работа по учебнику

  • Знакомство со статьёй учебника «Шедевры русской литературы».

3. Беседа по вопросам учебника стр.5-6

II. Подведение итогов.

Оценки за урок.

III. Домашнее задание

Записать понравившиеся высказывания о чтении, читателе, литературе, выучить одно из них наизусть.