Проблема роли книги в становлении личности ребёнка

Сочинение

Ты слышал их, тебе читали их взрослые. А потом ты научился читать сам, и тебе открылся целый мир. К тебе пришли Маленький Принц и Том Сойер, Незнайка и Волшебник Изумрудного города, Буратино и Герда. Ещё позже ты будешь потрясён книгами Пушкина, Лермонтова, Толстого Достоевского. Счастлив человек, который с детства любит книги. Этой проблеме, проблеме роли книги в становлении личности ребёнка, посвящены размышления Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Свои раздумья он начинает с воспоминаний о милых ему людях, которых уже нет с ним, но они дороги ему. А потом ему вспоминаются и неодушевлённые предметы, немые участники детской жизни. На первом плане, уверен автор, среди них стоит детская книжка.

Д. Н. Мамин-Сибиряк ярко и образно формулирует своё видение роли детской книжки в становлении личности. Книжка — «живая нить», которая выводит из детской комнаты и соединяет ребёнка с остальным миром. Ещё он сравнивает её с весенним лучом, «который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян». Словом, для автора детская книга –это то, что пробуждает душу ребёнка, соединяет его со всем миром, воспитывает бережное отношение к духовным ценностям.

Такое понимание роли книги в формировании детской души близко и понятно мне. К счастью, я из тех, кто любит читать. Лучшим времяпрепровождением для меня является не сидение долгими часами перед телевизором или бесцельное гуляние с ровесниками. Нет, я люблю, когда идёт тихий-тихий дождь или падает снег, сесть в уголке и читать любимые книги. Я люблю Ф. М. Достоевского, не программное «Преступление и наказание», а роман «Идиот» . Читаю его до дрожи, до слёз, вместе с князем Мышкиным переживая сложные повороты судьбы. Люблю толстовскую героиню Наташу Ростову и вместе с ней иду на первый бал, испытываю боль от подлости Анатоля, от разрыва с князем Андреем, ужасаюсь его смерти, встречаю новую любовь…

О роли книги в жизни ребёнка мы можем прочесть у самого Д. Мамина-Сибиряка, если продолжим читать его рассказы, из вступления к которым дан текст для анализа. Называются они «Книжка с картинками « и «Книжка». Автор вспоминает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что, когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, будто встретился с хорошим давним другом.

19 стр., 9154 слов

Роль детской литературы в воспитании детей

... самых действенных средств для воспитания . » « Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . » 2 Познавательное значение детских книг . Тематика научно - познавательной литературы для детей . В своем философском развитии В. Г. Белинский шел ...

В «Письмах о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева есть письмо двадцать второе, которое называется «Любите читать». В нём он говорит, что литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. Д. С. Лихачёв вспоминает о своём учителе литературы, который, как только у ребят оказывался свободным урок, приходил к ним и читал книги. Так он познакомил детей с главами из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколькими рассказами Мопассана, былиной о Соловье Будимировиче, баснями Крылова, одами Державина и многим другим.

Из повести М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком. Уже будучи известным писателем, Максим Горький вспоминает повара парохода «Добрый» М. А. Смурого, который был малограмотен, но при этом собирал книги. Благодаря повару, юный Горький знакомится с самыми разными произведениями мировой литературы.

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», — писал В. А. Сухомлинский. Я думаю, что это окошко для меня было таким, что через него я познала большой и сложный мир и что оно, это волшебное окошко, никогда не закроется для меня, я буду открывать для себя иные имена, буду перечитывать любимые книги, каждый раз открывая что-то новое…

Автор: Светлана