Смирись, гордый человек ( по роману «преступление и наказание»)

Эссе

Автор и его герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор и его герой в <a href=романе ф м достоевского преступление и наказание 1" width="640" height="auto">

Проводником философии автора в романе, несомненно, является Соня Мармеладова. Она воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни – самопожертвование.

Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников.

Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскресению.

Причем греховность его, с точки зрения Достоевского, не столько в нарушении заповеди «не убий», сколько в гордыне, в презрении к людям («тварям дрожащим», по теории Раскольникова), в желании стать «властелином», «право имеющим проливать кровь по совести».

По Достоевскому, первое, главное преступление Раскольников совершил перед Богом, второе (убийство старухи процентщицы и Лизаветы) перед людьми, причем как следствие первого.

Проведя своего героя через жесточайшие душевные мучения, автор открывает ему путь к новой жизни. Веруя в искупительную, очищающую силу страдания, в каждом своем произведении вместе со своими героями страдает Достоевский, достигая тем самым изумительной достоверности в исследовании природы человеческой души.

Ф. М. Достоевский осуждает «наполеоновскую теорию» и преступление Раскольникова, связывая это с идеями материалистической этики. Всем ходом повествования он развенчивает теорию главного героя. Это находит отражение в композиции романа: о преступлении рассказывается в одной части, а о наказании – в пяти.

Характер главного героя чрезвычайно противоречив: добрый, отзывчивый на чужое горе, он создает бесчеловечную теорию. Совершив убийство, Раскольников испытывает мучительное ощущение разъединенности с человечеством (от людей его «как ножом отрезало») и принужден сам на себя донести «.. .

чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям» (Достоевский, письмо к Каткову).

22 стр., 10948 слов

Автор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание

... Преступлении и наказании», длятся и споры о главном герое романа – Родионе Раскольникове. Невозможно однозначно определить отношение самого автора к своему герою. Достоевский наделил его наряду с непомерной гордостью и состраданием, и совестью, и жаждой справедливости. Теория ... сына, раскольника (не отсюда ли и фамилия Раскольников в романе?). Чистов предумышленно убил двух старух, кухарку и прачку ...

Как же Раскольников постигает ошибочность собственной теории? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину через страдания и веру.

Достоевский никогда бы не написал своих знаменитых романов, если бы не пробыл «у смерти три четверти часа» и не «был у последнего мгновенья », если бы в кружке Петрашевского не прошел через искушение насильственного изменения общества.

Лишь испытав все это на себе, он смог так остро почувствовать опасность власти идеи над человеком. В центре его романов, как правило, находится некая загадочная, таинственная личность, одержимая теорией, идеей (Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов).

Однако эти теоретики обычно становятся и жертвами своей идеи.

Исследуя подробно теорию Раскольникова, автор показывает, в какой жизненный тупик привела она героя. Девиз: «Цель оправдывает средства», собственно говоря, является истинной сутью теории Родиона Раскольникова.

Достоевский, естественно, не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разувериться.

Источник: http://www.getsoch.net/avtor-i-ego-geroj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение «Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание»»

Сочинение автор и герой в романе ф м достоевского преступление к наказание  1

В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале “Русский вестник” роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора.

Начало работы над романом «Преступление и наказание»

Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его «Пьяненькие» и описать в нем судьбу современного ему «маленького человека», образ которого сохранился в итоге под именем Семёна Мармеладова. Однако в процессе создания произведения автора захватила новая идея: рассказать о развитии, воплощении и крахе некоей идеи, во многом похожей на популярную тогда идею бонапартизма.

Теория эта, по замыслу автора, должна была зародиться в голове молодого человека, студента, принадлежащего беднейшему классу, живущего в среде «униженных и оскорбленных». В дальнейшем Достоевский отказался от этого способа изложения и стал показывать нам все действия героя со стороны, так как при таком методе изображения можно легче и полнее показать все противоречия, возникающие между теорией «сильной личности» и «живою жизнью».

Теория Раскольникова

Одним из главных объектов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является теория, созданная главным героем, Родионом Романовичем Раскольниковым. Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на Земле делятся на «обыкновенных», «то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», и «необыкновенных», «то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

3 стр., 1079 слов

Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание

... Достоевского можно сформулировать так: не в том дело, как обосновать преступление, ... себе и другим. Стремления Раскольникова гуманны: он мечтает избавить ... сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу" : Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... Раскольников спрашивает себя: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" ...

Ключевым моментом этого разделения было то, что люди «необыкновенные» имеют полное право на преступление для достижения своей цели и способны пролить кровь «во имя лучшего». Сутью и основным содержанием романа является своеобразный диалог автора и главного героя, результатом которого становится развенчание этой теории.

Раскольников решается на преступление не сразу, к убийству его подталкивают страдания человеческие: нелегкая судьба Мармеладова, встреча с пьяной девочкой на бульваре, сон о забитой Миколкой лошади и многие другие. Он решается проверить «тварь ли я дрожащая» или «право имеющий», способен ли переступить через чужую жизнь ради спасения людей.

Несостоятельность теории главного героя начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления.

В идеях Раскольникова нет строгой логической завершенности, и в самый неподходящий момент в злополучной квартире появляется сводная сестра Алены Ивановны – Лизавета. Ока является одной из тех “страждущих”, ради которых Родион Раскольников и идет на преступление, но ему пришлось убить и Лизавету, а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка.

это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное”.

Раскольников 352после совершения убийства прячет награбленное под “большим неотесанным камнем” не только потому, что боится обыска в своей квартире, но большею частью потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления.

Душевное состояние Раскольникова совершенно отдаляет его от родных и близких: “…он стоял, как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли…”В роман Ф.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-avtor-i-geroj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-k-nakazanie/

Пути достижения человеческого счастья у Достоевского

Пути достижения человеческого счастья у достоевского 1

Путь достижения истинного счастья у Достоевского — это приобщение к всеобщему чувству любви и равенству. Здесь его взгляды смыкаются с христианским учением. Но религиозность Достоевского далеко выходила за рамки церковной догматики.

Христианский идеал писателя был воплощением мечты о свободе, гармонии человеческих отношений! И когда Достоевский говорил: «Смирись, гордый человек!» — он имел в виду не покорность, как таковую, а необходимость отказа каждого от эгоистических соблазнов личности, жестокости и агрессивности.

Произведением, которое принесло писателю всемирную известность, в котором Достоевский призывает к преодолению эгоизма, к смирению, к христианской любви к ближнему, к очистительному страданию, является роман «Преступление и наказание».

Достоевский о смысле страданий

Достоевский, в своем произведении «Преступление и наказание», глубоко убежден в том, что только через страдание человечество может освободиться от моральной тьмы и достичь счастья. Он подчеркивает, что именно страдание становится тем путем, который способен вывести человека из психологического застоя.

14 стр., 6672 слов

Раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского

... студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся ... от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой ...

Мотивы преступления Раскольникова

Одним из ключевых вопросов, привлекающих внимание исследователей, являются мотивы преступления главного героя, Раскольникова. Автор подчеркивает, что презрение к безобразию Петербурга, его улицам и пьяным обывателям, стало источником «безобразной мечты» в душе Раскольникова.

Достоевский мастерски раскрывает внутреннюю борьбу Раскольникова, показывая, как в его душе происходит противостояние между добром и злом, любовью и ненавистью. Эта дуальность становится ярким отражением борьбы, происходящей внутри каждого человека.

Соня и ее страдания

В отличие от других персонажей, Соня выделяется своей кротостью и смирением. Ее жизненный опыт страданий делает ее обладательницей мудрости. Соня утверждает, что страдание несет в себе идею, и может служить средством очищения и искупления.

Финал произведения показывает Раскольникова, бросающегося к ногам Сони, что символизирует его согласие с самим собой и отказ от эгоистических стремлений. Достоевский предвидит «постепенное перерождение» Раскольникова, его возвращение к жизни и людям, где роль веры Сони играет ключевую роль.

Религия как источник истины

В «Братьях Карамазовых» Достоевский заключает свои долгие размышления о человеке и судьбе человечества. Он находит истину и утешение в религии, где Христос становится высшим критерием нравственности. В примере с Митей Карамазовым он показывает, что неверие в человека может привести к ошибочному суждению и признанию невиновного виновным.

Таким образом, творчество Достоевского глубоко пронизано идеей страдания как средства очищения и пути к истинному счастью, а религия для него становится основой морали и справедливости.

Центральный вопрос романа: вырождение личности и оторванность от народа и труда

Одним из главных вопросов, поднимаемых в романе, является проблема вырождения личности, оторванной от народа и труда, которая попирает принципы человеколюбия, добра и совести. Эта проблема ставится на примере Ивана Карамазова, который испытывает сомнения по поводу веры — не просто веры в сверхмогущественное существо, но и духовной уверенности в высших принципах Правды и Справедливости.

Иван Карамазов подвергает веру многократным сомнениям и испытаниям. Важно отметить, что речь идет не только о вере в Бога как Бытие, но также о духовной уверенности в том, что творимое Богом имеет свою высшую цель и совершается только во благо человека. Цитатой из Псалма является подтверждение этой веры: «Праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем» (Псалом 91, 16).

Иван Карамазов сомневается в праведности Бога, отрицает гармонию его мира и отказывает Создателю в справедливости. Это является проявлением его неверия и бунта. Он полагает, что страдания заживут и сгладятся, но также утверждает, что в мировом финале должно произойти что-то драгоценное, что способно оправдать и искупить все зло, происходившее с людьми. Однако, Иван Карамазов отказывается принять эту концепцию их не желает принять.

4 стр., 1969 слов

Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» ...

... по темам: сочинение на тему их воскресила любовь преступление и наказание преступление раскольникова наступает воскрешение человека в раскольникове через любовь когда возродился раскольников преступление и наказание раскольников Этапы отношений Знакомство Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает ...

Человек и его ответственность

Роман также поднимает важный вопрос о связи человека с миром и о его ответственности перед обществом. По мнению автора, человек не имеет права ограничиваться только своими потребностями и жить только для себя. Он также не может пройти мимо несчастья, которое царит в мире. Каждый человек несет ответственность не только за свои собственные поступки, но и за все зло, происходившее в мире. Это взаимная ответственность каждого перед всеми и всех перед каждым.

Веру, истину и смысл жизни, понимание «вечных» вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени!

А безверие становится причиною всех бед и преступлений, совершающихся в мире.

Источник: https://www.school-essays.info/puti-dostizheniya-chelovecheskogo-schastya-u-dostoevskogo/

Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М. Достоевского (на примере романа «Преступление и наказание»)

Тема смирения и бунта в произведениях ф м <a href=достоевского на примере романа преступление и наказание 1" width="640" height="auto">

Тема смирения и бунта. Приступая к работе над романом, Ф. М. Достоев­ский писал: «…уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство…».

Все, что по­служило мотивами преступления Родиона Раскольни­кова, построено на глубоких, запутанных противоречи­ях.

Преступление Раскольникова можно назвать бунтом против страшной действительности, в кото­рой он вынужден существовать.

Нередко мотив убийства объясняют роковым влия­нием города.

Погубило, но отнюдь не как героя, вступившего в схватку с чуждым ему миром во имя правых целей. Раскольников пытался встать на этот путь, но вскоре разочаровался в нем и смирился с су­ществующим порядком.

Изменить что-то в этом ми­ре кажется Родиону Раскольникову невозможным, равно как остановить скрипящую, но все же дейст­вующую машину.

Над теорией «всеобщего счастья» герой смеется

Несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье… Ха-ха! И совершается трагедия — внут­реннее поражение Раскольникова, его порабощение этими замкнутыми стенами и грязными улицами. Переворачивается вся система ценностей героя: он уже заражен «влияниями» Петербурга, и его душев­ное состояние действительно принимает форму бо­лезни. Полное отчаяние в его настоящем положении, невозможность спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье, загубленной навсе­гда девочке, вышедшей на панель, приводят его к идее убийства.

Уже все его муки до совершения преступления да­ют Раскольникову почувствовать, что он не способен на такое. Но в тот решающий момент, когда герой уже почти освободился от власти этой идеи и просил Бога указать ему правильный путь, дорога приводит его к месту, где он слышит свой приговор: завтра и в определенном часу.

15 стр., 7114 слов

Анализ сцены раскольников на николаевском мосту кратко. Достоевский Ф.М

... этой двойственности Раскольникова - Петербурга. В ясный летний день Раскольников стоит на Николаевском мосту и " ... Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М. , "Просвещение", 1985, с. 118). Образ города-спрута, в котором "человеку пойти некуда…" Ф.М. Достоевский, ... Раскольникова: он является объектом угнетения столичной жизни, уничтожающей, разрушающей человеческую душу. "Преступление ...

Все предрешено, Раскольников уже почти сознательно жертвует собой ради спасения других.

Однако очень скоро герой приходит к мысли, что если добро поначалу и противостояло преступле­нию, то потом оно капитулировало перед злом, а еще позже — стало незаметно прикрывать собою горькую правду: «Я просто убил, для себя убил…»

И, осознав это, Раскольников становится на путь раскаяния и смирения. Образ Сони Мармеладовой является олицетворением идеи смирения. Д. И.

Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, дети умерли бы с голоду. Образ Сони превращается в обоб­щающий образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Со­нечка» Образ Сони является проводником взглядов глазами. самого автора.

Все в ее образе говорит о ве­личии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижению, в смирению.

Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Роман ф м достоевского преступление и наказание  1

К числу величайших творений Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу, принадлежит роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 г. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман.

Произведение было написано Достоевским в тяжелые для России годы, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». И потому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него стали возникать бесконечные споры и дискуссии.

«Преступление и наказание» был принципиально новым романом в мировой литературе, т. к. он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции.

Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей..

Центральным образом романа является Родион Раскольников.

Это молодой человек с привлекательной внешностью: «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Он – студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственный источник его существования – деньги, которые присылала ему небогатая мать.

Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб: «Это была крошечная клетушка…, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями». Раскольников «угрюм, мрачен, надменен и горд. Ужасно высоко себя ценит…» Он живет в полном уединении, сторонится людей, избегает всякого общения.

Состояние героя

У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Но, кроме этого, он почти физически задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом, в котором была толкотня, стояла страшная жара, ощущалась вонь, в которой человеку трудно дышать.

8 стр., 3667 слов

Мое отношение к личности раскольникова. Отношение достоевского ...

... романе Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского был опубликован в 1866 году. Фабула произведения — убийство, совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этого Преступления. Описывая жизнь того времени, Достоевский поднимает ...

Жизнь в «городе полусумасшедших»

Чтобы прояснить мысли, Раскольников выходит из своей каморки, но не находит свежего воздуха. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях, он живет в «городе полусумасшедших», где люди выглядят именно так, как их воспринимают. Здесь умирают люди и задыхаются мечты. Герой наблюдает за этим обществом и видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Роль идей в обществе

Необычайно чутко, во многом пророчески Достоевский понял возросшую роль идей в общественной жизни. С идеями – по Достоевскому – нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой и для отдельного человека и для общества в целом. Эта мысль выражена в эпилоге романа – в символическом по своему смыслу сне Раскольникова.

Борьба с обществом

Писарев писал: «Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом». Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей.

Желание изменить мир

Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Раскольников говорит о спасении человечества, в нём развивается идея о его особом предназначении.

В своей статье, Раскольников излагает свою уникальную теорию о разделении людей на две группы: на «обыкновенных» и на тех, кто обладает даром и талантом сказать новое слово в среде. Он утверждает, что эти «особые» люди не обязаны следовать общим законам и могут совершать даже преступления во имя благой цели, во имя «разрушения настоящего во имя лучшего».

Для Раскольникова великая личность неподсудна, и он ставит перед собой вопрос: «Являюсь ли я тварью, как все, или у меня есть право?» Эта неопределенность толкает его на мысль об убийстве жадной и отталкивающей старухи-процентщицы, чтобы использовать ее деньги для совершения добрых дел и спасения своих близких от нищеты и жалкого существования.

Однако, несмотря на то, что он пытается оправдать свой замысел своей теорией, Раскольников не моментально решается на убийство. В его душе происходит внутренняя борьба, его естественные чувства сопротивляются этому неправильному поступку, и еще до совершения преступления он переживает жесточайшие моральные муки.

Раскольников считает, что своим убийством он бросает вызов рабской морали, которой люди подчинялись веками и которая утверждает, что человек всего лишь «вошь». Однако убийство ростовщицы раскрывает скрытую сторону его личности, где прячется гордая и самолюбивая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «муравейником человечества».

Мечтатель, который сначала собирался помочь другим, оказывается потенциальным Наполеоном, одержимым собой и своими амбициями, что представляет угрозу как ему самому, так и человечеству в целом.

И так, круг размышлений и действий Раскольникова замыкается в трагическом порочном круге. Он осознает, что один и тот же топор ударяет как в правого, так и в виновного, и что одно убийство влечет за собой другое – в данном случае, беременную Лизавету. Реализовав свой замысел, Раскольников осознает, что он убил не только других, но и самого себя, нарушив нравственные и религиозные законы.

3 стр., 1148 слов

» Причины преступления и сущность наказания Родиона Раскольникова» ...

... принимая их такими, какими их создал Бог. «Преступление и наказание» - одно из самых сложных и совершенных произведений теории Раскольникова Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить ... и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию. Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных ...

Моральные аспекты в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского главный герой, Родион Раскольников, сталкивается с моральными дилеммами и внутренними конфликтами, которые отражают сложность человеческой природы. С его убийством старухи Алёны Ивановны начинается цепь событий, которые заставляют его бороться с собой и своими моральными убеждениями.

Однако, совершив убийство, Раскольников осознает, что насилие над собственной нравственной природой оказывается более ужасным, чем сам акт убийства. Это указывает на внутреннее страдание и внутренний конфликт, который мучает его.

Следует также отметить, что Раскольников не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества. Его убийство старухи не приводит к тому изменению общества, которое он надеялся достичь. Это свидетельствует о его наивности и недооценке сложности общественных изменений.

Самое важное в этой истории — это то, что Раскольников, как и любой человек, не имеет права решать судьбы других людей. Его убийство старухи и попытка оправдать его на основе своих моральных убеждений показывают его аморальность и его слияние с аморальным обществом, которое он так презирал.

Протест против буржуазной морали

Ф.М. Достоевский в романе выразил протест против буржуазной морали и общественных стандартов. Лозунги «убей», «укради», «всё дозволено» стали символом борьбы с лицемерием буржуазного общества и его двойными стандартами. Однако, автор также показывает, что эти лозунги, если воспринимать их буквально, приводят к хаосу и аморальности.

Изменение героя

Автор вынуждает Раскольникова пережить крушение его индивидуалистических мечтаний и бунта. Страдания совести и глубокое отвращение к самому себе приводят его к осознанию необходимости изменения. Он отказывается от наполеоновских мечтаний и приближается к новой жизни, которая объединяет его с другими страждущими и угнетенными.

Ключевой момент в этой трансформации становится его любовь к Соне Мармеладовой, еще одной «парии общества». Их судьбы пересекаются в самые трагические моменты их жизни, и они оба переживают глубокие страдания, что помогает им сблизиться и найти новый смысл в жизни.

Таким образом, роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского поднимает важные вопросы о морали, борьбе с общественными нормами и внутреннем изменении героя.

Раскольников и Соня: Путь к Покаянию

И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, после чего смог раскаяться и вернуться к реальной жизни.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивает народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика – «божью правду», смирение, благодеяние. Он и сам понимает слабость и противоречивость своих позиций, но, кроме лозунга «Смирись, гордый человек!», ничего предложить пока не в силах.

11 стр., 5427 слов

Мое отношение к роману преступление и наказание кратко. Моё отношение ...

... тяжело переживать моральную кару. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди. Сочинение мое отношение к роману преступление и наказание Реальный поступок все переворачивает с ...

Контрасты в романе

Роман насыщен контрастами света и тени, его самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы – и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию.

Самоубийство психологического «двойника» Раскольникова – аморалиста Свидригайлова – происходит сырой и дождливой ночью, когда не только переполняется чаша его страданий, но разверзаются «хляби небесные» и вся природа, кажется, хочет выйти из берегов. Многие эпизоды романа тонут в своеобразном «рембрандтовском» освещении, которое подчеркивает их своеобразную «фантастичность».

Заключение

И так, через море контрастов и трагедий, через сострадание и покаяние, Раскольников нашел путь к истинным ценностям. Его внутренний конфликт и путешествие к самопониманию преломлены в контрастах Достоевского, подчеркивающих глубокие человеческие переживания и поиск истины в мире, где добро и зло переплетаются, а покаяние становится истинным исцелением души.

При всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, которые порождает в ней буржуазная цивилизация? Романисту нередко представлялось, что в призывах к внутреннему просветлению, к очищению личности состоит тот последний, главный вывод, который вытекает из его художественного анализа трагической нескладицы современного ему бытия.

Но Достоевский был слишком могучей, титанической личностью, чтобы поэзия душевной кротости, смирения и страдания могла сделать его глухим к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Более того, нельзя не признать, что совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло.

Дело совсем в другом: Достоевский ценит в своих героях-«отрицателях» непримиримость к историческому застою, нравственную неуспокоенность, способность жить не одними узкими вопросами своего личного существования, но большими, тревожными вопросами жизни всех людей, остро ощущать необходимость коренных исторических перемен, которые помогли бы сдвинуть человечество с мертвой точки.

В творчестве великого писателя с необычайной силой отразились атмосфера постоянного высокого духовного горения, глубина и широкий размах философских, социальных и нравственных исканий, которые сложная переходная эпоха его жизни пробудила как в образованных слоях русского общества, так и в самой гуще широких масс пореформенной России, нараставшее в них острое чувство социального неблагополучия, пробуждение сознательного, аналитического отношения к жизни, стремление к пересмотру старых патриархальных норм поведения и морали, страстную решимость добраться мыслью «до корня», до самой глубины существующей социальной неправды.

Вот почему те герои-«отрицатели» в романах Достоевского, искания которых, какой бы парадоксальный характер они ни принимали, продиктованы искренним, бескорыстным стремлением разобраться в сложных загадках жизни, мучительно выстрадав свою личную правду, сохраняют большое поэтическое обаяние. Они не уступают в этом отношении противостоящим им персонажам, в которых воплощены поэзия душевной кротости, чистоты сердца, тихого, радостного приятия мира.

В обоих этих противоположных – и в то же время взаимосвязанных, неотделимых друг от друга – полюсах национальной жизни Достоевский ощущал биение живого пульса России.

Отношение автора к своему герою

Неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно этог, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление.

На протяжении всего романа – многочисленные авторские ремарки, мы наблюдаем за диалектикой мысли героя, пытаемся выяснить мотивы совершения преступления. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит. Достоевский заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

По словам А. Блока, «наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Верно и другое – с юношеских лет, а то и позже, наш ум, совесть нашу начинает тревожить угрюмое имя: Достоевский».

Источник:

Обрести душу… Тема гордости, покаяния и смирения в романе « Преступление и наказание » Автор : Турушева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы. – презентация

Роман ф м достоевского преступление и наказание  2

1 Обрести душу… Тема гордости, покаяния и смирения в романе « Преступление и наказание » Автор : Турушева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края. <\p>

2 Анализ эпизода «Первый сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5) Какие литературные ассоциации возникли у вас после прочтения эпизода? Раскройте символический смысл образов лошади и мальчика. Что сближает первый сон героя романа и последние сны (на каторге)? Какую роль играет этот эпизод в раскрытии характера героя и идеи всего произведения?. <\p>

3 например: Он опять: по спине, по бокам, И, вперёд забежав, по лопаткам, И по плачущим кротким глазам… Н.Некрасов (из цикла «О погоде») Эти стихи Некрасова произвели на Ф.М.Достоевского огромное впечатление. Деточка, все мы немножко лошади.. В.Маяковский Почему именно лошадь? <\p>

4 Несправедлива жизнь, груба, жестока: её хозяева- седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, а если захотят, то могут и убить. Бессильны попытки обездоленных людей найти в этом страшном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой. Спился с горя её муж. На панели её дочь Соня. Мальчик сильно переживает смерть лошади. В сне выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. <\p>

5 Значение первого сна Раскольникова

Сон Раскольникова является символом неизвестного закона природы, который скрыт от нас, но говорит внутри нас. В этом сне присутствует тема человеческих страданий, а также способность Раскольникова воспринять боль другого человека. Он осознает, что задуманное преступление несовместимо с его глубоко сострадательной, мягкой и нежной душой. До совершения преступления герой переживает наказание.

6 Двойственность расколотой души

Внутри Раскольникова происходит противостояние двух сторон его личности – дня и ночи, разума и чувства, совести и бреда. Он описывает это противоречие как «арифметика», которая стесняет его грудь. Герой борется со своим индивидуализмом, но в то же время сохраняет свою человечность и гордость, что приводит к бунту в его душе.

7 Последний сон Раскольникова

Последний сон Раскольникова представляет собой предупреждение человечеству о расплате за преступление через страдание. Люди, одержимые безоглядной верой в себя и свои идеи, могут быть ужасными, так как они не способны слышать и понимать друг друга. Они не чувствуют угрозу гибели. Мир нуждается в чистых людях, именно поэтому Раскольников начинает осознавать новый взгляд на жизнь и переоценивать ценности в своем сознании.

9 версия…

Легенда о Лазаре помогает нам понять финал романа. Раскольников должен претерпеть духовное возрождение, так как его возможность нравственной трансформации исходит от его человеческой природы. У него есть все предпосылки для этого. Достоевский указывает нам простую, но сложно выполнимую истину через своего героя: «Главное – любить других, как себя самого». Ваше мнение, сможет ли Раскольников примириться с этой истиной?

Философская глубина романа «Преступление и наказание»

10 версия:

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский поднимает важные вопросы о системе нравственных ценностей и религии. Автор приводит читателя к мысли о том, что единственная система, испытанная временем, это Евангелие. Отказываясь от нее, человек невольно встает на путь зла и насилия, так как начинает считать себя вершиной мирового порядка, отводя себе роль Бога. Возвращаясь к религиозным идеям, человек может духовно возродиться. В романе представлена легенда о Лазаре, которая символизирует веру в Воскресение. Главный герой, Раскольников, порабощенный безбожным разумом идеей о преступлении, отклонился от дороги добра. Однако его натура, впитавшая заповедь «Не убий!», не позволяет ему преодолеть ощущение преступности и жить спокойно. Тоска по милосердию и взаимопониманию через Евангелие и притчу о воскрешении возвращает ему мир христианских идей. Воплощение библейской темы смирения «Смирись, гордый человек!» является одним из ключевых моментов романа, где смирение равно гармонии.

11 версия:

В «Преступлении и наказании» герои романа воспринимают жизнь по-разному. Раскольников живет разумом, протестует и не принимает жизнь такой, какая она есть, вступая на путь насилия. В то же время Соня Мармеладова руководствуется чувством, избирает путь самопожертвования, кротости и готовности подчиниться обстоятельствам. Для нее важными являются любовь и вера. Соня ассоциирует себя с Лазарем, когда читает Евангелие. Раскольников же ставит себя на место Иисуса, принимая на себя ответственность за все человечество и его грехи. Однако его теория не выдерживает испытания. Гордый нрав и оскорбленное самолюбие загоняют его в тупик. Герою не присущ смысл жизни, и его убийство является бунтом и индивидуалистическим актом. Гордость и индивидуализм приводят к отсутствию душевного покоя.

12 версия:

В романе Раскольников встречает в лице Сони родственную душу. Он, совершив преступление, совершает бунт, а она, пожертвовав собой, принесла жертву. Раскольников пытается пробудить в Соне гордый протест и найти союзницу в преступлении, ожидая, что рано или поздно она восстанет. Однако Соня не бунтует. Она смиряется с действительностью и надеется на Бога. Сила Сони ощущается Раскольниковым. Это вызывает различные толкования и мнения читателей.

Раскольников и его путь к покаянию

13 версия… «Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем. Он встал и поклонился в другой раз. – Ишь нахлестался! – заметил подле него один парень. Раздался смех.» Зачем надо было Раскольникову идти на добровольное унижение? Освободиться от мук совести можно только через покаяние. Это был его первый шаг к покаянию- прилюдное коленопреклонение на площади, второй – добровольная явка с повинной, третий – на каторге – когда «вдруг что-то как бы подхватило и как бы бросило к ногам Сони». Постепенное перерождение. Как вы думаете, добровольное публичное признание своей неправоты – это сила или слабость человека?

14 «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…» Евангелие от Иоанна «Воскрешение Лазаря»

15 Анализ эпизодов «На каторге» (эпилог) Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? Почему каторжники полюбили Соню? Что помогло возродиться Раскольникову? Какова роль пейзажа в эпилоге? Какова роль эпилога в понимании всего смысла романа?

17 Нравственные уроки образа Раскольникова. «Обрести Христа – значит, обрести собственную душу»- вот вывод, к которому приходит Достоевский… Эта философия вбирает в себя ответ на вопрос: «Что значит быть Человеком?» Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Преступления ведут к разрушению личности преступившего. Подлинная человечность всегда связана с любовью к людям, с принятием их права на существование. И нет причин, оправдывающих убийство. Свобода – это не вседозволенность. Есть предел нравственно возможного. Вседозволенность ведёт к аморальности и распаду всех человеческих связей. Безнравственно и бесчеловечно противопоставление своего счастья – всеобщему.

18 Домашнее задание – устное сочинение: Прочитан роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Написанный более 100 лет назад, он до сих пор волнует читателей не только России, но и всего мира. О каких острейших проблемах современности заставляет нас задуматься это произведение?

Заключение

Итак, через эпическое путешествие Раскольникова от первоначальной гордыни и преступления к покаянию и обретению собственной души, Достоевский поднимает важный вопрос о нравственности и человечности. Добровольное признание своей неправоты, как первый шаг к покаянию, показывает силу человека, готового измениться и исправить свои ошибки. Эпилог романа и анализ эпизодов «На каторге» раскрывают тяжесть каторги и роль Сони в возрождении Раскольникова, а также подчеркивают значение природы в романе.

Философия Раскольникова и его пути к покаянию становятся актуальными и важными для современного общества, напоминая нам о ценности человеческой жизни, нравственности и любви к ближнему.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/888000/

“Бунт или смирение” в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”

Роман ф м достоевского преступление и наказание  3

Бунт или смирение? Топор или

крест? (по роману Ф.М. Достоевского <\p>

  • «Преступление и наказание»).

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку мира.

В «Преступлении и наказании» тема о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении к новой жизни, жизни в любви и добродетели является главной в романе. Уже само название несет в себе христианскую мысль – мысль о неотвратимости расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло – зло всегда наказуемо.

Родион Раскольников – главный герой романа, сын Пульхерии Александровны и старший брат Авдотьи Романовны. Своим долгом считала Пульхерия Александровна дать детям достойное воспитание и образование, и вот по настоянию матери и сестры Раскольников переезжает в Петербург и продолжает учёбу там.

Большую часть своей небольшой пенсии мать отдаёт на содержание, оплату проживания и обучения любимого сына. Сам Раскольников кое-как перебивается уроками и разными грошовыми работами, пытается бороться с нищетой. Из последних средств Раскольников помогает чахоточному товарищу-студенту, а после его смерти помещает его отца в больницу, потом хоронит на собственные деньги.

Он теряет репутацию, его одежда превращается в лохмотья, а в таком виде он не может ни заниматься в университете, ни давать уроки. Чтобы выручить хоть немного денег, Раскольников отправляется заложить сначала кольцо, а затем часы к старухе-процентщице, мерзкой, гадкой, заедавшей жизнь других людей.

Жизнь Родиона Раскольникова в Петербурге

Родион Раскольников, главный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», ведет жизнь, которая кажется бесконечным кошмаром. Он кругом должен хозяйке квартиры и при каждой случайной встрече с ней принуждён выслушивать кротко и почтительно напоминания о платеже, жалобы и угрозы, на который ему приходится отвечать извинениями, избитыми отговорками, стереотипными просьбами об отсрочке и торжественными, но неубедительными обещаниями уплатить сполна при первой возможности.

Обед для Родиона Раскольникова не существует; хозяйка две недели не высылает ему кушанья, чтобы принудить его голодом или к уплате денег, или к очищению квартиры. В своей убогой комнатке герой ощущает себя словно в тюрьме и постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен.

Правда, и вне пределов своей «конуры» он не находит облегчения: Петербург каморок, лестниц, подвалов, кабаков, публичных домов, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен всему здоровому.

Зной, духота, зловоние, грязные петербургские трущобы, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохмотники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», повсюду «грязь, вонь и гадость всякая».

Главная проблема изображенной Достоевским «злой жизни» заключается не столько в нищенских условиях существования большинства персонажей романа, сколько в атмосфере всеобщего равнодушия, утраты человечности, высоких нравственных начал. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности.

Мысль, рожденная в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами, набирая все большую и большую силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую немедленного воплощения в жизнь.

Наблюдая за русской жизнью, размышляя над отечественной и мировой историй, Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счёт чьих-то страданий, жертв и даже крови, что всё человечество подразделяется на две категории.

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского в полной мере передает множество граней человеческой души. Главный герой — Родион Раскольников, представитель интеллигенции, который остается один на один со злом и теряет ощущение добра. Его гордость достигает крайней точки, и он начинает оправдывать свой убийственный замысел с помощью идеи «сверхчеловека». В таких условиях, невозможно различить добро и зло, и возникает почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский должен был указать Раскольникову на предостережения — что Бог желает всем спасения и прощения, но только когда сам человек захочет этого. Роман становится не только историей преступления, но и внутренним конфликтом в душе Раскольникова, которая становится полем битвы между добром и злом.

Внутренний конфликт и путь к греху

Да неужели ж, неужели я в самом деле возьму топор…

  • После этого внутренняя борьба и почти победа совести и добра, но зло пустило крепкие корни, и Раскольникову уже не противостоять ему. «Он был уже на лестнице…» – Раскольников уже встал на путь погибели.

Мотив лестницы в романе перекликается не с подъёмом духа, а с падением в пропасть греха: «тринадцать ступеней вниз» – сошествие в ад. В качестве орудия убийства выбран топор – орудие палача, но казнить идёт Раскольников не старуху, а самого себя. Будто невидимая рука убирает топор, но сила зла вновь возвращает его. Следующим знаком сил зла становится разговор студента с военным, из которого Раскольников узнаёт, что старуха будет одна. Достоевский постоянно обращает внимание читателя на стихийность преступления: Раскольников не может сосредоточиться, а наоборот пытается отвлечь себя от преступного желания – совершить свою пробу. На мгновение ему захотелось всё бросить и уйти – время ещё есть.

Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелёк, соседствующий рядом с двумя крестами, кипарисовым и медным.

Два взаимоисключающих состояния – крест и кошелёк – становятся свидетельствами заблуждения убитой, наживавшейся на последнем, обиравшая бедных, чтобы потом отдать все деньги, добытые слезами, в монастырь. Но зло наказывает зло: топор становится приговором старухи.

В тот момент

возвращается домой Лизавета

  • одно из тех беззащитных

существ, ради которого Раскольников

допускает «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчётам превращается не в благодетеля, а во врага слабых, униженных людей.

Мучительное состояние Раскольникова после «пробы» – следствие своеобразной самопроверки героя: способен ли он переступить через привычные нормы «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». И совесть его не выносит пролитой крови, Раскольников не может преодолеть в себе человека.

Его внутреннее состояние передаётся через внешнее: болезнь его рассудка – безумность самой идеи.

Заключение

Таким образом, внутренний конфликт и внутренний монолог Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского являются ключевыми элементами повествования, которые подчёркивают его психологическую сложность и моральную борьбу. Выбор топора в качестве орудия убийства и последующие события символично отражают путь главного героя к греху и его внутренний конфликт между добром и злом.

Внутренние конфликты и эмоции Раскольникова

На следующее утро после преступления Раскольникова вызывают в полицейскую контору. Его охватывает отчаяние. По дороге он готов признаться в убийстве: «Встану на колена и всё расскажу».

Однако, узнав, что его вызвали совсем по другому поводу, Раскольников ощущает прилив радости, которая в глазах окружающих непонятна и подозрительна. Когда порыв радости проходит, Раскольников смущается своей опрометчивостью. Радость мгновенно сменяется чувством страха.

Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Но его живая натура, не охваченная теорией, увёртывающаяся от её беспощадной власти, не выдерживает отчуждённой позиции. Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям.

Но поведение Раскольникова невольно воспринимается со стороны как подозрительное, от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего. Ощущение преступности порождает катастрофическую диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми.

Эта диспропорция касается и внутреннего мира Раскольникова: болезненное чувство подозрительности возникает у него прежде всего по отношению к самому себе, вызывает бесконечные сомнения. В поисках выхода из неё и скрывается психологическая причина странной тяги Раскольникова к следователю Порфирию Петровичу.

В поединке «умов» (поединок Раскольникова и Порфирия Петровича) Раскольников чаще всего выступает как мнимый антагонист: спор со следователем – отражение и прямое подчас выражение спора Раскольникова с самим собой.

Привязанность героя к Порфирию Петровичу не столько внешняя – страх юридического наказания, – сколько внутренняя: Раскольников сердечным инстинктом не принимает идею, продолжающую сохранять власть над его умом.

Раскольников и Порфирий: Психологическая Игра

Раскольников сомневается в натуральности своей психологической игры со следователем. Эти сомнения возникают не только из-за хитрости Порфирия, но и потому, что он сам теряется в самом себе. Вне всяких юридических «ловушек», реакция Раскольникова на жизнь лжива и неестественна. Для него хлопотливая болтовня Порфирия становится лучшей мышеловкой: она раздражает, тревожит, возбуждает героя, и этого достаточно, чтобы он «психологически не убежал» от следователя.

Порфирий Петрович: Мастер Логики

Порфирий Петрович понимает, что поймать Раскольникова с помощью допроса по форме нельзя, по части логической «казуистики» он силён. Но Раскольникова подводит другое – внутреннее ощущение своей преступности. Порфирий Петрович окончательно загоняет Раскольникова в тупик, сильнее разразилось в нём чувство нравственной безвыходности.

Не Спаситель, а Соучастник

Тем не менее не Порфирию суждено стать спасителем и исцелителем Раскольникова, который не признаёт себя виновным: «В чём я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят». Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине – Соне Мармеладовой.

Раскольников и Соня: Двойственная Мотивация

Именно ей, а не Порфирию Петровичу решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну. При этом он испытывает противоречия между своими мыслями и поступками, между умом и душой. Само желание Раскольникова получает двойственную мотивацию.

Сознательно он так определяет цель своего визита к Соне: «Он должен был объявить, кто убил Лизавету». Объявить! Это вариант признания Раскольников рассматривает как вызов «безропотной» героине, «дрожащей твари», как попытку пробудить в ней гордый протест и найти союзницу по преступлению.

Но одновременно что-то сопротивляется в душе героя такой «вызывающей» форме признания, он тут же отталкивается от принятого им решения, «точно отмахиваясь от него руками: «Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?».

Мотив признания в романе «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского особое внимание уделяется мотиву признания. Главный герой, Родион Раскольников, испытывает необъяснимое желание признаться в своем преступлении, хотя испытывает муки от этой мысли.

Уже в первый момент встречи с Соней Мармеладовой, Раскольников пытается вызвать в ней чувство бунта и возможность совместной преступной деятельности. Однако, он не может осуществить задуманное и признаться по-особенному вызывающим образом. Его попытка улыбнуться прерывается недоконченной и бессильной улыбкой.

Мотив признания перекликается с эпизодом убийства Лизаветы. Раскольников испытывает подобные ощущения в обоих случаях. В момент преступления, он рассчитывал на свою хладнокровность, но все оказалось не так. Аналогично, признание тоже было неожиданным. Раскольников надеялся найти союзницу по преступлению в Соне, но вместо этого нашел союзницу по наказанию. Его правда обрушилась на несчастную Соню, заставив ее заплакать и вызвав волну сострадания в душе Раскольникова.

Смысл страданий Раскольникова заключается в внутренней борьбе между его совестью и разумом. Разум настаивает на возможности стать «человеком высшей породы» и отстаивает теоретические опоры, которыми полагается Раскольников. Однако, совесть героя не дает ему покоя, она приводит его к желанию признаться в своей преступности.

Но его подавленный энтузиазм трагически угасает, и герой романа, решительно не совладавший с собой в момент совершения преступления, сознает, что он не старушонку убил, а “самого себя”.

“Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение.”

Далее он услышал, как его догоняет Поленька с просьбой от Сони:

“Она прибежала с поручением, которое, видимо, ей самой очень нравилось.

Источник: http://referat911.ru/Literatura/bunt-ili-smirenie-v-romane/52125-1456202-place1.html </p