Поэты пушкинской поры

Курсовая работа

*Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тема 15. Поэты пушкинской поры

Русская литература начала XIX столетия проходит под знаком А.С. Пушкина. Несомненно, его роль в литературном процессе той поры трудно переоценить: неслучайно В.Одоевский назвал Пушкина «солнцем русской поэзии». Однако в этот период на поэтическом небосклоне России воссияло еще не одно светило: около трехсот поэтов пробовали себя в литературном творчестве. В литературоведении по-разному определяют этот феномен: поэтов современников Пушкина называют «пушкинской плеядой», «пушкинской школой», «поэтами пушкинской поры», при этом всегда по-разному очерчивают их круг: от трехсот до шести.

Поэтами пушкинской поры традиционно называют таких лириков как П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов.

Временные границы проявления творческого феномена поэтов пушкинской поры определяют следующим образом. В качестве точки отсчета берется 1820 (год создания Пушкиным поэмы «Руслан и Людмила», когда сформировались ос­новные принципы пушкинского стиля).

Приблизительно 1835 год становится завершающим. В России еще с петровских времен складывается особая дворянская идеология, в основе которой лежит представление о дворянстве как о передом классе, реально влияющем на судьбу государства и во многом определяющем эту судьбу. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года стало началом круше­ния идеалов дворянского сословия, последствия этих событий скажутся именно к 1835 году: становится очевидным, что дворянство утрачивает свои передовые позиции.

В середине 30-х годов пушкинский идеал кажется слишком гармоничным и несоответствующим современным злободневным задачам, стоящим перед литературой. Публика становится все равнодушнее к творениям Пушкина. Критики стремятся определить фигуру, способную занять высшее место на русском литературном Олимпе. В статье 1835 года «О русской повести и повестях г. Гоголя» В.Г. Белинский писал: «… в настоящее время он (Гоголь) является главою литературы, главою поэтов; он становится на место, оставленное Пушкиным». Характеризуя же поэзию М.Ю. Лермонтова, Белинский проницательно замечал: «Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Лермонтовская эпоха – эпоха безверия, Пушкин же гармоничен, если даже действительность не удовлетворяет его, то он ни в коем случае не ставит под сомнение абсолютную ценность жизни.

10 стр., 4995 слов

Бальмонт К.Д. — русский поэт, писатель, критик — ...

... песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская поэзия, а также стихотворения поэтов Мексики, Полинезии, Японии и Индии). Среди написанного им есть художественная и автобиографическая проза, мемуары, филологические трактаты, историко-литературные ...

Основная особенность пушкинского периода – гармоническая точность поэзии, которая присуща и поэтам пушкинской поры. Каждый из поэтов пушкинской поры обладает неповторимой человеческой и художнической индивидуальностью, но всех их объединяет отношение к миру как к целостному явлению и стремление закрепить эту целостность в слове.

Петр Андреевич Вяземский (1792 — 1878) — в нем собралось обилие необыкновенное всех качеств: ум, остроумие, наглядность, наблюдательность, неожиданность выводов, чувство, веселость и даже грусть…

Н.В. Гоголь начал свой творческий путь. У него были свои особенности мировоззрения.

Биография Петра Андреевича Вяземского

Петр Андреевич Вяземский родился в богатой аристократической семье. Его отец, князь Андрей Иванович Вяземский, готовил своего сына к серьезной государственной деятельности. Мальчик получил блестящее образование, обучаясь в петербургском иезуитском пансионе и при Педагогическом институте. Позднее, когда семья переехала в Москву, молодой Петр Вяземский приглашал профессоров Московского университета в свой дом для получения лекций. После смерти отца воспитанием и образованием Петра занимался известный литератор и историк Николай Карамзин.

Литературная карьера и идеалы

Благодаря Николаю Карамзину Петр Вяземский попал в круг прогрессивных литераторов, которые стремились придать русской литературе европейский статус. Он увлекался идеями французского Просвещения и относил Вольтера к своим кумирам. В начале своего творчества Вяземский предал дань «легкой» поэзии и активно разрабатывал сатирические жанры, особенно эпиграмму.

Политические взгляды и Отечественная война

Вяземский отличался либеральными взглядами. Участие в Отечественной войне 1812 года только укрепило его убеждение в необходимости изменений в государственном устройстве. Вместе с группой молодых вольнодумцев он написал записку императору, прославляющую освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но за свои политические взгляды Вяземский был уволен с военной службы и находился в опале почти десять лет. Важно отметить, что он не был членом тайного общества декабристов.

После разгрома декабристского движения и казни его участников, Вяземский написал письмо своей жене, в котором выразил свою душевную боль и разочарование. Он отметил, что для него Россия стала опоганенной и окровавленной, а его в ней стало душно и нестерпимо. Этот период изменил его взгляды на жизнь и принципы, которые он проповедовал ранее.

Павел Андреевич Вяземский: теоретик и практик русского романтизма

В годы опалы Павел Андреевич Вяземский активно занимается художественным творчеством, пишет критические статьи о современной литературе. Вскоре о Вяземском заговорили как об одном из теоретиков и практиков русского романтизма. Наиболее часто в этот период он обращается к жанру послания, который позволял молодому поэту сочетать, казалось бы, несочетаемое: высокий слог, исполненный поэтических штампов, и намеренно сниженную бытовую, почти разговорную манеру:

3 стр., 1432 слов

Как хороши, как свежи были розы…» (о стихах русского поэта Ивана ...

... поэзии. А закончить эту заметку о замечательном русском поэте мне хотелось бы строками из самого известного его стихотворения «Розы». Послушайте: Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как ... сочинений Лермонтова сообщалось о том, что Мятлев Иван Петрович родился в 1796 и скончался в 1844 годах. Выходит, он жил в одно время с Жуковским, Вяземским, ... стихотворений Ивана Петровича Мятлева. Но ...

  • Иль, отложив балясы стихотворства
  • (Ты за себя сам ритор и посол),
  • Ступай, пирог, к Т на стол,
  • Достойный дар дружбы и обжорства!
  • (Послание к Т с пирогом)

Среди наиболее известных посланий раннего Вяземского — послания к В.А. Жуковскому, Д.В. Давыдову, К.Н. Батюшкову и другим замечательным современникам.

Лучшие журналы России считают за честь поместить на своих страницах сочинения князя Вяземского.

Своеобразие творчества П.А. Вяземского

Важнейшая черта поэзии Вяземского – острое и точное чувство современности, сочетающееся с подлинным энциклопедизмом. Для поэзии Вяземского характерен перевес мысли над чувством, что, по его мнению, искупало погрешности в отделке стиха. Слово в поэзии под­чинялось строго определенному заданию – передать оригинальность логического мышления.

Поскольку Вяземский был убежденным противником крепостного права и абсолютной монархии, то его творчество пронизывают вольнолюбивые мотивы. Так, в стихотворении «Петербург» (1818 – 1819) поэт, следуя одической традиции М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, воспевает деяния великих русских самодержцев – Петра Великого, Екатерины, Елизаветы Петровны. По мнению Вяземского, император Александр должен вписать в историю России не менее великую страницу: отменить крепостное право, уничтожить рабство, даровать своим подданным гражданские свободы:

  • С благоговеньем ждет, о царь, твоя страна,
  • Чтоб счастье давший ей дал и права на счастье.
  • И тогда «Александров век светилом незакатным/ Торжественно взойдет на русский небосклон».

Поэзия Вяземского: Негодование и Русский бог

В стихотворении «Негодование» (1820) Вяземский с возмущением обличает пороки властьимущих, которые в своей погоне за обогащением и удовольствиями не хотят замечать «кровавый пот труда и нищенские слезы». Их не страшит ни земной, ни небесный суд: «Голосом алкающих страстей/ Месть вопиющую вы дерзко заглушили;/ От стрел раскаянья златом щитом честей/ Ожесточенную вы совесть оградили».

Поэт был уверен в том, что единственный выход для России — ограничение абсолютной монархии справедливыми законами, перед которыми должны быть равны все граждане.

В стихотворении «Русский бог» (1828) появляются сатирические мотивы: Вяземский с горькой иронией замечает, что удел такой великой страны, как Россия – быть страной, где почести воздаются только глупцам, где восхищаются только иноземным, страной «мучительных дорог», «дворовых без сапог», «горьких лиц и сливок кислых»…

Русский бог в представлениях Вяземского — это

Бог голодных, бог холодных,

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он русский бог…

Стихотворение «Русский бог» не было разрешено к печати цензурой, однако оно приобрело необыкновенную популярность и широко распространялось в списках.

Вяземский выходил за рамки принятых в литературе той поры жанров. Он обращался к стихотворным путевым очеркам, дорожным хро­никам. Эти жанры привлекали поэта неторопливой манерой описания, характерными разговорными интонациями. Яркими примерами подобных произведений, где Вяземскому удалось достичь сочетания точных описаний быта и заключений, исполненных философского смысла, тонкого лиризма и эпической глубины, острых сатирических замечаний и вольнолюбивых идей, по праву считаются такие стихотворения, как «Станция» (1825), «Коляска» (1826), «Зимние карикатуры» (1828).

11 стр., 5468 слов

Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой

... творчества в лирике Ахматовой. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. (Ахматова Анна) Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве великой поэтессы Ахматовой. В цикле «Тайны ремесла» рассматривается тема поэта и поэзии. В своих стихотворениях она рассматривает такие вопросы, как роль поэта в жизни ...

Вяземский разочаровывается в возможностях, которые дает участие в государственной деятельности, творчество его становится все более философичным. Одна из основных тем его поэзии связана с выдвижением идеи предпочтения личных чувств отдельного человека чувствам официальным. При этом, по Вяземскому, личные чувства оказываются общезначимыми. В стихотворении «Прощание с халатом» (1817) лирический герой предпочитает погрузиться в свой личный мир, поскольку только там он может обрести покой и гармонию. Но погружение в мир души не означал раз­рыва с реальной жизнью.

В стихотворении Вяземского «домашний мир», символом которого выступает халат – подчеркнуто неофициальная, свободная одежда, — противопоставлялся миру шумного света. При этом домашний тихий мир, полный богатого духовного содержания, оказывается гораздо нравственнее мира официального. Только дома человек может быть внутренне свободен:

В гостиной я невольник,

В углу своем я господин.

Вяземский, один из теоретиков русского романтизма, прекрасно осознавал, что важнейшей задачей поэзии является отражение внутреннего мира человека во всем его многообразии. Вяземский стремился к слиянию гражданской и личной тем в поэзии, к устранению перегородок между ними. В большей степени этого удалось достичь в жанре элегии. Среди наиболее известных элегий поэта — «Уныние», «Негодование», «Первый снег». Пушкин писал об элегиях Вяземского: «…Они пленительны и оживительны – «Первый снег» прелесть; «Уныние» — прелестнее».

В элегии «Первый снег», по собственному признанию Вяземского, была предпринята попытка создания оригинального русского пейзажа. Через пейзажные зарисовки поэт стремился передать своеобразие и уникальность мира России.

В элегии «Уныние» Вяземский размышлял о бренности всего земного: все к чему так стремится человек – счастье, слава, любовь – все проходящее. Бренному миру поэт противопоставил мир души, способной страдать и возвышаемой этим страданием.

Последние годы жизни

Денис Васильевич Давыдов: Поэт, Воин, Судьба

Денис Васильевич Давыдов, имя которого навсегда останется в истории русской литературы и воинского искусства, родился в семье военного. С самого детства он питал мечты о военной карьере и мечтал стать офицером. Однако его жизнь обрела особый смысл после встречи с легендарным полководцем графом А.В. Суворовым, который, словно предвидя будущее, благословил мальчика и предсказал ему великие победы: «Ты выиграешь три сражения!»

Семейная бедность, вызванная политическими изменениями, подстерегала Давыдова на пути к мечте. Но лишь после вступления на престол императора Александра I, он смог осуществить свою давнюю мечту и поступить на службу в Кавалергардийский полк. Именно здесь Давыдов начал свой творческий путь.

2 стр., 512 слов

Рассуждение о значении поэзии в жизни человека по поэтам 20 го века

... мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает ... человека эмоционально. Поэзия — это жизнь, это мечта и, конечно же, это любовь. Не зря же у всех поэтов есть прекрасные ... других это просто маленькие огоньки». «Хорошо видит только сердце. Главного глазами не увидишь». Трогательно описывается встреча и ...

Стремление к знаниям и искусству

Молодой офицер активно занимался самообразованием. Его интерес не ограничивался только военными науками; его увлекала изящная словесность. Этот период жизни был отмечен открытием для себя мира литературы и поэзии. Тяга к сочинительству пробудилась в нем, когда его друзья подарили ему собрание стихотворений молодых русских поэтов, изданное под редакцией Н.М. Карамзина.

Поэт и Воин: Неразрывная связь

Для Давыдова жизнь была поэзией, а поэзия – жизнью. Его стихи пронизаны искренностью и любовью к родной земле. Он вкладывал свою душу в каждый стих и каждое произведение. В своих произведениях он передавал не только красоту слова, но и глубокие чувства, которые живут в сердце каждого воина.

Таким образом, Денис Васильевич Давыдов остается в нашей памяти как великий поэт и воин, чьи стихи и деяния продолжают вдохновлять новые поколения. Его жизненный путь напоминает нам о важности веры в свои силы, даже в самых трудных условиях, и о том, что истинное искусство всегда находит свой путь к сердцам людей.

Жизнь и творчество Д. Давыдова

Дмитрий Васильевич Давыдов был русским поэтом и офицером, родившимся в 1784 году. Он пробовал себя в разных жанрах, но особенно его привлекали эпиграммы и сатиры. Свое имя начинающий литератор сделал известным благодаря басням «Голова и Ноги» (1803) и «Быль или басня, кто как хочет назови», также известной под названием «Река и Зеркало» (1803).

Эти произведения высмеивали молодого царя и его окружение и привели к тому, что Давыдов был выслан из Петербурга в провинцию, в Киевскую губернию.

В 1806 году Давыдов вернулся в Петербург и принял участие в войне с французами в качестве адъютанта князя Багратиона. Он также участвовал в русско-турецкой войне. Но самым значимым моментом в жизни Д. Давыдова была Отечественная война 1812 года. Поэт сам говорил о ней следующее: «Я считаю себя рожденным единственно для рокового 1812 года». Он разработал план партизанской войны, который был одобрен М.И. Кутузовым.

Давыдов, как герой-партизан, совершал дерзкие рейды за вражескими линиями, причиняя им значительный ущерб. Однако придворные круги не проявляли интереса к его успехам, скрывая их и преуменьшая роль партизанского движения. Они даже говорили о действиях партизан с презрением и насмешкой. Александр I не желал признания народного вклада в войну 1812 года и того факта, что именно русский народ стал решающей силой, повлиявшей на ее исход.

В результате, фигура Д. В. Давыдова, народного героя Отечественной войны, оказалась в тени и стала малозаметной. В 1823 году он вышел в отставку и поселился в своем имении.

Прогрессивные взгляды и революционная тактика

Денис Давыдов был прогрессивным мыслителем и дружил со многими декабристами. Он разделял их желание изменить существующий порядок, однако, в отличие от заговорщиков, был убежден в невозможности решить все проблемы одним решительным приступом. Как боевой офицер, Давыдов понимал, что это потребует «длительной осады».

Однако, разгром восстания на Сенатской площади подтвердил опасения Давыдова и стал переломным моментом, который привел поэта к разочарованию в революционной тактике в целом. Таким образом, Денис Давыдов перешел на консервативные позиции.

3 стр., 1261 слов

Мой любимый герой-офицер отечественной истории

Моим любимым героем отечественной истории стал Денис Васильевич Давыдов – герой Отечественной войны 1812года. Внешний облик Дениса Давыдова трудно назвать героическим: «роста он был небольшого, круглая ... на жизнь и свободу народа государства Российского. И всякий раз он на себе испытывал мужество, храбрость, самоотверженность его защитников. Героями сильна земля русская. Один из них Денис Давыдов ...

Своеобразие творчества

Поэзия Дениса Давыдова отличается самобытностью и оригинальностью. Его талант был высоко оценен А.С. Пушкиным, который называл его своим учителем.

Миф о том, что поэзия Давыдова – это всего лишь одна из сторон бурной жизни бесшабашного гусара, не соответствовал действительности. Денис Давыдов пробовал свои силы в разных жанрах, наибольших успехов он достиг в жанрах послания, элегии, песни, романса.

Гусарская лирика Давыдова не была одномерной, она представляла собой реализацию целого комплекса тем. В ней отражались темы верности воинскому братству и дружбе, темы войны и жизни войск, а также темы житейских радостей и удовольствий.

Жанр послания и его привлекательность для Д. Давыдова

Жанр послания привлекает Д. Давыдова прежде всего тем, что он позволяет совмещать различные стороны жизни человека: от самых высоких до самых обыденных, бытовых. Ситуация дружеской беседы, которую предполагает жанр послания, утверждает право человека на внутреннюю не­зависимость, веселье и счастье. Так, в послании «Бурцову» (1804) лирический герой Давыдова – лихой гусар, который веселится вместе со своими боевыми друзьями, наполняет «обширны чаши / В шуме радостных речей», с напускной бравадой говорит о своих прошлых и будущих подвигах.

Но все это нарочитое гусарство – внешнее, на самом деле лирический герой Давыдова – человек горячо и искренне любящий свое Отечество, готовый в любой момент встать на его защиту. Его способность веселиться, радоваться каждому мгновению бытия только подчеркивает его способность полностью отдаться упоению боем:

… Но чу! гулять не время!

К коням, брат, и ногу в стремя,

Саблю вон – и в сечу! Вот

Пир иной нам Бог дает,

Пир задорней, удалее,

И шумней, и веселее…

Ну-тка, кивер набекрень,

И – ура! Счастливый день.

Истинное гусарство в глазах Давыдова

В стихотворении «Гусарская исповедь» (1832) лирический герой Давыдова вновь отдает дань шумным гусарским забавам: «Люблю разгульный шум, умов, речей пожар / И громогласные шампанского оттычки», но суть истинного гусарства для Давыдова заключается не столько во внешних проявлениях молодечества, сколько в феномене гусарского братства: «И я спешу в мою гусарскую семью», в семью, где каждый может быть самим собой.

Если в свете, где «тело и душа под прессом,/ Где спесь да подлости, вельможа да холоп», человек обречен держать свою «откровенность в кандалах», то гусарское братство обеспечивает каждому столь необходимую каждому человеку внутреннюю свободу: «Роскошествуй, веселая толпа,/ В живом и братском своеволье».

Жанр песни как способ передачи духа гусарской жизни

Еще один излюбленный жанр Давыдова – жанр песни – позволил поэту как нельзя более точно передать дух гусарской жизни. Вероятно, поэтому кредо поэта-гусара наиболее четко сформулировано в «Песне» (1815):

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

В жизни Давыдова жанр послания и песни стали неотъемлемой частью его творчества, отражая глубокую привязанность к гусарской культуре и братству, а также стремление к передаче духа и радости жизни во всех ее проявлениях.

1 стр., 485 слов

Три жизни Владимира Дубровского» (Как меняется герой)

... и не имел представления о жизни крепостных крестьян. Дубровский вел праздную жизнь типичного молодого дворянина, играл в ... гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять свое право быть бедными и честным ... за судьбы подвластных ему людей - крестьян. Герой хочет мстить, но не только за себя, ... дает лишь скупые его портретные черты: двадцать три года, роста среднего, глаза карие, волосы русые, ...

Давыдов: Лирика военного героя

Лирический герой Давыдова не может представить себе спокойную жизнь и «конец под балдахином», его жизнь и смерть «средь мечей», где человек не думает о смерти, все его мысли подчинены одной цели – послужить «нашей матушке России».

При описании жизни гусара поэт прибегает к просторечиям, использует военный жаргон. Несомненным новатором Давыдов выступил при создании картин военного быта, шумного удалого офицерского досуга.

Герой Давыдова — прямой и искренний человек, верный в дружбе. Он способен любить искренне и самозабвенно. Любовная лирика Д. Давыдова наиболее ярко представлено в жанре элегии. Лирический герой страдает от неразделенного чувства, от рев­ности, от разлуки с любимой, которая кажется ему совершенством, почти богиней. Он готов служить ей, даже не надеясь на взаимное чувство. Лихой герой превращается в робкого, трепетного влюбленного: «Не надо ничего — / Ни рая, ни земли! Мой рай найду с тобою!»

Замечательным образцом любовной лирики Давыдова по праву считается стихотворение «Романс» (1834), в котором поэт вспоминает о своей возлюбленной, чувство к которой он пронес через всю свою жизнь:

Не повторяй мне имя той,

Которой память – мука жизни,

Как на чужбине песнь отчизны

Изгнаннику земли родной.

Особое место в творчестве Давыдова занимает историческая элегия «Бородинское поле» (1829), в которой поэт раскрывает новую грань своего таланта, представая перед читателем как человек, умудренный опытом, способный к глубоким философским размышлениям о мире и о себе. Вечно живущая в сознании Давыдова память о подвиге русского народа на Бородинском поле позволяет ему обрести особый ракурс видения современности. Лирический герой с глубокой печалью замечает, что все то, что придавало смысл его жизни – гусарское братство, ратные подвиги во славу Родины, великие победы русского оружия – уходят в прошлое, они не востребованы в современном мире: «Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу / Попрали сильные». Скорбью проникнуты заключительные строки элегии, лирический герой завидует судьбе павших на Бородинском поле, не познавших разочарований, не испытавших горечи забвения.

Денис Давыдов: Герой, Писатель и Стратег

Введение

Денис Давыдов — имя, которое известно как прозаику, который оставил нам уникальные воспоминания о встрече с Наполеоном, героях Отечественной войны 1812 года и партизанском движении. Его труды, посвященные стратегии и тактике партизанской войны, остаются актуальными и в наше время.

Последние Годы Жизни

После вступления императора Николая I на престол, Давыдов вернулся к военной службе. Он участвовал в военных действиях на Кавказе и помог подавить восстание в Польше, а затем вернулся в Москву.

Заслуги в Литературе

Денис Давыдов был не только военным героем, но и талантливым стихотворцем. Его поэзия была высоко оценена ценителями русской словесности, и он был избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Последнее Пожелание

В последние годы своей жизни Давыдов хотел, чтобы прах генерала Багратиона был перенесен на Бородинское поле. Он был назначен командиром почетного эскорта, который должен был сопровождать героя до его последнего покоя. Однако судьба была несговорчива: Денис Васильевич Давыдов скончался 22 апреля 1839 года, не дождавшись этого дня.

13 стр., 6479 слов

Поэты пушкинской поры

... Вильгельмом Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Баратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В ... как о «нашем величайшем национальном достоянии». Ещё при жизни поэта стали именовать гением, со второй половины 1820-х ... стихотворениям 1835 года становится понятно, что в эту пору он пережил какую-то новую любовь, которую называет ...

Антон Антонович Дельвиг

В этом контексте, невозможно не упомянуть близкого друга Давыдова, Антона Антоновича Дельвига. Этот поэт и писатель также играл важную роль в литературной сцене своего времени.

Начало Пути

Дельвиг, родом из старинного обедневшего рода, получил образование в Царскосельском лицее и быстро подружился с Александром Пушкиным, с которым они будут связаны долгой и крепкой дружбой.

Эти два личности, Давыдов и Дельвиг, оставили свой след как в истории России, так и в мире литературы, предоставив нам ценное наследие своих работ и воспоминаний.

Творчество Антона Дельвига

Антон Дельвиг, известный как «Парнасский счастливый ленивец», был студентом, который не проявлял особого усердия в изучении наук. Однако, он был признан профессором Е.А. Энгельгардтом, директором лицея, самым знающим русскую литературу среди всех своих однокашников. Это необычно для ленивца, но Дельвиг был исключением.

В лицее царила поэтическая атмосфера, которая вдохновила молодого Дельвига на самостоятельное поэтическое творчество. Он стал одним из первых стихотворцев лицея. В 1814 году было опубликовано его первое стихотворение — патриотическая ода «На взятие Парижа». С этого момента Дельвиг начал регулярное сотрудничество с лучшими российскими журналами, которые публиковали его произведения.

В воспоминаниях современников и в их письмах и стихотворных посланиях Дельвиг предстает в образе ленивца, сонливого и небрежного. Он сам поддерживал этот миф о себе. Однако, его активная литературная деятельность свидетельствует об обратном. Он вошел в историю русской литературы не только как серьезный поэт, но и как издатель литературных альманахов.

Для формирования мифа о ленивце Дельвиге были серьезные причины. «Лень» Дельвига была символом неофициального, «домашнего поведения». Это было вызовом господствующей морали. Дельвиг считал, что истинный художник способен создать свои лучшие произведения, отрешившись от бессмысленной суеты, в которую погружается обычный человек.

В своем творчестве Дельвиг обращался к различным жанрам, таким как песня, сонет, идиллия и дружеское послание. Он стремился запечатлеть идеал в своих произведениях, что сближает его с Пушкиным. Однако, в отличие от Пушкина, Дельвиг предпочитал просто не замечать противоречия жизни.

Русская поэзия и романтический мир Дельвига

Русская поэзия XIX века богата разнообразием стилей и направлений, но одним из ярких представителей романтизма этой эпохи является Антон Дельвиг. Его стихи олицетворяют собой мир сиротинушек, сторонушек и подворотенок — простых людей, лишенных высоких чинов и званий, но одаренных возвышенными чувствами.

В песнях Дельвига всегда присутствуют драматические моменты, порой даже трагические коллизии. Молодой человек, запечатленный в его стихах, заливает свою грусть вином, а девушка горюет о несостоявшейся любви. Из этих стихов проникает печаль за упущенными возможностями и утраченным счастьем.

Идеал и реальность

Дельвиг мечтал о большом идеальном мире человеческого счастья. Его романтические фантазии часто ассоциировались с древней Элладой, где, как казалось поэту, человек жил в гармонии с природой и самим собой. Однако Дельвиг ни разу не ступал на эти земли, ибо не знал греческого и даже немецкого языка.

43 стр., 21166 слов

Глава IV. Портреты в рукописях поэта

... жизни Пушкина. Решалась его судьба: сватовство с Наталией Гончаровой, половинное согласие матери, «бегство» на ... Давыдов, Вяземский, Дельвиг, Баратынский, Грибоедов, ... Пушкина, когда в контексте самой рукописи указывается имя изображаемого человека: в оду «Свобода» в последних стихах, прямо в тексте, поэт ... а пока был одной из фигур повествования Пушкина, в некоторой степени «героем» похода: не зря Пушкин ...

И все же, несмотря на отсутствие личного опыта, Дельвиг способствовал воссозданию античного мира в русской поэзии. Он воспринимал античность через призму собственных чувств и представлений. Идеальный мир древности оживал в его произведениях, в первую очередь, в жанре идиллии.

Идиллические мотивы

Дельвиг вдохновлялся идиллиями Феокрита, живописными картинками и драматическими сценами. Его идиллии часто были наполнены драматизмом, но всегда заканчивались благополучно. Действие происходило в природной гармонии, где деревья колыхались под лучами солнца, а источники журчали в прохладе.

Герои идиллий Дельвига были цельными существами, навсегда преданными своим чувствам. Они не анализировали свои переживания, а просто отдавались им, что приносило радость. В его стихотворениях любовь не описывалась словами, она выражалась через жесты и поступки персонажей.

Таким образом, Дельвиг создал уникальный мир, где реальность сочетается с идеализированным представлением о древности и человеческих чувствах. Его стихи оставили непередаваемый след в русской поэзии, вдохновляя на размышления о природе человеческой души и желании достичь идеала счастья.

Античность в поэзии Дельвига

Дельвиг романтически воспевал античность как идеал, но при этом осознавал, что реализация этого идеала невозможна в реальности. Он считал, что ближе всего к идеалу может быть человек, способный искренне любить, быть верным в дружбе и ценить красоту.

Любовные и дружеские отношения для Дельвига становились мерилом ценности человека и общества. Он обращался к теме дружбы и любви в своих стихах, где высказывал мысли о значимости этих отношений. В своих произведениях он писал о том, что только жизнь, полная гармонии, может стать почвой для искусства и художественного творчества.

Хотя мир идиллий Дельвига наполнен радостью и светом, в центре его внимания всегда присутствует тема смерти. Через образ смерти поэт выражает свою скорбь по утраченной гармонии между людьми и человеком и природой.

В своем творчестве Дельвиг мало занимался элегией, однако в нескольких стихотворениях этого жанра он задумывался о жизни и смерти. Сонеты же стали одним из основных жанров его творчества. Они отличались четкой композицией, ясностью языка, стройностью и изяществом, а также богатством мысли и стиля.

Уникальная часть исследования посвящена жизни и творчеству русского поэта Александра Александровича Дельвига. Поражение восстания на Сенатской площади в 1825 году стало для поэта личной драмой, хотя он сам не был сторонником революционных путей изменения общества. Однако, у него было много друзей среди декабристов, включая И.И. Пущина и В. К. Кюхельбекера. Тот факт, что Дельвиг пришел прощаться с осужденными на казнь и на каторжные работы, свидетельствует о его верности друзьям и высокой гражданской смелости.

После 1825 года в творчестве Дельвига стали звучать все больше трагических нот. Он перестал писать политические стихи, однако и в жанре идиллии произошли значительные изменения. В одной из его идиллий под названием «Конец золотого века» появилась символическая картина разрушения прекрасного и гармоничного мира под давлением цивилизации. Поэт выражает горечь по поводу утраты и пропагандирует необходимость искать радость и счастье в других мирах.

Дом Дельвига стал центром, где собирались литераторы, несогласные с положением дел в России. Здесь встречались А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А. Мицкевич и другие. В издаваемых Дельвигом журналах «Литературная газета» и «Северные цветы» публиковались лучшие произведения современной русской литературы, анонимно печатались и сочинения декабристов.

Однако над Дельвигом начали сгущаться тучи. Влиятельный чиновник А.Х. Бенкендорф пригласил поэта на личную беседу, в ходе которой обвинил его в оппозиционности и угрожал репрессиями. В результате публикации четверостишия, посвященного революционным волнениям во Франции, выпуск журнала «Литературная газета» был приостановлен. Многие современники Дельвига считали, что все эти события сказались на его уже слабом здоровье. 14 января 1831 года поэт скончался после нескольких дней простудной болезни.

Смерть Дельвига стала настоящим потрясением для его близких. Сам Пушкин отметил, что помимо прекрасного таланта, у поэта была отлично устроенная голова и душа выдающейся силы. Он считал Дельвига лучшим из всех.

Таким образом, жизнь и творчество Александра Александровича Дельвига отражают сложные перипетии истории, влияние политических событий на личность и творчество поэта. Его гражданская смелость и верность друзьям, а также вклад в развитие русской литературы делают его одним из ярких представителей своего времени.

Евгений Абрамович Баратынский (1800 – 1844)

Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя несколько одаренного вкусом и чувством. — А.С. Пушкин

Начало творческого пути. Особенности мировоззрения

Евгений Абрамович Баратынский родился в небогатой дворянской семье. Его отец – генерал-лейтенант в отставке скончался, когда мальчику исполнилось всего десять лет. Воспитанием и образованием сына занималась мать, женщина, наделенная тонкой и благородной душой, прекрасно знавшая европейскую культуру. Евгений Баратынский получил обычное для дворянских детей домашнее образование: он в совершенстве владел французским и итальянскими языками.

В 1812 году Баратынский был зачислен в Петербургский Пажеский корпус. Воспитанный на традициях романтической литературы, мальчик мечтал о захватывающих приключениях и опасностях, представлял себя отважным пиратом, благородным разбойником. В корпусе царила совершенно иная атмосфера – муштра, зубрежка, казенщина… Вместе со своими друзьями Евгений создает «Общество мстителей». Шалости членов «Общества мстителей» досаждали руководству корпуса. Однако одна из подобных шалостей возымела весьма серьезные последствия: один из «мстителей» похитил у своего отца крупную сумму денег и золотую табакерку. Результатом случившегося стало исключение Баратынского из Пажеского корпуса по личному распоряжению Александра I. Более того, Евгению Баратынскому воспрещалось служить где-либо, кроме как в армии, причем только в чине рядового. Вопреки ожиданиям столь суровое распоряжение императора так и не было отменено.

В 1819 году в Петербурге Баратынский вступает рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Здесь он знакомится с известными поэтами-романтиками А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, Н.И. Гнедичем, В.А. Жуковским, А.И. Одоевским, Ф.Н. Глинкой. В это же время в печати появляются первые произведения Е.А. Баратынского.

Евгений Баратынский: жизнь и творчество

Евгений Александрович Баратынский, выдающийся русский поэт и литератор XIX века, несмотря на свою краткую жизнь, оставил неизгладимый след в истории русской литературы. Его биография и творчество представляют интересный контраст между амбициями молодости и философскими размышлениями зрелости.

Изгнание в Финляндию

Вскоре после начала своей службы Баратынского переводят в Финляндию, где ему предстоит провести целых шесть лет своей жизни. Хлопоты о его производстве в офицеры оказываются тщетными, вероятно, ввиду его известных оппозиционных взглядов и дружбы с политически неблагонадежными личностями. Однако Баратынский не присоединяется к декабристам, так как отвергает способы изменения общества, за которые боролись члены тайных обществ.

Особенностью взглядов Баратынского было его понимание роли поэзии. В отличие от декабристов, которые считали, что литература должна агитировать и изменять общество, Баратынский верил, что главная цель поэзии — это выразить размышления о смысле жизни и назначении человека. В его лирике звучат вольнолюбивые мотивы, но они скорее являются отражением романтических идеалов, чем агитацией.

Возвращение в Россию и творческий успех

Только в 1825 году бесчисленные прошения о производстве Баратынского в офицеры были удовлетворены, и он получил возможность распоряжаться своей судьбой. В этом же году он выходит в отставку и переезжает в Москву.

В 1827 году Баратынский издает свой первый сборник стихов, который получает весьма лестные отзывы. Творчество Баратынского характеризуется его оригинальностью и независимостью, что было отмечено даже самим Александром Пушкиным. Пушкин писал: «Он шел своею дорогой один и независим», «Он у нас оригинален — ибо мыслит».

Философия творчества

В ранней лирике Баратынского сильно присутствуют эпикурейские мотивы, где поэт призывает наслаждаться земными радостями жизни. Однако в его стихах всегда присутствуют серьезные размышления о смысле бытия и предназначении человека. Современники называли Баратынского «задумчивым проказником».

Излюбленным жанром ранней лирики Баратынского была любовная элегия. Однако в его элегиях речь шла не о любви, а об ее отсутствии. Например, в элегии «Разуверение» (1821) Баратынский изображает разочарование души, не способной больше верить в любовь и уверения в ней.

Таким образом, творчество Евгения Баратынского остается ярким примером индивидуализма и философской глубины в русской поэзии XIX века, а его поэтический путь является уникальным и вдохновляющим.

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Лирический герой элегий Баратынского прекрасно осознает, что любовь есть высшее благо для человека, и поэтому душа, утратившая способность любить – больная душа:

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слово

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Таким образом, любовь у Баратынского становится не просто чувством, а символом, знаком человеческой жизни вообще, только любовь позволяет осознать, насколько разительно не совпадают жизнь идеальная и жизнь реальная. Именно поэтому в лирике Баратынского нет и не может быть счастливой любви.

Герой любовных элегий — человек, утративший состояние гармонии с миром, с людьми и с самим собой, его поступки всегда расходятся с его чувствами. Так, в элегии «Оправдание» (1824, 1826) лирический герой, искренне преданный своей возлюбленной («тебя одну я в сердце обретал»), в шумной суете светской жизни слагает оды многим модным красавицам, дает им «страстные обеты». В элегии «Признание» (1823, 1832) звучит мысль о том, что реальная жизнь неизбежно разрушает идеалы молодости, человеку не суждено соединиться со своей «любовью первоначальной», «милый образ» неизбежно становится «неверной тенью», тревожащей воспоминания. Лирический герой с горечью признается себе:

Душевным прихотям мы воли не дадим,

Мы не сердца под брачными венцами,

Мы жребии свои соединим.

В элегиях Баратынский стремится не только осмыслить психологическое состояние человека, но и выйти на уровень философского постижения законов бытия. В элегии «Поцелуй» (1822) поэт предлагает глубокую философскую трактовку взаимозависимости любви и счастья. Человек склонен мечтать о любви, которая, по его мнению, является залогом счастья. Однако, в реальной жизни счастье недостижимо, поэтому любовные переживания, какими бы искренними и глубокими они ни были, приносят человеку лишь разочарования: «Обман исчез, нет счастья! и со мной / одна любовь, одно изнеможенье».

Таким образом, лирический герой Баратынского, исполненный мечтательных идеалов, сталкивается с отрезвляющей действительностью, законы которой подчинены холодному рационализму, что делает неизбежным крушение мечты и возникновение чувства разочарованности. Уйти от действительности оказывается невозможным, но погружение в нее позволяет постичь как сложность бытия в целом, так и неоднозначность отдельной человеческой личности.

Е.А. Баратынский, как и многие его современники поэты-романтики, отдал дань жанру поэмы. Романтические поэмы Баратынского «Эда», «Бал», «Цыганка» вызывали восторженные отклики и читателей, и собратьев по перу. Особенно восхищали почитателей таланта Баратынского женские образы в поэмах. Отличительными чертами поэм является стремление поэта создать образ современного человека, изобразив его характер в движении.

Последней книгой Баратынского стал сборник стихотворений «Сумерки» (1842).

Этот сборник открывает стихотворение «Последний поэт» (1835), которое нередко называют творческим манифестом Баратынского. Центральным конфликтом этого стихотворения становится конфликт между поэтом и временем, в котором он живет. «Железному веку» не нужны поэты:

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

Особый трагизм этому конфликту придает тот факт, что на свете нет больше места, где бы отвергнутый поэт смог бы найти хоты бы уединение, укрыться от безжалостного, жестокого мира. При этом мир, отвергнувший поэта, и сам оказывается обреченным, его ожидает духовная гибель. Эта мысль проходит через все стихотворения цикла.

Сборник «Сумерки» завершается стихотворением «Рифма» (1840), в котором Баратынский вновь обращается к размышлениям об отношениях поэта с веком и приходит к выводу о том, что высшее назначение поэта – влиять на общественное мнение, быть властителем дум.

Важнейшей проблемой, к которой Баратынский обращался на протяжении всего своего творчества, была проблема судьбы человека, который обречен на неминуемую смерть. Смерть воспринималась романтиками как трагедия, поскольку воспринималась ими как крушение гармонии между телом и духом. Баратынский же трактует смерть как созидательную силу, которая сохраняет равновесие в мире: «Ты всех загадок разрешенье, / Ты разрешенье всех цепей» (стихотворение «Смерть», 1828).

В стихотворении «Череп» (1824, 1826) Баратынский приходит к мудрому осознанию того, что смерть делает всех людей равными, поскольку все живое подчиняется общему закону. Но в этих стихотворениях поэт воспевает не смерть, а жизнь, уверяя читателя в том, что он должен научиться радоваться каждому мгновению столь скоротечного земного бытия: «Пусть радости живущим жизнь дарит, / А смерть сама их умереть научит».

Баратынский – один из самых ярких представителей русской философской лирики. Вместе с тем его философичность – это не отвлеченные умствования, не холодные сентенции. Один из современников поэта тонко заметил, что Баратынский «возвел личную грусть до об­щего философского значения…» Это придает его философской лирике гуманистический характер. Это еще раз подтверждается последним стихотворением Баратынского «Пироскаф», где важнейшей мыслью является мысль о необходимости стремиться к лучшему, мечтать о прекрасном. Самые страшные разочарования не страшны человеку, способному верить в возможность обретения гармонии: «Завтра увижу я башни Ливурны, / Завтра увижу Элизий земной!»

Последние годы жизни

В 1843 году Баратынский отправляется во Францию, где знакомится с известными деятелями европейской культуры. Огромный след в его душе оставляет сближение с представителями русской политической эмиграции, среди которых были Н. Огарев, Н. Тургенев, И. Головин. Их сближает представление о том, что первоочередной задачей, стоящей перед Россией, является уничтожение крепостного права. Общение с этим кругом благотворно влияет на душевное состояние поэта, он стоит оптимистичные планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыться.

В 1844 году Баратынский приезжает в Неаполь, где заболевает и скоропостижно умирает. Его тело было перевезено в Петербург. На похоронах поэта присутствовало всего несколько ближайших друзей. Газеты и журналы того времени практически никак не отозвались на это печальное событие.

После смерти Е.А. Баратынского В.Г. Белинский пророчески заметил: «Мыслящий человек всегда перечтет с удовольствием стихотворения Баратынского, потому что всегда найдет в них человека – предмет вечно интересный для человека».

Дмитрий Владимирович Веневитинов

(1805 –1827)

Веневитинов сам собою составил бы школу, если

б судьба не пресекла безвременно его прекрасной

жизни, обещавшей такое богатое развитие.

В.Г. Белинский

Начало творческого пути. Особенности мировоззрения

Дмитрий Владимирович Веневитинов родился в родовитой дворянской семье. Молодой человек получил прекрасное домашнее образование, причем особое внимание уделялось его культурному развитию: он изучал языки, музыку, живопись. Серьезное увлечение философией привело его в стены Московского университета, где он вольнослушателем увлеченно слушал лекции не только по философии и словесности, но и по математике, и по естественным наукам. После сдачи экзаменов за курс университета Веневитинов определяется на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, но главным делом своей жизни он считает литературное творчество.

Веневитинов – поэт-романтик, с именем которого связано возникновение новой тенденции в русской романтической литературе, — это философский романтизм. Веневитинов становится организатором и активным участником «Общества любомудрия», главной целью которого было изучение современной философии и эстетики романтизма. Любомудры восхищались суждениями Канта, Фихте, братьев Шлегелей, кумиром их был Шеллинг. Деятельность общества была расценена официальными кругами как непозволительная, сеющая семена вольнодумства, поэтому в 1825 году оно было распущено, что не помешало чего участникам продолжать совместные обсуждения интересующих их вопросов.

Веневитинов выступил создателем оригинальной эстетической теории, центральной мыслью которой является представление о том, что высшая цель человека – самопознание. С точки зрения Веневитинова, каждый истинный художник – это мыслитель, философ. Свои эстетические представления Веневитинов воплощает в своих произведениях. Поэтому главной особенностью его лирики становится установка на «поэзию мысли».

Своеобразие творчества

Круг тем, к которым Веневитинов обращается в своем творчестве, традиционен для поэзии романтизма: он писал стихи о дружбе, о любви, о разочаровании, о вольности. Центральной темой, организующей художественный мир поэзии Веневитинова, является тема судьбы поэта.

Поэт, с точки зрения Веневитинова, – избранник неба, возвышающийся над толпой, его не касается прозой жизни, не увлекает ее суета, он далек от пошлой повседневности. В своем произведении «Смерть Байрона» (1825) Веневитинов утверждает, что только поэзия может противостоять прозе жизни, а тайны природы и мирозданья способен постичь только поэт:

Здесь думал я поднять таинственный покров

С чела таинственной природы,

Узнать вблизи сокрытые черты

И в океане красоты

Забыть обман любви, забыть обман свободы.

С темой судьбы поэта в творчестве Веневитинова неразрывно связан мотив свободы: истинный поэт всегда борец за свободу. Поэзия, свобода, прекрасное — для Веневитинова неразрывно связанные между собой понятия. Это объясняет наличие в творчестве столь далекого от политики Веневитинова произведений с явно выраженной вольнолюбивой тематикой. Некоторые исследователи даже утверждают, что в таких стихотворениях, как «Евпраксия», «Новгород», «Песнь грека», «Освобождение скальда» ощущается сильное влияние творчества поэта-декабриста К. Ф. Рылеева.

В стихотворении «Поэт» (1826) Веневитинов создает образ идеального поэта, «любимца муз и вдохновенья», который погружен в свой внутренний мир, в свои грезы и раздумья, где происходит постижение зако­нов бытия. И лишь в минуту творческого вдохновения

Душа, без страха, без искусства,

Готова вылиться в речах

И блещет в пламенных очах.

Однако жизнь поэта в представлениях Ве­невитинова далеко не безоблачна и ни в коем случае не идиллична. Путь поэта – это путь борьбы и страданий. Именно этот аспект судьбы поэта осмыслен в последнем стихотворении Веневитинова «Поэт и друг» (1827), по форме представляющим диалог. Это стихотворение – размышление о человеке, о жизни и смерти, о поэте и поэзии. Одним из ключевых в произведении явля­ется слово «мечта». Для Веневитинова поэзия – это иная, луч­шая жизнь, жизнь–мечта. Таким образом, мечта, жизнь и поэзия в лирике Веневитинова представляют единое целое:

Он дышит жаром красоты,

В нем ум и сердце согласились

И мысли полные носились

На легких крылиях мечты.

Особой страницей в творчестве Веневитинова является любовная лирика. Но Веневитинова неслучайно называли «поэтом мысли», в стихотворениях, посвященных теме любви, заключены мотивы, которые выводят их за границы собственно любовной лирики. Подтверждение этому можно найти в цикле стихотворений, посвященных Зинаиде Волконской (1826 год),образованной и умнейшей женщине, хозяйке блестящего художественного салона, который посещали А.С. Пушкин, А.Мицкевич, В. Одоевский и другие великие представители русского искусства начала XIX века. Юный Веневитинов был безответно влюблен в блистательную Зинаиду Волконскую, о которой он писал:

Тебя одну любил я в мире,

Но я любил тебя как друг!

Как любят звездочку в эфире,

Как любят светлый идеал

Иль ясный сон воображенья.

В одном из стихотворений цикла «Элегия» героиня предстает не просто как любимая женщина, но и как человек, причастный к музам и прекрасному:

Волшебница! Как сладко пела ты

Про дивную страну очарованья,

Про жаркую отчизну красоты!

Для Вене­витинова такие понятия как любимая, любовь, искусство, прекрасное, Италия (страна прекрасного, «земля обетованная» для романтиков) оказываются неразрывно связанными.

Размышляя о судьбах русской поэзии, В.Г. Белинский отмечал: «Один только Веневитинов мог согласить мысль с чувством, идею с формой, ибо изо всех молодых поэтов пушкинского периода он один обнимал природу не холодным умом, а пламенным сочувствием и силой любви».

Последние годы жизни

Д.В. Веневитинов был далек от реальной политической борьбы. Однако события на Сенатской площади непосредственно коснулись и его судьбы: он был арестован по подозрению в причастности к заговору 14 декабря 1825 года и в течение двух суток находился под стражей. Веневитинова, который отличался редкой внутренней независимостью, обостренным чувством собственного достоинства, это событие потрясло до глубины души. Спустя полгода он тяжело заболевает: результатом простуды становится сильная горячка, которая «пресекла в восемь дней юную жизнь его, небогатую случаями, но богатую чувствованиями».

Восхищавшаяся стихами Веневитинова Зинаида Волконская подарила молодому поэту великолепный перстень, которым он очень дорожил и поклялся надеть либо в день свадьбы, либо в день смерти:

Когда же я в час смерти буду

Прощаться с тем, что здесь люблю,

Тебя в прощанье не забуду:

Тогда я друга умолю,

Чтоб он с руки моей холодной

Тебя, мой перстень, не снимал,

Чтоб нас и гроб не разлучал.

(«К моему перстню», 1826 или 1827)

За несколько часов до кончины Веневитинова, друзья, собравшиеся в гостиной поэта, чтобы проститься с ним, вспомнили о заветном перстне. Никто не решался выполнить волю его владельца – это было бы равносильным объявить Веневитинову, что мгновения его земной жизни сочтены. Наконец, один из близких друзей подошел к смертному одру поэта и надел кольцо на палец его владельца. Веневитинов открыл глаза: «Я женюсь?» — «Нет», — последовал ответ. — «Значит я умираю». Веневитинов скончался в возрасте 21 года. Смерть юного поэта оплакивала вся просвещенная Россия.

Н.А. Полевой, который был среди друзей и близких поэта в день его погребения, писал: «Веневитинову, казалось, все дала природа; жизнь обещала ему радости, счастье, — и могила была уделом его, уносившего во гроб надежды отечества, радость родной семьи и всех знакомых его». Друзья Веневитинова создали своеобразный культ безвременно ушедшего поэта: в течение 40 лет они ежегодно отмечали годовщину его смерти. На одном из последних таких собраний прозвучали

Кружок друзей его стал тесен:

Одни вдали, других уж нет.

Но вечен мир высоких песен,

И с ними вечно жив поэт.

Современники полагали, что атмосфера, сложившаяся в стране после восстания декабристов, была губительной для таких людей, как Веневитинов, поэтому его трагический финал был предрешен. А.И. Герцен с горечью замечал: «…Едва успев промолвить несколько благородных слов, он увял, словно южный цветок, убитый леденящим дыханием Балтики».

Николай Михайлович Языков

(1803 – 1846)

Владеет он языком, как арап диким конем

Н.В. Гоголь

Начало творческого пути. Особенности мировоззрения

Николай Михайлович Языков родился в богатой помещичьей семье. Огромное состояние, доставшееся в наследство Языкову, позволяло ему вести независимый образ жизни. Молодой человек получил весьма разностороннее образование: он учился в Петербурге в Горном кадетском корпусе, прослушал курс в Институте инженеров путей сообщения. Однако, не закончив обучение в этих учебных заведениях, он отправился в Дерпт, где поступил на философский факультет университета. Здесь он провел долгих сем лет, но, решив не сдавать выпускного экзамена, «свободно-бездипломным» вернулся в Петербург.

Еще во время учебы в Дерптском университете Языков, имевший дружеские связи в литературных кругах Петербурга, начинает регулярно печататься в известных российских изданиях. Обучаясь на философском факультете, он открывает для себя литературу европейского романтизма, что окажет серьезное влияние на его творчество.

Студенчество во все времена отличалось прогрессивными взглядами и вольнолюбивыми настроениями, что предопределяло его оппозиционность по отношению к существующей власти. Подобные тенденции были характерны и для мироощущения Языкова, не имевшего при этом каких либо четко сформулированных политических убеждений. Его вольнолюбие носило чисто эмоциональный характер.

В творчестве Языкова традиционно выделяются два периода: 20-е — начало 30-х годов XIX века и вторая половина 30-х – первая половина 40-х годов XIX века. Лучшие произведения поэта были созданы в период его раннего творчества.

Своеобразие творчества

И.В. Киреевский, пытаясь определить главную черту художественного дарования Языкова, писал: «Мне кажется, что средоточием поэзии Языкова служит то чувство, которое я не умею определить иначе, как назвав его стремлением к душевному простору». Это мнение находит подтверждение уже в ранних произведениях поэта.

Подлинную известность и искреннюю любовь читателей Языкову принесли так называемые студенческие песни. Именно в этом жанре смог наиболее полно проявить себя дух поэзии Языкова, связанный с выражением романтической свободы личности, ко­торая верила в достижение этой свободы, которая радостно, бездумно, зато всем суще­ством принимала жизнь.

Наиболее яркие студенческие песни Языкова вошли в цикл «Песни». Первые три песни («Полней стаканы, пейте в лад!», «Страшна дорога через свет…», «Кто за бокалом не поет…») прославляют вино как необходимый атрибут веселых студенческих пирушек. У Языкова студент предстает не только как беззаботный гуляка, он труженик и философ, он честен и благороден, главное же в нем – свободные устремленья его духа:

Свободой жизнь его красна,

Ее питомец просвещенный –

Он капли милого вина

Не даст за скипетры вселенной!

Лирический герой Языкова – это мыслящий студент, предпочитающий свободу чувств и вольное поведение принятым нормам, наделенный биографической и «условно-профессиональной» оп­ределенностью. При этом лирический герой и сам поэт (дерптский сту­дент) не равны друг другу.

Лирический герой Языкова испытывает искренний восторг перед миром, полным столь разнообразных возможностей, перед теми путями, которые он, обладающий незаурядными способностями человек, может избрать. Поэтому для поэтического слога Языкова так характерны восклицательные интонации, торжественные выражения. Это объясняет тот факт, что центральными жанрами языковской лирики становятся гимн и дифирамб. В ранней лирике Языкова практически все жанры – и песня, и элегия, и романс, и послание – приобретали черты гимна или дифирамба.

Поэт-романтик Языков не мог обойти в своем творчестве таких популярных жанров как элегия и послание. В элегиях и посланиях человек предстает вне чинов и званий, вне тех многочисленных уставов и законов, которые регламентируют жизнь личности в обществе. Предметом размышлений Языкова, с одной стороны, являются такие чувства, как любовь, дружба, способность наслаждаться красотой природы и искусства, с другой — высокие гражданские чувства, представляющие собой неотъемлемую часть духовного мира человека. Показательно, что в лирике Языкова политическая тема становится глубоко личной, даже такой жанр, как элегия, у него претерпевает изменения: философские размышления поэта органично вбирают в себя размышления о свободе и самовластье, судьбе народа и всей России. По этой причине в элегиях Языкова активно используется нехарактерная для этого жанра политическая лексика.

Так, в послании «Н.Д. Киселеву» (1823) поэт воспевает «тишь уединения», где может расцвести «гений благородный» и, вместе с тем, обращается к злободневным политическим проблемам, размышления над которыми заканчиваются афористичными

У нас свободный ум, у нас другие нравы:

  • Поэзия не льстит правительству без славы;

Для на закон царя – не есть закон судьбы,

Прошли те времена – и мы уж не рабы!

В своих свободолюбивых элегиях Языков скорбит о рабстве, которое является позором для России. Поэта интересует душа народа, что становится предметом осмысления в элегиях «Свободы гордой вдохновенье!» (1824) и «Еще молчит гроза на­рода…» (1824).

Языков приходит к неутешительному выводу:

Я видел рабскую Россию:

Перед святыней алтаря,

Гремя цепьми, склонивши выю,

Она молилась за царя.

Языков с горечью констатирует: «Стольетья грозно протекут, — / И не пробудится Россия!»

Трагические события 1825 года не заставили Языкова отречься от его вольнолюбивых идеалов. В его поэзии все чаще появляется образ моря, который в романтической традиции символизировал свободолюбивые устремления. Так, в стихотворении «Пловец» (1829) образ морской бури прочитывался современниками Языкова как напоминание о недавних событиях русской истории – восстании на Сенатской площади и расправа над декабристами. Однако поэт уверен в том, что сила человеческого духа способна противостоять враждебной стихии. Сильный и смелый достигнет того заветного берега, на котором расположена «блаженная страна»:

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный

Прям и крепок парус мой.

Начиная с конца 1830-х годов, в творчестве Языкова все отчетливее звучат религиозные мотивы: он перелает псалмы, в его стихах появляются библейские образы, он неоднократно обращается к жанру молитвы. Так, в стихотворении «Молитва» (1835) лирический герой возносит молитвы Богу за счастье своей любимой. Это стихотворение перекликается со знаменитой «Молитвой» М.Ю. Лермонтова. Лишь чистый душой человек, способный отречься от себя ради другого, может постичь божественную красоту, ощутить божественную гармонию в своей земной жизни. Ему даровано увидеть призрак рая в красоте ясного светлого дня.

Одной из центральных тем в творчестве Языкова периода зрелости является тема родины. М.П. Погодин говорил об этом: «Одно только чувство оживляло его в тяжкие последние его годы. Это любовь Отечеству. Отечество, Святую Русь любил он всем сердцем своим, всею душою своею и всею мыслию своею». В стихотворениях «К ненашим» (1844), «А.С. Хомякову» (1845) Языков, ставший сторонником славянофильских убеждений, писал о величии России, ее уникальности и святости:

Крепка, надежна Русь святая,

И русский Бог еще велик!

В последние годы Языков создает целый ряд лирических шедевров, среди которых «Буря», «Морское купание», «На смерть няни А.С. Пушкина», «Сияет яркая полночная луна» и другие. Читатели и критики называли эти произведения классическими, говорили о совершенстве их стиля, о гармоничной стройности языка. И.В. Киреевский отмечал: «Эта звучная торжественность, соединенная с мужественною силой, эта роскошь, этот блеск и раздолье, эта кипучесть и звонкость, эта пышность и великолепие языка, украшенные, проникнутые изяществом вкуса и грации, — вот отличительная прелесть и вместе особенное клеймо стиха Языкова».

Последние годы жизни

В 1833 году Языков уезжает в свое симбирское имение. Он уже смертельно болен, однако продолжает писать, собирает народные песни для известного фольклориста И.В. Киреевского. Спустя несколько лет по настоянию врачей Языков отправляется на немецкие курорты, где знакомится с Гоголем и вместе с ним едет в Италию. За границей Языков создает целый ряд замечательных произведений, в центре которых образ русского человека, родной земли.

Вернувшись в Россию, Языков переживает новый творческий подъем, несмотря на мучительную болезнь, он, по собственному признанию, писал стихи «не болезненные». В этот период даже те, кто прежде не признавал дарования Языкова, отмечали взлет его таланта.

Почувствовав приближение смерти, Языков стал спрашивать своих друзей, что они знают о жизни после смерти. Заметив их замешательство и нежелание расстраивать его, поэт распорядился приготовить все блюда и вина, которые традиционно подаются во время поминального обеда, а затем пригласил всех друзей и знакомых помянуть его. В этом поступке весь Языков, человек, принимавший жизнь такой как она есть, воспевавший ее радости и наслаждения.

Пытаясь осмыслить место Николая Михайловича Языкова в русской поэзии, П.А. Вяземский писал: «Смертью Языкова русская поэзия понесла чувствительный и незабвенный урон. В нем угасла последняя звезда Пушкинского созвездия, с ним навсегда умолкли последние отголоски пушкинской лиры. Пушкин, Дельвиг, Баратынский, Языков не только современностью, но поэтическим соотношением, каким-то семейным общим выражением, образуют у нас нераздельное явление». </p