Современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов. Сост.: Белик Э.В., Музычук С.В

Сочинение

Современных <a href=сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов. Сост.: Белик Э.В., Музычук С.В 1">

Ростов-на Дону: Баро-Пресс, 2003 — 896с.

В сборник включены все основные темы сочинений до русской и зарубежной литературе, предусмотренные школьной программой для 5-11 классов. Издание призвано помочь учащимся и абитуриентам при подготовке программных сочинений, а также при сдаче выпускных и вступительных экзаменов

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

yandex.disk

Общие требования к написанию сочинений

Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов.

Сочинения на свободную тему, Литературоведческие сочинения, Сочинения на полусвободную тему, Творческое сочинение

Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:

♦ поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности уче­ника или абитуриента;

♦ вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения; *

♦ объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукопис­ного текста.

♦ раскрытие заданной темы предусматривает знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи, использование биографического материала.

7 стр., 3280 слов

Урок-консультация Подготовка к итоговому сочинению

... организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Каким требованиям должно соответствовать сочинение? Требование 1. . «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350слов. Максимальное ... будет пересдавать это испытание. При подготовке к сочинению полезно знать следующее: Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в ...

По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочи­нений являются:

недостаточное знание необходимых художественных тек­стов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;

неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учи­тывать тематические особенности произведения;

неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической ра­боты экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);

неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художествен­ной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каж­дом сочинении.

Несколько рекомендаций

Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.

Сочинение должно свидетельствовать о достаточно вы­соком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и от­стаивать свою точку зрения.

  • Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие многочисленных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсутствии собственных мыслей по предложенной теме.

Взявшись за свободную или полусвободную тему, необ­ходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.

Объем сочинения установлен’ правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть «перебор» объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканность.

Оживите свое сочинение, включите воображение, разно­образьте интонацию, покажите умение неординарно сопостав­лять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие требования к написанию сочинений………………………….. 3

5 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

У

Как Журавль и Цапля в гости ходили………………………………………………….. 6

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»………………………………….. 7

46 стр., 22674 слов

Сочинения по произведениям русских классиков

... из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашенное описание пейзажа средней полосы ... русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по ... художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины. В романтических произведениях ...

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН,

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Волшебница-зима

(По стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

и Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою…»)…………………………………………… 8

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ

Белый гусь

(По рассказу Е. И. Носова)…………………………….. …………………………………. 9

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РУДОЛЬФ ЭРИХ РАСПЕ

Подвиги барона Мюнхгаузена………………………………………………………….. 11

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН

Приключения Герды в поисках Кая —……………………………………………… 12

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Мамина ваза

(деловое описание)…………………………………………………………………………….. 14

Мамина ваза

(художественное описание)………………………………………………………………. 14

Осень

(художественное описание)…………………………………………………………………… 15

Первый снег

(художественное описание)…………………………………………………………………… 15

Пушок

(деловое описание)………………………………………………………………………………. 16

Пушок

(художественное описание)…………………………………………………………………… 16

3 стр., 1281 слов

Обучение сочинению-описанию с элементами рассуждения «Вещь, ...

... то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения. Начало сочинения Как начать сочинение? В качестве разминки проведем ... уже хорошо знаете, что такое сочинение-описание. Сегодня мы с вами будем описывать предмет, ... с художественным текстом Учитель читает отрывок из русской народной сказки, предлагает ребятам записать понравившиеся слова и выражения, которые можно будет использовать в сочинении: ...

Лисенок

(художественное описание)………………………………………………………………….. 17

Новогодняя ель

(сочинение-повествование)…………………………………………………………………… 18

Теленок Борька

(сочинение-повествование)…………………………………………………………………… 18

Мой день в школе

(сочинение-повествование)…………………………………………………………………… 19

Привет, Володя!

(сочинение-письмо)……………………………………………………………………………… 20

Здравствуй, Илья!

(сочинение-письмо)……………………………………………………………………………… 21

Помощники из шестого «Б»

(сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………….. 21

Лучшие друзья

(сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………….. 22

Юные мастера — продолжатели славных традиций

(сочинение-рассуждение)……………………………………………………………………… 23

. Моя любимая песня

(сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………….. 23

История — мой любимый предмет

(сочинение-рассуждение)……………………………………………………………………… 24

3 стр., 1226 слов

По поэме Полтава Пушкина рассуждение

... кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом. Также читают: Картинка к сочинению Рассуждение по поэме Полтава Пушкина Популярные сегодня темы В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси ... всем сердцем переживающий за судьбу отчизны и соплеменников. Так же А.С.Пушкин в описании своих персонажей делает акцент на внешний облик, вернее на разительное отличие в ...

Кем и каким быть?

(сочинение-заметка в газету)………………………………………………………………… 25

Экскурсия в краеведческий музей

(сочинение-заметка в газету)………………………………………………………………… 26

6 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Песнь о вещем Олеге…………………………………………………………………………… 27

Романтизм и ирония в «Повестях Белкина»

А. С. Пушкина…………………………………………………………………………………….. 28

Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина «Метель»

(сочинение-размышление)………………………………………………………………… 29

Метель в повести А. С. Пушкина

(сочинение-раздумье)………………………………………………………………………… 31

Бунт крестьян против несправедливости

(По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)……………………………………… 32

Благородство против подлости

(По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)…………………………………………..

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Тема свободы и изгнания

(По стихотворениям М. Ю. Лермонтова

«Тучи» и «Три пальмы»)…………………………………………………………………… 34

8 стр., 3832 слов

Конспект по литературе «Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

... к работе, робкому духу человека. Другие сочинения: ← Маленький человек в повести Гоголя Шинель↑ ГогольОбраз и характеристика Собакевича → Критика В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению ... передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву. Н. В. Гоголь не входит в топ-10 ...

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ

Любовь и боль за Россию в сказке

Н. С. Лескова «Левша»………………………………………………………………………. 36

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

Романтика украинских сказок и легенд

в творчестве Н. В. Гоголя

(По книге «Вечера на хуторе близ Диканьки»)…………………………………. 37

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИЗ БИБЛИИ

Трудно или легко делать добро?

(Притча о милосердном самарянине)………………………………………………. 39

ГОМЕР……………………………………………………………………………………………….. 40

Герои Эллады в поэме «Илиада»………………………………………………………. 40

ДЖОНАТАН СВИФТ

Старая Англия

сквозь уменьшительное стекло

(По роману Д. Свифта «Путешествие Гулливера»)………………………….. 42

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Наша квартира

(сочинение-описание)……………………………………………………………………………

Комната моей подруги

(сочинение-описание)……………………………………………………………………….. 45

Дыхание осени

(сочинение-описание)………………………………………………………………………. 46

Летний день

(сочинение-описание)………………………………………………………………………. 46

2 стр., 877 слов

Урок развития речи в 7 классе «Подготовка к сочинению-описания ...

... собой по смыслу и грамматически. Какие типы речи вы знаете? Что такое повествование? Описание? Рассуждение? Мы говорим, что к тексту каждого типа можно поставить один общий ... Ответ. Какие функции могут выполнять наречия при таком описании? Ответ. Итак, запишите Д.З. На следующем уроке пишем сочинение-описание действий на основе наблюдений. Мальчикам понаблюдать за папой, когда ...

В. Васнецов. «Богатыри»

(сочинение по картине)…………………………………………………………………….. 47

И. Левитан. «Золотая осень»

(сочинение по картине)…………………………………………………………………….. 48

Горе-рыбак и рыбачка

(сочинение-рассказ)………………………………………………………………………….. 49

Удивительное — рядом

(сочинение-рассказ)………………………………………………………………………….. 50

Мой друг Алеша

(сочинение-заметка в газету)……………………………………………………………. 50

Мой любимый предмет — математика

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………… 51

7 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 52

РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Героизм русской женщины в былине

«Авдотья Рязаночка»………………………………………………………………………… 52

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

Поэзия и жизнь в балладе «Светлана» В. А. Жуковского… 53

‘.

Каким настроением пронизано стихотворение

А. С. Пушкина «Узник»?……………………………………………………………………… 54

Как поступить, «если жизнь тебя обманет…»?

(Сочинение-миниатюра по стихотворению

А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»)………………………………….. 55

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

2 стр., 628 слов

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

... читателя, описывая то или иное событие. Обратите внимание!, Темы сочинений. 1. «Образ Тараса Бульбы – главного героя повести Н. В. Гоголя» I. Вступление. «Да разве найдутся на свете такие огни, такие ... ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополните части-сочинения, в которых тема, основная мысль, если пункты плана раскрыты недостаточно. 9. Обратите внимание на стиль ...

Смерть за честь

(По произведению М. Ю. Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»)…………………… 56

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного

духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя

«Тарас Бульба»)………………………………………………………………………….. …. 57

Сравнительная характеристика

Остапа и Алдрия…………………………………………………………………………………. 59

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Басенное начало в сказках

М. Е. Салтыкова-Щедрина………………………………………………………………….. 61

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе

И. Бунина «Цифры»……………………………………………………………………………. 62

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Портрет бабушки в повести М. Горького

«Детство»………………………………….. ……………………………………………………… 63

I вариант

// вариант ……………………………………………………………………………….. 64

АНДРЕЙ Ш1АТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

«В прекрасном и яростном мире»

(сочинение-отзыв)……………………………………………………………………………… 66

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/

РОБЕРТ БЁРНС

Бедность не порок

46 стр., 22588 слов

Мир купечества у гоголя и островского сообщение. Александр Николаевич Островский

... у женихов своей дочери. Отличительные черты купечества Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский ... в год окончания осенью состоялась премьера спектакля. Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, ...

(По стихотворению Р. Бёрнса «Честная бедность»)………………………….. 68

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН

Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона…………………………………… 69

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ

Человек и природа

(По балладе И. В. Гете «Лесной царь»)……………………………………………… 70

ЭДГАР ПО…………………………………………………………………………………………. 72

Отзыв о рассказе Э. По «Лягушонок»……………………………………………….. 72

ВАЛЬТЕР СКОТТ

Мужественные герои В. Скотта

(По роману «Айвенго»)……………………………………………………………………… 73

О. ГЕНРИ………………………………………………………………………………………….. 74

Бесценный дар

(По рассказу О. Генри «Дары волхвов»)…………………………………………… 74

ДЖЕК ЛОНДОН

В чем смысл жизни?

(По рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»)…………………………………. 75

ЯРОСЛАВ ИВАШКЕВИЧ

«Гибель Икара»

(сочинение-отзыв)…………………………………………………………………..

ДЖЕЙМС ОЛДРИДЖ

«Последний дюйм»

(сочинение-отзыв)…………………………………………………………………………….. 78

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ

Портрет моей сестры

(сочинение-описание)………………………………………………………………………. 80

Дом, в котором я хочу жить

(сочинение-описание)………………………………………………………………………. 80

Мой папа за работой

(сочинение с элементами описания)……………………………………………….. 81

В. Серов. «Девочка с персиками»

(сочинение по картине)……………………………………………………………………. 82

Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского

(сочинение по картине)……………………………………………………………………. 83

В. Пукирев. «Неравный брак»

(сочинение по картине)……………………………………………………………………. 84

Помогите найти1

(сочинение-описание, объявление)…………………………………………………. 85

I вариант

II вариант

Пропала собака

(объявление)……………………………………………………………………………………… 85

Скворечник

(сочинение-описание процесса труда)……………………………………………. 86

Как пекут куличи

(сочинение-описание процесса труда)……………………………………………. 86

Человек, цивилизация, земля

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………… 87

Кем быть?

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………… 88

Как я познала истинную ценность вещей

(сочинение-заметка в газету)……………………………………………………………. 89

Как мы с мамой отстали от поезда

(сочинение-рассказ на основе данного сюжета)…………………………….. 90

Утро в летнем лагере

(сочинение-репортаж)……………………………………………………………………… 92

Перемена

(сочинение-репортаж)……………………………………………………………………….. 92

8 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 94

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»)………………………………………………….. 94

Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»……………………………………………………. 96

Пугачев — разбойник или освободитель?

(По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)…………… 97

Пугачев — предводитель народного восстания

(По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)…………… 99

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

(По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)…………. 100

Низость и двоедушие Алексея Швабрина

(По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)…………. 102

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Романтический герой Мцыри

(По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)……………………….. 103

Духовный мир Мцыри

(По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)……………………….. 105

Гармония природы в стихотворении

М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор…»…………….. 107

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

О времена, о нравы!

(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)……………………………. 108

«Сборный город всей темной стороны»

(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)……………………………. 110

Что такое хлестаковщина?

(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)……………………………. 112

Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя

«Ревизор»………………………………………………………………….. 114

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ……………. 116

Судьба поэта из народа в стихотворении

Н. А. Некрасова

«На смерть Шевченко» ,……………………………………………… 116

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова

«Тоска»…………………………………………………………………………………………….. 117

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

«Любовь с этого дня пошла на убыль…»

(По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)……………………………………. 119

АЛЕКСАНДР ГРИН

Мечта — могучая творящая сила

(По повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)…………………………….. 120

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

«Теркин — кто же он такой?»

(По поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»)……………………….. 121

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Подвиг царевича Рамы

(По древнеиндийской поэме «Рамаяна»)………………………………………. 124

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

Красота юношеской влюбленности в трагедии

У. Шекспира «Ромео и Джульетта»………………………………………………… 126

МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА

Дон Кихот — вечный образ в литературе…………………………………………. 127

СТЕНДАЛЬ……………………………………………………………………………………….128

Кто достоин любви?

(По новелле Стендаля «Ванина Ванини»)……………………………………….. 128

ПРОСПЕР МЕРИМЕ…………………………………………………………………………. 130

Отзыв о новелле П. Мериме

«Маттео Фальконе»…………………………………………………………………………. 130

ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ УЭЛЛС

Реальность чуда

(По новелле Герберта Уэллса «Волшебная лавка»)………………………. 132

АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

(По сказке Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»)……………………………………………………………………….. 133

вариант

II вариант

Безумен ли фонарщик?

(Сочинение-миниатюра по сказке

Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)………………………………….. 138

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Осень

(сочинение-описание)….:…………………………………………………………………….. 140

Зимний вечер во дворе

(сочинение-описание)………………………………………………………………………….. 140

Памятник Кобзарю в Харькове

(сочинение-описание)…………………………………………………………… ,……………. 141

Если бы я был учителем

(сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………….. 142

Кого я считаю настоящим другом

(сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………….. 143

О чем рассказала бабушка

(сочинение-рассказ с обрамлением)……………………………………………………… 144

Мои школьные товарищи

(сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………….. 146

Последний звонок (сочинение-этюд)…………………………………………………. , 147

9 КЛАСС

148

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«Слово о полку Игореве» ‘— величайший памятник

древнерусской литературы…………………………………………………………………. 148

Изображение природы автором

«Слова о полку Игореве»……………………………………………………………………. 152

Человечность «Слова о полку Игореве»………………………………………………. 155

Художественные средства изображения

в «Слове о полку Игореве»………………………………………………………………….. 157

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

«На

ее величества государыни императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года» —

образец торжественной оды в России XVIII в………………………………………. 161

ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН

«Истину царям с улыбкой говорить»

(Гражданская поэзия Г. Р. Державина)………………………………………………… 166

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН……………………. 17 0

Смешное и трагическое в комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль»………………. ,……………………. 170

Скоты, владеющие людьми

(По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)…………………. 172

. Сын, достойный своей матери

(По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)…………………. 176

КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ

Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева…………………………… 179

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ

Произведение Грибоедова «Горе от ума» —

комедия или трагедия?………………………………………………. 183

Чацкий — образ «нового человека»

(По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)……………… 187

Москва в комедии А. С. Грибоедова

«Горе от ума»……………………………………………………………. 191

Москва А. С, Грибоедова и А. С. Пушкина………………….. 194

«Горе от ума» как политическая комедия……………………… 199

Мое отношение к Чацкому и Молчалину………………………. 201

Образ Софьи в пьесе А. С, Грибоедова

«Горе от ума»………………………………………………………………. 205

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Образ Татьяны Лариной в романе

А. С. Пушкина «Евгений Онегин» …’……………………………. 207

Мое отношение к Евгению Онегину…………………………….. 211

Мое отношение к Ленскому……………………………………….. 214

Онегин и Татьяна……………………………………………………… 216

«Чувства добрые» в поэзии А. С. Пушкина…………………… 220

Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина……………………… 223

«Он весь — дитя добра и света»

(По лирике А. С. Пушкина)……………………………………….. 227

А. С. Пушкин — наш современник………………………………… 231

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

«На что он руку поднимал…»……………………………………… 234

Тема одинокого человека в творчестве

М. Ю. Лермонтова……………………………………………………. 238

Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»)…………………………………………… 243

Печорин как представитель «лишних людей»

(Сочинение-рассуждение по роману

М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)………………. 247

Тема творческой личности в лирике

М. Ю.Лермонтова………………………………………………………………………… 253

Онегин и Печорин в произведениях

А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова……………………………………………….. 256

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» …. 258

Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя

«Мертвые души»……………………………………………………………………………… 262

В чем современность характера Чичикова

(По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)……………………………………… 264

Исполнил ли Чичиков завет отца?

(По поэме Н. В, Гоголя «Мертвые души»)……………………………………… 266

Поместье и его владелец (сочинение-миниатюра)…………………………. 268

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

«Любовь, что движет солнце и светила»

(По поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»)………………….. 269

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

Высокая тайна любви

(По лирике Ф. Петрарки)…………………………………………………………………. 271

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

Вечные трагедии человечества

(По трагедии У. Шекспира «Гамлет»)…………………………………………….. 273

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР

Почему смешон господин Журден?

(По комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»)……………………….. 275

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ

Роль злого начала в судьбе человека

(По трагедии «Фауст» И. В. Гете)……………………………………………………. 277

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР

Тема моральных обязательств в драме

Ф. Шиллера «Разбойники»………………………………………………………………. 279

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН

Особенности поэтического мира Байрона

(По произведениям Джорджа Гордона Байрона

«Прометей» и «Валтасарово видение»)…………………………………………… 281

АМАДЕЙ ГОФМАН 283

Откуда берутся цахесы

(По сказке Гофмана «Крошка Цахес»)……………………………………………. 283

ВИКТОР ГЮГО

Квазимодо как образец духовной красоты

(По роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)……………….. 285

Образ Собора

(По роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)……………….. 287

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Только в труде велик человек

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 290

Хочу, чтобы меня понимали

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 293

Взрослый мир для тебя

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 293

В чем заключается счастье?

(сочинение-рассуждение)……………………………………………………………… 295

Что такое счастье?

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 295

Сегодня — воскресенье

(утренний репортаж)………………………………………………………………………. 297

Демон в творчестве Михаила Врубеля…………………………………………. 298

Трагическая судьба народа во второй мировой войне

(По рассказуК. Воробьева «Это мы, Господи»)……………………………. 299

Люди в белых халатах

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 300

«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 303

Моя любимая книга

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 304

10 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/

И. А ГОНЧАРОВ

Идеальный женский характер в представлении

И. А. Гончарова

(По роману «Обломов»)…………………………………………………………………. 307

Два лика любви

в романе И. А. Гончарова «Обломов»……………………………………………. 309

Почему Обломов лежит на диване?

(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)……………………. ……………… 310

Обломов и обломовщина

(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)……………………………………… 312

Проблема ответственности личности за свою судьбу

в романе И. А. Гончарова «Обломов*……………………………………………. 314

Диван — трон Обломова

(сочинение-миниатюра)………………………………………………………………….. 315

А Н. ОСТРОВСКИЙ……………………………………… …………………………………. 316

Народные истоки характера Катерины

(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)……………………………………………. 316

Быт и нравы купечества в драме

А. Н. Островского «Гроза»………………………………………………………………. 319

Сила характера Катерины в драме

А. Н. Островского «Гроза»……………………………………………………………… 322

Красота души Катерины

(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)……………………………………………. 325

Душевная драма Катерины

(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)…………………………………………… 327

Психологизм драмы А. Н. Островского

«Бесприданница»…………………………………………………………………………….. 329

И. С. ТУРГЕНЕВ

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров

в романе Тургенева «Отцы и дети»…………………………………………………. 332

Мой подзащитный Евгений Базаров

(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)…………………………………… 334

Мой обвиняемый Евгений Базаров

(По роману И. С. Тургенева *Отцы и дети»)………………………………….. 336

Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова

(По роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева)…………………………………… 338

‘ Давайте поспорим, Базаров!

(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)…………………………………… 340

Страстное, грозное, бунтующее сердце

(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети)……………………………………. 344

Ф. И. ТЮТЧЕВ

Поэт гармонии и красоты……………………………………………………………….. 346

А. А. ФЕТ……………………………………………………………………………………… 349

Мелодичность поэзии А. А. Фета…………………………………………………… 349

Его я считаю мастером русского слова

(По творчеству А. А. Фета) .,……………………………………………………………. 351

Н. А. Некрасова………………………………………………………… 357

Образ русской женщины в творчестве

Н. А. Некрасова

(По поэмам «Мороз, Красный нос»,

«Русские женщины»)…………………………………………………… 361

«Есть женщины в русских селеньях…»

(По произведениям Н. А. Некрасова)…………………………… 364

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»……………………………………… 367

«Я лиру посвятил народу своему»………………………………… 371

Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова……………….. 374

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-

Щедрина «Господа Головлевы»)………………………………………… 376

Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина

в романе «Господа Головлевы»…………………………………… 379

Тема семьи в романе «Господа Головлевы»…………………… 380

Сатирическая хроника русской жизни («История одного города»

М. Е. Салтыкова-Щедрина)………………………………………… 383

Сатира на человеческие пороки

в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина………………….. 385

Особенности авторских приемов

в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Премудрый пескарь» и «Дикий помещик»……………………… 387

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина………………………………. 390

Идейно-художественное своеобразие

сказок Салтыкова-Щедрина……………………………………….. 394

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ………………………………………………………… 396

«Шаги» Раскольникова к преступлению

(По роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)……………………………………….. 396

I вариант

II вариант

Правда Сонечки Мармеладовой

(По роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)……………………………………….. 400

Униженные и оскорбленные в романе

Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»………………………………………. 402

Крах «недоконченной» идеи (По роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)………………………………………………………. , 406

Идея Раскольникова и ее крушение (По роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)………………………………………………………….. 408

«Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»……………………………………………………………. 410

Обличение преступного общества в романе

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»…………………………. 415

Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке»

А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании»

Ф. М. Достоевского………………………………………………………………………….. 418

Цветопись в портрете города в романе

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»…………………………. 421

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Образ «высокого неба»

в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»………………………………………… 424

«Мысль семейная» в образах

Наташи Ростовой и Марьи Болконской

(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)…………………………………… 426

«Мысль народная» как основа художественного содержания романа-

эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»…………………………………………….. 429

Духовное становление личности

(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)……………………………………. 433

Наташа Ростова — самый обаятельный женский образ в романе

Л. Н. Толстого «Война и мир»…………………………………………………………… 440

Добро и зло

в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»……………………………. 444

Духовные искания и открытия

князя Андрея Болконского………………………………………………………………. 447

Любимая героиня Толстого…………………………………………………………….. 449

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/

СТЕНДАЛЬ…………………………………………………………………………………….. 453

«Смотрюсь в роман, как в зеркало,

и вижу в нем судьбу твою и думаю о ней»

(По роману Стендаля «Красное и черное»)……………………………………. 453

Характер и судьба Жюльена Сореля……………………………………………….. 460

«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг»…………………………… 494

«Сколько прекрасного встретишь в человеке…»…………………………….. 495

11 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/

А. И. КУПРИН

«Молчать и гибнуть…»

(Образ Желткова в повести А. И. Куприна

«Гранатовый браслет»)……………………………………………………………………. 496

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире»

(По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)………………………. 498

Гимн возвышенному, первозданному чувству любви

(По повести А. И. Куприна «Олеся»)………………………………………………. 500

Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства

духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб

(По повестям А. И. Куприна)………………………………………………………….. 502

Что значит любовь

в жизни героев произведений А. И. Куприна?……………………………….. 506

Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна

«Гранатовый браслет»)…………………………………………………………………… 507

Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна…………………………… 508

I вариант

II вариант

/Л» вариант ………………………………………………………………………….. 511

И. А. БУНИН

Поэтическое слово И. А. Бунина……………………………………………………. 514

«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина

«Темные аллеи»……………………………………………………………………………….. 517

Открытие любви

(По рассказам И. А. Бунина)……………………………………………………………. 518

Книга, заставившая меня по-новому

взглянуть на мир, на самого себя

(По роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеяьева»)…………………………….. 520

М. ГОРЬКИЙ

«Что лучше — истина или сострадание?»

(По пьесе М. Горького «На дне»)……………………………………………………. 522

Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»…………………….. 527

Что может человек

(По ранним рассказам М. Горького)…………………………….. 530

Образ героического человека

в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль…………………. 532

B. Я. БРЮСОВ

Мои размышления над строкой В. Я. Брюсова………………. 534

II

Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева……………… 538

«Золотое сердце России мерно бьется в груди моей»………. 540

И. СЕВЕРЯНИН…………………………………………………………………. 542

«Моя безбожная Россия, священная моя страна»……………. 542

Мои размышления над строкой И. Северянина………………. 544

A. А. БЛОК……………………………………………………………………… 546

Лирический герой А. А. Блока…………………………………….. 546

«Предчувствую Тебя…»

(Любовная лирика А. А. Блока)…………………………………… 550

«Душа парила ввысь и там звезду нашла»

(По лирике А. А. Блока)……………………………………………… 553

Своеобразие любовной лирики А. А. Блока…………………… 557

C. А. ЕСЕНИН…………………………………………………………………. 562

Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина

как лирическую исповедь, биографию в стихах?…………….. 562

Свет России в лирике С. А. Есенина…………………………….. 567

Тема родины и природы

в творчестве С. А. Есенина………………………………………… 570

«Страна березового ситца» в лирике С. А. Есенина……….. 574

«Как прекрасна земля и на ней человек!»

(По лирике С. А. Есенина)…………………………………………………… 576

Певец от народа и для народа……………………………………… 578

«Ой ты Русь, моя родина кроткая,

лишь к тебе я любовь берегу»……………………………………… 581

Тема отчего дома в поэзии С. А. Есенина…………………….. 586

Разноликость поэзии С. Есенина………………………………….. 588

Глубина поэтического мира С. А. Есенина……………………. 590

Гуманизм поэзии Сергея Есенина………………………………… 593

Что открыла мне лирика Сергея Есенина?…………………….. 595

За что можно любить Родину?

(По лирике С. А. Есенина)………………………………………….. 598

B. В. Маяковский

Маяковский — поэт большого общественного,

социального темперамента…………………………………………. 601

«Я вам расскажу о времени и о себе»……………………………………………. 604

«Я хочу быть понят своей страной»………………………………………………… 607

«Навеки любовью ранен»……………………………………………………………….. 611

Маяковский-лирик…………………………………………………………………………. 616

М. И. ЦВЕТАЕВА

Исповедальная лирика Марины Цветаевой……………………………………. 620

Любовь и Россия в жизни и творчестве

Марины Цветаевой………………………………………………………………………….. 625

М. А. БУЛГАКОВ…………………………………………………………………………… 636

Роковые эксперименты

(По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)……………………………. 636

«Рукописи не горят»

(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)……… 638

Мастер и Маргарита

(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») ………………… 640

Борьба добра и зла

в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»………………………… 644

Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова «

Мастер и Маргарита»)…………………………………………………………………….. 647

Чем похож; и непохож; булгаковский дьявол

на своих литературных предшественников?…………………………………… 651

Фантастические образы в романе М. А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»……………………………………………….. 653

Мое любимое произведение М. А. Булгакова……………………………….. 655

Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова…………………………………… 658

А. П. ПЛАТОНОВ

Мои размышления над прозой А. П. Платонова……………………………. 662

Величие простых сердец в прозе

А. П. Платонова………………………………………………………………………………… 665

Писатель Андрей Платонов и его герой………………………………………….. 668

Е. И. ЗАМЯТИН

Антиутопия для античеловечества

(По роману Е. И. Замятина «Мы»)………………………………………………….. 669

М. А. ШОЛОХОВ

Мысль о родном доме

в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»………………………………………… 672

Изображение величайшего социального сдвига в судьбе народа

(По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»)……………………………………. 674

Муки совести Григория Мелехова………………………………………………….. 679

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ……………………………………………………….. ………………… 682

Так что есть красота?

(Сочинение-миниатюра

по произведениям Н. А. Заболоцкого)……………………………………………. 682

А. А. АХМАТОВА…………………………………………………………………………… 683

«Невозможно жить душе без песен»

(Поэзия А. А. Ахматовой)………………………………………………………………… 683

Мне дали имя при крещенье — Анна»

(По творчеству А. А. Ахматовой)……………………………………………………. 685

Мир поэзии Анны Ахматовой………………………………………………………… 686

Поэзия Анны Ахматовой…………………………………………………………………. 689

Лирический мир А, А. Ахматовой………………………………………………….. 691

Тема Родины и гражданского мужества

в поэзии А. А. Ахматовой……………………………………………………………….. 695

«Я была тогда с моим народом…»

(По стихотворениям А. А. Ахматовой)………………………………………….. 698

Трагедия личности, семьи, народа в поэме

А. А. Ахматовой «Реквием»…………………………………………………………….. 699

0. Э. МАНДЕЛЬШТАМ……………………………………………………………………. 702

Эпоха «серебряного века» и Осип Мандельштам………………………….. 702

«Мы живем, под собою не чуя страны…»………………………………………. 706

М. М. ПРИШВИН…………………………………………………………………………….. 708

Мир природы в творчестве М. М. Пришвина………………………………… 708

«Пред ликом священной природы»………………………………………………… 710

Единство человека и природы

(По сказке-были М. М. Пришвина

«Кладовая солнца»)………………………………………………………………………….. 713

Б. Л. ПАСТЕРНАК……………………………………………………………………………… 715

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»………………………………… 715

Своеобразие поэтического восприятия

Б. Л. Пастернака……………………………………………………………………………….. 717

Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака

«Доктор Живаго»…………………………………………………………………………….. 721

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ……………………………………………………………………………….. 723

«Немую боль в слова облечь…»………………………………………………………. 723

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН……………………………………………………………………………….. 729

«Палачи и жертвы»………………………………………………………………………….. 729

«Архипелаги» А. И. Солженицына………………………………………………….. 731

Суровая правда жизни в произведениях

А. И. Солженицына………………………………………………………………………….. 733

Не стоит земля без праведника

(По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)…………………….. 735

В. П. АСТАФЬЕВ

Человек и биосфера

(По произведению 3. П. Астафьева

«Царь-рыба»)……………………………………………………………………………………. 737

В. Д. ДУДИНЦЕВ

Проблема активного противостояния злу

в романе Владимира Дудинцева

«Белые одежды»………………………………………………………………………………. 740

В. Г. РАСПУТИН

Зачем живет человек?

(По повести В. Г. Распутина «Пожар»)…………………………………………… 741

В. М. ШУКШИН

«Нравственность — есть правда»

(По рассказу В. М. Шукшина «Чудик»)…………………………………………… 743

Над чем заставляет задуматься рассказ

В. М. Шукшина «Обида»?………………………………………………………………… 745

Духовный поиск героев В. М. Шукшина………………………………………… 747

Вера в гуманные начала жизни………………………………………………………. 749

Мои размышления о творчестве

В. М. Шукшина…………………………………………………………………………………. 751

Нравственные идеалы героев

В. М. Шукшина………………………………………………………………………………… 752

А Г. АЛЕКСИН…………………………………………………………………………………….. 754

«Безумная Евдокия»

(сочинение-отзыв)……………………………………………………………………………. 754

И. А БРОДСКИЙ

Лирика Иосифа Бродского……………………………… ,…………………………….. 755

Ю. И. ВИЗБОР

Поющий поэт Юрий Визбор……………………………………………………………. 759

В. С. ВЫСОЦКИЙ

Мой любимый поэт………………………………………………………………………….. 760

СОЧИНЕНИЯ ПО

ОСКАР УАЙЛЬД……………………………………………………………………………….. 764

Роман-символ «Портрет Дориана Грея»………………………………………… 764

ДЖЕК ЛОНДОН………………………………………………………………………………… 766

Трагедия художника в окружающем мире

(По роману Джека Лондона «Мартин Идеи»)……………………………….. 766

Трагедия Мартина Идена

(По роману Джека Лондона «Мартин Идеи»)……………………………….. 768

Правдивость романа Джека Лондона «Мартин Идеи». . . . 770

Мир, в котором все решают деньги

(По роману Джека Лондона «Мартин Идеи»)……………………………… 772

О. ГЕНРИ………………………………………………………………………………………….. 773

Смешное и грустное в новеллах О. Генри…………………………………….. 773

ТЕОДОР ДРАЙЗЕР

Счастье Керри

(По роману Т. Драйзера «Сестра Керри»)…………………………………….. 775

БЕРНАРД ШОУ…………………………………………………………………………………. 777

Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл

(По пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)………………………………………………… :. 777

Судьба Элизы Дулиттл

(По произведению Б. Шоу «Пигмалион»)…………………………………….. 778

«Двое мужчин и одна глупая девушка»

(По пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)…………………………………………………….. 780

ФРАНЦ КАФКА

Конвульсии и гибель «маленького человека»

в сетях обезличенных, отчужденных сил

(По новелле Ф. Кафки «Превращение»)…………………………………………. 782

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ

«Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения»

(По повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)………………………………… 784

ДЖОН ЭРНСТ СТЕЙНБЕК

История трех поколений фермеров Джоудов

(По роману Д. Стейнбека «Гроздья гнева»)………………………………….. 786

Социальные проблемы в романе

Д. Стейнбека «Гроздья гнева»…………………………………………………………. 788

АЛЬВЕР КАЖЮ……………………………………………………………………………….. 790

Человек на зачумленной земле

(По роману А. Камю «Чума»)……………………………………………………….. 790

ДЖЕРОМ ДЕЙВИД СЭЛИНДЖЕР

Формирование личности американского школьника

(По роману Дж. Сэлинджера

«Над пропастью во ржи»)………………………………………………………………. 792

Духовный мир Холдена Колфилда (По роману Дж. Сэлинджера

«Над пропастью во ржи»)………………………………………………………………… 794

Бунт главного героя романа Дж. Сэлинджера

«Над пропастью во ржи»…………………………………. ,……………………………. 797

Когда перевернута последняя страница романа

Джерома Дейвида Сэлинджера

«Над пропастью во ржи»………………………………………………………………… 799

ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ 801

Жизненные воззрения Дж. Оруэлла………………………………………………… 801

ДЖОН АПДАЙК………………………………………………………………………………. 803

Миф и реальность в романе Д. Алдайка «Кентавр»………………………. 803

РЕЙ БРЭДБЕРИ

«Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек»

(По роману Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»)…………………………….. 806

Философский характер фантастики Р. Брэдбери……………………………. 809

ГЕНРИХ БЁЛЛЬ

Изнанка послевоенной Германии

(По роману Г. Бёлля «Глазами клоуна»)…………………………………………. 811

ГАБРИЕЛЬ ГАРСИА МАРКЕС

Жизнеутверждающая сила романа

«Сто лет одиночества»……………………………………………………………………… 813

Сказка и миф в романе Г. Гарсиа Маркеса

«Сто лет одиночества»……………………………………………………………………… 814

ФРАНСУАЗА САГАН

Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества

(По творчеству Ф. Саган)…………………………………………………………………. 816

Перевернув последнюю страницу лирического романа Ф. Саган

«Здравствуй, грусть»……………………………………………………………………….. 818

Торжество аморальности

в романе Ф. Саган «Здравствуй, грусть»………………………………………… 820

ПОЭЗИЯ ЯПОНИИ И КИТАЯ

Особенности японской лирики……………………………………………………….. 822

«Цветы незнакомого искусства…»

(Из китайской и японской поэзии)………………………………………………….. 826

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Подвиг народа бессмертен

(По произведениям современной литературы

о Великой Отечественной войне)…………………………………………………….. 829

Трагическая судьба народа во второй мировой войне

(По произведениям современной литературы)………………………………. 833

I вариант.

II вариант

III вариант

Я исповедую Гамлета………………………………………………………………………. 840

Мое последнее школьное сочинение……………………………………………… 842

«Слово: мудрое, чистое, родное»……………………………………………………. 844

Люди в белых халатах……………………………………………………………………….. 846

«Душа обязана трудиться и день и ночь,

и день и ночь»…………………………………………………………………………………… 849

Жизненный успех. Как я его понимаю…………………………………………… 851

Зачем мне жизнь дана?

(сочинение-рассуждение)……………………………………………………………….. 852

Мой друг заболел СПИДом…………………………………………………………….. 852

Мы в ответе за тех, кого приручили

(сочинение-миниатюра)………………………………………………………………….. 854

Никто не забыт…………………………………………………………………………………. 855

Мое отношение к латиноамериканской литературе

(сочинение-миниатюра)………………………………………………………………….. 857

Возвращаясь к Пушкину………………………………………………………………….. 858

Вечный спор добра и зла…………………………………………………………………. 861

Народ и труд…………………………………………………………………………………….. 862

О любви……………………………………………………………………………………………. 864

Я и телевизор

(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 866

О смысле жизни…………………………………… ,………………………………………… 868

«Жизнь и судьба»

(По роману В. С. Гроссмана)………………………………………………………….. 869


О том, как читать книги в форматах pdf


О том 1

.