ФИПИ Направления итогового сочинения 2020-2021: список литературы для чтения

Сочинение

Как проходит итоговое сочинение?

Итоговое сочинение было введено пять лет назад; оно направлено на проверку коммуникативных навыков и умения логично мыслить и связно излагать свои мысли в письменной форме. Работа проверяется в своей школе, а затем экспертами, получает первичные баллы и на их основании — «зачет» или «незачет». В 2020 году старшеклассники напишут сочинение 2 декабря; для тех, кто почему-либо не смог получить зачет (не справился, был болен и т.д.), будут еще два дополнительных дня.

Сколько слов должно быть в итоговом сочинении 2020-2021 г.?

Объем сочинения должен составлять 3500 слов и более;

Сколько времени дается на написание итогового сочинения?

На его написание дается 3 часа 55 минут.

Школьники с ОВЗ по своему желанию могут писать итоговое сочинение или изложение.

Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.

На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее; может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения.

Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.

Тема №1.»Забвению не подлежит»

Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.

3 стр., 1297 слов

Направление "Он и она" итогового сочинения

... его отсутствие, способы достижения взаимопонимания. Любовь бывает разная: взаимная/безответная, платоническая/физическая, разрушающая/созидательная, любовь-страсть – любовь спокойная, реальная/идеальная. Любовь – дружба, роковая любовь, любовь красивая, деятельная, самоотверженная. Истинная/ложная. Первая любовь. Взаимоотношения в семье. Какими ...

Можно взять:

  • «Реквием» Ахматовой;
  • легенду о манкуртах из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день…»;
  • «Прощание с Матерой» В. Распутина;
  • «Дом и остров» Е. Водолазкина и т.д.

Б. Васильева

Тема №2. «Я и другие»

В пояснениях сказано, что могут быть затронуты фактически любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Поэтому угадать тему трудно. Но, думается, можно представить себе три варианта:

  • взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н. В. Гоголя или, скажем, рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него);
  • противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры);
  • «самостоянье человека», выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, «В списках не значился»).

Можно порекомендовать книги:

  • В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»;
  • Э. Веркина «Герда», «Кусатель ворон»;
  • В. Крапивина «Гуси, гуси, га-га-га»;
  • С. Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки».

А. С. Пушкина

Тема №3.»Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Е. Водолазкина

Тема №4.»Время перемен»

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений. Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина «Капитанская дочка» или поэму «Медный всадник». Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого.

Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:

  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева;
  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Они могут стать основой для рассуждений и по другим темам (по направлениям «Я и другие», «Разговор с собой»).

Глобальным потрясениям посвящены и поэмы

  • А. А. Блока «Двенадцать»;
  • В. В. Маяковского «Хорошо» и «Во весь голос»;
  • стихотворение С. А. Есенина «Сорокоуст».

Если же рассматривать направление в другом аспекте, надо сосредоточиться не на изменении мировоззрения героя под воздействием обстоятельств и размышлений, а на потрясениях, которые влияют на людей.

В. Распутина

От реальности нельзя убежать, просто разбив телевизор. Игнорирование изменений в обществе привело к тому, что семья оказалась беззащитна перед жизнью. Света огромными глотками пила эту отраву, не получив от родителей никакого противоядия: они-то сами просто игнорировали происходящее. Иван оказался вдумчивее, он принял реальность, но не захотел ей подчиниться. Его спасение — история, язык, культура. Но это не убежище изгоя. Иван нашел то вечное, что все равно вернется рано или поздно. И стал служить этому вечному, приближая его, возвращая ему то место в душах людей, которое незаконно заняли яркие импортные шмотки.

19 стр., 9356 слов

Направление Итогового сочинения

... подготовки к итоговому сочинению. 1. В чем причины жестокости? 2.Чем опасна жестокость? 3.Раскройте смысл слов Мелихана: «Доброта бывает ... остается доброй. Это ставит любовь на надлежащее место, которое бывает первым только в сочетании с добротой. Синонимический ряд ... в белых лебедей» Б.Л. Васильев 6. «Война и мир» Л.Н. Толстой 7. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин 8. «Станционный смотритель» А.С. Пушкин ...

Е. Водолазкина

Тема №5.«Разговор с собой»

Достоевский

Но все же будет проще опираться на произведения, в которых присутствует диалог героя с самим собой. И подобрать такие произведения не так уж просто. Например, Чацкий говорит много, но в основном транслирует идеи окружающим. Сам с собой он говорит очень мало. Конечно, причина этого и в том, что перед нами драматическое произведение. Но и Онегин , например, особо не рефлексирует, и Базаров . И даже Мастер , хотя от него можно было бы ожидать.

А вот Печорин очень много говорит с собой на страницах своего «журнала», и в результате «Герой нашего времени» — это просто находка для данного направления. Печорин делает все, что возможно в диалоге с собой:

  • строит планы;
  • выражает эмоции;
  • делится наблюдениями;
  • дает оценку окружающим;
  • подробно разбирает свои поступки;
  • даже анализирует собственную личность.

То есть к любой, вроде бы, теме можно найти аргументы. Кроме, разве что, мук совести — в нормальном смысле слова они Печорину не свойственны.

С. А. Есенина

Из произведений современной литературы можно порекомендовать

  • «Сестру четырех» Е. Водолазкина, именно первую пьесу тетралогии;
  • «Крошек Цахес» Е. Чижовой.

В первой люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью. Но на самом деле они говорят с самими собой.

Во втором героиня-рассказчица, хотя и притворяется просто хроникером, в реальности вторая главная героиня романа. И у нее тоже есть темное альтер-эго — «ночные няни».

В целом это направление выглядит наиболее обнадеживающим наряду с первым, «Забвению не подлежит».

Направления известны, книги доступны. Будем надеяться на высокие результаты.

Список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 г.

В завершение предлагаем небольшой список произведений, которые кажутся интересными и полезными в связи с направлениями сочинения (в скобках указаны номера направлений).

  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (2, 4)
  • А. С. Пушкин «Медный всадник» (2, 4)
  • Л. Н. Толстой «После бала» (4, 5)
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (2, 4, 5)
  • Ф. М. Достоевский «Кроткая» (2, 5)
  • С. А. Есенин «Черный человек» (5)
  • С. А. Есенин «Сорокоуст» (4)
  • С. А. Есенин «Письмо женщине» (2, 4, 5)
  • А. А. Блок «Двенадцать» (1, 2, 4)
  • В. В. Маяковский «Во весь голос» (1, 4, 5)
  • А. А. Ахматова «Реквием» (1, 4)
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки» (1, 2, 5)
  • В. Астафьев «Царь-рыба» (5)
  • В. Астафьев «Затеси» (1, 5)
  • В. Распутин «Прощание с Матёрой» (1, 2, 4)
  • В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» (2, 4, 5)
  • Б. Васильев «В списках не значился» (1, 2)
  • Б. Васильев «Завтра была война» (1, 2)
  • Е. Водолазкин «Дом и остров» (1, 2)
  • Е. Водолазкин «Сестра четырёх» (2, 3, 5)
  • Е. Чижова «Крошки Цахес» (2, 5)
  • Я. Вагнер «Вонгозеро» (2, 3, 5)
  • Э. Веркин «Облачный полк» (1, 2)
  • Э. Веркин «Герда» (2, 3, 5)
  • Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня» (2, 3)

Об авторе : Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

35 стр., 17136 слов

По литературе » Методика преподавания творчества Сергея ...

... которое ориентирована на использование проблемного метода обучения, произведения С. Есенина являются благодатным материалом, на основе которого возможно организовать работу, направленную на формирование нравственных качеств, которые входят ... любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — ...


Есть мнение? Оставьте свой комментарий: