Как подготовиться к итоговому сочинению: три простых этапа

Сколько нужно баллов и как их получить?

Чтобы получить зачёт и допуск к ЕГЭ, нужно набрать 5 баллов. Для этого достаточно написать сочинение объёмом в 250 слов и сослаться хотя бы на одно литературное произведение — его даже не обязательно цитировать.

Если вы планируете поступать в топовые вузы — например МГУ имени М.В. Ломоносова или Высшую школу экономики, сочинение может принести дополнительные баллы. Условия их начисления у каждого вуза свои. Например, для высокой оценки в ВШЭ придётся использовать аргументы из книг, кинофильмов и даже театральных пьес.

Первый этап: анализируем направления

Каждый год выкладывают тематические направления итогового сочинения.

В 2020–2021 годах они звучат так:

  1. Забвению не подлежит.
  2. Я и другие.
  3. Время перемен.
  4. Разговор с собой.
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Конкретные темы сочинений откроют только в день экзамена. Чтобы быть готовым к любому неожиданному повороту, репетиторы рекомендуют заранее разобраться в сути каждого направления и понять, какие темы сочинений они могут содержать. Например, в направлении «Забвению не подлежит» можно порассуждать, зачем изучать мировую историю и культуру. Или написать об истории России, важных для неё событиях и людях, о которых нельзя забывать.

Репетитор по русскому языку рекомендует также проверить направления прошлых лет и поискать похожие по смыслу. Например, для направления «Я и другие» могут подойти темы 2017–2018 годов из раздела «Человек и общество» .

Второй этап: подбираем литературу

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-ya-gotovlyus-k-ekzamenu-po-russkomu-yazyiku/

Описать свою точку зрения, увы, недостаточно — придётся подкрепить её «литературными аргументами». Ссылаться можно не только на русскую классику. Подойдут современная художественная литература — отечественная и зарубежная, мемуары, философские трактаты, научно-популярные книги и даже журналы и газеты.

Составьте список прочитанных книг и публикаций. Затем посмотрите, что из этого списка можно использовать в предложенных направлениях. Репетиторы советуют пойти на небольшую хитрость и подобрать произведения, которые могут раскрыть сразу несколько тем. Например, повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» рассказывает и о подвиге девушек-зенитчиц, и о нелёгкой жизни в годы войны, и о том, как дети и внуки героев берегут память о них. А герой романа Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер» решает, как ему жить и относиться к людям: опираться на принципы родителей или идти своим путём. Поэтому фрагменты из этой книги можно использовать сразу в двух направлениях — «Я и другие» и «Разговор с собой».

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... производить впечатление на других и на самого себя, используя все возможные атрибуты, сопутствующие престижу в нашей культуре, ... позволяет нам реагировать различным образом на разные ситуации. Например, нормальный человек становится подозрительным, когда чувствует или видит ... социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли ...

Репетиторы напоминают, что основная задача литературного аргумента — проиллюстрировать идею ученика. Поэтому использовать его в качестве основной части сочинения и заменять им собственное мнение не стоит.

Ребенок за учебником

Третий этап: работаем с текстом

Если вы хотите использовать в сочинении точные цитаты, то их нужно будет выучить. Репетиторы обращают внимание на то, что мы легче всего запоминаем вещи, которые вызывают у нас эмоции. А значит, самый простой способ — обсудить книгу с друзьями, родителями или репетитором.

Если разговоры не помогают, можно попробовать письменную подготовку. Репетиторы советуют написать по каждому направлению тестовое сочинение или хотя бы его фрагмент и использовать в нём аргумент или точную цитату. Так вы не только заучите конкретные слова, но и поймёте, как произведение иллюстрирует выбранную тему.

Репетитор также отмечает, что повторение — всё ещё самый лучший способ запоминания. А поэтому рекомендует повторять цитаты при любом удобном случае: в тренировочных сочинениях, письменных работах, устных ответах или разговорах. Чем чаще мы чем-то делимся, тем лучше это откладывается в памяти.

Если на экзамене не удаётся вспомнить высказывание дословно — не паникуйте. Но откажитесь от прямого цитирования. Неточность считается фактической ошибкой, за которую снимают баллы. Поэтому лучше пересказать афоризм своими словами.