Объявлены направления тем декабрьского сочинения

Сочинение

Объявлены направления тем декабрьского сочинения 1

Объявлены направления тем итогового (декабрьского) сочинения. В этом году выпускники будут размышлять над следующими понятиями: верность и измена; равнодушие и отзывчивость; цели и средства; смелость и трусость; человек и общество . Пять книг, которые можно обсудить, готовясь к сочинению, называет известный московский учитель литературы Оксана Смирнова.

Нравится нам или нет, но итоговое сочинение выпускникам писать придется. И что бы мы ни думали о пользе этого экзамена, в нем нужно опираться на прочитанные книги – уж кто как сможет…

Обычно мы с классом начинаем подготовку к сочинению с того, что ребята сами вспоминают, какие книги для какого из направлений годятся. Не сомневаюсь, что и на этот раз коллективный разум наскребет по сусекам достаточно программных произведений, чтобы без паники работать дальше.

Мне заранее жаль вузовских коллег, которые будут сотни раз читать про «Тараса Бульбу», «Уроки французского», «Сотникова», «Обелиск» и в лучшем случае – про «Капитанскую дочку» и «Войну и мир», в которых есть все.

Однако можно пойти и другим путем: обсудить на уроках несколько текстов, которые не изучались, хотя, с одной стороны, вполне вписываются в программу, с другой – могут пригодиться на сочинении, а с третьей – их интересно обсудить с ребятами. В произведениях, о которых пойдет речь, предложенные нам проблемы так связаны друг с другом, что можно найти аргументы для двух-трех (если не всех пяти) направлений. Пишу о них не в той последовательности, в которой нам представлены направления тем, а в произвольном порядке.

№1 Е.Шварц «Дракон»

Очевидный плюс: можно читать кусками по ролям. Кот Машенька, «я чайник – заварите меня», Дракон в трех лицах – это ярко и (на первый взгляд) смешно. Понадобится, вероятно, два урока: первый – чтение и обсуждение начала пьесы (хорошо бы до смерти Дракона).

Дома предложим дочитать и отметить в каждом действии по 2-3 самые яркие реплики. Второй урок пойдет уже на обсуждение проблематики.

предательство

2) Ради чего (или кого) сражается с Драконом Ланцелот? Откуда у него такая смелость ?

4 стр., 1679 слов

Подготовка к итоговому сочинению 2020. Направление «Забвению ...

... работа В контексте данного направления также следует рассмотреть ... его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь Помимо ... Великой Отечественной войны. Рассказчик - простой солдат Василий Тёркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость ...

отзывчивыми

предательств

5) Чем эти герои оправдывают свои поступки? Какой цели на самом деле служат выбранные ими средства ?

6) Объясните поступки Эльзы. Верна ли она своей любви? Почему Ланцелот прощает ей предательство ?

7) И последнее. Взгляните на направления, по которым будут сформулированы темы сочинений. К каким из них имеет отношение проблематика «Дракона»?

№2 Д.Лондон «Ошибка Господа Бога» (из цикла «Смок и Малыш»)

У этого рассказа много плюсов. Во-первых, он довольно короткий, ровно на один урок; во-вторых, страшный и вообще остросюжетный (для слабочитающих ребят просто находка), в-третьих, его герои – обаятельные авантюристы, очередное воплощение вечных типов: благородного рыцаря и его простодушного спутника, своего рода Дон Кихот и Санчо Панса по-американски. К тому же это шанс кое-что узнать о золотой лихорадке на Юконе и о жизни за Полярным кругом. И, может быть, заинтересоваться, прочитать оба цикла рассказов о Смоке и Малыше («Смок Беллью», «Смок и Малыш»), а там, глядишь, и еще что-то почитать…

Цели и средства, равнодушие и отзывчивость, личность и общество

№3 М.Ю.Лермонтов «Беглец»

Существенный плюс – это стихотворение. Учитель может сам прочитать его в классе, да и текст достать нетрудно. Одного урока на него хватит, и еще время останется. После знакомства с текстом я бы предложила всем письменно ответить на вопросы:

  • Почему все отвергли беглеца?
  • На чем основано такое единодушие всех ближних бедного Гаруна?
  • Правильно ли они, на ваш взгляд, поступили? (Причем ответы могут быть самые разные, к этому надо быть готовым).

После того как класс отрефлексирует свое отношение к изображенной Лермонтовым ситуации, можно обсудить саму проблему:

  • Какие требования предъявляет личности горское общество ?
  • Почему человека, уцелевшего в битве, считают трусом ? (А кстати, как ему удалось уцелеть?)
  • Ради каких целей здесь принято применять такие средства ?

Потом мы можем обсудить, как относится к этой проблеме автор. И тут, конечно, выяснится, что, с одной стороны, Лермонтов ставит горскую доблесть в укор своему кругу и поколению. А с другой, Гарун все-таки романтический герой, гонимый, одинокий, всеми преданный… Но это уже не для сочинения.

№4 В.П.Астафьев «Гуси в полынье» (из цикла «Последний поклон»)

Этот рассказ с небольшими сокращениями тоже можно прочитать в классе и обсудить за один урок, что, как мы понимаем, может выручить нас в ситуации цейтнота. Напомню: в нем рассказано, как мальчишки с риском для жизни спасали гусей из полыньи на Енисее во время ледостава. Герой-рассказчик рисковал при этом больше всех. И есть двое взрослых, у которых диаметрально противоположный взгляд на эту авантюру. Бабушка Катерина, считающая ее, мягко говоря, безумием, и Мишка Коршуков, который и руководил всей операцией спасения.

Нам стоит обсудить, ради чего мальчишки пошли на такой риск и был ли он оправдан. Можно устроить прения: выступить от лица бабушки Катерины и Мишки Коршукова, обосновать их позиции. Или просто обсудить вопросы:

14 стр., 6889 слов

Особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству ...

... к сочинению как средству самовыражения личности. Цель данной курсовой работы: определить особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Объектом курсовой работы является сочинение как средство самовыражения личности. Предметом являются особенности и содержание работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. ...

  • Можно ли воспитать смелость без риска?

– Почему наше общество раньше (действие рассказа происходит за несколько лет до Великой Отечественной войны) не ограждало детей от таких авантюр хотя бы с помощью законов? Об этом просто никто не задумывался или таким образом принято было воспитывать в личности какие-то важные свойства?

равнодушия

№5 У. Шекспир «Гамлет»

Эта трагедия у нас всегда как бы присутствует в программе, но в несколько призрачном виде. Может быть, сочинение этого года – как раз наш шанс наконец прочитать ее и изучить? Или хотя бы фильм посмотреть – тот, Г. Козинцева, с Гамлетом – Смоктуновским? Ведь «Гамлет» – это пьеса и об измене , и о заговоре равнодушных , и о предательстве , которое исподволь отравляет все общество Датского королевства, и о множестве людей, которые считают, что целями (государственными, а еще больше – личными интересами) вполне можно оправдать средства , с помощью которых Клавдий захватил трон. А с другой стороны, она о человеке (личности) который вовсе не считал себя героем – скорее трусом , – но решился поднять оружие на море бед and by opposing end them (и, противостоя, покончить с ними).

Но почему не сразу? И еще много разных почему , которые можно задать этой трагедии, забыв на время про наше сочинение…

Можно предложить классу прочитать (если мы раньше этого не делали) роман У. Голдинга «Повелитель мух» или «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери… А вообще-то мы с ребятами будем говорить о «Белой гвардии» Булгакова. В ней вся предложенная для сочинений проблематика лежит в открытом доступе, прямо по списку тем. И обязательно прочитаем рассказ В. Набокова «Облако, озеро, башня» – о человеке и обществе. Тоталитарном.

Оксана Смирнова