Презентация » по литературе в 2020-21 учебном году. Обзор направлений «Забвению не подлежит» и «Я и другие»

Сочинение

«Презентация «Итоговое сочинение по литературе в 2020-21 учебном году. Обзор направлений «Забвению не подлежит» и «Я и другие»»

Итоговое сочинение по литературе в 2020-21 учебном году Обзор 1, 2 направлений, примерных тем, списка произведений.

Итоговое сочинение по литературе в 2020-21 учебном году

Обзор 1, 2 направлений, примерных тем, списка произведений.

Сроки написания итогового сочинения В 2020/21 учебном году итоговое сочинение пройдет в следующие даты: 2 декабря 2020 года , 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Сроки написания итогового сочинения

В 2020/21 учебном году итоговое сочинение пройдет в следующие даты:

2 декабря 2020 года

5 направлений итогового сочинения 2020-21 1. Забвению не подлежит 2. Я и другие 3. Время перемен 4. Разговор с собой 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

5 направлений итогового сочинения 2020-21

1. Забвению не подлежит 2. Я и другие 3. Время перемен 4. Разговор с собой 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Направление

Направление «Забвению не подлежит». Комментарий от ФИПИ

  • Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом.
  • Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
  • Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Аспекты направления

Аспекты направления

  • История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная).

    Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья).

    Преемственность поколений. Забвение и ответственность.

  • Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.
  • Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги.
  • Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.).

    4 стр., 1533 слов

    Презентация » по литературе в 2020-21 учебном году. Обзор ...

    ... Может ли кино вытеснить литературу? ТЕМА 11. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mojet-li-kino-vyitesnit-literaturu-itogovoe/ Актуальна ли классическая литература ... в рамках обозначенной проблематики. Аспекты направления « Герой XXI века. ... высоком замке» Н. Спаркс «Дневник памяти» У. Голдинг «Повелитель мух» С. ... - поколение, родившееся после 1994 года , живущее в совсем ином ...

    Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.

  • Манкуртизм. Его опасность. Забвение как преступление против человечества.

Манкуртизм – это

Список книг к направлению

Список книг к направлению

«Слово о полку Игореве»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н. Островский «Как закалялась сталь»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

В.А. Каверин «Два капитана»

А.П. Платонов «Котлован»

К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»

Г.Я. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние»

Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»,

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В.Г. Распутин « Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»

М.А. Шолохов «Они сражались за родину», «Тихий Дон», «Судьба человека»

Алексей Толстой «Русский характер»

Список книг к направлению

Список книг к направлению

К.М. Симонов «Живые и мертвые»

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»

Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В.В. Быков «Обелиск»

В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го…)»

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»

А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино»

А.Т. Твардовский. Поэмы «По праву памяти», «Василий Тёркин»

А.А. Ахматова «Реквием»

Примерные темы к направлению «Забвению не подлежит»

ТЕМА 1 Забвение есть измена. ТЕМА 2. Никто не забыт, ничто не забыто. ТЕМА 3 . Забвение стирает, память преображает. ТЕМА 4 . Почему важно помнить прошлое? ТЕМА 5 . Какова роль исторических памятников? ТЕМА 6. Как вы понимаете мысль Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» ТЕМА 7. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? ТЕМА 8. Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества? ТЕМА 9. Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия? ТЕМА 10. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»? ТЕМА 11. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению? ТЕМА 12. Что дают человеку уроки прошлого? ТЕМА 13. Кого можно назвать великим учителем человечества? ТЕМА 14. Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»? ТЕМА 15. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему? ТЕМА 16. Как судьба человека связана с историей народа? ТЕМА 17. Для чего нужно хранить обычаи и традиции? ТЕМА 18. Какие подвиги никогда не забудутся? ТЕМА 19. О каких людях говорят: «Они изменили мир»? ТЕМА 20. Как связано забвение с утратой ценностей? ТЕМА 21. Какие люди остаются в истории?

4 стр., 1679 слов

Подготовка к итоговому сочинению 2020. Направление «Забвению ...

... поколений. Забвение и ответственность. 4. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа. 5. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие ... развития общества. 7. Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против человечества Аспекты направления «Забвению не подлежит» Манкуртизм* - забвение, утрата исторических, культурных и ...

Цитаты к направлению

Цитаты к направлению

  • В забвении есть измена, предание вечности потоку времени. (Н. Бердяев)
  • Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. (В.Г. Белинский)
  • Время уходит — память остается. (пословица)
  • Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. (Валентин Григорьевич Распутин)
  • Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедность. (Адам Смит)
  • Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. (Б. Васильев)
  • Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее. (Б. Васильев)
  • Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его. (Чингиз Айтматов)
  • Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло. (Э.М. Ремарк)

Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения

Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения «Я и другие»

  • При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде.
  • В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
  • Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Аспекты направления «Я и другие» Сходства и различиями между мной и «другими». Формы человеческих взаимоотношений. Взаимопонимание (дружба, любовь), конкуренция, конфликт. Поиск взаимопонимания, согласия. Причины конфликтов, пути их разрешения. Диалог людей, культур. Отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др. Личность (человек) и общество. Противостояние толпе (бунтарство), приспособление (компромисс).</p>
<p>Проблема самоопределения человека в социальной среде. Толерантность. Эгоизм. Маленький человек, лишний человек в обществе. Я - употребляется для обозначения себя самого в окружающей <a href=среде как личности. Другой — это любой, кто не является мной, отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне, кого я не могу до конца понять, но в то же время этот " width="640">

3 стр., 1358 слов

Основные направления развития личности студента

... и возрастную характеристику студентов; определить направления развития личности студентов. Работа состоит из ведения, двух пунктов, заключения и списка литературы. 1. Психологические особенности студентов как социальной группы ... новыми знаниями, умениями, действиями, новыми способами учебной деятельности. Молодые люди учатся самостоятельно искать новые знания. Появляется новая социальная роль, ...

Аспекты направления «Я и другие»

  • Сходства и различиями между мной и «другими».
  • Формы человеческих взаимоотношений. Взаимопонимание (дружба, любовь), конкуренция, конфликт. Поиск взаимопонимания, согласия. Причины конфликтов, пути их разрешения. Диалог людей, культур.
  • Отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др.
  • Личность (человек) и общество. Противостояние толпе (бунтарство), приспособление (компромисс).

    Проблема самоопределения человека в социальной среде. Толерантность. Эгоизм.

  • Маленький человек, лишний человек в обществе.

Я — употребляется для обозначения себя самого в окружающей среде как личности. Другой — это любой, кто не является мной, отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне, кого я не могу до конца понять, но в то же время этот «другой» относится, как и я, к человеческому роду, что сближает нас.

Список книг к направлению

Список книг к направлению «Я и другие». Русская литература.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба»

А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник»

И.А. Гончаров «Обломов»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Ионыч», «Крыжовник»

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»

Список книг к направлению

Список книг к направлению «Я и другие». Русская литература.

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»

А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»

А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»

В.В. Быков «Обелиск»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

Е.И. Носов «Кукла»

Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Примерные темы к направлению

ТЕМА 1. Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? ТЕМА 2. Что такое толерантность? ТЕМА 3. Может ли человек жить вне общества? ТЕМА 4. Как понять другого человека? ТЕМА 5. Что сближает людей? ТЕМА 6. Почему важно жить в мире с окружающими? ТЕМА 7. Чем опасны конфликты? ТЕМА 8. Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе? ТЕМА 9. В чем причины одиночества? ТЕМА 10. Согласны ли вы с выражением: «Чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»? ТЕМА 11. Какова роль дружбы в жизни человека? ТЕМА 12. Какова роль любви в жизни человека? ТЕМА 13. Личность и общество: возможна ли гармония? ТЕМА 14. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности? ТЕМА 15. Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей» ТЕМА 16. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? ТЕМА 17. Можно ли быть независимым от общественного мнения? ТЕМА 18. Когда человек становится личностью? ТЕМА 19. Как общество влияет на формирование личности? ТЕМА 20. Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»

3 стр., 1385 слов

Джаз 21 века: направления, стили, имена

... практически из любого уголка земного шара. Цель работы – определить состояние джаза в XXI веке. Современные стили и направления, которые наиболее распространены у музыкантов, а также новые имена, которые ... в музыкальном пространстве. И одной из самых выигрышных, масштабных и убедительных форм, конечно же, было выступление с большими коллективами музыкантов – с различными вариантами оркестров. 2.1 ...

Цитаты к направлению

Цитаты к направлению «Я и другие»

  • Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. (Вольтер)
  • Не делай другим то, что ты хотел бы, чтобы они делали для тебя. У вас могут быть разные вкусы. (Джордж Бернард Шоу)
  • Великий вопрос жизни — как жить среди людей. (Камю)
  • Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека… (В.Г. Белинский)
  • Чтобы никому не завидовать, надо быть личностью. Чувство личности — чувство внутренней полноты, не требующей никаких дополнений. (Фазиль Искандер)
  • Люди не сходны: те любят одно, а другие — другое. (Гомер)
  • Каждый человек для одного бывает хорош, а для другого – плох. (Эрих Мария Ремарк)
  • Любовь есть невероятное по мощи влечение душ друг к другу. (Б. Васильев)
  • И без людей человек не может жить, и с людьми тяжко. (Чингиз Айтматов)

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.