метки: Подготовка, Выпускник, Итоговый, Сочинение, Ляпин, Станица, Урухской, Чурилов МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской, Чуриловой Татьяны Юрьевны
3 стр., 1028 слов
... частей и соединений, приумножая ратную славу астраханского казачества. Сегодня происходит возрождение казачества. Нынешние казаки вносят достойный вклад в становление ... на службе находилось около 25 казаков. Почетными казакам и станицы являлись: - Наказной Атаман Астраханского Казачьего Войска (Астраханский ... ул. Им. Демьянова В.В. д.1 кв.2 Сочинение. Любовь к родному краю, его культуре начинается ...
Подготовка к итоговому сочинению в среднем звене
Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–6 классах)
1. Элементы анализа готовых текстов с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства).
2.Отработка структуры сочинения-рассуждения.
3.Регулярное выполнение письменных работ разного объёма (на уроках и дома):
- по биографиям писателей, очеркам из их жизни:
Что показалось мне интересным в биографии М.В.Ломоносова? Почему?
- объяснить те или иные слова великих людей:
«Лучшее, что есть в жизни человека, — это дружба». Согласны ли вы с данной цитатой Линкольна?
- толкование философских понятий ( дружба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедичес кий.
Совершенствование умений школьников
1)
В 7–9 классах
Д. С. Лихачев. «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном»;
• В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»;
• А. И. Солженицын. «Крохотки» и др.
План анализа текста-образца
целевую установку
ключевые слова в заголовке
проблему
композиционный замысел
логические связи
7) определить границы логико-смысловых фрагментов основной части текста-образца (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку;
8) найти в тексте-образце основную и второстепенную информацию;
отбор лексики
Молодость – это вся жизнь
- Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
- Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
- В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение.
2 стр., 581 слов
... Новости, рецензии и отзывы: Борис Натанович Пастернак о книге «Давид Самойлов. Мемуары. Переписка. Эссе» В издательстве "Время" вышли книги "Поэмы" , "Поденные записи: В 2-х томах" ... Времени" в юбилейный год увидела свет книга Андрея Немзера "Мне выпало счастье быть русским поэтом: Пять стихотворений Давида Самойлова" , книга "Давид Самойлов. Мемуары. Переписка. Эссе" и "Ранний Самойлов: ...
Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.
- Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
- И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя,
а изменить ее можно, но очень трудно.
- Наша молодость – это и наша старость.
Молодость – это вся жизнь
- Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету . Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир , о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
- Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги , а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости . Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
- В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.
- Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
- И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.
- Наша молодость – это и наша старость.
18 стр., 8853 слов
... очень много. Подобные ассоциации, становясь принципом поэтики, по существу, вскрывают главную, исходную позицию автора. В. Астафьев напоминает нам, что человек и природа есть единое целое, что все ... и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. На вопрос о теме «Царь-рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с ...
- Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? - Что же своей книгой завещал нам Экзюпери? " width="640">
Совершенствование умений школьников
2)Обучение созданию собственных письменных
высказываний на публицистические темы
на основе программных и самостоятельно
прочитанных художественных произведений.
Темы желательно формулировать в виде проблемного вопроса:
- Милостыня и милосердие — это одно и то же?
— Можно ли согласиться с Мерцаловым ,что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? — Хорошо ли быть мечтателем? Может быть, это бесполезное занятие? — Гераклит Эфесский сказал: « Человек в ночи зажигает себе свет сам».
— О ком из героев можно сказать, что он « свет в ночи зажигает себе сам»? — Как ты понимаешь свой долг перед кем- либо, чем-либо?( опираясь на текст).
— Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? — Что же своей книгой завещал нам Экзюпери?
3 стр., 1004 слов
... из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит ... том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, ...
Приём «Кластер»
Тема: Человек – царь природы?
Проблемный вопрос:
Почему важно бережно относиться к природе?
Тезис 1: Человек – часть природы
(В.Астафьев «Васюткино озеро»,
В.Астафьев «Царь-рыба»)
Тезис 2: Разорваны связи человека с природой – отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души
(К.Паустовский «Тёплый хлеб»,
В.Распутин «Пожар»)
Вывод: Природа и человек неразрывно связаны между собой
(М.Пришвин «Кладовая солнца»,
В.Распутин «Прощание с Матёрой»)
метод «Корзина»
Автор
Название произведения
Е.Васильев
Цитата
«Не стреляйте в белых лебедей»
В.Распутин
«Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!»
«Прощание с Матёрой»
В.Астафьев
«Поцарюет, поцарюет, да и загорюет. Дик, Дик человек, этак и зверь не умеет. Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой».
«Царь-рыба»
«Забылся в человеке человек!» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»»
Тематические направления
1. «Верность и измена».
2. «Равнодушие и отзывчивость»
3. «Цели и средства»
3 стр., 1484 слов
... стр.234) Список слов, «запрещенных» употреблению в школьных сочинениях по литературе (Создан в сообществе «Методическая копилка» учителями и экспертами, проверяющими сочинения в школах и вузах, с надеждой быть ... Что такое доброта?, Какими качествами обладает добрый человек? Доброта – это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро. Например, доброта и ...
Тематические направления
4. «Смелость и трусость»
5. «Человек и общество»
Критерии оценки итогового сочинения
в школе
1. Соответствие теме.
Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной
проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.
«Незачет»
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.
«Незачет»
3. Композиция и логика рассуждения.
Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.
«Незачет»
4. Качество письменной речи.
Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет»
5. Грамотность.
« Незачет» : грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
Определение приоритетных
направлений методической работы
в 10-11 классах по проблемам
обучения итоговому сочинению
1.Анализ формулировок тем, способы сужения
темы и определение основной идеи сочинения.
2.Актуализация проблематики сочинения,
тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме.
3.Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал.
4.Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).
3 стр., 1317 слов
... как каждый человек имеет право на ошибку. Вариант №2 Повествование хочется начать с того, что ошибки - неотъемлемая часть нашей жизни. Каждый из нас учится на своих или чужих ошибках. Многие считают, ... ошибок. Не стоит бояться совершить ошибку из-за того, что потом будет очень больно переживать случившееся. Лучше рискнуть и обжечься в начале, чем это сделать потом. Опыт и ошибки сочинение ...
5.Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др.
6.Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Выявление ключевых слов в формулировке темы и обоснование своего выбора.
В формулировках тем итоговых сочинений найдите ключевые слова и обоснуйте свой выбор:
- Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
- Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
- Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
- Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
- Формулирование главной мысли итогового сочинения.
Сформулируйте главные мысли сочинений на следующие темы:
1. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
2. Как найти цель своей жизни?
3. Где смелость, там и победа. 4. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Подбор литературных примеров для аргументации своих мыслей.
Из каких произведений можно привести литературные примеры для аргументации тезисов при раскрытии темы:
1.«Человек для общества или общество для человека?»
2.« Может ли один человек изменить общество?»
- Сопоставление и оценка двух вступлений к итоговым сочинениям на общую тему.
Сопоставьте вступления к двум итоговым сочинениям на общую тему и оцените:
1) какое из них более соответствует теме; 2) в каком удачнее сформулированы основные проблемы высказывания. Отредактируйте эти вступления, более четко сформулировав проблемы сочинения и удалив отступления от темы. Напишите свое вступление к каждой предложенной теме.
Тема 1. Чем опасно равнодушие?
Равнодушие. Одно из тягчайших нравственных пороков, которое овладевает человеческими душами. Пожалуй, самое губительное – равнодушие в семье.
2 стр., 862 слов
... средствами машинной письменности», а художественная — средствами привычного традиционного письма. (26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (По А. Кондратову*) *Александр ... создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники. (14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной ...
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
Зачастую мы забываем о теплых чувствах и проявляем черствость в отношениях с близкими. Но задумываемся ли мы, чем все это может обернуться, чем опасно равнодушие? К сожалению, не всегда. Если вовремя не оглянуться, не осознать степень серьезности проблемы равнодушия, то зарождается чувство одиночества. Нет, это не уединение, к которому стремятся, а самое настоящее губительное одиночество, когда человек страдает от недопонимания, нравственно умирает. Проблема человеческого равнодушия существует столько, сколько стоит мир. Она может проявляться везде и во всем. В отношении помощи бездомным, больным и беззащитным. Многие проходят мимо, считая, что их это не касается, а если вдруг будешь просить именно ты. Одна надежда – неравнодушное отношение окружающих; что будет, если оно отсутствует, даже страшно представить…
Чем опасно равнодушие? Мне кажется, этот вопрос можно рассматривать с разных сторон. Бывает равнодушие коллег, друзей, но самое главное, по моему мнению, равнодушие в семье. Семья… Что ж значит она для меня? Прежде всего, это любимые люди, которые готовы помочь в любую минуту. Это самое дорогое, что у меня есть и ради чего мне стоит жить. Семья для меня – это священный, бесценный союз, который нужно беречь. Опасно ли равнодушие в семье? Безусловно, да!
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Сопоставление и оценка вступления и заключения к итоговому сочинению
1.Оцените вступление и заключение к сочинению на тему «Что такое взаимопонимание?» Докажите, соответствует ли заключение вступлению.
В настоящее время для людей очень важно такое понятие, как взаимопонимание в отношениях. Отношения могут проявляться между людьми или между человеком и природой, а также между младшим и старшим поколениями. И не всегда в этих взаимоотношениях существует взаимопонимание, которое выражается в доверии, умении понять и слышать друг друга, я бы даже сказала, в нахождении гармонии во взаимоотношениях. Как мне кажется, добиться взаимопонимания очень не просто, и зависит это от самого человека, ведь он сам решает, стоит ему идти на уступки ради другого или нет.
Таким образом, говоря о взаимопонимании, можно сделать вывод, что взаимопонимание – это чувство, которого сложно добиться. Для того чтобы добиться его, человек должен думать не только о себе, но и считаться с мнением другого человека. Все зависит от самого человека, и если он будет эгоистом, то ему будет сложно добиться доверия и взаимопонимания. Чтобы обрести гармонию в отношениях, нужно вырабатывать в себе положительные качества.
15 стр., 7092 слов
... Отношение к службе В главная тема - это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, который забросил службу, ... две родовых,-Том и жених." Молчалин:"ведь надобно ж зависеть от других. ...В чинах мы небольших" ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ: 1)"Служить бы рад,прислуживаться тошно..." "Когда в делах- я от веселий прячусь, ...
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
2.Соответствуют ли по смыслу вступление и заключение к предложенному итоговому сочинению? Обоснуйте свой ответ. Какие проблемы поставлены во вступлении? Сделаны ли по ним выводы в заключении? Оцените соразмерность вступления и заключения. Отредактируйте вступление и заключение сочинению, приведя их в соответствие. Исправьте имеющиеся в тексте речевые ошибки.
- Оценка соответствия литературных примеров тезисам и аргументам.
Определите, соответствуют ли примеры из литературного произведения тезису, выдвинутому во фрагменте из итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?»:
- Природа тоже зависит от нас. Сегодня она уже не может существовать без нас. Я бы хотела привести один из ярких примеров из рассказа В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка». Старик, герой произведения, каждый вечер приходил в одно и то же место, что бы полюбоваться закатом. Девушка-художница, которая находилась рядом все это время, ежеминутно комментирует меняющиеся краски во время заката. Но конец рассказа оказался для меня неожиданным и принес новые открытия для героини: дед, оказывается, слепой.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Формулировка логических переходов между смысловыми частями сочинения.
Во фрагменте итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?» сформулируйте логическую связку для перехода от размышлений об одном произведении к другому:
- Рассказ В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» показывает, как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выступает символом долгожданной свободы для главного героя, олицетворением его Родины и счастья. Вырвавшись, наконец, на свободу, Мцыри действительно слился с природой.
- Поиск и обоснование фактических ошибок.
Найдите во фрагменте итогового сочинения фактические ошибки и
недочеты и прокомментируйте их…
- Редактирование и исправление речевых
ошибок.
ошибки и исправьте их…
Ошибки в процессе редактирования, переписывания
и проверки сочинения
При редактировании черновика следует:
- выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
- обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
- определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.
При переписывании сочинения начисто важно:
- помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
- обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно:
- внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
- прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.
Итоговое сочинение с «Просвещением»
http:// old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43944
Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю».
10-11 классы.
Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением»
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций. Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей.
Образовательные порталы, полезные при подготовке к ЕГЭ
Портал ФИПИ.
www.fipi.ru
Официальный информационный портал ЕГЭ.
http://www.ege.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование
http://
Портал «4ege».
http://4ege.ru/literatura
Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе
http
Спасибо за внимание, Контактная информация:, Чурилова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской Георгиевского городского округа
c hurilowa.tat @yandex.ru