По лингвистической цитате поля рикёра

Сочинение

Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1. Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи

Сочинение рассуждение огэ язык это то 1

Задание <\p>

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл выска­зывания французского философа Поля Рикера: «Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>

Вариант 1

«Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи», — считал Поль Рикер, француз­ский философ. Доказательства этой мысли мы можем найти в любом тексте и в окружающей жизни, потому что одной из главнейших характеристик человека является его речь, которая отражает его внутренний облик и ин­теллект.<\p>

  • Так, в небольшом рассказе В. Крапивина черты характе­ра некоторых детей передаются только с помощью их речи.<\p>
  • Интересно, как раскрывается читателю белобрысая де­вочка, одна из тех, «которые всегда вместе с мальчишками участвуют во всех опасных делах». Ее решительность и пре­зрение к возможным последствиям опасных игр подтвер­ждают глаголы повелительного наклонения в предложениях 18, 19, 20 («съезжай», «не задерживай»).

    Частица «же» в предложении 30, усиливая глагол «прыгай», подчеркивает такие черты ее характера, как нетерпеливость, неусидчи­вость. Очевидно, именно эти ее свойства и позволили девоч­ке стать своей среди мальчишек.<\p>

  • Так всего в нескольких предложениях мы нашли под­тверждение словам Поля Рикера.<\p>

Вариант 2

Поль Рикер, французский философ, утверждал, что «язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выра­жаем себя и вещи».<\p>

  • «Обыкновенный мальчик», отважившийся прыгнуть с сарая без зонта-парашюта, на самом деле был не очень обычным: его воображение и фантазия богаче, чем у других ребят. Там, где другие видели просто небо и траву, он видел иную реальность, полную неожиданных открытий.<\p>
  • Глубину его кругозора подчеркивает назывное предложе­ние «Синий Сириус» (предл. 37), а также развернутая мета­фора «самый большой остров Архипелага Неизведанных Ле­сов…» (предл. 53).<\p>
  • Эти примеры наглядно иллюстрируют утверждение Поля Рикера. В речи мальчика отражается и его тонкая душевная организация, и то, каким ярким, загадочным и интересным он видит мир вокруг себя.<\p>

Вариант 3

«Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Верны ли эти слова Поля Рикера, французского философа? Мы, конечно же, понимаем, что язык — это отражение образа мыслей человека, его души и кругозора, однако обратимся за аргументами к рассказу В. Крапивина.<\p>

4 стр., 1993 слов

Язык есть средство не выражать готовую мысль а создавать ее

... языка. «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее… он не отражение сложившегося миросозерцания, а ... средством для сообщения мысли, потому что благодаря слову в слушающем возникает процесс создания мысли, ... помощью грамматики и лексики, вместе с тем утрачивал бы способность обознать и выражать самые конкретные понятия и самые конкретные категории». Развитие языка Потебня понимал не ...

  • Одного из героев, Вовку, автор представляет читателю как самого старшего и рассудительного из мальчишек, но не способного тонко и одухотворенно воспринимать мир. Под­тверждение этой характеристики мы находим в речи подро­стка.<\p>

Недоумение, прозвучавшее в вопросительном предложе­нии 45 и продолжившееся утверждением в предложении 46, говорит не только о его умении размышлять и сопоставлять детали, но и о полной неспособности к постижению красоты окружающего мира. Инверсия «видали мы таких космонав­тов» в предложении 47 иллюстрирует его опыт дворовых игр и подтверждает читательское предположение об эмоцио­нальной холодности подростка.<\p>

Всего по нескольким фразам Вовки мы понимаем, что он действительно был самым старшим из ребят, претендующим на роль лидера в играх, но не умеющим видеть красоту ок­ружающего мира, и могли бы это предположить даже бе,з прямого указания автора на данный факт.<\p>

  • Как видим, утверждение Поля Рикера справедливо.<\p>

Текст для работы

(1)Открытие случилось три дня назад. (2)Тогда еще не было дождя, а было яркое солнце. (З)Мальчик стоял на крыше сарая и держал над собой зонт.<\p>

  • (4) — Прыгай! — кричали внизу мальчишки.<\p>
  • (5) Мальчик не прыгал.<\p>
  • (6) — Забоялся, — сказал самый маленький и толстый из приятелей и презрительно оттопырил нижнюю губу.<\p>
  • (7) Мальчик молчал.<\p>
  • (8) С земли сарай казался очень обыкновенным: старым и невысоким. (9)До нижней кромки пологой крыши всего три метра. (Ю)Обыкновенным был и мальчик. (11)Невысокий, тонкорукий, с выгоревшими волосами, по которым уже ску­чали ножницы, загорелый, как и все мальчишки в августе.<\p>
  • (12) В синей майке, которая выбилась из-под ремня.<\p>
  • (13) Конечно, он не очень походил на героя. (14)Но ведь и трусом до сих пор он, кажется, не был.<\p>
  • (15) А сейчас стоит и не прыгает.<\p>
  • (16) — Забраться да как дать ему! — предложила тощая белобрысая девчонка, одна из тех девчонок, которые всегда вместе с мальчишками участвуют во всех опасных де­лах. (17)— Тебе говорят! (18)Прыгай давай! (19)Или съезжай на брюхе! (20)А других не задерживай.<\p>
  • (21) Мальчик не отвечал.<\p>
  • (22) В небе плыли облака.

    (23)Большие, круглые, как желтые аэростаты. (24)И сарай, который казался с земли очень обыкновенным, плыл навстречу облакам, будто под­нятый в небо корабль, и невидимый капитан уверенно вел его.<\p>

  • (25)А двор напоминал поверхность планеты, увиденную с космической высоты. (26)Островки пыльной травы, пересы­панной седыми шариками одуванчиков, были длинны и по­хожи на зеленый архипелаг, а дождевая вода в бочке у са­рая, словно круглое озеро в отвесных берегах, казалось, светилась глубокой синевой.<\p>
  • (27)Мальчик любил всему на свете давать имена и назва­ния. (28)Они всегда придумывались сразу. (29)3еркальце воды в бочке он назвал Озером Синего Света, а пятна травы — Архипелагом Неизведанных Лесов…<\p>
  • (30) — Да прыгай же! — Это изо всех сил крикнула бело­брысая девчонка.<\p>
  • (31) Мальчик, наконец, спохватился: да, пора. (32)И под­нял зонт.<\p>
  • (ЗЗ)Черный зонт был похож на купол цирка, уменьшен­ный в сотни раз. (34)Только под куполом всегда сверкали лампы, а здесь было темно. (35)Лишь одиноко светилось крошечное отверстие, как прокол иголки.

    9 стр., 4100 слов

    Сущность и специфика работы с мальчиками-подростками

    ... готов помочь старшим в работе по дому, умеет держать данное слово, заботиться о своей семье. Мальчик в семье – это, прежде всего, защитник. Военно-патриотическое воспитание начинается еще с ... возрастом. И я бы с большим желанием работала с мальчиками-подростками. I. Психолого-физиологические особенности мальчиков-подростков 1. Физиологические изменения Одним из критических, сложных периодов в жизни ...

    (Зб)Микроскопи- ческая капля неба горела в нем, словно синяя звезда на темном небосводе.<\p>

  • (37) — Синий Сириус, — шепотом сказал мальчик, и в нем шевельнулось предчувствие близкой радости.<\p>
  • (38) Он опустил зонт совсем низко, так, что волосы на макушке коснулись шуршащего полотна. (39)Теперь маль­чик видел только землю, а вместо неба везде была черная материя, насквозь прогретая солнцем и почему-то пахнущая клеем. (40)Лишь в звездном проколе по-прежнему горела яркая синева. (41)Потом в него попало солнце. (42)3везда вспыхнула ослепительным огнем и рассыпалась на тонкие лучи и радужные кольца.<\p>
  • (43)— Вспышка сверхновой звезды, — прошептал маль­чик.<\p>
  • (44) — Ха, он, кажется, шепчет «Господи, спаси»! — громко заявила внизу тощая девчонка и отвернулась в знак негодования.<\p>
  • (45) — Какой толк, что он знает наизусть звездную кар­ту? — пожал плечами Вовка, самый старший и рассуди­тельный из мальчишек. (46)— Он не может прыгнуть с трех метров. (47)Видали мы таких космонавтов!<\p>
  • (48)— Что? — спросил с высоты мальчик.

    (49)Он понял наконец: они решили, что он боится!<\p>

  • (50) Мальчик неторопливо закрыл зонт: его нужно было теперь беречь.<\p>
  • (51) — Я и так могу!<\p>
  • (52) Он прыгнул без всякого зонта-парашюта! (53)Пере- летел через поленницу и упал руками и коленями на тра­ву — прямо на самый большой остров Архипелага Неизве­данных Лесов…<\p>
  • (54)— Подумаешь… — сказала тощая белобрысая дев­чонка. (55)Когда нечего сказать, девчонки всегда говорят это слово.<\p>
  • (56) Самый толстый и самый маленький из приятелей на­пряженно втянул и закусил свою большую губу.<\p>
  • (57) — Думаешь, другие не могут? — спросил он. (58)И, пыхтя, стал карабкаться по шаткой поленнице на крышу.<\p>
  • Мальчик не ответил, раскрыл зонт, снова поймал от­верстием солнце, и, когда на матерчатом небе заблистала звезда, мальчик подмигнул ей и тихо засмеялся.<\p>
  • Так родилось его открытие: если открыть зонт и если нарисовать на нем изнутри звезды, то получится точная карта неба.<\p>
  • (По В. Крапивину)<\p>
  • ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/sochinenie-oge/7435-sochinenie-rassuzhdenie-oge-15-1-yazyk-eto-to-blagodarya-chemu-s-pomoshchyu-chego-my-vyrazhaem-sebya-i-veshchi

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

... сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать ... тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким ... подтвердить верность слов В.Г.Короленко, приведенных в начале сочинения. Воистину велик ... несчастную мать маленькие дети. Мальчик, понимавший, что нельзя брать ... мысли,"- говорил известный русский писатель В.Г.Короленко. Я не могу не согласиться ...

Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Задание сочинение рассуждение на лингвистическую тему 1

Источник:

Пример сочинения 15.1 по высказыванию Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят» по тексту В.А.Каверина | Сайт об истории и культуре России

Задание сочинение рассуждение на лингвистическую тему 2

В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста.

Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку.

Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на логический вывод из предшествующих размышлений мальчика.

примеры сочинений 15.1

Исходный текст

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки.

(6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.

9 стр., 4359 слов

Зачем нужны знаки препинания рассуждение 4 класс

... предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого. Знаки препинания нужны, ... Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Совет Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с ...

(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» — так называется его корабль.

» (10)»Вперёд», — говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.

(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено — исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.

(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев.

(23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.

(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение.

(29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт.

(32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.

(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.

(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров.

(39)Но здоровье бывает разное — ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.

  • (45)Примут, — решительно отвечал я.

(По В.А. Каверину)

*ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

Источник: http://samarus-school.ru/primer-sochineniya-15-1-po-vyskazyvaniyu-g-g-granik-znaki-prepinaniya-kak-i-slova-govoryat-po-tekstu-v-a-kaverina.html

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского философа Поля Рикера: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи»

Исходный текст 1

2 стр., 698 слов

В языке есть слова. В языке есть грамматика. Это те

... лес. И если даже кажется, что вокруг галлактическая тишь, то это ведь только для твоего слабого людского уха. Взгляни на собаку: ... дело поворачивает она голову и шевелит ушами. А есть уши еще чувствительней! Для тех, кто слышит звуки с частотой колебаний более 15 ... 000 в секунду, для того вообще не посещает ночной тишины: для него ночь, может быть, ...

�звестный французский философ Поль Рикер утверждал: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

<\p>

  • РњРЅРµ кажется, философ имел РІ РІРёРґСѓ, что язык позволяет человеку выразить себя, Р° собеседникам СЃРѕСЃ-тавить мнение Рѕ нем.

По речи говорящего можно судить о его профессионализме, культуре, интел-лигентности, интеллектуальном уровне. Обратимся к тексту Л. Захаровой.

Во-первых, учитель Елена Михайловна, оценив конфликтную ситуацию в 7 «А» классе, придерживаясь «педагогической этики», заступаясь за коллегу, призывает ребят ничего не «делать сгоряча», чтобы не наломать дров (предложение 22).

Во-вторых, можно сделать вывод, что этот учитель – человек совестливый и любящий детей. Вспомним, как Елена Михайловна вечером винила себя«как старшего товарища», что не помогла детям разрешить проблемную ситуацию (предложения 41 – 42).

Таким образом, предложенное для анализа высказывание Поля Рикера считаю справедливым.

По тесту 32

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого РёР

— учебника СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. РњС‹ часто пользуемся РёРјРё РІ повседневной речи, РїРѕСЂРѕР№ даже РЅРµ замечая, ведь РјРЅРѕРіРёРµ РёР

  • РЅРёС… привычны Рё знакомы СЃ детства».

Эту фразу РёР

— учебника СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка СЏ понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразео-логизмами, РјС‹ пользуемся очень часто, РїРѕСЂРѕСЋ Рё РЅРµ замечая этого. Доказательства нахожу РІ тексте.

В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом».

Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть сино-ним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор».

Данный фразеологизм характеризует бесцеремо-нное поведение девочки.

1 стр., 464 слов

Сочинение язык первоэлемент литературы

... общества и вне этого общества научиться языку просто невозможно. По определению М. Горького слово является первоэлементом литературы, в то время как сам язык представляет собой ценный материал, необходимый для ... уверен в том, что художественная литература является высшей формой организации языка, при этом имеет значение абсолютно все: и полная смысла музыка слов, и ритм, и глубина значения ...

В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, РјРѕРіСѓ сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразео-логизмы – неизменные спутники нашей речи. РњС‹ часто пользуемся РёРјРё РІ повседневной речи, РїРѕСЂРѕР№ даже РЅРµ замечая, ведь РјРЅРѕРіРёРµ РёР

  • РЅРёС… привычны Рё знакомы СЃ детства».

2) Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем.

Так же, как и эти слова, понят-ны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу».

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыде-нной речи.

Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступ-ление.

3) РЇ полностью согласна СЃ высказыванием, взятым РёР

  • учебника СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.

РњС‹ часто пользуемся РёРјРё РІ повседневной речи, РїРѕСЂРѕР№ даже РЅРµ замечая, ведь РјРЅРѕРіРёРµ РёР

  • РЅРёС… привычны Рё знакомы СЃ детства». РЇСЂРєРёРј подтверждением этому является текст Альберта Анатольевича Лиханова. Допустим, Рђ. Рђ.

Лиханов написал, что учительница плакала, столкнувшись с «недетской детской бранью» и дикой дракой первоклассников. Это будет звучать обычно.

А если представим, что она «завыла в полный голос», то сразу увидим печальную картину, а именно бессилие, страх учителя перед возникшей проблемой.

Таким образом, РјРѕРіСѓ уверенно сказать, что если речь можно сравнить СЃ тканью мышления, то фразеологизмы – это её драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку Рё блеск. Р�С… РїРѕ праву можно назвать жемчужными россыпями.

4 стр., 1638 слов

Конспект по русскому языку и развитию речи в 4 классе

... словами) 6. Запись заключительной части. VIII . Проверка выполненной работы. Кто закончил писать своё сочинение? Зачитайте 2-3работы (по желанию учащихся). IX . Анализ. Самооценка. Рефлексия. 1. Выразите своё отношение к уроку. ... речь. 4 . Воспитывать любовь к прекрасному. Оборудование: Портрет П.И. Чайковского (презентация о композиторе) Рисунки детей «Снежинки» (ранее выполненные на уроке ...

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 885 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

По тесту 2 | По тесту 3 | По тесту 4 | ПО ТЕСТУ 12 | ПО ТЕСТУ 16 | По тесту 26 | Й тур: 21 липня | Й тур: 28 липня |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/8-59579.html

Исходный текст 2

Текст, по которому пишется сочинение можно посмотреть здесь: ссылка на текст

Задание для сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ 2017

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Ход мысли:

1 — Тема сочинения лингвистическая, это значит, надо писать о языке и его выразительных средствах.

2 — Как мы знаем, язык состоит из:

  • Фонетики (это звуки языка).

  • Лексики и Фразеологии (это слова и то, какие пары или группы они могут составлять).

  • Морфологии и Грамматики (это то, как образуются формы слов, и по каким правилам слова могут меняться и влиять друг на друга).

  • Синтаксиса (построение предложений, знаки препинания).

3 — В разных сочетаниях и проявлениях эти четыре аспекта дают много средств художественной выразительности языка, или тропы и фигуры речи, которые называются страшными греческими словами, и которые все равно никогда не запомнить, поэтому смотрите их на Википедии или в учебнике. Потому что суть не в том, как они называются, а как их вообще найти в тексте.

4 — Читаем текст, а к этому времени, если вы делали предыдущие тестовые задания, вы прочитали его уже раз пять, и отмечаем все необычное, что относится к:

  • Фонетике (повтор похожих по звучанию слов, или изображение звуков природы или техники с помощью букв и слов),
  • Лексике (необычное сочетание слов или образование новых слов, или использование слов с противоположным скрытым смыслом для описания противоположных личностей),
  • Морфологии и грамматике (использование уменьшительных суффиксов, когда рассказывается об одном человеке, и «увеличительных», когда говорят о другом, например усики/усищи )
  • Синтаксису (необычное строение предложений, например несколько коротких резких фраз подряд).

5 — Выберите что-то, что заметите, и пишите об этом. Не думайте о том, «правильно» вы выбрали или «неправильно», просто подумайте, логично это или нет. Главное — как вы сможете объяснить свою точку зрения.

Пример сочинения рассуждения 15.1 ОГЭ 2017

Для этого примера мы взяли такие аспекты языка, как морфология (словообразование) и лексика и рассмотрели их как выразительные средства языка. Другими словами, мы постарались связать то, какой смысл передается в тексте, с тем, как автор использует грамматические и лексические средства языка.Чтобы не углубляться в текст, мы работали с материалом из первых двух абзацев.

Известный русский писатель К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя передать русским словом». Я понимаю это так, что с помощью языковых средств русского языка возможно выразить любые мысли или чувства, передать тончайшие оттенки в восприятии мира вокруг нас. Я могу только согласиться с этим утверждением. Оно подтверждается каждый день — в устной речи, в журнале, или в прочитанной книге. Достаточно подтверждений этому высказыванию Паустовского есть и в отрывке из рассказа Б. Васильева. Я приведу только два примера.

Словообразование русского языка — это один из мощнейших способов передачи ощущений и смысла высказывания. Изменяя всего лишь форму слова, мы можем выразить десятки разных значений слов.

Например, в самом начале рассказа автор называет внучку Анны Федотовны «Танечка». Сама она обращается к бабушке: «бабуля».

Автор использует уменьшительные суффиксы, и мы видим, как бережно и нежно относятся они друг к другу, в каком хрупком мире они живут.

Второй пример я возьму из соседнего абзаца, чтобы показать, как разные выразительные средства языка могут работать вместе. Лексика, слова, которые мы используем, могут многое сказать о том, что мы чувствуем.

Посмотрим, какими словами мальчик обращается к Анне Федотовне в предложениях 4, 5 и 6: «убили сына», «мы взяли почин», «ослепли от горя». Он прямо и бесстрастно перечисляет факты. Кажется, что он ничего не чувствует. Его слова и отношение совсем не похожи на тот нежный мир, в котором живут «Танечка» и ее «бабуля».

Эти два примера показывают, насколько богат и гибок могучий и прекрасный язык нашей Родины — русский язык. Бесконечно прав был К.Г. Паустовский: «нет ничего (…), что нельзя передать русcким словом».

Что будут поверять (Критерии оценки сочинения рассуждения ОГЭ 15.1):

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) можно посмотреть по ссылке: демонстрационный вариант.

By Александр Пронин

|

19/03/2017

|

Колонка Александра Пронина <\p>

Источник:

Сочинение по заданию 15.1

Сочинение по заданию  1

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го линг­ви­ста Л. Ю.

Мак­си­мо­ва: «При по­мо­щи аб­зац­но­го от­сту­па (или крас­ной стро­ки) вы­де­ля­ют­ся наи­бо­лее важ­ные в ком­по­зи­ции це­ло­го тек­ста груп­пы пред­ло­же­ний или от­дель­ные пред­ло­же­ния».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. Ю. Мак­си­мо­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

  • любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.).

    Вот почему это сочинение называют сочинением “на лингвистическую тему”;

  • сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: “Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то”;
  • рекомендованное количество абзацев – 4:1 – вступление, тезис;2 – первый аргумент;3 – второй аргумент;4 – вывод;
  • аргумента в доказательство нужно приводить два ;
  • оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что “метафора представлена в предложении 7”, но еще и указываем, что “перед нами метафора “план лопнул”;
  • кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
  • сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.

Далее будет рассмотрен пример сочинения, написанного нашим преподавателем – Татьяной Гавринёвой, по тому заданию, которое было представлено выше.

Текст

  • (4)Кто из вас де­воч­ка, а кто кукла — труд­но по­нять! — вос­кли­ца­ли они.

(5)Я была хруп­кой и ма­ло­рос­лой. (6)И от­то­го что все, вос­хи­ща­ясь этой хруп­ко­стью, име­но­ва­ли её «изя­ще­ством», а меня — «ста­ту­эт­кой», мне не было легче.

(7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» — этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те.

(8)Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною. (9)Вос­пи­та­тель­ни­ца так и опре­де­ля­ла моё место в общем строю: «за­мы­ка­ю­щая».

  • (10)Не огор­чай­ся: конец — делу венец! — услы­ша­ла я от отца. (11)Венца на моей го­ло­ве, увы, не было, а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись, и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

(12)Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая. (13)Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне. (14)А без­раз­дель­но хо­зяй­ни­чать — я со­об­ра­зи­ла уже тогда — очень при­ят­но.

(15)Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей, ко­то­рых в жизни бо­я­лась.

(16)Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла — они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом.

(17)Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

  • (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? — впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: — (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.
  • (26)На зло от­ве­ча­ют, — воз­ра­зи­ла я.
  • (27)Чем?
  • (28)Под­чи­ня­ют­ся.
  • (29)Это оскор­би­тель­но. (30)Не для них… (31)Для тебя! — уже со­всем серьёзно ска­за­ла мама.

(32)Она, по­хо­же, хо­те­ла, чтоб я от­ка­за­лась от аб­со­лют­ной вла­сти над сво­и­ми иг­руш­ка­ми. (33)Она во­об­ще была про­тив са­мо­вла­стия. (34)Но я к этому от­вра­ще­ния не пи­та­ла.

(35)С по­яв­ле­ни­ем Ла­ри­сы мно­гое из­ме­ни­лось. (36)Иг­ру­шеч­ное цар­ство, ка­за­лось, по­слуш­но за­дра­ло го­ло­ву и взи­ра­ло на неё снизу вверх. (37)Так смот­ре­ла на Ла­ри­су и я. (38)Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век. (39)Мы и кук­лой-то её на­зы­вать не ре­ша­лись, а име­но­ва­ли толь­ко Ла­ри­сой.

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) — пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Источник: http://yagramotniy.ru/samoobuchenie/podgotovka-k-oge/sochinenie-zadanie-15/sochinenie-po-zadaniyu-15-1

Готовые сочинения 15.1 ОГЭ 2016

Готовые сочинения огэ  1

Источник: https://multiurok.ru/files/gotovyie-sochinieniia-15-1-oge-2016.html

Школа 311

Готовые сочинения огэ  2

задание 15.1:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Задание 15.1 заметно усложнили. Если раньше оно звучало более конкретно и понятно для выпускников, то сейчас его формулировка может смутить многих ребят, потому что она не содержит прямого вопроса по лингвистике.

Теперь перед ребятами стоит другая задача: не только прокомментировать слова лингвиста, но и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста, иллюстрирующими лексические и грамматические явления.

Специалисты ФИПИ сообщили, что на выпускном экзамене в 9 классе будет предложено только высказывание Г.Степанова, обучающиеся должны будут прокомментировать слова лингвиста и подобрать аргументы на примере разных текстов.

Лексические средства

Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная).

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

Литота – худ-е преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг. Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

  • а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга.

Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей.

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.

Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город не Неве приютил Гоголя.

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов.

В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д.

но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения.

Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ.

Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия. Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.

Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.

Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: болтушка сорока, роковые часы.

жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора)

Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.

Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали (кольчуга, ямщик)

Архаизмы- слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями. (уста-рот, ланиты-щеки)

В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического

Заимств. слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ. Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.

Грамматические средства.

Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Инверсия – обратный порядок слов в предложении.

При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, – слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Водные слова используются для того, чтобы выразить уверенность(конечно), неуверенность(возможно), различные чувства(к счастью), источник высказывания(по словам), порядок явлений(во-первых), оценка(мягко говоря), для привлечения внимания(знаешь, понимаешь, послушай)

Обращения- используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику(Милая и родная мама!- распространенное обращении е)

Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте

Слова-предложения – Да! А как же! Конечно! Используются в разговорной речи, выражают сильные чувства побуждения.

Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания.(У забора, у самой калитки…)

Источник: http://xn--311-5cd3cgu2f.xn--p1ai/index.php/uchebnye-predmety/russkiy/pankova/417-9-2012

Ссылка на основную публикацию

Формулировка задания:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом…» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитать текст полностью

Структура сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ по русскому языку:

1 абзац. Тезис.

2 абзац.