Рассуждение на лингвистическую тему(15.2)

Сочинение

Тема урока:

Цели:

Обучающая : расширить представление учащихся о сочинении на лингвистическую тему.

Развивающая:, Воспитывающая:

Ход урока

1.Оргмомент .Мотивация

Грызя гранит науки неустанно,

Давая пищу здравую уму,

Опять очередное испытанье

Нам выдержать бы вопреки всему

В этом году вам предстоит сдавать государственные экзамены. Экзамен по русскому языку – один из сложных экзаменов, на котором вам придётся выполнять множество различных заданий. Наш урок сегодня – это тоже один из способов подготовки к ОГЭ. Изложение мы с вами уже писали, настало время поговорить и сочинении на лингвистическую тему(15.1) Сегодня мы попробуем разобраться, о чём писать в сочинении на лингвистическую тему, как строить эту работу, какие языковые средства выбирать.

2.Актуализация знаний

Вспомните схему такого типа речи как рассуждение

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

  1. Аргумент 1.

  2. Аргумент 2.

ІІІ. Вывод

  • На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(когда пишем сочинение).

Свяжите понятия «лингвистический» и «сочинение» по смыслу и определите тему урока.

  • Что мы хотим написать?( сочинение на лингвистическую тему).

  • Запишем тему урока
  • Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться строить высказывание на лингвистическую тему на основе темы высказывания и типа речи.)

Вспомним:

-Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

27 стр., 13319 слов

Тема разума и чувств в произведении ася. по направлению "Разум ...

... ­шим мастерством художника-психолога раскрывает само­бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - ... объясняет неровность и порывистость ее поведения, то развязного и слепого, то сдержанно-замкнутого. Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш­ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль ...

-Мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

3.Объяснение нового материала:

— Итак, сочинение на лингвистическую тему.

-Какое слово является здесь ключевым? (лингвистическую)

-Что такое лингвистика? (наука о языке)

— Можете предположить, что является предметом анализа в таком сочинении? ( языковые явления, лингвистические термины, понятия, имеющие отношение к русскому языку)

Назовите языковые средства связи частей сочинения-рассуждения. (Вводные слова, союзы и союзные слова, речевые обороты)

Языковые средства, связывающие части рассуждения

Языковые средства, связывающие

тезис и доказательства

Языковые средства, связывающие

доказательства и примеры

Языковые средства, связывающие

доказательства и примеры

Языковые средства, связывающие доказательства и вывод

  1. Глаголы 1-го лица мн. числа:

докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др.

  1. Союзы и союзные слова:

так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др.

3.Синтаксические конструкции:

Это подтверждается тем, что…, Это обусловлено тем, что…, Причина состоит в том, что…, Отсюда вытекает…, Из этого следует то, что…, Из этого вытекает, что…

1. Вводные слова:

во-первых, …

во-вторых, …

наконец,…

2. Синтаксические конструкции:

Я Я согласен с автором в том, что…, Я разделяю точку зрения автора, потому что…, Разве можно не согласиться

с автором? Конечно, нет.

1. Вводные слова:

во-первых, …

во-вторых, …

наконец,…

2. Синтаксические конструкции:

Я Я согласен с автором в том, что…, Я разделяю точку зрения автора, потому что…, Разве можно не согласиться

с автором? Конечно, нет.

1..Вводные слова:

таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим

Итак, можно убедиться в то, что…, В заключение сделаем вывод., Подытожим вышесказанное., В итоге мы пришли к выводу., В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…, Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Итак, ответим на вопрос :что я хочу написать?(сочинение)

Следующий вопрос, на который мы должны ответить : для чего необходимо писать сочинение на лингвистическую тему?

( Цель написания:

Сочинение мы пишем по тексту Альберта Анатольевича Лиханова , который является детским писателем, президентом Международной ассоциации детских фондов, председателем Российского детского фонда. Основными его литературными произведениями являются повести , такие как «Чистые камушки», «Благие намерения», «Высшая мера» и др. Роман в повестях, который называется «Русские мальчики», а также роман «Мужская школа», составляющие дилогию, рассказывающую о военных действиях.

55 стр., 27144 слов

Сочинение нравственные уроки солженицына что может правда

... родни. Солженицын говорит о несправедливости, а также о сла­бости характера, излишней доброте и о том, к чему это может привести. ... с.31 1.0 Введение Праведность. Многие ли знают значение этого слова? - Уверен, некоторые даже не слышали его никогда. ... РЕФЕРАТ «НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА» УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР» Выполнил: Лапин Иван, учащийся ...

Лиханов — обладатель двух медалей СССР, медали К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, Л.Толстого, ордена «Знак Почета» (и еще получил орден Трудовго Красного Знамени), ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, грузинского «Ордена Чести», медалей Белоруссии и Армении.

Сферой его научных интересов являются права детей, а также он занимался защитой отечественного обездоленного детства.

  • Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение

4. Чтение текста учителем.

1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.

2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина — самая счастливая. 3) Отчего? 4) Ну, во-первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7) При других – пожалуйста, потому что при других только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.

14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.

15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:

  • 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!

20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна – радиодиктор, другая – теледиктор.

24) Но разница между ними всё-таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.

— 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. — 28) Это мама лицо вывеской называет. — 29) Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.

31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.

33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.

36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.

39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!

43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.

14 стр., 6824 слов

Роль языка в жизни человека — (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс)

... на русском языке. Поэтому я утверждаю: «Значение русского языка в моей жизни велико!». Источник: nsportal.ru [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/znachenie-russkogo-yazyika-v-vozrojdenii-duhovnosti-russkogo-naroda/ Русский язык — величайший язык в мире и он имеет статус международного языка. Почему? Во-первых, большое количество людей, ...

48) Выходит, несчастным и от доброты тоже стать можно.

49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.

(По А. Лиханову*)

— К какому стилю принадлежит текст? (художественный)

— Тип речи, к которому относится данный текст (рассуждение)

Итак, вы утверждаете, что перед нами рассуждение. Попробуем аргументировать(ответы)

обоснования

  1. Сереже хочется как-то помочь маме найти счастье, но он не знает как.

  2. Сережу интересует тётя Нина и вопрос о том, почему она счастливая.

  3. Сережа стремится решить для себя вопрос о том, может ли добрый человек быть счастливым.

  4. Сереже нравятся счастливые люди, он и сам хочет быть счастливым и ищет секрет счастья.

5. Знакомство с цитатой И.Гончарова.

-А писать сочинение мы будем писать на следующую тему «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

6.Работа по цитате.

Работаем с инструкцией «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

Шаг 1: Знакомимся с высказыванием

Тезис. Начать сочинение можно словами автора высказывания. Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок!

Шаг 2: Определяем основную мысль высказывания

  • Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

(О богатстве, точности русской речи, выразительности, о роли в русском языке эпитетов, метафор, сравнений и т.п.)

К какой тематической группе можно отнести высказывание Гончарова?

  • Лексика и фразеология — Пунктуация
  • Лексика и грамматика — Язык и речь
  • Синтаксис — Язык художественной литературы,

средства речевой выразительности

  • Подчеркните, выделите ключевые слова цитаты. (Образ, речь.С помощью этих понятий можно узнать о внутреннем состоянии человека и уровне его образованности.
  • Как вы понимаете эту фразу? Объясните.

Напишите объяснение, используя речевые клише.

  • Эту фразу я понимаю так.
  • С высказыванием Гончарова трудно не согласиться.
  • Несомненно, утверждение Гончарова верно.
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – это речь, способность говорить. Речь – один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному.

4 стр., 1958 слов

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего ...

... Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».(И.А.Гончаров) 3. Ребята, вы должны и обязательно сможете справиться с этим заданием (пусть с разной долей успешности, но писать сочинение ... на лингвистическую тему. Тезис (высказывание). Комментирование высказывания (т.е. рассуждение о смысле высказывания). Первый аргумент из текста, его ...

Язык не только говор, речь, а ещё и чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры.

По тому, как человек говорит, мы легко можем определить уровень образованности и воспитанности.

Речь человека может продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту.

Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.

Когда человек начинает говорить, он раскрывается перед собеседником.

Писатели при помощи слов раскрывают внутренний мир героев.

Шаг 3: Оформляем вступление

  • Во вступлении необходимо:
  • сформулировать позицию автора высказывания ;

  • выразить своё отношение к ней.

  • Шаг 4: Пишем основную часть, Работа над примерами.

    1. Внимательно перечитайте текст.

    2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.

    3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или

    применяйте цитирование.

    • Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать? (Про Серёжу и про тётю Нину)
    • Вы уже отвечали на вопрос о главном герое. Обобщим характеристику и приведём примеры
    • Каков Серёжа? Какие предложения говорят о его характере, душе?

    1 пример внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52))

    • В подтверждении тезиса приведу пример из текста.
    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
    • В качестве примера приведу предложение… текста.
    • Рассмотрим предложение. В нём…
    • Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.
    • В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения

    Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51).

    О роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.

    • Что вы можете сказать о тёте Нине?

    2 пример внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39)

    • Ещё одним примером может стать предложение …
    • В качестве второго примера я хотел (а) бы привести …

    С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека. Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей: «Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты весёлая, лёгкая, добрая подчёркивают обаятельность тёти Нины.

    Шаг 5: Пишем заключение

    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами

    2 стр., 908 слов

    Примеры сильного человека из жизни

    ... том, чтобы не отвечать злом на зло. Также читают: Картинка к сочинению Примеры сильного человека из жизни Популярные сегодня темы Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» написано ... с теми, с кем не хочется и игнорированием агрессоров. Именно такие «сильные» люди добиваются в жизни того, чего хотят. Ведь у них четко поставлены цели и отработана ...

    Работа над выводом.

    Вывод

    • Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»
    • Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.
    • Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.
    • Из всего выше сказанного следует…

    Не забывайте абзацы!

    7. Актуализация знаний.

    • Итак, ещё раз вспомним алгоритм план нашего сочинения-рассуждения.

    План.

    1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.

    2. Первый пример на основе прочитанного текста.

    3. Второй пример на основе прочитанного текста.

    4. Вывод.

    Должно быть 4 абзаца! Объём сочинения не менее 70 слов.

    6. Подведение итогов.

    — Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. « Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.» Перед написанием сочинения и после него необходимо всё обдумать .

    Чтобы хорошо научиться писать сочинения, нужно много работать и не лениться. Я искренне хочу помочь каждому из вас обрести полную уверенность в своих способностях в написании сочинения, хочу помочь вам достойно сдать выпускные экзамены.

    — Я благодарю вас сегодня за работу. На мой взгляд, она была очень плодотворной, и вы теперь имеете представление о том, как писать сочинение на лингвистическую тему.

    Д/з : Напишите сочинение-рассуждение(15.2). Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста (предложение 1)