На лингвистическую тему язык одежда мыслей

Сочинение
  1. Сочинения
  2. 9 класс и ОГЭ
  3. Язык что одежда

Язык — это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык — это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке. Не только национальность, но культурный уровень. Красиво и модно одетый человек, а выражается, как последний биндюжник. Разве захочется общаться с таким человеком, у которого, что ни слово, то мат? Нет. Есть люди одетые в не модные, но чистые одежды. Но как они грамотно говорят, эрудированны, начитаны. Хочется слушать такого человека ещё и ещё.

Жизнь не стоит на месте, она меняется. Меняется одежда — меняется и язык. Мысли «одеваются» в слова, как человек в одежду. Язык можно легко испачкать нецензурными словами. Но если одежду можно отстирать, то язык почистить очень сложно. Слова-паразиты цепляются, как липучки.

Как одежда может скрывать погрешности фигуры, выделять красивые части тела. Так и словом можно скрыть низменные черты характера, и вообще душевную пустоту. Неряшливая одежда — это не только неуважение к себе, но и ещё неуважение к окружающим людям. Небрежность в речи, употребление нецензурных словечек — это тоже неуважение к окружающим людям. Это проявление невоспитанности, неуверенности в себе. Человек с помощью этих словечек хочет самоутвердиться.

Каждый человек хочет красиво одеваться. Но при этом некоторые люди забывают, что и говорить надо красиво, грамотно. Оболочка должна соответствовать внутреннему содержанию. Чтобы иметь красивый богатый словарный запас, надо читать классические произведения. Учить стихи и прозу, пытаться самому что-нибудь писать. Слушать, как правильно звучат слова, и запоминать их произношение. Для этого надо чаще ходить в театр.

Чтобы научить ребёнка правильно и красиво говорить, с ним надо общаться, а не просто откупаться от него современными вещами. Кого из детей воспитывали бабушки и дедушки, те начинают говорить раньше своих сверстников. Почему? Потому что, бабушки и дедушки общаются с детьми, им некуда спешить, у них есть время. Вот и поют внукам и внучкам песни, рассказывают сказки. Да ещё и с прибаутками.

Интересный факт. У женщин словарный запас больше, чем у мужчин. И связано это с физиологическими особенностями головного мозга. Но при этом писателей и поэтов мужчин ничуть не меньше, чем женщин.

Язык — это мощное оружие. Как сказал Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

3 стр., 1287 слов

Определите стиль речи текста. Неряшливость в одежде — это прежде ...

... наряд сделает из вас не спортсменку в фитнес-одежде, а топ-модницу! ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ КАК ВЫСТУПАТЬ? Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на ... Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о ...

Вариант 2

Язык – величайшее богатство. Оно дается каждому члену общества бесплатно. Просто по факту рождения и причастности к нему. Освоить человеческий язык вне общества нельзя. Но языки бывают разные. Речь, письменность, язык жестов, сигналов или символов. В данном сочинении остановимся на устной речи потому, что она более распространена и выразительна.

Народная мудрость говорит о том, что по одежке только встречают. Провожают уже по уму. Без одежды ходить в цивилизованном обществе недопустимо. Одежда должна не шокировать окружающих, а улучшать их первоначальное мнение о ее носителе. Ее качество и соответствие мероприятию уже дает достаточный минимум информации для окружающих, чтобы начать общаться или отвергнуть человека. И под неброской, и под не соответствующей моменту одеждой, может скрываться образованный и умный человек. Но либо он плохо воспитан, либо развит односторонне.

И наоборот. Красивая одежда может оказаться «личиной». А под ней пытается маскироваться грубиян, нахал, а может даже тупица. Вот эти моменты и выясняет наше общение. Как с новыми знакомыми, так со «старыми». Без крайней необходимости никто не будет общаться с неумным или ограниченным человеком, а тем более фанатиком. Но ведь выяснить наличие этих моментов можно только, постоянно общаясь с этими людьми. С первого взгляда они могут показаться озаренными какой-либо идеей или убежденными в своей правоте людьми. А косноязычный, впадающий от любого слова в ступор, собеседник может оказаться умнейшим, энциклопедических знаний человеком. Просто он заика или крайне стеснителен. А подростки. Они для самоутверждения в своем кругу могут ругаться, говорить на примитивном, но общепринятом у них языке. Но среди «своих» это хоть и неправильно, но понятно. А заговори девушка или юноша на этом языке в другом месте, а тем более в среде более интеллигентной, то окружающим станет грустно и обидно. Кто-то промолчит, а могут резко одернуть или вовсе «показать на дверь».

«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал писатель Максим Горький. Это высказывание верно и в отношении самого писателя, и для каждого другого человека, если он не противопоставил себя обществу. Конечно это выражение афоризм, но как глубоко оно проникает в самую суть вещей и кратко, но емко ее описывает. Язык и речь — это наша сила. Но как любую силу их надо использовать грамотно и осторожно.

Сочинение рассуждение на тему Язык что одежда

Очень важно, чтобы человек правильно говорил и мыслил. В человеке всё должно быть прекрасно: речь и внешний вид.

К своей речи нужно подходить обдуманно, следить за каждым словом. В нашем словаре много интересных и красивых слов.

Важно правильно и красиво уметь выражать свои мысли. Уметь вежливо и правильно объяснять ситуацию человеку на работе. Наша русская речь богата различными прилагательными и существительными. Изучая поэтов, писателей, мы понимаем, как красиво могут звучать слова. Поэт может описать любое время года, передать все чувства, сравнивая природу с живыми образами.

Очень нужно красиво объяснять всё в письменном и устном виде. Большое значение имеет грамотное использование слов предложений, интонации и ударений. Вежливое ведение диалога. Правильное написание слов и расстановка знаков препинания.

29 стр., 14068 слов

По родному(русскому) языку и литературе : » ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

... 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития регулятивных УУД учащихся. 2. Охарактеризовать особенности развития регулятивных УУД учащихся посредством применения проектной деятельности на уроках русского языка. 3. Экспериментально проверить эффективность применения проектной деятельности на уроках русского языка как средства ...

С помощью общения мы понимаем друг друга и можем рассказать на одном языке.

О речи человека можно много рассказать. Умение вести беседу и отвечать на вопросы, слушать собеседника даёт возможность понять, что перед вами умный человек. Речь показатель воспитанности и разумности в человеке. Его образования и склада ума. Послушав человека, можно определить способность его мыслить.

Каждый опытный человек не доставит неудобство и неприятность собеседнику. Не заставит переживать и не поставит в не удобное положение.

Над речью, как над сменой гардероба можно поработать. Человек наделён разумом и всего может добиться, работая над собой. Звуки можно поставить и правильно говорить букву «г». Уметь внимательно слушать собеседника и вести непринуждённую беседу.

По разговорной речи можно понять от куда человек, в разных городах есть свои акценты, но правильные обороты и ударения в русском языке для всех одинаковы. О человеке можно много рассказать по его умению себя вести. В народе говорится, что по виду одежды происходит первое впечатление о человеке. Услышав несколько слов, можно понять: Кто ваш собеседник! Присмотревшись к «прикиду» и заинтересовавшись собеседником, вдруг становиться понятно, что первое впечатление обманчиво. После произнесённых им фраз уже не хочется продолжать с ним разговор. Хочется поскорее уйти и не общаться.

Многие встречают человека по одежде. Также можно встречать по умению говорить и рассуждать. Каждый интеллигентный, развитый, с хорошим воспитанием гражданин должен любить и уважать свой язык, Родину. Общаясь грамотно, мы показываем уважение и привязанность к коллегам, друзья, даже не знакомым прохожим. Речь — показатель мыслительных процессов, уровня интеллекта. По ней можно определить из какой страны собеседник. Красота речи повышает рейтинг в глазах окружающих людей. Надо стремиться к совершенству. Работать над своими недостатками.

Для 9 класса

Внеурочное занятие по словесности «Язык — одежда мыслей»

Приложение 2.1.8

Методическая разработка внеурочного занятия по словесности

для учащихся 10 класса

Тема:

«Язык — одежда мыслей» (Сэмюэл Джонсон)

Эпиграф:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с понятиями «словесность», «предмет словесности», «произведение словесности»;
  • помочь им выяснить, что изучает словесность;
  • закрепить умение анализировать текст с точки зрения художественной выразительности;
  • отработать навыки применения знаний на практике.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развивать культуру речи учащихся.

Воспитывающие цели:

  • воспитывать умение работать в группах;
  • воспитывать культуру чтения художественного текста;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Задачи:

  • создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции с литературой;
  • создание условий для понимания и осмысления важности точно подобранного слова для выражения главной мысли;
  • создание условий для осознания богатства и разнообразия словесных средств и возможностей русского языка;
  • содействие воспитанию умного читателя.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация;
  2. раздаточный материал:
  • фрагмент романа А.И.Гончарова «Обломов» (из главы «Сон Обломова») — Приложение №1;
  • задания для 6 групп учащихся для работы по данному фрагменту — Приложение №2.

Планируемые результаты:, Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • наличие достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • стремление к познавательной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в обществе;
  • навыки сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

  • сформированность представлений о предмете и произведении словесности;
  • сформированность понятий о художественных средствах выразительности;
  • умение анализировать единицы различных языковых уровней;
  • способность свободно общаться в различных формах и на заданную тему;
  • свободное использование словарного запаса.

    21 стр., 10092 слов

    Коррекция речи и голоса у учащихся третьих классов с дизартрией

    ... заключается в системном исследовании и коррекции речи и голоса у учащихся третьих классов и дизартрией. Объект исследования:. ... общения и социального взаимодействия людей. [6; 19; 27;] Представление о структуре общего недоразвития речи (Р.Е. Левина). Методы исследования. ... мероприятия по формированию голосовых умений и навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Подобран с систематизирован материал ...

    Ход занятия.

    1.

Оргмомент.

Приветствие учащихся, объявление темы и вида занятия.

2. Актуализация знаний учащихся. Получение новых знаний.

  1. — Что называется словесностью? (Словесность

    прежде всего можно определить как

    словесное творчество, словесное искусство

    • Автор популярнейшего в конце ХIХ — начале ХХ в. учебника теории словесности И.М.Белоруссов писал: «

    Словесность

    — искусство изображать посредством слова всевозможные предметы и явления и всевозможные душевные состояния. Словесность есть самый высший род искусства, в известной степени совмещающий в себе свойства всех остальных искусств»).

Произведением словесности

называется устный или письменный текст, который автор текста (один человек или коллектив) завершил с намерением объединить мысль с материалом речи при помощи орудий речи).

словесности

можно определить как

изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания).

15 стр., 7487 слов

Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...

... речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. ...

  1. — Итак, способы языкового выражения. То есть, нормы речи. Какие нормы речи вы знаете? (лексические, морфологические, орфоэпические, стилистические, грамматические).

  • В каких стилях речи употребляется нормированная речь? (в научном, официально-деловом, публицистическом).

  • В каком стиле возможны отхождения от норм речи? Чем это обусловлено? (в художественном: с целью стилизации, создания образа человека и эпохи).

  • Как вы думаете, владел ли А.С.Пушкин нормированной речью?
  • Но вот его слова:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

— Вместе с тем, поэт прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Он правил по многу раз свои рукописи, добиваясь, чтобы фраза была точной и лаконичной. Вот как об этом писал Н.В.Гоголь: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.» Так о чём же писал великий русский поэт?

— В языке художественной литературы нарушение нормы вполне возможны. Л.В.Щерба, русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».

  • Чем пользуются писатели и поэты, чтобы не быть скучными? (ИВС) С какой целью? (создание образа, передача мыслей, своего отношения к тому, о чём пишут)
  • Для чего мы изучаем ИВС? (чтобы лучше понимать худ. произведение и учиться самим их употреблять).

  • Объявление целей урока.

    3.

Закрепление материала., Работа с текстом.

(фрагмент романа И.А.Гончарова «Обломов»: из главы «Сон Обломова»).

« 1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14) Нет, бог с ним, с морем!..

15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

7 стр., 3377 слов

Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...

... в них. Потому нередко, и даже часто, можно услышать стандартные конструкции, определенные стереотипы для каждой конкретной ежедневной ситуации. Если рассматривать краткий текст разговорного стиля речи, ... – логичными вопросами. Напоминание: Научный стиль речи: примеры из книг Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон ...

18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.»

Задания по группам.

1 группа.

  • Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1,18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), прóпасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме мн.ч.: людей. Слово «море» 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.

2 группа.

  • Какими оборотами речи заменяется слово «море» в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?

Слово «море» заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называют перифразами. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.

Для всех.

— Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – страна восходящего солнца), так и контекстуальными, т.е. относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.

Здесь используются контекстуальные перифразы, т.к. в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.

  • Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка». Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича, обломовцев?

Обломовка – благословленный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который также к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают её идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

3 группа.

  • Найдите в тексте одиночный синоним слова «море». Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

Контекстуальный синоним слова «море» – чудовище, т.е. нечто страшное, враждебное человеку. А.И.Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего, стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище , зловещие голоса.

4 стр., 1885 слов

Мой любимый уголок природы 6, 7 класс

... Сочинение на тему Мой любимый уголок природы Мне нравится летними днями работать на дачном участке. Здесь тепло, свежий воздух. Поют птицы. Расцветает вишня, облепиха и абрикос. Рядом прорастают сосны, чистый воздух. Здесь в ... такое любимое место. Этот уголок находится в деревне, где живет моя любимая бабушка, ведь там прошло мое детство. Деревушка, в которой живет моя бабушка, находится на берегу ...

  • Найдите в тексте синонимы слов «горы» и «прóпасти». Какие это синонимы? Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

Контекстуальные синонимы слов «горы» и «прóпасти» – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создаёт образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.

4 группа.

  • Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?

Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в 10 предложении звуковой образ моря создаётся чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завывания.

  • Обратите внимание на предложения 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

В предложениях 15 и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определённого восприятия дикой природы слабым человеком. Это средство выразительности (горы, пропасти, грозны, страшны, устремлённые, зверя) усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.

5 группа.

  • Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы?

И.А.Гончаров использует разные фигуры речи:

  • эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и проч.
  • сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся…и кружатся.

Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя.

  • олицетворения: рев валов, валы твердят свою…песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса;
  • вопли природы;
  • небо…отступилось о т людей.
  • метафоры: бешеные ( раскаты валов), вопли природы.

Для всех.

  • Какие образы создаются автором при помощи перифраз, контекстных синонимов, аллитерации, ассонанса?

Образы дикой природы, угрожающей слабому человеку.

  • Каков основной композиционный приём, легший в основу этого текста?

Антитеза.

  • Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Какие это антонимы? С какой целью они используются здесь?

Здесь есть контекстуальные антонимы: благословленный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы мирный уголок – грозны (горы и пропасти).

Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.

6 группа.

  • На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?

Весь текст можно разделить на три основные части: 1. Два первых абзаца (чудный уголок).

7 стр., 3119 слов

По зарубежной литературе Человек и природа

... человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не ... символ единения человека с природой. Эссе Человек и природа в русской ... Это роман-крик, роман, написанный кровью, это ... зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды...» Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, ...

2. С 5-го по 17-е предложения – картина дикой природы; 3. Последний абзац (мирный уголок).

Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность и замкнутость того мира, в котором живут обломовцы.

Для всех.

  • Почему И.А.Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, прóпасти?

Море, горы и прóпасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, писатель усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословленного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкновенной жизни.

4. Рефлексия.

  • Что нового узнали на занятии?
  • Насколько понятие «словесность» шире понятия «русский язык»?
  • Чему научились?
  • Чем полезно было занятие?
  • Какие трудности испытывали?
  • Каковы были цели занятия? Достигнуты ли они?

5. Домашнее задание (на перспективу).

  • Самостоятельно поработать над художественными средствами, использованными во фрагменте романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Первый бал Наташи Ростовой».

Приложения, Приложение 1

«1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним!

Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14) Нет, бог с ним, с морем!..

15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

19 стр., 9179 слов

Сообщение «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые ...

... практические материалы (как один из вариантов) для организации обучения. Знакомство с понятиями “Текст”, “Тема текста”, “Заголовок”, “Основная мысль”, “План текста”, “Признаки текста” 1. Прочитайте и сравните две записи ... перечень тем сочинений, по заголовку которых ученик на этапе ориентировки может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4 Тематика сочинений в ...

18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.»

Приложение 2

1 группа.

  • Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

__________________________________________________________________

2 группа.

  • Какими оборотами речи заменяется слово «море» в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?

________________________________________________________________

3 группа.

  • Найдите в тексте одиночный синоним слова «море». Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

_________________________________________________________________

4 группа.

  • Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?

__________________________________________________________________

5 группа.

  • Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы? (дикой, устрашающей)

_________________________________________________________________

6 группа.

  • На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?

_________________________________________________________________