Рассуждение на лингвистическую тему «Роль знаков препинания в тексте»

Сочинение

Открытое занятие элективного курса по теме

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

«Роль знаков препинания в тексте»

Цели: организовать деятельность учащихся по обобщению и углублению знаний учащихся о пунктуации как системе правил; о роли знаков препинания в письменной речи; продолжить работу над формированием умения создавать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему .

Задачи:

Образовательные:

способствовать совершенствованию умения производить пунктуационный анализ текста;

расширению представления

Развивающие:

способствовать расширению лингвистической эрудиции обучающихся;

  • способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, аргументированной монологической и диалогической речи;
  • развивать потребность к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, прививать любовь к богатствам русского языка;

  • воспитывать умение работать в группе, оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

СЛАЙД 1, 2

I . Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.

1. Работа с текстом.

  • Прочитайте текст.

— Легко ли читать? Почему? (Нет знаков препинания: отсутствие знаков препинания затрудняет понимание текста. Жизнь подсказала, что текст надо делить на слова. Знаками препинания, которые подсказывают интонацию, смысл предложения. отделять смысловые отрезки.

  • Давайте позовём на помощь знаки препинания.

СЛАЙД 3

2. Сценка

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал

Чудак-

Восклицательный знак .

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

  • Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак:

  • Кто?

Кого?

Откуда?

Как?

Явились запятые ,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

7 стр., 3343 слов

Курсовая работа работа с текстами миниатюрами

... методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие развитию речи учащихся; 3)собрать тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения ... в тетради, 2 ученика у доски) - Объясните устно знаки препинания в предложениях. Задание-3 Работа с текстом из предыдущего слайда. - Можно ли назвать эти предложения тек

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие ,

Прикатило многоточие ,

И прочие,

И прочие,

И прочие…

Заявили запятые :

  • Мы – особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвались с той же строчки

тётя точка с запятой :

  • Если нет над вами точки,

Запятая- знак пустой!

Двоеточие , мигая,

Закричало:

  • Нет, постой,

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Но сказало многоточие ,

Еле глазками ворочая:

  • Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился:

  • То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился:

  • То есть как!

И сказала точка ,

Точка-одиночка:

  • Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

  • А как вы считаете, какой знак препинания самый важный?

СЛАЙД 4

3. Беседа.

  • Вернёмся к тексту. Прочитайте его выразительно.

На поляне рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: «Ж-ж-ж-ж!» Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватив голову лапами, и стал думать. Сначала он подумал так: «Это ж-ж-ж-ж – неспроста! Зря никто жужжать не может. Значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела? По-моему, так!» Потом он еще подумал, подумал и сказал про себя: «А зачем на свете пчелы? Для того чтобы делать мед! По-моему, так!»

Тут он поднялся и сказал: «А зачем на свете мед? Для того чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!» И с этими словами он полез на дерево.

  • Стало ли легче читать текст?

знаки препинания в тексте играют важную роль.

  • Давайте вспомним функции знаков препинания.

СЛАЙД 5,6,7,8

(Знаки препинания служат для

для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.

Они делятся на три группы: на

СЛАЙД 9

  • Какие знаки завершения предложения использует автор текста?
  • Прочитайте предложения, в которых знак препинания выполняют функцию разделения.
  • Прочитайте предложения, в которых знак препинания выполняют функцию выделения.
  • Если попросить вас прочитать слова, принадлежащие не автору, справитесь ли вы с этой задачей?
  • Как найти в тексте слова, принадлежащие не автору?

Итак, кавычки обозначают границы прямой речи.

  • Давайте прочитаем слова, принадлежащие герою.
  • К какому типу речи относится прочитанный монолог (слова Винни-Пуха) и текст, который составили вы, отвечая на вопрос «Какой знак препинания самый важный»?

(Рассуждение)

  • Что отличает этот тип речи – рассуждение?

(Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу)

6 стр., 2814 слов

-рассуждение по предложенному тексту

... этот счет мы и познакомимся. (Чтение текста притчи). Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому ... текст, на основе которого, после его анализа, мы будем писать сочинение-рассуждение. Элементы структуры сочинения вы видите на слайдах (слайды), ... – слайд №1, запись в тетрадях по развитию речи). В конце предложения поставьте тот знак, который определит ...

  • Каковы особенности строения текста рассуждения?

СЛАЙД 10

Тип речи «рассуждение» характеризуется трехчастной композицией: тезис, доказательство, вывод./

  • Давайте вспомним, что представляют собой эти три части рассуждения.

    Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста.

  • Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

  • Итак, каких двух тем мы сегодня коснулись?

(Пунктуация и тип речи — рассуждение)

  • О чём пойдёт речь на занятии? Чему будем учиться на занятии?

СЛАЙД 11

  • В чём важность, актуальность данной темы? (ГИА)

II . Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему.

1. Сообщение нового с элементами беседы.

СЛАЙД 12

(Лингвистика – это наука о языке.)

(Рассуждение по вопросам языкознания.

  • Языкознание изучает разные уровни языковой системы: СЛАЙД 13

фонетика, грамматика (морфология, словообразование, синтаксис), лексикология, фразеология)

Следовательно, тематика сочинений на экзамене будет следующая (В БРОШЮРЕ с.3): СЛАЙД 14

Тематика сочинений

Лексика и фразеология

Лексика и грамматика

Морфология

Синтаксис и пунктуация

Человек и его язык (речь)

Язык и речь

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

СЛАЙД 15

  • Обратимся к высказываниям о языке. Выясните, в каких высказываниях речь идет о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания.

СЛАЙД 16, 17

рассуждение, как и любой текст, имеет свой стандарт

(В сочинении-рассуждении выделяются три части:

  • тезис — это главная мысль автора текста, которую нужно доказать;

доказательства , т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;

  • вывод, или заключение .)
  • Вспомним алгоритм создания сочинения на лингвистическую тему:

    сформулировать ТЕЗИС

  • привести РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

  • привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, иллюстрирующий значение знака препинания

    5 стр., 2016 слов

    Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс

    ... подтверждение или опровержение какой-либо мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ * Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой-то мысли.) * Что такое ... Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол- ...

  • привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, иллюстрирующий значение знака препинания

  • сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СЛАЙД 18

  • ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ:

    смысловая цельность,

  • речевая связность,

  • последовательность,

  • композиционная стройность

  • ! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !

— Как начать сочинение? С чего начинается работа над сочинением?

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата писателя, или философа, или учёного-языковеда.

  • На каком высказывании мы остановимся?

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20 или 22 (Высказывания)

2. Практическая работа.

Написание сочинения-рассуждения.

Алгоритм работы.

1) Чтобы понять смысл высказывания, попробуйте найти

несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении.

СЛАЙД 24 или 25

2) Определяем задачу

3) Вспоминаем теорию.

Игра «Пунктуационное лото».

СЛАЙД 26

4) Пишем сочинение.

1) Вступление.

В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?

  • Существуют различные способы написания вступления.

Варианты вступления

Известный лингвист _________ утверждал: «_____________».

Попробуем разобраться в этом высказывании.

… вопросов

Можем ли мы согласиться с утверждением известного лингвиста

_____ о том, что «_______________». Разберёмся в этих вопросах.

… умолчания

Знаки препинания… Можно ли утверждать…

… согласия или несогласия с автором

Известный лингвист ______________утверждал: « ______________». Я согласен с автором высказывания и попытаюсь доказать это.

… именительного темы

Пунктуация. Знаки препинания. Какова их роль в языке? Как они влияют на письменную речь человека? Известный лингвист ______________утверждает, что «___________________________». Разберемся в этих вопросах и мы.

… предложений, констатирующих актуальность темы

_________________ утверждал: « _______________ ». Я думаю, что известный лингвист говорил о______________________ , что очень важно. Постараюсь доказать свою точку зрения.

Выбрать один из вариантов вступления и его записать.

СЛАЙД 27

  • Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.

СЛАЙД 28

16 стр., 7783 слов

Зачем нужны знаки препинания? 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс

... -prepinaniya.html Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского языка — скачать презентацию Слайд 1 Описание слайда: Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского ...

2) Основная часть.

основную часть

О чем мы должны написать в основной части?

СЛАЙД 29

В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать два знака препинания, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие роль названных знаков препинания.

  • Найдите в тексте предложения, в которых стоят запятые.

Определите, какую функцию выполняет этот знак в конкретном предложении .

  • У каждого из Вас – свои примеры, прочитайте их.
  • А теперь выберите два примера, иллюстрирующих разные функции запятых. Прочитайте их.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

СЛАЙД 30

  • Аргументы должны быть убедительными, ясно изложенными.

СЛАЙД 31

3) Вывод.

  • В сочинении-рассуждении важен вывод . Он должен звучать в утвердительной форме.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.,

я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.

Вывод должен быть бесспорным.

Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения (70 и чуть больше слов)

5. Чтение сочинений.

III . Подведение итогов.

1. Работа с текстом

  • Если мы не будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в истории, рассказанной А. Каневским.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

  • Какой вывод можно сделать из этой истории?

2. Составление синквейна. Работа в группах.

  • Какие две важные темы мы рассмотрели на занятии? (Роль знаков препинания, сочинение-рассуждение)
  • Составьте синквейн на одну из тем занятия.

Синквейн – форма пятистрочного стиха, подчиняющаяся строгим правилам:

1-я строка – существительное (должна быть названа тема синквейна).

2-я строка – два прилагательных (указываются наиболее важные признаки).

7 стр., 3190 слов

Цитаты и сочинения о пунктуации и знаках препинания

... Ли­ха­но­ва № 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о ...

3-я строка – три глагола (действия).

4-я строка – тезис, фраза, наилучшим образом характеризующая тему.

5-я строка – слово-резюме (новая характеристика темы, личностное отношение).

Вопросительный знак., Важный, требовательный., Спрашивает, удивляется, недоумевает., Указывает на ожидание ответа., Интонация., Сочинение-рассуждение., Строгое, логичное., Выдвигает, доказывает, убеждает., Требует знания понятий лингвистики.

Важно.

IV . Рефлексия.

  • Итак, мы с вами убедились, что роль знаков препинания в тексте очень велика, пропущенные и неправильно поставленные знаки препинания искажают смысл, и наоборот, верно и уместно поставленные знаки препинания делают текст ясным, понятным.

А могут ли знаки препинания без слов обладать информацией, передавать её?

Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет новой книги «Отверженные», желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой не было ни одного слова, но издатель понял его и также остроумно ответил.

  • Изобразите записку В. Гюго и ответ издателя.

(Записка Гюго: «?» Ответ издателя «!» )

  • Следовательно, знаки препинания сами могут передавать информацию. Именно это они сейчас и сделают: помогут оценить нашу работу на уроке

    Если у вас на занятии преобладало эмоциональное настроение и вы полны уверенности в себе, то выберите восклицательный знак.

  • Если вам тема понятна, цели достигнуты, выберите точку.

  • Если у вас по теме есть вопросы, которые вы хотели бы задать, выберите вопросительный знак.

  • Если вы считаете, что знакомство с ролью знаков препинания и сочинением-рассуждением следует продолжить, выберите многоточие.

Дома: написать сочинение-рассуждение о роли знаков препинания в тексте

Б. Полевого.