Цитаты и сочинения о пунктуации и знаках препинания

Сочинение

В материале собраны цитаты о пунктуации и знаках препинания, а также 17 сочинений на лингвистическую тему по ним.

Составитель:

Анализ высказываний о русском языке

(по материалам ОБЗ ФИПИ)

ПУНКТУАЦИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, Задание 9.1.

№ 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».

Комментарий к цитате.

Ос­нов­ное на­зна­че­ние пунк­ту­а­ции пе­ре­да­вать ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми. Одни знаки пре­пи­на­ния, как и слова, рас­чле­ня­ют поток пись­мен­ной речи на вы­ска­зы­ва­ния, дру­гие по­мо­га­ют раз­ли­чить «свои» и «чужие слова, тре­тьи делят вы­ска­зы­ва­ния на про­стые пред­ло­же­ния, четвёртые вы­де­ля­ют в со­ста­ве вы­ска­зы­ва­ния спе­ци­фи­че­ские кон­струк­ции. Роль зна­ков пре­пи­на­ния очень в пись­мен­ной речи очень ве­ли­ка. Не­слу­чай­но со­вре­мен­ный линг­вист Н.С. Вал­ги­на пи­са­ла: «Со­вре­мен­ная рус­ская пунк­ту­а­ция — это очень слож­ная, но чёткая си­сте­ма. В раз­но­сто­рон­нем бо­гат­стве этой си­сте­мы та­ят­ся боль­шие воз­мож­но­сти для пи­шу­ще­го. И это пре­вра­ща­ет пунк­ту­а­цию… в мощ­ное смыс­ло­вое и сти­ли­сти­че­ское сред­ство».

Аль­бер­та Ли­ха­но­ва

Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать важ­ную роль пунк­ту­а­ции в пись­мен­ной речи и под­твер­дить пра­во­моч­ность вы­ска­зы­ва­ния Н. Вал­ги­ной.

№ 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания» .

Комментарий к цитате

Н.С. Вал­ги­на

За­пя­тые, как и дру­гие знаки пре­пи­на­ния, по­мо­га­ют по­нять струк­ту­ру пред­ло­же­ния, а зна­чит, смысл на­пи­сан­но­го. При­ме­ром под­твер­жда­ю­щим это может стать пред­ло­же­ние №2, в ко­то­ром одна за­пя­тая вы­де­ля­ет об­ра­ще­ние «Кать», ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­е­мое и в уст­ной речи. Дру­гая за­пя­тая от­де­ля­ет части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, таким об­ра­зом ин­фор­ми­ру­ет о на­ли­чии в пред­ло­же­нии струк­тур­но рав­но­прав­ных эле­мен­тов (…ну рас­ска­жи, по­жа­луй­ста, как там Ан­ту­ан).

4 стр., 1550 слов

Как написать речь для защиты диплома на «5»: секретные методы и приёмы

... сутью диплома каждому из членов экзаменационной комиссии. Напечатайте и профессионально оформите речь к диплому. В самой речи должны ... и подходов анализирования полученных результатов. Качество проводившегося анализа; Умение находить главную проблему; Конкретность выбора ... явным ограничением движений. В виде метода восполнения энергетического потенциала организма. В виде средства для восстановления ...

Во­про­си­тель­ный знак в конце этого пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет не толь­ко на чле­не­ние речи, но и на во­про­си­тель­ный ха­рак­тер пред­ло­же­ния, на осо­бый его тип по цели вы­ска­зы­ва­ния, тре­бу­ет от­ве­та. В пред­ло­же­нии 27 встре­ча­ет­ся двое­то­чие, ко­то­рое ста­вят, когда хотят по­ка­зать, что далее сле­ду­ет по­яс­не­ние сде­лан­но­го со­об­ще­ния в бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии.

При­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют, что знаки пре­пи­на­ния на пись­ме по­мо­га­ют точ­нее пе­ре­дать смысл фразы, вы­ска­зы­ва­ния.

Н.В. Вал­ги­на

из тек­ста Н. Айне

В тек­сте много пред­ло­же­ний, в конце ко­то­рых стоит мно­го­то­чие (пред­ло­же­ния №13, 38, 48).

Мно­го­то­чие ис­поль­зу­ет­ся чаще всего для пе­ре­да­чи не­за­вер­шен­но­сти мысли. На­при­мер, в пред­ло­же­нии №40 мно­го­то­чие яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем сму­ще­ния Вить­ки перед по­хва­лой Агни.

Таким об­ра­зом, права была Н.В. Вал­ги­на, под­чер­ки­вая важ­ную роль зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте.

тек­ста В. Н. Куз­не­цо­вой

В тек­сте много пред­ло­же­ний, в конце ко­то­рых стоит мно­го­то­чие: (3)Друж­ба… это всё хо­ро­шее, что толь­ко воз­мож­но, за­пи­на­ясь и под­би­рая слова, на­ча­ла Ма­ри­на. (4)Друг все­гда при­хо­дит на по­мощь, с ним все­гда при­ят­но го­во­рить…).

Мно­го­то­чие ис­поль­зу­ет­ся чаще всего для пе­ре­да­чи не­за­вер­шен­но­сти мысли. В при­ведённых пред­ло­же­ни­ях мно­го­то­чие яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем того, что де­воч­ка за­труд­ня­ет­ся сразу дать опре­де­ле­ние друж­бы, за­ду­мы­ва­ет­ся, пре­жде чем за­кон­чить мысль.

№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

Комментарий к цитате

Ос­нов­ное на­зна­че­ние пунк­ту­а­ции пе­ре­да­вать ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми. Со­вре­мен­ный линг­вист Н.С. Вал­ги­на счи­та­ет, что пунк­ту­а­ци­он­ные знаки «по­мо­га­ют пи­шу­ще­му сде­лать очень тон­кие смыс­ло­вые вы­де­ле­ния, за­ост­рить вни­ма­ние на важ­ных де­та­лях, по­ка­зать их зна­чи­мость». Дей­стви­тель­но, знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы, они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния, вно­сят до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию, ко­то­рую нель­зя вы­ра­жать сло­ва­ми.

В.А. Осе­е­вой-Хме­ле­вой

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить на при­ме­рах ис­поль­зо­ва­ния за­пя­тых, что пунк­ту­а­ци­он­ные знаки очень важны, без них смысл пред­ло­же­ния был бы не ясен.

№ 4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысло вые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

6 стр., 2683 слов

Доклад Зачем нужны знаки препинания 4 класс сообщение

... Вопросительный знак Вопросительный знак — знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова, Вопросительные ... что пропущена часть цитируемого текста. Зачем нужны запятые? На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, ...

Н.С. Вал­ги­ной

М. Львов­ско­го

В пред­ло­же­нии номер 11 (Ре­бя­та, кого по­це­ло­вать?) во­про­си­тель­ный знак ука­зы­ва­ет на цель вы­ска­зы­ва­ния, а за­пя­тая вы­де­ля­ет об­ра­ще­ние.

Таким об­ра­зом, права была Вал­ги­на, под­чер­ки­вая важ­ную роль зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте.

№ 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимыйхарактер» .

Комментарий к цитате, С.И. Львова

Смысл высказывания лингвиста Светланы Ивановны Львовой понимаю так: каждый пунктуационный знак имеет свое определенное место, свой «характер» и свое назначение в тексте. Приведу примеры из текста…….

ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА

Таким образом, права была С.И. Львова, утверждавшая, что «как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».

№ 6. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К.Г. Па­у­стов­ский

М.Л. Моск­ви­ной

Таким об­ра­зом, прав был К.Г. Па­у­стов­ский, под­чер­ки­вая важ­ную роль зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте.

№ 7. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Исаака Эммануиловича Бабеля: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя» .

По Е.А. Пермяку

Мы задержались в школе…

Комментарий к цитате

Аб­зац­ное чле­не­ние тек­ста –это одно из важ­ных усло­вий его оформ­ле­ния. Абзац и пунк­ту­а­ция поз­во­ля­ют пра­виль­но по­нять ин­фор­ма­цию, ос­нов­ную мысль и ав­тор­ский за­мы­сел. Чтобы до­ка­зать это, об­ра­тим­ся к тек­сту Ев­ге­ния Пер­мя­ка.

Ввод­ная часть в тек­сте пред­став­ле­на пред­ло­же­ни­я­ми №1–3 и яв­ля­ет­ся от­дель­ным аб­за­цем, в ко­то­ром сразу же об­ри­со­вы­ва­ет­ся ос­нов­ная про­бле­ма, под­ни­ма­е­мая рас­сказ­чи­ком: герой опа­са­ет­ся, как ему с дру­зья­ми удаст­ся до­брать­ся домой в не­по­го­ду. Так, с пер­во­го аб­за­ца мы можем опре­де­лить тему тек­ста.

В конце по­вест­во­ва­ния герой под­во­дит итог своим раз­мыш­ле­ни­ям о роли ма­те­ри в его жизни. Этот вывод автор объ­еди­ня­ет в от­дель­ный абзац (пред­ло­же­ния 43–47).

Об­ра­тим вни­ма­ние и на пунк­ту­а­цию в по­след­нем аб­за­це: она пре­дель­но про­ста. В конце каж­до­го пред­ло­же­ния стоит точка как по­ка­за­тель за­кон­чен­но­сти мысли, ее не­оспо­ри­мо­сти. Кроме того, об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что из пяти пред­ло­же­ний по­след­не­го аб­за­ца че­ты­ре яв­ля­ют­ся про­сты­ми не­осложнен­ны­ми, по­это­му они не пе­ре­гру­же­ны зна­ка­ми, от­вле­ка­ю­щи­ми вни­ма­ние чи­та­те­ля от ос­нов­ной мысли ав­то­ра, вы­ска­зан­ной ла­ко­нич­но и точно.

16 стр., 7783 слов

Зачем нужны знаки препинания? 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс

... Ставить знаки препинания нужно во время выполнения проекта — диктанта или сочинения, а не после, когда текст уже изложен на бумаге. Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/zachem-nuzhny-znaki-prepinaniya.html Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна ...

Таким об­ра­зом, прав был рус­ский пи­са­тель И.Э. Ба­бель: «Все аб­за­цы и вся пунк­ту­а­ция долж­ны быть сде­ла­ны пра­виль­но с точки зре­ния наи­боль­ше­го воз­дей­ствия тек­ста на чи­та­те­ля».

№ 8. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Ларисы Тимофеевны Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» .

Комментарий к цитате

Грам­ма­ти­че­ские сред­ства иг­ра­ют важ­ную роль в тек­сте. Они по­мо­га­ют офор­мить наши мысли и тем самым пе­ре­дать их суть. К грам­ма­ти­че­ским сред­ствам от­но­сят­ся и знаки пре­пи­на­ния. Из­вест­ный уче­ный Л.Т. Гри­го­рян осо­бое зна­че­ние при­да­ва­ла зна­кам пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии: «В бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях раз­ные знаки пре­пи­на­ния упо­треб­ля­ют­ся по­то­му, что каж­дый из них ука­зы­ва­ет на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми».

тек­ста Ка­ре­на Шах­на­за­ро­ва

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми из тек­ста, что знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии ука­зы­ва­ют на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми, а зна­чит вы­ска­зы­ва­ние Л.Т. Гри­го­рян оправ­да­но.

тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва

№ 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания».

Знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы: они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния. Не­ко­то­рые из них пе­ре­да­ют ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми – это за­пя­тая, точка с за­пя­той, тире.

Г.Г. Гра­ник

из тек­ста Эллы Фо­ня­ко­вой

Таким об­ра­зом, мы убе­ди­лись, что знаки пре­пи­на­ния, дей­стви­тель­но, от­ра­жа­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку речи – пе­ре­да­ют пре­рван­ность мысли, вы­зван­ную общим эмо­ци­о­наль­ным на­пря­же­ни­ем, могут пе­ре­да­вать мно­го­зна­чи­тель­ность ска­зан­но­го, ука­зы­вать на под­текст, скры­тый смысл. По­это­му вы­ска­зы­ва­ние Г. Г. Гра­ник о зна­ках пре­пи­на­ния впол­не оправ­да­но

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ствен­ных средств. Об этом писал Г. Г. Гра­ник: «Смысл тек­ста надо ис­кать в его ху­до­же­ствен­ных сред­ствах».

к тек­сту К. Г. Па­у­стов­ско­го

В пред­ло­же­ни­ях 10 –11 (С не­ко­то­рых пор Чай­ков­ско­му на­ча­ло ка­зать­ся, что дом уже с утра ждёт, когда ком­по­зи­тор, на­пив­шись кофе, сядет за рояль. (11)Дом ску­чал без зву­ков) для рас­кры­тия ав­тор­ско­го за­мыс­ла – со­зда­ния об­ра­за дома Чай­ков­ско­го – ис­поль­зу­ют­ся оли­це­тво­ре­ния: «дом ждёт», «дом ску­чал». Тайна рож­де­ния му­зы­ки по­гло­ща­ет всё во­круг, даже ста­рый рас­сох­ший­ся дом.

12 стр., 5900 слов

Проект «Похвальное слово знакам препинания» учащихся ...

... году, то есть почти полвека назад. РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (миниатюры) Каждый знак препинания играет свою роль. «Кавычки» Зимой мы ... Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским ... знаком препинания!!! «Многоточие» Моя подруга писала рассказ-описание о еже. Она старалась написать о ежике всё, что знала. Прочитав написанное сочинение ...

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют вы­ска­зы­ва­ние Гра­ник о роли ху­до­же­ствен­ных средств в рас­кры­тии ав­тор­ско­го за­мыс­ла.

№ 10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» .

Комментарий к цитате.

Тире – знак очень ши­ро­ко­го упо­треб­ле­ния. Оно озна­ча­ет все­воз­мож­ные про­пус­ки: про­пуск связ­ки в ска­зу­е­мом, про­пуск чле­нов пред­ло­же­ния в не­пол­ных и эл­лип­ти­че­ских пред­ло­же­ни­ях, про­пуск про­ти­ви­тель­ных со­ю­зов. Но на­ря­ду с этим Н. С. Вал­ги­на, из­вест­ный спе­ци­а­лист по пунк­ту­а­ции и син­так­си­су, пи­са­ла о том, что тире может быть и по­ка­за­те­лем «не­ожи­дан­но­сти» – смыс­ло­вой, ком­по­зи­ци­он­ной, ин­то­на­ци­он­ной; в таких слу­ча­ях знак пе­ре­да­ет эмо­ци­о­наль­ную на­пря­жен­ность речи.

Об­ра­тим вни­ма­ние на то, сколь­ко раз встре­ча­ет­ся этот знак в рас­ска­зе Т. Тол­стой. Много, не­при­выч­но много для тек­ста, в ко­то­ром нет диа­ло­га. Для чего же ав­то­ру нужен этот знак?

Об­ра­тим­ся к части пред­ло­же­ния 3: «…Скажи, Лаура, ко­то­рый год тебе?» – и груз­ная тётень­ка гавк­ну­ла в ответ: «Осьм­на­дцать лет!», – ужас­ное смя­те­ние и стыд смяли меня…» и по­про­бу­ем уви­деть осо­бую роль тире в этом пред­ло­же­нии. Не­ожи­дан­ный эф­фект от слов Лауры, мгно­вен­ность воз­ник­ших ощу­ще­ний пе­ре­да­ны не толь­ко «рез­ки­ми» сло­ва­ми «гавк­ну­ла», «смяли», но и при по­мо­щи тире. По­про­бу­ем мыс­лен­но за­ме­нить тире на за­пя­тые или точки—и эта на­пряжённость про­па­да­ет.

В пред­ло­же­нии 16 (Стре­ко­та­ние про­ек­то­ра, удар луча – и всё, по­нес­лось) ди­на­мич­ность мо­мен­та ещё более за­мет­на. Ведь кино для ав­то­ра все­гда на­чи­на­ет­ся стре­ми­тель­но, мол­ние­нос­но, по­это­му здесь нет места про­стой паузе-за­пя­той, и нужно толь­ко тире—знак не­ожи­дан­но­сти, на­пряжённо­сти и пе­ре­пол­ня­ю­щей душу ра­до­сти. Слово «по­нес­лось» толь­ко уси­ли­ва­ет этот эф­фект, и мы, чи­та­те­ли, как будто сами ока­за­лись в ки­но­те­ат­ре и за­мер­ли перед экра­ном.

Знаки пре­пи­на­ния часто свя­за­ны с ав­тор­ским осмыс­ле­ни­ем на­пи­сан­но­го, обыч­но они пе­ре­да­ют эмо­ци­о­наль­ный строй речи и вхо­дят в по­ня­тие «слога пи­са­те­ля». Пунк­ту­а­ция вы­да­ю­щих­ся ма­сте­ров ху­до­же­ствен­но­го слова – сви­де­тель­ство бо­гат­ства ее сти­ли­сти­че­ских воз­мож­но­стей. И мы видим, как ма­стер­ски Т.Тол­стая ис­поль­зу­ет тире, под­твер­ждая право­ту вы­ска­зы­ва­ния о том, что «при по­мо­щи тире пе­ре­даётся вы­со­кая эмо­ци­о­наль­ная на­груз­ка, пси­хо­ло­ги­че­ская на­пряжённость».

№ 11. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Двоеточиесигнал разъяснения».

Знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы: они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния. Одни знаки пре­пи­на­ния, как и слова, рас­чле­ня­ют поток пись­мен­ной речи на вы­ска­зы­ва­ния, дру­гие по­мо­га­ют раз­ли­чить «свои» и «чужие слова, тре­тьи делят вы­ска­зы­ва­ния на про­стые пред­ло­же­ния, четвёртые вы­де­ля­ют в со­ста­ве вы­ска­зы­ва­ния спе­ци­фи­че­ские кон­струк­ции. Н.С. Вал­ги­на, под­чер­ки­вая зна­чи­мость двое­то­чия в пред­ло­же­нии, пи­са­ла: «Двое­то­чие – сиг­нал разъ­яс­не­ния».

6 стр., 2654 слов

Рассуждение на лингвистическую тему «Роль знаков препинания в тексте»

... Знаки препинания. Какова их роль в языке? Как они влияют на письменную речь человека? Известный лингвист ______________утверждает, что «___________________________». Разберемся в ... знака препинания сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СЛАЙД 18 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ: смысловая цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность ! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ ! - Как начать сочинение? ...

из тек­ста В.П. Аста­фье­ва

В пред­ло­же­нии номер 10 (Жалко сон­ных, по­лу­об­лез­лых хищ­ни­ков: они были со­всем-со­всем не страш­ны– эти за­са­жен­ные в клет­ку клы­ка­стые звери.) двое­то­чие также ука­зы­ва­ет на сле­ду­ю­щее за ним по­яс­не­ние, но уже в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми, что ос­нов­ная функ­ция двое­то­чия в пред­ло­же­нии – быть по­ка­за­те­лем разъ­яс­не­ния.

№ 12. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» .

Комментарий к цитате.

Нельзя не согласиться с высказыванием современного лингвиста Н.С. Валгиной в том, что «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Действительно, многоточие – знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, расшифровывающий подтекст, помогающий скрыть мысль, не дать ее обнаженно. Он обладает способностью передавать еле уловимые оттенки значений, более того, как раз эта неуловимость и подчеркивается знаком, когда словами уже трудно что-либо выразить. Словом, многоточие – «незаменимый знак» в художественной литературе. Приведу примеры из текста….

Знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы: они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния. Не­ко­то­рые из них пе­ре­да­ют ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми – это за­пя­тая, точка с за­пя­той, тире.

тек­ста С.А. Лу­бе­нец.

В конце пред­ло­же­ния 5 (А Веня – это ещё хуже:Веня, племя, бремя, семя…) стоит мно­го­то­чие, ко­то­рое ука­зы­ва­ет на не­за­вер­шен­ность мысли героя, под­чер­ки­ва­ет на­гне­та­ние не­га­тив­но­го со­сто­я­ния маль­чи­ка от обид­ных кли­чек, ко­то­рым нет конца. В пред­ло­же­нии 33 (Не может быть… я же сам ви­но­ват… – ис­крен­не рас­те­рял­ся Пашка.) мно­го­то­чие ис­поль­зу­ет­ся два­жды, тем самым под­чер­ки­ва­ет­ся осо­бая на­пря­жен­ность мо­мен­та: Пашка ис­крен­не не­до­уме­ва­ет и даже не­го­ду­ет по по­во­ду из­ве­стия о за­яв­ле­нии его ро­ди­те­лей в ми­ли­цию на дру­го­го участ­ни­ка драки.

Таким об­ра­зом, мы убе­ди­лись, что мно­го­то­чие, дей­стви­тель­но, от­ра­жа­ет эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку речи – пе­ре­даёт пре­рван­ность мысли, вы­зван­ную общим эмо­ци­о­наль­ным на­пря­же­ни­ем, ука­зы­ва­ет на не­пол­но­ту ин­фор­ма­ции, может пе­ре­да­вать мно­го­зна­чи­тель­ность ска­зан­но­го, ука­зы­вать на под­текст, скры­тый смысл. По­это­му вы­ска­зы­ва­ние Вал­ги­ной о мно­го­то­чии впол­не оправ­да­но.

№ 13. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку».

14 стр., 6969 слов

АНапишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного ...

... С. Валгина, которая утверждала: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Напишите сочинение -рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунктуация достигла ...

Комментарий к цитате.

В разговоре человек так или иначе испытывает множество эмоций. Это может быть радость, гнев, страх, злость, негодование… На письме очень сложно бывает подобрать нужные слова, чтобы в полной мере передать чувства героя. И тут на помощь неизменно приходит восклицательный знак! Автор как бы акцентирует внимание читателя. Невольно начинаешь по-другому воспринимать прочитанное предложение, мысленно меняешь интонацию.

Знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы: они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния. Вос­кли­ца­тель­ный знак в конце пред­ло­же­ния может по­ка­зы­вать, на­сколь­ко силь­но ав­то­ра вол­ну­ет со­дер­жа­ние его соб­ствен­но­го вы­ска­зы­ва­ния. Со­вре­мен­ный уче­ный В. П. Мо­ро­зов утвер­ждал: «Вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния все­гда несут эмо­ци­о­наль­ную на­груз­ку». По­про­бу­ем до­ка­зать пра­во­моч­ность его вы­ска­зы­ва­ния на при­ме­рах из тек­ста Та­ма­ры Ми­хе­евой.

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 9–10 (Так ей и надо! Пусть не задаётся!) вос­кли­ца­тель­ные знаки яв­ля­ют­ся по­ка­за­те­лем пре­не­бре­же­ния, не­го­до­ва­ния. В пред­ло­же­ни­ях 54– 55 (Очень надо! Справ­люсь и без них!) вос­кли­ца­тель­ный знак несет дру­гую смыс­ло­вую на­груз­ку: он по­ка­зы­ва­ет сте­пень уве­рен­но­сти де­воч­ки в своих силах. И в пер­вом, и во вто­ром слу­ча­ях вос­кли­ца­тель­ный знак стоит в пред­ло­же­ни­ях с осо­бой эмо­ци­о­наль­ной окрас­кой.

Таким об­ра­зом, на при­ме­рах из тек­ста Т. Ми­хе­е­вой нам уда­лось под­твер­дить, что вос­кли­ца­тель­ный знак может нести опре­делённые функ­ции: ука­зы­вать на эмо­ци­о­наль­ную на­пряжённость.

№ 14. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей» .

Комментарий к цитате.

Аб­зац­ное чле­не­ние тек­ста – это одно из важ­ных усло­вий его оформ­ле­ния. Абзац поз­во­ля­ет пра­виль­но по­нять ин­фор­ма­цию, ос­нов­ную мысль и ав­тор­ский за­мы­сел. Чтобы до­ка­зать это, об­ра­тим­ся к тек­сту Юрия Яко­вле­ва.

Ввод­ная часть в тек­сте пред­став­ле­на пред­ло­же­ни­я­ми № 1–5, при­чем пер­вый абзац со­сто­ит из од­но­го пред­ло­же­ния, а 2–5 пред­ло­же­ния объ­еди­не­ны в от­дель­ный абзац. В этих пред­ло­же­ни­ях об­ри­со­вы­ва­ет­ся основная про­бле­ма, под­ни­ма­е­мая рас­сказ­чи­ком: род­ная земля – сим­вол Ро­ди­ны, за нее можно жизнь от­дать, но она же и лечит, и спа­са­ет. Бла­го­да­ря пер­вым аб­за­цам мы имеем воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся с дей­ству­ю­щим лицом про­из­ве­де­ния и опре­де­лить тему тек­ста уже с са­мо­го на­ча­ла по­вест­во­ва­ния.

В по­след­нем аб­за­це (пред­ло­же­ния 44-50) автор при­хо­дит к сле­ду­ю­ще­му очень важ­но­му вы­во­ду: Ро­ди­на – это род­ная земля и мать –это Ро­ди­на, по­то­му что серд­це ма­те­ри и есть серд­це род­ной земли.

Таким об­ра­зом, прав со­вре­мен­ный рос­сий­ский линг­вист Л.В. Щерба, ко­то­рый утвер­ждал: «Абзац, или крас­ная стро­ка, ко­то­рую тоже надо счи­тать сво­е­го рода зна­ком пре­пи­на­ния, углуб­ля­ет пред­ше­ству­ю­щую точку и от­кры­ва­ет со­вер­шен­но иной ход мыс­лей».

3 стр., 1117 слов

Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)

... слова, данного для анализа) 1-й пример-аргумент 2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или из текста) Вывод Схема сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова, Типовые конструкции для сочинения ... что… Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (на примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте (фамилия автора) можно найти пример, ...

№ 15. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

По А.Алексину

Я не любила эту куклу…

По Н.Аксёновой

В детстве я ненавидела утренники…

Комментарий к цитате

Л.Ю. Максимов писал: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Эту фразу я понимаю так. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста. Приведу примеры из текста……..

ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА

Таким образом, выражение Л.Ю.Максимова справедливо.

№ 16. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Комментарий к цитате.

Аб­зац­ное чле­не­ние тек­ста – это одно из важ­ных усло­вий его оформ­ле­ния. Абзац поз­во­ля­ет пра­виль­но по­нять ин­фор­ма­цию, ос­нов­ную мысль и ав­тор­ский за­мы­сел.

М.П. Лос­ку­то­ва

В ис­то­рии о псе глав­ной для по­ни­ма­ния его сущ­но­сти яв­ля­ет­ся ин­фор­ма­ция о том, что Бо­ро­жай, спа­сая дру­гое живое су­ще­ство, по­ги­ба­ет сам. По­это­му М.П. Лос­ку­тов объ­еди­ня­ет этот рас­сказ в от­дель­ный абзац (пред­ло­же­ния 23–31).

Таким об­ра­зом, права была Н.С. Вал­ги­на, ко­то­рая утвер­жда­ла: «Функ­ции аб­за­ца тесно свя­за­ны с функ­ци­о­наль­но-сти­ле­вой при­над­леж­но­стью тек­ста, вме­сте с тем от­ра­жа­ют и ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­скую осо­бен­ность оформ­ле­ния тек­ста».

№ 17. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Екатерины Ивановны Никитиной: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов» .

Известный методист Екатерина Никитина отмечает: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Екатерина Ивановна, конечно, имеет в виду знаки препинания. Появившиеся в древности, знаки препинания помогают читателю любого текста лучше понять его, делают текст более точным.

Попробуем разобраться с таким знаком препинания, как … многоточие. В русском языке многоточие служит, как правило, для обозначения незаконченности высказывания.

Многоточие помогает лучше понять душевное состояние человека. Анализируя предложения с многоточием и дистанционно близкие к ним, мы пришли к выводу, что читаем не только слова, но и знаки препинания. И эта мысль отражена в высказывании Е.И. Никитиной. Из этого высказывания становится ясно, что знаки препинания не только разделяют или выделяют отдельные члены предложения, но и обладают смыслоразличительной функцией. Они могут о многом рассказать думающему читателю, выделить наиболее важные по смыслу слова, сделать на них акцент, передать чувства автора и его героев. А иногда отсутствие слов компенсируется многоточием, которое обо многом может поведать.

5 стр., 2167 слов

Проект по русскому языку 4 класс «знаки препинания» презентация ...

... отрывок в тексте. Такая пунктуация называется авторской. Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания ...

Докажем, что иногда знаки препинания могут говорить вместо слов, которые в тексте отсутствуют. знаки препинания в тексте выполняют важную функцию: участвуют в создании нужной интонации, выделяют по смыслу и логически необходимые для понимания содержания текста слова, а иногда с помощью фигуры умолчания могут и заменить слова.