Урок » -рассуждение по тексту Д.С. Лихачёва» в 9 классе

Сочинение

Урок используется в системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА. Цель урока — совершенствование умения писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Сочинение-рассуждение

по тексту Д.С. Лихачёва

«Уважение к минувшему – вот черта,

отличающая образованность от дикости»

А.С. Пушкин

Цель: совершенствование умения писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Задачи: формировать умение понимать прочитанный текст; развивать навыки лингвистического анализа и речевую культуру учеников, воспитывать бережное отношение к культурному наследию.

Техническая оснащённость

Ход урока.

I. Тема.

  • Какая задача стоит перед нами на уроке? (написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва)

Д.С. Лихачёв

II. Презентация. См. .

III. Анализ текста.

Текст, по которому вы будете писать сочинение, — это отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», обращённой к молодому поколению.

  • Чтение текста. .
  • Определить стиль и тип речи (привести доказательства).

  • Какова структура сочинения-рассуждения? № 2 .

    1.

Вступление.

2. Тезис (мысль, требующая доказательств).

3. Два аргумента из текста.

4. Вывод.

  • Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. («Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы»).

  • Какое понятие в данной фразе является ключевым? («Культурная среда»)
  • Что включает в себя понятие «культурная среда»? Чтобы ответить на этот вопрос, найдите и подчеркните ключевые слова во всём тексте.

Слова: «духовная, нравственная жизнь», «память», «заветы предков», «памятники культуры», «ответственность перед предками и потомками», «связь поколений», «духовный мир», «любовь к родине».

Культурная среда

  • Какова основная мысль текста? Ваше понимание и объяснение основной мысли и будет тезисом сочинения.

IV. Формулировка вступления и тезиса.

  • Написать вступление поможет памятка.

памятку № 4

4 стр., 1856 слов

Сочинения про Окружающую Среду для школьников

... функционировать. Важно обратить внимание на то, что при этом должно сохраняться биологическое разнообразие. Для того, чтобы было возможным такое устойчивое существование природных систем, обычно ... проходить основные – международного масштаба – мероприятия. Сочинение на тему Окружающая среда Наша жизнь целиком и полностью зависит от окружающей нас среды, ведь это тысячи процессов и механизмов влияния ...

Как можно начать сочинение

1. Сочинение можно начать с предложения, констатирующего актуальность вопроса ( Проблема милосердия в наши дни особенно актуальна).

Можно использовать следующие стилистические фигуры:

  • именительный падеж ( Милосердие. Доброта. Что означают эти понятия?); (Счастье? Что включает в себя это понятие?)
  • парное соединение однородных членов ( Милосердие и жестокость. Отзывчивость и равнодушие. Как связаны между собой эти понятия?);
  • антитеза ( Добро и зло, любовь и ненависть – понятия противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой);
  • умолчание ( Равнодушие и отсутствие чуткости… Что стоит за ними?); (Музыка… Это мир чувств, красоты, души…)
  • вопрос и ответ на него (Нужны ли в нашей жизни милосердие и доброта? Конечно, нужны);
  • риторическое восклицание (Как редко нам приходится видеть настоящую дружбу! Как часто мы сталкиваемся с предательством и ложью!).

2.Можно начать текст с пословиц, поговорок, крылатых выражений ( Всем известен знаменитый афоризм из рассказа В.Г. Короленко «Парадокс»: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». О счастье, о путях его достижения размышляет и автор текста…); («Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», — писал Пушкин. О значении сказки для нравственного воспитания, эмоционального развития человека размышляет и автор данного текста); (Существует много пословиц о дружбе: «Старый друг лучше новых двух», «Новых друзей наживай, а старых не теряй», «Друг познаётся в беде». Что такое истинная дружба? Насколько она важна в жизни человека? Над этими вопросами задумывается и автор текста…).

3.Можно сделать небольшое отступление, которое позволит подойти к проблеме (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным (чтобы его понимали и т.д.) Одним из признаков (условий…) хорошего образования (понимания…) является грамотная речь).

V. Формулировка аргументов.

  • Найдите в тексте доказательства, подтверждающие основную мысль автора.

на этом основании сформулируйте аргументы сочинения.

  • Чтение записанных аргументов.

VI. Формулировка и чтение вывода.

№ 5.

Таким образом, забота о памятниках культуры, сохранение духовных ценностей, заложенных в культуре, необходима как для нравственного развития современного человека, так и для будущих поколений. «Память – это не сохранение прошлого, это – забота о вечности» (Д.С. Лихачёв)

VII. Домашнее задание.

Написать полностью сочинение-рассуждение.