Урок русского языка в 9 классе » -рецензия на литературное произведение»

Сочинение

«Урок русского языка в 9 классе по теме «Сочинение-рецензия на литературное произведение»»

Урок русского языка

Учитель : Соколова Д.В., учитель русского языка и литературы МКОУ Мирнинская СОШ

Цель урока

Задачи:

личностные:

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Методы урока, Структура урока

1.Организационный момент .

2.Актуализация знаний. (числоворд)

2.1. Формирование умений, навыков.

2.2. Речеведческая работа с текстом.

2.3. Словарно-орфографическая работа.

2.4. Целеполагание.

3.Формирование новых знаний – изучение нового материала. 12 мин.

3.1.Самостоятельная работа по теоретическому материалу.

3.2.Работа в группах (обучение в сотрудничестве).

4.Закрепление изученного.7-10 мин.

4.1.Самостоятельная работа с текстом (индивидуальная).

5.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы детей. 2 -3 мин.

6.Задавание на дом. 2 мин.

Сценарий урока

1. Организационный момент.

Добрый день ребята! Давайте поприветствуем друг друга, проверим готовность к уроку.

Наш урок хотелось бы начать с небольшой разминки.

2. Актуализация изученного материала

Учитель:

Ребята, вашему вниманию предлагается числоворд, разгадав который, вы узнаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь.

(Работа с индивидуальными карточками)

Числоворд:

1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1`,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.

1,7,14,12,10,9,4,6 – автор рассказа «Уроки французского»;

17,11,14,12,11,3,4,19,4,3 – построение художественного произведения;

20,11,12,11,8,6,2,6,4,2 – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

13,2,14,6,7 – время года.

Ученик: Ответом нашему числоворду служит фраза: «Рецензия на литературное произведение».

Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, сегодня мы поговорим о рецензии.

А сейчас давайте обратимся к эпиграфу урока к замечательным слов Марии Алексеевны Рыбниковой «Хорошо читать – это значит рассуждать, мыслить вместе с автором».

Как вы понимаете его смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного высказывания? (Хорошо читать, рассуждать, мыслить).

4 стр., 1985 слов

Контрольная работа «Причастие» тест по русскому языку (7 класс)

... взятые в библиотеке. Никто не услышал прозвучавшего в лесу выстрела. Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным. А4. В каком предложении границы причастного оборота определены ... (Не) окончен портрет, (Не) успевающие ученики А8. Укажите строку, в которой пишется – Н- Потеря….ый кошелёк, варё…ый ... заж….гается, отчего гремит гром. 10) Всю ночь с (не) осл….бевающим интересом слушал я рас…. ...

Эти умения нам сегодня пригодятся как никогда, давайте проверим.

2.1. Формирование умений и навыков

Ученик: Вам известна роль книги в жизни каждого человека. Одни увлекаются детективной литературой, другим по душе фантастика и приключения, третьи зачитываются произведениями о животных. Есть свои пристрастия, свои читательские интересы и у каждого из вас. Вы уже умеете выражать их, высказывать свое личное мнение о прочитанном, делая анализ стихотворений, через сочинения разных жанров, составляя отзыв на произведение.

  • Вспомните, что такое отзыв?

(Отзыв – это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)

  • Что же такое рецензия? Какое определение дает «Краткий литературоведческий словарь»?

Работа со словарем.

Ученик: Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.

2.2. Речеведческая работа с текстом.

Для наглядности, давайте рассмотрим два текста, сопоставим их и сделаем выводы.

Рецензия на исследовательскую работу ученика 8 класса «Эволюция дворянской усадьбы».

Рецензируемая исследовательская работа «Эволюция дворянской усадьбы» несёт историко-культурную ценность для современного поколения. В ней исследуется русская усадебная культура в процессе её развития. Изложение материала построено в хронологическом порядке, связывая воедино историю и культуру нескольких столетий. Это позволяет чётче представить картину определённой эпохи, раскрыть значение дворянской усадьбы на данном этапе.

Большим достоинством этой работы является то, что автор смог увлекательно и доступно представить дворянскую усадьбу как культурологическое пространство. Заголовки, придуманные им, не только заинтересовывают, но и в известной мере раскрывают тему: «Усадьба как культурологическое пространство», «Культура дворянской усадьбы».

В работе используются исторические сведения, литературные материалы (глава: «Дворянская усадьба в русской литературе»).

Нельзя не согласиться с автором, что проблема изучения культуры русской усадьбы является актуальной, и она может стать предметом исследований многих специалистов и всех, кому небезразлично русское прошлое.

В заключении хочется отметить, что эта работа будет интересна не только специалистам в области культуры, но и обычным читателя

Отзыв на исследовательскую работу ученика 8 класса «Эволюция дворянской усадьбы».

Меня заинтересовала работа: «Эволюция дворянской усадьбы».

Я думаю очень правильно, что автор описывает культурное состояние усадеб каждого столетия.

Мне понравилось то, что в работе удачно проследили развитие русской усадьбы, претерпевающей изменения, связанные с культурной средой и с социальными условиями той эпохи, к которой она относилась. Автор показывает эволюцию усадеб (появление-становление-пик развития «золотой век» — трансформация (усадьба-дача), (усадьба-музей), изображая это графически. Эта работа очень интересна и познавательна тем, что в ней показана усадьба как культурологическое пространство со своими культурными ценностями. Мне понравилось то, что автор выделяет «типы» дворянских усадеб в литературе. Этот материал можно использовать на уроках. На мой взгляд, исследование русской усадьбы в процессе её эволюции дано на достаточно высоком уровне; все задачи, поставленные в работе, я считаю, были решены. Это исследование заставляет задуматься о нашем культурном прошлом, о русской истории, о сохранении памятников культуры, в частности, русской усадьбы. Ведь именно в них сохранена культура и быт конкретных эпох.

Недостатком работы, на мой взгляд, является то, что работа в целом носит описательный, обобщённый характер. Мне кажется, было бы интересней работать с конкретными усадьбами, с их культурными пространствами, прослеживая их изменения. Однако я считаю, что этот недостаток не является существенным и не портит общего впечатления от исследования.

Какой вывод можно сделать из определения рецензии и сопоставления двух текстов?

Отзыв.

Рецензия.

1. Библиографическое описание книги.

2. Короткое изложение содержания /о чём книга/

2.Анализ содержания

а) раскрытие темы, проблематики идейного содержания произведения.

б) Анализ средств художественной выразительности.

в) Это система образов.

г) Мастерство художественной формы.

3. Задача: выразить собственные размышления, впечатления от прочитанного.

3. Задача: дать объективную оценку произведения: достоинств и недостатков произведения /образов, концепции, стиля, языка/.

Примерные ответы учеников.

Учитель: если отзыв нам знаком, и мы не раз практиковались в его написании на уроках литературы, то жанр «рецензия» для нас новый. Как вы думаете какова цель нашего урока и какие шаги мы будем предпринимать, чтобы её достичь, то есть какие задачи мы поставим перед собой. Давайте свои предположения оформим в виде таблицы

ЗНАЮ, УМЕЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ

Узнал

научился

ЧТО ТАКОЕ ОТЗЫВ

СУЩЕСТВУЕТ РЕЦЕНЗИЯ, ПОХОЖА НА ОТЗЫВ

Прежде чем перейти к решению задач, поставленных на уроке, давайте проведем словарно — орфографическую работу.

рецензировать, рецензент, рецензируемое (произведение).

Ученики: Рецензировать – значит писать рецензию; рецензент – автор рецензии; рецензируемое произведение – произведение, на которое пишется рецензия. Подберем синонимы к слову рецензировать. (критиковать, оценивать, разбирать).

Для дальнейшей работы я предлагаю вам, ребята, разделиться на группы.

1 группа – теоретики; выясняют, в чем функции рецензии и готовят представление своего ответа (форму выбирают сами учащиеся)

2 группа – строители; определяют структуру, строение рецензии, знакомятся с примерными планами рецензии, и выводят для нас общий, а мы записываем его тетради.

3 группа – практики; работают с таблицей и из примеров, отрывков рецензий, они попытаются сформулировать типичные речевые конструкции или как мы их называем «клише», которые упростят нашу дальнейшую работу.

Вам будет предоставлен материал, на изучение отводится 3-5 минут, в итоге группа выходит к доске и представляет свои выводы любым подходящим способом.

ТЕКСТ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.

вступление

Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии. Например: «Суровый быт в пастельных тонах» Михаил Тарковский. За пять лет до счастья. Повести и рассказы. – Москва. 2001 год.

основной части

Вот как определяет тему книги Константина Воробьева рецензент: «Повесть «Это мы, Господи!» о наиболее драматическом явлении войны – красноармейцах и командирах, попавших в плен к врагу.

Долгое время эта тема находилась под запретом, должно быть, с той поры, когда Верховный Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших пленных, есть только изменники Родины». (Ю. Пахомов).

авторскую позицию,

Приведем пример из рецензии В. Оскоцкого на повесть «Облава» белорусского писателя В. Быкова, впервые напечатанную в 1990 году в первом номере литературно-художественного журнала «Новый мир» «Сюжетно повесть выстроена так, что многое оставлено в ней «за кадром». Приходится лишь догадываться, чего стоило Хведору Ровье возвращение к родному пепелищу, куда он «дошел, добежал, дотянулся за три месяца неведомого пути, мук и терпения… Вот одна из впечатляющих сцен поведения – постыдный разбой, чинимый над семьей…»

определено место произведения в

Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного – следующая ФУНКЦИЯ рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции – непременное требование жанра.

В заключение, рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.

Пример: «Я лично писателю Б. Акунину чрезвычайно признателен. «Пелагею» прочел дня за три, и не без удовольствия, а благодаря сходству с «Соборянами» взялся потом перечитывать Лескова – и тут уж насладился сполна. Быть может, эта моя заметка кого-­нибудь из акунинских читателей к тому же подвигнет».

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ:

Рецензия.

Рецензия — отзыв, разбор и оценка нового художественного, литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

План рецензии.

  1. Библиографическое описание.

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/prochitayteuchenika-klassa-opredelite-janr-etogo-sochineniya/

  2. Краткая характеристика творчества писателя — в связи с данным произведением.

  3. Творческий замысел автора книги.

  4. Смысл названия.

  5. Краткая информация о содержании.

  6. Критическая оценка произведения:

    – особенности композиции,

    – мастерство автора в изображении героев,

    – индивидуальный стиль писателя,

    – искусство иллюстратора книги.

  7. Основная мысль рецензии.

  8. Актуальность тематики произведения.

Рецензия План:

1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).

2. История создания, замысел произведения.

3. Жанровое своеобразие произведения.

4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть)).

5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.

6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.

7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).

8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).

9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).

10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).

11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).

Построение рецензии:

I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.

II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:

1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;

2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;

3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.

УЧЕНИК: ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

ОСНОВНЫЕ компоненты рецензии

Речевые конструкции

Об авторе

  • Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован…)

О сюжете

О героях

О впечатлениях от произведения

О тематике и проблематике

Об авторской позиции

  • Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

Критические замечания

  • В отличие от автора, я считаю, что…

  • Возможно, не все верно (правильно, безупречно)…

Учитель: Молодцы ребята! Какие можно сделать выводы на основе результатов., Предполагаемые ответы: определили функции рецензии, её структуру.

Кстати к омпозиция рецензии соответствует построению традиционного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение.

Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.

III. Практическая работа

Учитель . Ребята сегодня на уроке мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего анализа будут известные миниатюры М.М.Пришвина. Пришвин — тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днём, год за годом записывал он голос леса, воды, лета и осени. И сейчас мы попробуем написать рецензию на эти миниатюры (см.Приложение), используя типичные речевые конструкции сочинений-рецензий.

Тексты миниатюр М.М. Пришвина

Весна воды

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.

После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.

Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.

Последние хрустящие остатки льда на дороге — их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая по ту сторону ночью, оставил следы.

Листопад.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

выберите одну из миниатюр и напишите небольшую рецензию.

РЕФЛЕКСИЯ:

  • что нового узнали на уроке
  • что вызвало затруднение
  • что и где пригодиться вам в дальнейшем.

я попрошу заполнить таблицу «ЗХУ»

Вторая часть рефлексии «Дорисуй смайлики».

Листопад  1 — мне все понравилось

Листопад  2 — мне не все было ясно, что-то не понравилось

Листопад  3 — мне урок не понравился.

Д/з написать рецензию на любимое произведение,

или провести рекламную акцию любимой книги с презентацией.