Урок русского языка в 7 классе « в публицистическом стиле»

Конспект урока русского языка в 7 классе, Автор разработки – учитель русского языка и литературы Ольховской ООШ Бочкова Т.В., Урок развития речи

на тему:

Сочинение в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!», Цели: углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, его языковых средствах;

подготовка к сочинению в публицистическом стиле;

  • расширить знания по экологии;
  • воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.

Ход урока

Комментарий

(после оргмомента)

  1. Работа с эпиграфом, определение темы урока

У: — Сегодня урок развития речи. Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может. Тему подскажет эпиграф?

(на экране появляется эпиграф)

Наша планета хрупка и ранима,

Все ли мы помним об этом, друзья?

Мир наш беречь просто необходимо

От наших с вами следов бытия.

Что мы потомкам желаем оставить?

Грязные реки? Отравленный лес?

Может, не поздно ещё нам исправить

Действия монстра по кличке Прогресс

(учащиеся:

— думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке

— мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»

— я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)

  1. Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.

У: Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению в публицистическом стиле. Тема сочинения «Люби и охраняй природу!»

  • Давайте вспомним особенности публицистического стиля.

(уч-ся:

  • это язык газет, журналов, выступлений)

У: А цель использования публицистического стиля?

(уч-ся:

— цель использования публицистического стиля -воздействовать на слушателя, вызвать его отношение к общественно значимым проблемам.)

2 стр., 787 слов

В публицистическом стиле: как грамотно сочетать аналитику с эмоциональностью?

... расставить все точки над i. Ведь этим характерен публицистический стиль. Примеры того, как можно закончить работу, бывают разными. В основном сочинение завершается такими словами: "Таким образом, из всего ... Элементы аналитики Публицистика, как и любой другой жанр, имеющий отношение к журналистике, содержит в себе элементы аналитики. Ведь каждый человек, который что-либо пишет, прежде всего ...

У: Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является общественно значимой?

(конечно, да)

У: Посмотрите, какие замечательные пейзажи, обитатели нашей природы: птицы, животные… Красиво?

Всё это радует глаз человека. Человек любуется красотой лесов, рек, полей, любуется и становится добрее, согласны?

У: Запишите четверостишие поэта Евгения Евтушенко:

Люди!

Берегите эти земли, эти воды,

Каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

— Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?

( уч-ся:

Звери внутри природы – это различные обитатели леса, водоёмов, степей…, А звери внутри себя – это жестокость, равнодушие, злоба), У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?

(уч-ся:

-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте», восклицательные предложения, побудительные)

У: Хорошо. Наша с вами задача – написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету (представьте себя юными корреспондентами), это может быть небольшая статья о бережном отношении к природе.

Ваша цель – воздействовать на слушателя, читателя. А с помощью каких средств?

Верно, вы их только что назвали в четверостишии Е.Евтушенко: обращения, побудительные предложения, восклицательные предложения.

  1. Работа над текстом. Сравнение текстов разных стилей и типов речи.

Сравните тексты. Определите их стиль и тип речи. Укажите признаки стиля.

Текст 1.

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.

Текст 2.

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветёт белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это всё ландыш!

Текст 3.

Всякое р.стение – живое существо, оно выд.ляет в воздух кислород, задержива.т пыль. Там, где много р.стений, легко дыш.тся. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!

22 стр., 10589 слов

Человек и природа в русской литературе

... говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой. Говоря же о литературе советского периода, ...

Стой мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, ом.лаживает сердце, душу всех, кто пр.дёт следом за нами. Именно давняя пр.вычка рвать цветы привела к и.чезновению многих видов р.стений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занес.ны в Красную книгу.

У: Все эти тексты о природе, согласны? А точнее – о ландыше. Попробуем определить стили и типы речи. Обоснуйте своё мнение.

(уч-ся:

Текст 1 – научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.

семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия.

У: Да, в этом тексте сжато, по-научному изложены сведения о ландыше.

  • К какому стилю вы отнесли 2-ой текст?

(уч-ся:

чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.

— Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)

У: -А в каком стиле, по-вашему, написан 3-ий текст?

(уч-ся:

  • в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).

У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?

Воздействует это на слушателя?, Молодцы. Я вижу, что вы хорошо справились с этим заданием, знаете признаки стилей речи.

  1. Собирание языкового материала, составление рабочих материалов к сочинению.

У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля – наш общий дом» . Какое же место в этом доме занимает человек?

«Человек – царь природы»

(ответы уч-ся)

«экология»?

Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

  • В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?
  • Давайте определим, какой вред, ущерб наносит он природе.
  • Составим небольшую таблицу для сравнения:

вред польза

  • мусор, хлам переработка мусора
  • выхлопные газы очистительные системы
  • дым заводов, фабрик посадка деревьев
  • жидкие отходы цветочные клумбы
  • химические удобрения охрана водоёмов,
  • высокотоксичные и лесов от браконьерства

радиоактивные вещества заповедники

  • браконьерство Красная книга

У: А знаете ли вы?

  • Как губительно влияет мусор на почву?

(почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв)

  • Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?

(на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу – образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м)

2 стр., 885 слов

Сочинение роль животных в природе и жизни человека

... полипы, моллюски и др.) участвуют в образовании осадочных пород (мела, известняка, кремнезема и др.) и почвы. Животные играют огромную роль и в жизни человека, поскольку является для человека источником ... природе и возмещать причиненные им убытки. Вопросы охраны природы, использования и воспроизводства объектов животного мира регулируются Законом Украины «О животном мире», а сохранение видов на ...

  • Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?

(за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов)

  • А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!

У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.

Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.

— Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.

Горе -туристы:

  1. Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!, Закупили всё подряд:, Пищу, спички, лимонад!

  1. Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит., А пакеты, банки, склянки…, Лес большой, он всё вместит!

Лес ведь он – ничей?

  • хором: Ничей!
  1. Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

  1. Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

  1. Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!, В речку скинем все бутылки –, В море пусть плывут посылки!

  1. Мы цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.

— Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.

  • Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по вариантам :

Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 вариант) и на берегу реки (2 вариант).

Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» (на берегу).

Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

НЕ … НЕ …

  • Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
  • Сравните с этими правилами (слайд 18)

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

НЕ НЕ

-не ломай ветви деревьев — не бросай в воду

и кустарников! использованную посуду!

  • не повреждай кору деревьев! — не бей стеклянную
  • не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
  • не вытаптывай траву и почву! — не пугай водоплаваю-
  • не разводи костёр в лесу! щих птиц!
  • не тревожь лесных обитателей! — не загрязняй воду!
  • не кричи! Не шуми! — не оставляй на берегу
  • не разоряй муравейников! беспорядок!
  • не оставляй мусор!

У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.

12 стр., 5786 слов

«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

... методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста ... на уроках литературного чтения. 1.1. Нормативно – правовые основы обучения литературному чтению. В процессе модернизации программа обучения литературному чтению ... жизни, природе, искусству ...

Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи.

  • Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?

— Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своих сочинениях.

У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу.

Дополнительно:

Если есть время, обратиться к учебнику – упр. 63 (основная мысль, языковые средства, авторское отношение)

  • оформление записи в тетради (дата)
  • слайд 1, чтение эпиграфа, слова-подсказки, предположения уч-ся
  • запись на доске и в тетради:

Сочинение

«Люби и охраняй природу!»

  • повторение ранее изученного о стиле

Демонстрация слайдов ( 2 – 15), эмоциональное воздействие

Слайд 16 (стихи)

Запись текста, беседа, работа над словом, Повторение особенностей публицистического

стиля

Ещё раз уточняем цель публ. стиля, языковые средства

  • раздаточный материал для уч-ся

Выразительное чтение текстов,

наблюдение, анализ особенностей

научного,

художественного,

публицистического стилей

  • развитие устной монологической речи уч-ся
  • отмечают лексические особенности, синтаксис
  • называют обращения, поб., воскл. предл-я
  • создание проблемной ситуации, беседа по проблеме

работа над словом, обращение к толковому словарю

  • активизация деятельности уч-ся, сопоставление «вред – польза» (самостоятельная работа в тетради)
  • читают свои записи
  • слайд 17- сравнивают с содержанием слайда 17, делают дополнения
  • информация для уч-ся
  • группа горе-туристов (читают стихи, обыгрывают действия)

— развитие письменной речи (самостоятельная работа по вариантам: составление правил для отдыхающих)

  • читают правила
  • сравнение с слайдом 18
  • возвращение к эпиграфу
  • подведение итогов