Конспект урока русского языка в 7 классе, Автор разработки – учитель русского языка и литературы Ольховской ООШ Бочкова Т.В., Урок развития речи
на тему:
Сочинение в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!», Цели: углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, его языковых средствах;
подготовка к сочинению в публицистическом стиле;
- расширить знания по экологии;
- воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
Ход урока
Комментарий
(после оргмомента)
-
Работа с эпиграфом, определение темы урока
У: — Сегодня урок развития речи. Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может. Тему подскажет эпиграф?
(на экране появляется эпиграф)
Наша планета хрупка и ранима,
Все ли мы помним об этом, друзья?
Мир наш беречь просто необходимо
От наших с вами следов бытия.
Что мы потомкам желаем оставить?
Грязные реки? Отравленный лес?
Может, не поздно ещё нам исправить
Действия монстра по кличке Прогресс
(учащиеся:
— думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке
— мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»
— я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)
-
Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.
У: Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению в публицистическом стиле. Тема сочинения «Люби и охраняй природу!»
- Давайте вспомним особенности публицистического стиля.
(уч-ся:
- это язык газет, журналов, выступлений)
У: А цель использования публицистического стиля?
(уч-ся:
Публицистический стиль в системе функциональных стилей русского языка
... текстов. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ, .1 Публицистический стиль как функциональный стиль русского ... массовой информации, а именно, языка публицистики. Кроме того, актуальность исследования специфики публицистического стиля речи обусловлена усилением внимания лингвистов ...
— цель использования публицистического стиля -воздействовать на слушателя, вызвать его отношение к общественно значимым проблемам.)
У: Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является общественно значимой?
(конечно, да)
У: Посмотрите, какие замечательные пейзажи, обитатели нашей природы: птицы, животные… Красиво?
Всё это радует глаз человека. Человек любуется красотой лесов, рек, полей, любуется и становится добрее, согласны?
У: Запишите четверостишие поэта Евгения Евтушенко:
Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?
( уч-ся:
Звери внутри природы – это различные обитатели леса, водоёмов, степей…, А звери внутри себя – это жестокость, равнодушие, злоба), У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?
(уч-ся:
-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте», восклицательные предложения, побудительные)
У: Хорошо. Наша с вами задача – написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету (представьте себя юными корреспондентами), это может быть небольшая статья о бережном отношении к природе.
Ваша цель – воздействовать на слушателя, читателя. А с помощью каких средств?
… Верно, вы их только что назвали в четверостишии Е.Евтушенко: обращения, побудительные предложения, восклицательные предложения.
-
Работа над текстом. Сравнение текстов разных стилей и типов речи.
Сравните тексты. Определите их стиль и тип речи. Укажите признаки стиля.
Текст 1.
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.
Текст 2.
В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветёт белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это всё ландыш!
Ландыш ( -описание, художественный стиль речи)
... Сочинение Мой любимый цветок 5 класс (роза, тюльпан, ландыш, ромашка) Существование в природе огромного количества видов цветов вносит в жизнь человека ... В подобные моменты у меня появилось четкое представление о форме бутона, который, распускаясь, преображается в волшебную, оригинальную ... любви и верности. У нас даже сложили легенду о царевне Волхове из подводного царства. Она полюбила русского ...
Текст 3.
Всякое р.стение – живое существо, оно выд.ляет в воздух кислород, задержива.т пыль. Там, где много р.стений, легко дыш.тся. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!
Стой мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, ом.лаживает сердце, душу всех, кто пр.дёт следом за нами. Именно давняя пр.вычка рвать цветы привела к и.чезновению многих видов р.стений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занес.ны в Красную книгу.
У: Все эти тексты о природе, согласны? А точнее – о ландыше. Попробуем определить стили и типы речи. Обоснуйте своё мнение.
(уч-ся:
Текст 1 – научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.
семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия.
У: Да, в этом тексте сжато, по-научному изложены сведения о ландыше.
- К какому стилю вы отнесли 2-ой текст?
(уч-ся:
чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.
— Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)
У: -А в каком стиле, по-вашему, написан 3-ий текст?
(уч-ся:
- в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).
У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?
Воздействует это на слушателя?, Молодцы. Я вижу, что вы хорошо справились с этим заданием, знаете признаки стилей речи.
-
Собирание языкового материала, составление рабочих материалов к сочинению.
У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля – наш общий дом» . Какое же место в этом доме занимает человек?
«Человек – царь природы»
(ответы уч-ся)
«экология»?
Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
- В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?
- Давайте определим, какой вред, ущерб наносит он природе.
- Составим небольшую таблицу для сравнения:
вред польза
- мусор, хлам переработка мусора
- выхлопные газы очистительные системы
- дым заводов, фабрик посадка деревьев
- жидкие отходы цветочные клумбы
- химические удобрения охрана водоёмов,
- высокотоксичные и лесов от браконьерства
радиоактивные вещества заповедники
- браконьерство Красная книга
У: А знаете ли вы?
- Как губительно влияет мусор на почву?
(почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв)
Сочинение что ценнее красота природы или красота сотворенная человеком
... человеку нужно развивать, конечно, не каждому писать как Паустовский или Пришвин, но отношение к природе с позиции поиска красоты является признаком внутреннего достоинства. Также читают: Картинка к сочинению Красота природы ... вот, что таит в себе окружающий нас мир. Сочинение рассуждение про Красоту природы На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень ...
- Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?
(на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу – образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м)
- Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?
(за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов)
- А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!
У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.
Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.
— Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.
Горе -туристы:
-
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!, Закупили всё подряд:, Пищу, спички, лимонад!
-
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит., А пакеты, банки, склянки…, Лес большой, он всё вместит!
Лес ведь он – ничей?
- хором: Ничей!
-
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
-
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
-
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!, В речку скинем все бутылки –, В море пусть плывут посылки!
-
Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.
— Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.
- Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по вариантам :
Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 вариант) и на берегу реки (2 вариант).
Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» (на берегу).
Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ … НЕ …
- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
- Сравните с этими правилами (слайд 18)
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ НЕ
«Описание осеннего леса. “Описание осеннего леса” Описание природы осенью в лесу
... для обзора », у Алексея Плещеева – «скучная картина». Иван Бунин восхищался красотой осеннего леса: «Лес точно терем расписной, лиловый, золо ... души, с любовью. Люди того времени очень любили природу, ценили ее, поэтому жили лучше. Как правильно писать сочинение-рассуждение Во-первых, стоит уделить особое внимание описанию ...
-не ломай ветви деревьев — не бросай в воду
и кустарников! использованную посуду!
- не повреждай кору деревьев! — не бей стеклянную
- не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
- не вытаптывай траву и почву! — не пугай водоплаваю-
- не разводи костёр в лесу! щих птиц!
- не тревожь лесных обитателей! — не загрязняй воду!
- не кричи! Не шуми! — не оставляй на берегу
- не разоряй муравейников! беспорядок!
- не оставляй мусор!
У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.
Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи.
- Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?
— Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своих сочинениях.
У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу.
Дополнительно:
Если есть время, обратиться к учебнику – упр. 63 (основная мысль, языковые средства, авторское отношение)
- оформление записи в тетради (дата)
- слайд 1, чтение эпиграфа, слова-подсказки, предположения уч-ся
- запись на доске и в тетради:
Сочинение
«Люби и охраняй природу!»
- повторение ранее изученного о стиле
Демонстрация слайдов ( 2 – 15), эмоциональное воздействие
Слайд 16 (стихи)
Запись текста, беседа, работа над словом, Повторение особенностей публицистического
стиля
Ещё раз уточняем цель публ. стиля, языковые средства
- раздаточный материал для уч-ся
Выразительное чтение текстов,
наблюдение, анализ особенностей
научного,
художественного,
публицистического стилей
- развитие устной монологической речи уч-ся
- отмечают лексические особенности, синтаксис
- называют обращения, поб., воскл. предл-я
- создание проблемной ситуации, беседа по проблеме
работа над словом, обращение к толковому словарю
- активизация деятельности уч-ся, сопоставление «вред – польза» (самостоятельная работа в тетради)
- читают свои записи
- слайд 17- сравнивают с содержанием слайда 17, делают дополнения
- информация для уч-ся
- группа горе-туристов (читают стихи, обыгрывают действия)
— развитие письменной речи (самостоятельная работа по вариантам: составление правил для отдыхающих)
- читают правила
- сравнение с слайдом 18
- возвращение к эпиграфу
- подведение итогов