Урок литературного чтения «Картинная галерея» И.И. Шишкин «Рожь» 4 класс презентация по чтению (4 класс)

Сочинение
  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)
  3. Введение в урок: творчество И.И. Шишкина.

Эпиграф к уроку: Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.

В. В. Стасов (слайд 2)

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге — маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, он занимался археологией, историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.

В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии («чтобы не сделаться чиновником», как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.

6 стр., 2571 слов

Эволюция «чувства природы» в русской прозе XIX века

... "]. Говоря об образе природы в русской литературе, нам придется время от времени обращаться также и к примерам из области живописи, наглядно иллюстрирующим либо комментирующим ... природа в русской литературе XIX века». Число достаточно внушительное. Однако подавляющее большинство этих исследований имеет своим предметом творчество одного, реже — двух или нескольких (когда речь идет о традиции) ...

К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище»,- записал он несколько позже в дневнике. «Природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы …»

Просмотр зрительного ряда картин : (слайд 3-8)

  • Корабельная роща.
  • Дубовая роща.
  • Зима.
  • Роща у пруда.
  • Среди долины ровныя.
  • Опушка леса. Сиверское.
  1. Работа по теме урока.

Сегодня мы с вами будем писать сочинение-описание картины И.И. Шишкина «Рожь»

(слайд 9)

Анализ картины по вопросам:

— Что изображено на переднем плане картины? Какая это дорога? Куда она уходит?

— Расскажите о соснах, которые стоят посреди поля ржи. Что они вам напоминают?Почему с одной стороны стволов веток меньше?

— Если взглядом пройти по картине снизу вверх, то можно заметить, что большую часть полотна занимает небо. Как вы думаете, почему так сделал И.И. Шишкин? Какам он изобразил небо? Какие эпитеты можно употребить для его описания?

— Художник выбрал не квадратное полотно, а вытянутое в ширину, чего он этим достиг?

— Что напоминает вам поле ржи? С чем можно сравнить её?

— Если бы вдруг мы оказались на этой дороге, какие запахи и звуки мы могли бы услышать? Какое настоение и мысли могли бы возникнуть?

5. Составление примерного плана сочинения-описания. Обсуждение содержания каждой из частей.

1. Вступление

2. Основная часть

3.Заключение

5. Словарно-орфографическая работа:

Подберите ряд синонимов к словам:

-художник-……, ……..,

— картина- ………, ………

Продолжите ряд эпитетов:

Рожь (какая?) золотистая, ……., ……..

Сосны (какие?) высокие, ……, ……..

Дорога (какая?) просёлочная, ……., ……., …….

Небо (какое?) голубое, ……, ……., …….

3 стр., 1219 слов

Красота природы в живописи

... новыми элементами, взятыми из реальности, стимулирует его к творческой деятельности. Сочинение рассуждение Красота природы Природа так многообразна в своих проявлениях. В каждое время года и суток она не перестает удивлять ... другой. И каждая из них настолько насыщена природными красками, что поневоле любой художник отметит для себя, что никогда его кисть не сможет сотворить ничего подобного. ...

Облака (какие?) белоснежные,……,…….,

6.Самостоятельная работа учащихся. Написание сочинения.

7. Выборочное чтение работ.

На переднем плане картины И.И.Шишкина изображена просёлочная дорога, которая уходит в золотое поле. Ещё на картине изображены могучие сосны. Они ,как великаны, стоят посреди поля. Небо заняло большую часть пейзажа. Оно нежно-голубое, по нему плывут белоснежные облака. В золотистом поле ржи подувает нежный легкий ветерок, наклоняя к земле спелые колосья. Слышно, как в травке стрекочут кузнечики. Где-то в соснах кукует кукушка. Над полем летают птицы, собирая зерна.

Картина И.И. Шишкина прекрасна и мне очень понравилась. Художник сумел передать красоту русского поля.

Бондаренко Анастасия

8. Итог урока

Урок литературного чтения

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sochineniya-klass-planeta-znaniy-k-kartinam-uchebnika/

Тема : Сочинение-описание картины

И.И.Шишкина «Рожь»

4 класс

УМК «Планета знаний»